- Учителю
- Фрагмент урока по ОРКСЭ Искусство в религиозной культуре. Икона и картина
Фрагмент урока по ОРКСЭ Искусство в религиозной культуре. Икона и картина
Тема урока: «Искусство в религиозной культуре. Икона и картина»
Цель: сформировать у учащихся целостные представления об исторических традициях и ценностях художественной культуры.
Задачи:
- знакомство с особенностями древнерусской иконописи.
- формирование духовной культуры как части общей культуры человека; содействие духовно-нравственному воспитанию учащихся; воспитание у учащихся любви к своему Отечеству, уважения к историческому прошлому и настоящему нашей Родины через знакомство с русской иконописью
- развитие у учащихся способности к осмысленному эмоционально-художественному восприятию русской иконописи и размышлению о ее особенностях; развитие навыка анализа произведений изобразительного искусства.
Предметные
-
научить отличать икону от картины
Метапредметные
Воспитание в ребенке лучших его качеств: доброты, одухотворенности.
Развитие умения выделять главное в тексте в соответствии с учебным заданием;
Развивать коммуникативные навыки и навыки сотрудничества в процессе работы.
Фрагмент урока
Работа с иллюстрациями проводится после этапа открытия новых знаний и первичного знакомства с таким видом искусства в религиозной культуре, как «Иконопись». Цель работы с иллюстрациями: найти отличительные черты иконы от картины.
На картине и иконе запечатлено одно и то же историческое событие: Преподобный Сергий благословляет Д.Донского, но учащимся учитель не сообщает названия картины и иконы.
</
Учитель предлагает рассмотреть в течение 1-2 минут представленные иллюстрации.
-Что можете сказать об увиденном?
(Первая иллюстрация - это икона, а вторую нельзя иконой назвать. Смысл у них один и тот же, но нарисовано по-разному. Изображено одно и тоже: какие-то люди, воины склонились перед священником.)
-Кого мы видим на переднем плане на картине? На иконе? Что это за люди?
(На переднем плане мы видим священника, монахов. Священник держит крест. У других в руках икона и какая-то чаша. К ним пришли люди. Первый одет в богатую одежду. Наверно, это князь, а с ним его дружина. Они держат копья, на голове шлем).
-Что изображено на заднем плане картины? Иконы?
(Видим деревья, церковь, купол с крестом, строения)
-Как вы думаете, что за событие изображено?
(Это событие далёкого прошлого. Это видно по одежде. Князь с войском может, просит помощи, а может прощения за что -то. А может быть, что священник их благословляет).
- Что вы тут видите такое, что позволяет так утверждать?
(Князь низко склонился перед священником. У него и у других на голове нет головных уборов. Другие люди, его воины, тоже головы склонили. Священник поднял над ними крест).
-Где происходит это событие?
(Событие происходит в лесу, кругом деревья. Может, это какой-то монастырь).
-Когда происходит это событие?
(Изображено лето, деревья в листве и зелёные).
Учитель далее сообщает учащимся, что запечатлено одно и то же историческое событие: Преподобный Сергий благословляет Д.Донского на битву с татаро - монголами. Что вы об этом знаете? (уч-ся могут вспомнить об этом событии, т.к. изучали на уроках окружающего мира. Упомянуть о двух монахах, которых Сергий отправил с Д.Донским: Пересвета и Ослябу. Их фигуры можно найти на иконе.)
Вы сразу точно смогли определить, что первое изображение является иконой, а второе - картиной. Значит, есть правила, по которым рисовали иконы? Нам и надо выявить основные отличия по деталям.
-Обратите внимание на строения. В чём отличие?
(На иконе строения более плоские и нарисованы упрощённо. На картине они выглядят, как в действительности, более объёмно)
-Отличается ли изображение деревьев?
( На картине деревья, лес более детально прорисованы. Разные породы деревьев. Разная окраска листвы. Есть деревья, которые ближе и вдали. Есть перспектива, об этом мы говорили на уроках ИЗО. На иконе нет различия в породе деревьев, нет перспективы. Деревья стоят одной стеной и нарисованы упрощённо).
-Обратите внимание на фигуры и одежду людей. В чём отличие?
(На картине детали лиц и одежды точно передали со всеми тенями, оттенками. На иконе линии плавные, фигуры более тонкие. Складки на одежде в строгом порядке. У Сергия над головой видим нимб).
- Какие отличия вы ещё можете назвать?
(На иконе нет тени ни от людей, ни от деревьев. На картине тень отбрасывают и люди, и деревья, и строения. Небо на картине, как в действительности, на нём видны облака. Раз есть тени, значит, солнце светит. На иконе небо нарисовано, как фон, не совсем привычный цвет для неба. Свет не от неба, а откуда-то изнутри).
Учитель подводит небольшой итог:
Оболочка тел, изображаемых на иконах, как бы истончалась, подчеркивая духовную наполненность образа. Отсутствует внешний источник света на иконе. Свет исходит от ликов и фигур, из глубины их. Нет и падающих фигур теней.
Нимб на иконах представляет собой окружие, составляющее единое целое с фигурой святого.