7


  • Учителю
  • Иссследовательская работа Симфония биробиджанских колоколов

Иссследовательская работа Симфония биробиджанских колоколов

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание:
предварительный просмотр материала

Содержание

1.Введение………………………………………………………………2

2. Колокол церковный как музыкальный инструмент………………3

3. Виды колокольного звона…………………………………………...5

Заключение…………………………………………………………….. 8

Список литературы……………………………………………………..9















































1. Введение.

Здравствуйте уважаемые участники конференции, члены жюри, гости! Меня зовут Гуляс Карина, сегодня вашему вниманию я исследовательскую работу на тему «Колокола умеют говорить…» 1 слайд Данная работа, возникла не случайно, каждый раз проезжая в музыкальную школу, мимо Храма во имя святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии села Валдгейм, меня всегда интересовал вопрос: как появились колокола, почему они разные по величине, для чего звонят колокола? И почему всегда по-разному? Это и определило цель моей работы.

2 слайд Цель исследования : изучить назначение и функции колоколов.

Для успешной работы и реализации поставленной цели, я определила для себя следующие задачи:

- выяснить историю появления колоколов на Руси.

- изучить виды колокольного звона

- встретиться с отцом Константином, с целью изучения колоколов и колокольного звона в Храме с. Валдгейм.

-собрать, систематизировать и описать собранный материал.

3 слайд Таким образом, объект моего исследования: Колокольный звон

Предмет исследования: Колокола православной церкви

Исследованию подвергнута рабочая гипотеза о том, что если знать язык колокольного звона, то можно прочесть и понять то, о чем возвещает колокол.

Прежде чем приступить к раскрытию своей работы, я познакомлю вас с основными понятиями, которые встречаются в работе:

Православие - название христианского вероисповедания, к которому в настоящее время принадлежит русская церковь.

Кампанолог - человек, который изучает колокола, колокольный звон.

Звонарь- человек, производящий звон в колокола при богослужении.

Ладан- ароматическая древесная смола.

Литейщик- Рабочий, занимающийся отливкой металлических изделий

Богослужение-

2. Колокол церковный как музыкальный инструмент.

СЛАЙД 4 Колокольными звонами полнится

Православная наша земля,

И под звоны вдруг явственно вспомнится

чисто русская сущность моя.

Юлия Сергеевич

Колокольный звон на протяжении столетий является неотъемлемой частью жизни русского народа и в традиционной русской культуре воспринимается как "глас Божий". На протяжении многих веков колокола сопровождали своим звоном жизнь народа. Они размеряли течение дней, возвещая время трудиться и время отдыхать, время бодрствовать и время спать, время веселью и время скорби. Они оповещали о грозящем стихийном бедствии и о приближении врага, они созывали мужчин для борьбы с неприятелем и встречали торжественным звоном победителей, собирали граждан для обсуждения важных дел и призывали народ к восстаниям в годы тирании.

Колокола считаются единственным музыкальным инструментом, используемым в православном богослужении, так как содержательность звука колокола превосходят любой музыкальный инструмент. «Ко́локол - металлический инструмент, источник звука, имеющий куполообразную форму и, обычно, язык, ударяющийся изнутри о стенки. Структурные элементы колокола, представлены на. СЛАЙДЕ 5 Ни одна струна, ни одна клавиша не дает такого звука, как колокольный звон и в этом сила колокола. О появлении колокола, свидетельствует предание: Епископ Павлин Милостивый, возвращаясь после богослужения, прилег на траву отдохнуть и во сне увидел ангелов, звонивших в колокола. СЛАЙД 6 Проснувшись, он увидел над собой полевые цветы - колокольчики, очень похожие на те колокола, в которые звонили ангелы. Епископ Павлин Ноланский повелел литейщику отлить колокола по образу полевых колокольчиков.

Выражение «серебряный звон» и «серебряный колокольчик» имеют отношение только к звучанию колоколов. И действительно: отливали колокола из «колокольной бронзы» - сплава меди и олова, с добавлением святой воды и ладана. Большой ли, малый ли колокол делал мастер, работа его шла путём, проторённым прадедами: Строили печи, около неё вырывали глубокую яму. СЛАЙД 7

В яме сначала из кирпича выкладывали конус, который обмазывали глиной. Расплавленный металл выливали в специальную форму - яму в земле, Специальным вращающимся шаблоном эту глину выравнивали, выглаживали, чтобы придать ей форму, задуманной мастером внутренней поверхности будущего колокола; этот глиняный слой называли не очень почтительно - « болван».

Поверхность «болвана» красили особой краской, составленной из просеянной золы, разведенной в мыльной воде, а сверху смазывали салом, чтобы последующий слой глины не прилипал к ней.

Затем поверх «болвана» слой за слоем наносили глиняную «рубашку», создавая модель тела колокола. Колокола бывают различных величин и всех строев. Чем колокол больше, тем ниже его строй.

СЛАЙД 8 В Русской Православной Церкви колокола делятся на три основные группы: большие (благовестники), средние и малые колокола. Колокола средних размеров и колокольчики включены уже давно в разряд ударных музыкальных инструментов, имеющих определенную звучность. Благовестники несут сигнальную функцию и, в основном, предназначены для созыва верующих на Богослужение.

Средние колокола не несут специальной функции и служат только для украшения звона. Средние колокола также используются при перезвонах, переборах, трезвонах.

К малым колоколам относятся зазвонные и подзвонные колокола.

Посредством использования малых колоколов совершается трезвон, который выражает торжество Церкви. Изучив группы колоколов, и побывав в Храме Святой мученицы Веры, Надежды и Любови и их матери Софии, в селе Валдгейм, я выяснила, что звонница храма состоит из пяти бронзовых колоколов -1 большой, 1 средний и 3 малых колоколов, которые отлиты одним из ведущих колоколитейных заводов Им. Пяткова, города Каменск-Уральский Свердловской области.





3. Виды колокольного звона

Колокола являются одной из необходимых принадлежностей православного храма. Главное предназначение колоколов - это его звон. Русский колокольный звон уникален: в основе его лежат ритм, темп и тембр. Отсюда главное достоинство колокола - его благозвучие. "Звонящей молитвой" называл русские колокола американский кампанолог Эдвард Вильямс.

Колокольный звон выполняет в церковной жизни определенные функции:

- созывает верующих к службе,

- выражает торжество Церкви и Богослужения,

- оповещает о времени совершения наиболее важных частей службы.

Существует несколько видов звонов: благовест , перебор , перезвон и трезвон.

В ходе исследования, я обратилась к настоятелю храма с. Валдгейм, Отцу Константину с вопросом, что обозначает каждый звон и в чем их отличия? Из беседы я узнала, что оказывается отец Константин бывший звонарь, при Храме Николая Чудотворца в г.Биробиджане, это первый храм, до постройки Благовещенского Кафедрального собора.

Батюшка пояснил, что звон Благовест размеренными ударами в большой колокол возвещает о начале богослужения. Это самый древний из звонов и назван так потому, что несет благую, радостную весть о начале Богослужения. Совершается благовест так: сначала производятся три редких, медленных, протяжных удара (после каждого удара, звонарь читает молитву «Отче наш»), а затем следуют мерные удары.

Перебор - это погребальный звон. Он представляет собой поочередные удары в каждый колокол, начиная с самого малого и до самого большого, с последующим общим ударом во все колокола одновременно. Медленный перебор колоколов, от самого маленького до самого большого, символизирует собою возрастающую жизнь человеческую на земле, а одновременный удар колоколов означает пресечение земной жизни смертью.

Отец Константин рассказал о том, , что погребального звона в храме Валдгейма еже не звучало, потому что у звонаря еще не достаточно опыта, хотя отпевания умерших уже были.

О следующих видах колокольного звона, вы узнаете из предоставленного видео. ВИДЕО Перезвон представляет собой поочередные удары в каждый колокол, начиная с большего и до самого малого от одного до семи раз в каждый. Устав определяет количество ударов в зависимости от назначения звона, например, вынос Креста сопровождается перезвоном по три удара, Водоосвящение по семь.

Трезвон - самый сложный по сравнению с другими звонами, он является наиболее ярким выражением колокольного звона. Трезвон совершается так: сначала звон во все колокола, затем маленький перерыв, и второй звон во все колокола, снова маленький перерыв, и третий раз звон во все колокола, то есть звон во все колокола трижды или звон в три приема.

Из беседы с Отцом Константином, я выяснила, что в Храме с. Валдгейм, колокола являются одной из необходимых принадлежностей православного храма, колокольный, церковный звон употребляется для того, чтобы созывать верующих к богослужению, выражать торжество церкви, возвещать не присутствующим в храме о времени совершения особенно важных частей богослужения.

Храм часто имеет специальную пристройку для размещения колоколов, называемую колокольней или звонницей. Звонница, или колокольня, с музыкальной точки зрения стали представлять собою своеобразный музыкальный инструмент или, вернее, своеобразный оркестр из оригинальных музыкальных инструментов-колоколов. СЛАЙД Производит колокольный звон-звонарь.

Для того, чтобы стать звонарем, необязательно музыкальное образование. Главное - чувство ритма. Возраст и пол - не имеет особого значения. Нужна только физическая подготовка. Звонарем может быть и 13-14-летний подросток. Так в ходе исследования я выяснила, что звонарем в храме с. Валдгейм является 12 мальчик Илья, которого обучает сам отец Константин.

Изучая литературу, я узнала, что звонари, не болеют простудными заболеваниями, так как колокола несут целительную силу. О том, что колокольный звон убивает микробов и бактерий, изгоняет грызунов, на Руси знали давно, и недаром во время эпидемий на протяжении многих веков было правило - звонить целыми днями во все колокола.

в истории известны необыкновенные случаи, когда колокола принимались звонить сами, предсказывая несчастья, например, смерть царя или эпидемию страшной болезни .

Не так давно и группа российских исследователей под руководством академика Ф.Я. Шипунова установила, что колокола "работают" как генераторы энергии в ультразвуковом диапазоне, тем самым и разрушая болезнетворную среду.









Заключение

Таким образом, проведя свое исследование, я убедилась, что моя гипотеза о том, что если знать язык колокольного звона, то можно прочесть и понять то, о чем возвещает колокол, полностью подтвердилась. Так как, зная виды колокольного звона и язык их звучания, мы можем прочесть, о чем говорит колокольный звон. Возвещает ли он о времени трудиться или отдыхать. А может, наступило время веселья и время скорби? Или они оповещают о грозящем стихийном бедствии, или о приближении врага?

Колокольный звон можно образно назвать языком Православия. В дни Великих праздников он напоминает нам о блаженстве небесном, в дни поста - о примирении, о покаянии, о нашем смирении.

Говорят: икона - молитва в красках, храм - молитва в камне, колокол - молитва в звуке. У того, кто не научился молиться, есть выход. Остановитесь на минуту и прислушайтесь! С вами говорит колокол… Говорит о судьбе русского народа, о судьбе России, о вашей судьбе!































Список литературы

  • Агапкина Т. Мать пресвятая Богородица, колокол святой, (статья), журнал Родина. № 1-2, 1997,

  • Л. Д. Благовещенская. Звонница - музыкальный инструмент. История и современность. М., 1985,

  • Большая электронная энциклопедия Кирилла и Мефодия www.КМ.ru.

2007,

  • Коновалов И.В. Вопросы обучения церковному колокольному звону www.pstbi.ccas.ru/institut/book/1997/kon.htm#big

  • Михайлов Е.Д. Колокола. История и современность. М., 1985, www.helphealer.ru/kolokol.htm</</u>,

  • Оловянишников Н. История колоколов и колокололитейное искусство. издание т-ва П.И. Оловянишникова и сыновей, М., 1912,



9





 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал