- Учителю
- Программа по музыке по программе Д. Б. Кабалевского
Программа по музыке по программе Д. Б. Кабалевского
«Утверждено»
Директор ГБОУ СОШ № 424
_____________ И.П. Авдеева
«___» ________________ г.
Рабочая программа по музыке
на 2014/2015 учебный год
Учреждение Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы «Школа № 424»
Класс 7
Общее количество часов за год 34 в неделю 1
Количество контрольных работ нет
Учитель:
ФИО Чупанова Татьяна Викторовна
Квалификационная категория II
Педагогический стаж 5
Составлена на основе программы федерального Государственного образовательного стандарта среднего образования «Музыка» под редакцией Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская.
Пояснительная записка
В VII классе ученики будут вслушиваться не только в характер, содержание и построение музыкальных образов, но и в то, как они связаны между собой, как один на другой воздействует, как при этом музыка развивается и к чему это развитие приводит.
Так, от наблюдения за жизнью одного самостоятельного музыкального образа мы придем к наблюдению за жизнью нескольких образов, взаимосвязанных в рамках одного произведения, т. е. к тому, что называется музыкальной драматургией.
Самая разная и при самых разных обстоятельствах звучит в нашей жизни музыка. Она звучит по радио, телевидению, в кино, в грамзаписи; музыка заполняет концертные залы; мы слышим музыку в детских садах и школах, на спортивных соревнованиях, в цирке и на дискотеке. Несомненно расширяется круг музыкальных впечатлений, получаемых учащимися вне школы. Значительную роль в них будет играть легкая, развлекательная музыка, с которой ребята сталкиваются в своем быту очень часто. В классе должна быть сохранена атмосфера простоты и взаимного доверия, чтобы учащиеся свободно и охотно рассказывали о своих внешкольных «музыкальных встречах», делились с учителем своими впечатлениями. Учащимся должен стать понятен смысл словосочетания «современная музыка», которое нередко можно услышать как обозначение лишь новейшей легкой, развлекательной музыки в отличии от музыки серьезной. Учащимся следует объяснить, что выражение «современная музыка» может быть употреблено в двух значениях: в более узком и поверхностном - как музыка, созданная в наше время, и в более широком и глубоком - как музыка, отвечающая общечеловеческим ценностям.
Изучая музыку, ребята почувствуют и поймут, что они изучают жизнь, что музыка - это сама жизнь. Если музыка - сама жизнь, то она, естественно, подвластна законам жизни, по этим законам она существует, развивается и воздействует на людей. Особое внимание нужно уделять так называемой сонатно-симфонической форме, музыкальному образу, музыкальной драматургии.
Цель - воспитание у учащихся музыкальной культуры как части всей их духовной культуры.
Задачи:
- расширить музыкальный кругозор;
- развить творческие способности;
- раскрытие школьниками природы музыкального искусства как результата деятельности человека-творца;
- формирование способности учащихся схватывать связи и отношения отдельных явлений музыкального искусства;
- воспитание устойчивого интереса к деятельности музыканта - человека, сочиняющего, исполняющего и слушающего музыку.
Первое полугодие
Тема «Музыкальный образ» ( 9 часов )
Круг музыкальных образов, с которыми ребята знакомятся в первом полугодии, весьма широк. Среди них можно выделить образы, тяготеющие к лирическому, лироэпическому началу, и образы драматические.
Освоение новой темы лучше начинать на уже знакомой учащимся музыке. Каждый новый пример должен укреплять в сознании учащихся понимание того, что музыкальный образ - это воплощенная в музыке жизнь хотя бы небольшая ее частица. В музыке можно создать образ кажущейся неподвижности, образ иллюзии полного покоя. Размышляя с ребятами о драматически взволнованных, романтических образов, образов мужественной борьбы, мы вновь встречаемся с самыми различными темами, взятыми из жизни, но все они решены в героическом ключе. Образ молодежной песни и одновременно образ тишины и спокойствия. Образ разрастающегося народного танца и образ разрастающегося нашествия диких варварских сил, образ веселого рассказчика. Авторская песня: яркость и контрастность ее образов.
Тема «Музыкальная драматургия» ( 7 часов )
Учащимся предстоит разобраться в особенностях музыкальной драматургии таких произведений, как увертюра-фантазия П. Чайковского «Ромео и Джульетта», увертюра Л. Бетховена «Эгмонт», песня «День Победы» Д. Тухманова, Симфония № 7 Д. Шостаковича и др. , - произведений, отражающих и вызывающих у слушателей внутренне противоречивые чувства. Образы добра и зла, войны и мира, память о погибших и страстный призыв к миру определяют драматургию этих произведений.
Сочетание разных, но равноправных инструментов является основной камерной музыки. Понятия соната, сонатная форма, каденция, музыкальная композиция, программное произведение. Интонационное и драматургическое развитие.
Примерный музыкальный, литературный, художественный и изобразительный материал
Прелюдия № 4 ми-бемоль минор для фортепиано. А. Скрябин.
Лесной царь. Ф. Шуберт, стихи И.-В. Гете.
Времена года. Фортепианный цикл. П. Чайковский. На тройке.
Метель. Повесть. А. Пушкин. Отрывки.
Болеро. М. Равель.
Счастья тебе, земля моя! Ю. Саульский, стихи Л. Завальнюка.
Я за тебя молюсь. Р. Паулс, стихи И. Резника.
Сыновья уходят в бой. Музыка и стихи , Высоцкого.
Молитва. Музыка и стихи Б. Окуджавы и др.
Второе полугодие
Тема «Что значит современность в музыке. Музыка серьезная и музыка легкая» ( 10 часов )
Содержание третьей четверти дает широкие возможности для сопоставления на уроках ярко контрастных произведений: например, монументальной Токкаты и фуги ре минор И.-С. Баха и песни «Все преодолеем» П. Сигера. Рассказ о музыке венского композитора, «короля вальсов», Иоганна Штрауса. Знакомство с бразильским композитором Э. Вила-Лобосом. Продолжение знакомства с творчеством Ф. Шуберта, Д. Шостаковича.
«Серьезная музыка» и «легкая музыка». Вопрос о легкой музыке и ее соотношение с музыкой серьезной. Песня, наиболее доступный и «подвижный» жанр, сопровождает человека в самых разных жизненных ситуациях.
Примерный музыкальный, литературный и изобразительный материал
Симфония № 4. П. Чайковский. 3-я часть - Скерцо.
Симфония № 9. Д. Шостакович.
Ромео и Джульетта. Балет. С. Прокофьев. Фрагменты.
Ромео и Джульетта. Трагедия. У. Шекспир. Отрывки.
Полька. С. Рахманинов.
Вальс о вальсе. Э. Колмановский, стихи Е Евтушенко.
Песенка о непогоде. М. Дунаевский, стихи Н Олева.
Джазовые композиции в исполнении отечественных и зарубежных ансамблей и др.
Тема «Взаимопроникновение легкой и серьезной музыки. Великие наши «современники»» ( 8 часов )
На протяжении всей этой темы ребята будут знакомиться с образцами серьезной и легкой музыки преимущественно в одном и том же произведении. Деление на легкую и серьезную музыку в фольклоре. Взаимопроникновение легкой и серьезной музыки в одном музыкальном образе.
Народно-песенное творчество и музыка выдающихся представителей великого музыкального искусства: западноевропейского классика XIX в. Бетховена, русского классика XIX в. М. Мусоргского и русского классика XX в. С. Прокофьева.
Примерный музыкальный, литературный и изобразительный материал
Риголетто. Опера Дж. Верди. Фрагменты.
Белая акация. Оперетта. И. Дунаевский. Фрагменты.
Маскарад. Драма. М. Лермонтов.
Маскарад. Музыка к одноименной драме. А. Хачатурян. Вальс.
Борис Годунов. Трагедия. А. С. Пушкин. Отрывки.
Борис Годунов. Опера. М. Мусоргский. Фрагменты.
Иллюстрации к трагедии «Борис Годунов». В. Фаворский.
Повесть о настоящем человеке. Опера. С. Прокофьев. Сцена Алексея и Клавдии и др.
Требования к уровню музыкального развития семиклассников
Должен знать/понимать:
- специфику музыки как вида музыкального искусства;
- значение музыки в художественной культуре и ее роль в синтетических видах творчества;
- возможности музыкального искусства в отражении вечных проблем жизни;
- основные жанры народной и профессиональной музыки;
- характерные черты и образцы творчества русских и зарубежных композиторов;
- многообразие музыкальных образов и способов их развития;
- основные формы музыки;
- виды оркестров, названия наиболее известных инструментов;
- имена выдающихся композиторов и музыкантов-исполнителей.
Уметь:
- эмоционально-образно воспринимать и характеризовать музыкальные произведения;
- узнавать на слух образцы народного музыкального творчества, изучать образцы музыкальных произведений русской и зарубежной классики, произведения современных композиторов;
- выразительно исполнять соло, несколько народных песен, песен композиторов-классиков;
- исполнять свою партию в хоре простого двухголосного произведения;
- выявлять общее и особенное при сравнении музыкального произведения на основе полного знания об интонационной природе музыки, музыкальных жанров, стилевых направлениях, образной сфере музыки и музыкальной драматургии;
- распознавания на слух и воспроизведения знакомой мелодии изученных произведений инструментального и вокального жанров.
Планирование учебной деятельности
№
Раздел программы
Тема урока
Кол-во часов
Тип урока
Элементы содержания
1
1-я четверть. Музыкальный образ.
Музыкальные образы
1
Вводный урок
Познакомить с понятием «музыкальный образ»
2
«Лесной царь» Ф. Щуберта
1
Сообщение и усвоение новых знаний
Расширить представления о музыкальном образе
3
Музыкальные образы в творчестве А. Скрябина
1
Расширение и углубление знаний
Прелюдия А. Скрябина
4
Родные образы в музыке С.В. Рахманинова
1
Расширение и углубление знаний
Музыкальный образ в творчестве композитора
5
Образ Эгмонта. Л. Бетховен
1
Сообщение и усвоение новых знаний
Увертюра «Эгмонт»
6
«Болеро» - единый, развивающийся образ танца
1
Сообщение и усвоение новых знаний
Средства выразительности
7
Два вальса Ф. Шопена
1
Расширение и углубление знаний
Музыкальные образы произведений
8
Образ суровый, но полный жизненной энергии
1
Расширение и углубление знаний
«Органная фуга» И. Баха
9
«Грустный вальс» Яна Сибелиуса
1
Повторение и обобщение полученных знаний
Развивающийся образ грусти
1
2-я четверть. Музыкальная драматургия.
Музыкальная драматургия. Увертюра из оперы «Руслан и Людмила» М. Глинки
1
Вводный урок
Образ увертюры и главных героев
2
Л. Бетховен увертюра «Эгмонт»
1
Расширение и углубление знаний
Два музыкальных образа увертюры
3
Камерная музыка. Э. Григ
1
Сообщение и усвоение новых знаний
Понятие камерной музыки
4
М. Огинский - представитель польской школы
1
Сообщение и усвоение новых знаний
Полонез М. Огинского
5
Симфония №40 В. Моцарта
1
Расширение и углубление знаний
Музыкальная драматургия в симфонии №40
6
Программная музыка. Увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта»
1
Сообщение и усвоение новых знаний
Знакомство с программной музыкой
7
Интонационное и драматическое развитие в музыке
1
Повторение и обобщение полученных знаний
Слушание пройденных произведений
1
3-я четверть. Что значит современность в музыке? Музыка «серьезная» и музыка «легкая».
Что значит современность в музыке? - И.С. Бах
1
Вводный урок
Научить различать понятия «мода» и «современность»
2
«Лунная соната» Л. Бетховена
1
Сообщение и усвоение новых знаний
Подробный разбор произведения
3
Соната вроде фантазии
1
Расширение и углубление знаний
В чем современность композитора
4
И. Штраус «Полька-пиццикато»
1
Сообщение и усвоение новых знаний
Осознание сути музыкальных произведений
5
«Скерцо» из Симфонии №4 П.И. Чайковского
1
Расширение и углубление знаний
Музыкальные образы скерцо
6
Музыка «серьезная» и музыка «легкая»
1
Сообщение и усвоение новых знаний
Уметь различать легкую и серьезную музыку
7
Джазовая музыка
1
Сообщение и усвоение новых знаний
Понятие джазовой музыки
8
Джазовые композиции
1
Расширение и углубление знаний
Основные свойства джаза
9
«Вальс-фантазия» М. Глинки
1
Расширение и углубление знаний
Выразительные особенности произведения
10
М.И. Глинка-обобщение
1
Повторение и обобщение полученных знаний
Слушание пройденных произведений
1
4-я четверть. Взаимопроникновение легкой и серьезной музыки. Великие наши «современники».
Взаимопроникновение легкой и серьезной музыки. Песенка Герцога.
1
Вводный урок
Взаимопроникновение Песенки Герцога в драматические события оперы
2
Д. Верди опера «Риголетто»
1
Расширение и углубление знаний
Сопоставление образов
3
Дж. Гершвин - первый американский композитор
1
Сообщение и усвоение новых знаний
Симфоджаз- новый жанр в музыке
4
Музыка к драме М. Лермонтова «Маскарад»
1
Расширение и углубление знаний
Особенности драматургии
5
«Великие наши современники» - Л. Бетховен
1
Расширение и углубление знаний
В чем современность музыки Л. Бетховена
6
М.П. Мусоргский - творчество
1
Расширение и углубление знаний
Человек и народ - герои М.Мусоргского
7
С.С. Прокофьев - творчество
1
Сообщение и усвоение новых знаний
В чем современность музыки С. Прокофьева
8
С.С. Прокофьев «Классическая симфония»
1
Повторение и обобщение полученных знаний
Слушание пройденных произведений
Литература:
1. Программы общеобразовательных учреждений. Музыка. 1-8 классы под научным руководством Д. Б. Кабалевского. - М.: Просвещение, 2007. - 224 с.
2. Программно-методические материалы. Музыка. Начальная школа / Сост. Е. О. Яременко. - М.: Дрофа, 2001. - 288 с.
3. Программа по музыке ( с поурочной методической разработкой ) для общеобразовательной школы. 1-3 классы под научным руководством Д. Б. Кабалевского. - М.: Просвещение, 1982. - 111 с.
4. Программы для общеобразовательных учреждений: Музыка: 1 кл. четырехлетней нач. шк.; 1-3 кл. трехлетней нач. шк. ( с краткими методическими пояснениями ); 5-8 кл. ( с краткими методическими пояснениями). - М.: Просвещение, 1994.
5. Музыка. 5-7 классы. Искусство. 8-9 классы. Сборник рабочих программ. Предметная линия учебников Г.П. Сергеевой, Е.Д. Критской: пособие для учителей общеобразовательных учреждений/[Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская, И.Э. Кашекова]. - М.: Просвещение, 2011. - 104 с.