- Учителю
- Календарно-тематическое планирование по музыкальному искусству. Авторы: Усачёва, В. О, Л. В. Школяр, Школяр В. А
Календарно-тематическое планирование по музыкальному искусству. Авторы: Усачёва, В. О, Л. В. Школяр, Школяр В. А
Календарно-тематическое планирование 3 класс
№
Тема урока
Музыкальный материал
Элементы содержания
Ожидаемый результат
дата
Кор-ка
1
2
3
4
5
6
7
Характерные черты русской музыки (8ч)
1
Путешествие на родину русского музыкального языка
С.В. Рахманинов тема 3 фортепианного концерта
Отношение профессиональной (композиторской) музыки и народного фольклора.
Различать на слух интонации (мелодии) композиторской и народной музыки.
2
Едем в фольклорную экспедицию
П.И. Чайковский Финал 4 симфонии. Р.Н.П. «Во поле береза стояла»
Фольклорная экспедиция: собирание и сохранение народного музыкального творчества, древнейших музыкальных инструментов.
Понимать необходимость сохранения фольклорной культуры, древних музыкальных инструментов
3
Как это бывает, когда песни не умирают
Инструментальные плясовые наигрыщи на гуслях. «Как Иван -то ходит, бродит»
Фольклорная экспедиция: собирание и сохранение народного музыкального творчества, древнейших музыкальных инструментов.
Понимать необходимость сохранения фольклорной культуры, древних музыкальных инструментов
4
Едем на север, едем на юг
Р.Н.П. «Последний годицек я гуляю», «На сухом пруду»
Различное: яркая многоголосная ткань Юга России, холодноватая скромная «вязь» Севера; особенная лихость, сила и стройность других музыкальных культур внутри России.
Пропевать главные интонации (мелодии) изучаемых произведений композиторов-классиков
5
Праздник в современной деревне
Казачья плясовая песня «Каланка», народная полька, кадриль
Казачьи песни «Многоголосица» других музыкальных культур внутри России. Общее - интонационные корни
Размышлять об общих интонационных корнях профессиональной музыки и народного творчества
6
Древо русской музыки
А.П. Бородин «Князь Игорь» опера. «Плач Ярославны», «Ария князя Игоря»
Понятия «русская» и «российская» музыка - различное и общее. Мировая слава русской классической музыки. Интонационно-образный язык музыки
Запоминать имена корифеев русской музыкальной культуры, знать названия их лучших произведений
7
Музыкальный портрет П.И. Чайковского
Allegretto из Первого квартета, «Средь шумного бала», «Соловей»
Мировая слава русской классической музыки. Интонационно-образный язык музыки П.И. Чайковского, (музыкальные портреты).
Запоминать имена корифеев русской музыкальной культуры, знать названия их лучших произведений. Пропевать главные интонации (мелодии) изучаемых произведений
8
Музыкальный портрет М.П. Мусогргского
М.П. Мусоргский «Богатырские ворота», «Борис Годунов» сцена из оперы
Мировая слава русской классической музыки. Интонационно-образный язык музыки М.П. Мусоргского (музыкальные портреты).
Запоминать имена корифеев русской музыкальной культуры, знать названия их лучших произведений. Пропевать главные интонации (мелодии) изучаемых произведений
Народное музыкальное творчество - «энциклопедия» - русской интонационности (12ч)
9
Истоки. Устное народное творчество
Подлинные мелодии народного сказителя и фольклориста Рябинина
Род, родник, Родина - духовно-нравственные основы устного народного творчества.
Различать и выявлять выражение в русской музыке специфически национальных черт характера.
10
Обряд - начало русского фольклора
Свадебные песни «Не по погребу бочоночек», «Ой, все кумушки домоя»
Обрядовость как сущность русского народного творчества.
Стараться выражать в хоровом и сольном исполнении интонационно-мелодические особенности отечественного музыкального фольклора.
11
Народная песня
Р.Н.П. «На горе-то калина», «Катерина»
Жанры народных песен
Разучивать и исполнять народные песни разных жанров
12
Обрядовые песни
Свадебный обряд «Рязанская свадьба»
Свадебный обряд - ядро и критерий нравственно-эстетического отношения к жизни
Разыгрывать народные обряды, используя народные инструменты и разнохарактерные танцевальные фольклорные жанры
13
Частушки и страдания
Р.К, Щедрин «Озорные частушки». «Частушки под язык», «Дудик-дудик»
Обрядовость как сущность русского народного творчества. Частушки и страдания.
Разучивать и исполнять народные песни разных жанров,частушки и страдания.
14
Знаменный распев
Знаменный распев
Обрядовость как сущность русского народного творчества. Знаменный распев
Сравнивать знаменный распев и протяжную песню, выявляя истоки особого интонационного склада русской музыки.
15
Героика в народном былинном эпосе
Былины «Алеша Попович и Тугарин Змей», «Ой, по морю было, по морюшку»
Благородство, импровизационность и сказительность былинного народного творчества. Истоки своеобразия героики в былинном эпосе.
Разучивать и исполнять былинные напевы. Стараться выражать в хоровом исполнении интонационно-мелодические особенности отечественного музыкального фольклора.
16
Урок - концерт
Песни изученные за четверть
Прослушивание и исполнение музыкальных произведений
Разыгрывать народные обряды, используя народные инструменты и разнохарактерные танцевальные фольклорные жанры
17
Ноги сами в пляс пустились
Плясовые «камаринская», «Калинка»
Жанры Русских народных танцев
Различать и выявлять выражение в русской музыке специфически национальных черт характера.
18
Инструментальные плясовые наигрыши
Инструментальные плясовые наигрыши на русских народных инструментах Владимирская филармония
Инструментальные плясовые наигрыши.
Различать и выявлять выражение в русской музыке специфически национальных черт характера.
19
Путешествие по страницам русской музыки
Фантазия на темы И.Т. Рябинина для фортепиано с оркестром А. Аренский
Истоки своеобразия героики в былинном эпосе.
Разучивать и исполнять былинные напевы, народные песни. Стараться выражать в хоровом исполнении интонационно-мелодические особенности отечественного музыкального фольклора.
20
Музыкальная викторина по теме Народное музыкальное творчество - «энциклопедия» - русской интонационности
Музыкальный материал раздела Народное музыкальное творчество - «энциклопедия» - русской интонационности
Прослушивание музыкального материала раздела
Различать и выявлять выражение в русской музыке специфически национальных черт характера.
Истоки русского классического романса (6ч)
21
Из города в деревню, из деревни в город
Романсы в исполнении Ф.И. Шаляпина «НЕ веляет Маша», «Ноченька», «Эх, ты Ваня» и др.
От крестьянской песни к городскому салонному романсу
Сравнивать народные песни и примеры композиторской интерпретации вокального народного творчества.
22
«Я помню чудное мгновенье…»
М.И. Глинка «Я помню чудное мгновенье», романсы Алябьева, Гумилева
Что общего между романсом и песней
Напевать мелодии старинных романсов, выражая интонацией психологическую
насыщенность содержания
23
Романса трепетные звуки
Л.Д. Малашкина «Утро туманное», «Красный сарафан», «Соловей».
Внимание и любовь к окружающему миру - одна из главных идей в русском романсе
Напевать мелодии старинных романсов, выражая интонацией психологическую
насыщенность содержания
24
Стихи о любви, смерти и жизни становятся романсами…
«О, если б мог выразить в звуке», В.М. Абаза «Старинный вальс»
Жанры бытового музицирования: старинный (композиторский) романс, любовный, жестокий, цыганский романс и др.
Различать интонационную сферу городского салонного романса и классического
25
Городская лирика (современные романсы)
«Вниз по матушке по Волге», «Среди долины ровыня», «Светит месяц», «Тонкая рябина», «Вечерний звон»
Жанры бытового музицирования: старинный (композиторский) романс, любовный, жестокий и др.
Различать интонационную сферу городского салонного романса
26
Тест, викторина по теме
Музыкальный материал раздела Романсы
Прослушивание музыкального материала раздела
Сравнивать народные песни и примеры композиторской интерпретации вокального народного творчества
Композиторская музыка для церкви (2ч)
27
Музыка для церкви как часть культуры России
А.А. Архангельский «Помышляю день страшный»
Хоровая музыка на религиозные тексты (А.А. Архангельский, С.В. Рахманинов и др.) - значимый пласт русской музыкальной культуры. Особенности интонирования русского церковного пения
Размышлять о роли музыки в церкви.
Различать интонационно-мелодические особенности духовной музыки
28
Композиторская музыка для церкви
П.Г. Чесноков «Да исправится молитва моя», «Заступница усердная»
Хоровая музыка на религиозные тексты ( П.Г. Чесноков, П.Г. Чесноков А.А. Архангельский, С.В. Рахманинов и др.) - значимый пласт русской музыкальной культуры. Особенности интонирования русского церковного пения
Размышлять о роли музыки в церкви.
Различать интонационно-мелодические особенности духовной музыки
Народная профессионально-композиторская музыка в русской музыкальной культуре (6ч)
29
Она «вьется, как тропа в полях!»
С.В.Рахманинов «Полюбила я печаль свою», «Вокализ»
Два пути в профессиональной аранжировке классиками народной музыки - точное цитирование и сочинение музыки в народном духе.
Выявлять своеобразие отношения классиков к интонационному богатству народной исполнительской культуры
30
Сталь в его руках, золото в его сердце
С.В. Рахманинов фортепианный концерт d-moll (целиком)
Особенности индивидуальных подходов к переосмыслению интонационной сферы русской песенности в профессиональном композиторском творчестве (обработки народных песен).
Различать на слух народную музыку и музыку, сочинённую композиторами в народном духе. Определять композитора незнакомой музыки по характерным для него принципам использования народного фольклора.
31
На поле Куликовом
Ю. Шапорин На поле Куликовом.
Общее и различное в выражении героического начала в народной и профессиональной музыке. Величие России в музыке русских классиков
Уметь проследить и объяснить в народной музыке зависимость комплекса выразительных средств от содержания мировоззрения русского человека, воспроизводимого конкретного чувства, черты характера.
32
Музыкальные сказки «Садко»
Н.А. Римский-Корсаков опера «Садко» 1,2 картины
Из чего состоит опера.
Общее и различное в выражении героического начала в народной и профессиональной музыке.
Стараться в исполнении народной музыки воспроизводить специфику устной традиции. Различать на слух народную музыку и музыку, сочинённую композиторами в народном духе.
33
Сказка ложь, да в ней намек…
Н.А. Римский-Корсаков опера «Снегурочка»
Два пути в профессиональной аранжировке классиками народной музыки - точное цитирование и сочинение музыки в народном духе.
Стараться в исполнении народной музыки воспроизводить специфику устной традиции. Различать на слух народную музыку и музыку, сочинённую композиторами в народном духе.
34
Весна священная
И.Ф. Стравинский фрагмент «Весны священной» («Игра в горки», «Вешние воды»)
Особенности индивидуальных подходов к переосмыслению интонационной сферы русской песенности в профессиональном композиторском творчестве
Уметь проследить и объяснить в народной музыке зависимость комплекса выразительных средств от содержания мировоззрения русского человека, воспроизводимого конкретного чувства, черты характера.