7


  • Учителю
  • Конспект открытого урока по постановке голоса 'Дикция'

Конспект открытого урока по постановке голоса 'Дикция'

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание:
предварительный просмотр материала

Комитет по образованию «Кингисеппский муниципальный район»

МБОУ ДОД «Центр эстетического воспитания и образования детей»


188480 Ленинградская область

г. Кингисепп

Крикковское шоссе, дом 14а

Т/факс 8(81375) 3-34-93

Конспект открытого занятия по теме:

«Дикция».






Составитель: преподаватель

по постановке голоса

Голикова Любовь Григорьевна

МБОУ ДОД

«Центр эстетического воспитания

и образования детей»

















г. Кингисепп 2015 год



I Общие сведения

Дата проведения:17.05.2015

Место: Центр эстетического воспитания и образования детей

Кабинет № 40

Отделение: музыкальное

Предмет: постановка голоса

Ф.И. ребенка - Попова Елизавета

Возраст - 15 лет

Год обучения: 3 год обучения

I. Тема открытого занятия: «Дикция»

II. Место в образовательной программе:

Занятие относится к разделу третьего года обучения. Тема № 5

Степень сложности занятия - учебное занятие средней сложности.

III. Цель учебного занятия:

Добиться хорошей (чёткой) дикции в произведении «Детские игры» В.А.Моцарта.

Задачи занятия:

Образовательные:

  • обобщить и систематизировать ранее полученные знания по теме «Дикция»;

  • расширить знания об особенностях работы артикуляционного аппарата;

  • активизировать мышцы голосового аппарата, его подвижность.

  • учить передавать мелодию выразительно, чисто интонировать.


Развивающие:

  • создать условия для развития дикционных навыков в разных темпах и при различных нюансах;

  • укрепление мышц артикуляционного аппарата (разборчивость речи, осмысленность, выравнивание гласных);

  • способствовать развитию эмоционально-образной сферы (воображения, мышления, памяти).

Воспитательные:

  • формировать интерес к творчеству В.А. Моцарту;

  • закреплять полученные навыки организации работы на уроках и во внеурочное время;

  • способствовать формированию интереса к сольному пению, в дуэте (на данном уроке в дуэте с педагогом), концертным выступлениям, творческому самовыражению.

IV. Тип учебного занятия: комбинированный

V. Форма организации занятия: индивидуальная

VI. Методы работы:

  • наглядные - наглядно - иллюстративный, ТСО;

  • словесные - объяснения (пояснения практического действия), беседа, комментарии;

  • практические - упражнения, практические задания.

По характеру познавательной деятельности: объяснительно - иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый.

Методы вокальной педагогики: концентрический, фонетический, методы показа и подражания, мысленного пропевания, сравнительного анализа.

Технологии:

Личностно - ориентированная, развивающего обучения, межпредметных связей, элементы проблемного обучения.

Исполнительские технологии: формирование певческой культуры и ассоциативно-образного мышления.

Межпредметные связи:

сольфеджио, теория музыки, анализ музыкальных произведений, аккомпанемент, литература, методика музыкального воспитания.

Педагогическая задача: Мобилизовать личностные качества ребёнка для самостоятельного поиска художественно-выразительных средств в исполнении произведения В.А Моцарта.

VII Материально-техническое оснащения:

  • Оборудованный учебный класс, который

  • соответствует санитарно-гигиеническим нормам;

  • стол, стулья шкаф;

  • зеркало;

  • фортепиано;

  • ноутбук;

  • наглядные пособия: плакаты, таблицы, иллюстрации;

  • ноты,

  • пюпитр;

VIII. Структура учебного занятия

  1. Вводная организационная часть - 3 мин.

  • приветствие - 1 мин.

  • краткая информация присутствующим о предыдущей работе

с учащейся по данной теме -1 мин.

постановка темы и цели учебного занятия - 1 мин.

  1. Основная часть - 33 мин.

  • Подготовка артикуляционного аппарата к работе над вокальным произведением - 6 мин.

  • Дикционные скороговорки (в темпах) - 7 мин

  • ознакомление с творческо - биографическим материалом о композиторе В.А.Моцарте) - 5 мин.

  • Отработка вокального произведения - 11 мин.

  • Закрепление и обобщение полученных знаний - 4 мин.

3.Заключительная часть - 4 мин:

  • подведение итогов - 1 мин.;

  • домашнее задание - 1 мин.;

  • рефлексия - 2 мин.

Ход урока.

Педагог: Здравствуйте, уважаемые коллеги! Здравствуйте, Елизавета!

Рада всех видеть на индивидуальном занятии по вокалу с учащейся 3 класса Поповой Елизаветой. За роялем концертмейстер Петруничева Татьяна Ивольевна.

Идёт краткая беседа с учащейся об эмоциональном состоянии, внутренних ощущениях. Педагог настраивает учащуюся на занятие посредством улыбки, голосовой интонацией.

На протяжении всего учебного года мы учились петь разнохарактерные произведения, работать над своим голосом.

Педагог: Лиза, скажите мне, пожалуйста, что является самым важным в пении?

Предполагаемый ответ учащейся: осанка, чистота интонации, правильное певческое дыхание, звукообразование, дикция.

Педагог: Верно. Эти все составляющие являются очень важным при пении. А без чего смысл и содержание музыкального произведения в жанре песня мы не сможем в полной мере донести до зрителей или слушателей?

Предполагаемый ответ учащейся: без слов и дикции.

Педагог: Совершенно верно. Вот мы и подошли к теме сегодняшнего занятия: «Дикция», над которой мы работаем в течение учебного года и будем работать сегодня, разучивая произведение В.А.Моцарта «Детские игры».

В.А.Моцарт - один из величайших композиторов-мелодистов. Его мелодика сочетает черты австрийской и немецкой народной песенности с певучестью итальянской кантилены.

Уважаемые коллеги, и прежде чем приступить к практической части занятия Елизавета подготовила небольшой материал о творчестве великого немецкого композитора В.А.Моцарте.

(Лиза знакомит с кратким творческо - биографический материалом о композиторе В.А.Моцарте) конспект сообщения прилагается. Педагог: Спасибо, Лиза, за интересный и содержательный конспект. Итак, вернёмся к теме сегодняшнего урока. Пение - единственный вид музыкально-исполнительского искусства, где музыкальное исполнение органически сочетается с необходимостью выразительного донесения речевого текста. Ясность и чёткость произношения слов и даже отдельных слогов в большей мере зависит от подвижности артикуляционного аппарата певца (щёки, губы, зубы, язык, челюсти, мягкое и твёрдое нёбо, глотка, голосовые связки, гортань.). (Демонстрация плаката «Артикуляционный аппарат»). - Все эти органы участвуют в формировании звука? Предполагаемый ответ учащейся: Да. Педагог - Попробует напрячь мышцы шеи и пропеть. Получается петь звонко и чисто. Предполагаемый ответ учащейся: Нет. Педагог - Да, звук жёсткий, фальшивый, напряжённый.

Педагог: Попробуйте без участия языка сказать: «Добыл бобыль бобы» (ученица пробует). Получилось? Нет, ничего не понятно. Предполагаемый ответ учащейся: Да, ничего не понятно. Педагог: А теперь попробуй сказать то же самое без участия губ (ученица выполняет задание). И снова не понятно. Значит, какой можно сделать вывод? Активность и работы артикуляционных органов определяют качество дикции. А вялость в работе артикуляционных органов является причиной плохой дикции. Итак, Елизавета, прошу Вас подумать, вспомнить и дать определение дикции. (Предполагаю, что ученица даст правильный ответ): Дикция - это чёткое, ясное, разборчивое произношение слов текста. Педагог: Правильно! Лиза, сейчас мы с Вами продемонстрируем, как нужно добиваться хорошей дикции. Вспомним скороговорки, делая акцент на согласные буквы « Р», «Ш», «Щ»: ( В скороговорках отрабатываются правильное произношение согласных букв «Р», «Ш», «Щ»: а также проводится работа на раскрепощение речевого аппарата).

1. Краб крабу сделал грабли Подарил грабли крабу: Грабь граблями гравий, краб. ______________________

2.Король - орёл; Орёл - король;

(Работа над чётким проговариванием с акцентом на разные слова и фразы) ______________________________

3. Испугался грома Рома. Заревел он громче грома. От такого рева гром Притаился за бугром.

4.Карл у Клары, Украл кораллы. Клара у Карла, Украла кларнет. ___________________________

5.На дворе трава, на траве дрова, Не руби дрова на траве двора. ____________________________

6.Выдра в ведро от выдры нырнула. Выдра в ведре с водой утонула. ____________________________

7. Ехал Грека через реку, Видит Грека - в реке рак. Сунул Грека руку в реку, Рак за руку Грека - цап! ____________________________

8.В недрах тундры, Выдры в гетрах, Тырят в вёдра, Ядра кедров! Выдрав с выдры, В тундре гетры , Вытру выдрой ядра кедров, Вытру гетрой выдре морду, Ядра в вёдра, Выдру в тундру! ________________________________

Скороговорка на букву «Ш»

9.На опушке в избушке, Живут старушки-болтушки. У каждой старушки лукошко, В каждом лукошке кошка, Кошки в лукошках шьют старушкам сапожки. _______________________________________

10 В шалаше шуршит шелками, Жёлтый дервиш из Алжира И, жонглируя ножами, Штуку кушает инжира. Скороговорка на букву «Щ» 11.Два щенка, щека к щеке, Щиплют щетку в уголке.

Педагог: Лизонька, вспоминаем нашу одну из любимых скороговорок «Ехал Грека через реку». Эту скороговорку Вы хорошо знаете и поэтому я прошу Вас не только правильно произносить букву «Р», но и исполнить её по фразировкам с правильным вдохом и выдохом, а также ускоряя темп (учебно-тренировочные упражнения на развитие речевого аппарата в различных образах и эмоциях). Педагог: Молодец, Елизавета! У Вас получилось достаточно неплохо. Педагог: Переходим к вокальным упражнениям на развитие голоса. Распеваясь, наши голосовые связки, разогреваются и правильно настраиваются:

  • учебно-тренировочные упражнения на развитие голосового аппарата: работа с гласными в середине и конце слова;

  • трансформирование гласных, не выделяя их в конце слова:

а, о, у, э, и, ю, я

  • чёткое пропевание согласных в середине и в конце слова.

Выполняя упражнения, педагог обращает внимание воспитанницы на чистое интонирование. Каждое следующее проведение мелодии проходит при повышении её на полтона:

Формирование высокой позиции звука, округлости гласной, острого интонирования терцового тона, опорного дыхания. Осознанная фразировка, владение опорным дыханием.

Упражнение на работу кончика языка: вверх по звукам Т53 на слоги «ля - лё - лю», вниз - движение от 5 ступени к 1 на слоги «ля - ли - лё - ли - лю». Педагог: Хорошо! …. Елизавета, на прошлых занятиях мы познакомились с произведением В.А.Моцарта «Детские игры». Сейчас я попрошу Вас вспомнить все рекомендации, которые Вы получили на прошлом уроке и сегодня и их озвучить. Предполагаемый ответ Елизаветы: нужно чётко пропевать согласные и гласные звуки. Правильно брать дыхание в конце каждой фразы. Пропевать фразы мягко и не форсировать звукоизвлечение. Педагог: Теперь попрошу Вас учесть все рекомендации при исполнении произведения «Детские игры». Прочитайте текст, выделяя опорные слова. А теперь не только выделяя слова, но и используя динамику. Педагог: Молодец! А теперь спойте эту песню. (При необходимости педагог даёт рекомендации учащейся по техническому направлению певческого звука и отрабатывает практически сложные вокальные пассажи произведения. Обращает внимание ученицы не только на дикцию, но и на дыхание, динамические оттенки в произведении, фразировку). Педагог: Лиза, предлагаю Вам исполнить ещё раз это произведение, но уже на немецком языке. (Рекомендации педагога по чёткости звуков могут измениться, т.к. песня прозвучала на немецком языке). Педагог: Молодец! Это нелегко исполнять на двух языках, но учитывая, что у нас ещё идёт процесс разучивания этого произведения, Вы справились хорошо. Но это ещё не всё…я предлагаю Вам исполнить это произведение в дуэте со мной. (Работа в ансамбле)

Заключительная часть.

Педагог: Сегодня мы уделили много внимания развитию речевого и голосового аппарата, работе над звуками и буквами в скороговорках и распевках, дыханию и звуковедению в целом. Лиза, самое главное запомните, пожалуйста, "Рваная" дикция вредна не только в вокальном, но и в художественном отношении, т.к. дикция является не только средством донесения текстового содержания произведения, но и одним из важнейших средств художественной выразительности раскрытия музыкального образа. Подведём итоги по сегодняшней теме. Итак, хорошую дикцию можно достичь:

  • при отчётливом, фонетически определённом и грамотном произношении;

  • при умеренном округлении гласных за счёт пения на скрытом зевке;

  • при умении максимально растягивать гласные и очень коротко произносить согласные звуки в любом ритме и темпе. Педагог: Лиза, прошу Вас дома перед зеркалом повторить упражнения и выразительно проговаривать стихотворный текст песни. Это поможет Вам добиться выразительное звукообразование. Выучите, пожалуйста, текст песни на русском языке. Закрепите точное определение дикции и артикуляции. Это будет Вашим домашним заданием. Рефлексия:

  • Добились ли мы сегодня хорошей дикции в работе над произведением «Детские игры»?

  • С какими трудностями Вы столкнулись при работе над этим произведением?

  • Если да, то как их преодолевать?

  • Помогло ли Вам понять или наоборот утвердиться в Вашей правильности выбора художественно-выразительных средств исполнения произведения, когда мы с Вами пели дуэтом?

  • На каком языке понравилось больше исполнять произведение В.А.Моцарта «Детские игры»? Сольно или в ансамбле?

Педагог: Наш урок подошёл к концу. Татьяна Ивольевна, Елизавета, спасибо за работу.

Уважаемые коллеги, спасибо за внимание.

Урок закончен.

До свидания!


Приложение к уроку. Творческо - биографический материал «В.А. Моцарт»

Вольфганг Амадей Моцарт

Родился Зальцбурге - 27 января 1756

Умер в Вене (в 35 лет) - 5 декабря 1791


Детские годы. Зальцбург. Вольфганг Амадей Моцарт родился 27 января 1756 года в городе Зальцбурге. Зальцбург, расположенный в районе Альп, представлял собой в то время столицу маленького княжества, во главе которого стоял зальцбургский архиепископ, сочетавший духовную и светскую власть.


Раннее детство Вольфганг провел в Зальцбурге, где он вслушивался в народные песни, был свидетелем представлений народных театров, странствовавших по городам и деревням Австрии и Германии. Живописна природа, окружающая Зальцбург: горы, реки, обилие садов и лесов -- все это будило творческое воображение ребенка. Эти первые впечатления сознательной жизни определили в дальнейшем характер и содержание музыки Моцарта. Семья Моцарта. Родился Моцарт в семье крупного музыканта.Отец его, Леопольд Моцарт. родом из немецкого города Аугсбурга, был скрипачом, органистом, педагогом и композитором. В биографии Моцарта музыкальный талант обнаружился ещё в раннем детстве. Отец обучал его игре органе скрипке клавесине.


Отец Моцарта предпринял с сыном и дочерью Анной, также замеча-тельной исполнительницей на клавесине, артистическое путешествие в Мюнхен, Париж, Лондон и Вену, а затем и во многие другие города Германии, Нидерландов, Швейцарии.

В этом же году юный Моцарт написал свою первую композицию.


Он создавал музыку с живым чувством восхищения и восторга. Моцарт, также написал лёгкую музыку для детской.


Швейцарии, Голландии музыка Моцарта поражает слушателей удивительной красотой. Впервые сочинения композитора издаются в Париже.



Следующие несколько лет (1770-1774) Амадей Моцарт проживал в Италии. Там в первый раз ставятся его оперы («Митридат - царь Понтийский», «Луций Сулла», «Сон Сципиона»), которые получают большой успех публики. Кратко отметим, что к 17 годам широкий репертуар композитора включал более 40 крупных произведений.


Расцвет творчества С 1775 по 1780 года плодотворная работа Вольфганга Амадея Моцарта пополнила когорту его сочинений рядом выдающихся композиций.


После занятия должности придворного органиста в 1779 году, симфонии Моцарта, его оперы содержат все больше новых приемов. В биографии Вольфганга Моцарта стоит отметить, что женитьба на Констанции Вебер отразилась также на его творчестве. Опера «Похищение из Сераля» пропитана романтикой тех времен.

Пик славы


Творчество Моцарта следующих лет поражает плодотворностью наряду с мастерством. Знаменитейшие оперы «Женитьба Фигаро», «Дон-Жуан» композитора Моцарта ставятся в нескольких городах. Для Моцарта произведения того времени оказались чрезвычайно успешными. «Волшебная флейта», «Милосердие Тита» - эти оперы были написаны быстро, однако весьма качественно, выразительно, с красивейшими оттенками.



Известная месса «Реквием» Моцарта так и не была закончена до его смерти . «Реквием» -- одно из величайших созданий гениального композитора. Написанный на традиционный латинский текст заупокойной мессы, он по своей музыке не соответствует требованиям богослужебного культа. Средствами хора, вокального квартета и симфонического оркестра Моцарт воплощает глубочайший мир человеческих чувств и переживаний: драматизм душевных конфликтов, стихийную, грандиозную картину страшного суда, великую скорбь и горе по утраченным близким, любовь и веру в человека.

Некоторые оперы Моцарта так и остались неоконченными, поскольку трудное материальное положение семьи заставляло композитора посвящать много времени различным подработкам. В аристократических кругах проводились фортепианные концерты Моцарта, сам музыкант был вынужден писать пьесы, вальсы на заказ, преподавать В 1789 году им было получено весьма выгодное предложение, возглавить придворную капеллу в Берлине. Однако отказ композитора ещё более усугубил материальное положение семьи.



Произведение закончил ученик композитора Зюсмайер. Как уже известно, несмотря на свою одарённость, великий музыкант не был богат и знаменит. Определённые условия жизни и ценности того времени распорядились так, что один из самых плодотворных и некогда успешных композиторов находился на грани бедности.


Одна из причин - врождённая гордость и непреклонность нрава. Отличительной чертой творчества Моцарта является сочетание строгих, ясных форм с глубокой эмоциональностью. Уникальность его творчества состоит в том, что он не только писал во всех существовавших в его эпоху формах и жанрах, но и в каждом из них оставил произведения непреходящего значения. Музыка Моцарта обнаруживает множество связей с разными национальными культурами (особенно итальянской), тем не менее она принадлежит национальной венской почве и носит печать творческой индивидуальности великого композитора.***)


Смерть


Моцарт, ушедший в бессмертие, не дожив до 36 лет. За несколько часов до смерти он напевал песенку Папагено («Известный всем я птицелов») из «Волшебной флейты. Был почти час ночи, когда он отвернулся к стене и перестал дышать. Скончался Моцарт в ночь с 4-го на 5-е декабря 1791 года (на 36-м году жизни).» Умер знаменитый композитор от острой лихорадки. Констанца, сломленная горем и не имевшая никаких средств, должна была согласиться на самое дешевое отпевание в часовне собора св. Стефана



Она была слишком слаба, чтобы сопровождать тело мужа в далекий путь на кладбище св. Марка, где он был похоронен без всяких свидетелей, кроме могильщиков, в могиле для бедняков, местоположение которой было вскоре безнадежно забыто. Похоронили Моцарта на кладбище Святого Марка в Вене. При трагических обстоятельствах проходили похороны Моцарта. Как было сказано выше, из-за отсутствия материальных средств его осиротевшей семьи по совету друга Моцарта, барона ванн Свитена, композитору не устраивали дорогих похорон. Вольфганга Амадея Моцарта похоронили по третьему разряду.

Точное место его погребения до сих пор неизвестно. Так тихо, незаметно был похоронен великий гений, музыка которого доставляет столько художественной радости человечеству.

В.А.Моцарт - Гениальный австрийский композитор XVIII века, оставил после себя огромное музыкальное наследие. Моцарт, австрийский композитор - исполнитель-виртуоз, проявивший свои феноменальные способности и многогранность в написании и понимании музыки. Моцарт, является одним из самых популярных классических композиторов, оказавшим глубокое влияние на дальнейшую западную музыкальную культуру. Моцарт создавал легкие, гармоничные и прекрасные произведения, которые стали классикой для детей и взрослых. Научно доказано, что его сонаты и концерты положительно влияют на умственную деятельность человека, помогают стать собранными и логично мыслить По свидетельству современников, обладал феноменальным музыкальным слухом, памятью и способностью к импровизации. Моцарт широко признан одним из величайших композиторов: его уникальность состоит в том, что он работал во всех музыкальных формах своего времени и во всех достиг наивысшего успеха.Наряду с Гайдном и Бетховеном, принадлежит к наиболее значительным представителям Венской классической школы.Во многих произведениях Моцарта для детей, можно услышать нотки той лёгкости и свободы духа, которые были присущи автору. Кто-то может сказать, что классическая музыка, классическое пение теперь не в моде. Однако действительно гениальные произведения величайших композиторов находятся вне течения времени.

Моцарт - один из величайших мелодистов. Его мелодика сочетает черты австрийской и немецкой народной песенности с певучестью итальянской кантилены. Несмотря на то, что его произведения отличаются поэтичностью и тонким изяществом, в них часто встречаются мелодии мужественного характера, с большим драматическим пафосом и контрастными элементами. Моцарт создал совершенно иной тип музыкальной драматургии, где оперная музыка находится в полном единстве с развитием сценического действия. Как следствие - в его операх нет однозначно положительных и отрицательных персонажей, характеры живые и многогранные, показаны взаимоотношения людей, их чувства и стремления. Музыка Моцарта, как для взрослых, так и для детей не перестаёт звучать. Мелодии из самых известных произведений Моцарта для детей, можно


услышать на концертах в общеобразовательных школах, ГДК, всевозможных фестивалях, конкурсах. Малышей с самого раннего возраста приобщают к прекрасному, что способствуют их правильному и гармоничному развитию. Он создавал лёгкие и многогранные произведения - практически идеальную музыку для детей и взрослых открыв для слушателей, целую вселенную музыки.

Интересные факты

Из семерых детей в семье Моцартов выжили только двое: Вольфганг и его сестра Мария Анна. Композитор проявил свои способности в музыке, будучи совсем ребёнком. В возрасте 4 лет написал концерт для клавесина, в 7 лет - свою первую симфонию, а в 12 лет - первую оперу. Моцарт присоединился к масонству в 1784 году, писал музыку для их ритуалов. А позже в ту же ложу вступил его отец, Леопольд

Личность Моцарта.

Спустя 250 лет после рождения Моцарта трудно создать отчетливое представление о его личности (хотя и не так трудно, как в случае И.С.Баха, о котором мы знаем еще меньше). По-видимому, в натуре Моцарта парадоксально сочетались самые противоположные качества: великодушие и склонность к едкому сарказму, ребячливость и житейская искушенность, веселость и склонность к глубокой меланхолии - вплоть до патологической, остроумие (он безжалостно передразнивал окружающих), высокая нравственность (хотя он не слишком жаловал церковь), рационализм, реалистический взгляд на жизнь. Без тени самолюбия он восторженно говорил о тех, кем восхищался, например о Гайдне, зато был беспощаден к тем, кого считал дилетантами. Отец однажды написал ему: «У тебя сплошные крайности, ты не знаешь золотой середины», прибавив, что Вольфганг либо слишком терпелив, слишком ленив, слишком снисходителен, либо - временами - слишком строптив и беспокоен, слишком торопит ход событий вместо того, чтобы предоставить им идти своим чередом. И по прошествии столетий личность его представляется нам подвижной и неуловимой, как ртуть.

Фотографии:

Дом, в котором родился Моцарт. Ухо Моцарта (слева)

Ныне там расположен музей композитора

Семья (отец, сын, дочь)

Моцарт и Констанция ( медовый месяц)


«…смерть есть подлинная конечная цель нашей жизни. За последние два года я так близко познакомился с этим подлинным и лучшим другом человека, что образ смерти для меня не только не заключает в себе ничего пугающего, но, напротив, даёт немало успокоения и утешения! И я благодарю Бога за то, что он даровал мне счастье понять смерть как источник нашего подлинного блаженства.»

- В. А. Моцарт, письмо отцу, 4 апреля 1787 года.


Литература:

1.Вопросы вокальной педагогики. - М., 1997 2.Горбунов Н. Зонная природа звуковысотного слуха - М.-Л., 1948. 3.Емельянов В.В. Развитие голоса. - М., 1996 4.Кабалевский Д.Б. Музыкальное развитие детей. М., 1998. 5.Апраскина О. Хрестоматия по методике музыкального воспитания в школе. - М., 1987. 6.Бандина А. Методика преподавания пения в школе - М., 1952. 7.Баренбай Л.А. Путь к музицированию. - М., 1998. 8.Багадуров В.А., Орлова Н.Д. Начальные приемы развития детского голоса. Анищенкова Е.С. «Артикуляционная работа по восстановлению голоса у детей «- Москва 2005. - М., 2007. 9.ДмитриевЛ.Б. «Солисты театра Ла Скала о вокальном искусстве» Диалоги о технике пения - Москва 2002. 10. Курина Г. «Развитие слуха не интонирующих детей с помощью гармонии» С-Петербург 2005. 11. Луканин В. «Обучение и воспитание молодого певца» - Музыка 1977. 12. Морозов В. «Вокальный слух и голос» - Москва, Литература 1965.

Интернет- ресурсы:

ttp://www.peoples.ru/art/music/composer/mozart

26




 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал