- Учителю
- Конспект урока по теме: 'Работа над крупной формой в фортепианном классе' 3 класс
Конспект урока по теме: 'Работа над крупной формой в фортепианном классе' 3 класс
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования детей
«Чунская детская музыкальная школа»
Конспект открытого урока по теме:
«Работа над крупной формой
в фортепианном классе»
(третий год обучения)
Выполнила:
Тимофеева Анна
Анатольевна,
преподаватель по
классу фортепиано
п. Чунский
2012
Тема урока: работа над крупной формой в средних классах фортепиано.
Цель урока: развитие тематической линии вариации, характер которой видоизменяется.
Задачи урока:
-выявить структурные и выразительные особенности темы;
-определить в каждой вариации черты интонационно-ритмического, гармонического, фактурного сходства либо жанрового различия с темой;
-рассмотреть и преодолеть технические трудности в исполнении;
-уметь перестраиваться в темповых изменениях каждой последующей вариации.
План урока:
-
Введение
-
Образно-эмоциональное и логически-смысловое познание музыки
-
Формы работы над деталями авторского текста
(С. Майкапар. Соч. 8 № 14. Вариации на русскую тему (фа-минор):
выразительностью звукоизвлечения, трудностями фортепианной фактуры, техническими проблемами
-
Работа над темповыми изменениями в вариации
-
Итог работы
6. Домашнее задание
7. Заключение
Методы работы:
1. Информационно - развивающий
2. Собственный показ исполнения
3. Гармонический анализ музыки
4. Активизация музыкального мышления, слуховых представлений,
создание звуко-образов
5. Метод мыслительного «опережения»
Тип урока: урок применения знаний, умений и навыков.
Оборудование: музыкальный инструмент - фортепиано, нотный материал, стул.
Организационный момент (представить присутствующих).
-
Введение (вступительное слово учителя):
Быть может, вам случалось когда-нибудь слышать Фортепианную балладу Грига. Начинается она с мелодии суровой и скорбной, а потом эта мелодия появляется еще много раз, но каждый раз - в новом обличье: то как взволнованный монолог, то как эпическое сказание, то в виде причудливого скерцо, то в характере траурного шествия.
Форма, в которой сочинил Григ свою балладу, называется вариации или тема с вариациями.
Латинское слово variatio означает изменение. В музыке вариациями называется такое произведение, в котором основная мелодия повторяется много раз, но в ином характере. Иногда меняется только ее сопровождение, но чаще - и она сама, ее ритм, темп, отдельные обороты.
Форма вариаций родилась в восемнадцатом веке. В русской музыке, начиная с Глинки, получил развитие тип вариаций с неизменно повторяющейся мелодией и варьируемым сопровождением. Бывают и двойные вариации, в которых попеременно разрабатываются две темы (М.Глинка «Камаринская» для оркестра).
Вариационная форма, как и лежащий в ее основе вариационный принцип развития, глубоко коренится в народной музыке, где жанр вариации очень распространен с давних времен.
-
Образно-эмоциональное и логически-смысловое познание музыки
Прослушивание произведения А.Гурилева «Русская песня с вариациями» на тему «Пряди моя пряха» в исполнении преподавателя. Предложить ученице игру «вопрос - ответ». Например: учитель - «в каком жанре и в каком характере звучит тема?», ученица - отвечает. Теперь ученица задает вопрос …? (что она хотела бы знать о прослушанной вариации), учитель - отвечает. Учитель - «во всех ли вариациях отчетливо прослеживается мелодическая линия темы?» (преподаватель иллюстрирует начало каждой вариации), ученица - отвечает. Теперь ученица задает вопрос …?, учитель - отвечает. Учитель - «в чем отличие вариационной формы вариаций С.Майкапара и А.Гурилева?» и т.д.
-
Формы работы над деталями авторского текста
(С. Майкапар. Соч. 8 № 14. Вариации на русскую тему (фа-минор):
выразительностью звукоизвлечения, трудностями фортепианной фактуры, техническими проблемами
Ученица выучила произведение наизусть. Работа над звукоизвлечением и звуковедением проводилась, но не достаточно закреплена, поэтому определенные задачи в работе будут дублироваться.
В основу темы автором положена популярная в конце девятнадцатого века песня «Катеринушка». Для восприятия ученицей образного содержания темы небесполезно подсказать ей следующую трактовку. Лирическая распевность одноголосной темы требует выявления в исполнении целостности мелодического движения. Наряду с этим в каждой из четырех фраз оттеняются свои характерные детали. Две начальные фразы воспроизводятся при ярком интонировании ниспадающего квартового мелодического оборота (фа-до) с последующим спокойным звучанием более мелких длительностей. Наиболее выпукло и при сохранении динамического уровня воссоздается третья, кульминационная, фраза темы. В завершающем построении появляется «мечтательная» восходящая квинтовая интонация (ля-бемоль - ми-бемоль), переходящая в «замирающее» окончание темы.
Первая вариация сразу же вводит ученицу в новый мир образов, приобщает к новым пианистическим задачам. Ее форма несколько расширена за счет введения репризной части, воспроизводящей материал первой половины темы. Вариация изложена в виде контрастно-полифонического двухголосия. К певучей теме в партии левой руки присоединяется прозрачный мелодический рисунок верхнего голоса, исполняемого раздельными артикуляционными штрихами. Такое двухголосие полезно сначала поучить на legato, чтобы ученик ясно услышал наиболее характерные и ритмически трудные эпизоды. Третья фраза, центральная кульминация всей вариации, расположенная в низком басовом регистре, звучит сдержанно (sostenuto e pesante) и исполняется приемом глубокой опоры руки на каждый интонируемый звук. Последняя фраза, перенесенная в верхний голос, естественно вливается в репризу.
Вторая вариация, полностью сохраняющая мелодический рисунок темы, написана в виде строго двухголосного канона в октаву. Нижний голос запаздывает по отношению к верхнему точно на один такт. Здесь важно научить ученицу рельефно показывать наиболее яркие мелодические обороты, разновременно выступающие в голосах. Например, в первых двух фразах каждого голоса канона подчеркнуто произносятся звуки фа и до и напевно, на большом legato- секстовая интонация до-ля (такты 3 и 4). Аналогично исполняется вторая часть канона. При черновой работе выявление наиболее интонационно и динамически выразительных эпизодов в одном из голосов может сочетаться с намеренным сглаживанием особенностей звучания в другом.
Третья вариация разнообразнее по приемам развития музыкальной ткани и сложнее в пианистическом отношении. Четырехтактные построения первой половины темы появляются в новом двутактном оформлении из-за смены размера (2/4 и 2/2). Одновременно с этим структура второй фразы расширяется за счет дополнительного двукратного повторения ее последнего такта. Таким образом, образуются новые шеститактные построения.
Кроме того, непрерывное «токкатное» движение триолями освежается новым ладовым «освещением». Первый шеститакт звучит в одноименном светлом фа-мажоре, а второй - в основном фа-миноре. Основной технической трудностью исполнения экспозиционной части является овладение ритмической и динамической точностью и ровностью в темпе presto. Легкость, быстроту и четкость звучания пассажей в исполнении ученицей можно достигнуть их проигрыванием в среднем темпе, который позволяет проконтролировать слухом целостность линии мелодического движения и точность пианистических приемов. При этом в чередующихся вступлениях рук особенно важно ощутить одинаковые эластичные опоры левой руки на первых, а правой на вторых звуках каждой триоли. Чтобы предупредить возможные «провалы» в звучании последней ноты триоли, ее следует исполнять приемом погружения руки в клавиатуру с дальнейшим пластичным снятием ее одновременно с наступающей паузой.
В варьированном изложении третьей фразы почти полностью воспроизводится мелодический рисунок темы. Однако, находясь в окружении двух сопутствующих ей голосов, мелодия звучит более драматично, взволнованно. В такого рода фактуре необходимо использовать различные приемы для исполнения мелодии и сопровождения. Здесь надо ощутить опору правой руки на каждый звук верхнего голоса, поучить ведущий голос отдельно. Затем, продолжая играть мелодию «тяжелыми» пальцами, постепенно вводить звуки сопровождения. При этом, руку во время упражнения надо все время «собирать» в сторону 5-го пальца. Сопровождение вначале полезно поучить легким staccato. Четвертая фраза с ее видоизмененным ритмическим движением (триольные четвертные ноты) сохраняет лишь гармоническую основу темы и исполняется при все большем замедлении темпа на объемной гармонической педали.
В репризной части вновь возникает стремительное движение триолями, точно повторяющее начальный шеститакт вариации.
В завершающей весь вариационный цикл коде появляются два вступительных построения темы в сосредеточенно сдержанном poco pesante в темпе andante на mf. Гармонизация придает ей оттенок торжественности и спокойствия. Затем звук постепенно угасает. Здесь нелегко добиться ровного legato, не нарушая цельности мелодической линии.
-
Темповые изменения
При окончательной отделке формы очень важно продумать темп исполнения, а также переход от одной вариации к другой. Для достижения естественного и логичного перехода к последующей вариации имеет смысл использовать метод «стыковки», то есть проучивая окончание одной вариации с началом следующей вариации. В вариации большое значение имеют цезуры. Необходимость некоторого дополнительного дыхания между темой и первой вариацией, а также между всеми последующими вариациями везде указана автором при помощи фермат, за исключением одного случая - цезуры перед заключительным проведением темы. Эта остановка здесь необходима, так как без нее окажется «скомканным» все заключение цикла.
-
Оценивание
Отметить успешные и неудачные моменты в исполнении ученицы, выставление оценки.
6. Домашнее задание: осмысленно и выразительно исполнять проведение тематической линии вариации; отработать переход от одной вариации к другой, используя метод «темповой примерки» и метод «стыковки»; написать сочинение к вариации с целью большего прочувствования и сопереживания к музыке.
7. Заключение
Вариация на русскую тему С. Майкапара - это один из лучших образцов вариационного цикла в репертуаре средних классов музыкальной школы. Оно привлекает национальным характером тематического материала, яркостью и разнообразием художественного содержания, красочностью и эффектностью пианистического изложения. Для ученика оно дает возможность поработать над исполнением и певучей песенной мелодии в сочетании с различными видами сопровождения, и над полифонией разнообразного типа, и над преодолением некоторых пианистических трудностей.
Методическая литература
1.Б. Милич. Воспитание ученика - пианиста.- Москва, «Кифара», 2002 г.
2.А. Алексеев. Методика обучения игре на фортепиано. Москва, «Музыка», 1978 г.
3.А.П.Щапов. Фортепианный урок в музыкальной школе и училище.- М.: Классика-ХХ1, 2004.
4.Л.Михеева. Музыкальный словарь в рассказах.- М.: 1986 г.