7


  • Учителю
  • Урок музыки Царь-басс России Ф.И. Шаляпин

Урок музыки Царь-басс России Ф.И. Шаляпин

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание:
предварительный просмотр материала

Фёдор Ива́нович Шаля́пин (1 [13] февраля 1873, Казань - 12 апреля 1938, Париж) - русский оперный и камерный певец (высокий бас), в разное время солист Большого и Мариинского театров, а также театра Метрополитен Опера, первый народный артист Республики (1918-1927, звание возвращено в 1991), в 1918-1921 годах - художественный руководитель Мариинского театра[1]. Имеет репутацию артиста, соединившего в своём творчестве «прирождённую музыкальность, яркие вокальные данные, необыкновенное актёрское мастерство»[2]. Занимался также живописью,графикой и скульптурой, снимался в кино. Оказал большое влияние на мировое оперное искусство[2].

Содержание

[убрать]

  • 1Биография

    • 1.1Начало карьеры

    • 1.2Мамонтовская опера

    • 1.3Расцвет творчества

    • 1.4Революционный период

    • 1.5В эмиграции

  • 2Творчество

    • 2.1Роли в кино

  • 3Личная жизнь

  • 4Награды[11]

  • 5Адреса

    • 5.1в Санкт-Петербурге - Петрограде

    • 5.2В Москве

    • 5.3В Плёсе

  • 6Память о Шаляпине

    • 6.1Киновоплощения

  • 7Галерея

  • 8Примечания

  • 9Литература

  • 10Ссылки

Биография[править | править вики-текст]



И. Я. Шаляпин - отец Ф. И. Шаляпина

Сын крестьянина Вятской губернии Ивана Яковлевича Шаляпина (1837-1901), представителя древнего вятского рода Шаляпиных (Шелепиных). Мать Шаляпина - крестьянка из деревни Дудинцы Кумёнской волости (Кумёнский район Кировской области), Евдокия Михайловна (в девичестве Прозорова). Иван Яковлевич и Евдокия Михайловна повенчались 27 января 1863 года в Преображенской церкви села Вожгалы. В детстве Шаляпин был певчим. Мальчиком его отдали на обучение сапожному делу к сапожникам Н. А. Тонкову, затем В. А. Андрееву. Получил начальное образование в частной школе Ведерниковой, затем учился в Четвёртом приходском училище в Казани, позже - в Шестом начальном училище. В мае 1885 года Шаляпин закончил училище, получив высший балл - 5

В сентябре 1885 году отец устраивает Федора Шаляпина учителем в открывшееся ремесленное училище в Арске. «Мне думалось, - вспоминал Шаляпин, - что я еду в какую-то прекрасную страну, и тихо радовался, что уезжаю из Суконной слободы, где жизнь становилась всё тяжелее для меня» [3]

Начало карьеры[править | править вики-текст]

Началом своей артистической карьеры сам Шаляпин считал 1889 год, когда он поступил в драматическую труппу В. Б. Серебрякова, вначале на должность статиста. 29 марта 1890 года состоялось первое выступление Шаляпина - он исполнил партию Зарецкого в опере П. И. Чайковского «Евгений Онегин» в постановке Казанского общества любителей сценического искусства. Весь май и начало июня 1890 года Шаляпин был хористом опереточной антрепризыВ. Б. Серебрякова.

19 сентября 1890 года Шаляпин прибывает из Казани в Уфу и начинает работать в хоре опереточной труппы под руководством С. Я. Семёнова-Самарского.

Получил сольную партию Стольника в опере Монюшко «Галька», заменив случайно заболевшего артиста. Этот дебют выдвинул 17-летнего Шаляпина, которому изредка стали поручать небольшие оперные партии - например, Феррандо в «Трубадуре». Однажды, выступая в партии Стольника, Шаляпин упал на сцене, сев мимо стула - с тех пор он всю жизнь зорко следил за креслами на сцене, опасаясь вновь промахнуться.

В следующем году Шаляпин выступил в партии Неизвестного в «Аскольдовой могиле» Верстовского. Ему было предложено место в Уфимском земстве, однако начинающий певец примкнул к приехавшей в Уфу малороссийской труппе Г. И. Деркача. Странствования с ней привели его в Тифлис, где ему впервые удалось серьёзно заняться своим голосом, благодаря певцу Дмитрию Усатову. Усатов не только одобрил голос Шаляпина, но, ввиду отсутствия у последнего материальных средств, стал бесплатно давать ему уроки пения и вообще принял в нём большое участие. Он же устроил Шаляпина в тифлисскую оперу Людвигова-Форкатти иЛюбимова. Шаляпин прожил в Тифлисе целый год, исполняя в опере первые басовые партии.



Ф. Шаляпин в 1893 году.

В 1893 году он перебрался в Москву, а в 1894 году - в столицу, Санкт-Петербург, где пел в «Аркадии» в оперной труппе Лентовского, а зимой 1894-1895 гг. - в оперном товариществе в Панаевском театре, в труппе Зазулина. Прекрасный голос начинающего артиста и в особенности выразительная музыкальная декламация в связи с правдивой игрой обратили на него внимание критики и публики. В 1895 году Шаляпин был принят дирекцией Санкт-Петербургских Императорских театров в состав оперной труппы: он поступил на сцену Мариинского театра и с успехом пел партии Мефистофеля («Фауст» Ш. Гуно) и Руслана («Руслан и Людмила» М. И. Глинки). Разнообразное дарование Шаляпина выразилось и в комической опере Д. Чимарозы «Тайный брак[en]», но ещё не получило должной оценки. В сезон 1895-1896 годах он «появлялся довольно редко и притом в мало подходящих для него партиях».

Мамонтовская опера[править | править вики-текст]

Известный меценат С. И. Мамонтов, державший в то время оперный театр в Москве, заметив в Шаляпине выдающееся дарование, уговорил его перейти в свою труппу. Шаляпин пел в Мамонтовской опере в 1896-1899 годах, и за эти четыре сезона приобрёл громкую известность. Здесь он развился в художественном смысле и развернул свой сценический талант, выступив в ряде сольных партий. Благодаря тонкому пониманию русской музыки вообще и новейшей в частности, он индивидуально и глубоко правдиво создал ряд значительных образов в таких произведениях русских композиторов, как «Псковитянка» (Иван Грозный), «Садко» (Варяжский гость) и «Моцарте и Сальери» (Сальери) Н. А. Римского-Корсакова; «Русалка» (Мельник) А. С. Даргомыжского; «Жизнь за царя» (Иван Сусанин) М. И. Глинки; «Борис Годунов» (Борис Годунов) и «Хованщина» (Досифей) М. П. Мусоргского. В то же время он работал и над ролями в иностранных операх; так, роль Мефистофеля в опере Ш. Гуно «Фауст» получила в его передаче яркое, сильное и своеобразное освещение.

Мамонтов, давая Шаляпину карт-бланш, дал возможность раскрыться таланту певца. Сам Шаляпин позднее вспоминал:

С. И. Мамонтов сказал мне: - Феденька, вы можете делать в этом театре всё, что хотите! Если вам нужны костюмы, скажите, и будут костюмы. Если нужно поставить новую оперу, поставим оперу! Всё это одело душу мою в одежды праздничные, и впервые в жизни я почувствовал себя свободным, сильным, способным побеждать все препятствия".

В автобиографической книге «Маска и душа» Шаляпин характеризует эти годы творческой жизни как важнейшие: «У Мамонтова я получил тот репертуар, который дал мне возможность разработать все основные черты моей артистической натуры, моего темперамента».

Расцвет творчества[править | править вики-текст]



Шаляпин в образе Мефистофеля (фотографияС. М. Прокудина-Горского, 1915).



МЕНЮ

0:00

Народная песня «Эй, ухнем» (Фёдор Шаляпин)



МЕНЮ

0:00

Авторский текст «Дубинушка» (Фёдор Шаляпин)



МЕНЮ

0:00

Народная песня «Из-за острова, на стрежень» (Фёдор Шаляпин)

В 1899 году Шаляпин вновь поступил на службу в Императорские театры - на этот раз он пел в Москве, в Большом театре, где пользовался громадным успехом. Гастрольные выступления Шаляпина на императорской Мариинской сцене составляли своего рода события в петербургском музыкальном мире.

В 1901 году Шаляпин дал 10 представлений в миланском театре Ла Скала: его выступление в заглавной партии в опере А. Бойто «Мефистофель[en]» было высоко оценено.

В революцию 1905 года жертвовал сборы от своих выступлений рабочим. Его выступления с народными песнями («Дубинушка» и др.) порой превращались в политические демонстрации.

С 1914 года выступает в частных оперных антрепризах С. И. Зимина (Москва), А. Р. Аксарина (Петроград).

В 1915 году состоялся дебют Шаляпина в кино, он исполнил роль Ивана Грозного в исторической кинодраме «Царь Иван Васильевич Грозный» (по драме Льва Мея «Псковитянка»).

В 1917 году при постановке на сцене Большого театра оперы Дж. Верди «Дон Карлос» Шаляпин выступает не только как певец, исполнив партию Филиппа, но и как режиссёр. Его следующим режиссёрским опытом стала постановка оперы А. С. Даргомыжского «Русалка». На главную партию он выбирает молодую певицу К. Г. Держинскую[4].

Революционный период[править | править вики-текст]

Шаляпин и Максим Горький в президиуме торжественного собрания, посвящённого празднованию 1-го мая в Петрограде (1920).

С 1918 года Шаляпин - художественный руководитель бывшего Мариинского театра. В том же году он первым получил звание Народного артиста Республики.

В эмиграции[править | править вики-текст]

С 1922 года[5] Шаляпин на гастролях за границей, в частности в США, где его американским импресарио был Соломон Юрок. Певец уехал вместе со своей второй женой - Марией Валентиновной. Его долгое отсутствие вызывало подозрения и отрицательное отношение в Советской России; так, в 1926 году В. В. Маяковский</<font color="#252525"> писал в «Письме к Горькому»:







 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал