- Учителю
- Программа по музыке 5 класс ФГОС
Программа по музыке 5 класс ФГОС
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«КУРСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
КУЛУНДИНСКОГО РАЙОНА АЛТАЙСКОГО КРАЯ
СОГЛАСОВАНО
методический совет школы
протокол от 22.08.2015г. № 1
УТВЕРЖДЕНО
приказом директора
от 25.08.2015 г. № 92
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «Музыка»
5 класс
(основное общее образование)
на 2015 - 2016 учебный год
Составитель: Кроневальд Олеся Александровна,учитель
с. Курск
2015 год
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
По музыке
основное общее образование 5 класс
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по предмету «Музыка» для 5класса общеобразовательного учреждения разработана на основе:
- примерной программы для основной школы по музыке;
- учебно-методического комплекса Усачевой В.О., Школяр Л.В., Школяр В.А;
- основной образовательной программы школы;
- требований федерального государственного образовательного стандарта общего образования.
Изучение музыки как вида искусства направлено на достижение следующих целей:
-
становление музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры;
-
развитие музыкальности; музыкального слуха, певческого голоса, музыкальной памяти, способности к сопереживанию; образного и ассоциативного мышления, творческого воображения;
-
освоение музыки и знаний о музыке, ее интонационно-образной природе, жанровом и стилевом многообразии, особенностях музыкального языка; музыкальном фольклоре, классическом наследии и современном творчестве отечественных и зарубежных композиторов; о воздействии музыки на человека; о ее взаимосвязи с другими видами искусства и жизнью;
-
овладение практическими умениями и навыками в различных видах музыкально-творческой деятельности: в слушании музыки, пении (в том числе с ориентацией на нотную запись), инструментальном музицировании, музыкально-пластическом движении, импровизации, драматизации исполняемых произведений;
-
воспитание эмоционально-ценностного отношения к музыке; устойчивого интереса к музыке и музыкальному искусству своего народа и других народов мира; музыкального вкуса учащихся; потребности в самостоятельном общении с высокохудожественной музыкой и музыкальном самообразовании; слушательской и исполнительской культуры учащихся.
Общая характеристика учебного предмета
На современном этапе модернизации российского образования приобщение подростков к музыке продолжает играть важнейшую роль в формировании нравственно-эстетических воззрений человека, в воспитании его духовного мира. В ситуации господства в обществе массовой музыкальной культуры не лучшего образца, планомерного размывания культурных ценностей, веками создаваемых поколениями русского народа, воспитание чувства уважения к культурным традициям, ответственности за сохранение классического искусства, освоение духовного опыта, запечатлённого в нём, является специальной задачей преподавания музыки в основной школе.
В основе данной позиции - ведущая идея концепции художественного образования детей и молодёжи РФ: «Овладение человеком сокровищами художественной культуры своего народа и всего человечества - важнейший способ развития и формирования целостной личности, её духовности, творческой индивидуальности, интеллектуального и эмоционального богатства».
Таким образом, целью преподавания музыкального искусства в основной школе является развитие творческих сил подростка в процессе формирования его музыкальной культуры как части всей его духовной культуры. Это реализуется через решение следующих задач:
- развитие способности к эстетическому освоению мира, способности оценивать музыкальные произведения по законам гармонии и красоты;
- воспитание художественного мышления как мышления, постигающего музыкальные и жизненные явления в их диалектическом развитии;
- освоение музыки в союзе с другими видами искусства, единая интонационная природа которого позволяет вскрывать сущность их взаимодействия в восприятии целостной картины мира и обеспечивает овладение художественным методом его познания;
- изучение музыки как вида искусства во всём объёме его форм и жанров, постижение особенностей музыкального языка, способов и приёмов исполнительства;
- знание лучших произведений отечественного и зарубежного классического наследия, народной музыки, творчества современных композиторов;
- воспитание художественных умений и навыков, лежащих в основе слушательской и исполнительской куль туры учащихся, позволяющих проявить творческую индивидуальность в выборе той или иной музыкальной деятельности (хоровое и сольное пение, импровизация на музыкальных инструментах, выражение музыкального образа через образ живописный, танцевальный, поэтический).
Программа опирается на следующие принципы:
- преподавание музыки в школе как живого образного искусства;
- раскрытие школьникам содержания музыкального искусства как проявления духовной деятельности человека, как концентрированного нравственного опыта человечества;
- возвышение подростка до философско-эстетической сущности искусства (проблематизация образования, выведение деятельности в искусстве на уровень содержательных обобщений);
- проникновение в природу искусства и его закономерности, овладение интонационно-образным языком музыки.
Методы, используемые в работе по программе:
- моделирование художественно-творческого процесса (Л.В. Школяр);
- «сочинение сочинённого» и импровизация музыки (В.О. Усачёва);
- содержательный анализ музыки (В.А. Школяр).
Метод моделирования художественно-творческого процесса, в противовес словесно-информативным методам призван формировать активное, деятельное освоение произведений искусства. Он углубляет проблемный метод, направляя мышление учащихся в русло выявления истоков происхождения изучаемого явления. Здесь многое зависит от постановки учебной задачи: её надо сформулировать так, чтобы учащемуся был ясен её подлинный смысл. Это значит, что решение задачи должно потребовать от школьников мысленного экспериментирования с материалом, выявления в произведении внутренних интонационно-образных связей, чтобы они могли теоретически обосновать закономерность рождения данного художественного явления, конкретного произведения именно в таком единстве содержания, формы и выразительных средств. Применение этого метода позволяет поставить школьника на место творца-композитора, творца-поэта, творца-художника, как бы заново создающего произведение искусства, обеспечивает ребёнку проживание знания и понимание смысла своей деятельности.
Метод «сочинение сочинённого» и импровизация музыки выявляет общефилософскую сущность проблемы бытия: каждый человек приходит в этот уже созданный («сочинённый») мир, чтобы прожить («сочинить») свою жизнь, но открывает для себя то, что существовало до него и существует в рамках уже сочинённого.
Так и с миром музыкальных абстракций: осваивая их интеллектуальное пространство и изучая конкретные произведения, ученик вновь идёт тем же путём сочинения, что и автор, т. е. содержательный анализ изучаемого произведения происходит не параллельно слушанию, не после знакомства с автором и произведением, а словно предвосхищая его.
Суть метода - в осмыслении с помощью музыкального языка значимой идеи, жизненной ситуации либо отношения к чему-нибудь, что требует первичной музыкальной «формулировки» предмета осмысления, дальнейшего её рассмотрения, развития и обобщения - вывода или другого, художественно целесообразного и содержательно обоснованного завершения. Источником творческой рефлексии ученика (как и самого авторского замысла) может явиться и слово, и визуальный ряд, и движение, и впечатление. Важен факт перерождения, переосмысления, переплавки первичного импульса в музыку - в музыкальную интонацию и далее в говорящую, развивающуюся мыслеформу, пусть самую простейшую логически завершённую вопросно-ответную фразу, небольшое размышление, наблюдение, которые, как малое в большом, будут «отражаться» и «узнаваться» в прослушиваемых (после рефлексии) композиторских произведениях.
Суть содержательного анализа музыки. Анализ произведения начинается с выдвижения (на базе одной из трёх философских «формул» развития) содержательного положения (гипотезы, художественной идеи), которое затем конкретизируется в процессе его музыкально-драматургического воплощения. Благодаря этому анализ протекает с самого начала целостно и на теоретическом уровне - как движение от содержания к форме, от общего к частному, а деятельность школьников приобретает творческий характер.
Содержательный анализ протекает как слежение за становлением конкретной формы в развитии, понимаемом как воплощение логики процессуального раскрытия философско-художественного смысла произведения. При этом выявляется, как художественная идея (содержательное положение) определяет организацию всего комплекса средств выразительности на каждом этапе своего развёртывания.
В качестве видов музыкальной деятельности в традиционной музыкальной педагогике выделяют слушание музыки, хоровое пение, игру на музыкальных инструментах, движение под музыку, драматизацию музыкальных произведений, сочинение и импровизацию. В системе развивающего музыкального образования (т. е. в данной программе) эти виды рассматриваются как формы приобщения к музыке, многие из которых являются лишь частным случаем по отношению, например, к исполнительству как категории более общего порядка (вокальное, инструментальное, художественное движение, театрализация и т. д.).
В качестве истинных видов музыкальной деятельности, которую учащиеся осуществляют на уроке музыки, правомерно рассматривать деятельность композитора, исполнителя, слушателя. Они неразрывно связаны, объединены восприятием музыки и отражают три необходимых условия существования самой музыки. Могут измениться условия звучания, инструментарий, жанры, формы, средства выразительности и пр. - но ни одна из этих позиций триединства не исчезнет никогда, ибо указанные виды деятельности есть условия и форма существования музыки вообще.
Чтобы музыкальное образование стало действительно развивающим, надо организовать деятельность школьников на уроках музыкального искусства как художественную по содержанию и учебную по форме. Это становится возможным, если школьники не усваивают знания в готовом виде, а воспроизводят сам процесс рождения музыки и при этом самостоятельно осуществляют творческий отбор выразительных средств, интонаций, которые, по их мнению, лучше и полнее раскрывают жизненное содержание произведения, творческий замысел автора и его трактовку исполнителем. Учащиеся должны проникать в произведение, познавая саму природу музыкального творчества, музыкального знания, раскрывать в целостном искусстве его сущность, внутренние связи и отношения.
Основой организации учебной деятельности в развивающем обучении является самостоятельная деятельность учащихся. В свете этой установки формируется отношение к подросткам (младшим, старшим) не как к ученикам, получающим знания об искусстве, а как к поколению людей, осваивающих культурное наследие прошлого, развивающих его и участвующих в создании нового культурного пространства. Эта принципиальная позиция данной программы выражается в проблематизации содержания музыкального образования. Сущность проблематизации заключается в выведении детского мышления на уровень рассмотрения любого, даже самого малого и незначительного музыкально-художественного явления с позиций общечеловеческих ценностей. Иными словами, уровень приобщения ребёнка к искусству должен отвечать природе самого искусства как философско-художественного осмысления жизни и природе самого ребёнка - генетически заложенной в нём готовности к опережению уровня своего развития.
Содержание курса «Музыка»
В качестве содержательных линий предмета «Музыка» выступают центральные проблемы каждого года обучения, которые, будучи фундаментальными функциями искусства и базовыми направлениями системы человеческой деятельности, организуют рассмотрение самой этой системы в определённом сущностном художественно-теоретическом аспекте и на философско-теоретическом уровне.
- Искусство слышать, искусство видеть. Универсальная способность человека познавать окружающий мир во всём богатстве его звучания, многоцветия и выражать своё отношение через художественный образ.
- Предназначение искусства - воспитывать духовность, развивать эмоционально-чувственную сферу. Музыка, литература, изобразительное искусство - ветви единой мировой художественной культуры. Интонационная общность видов искусства, их стремление к взаимодействию и взаимопроникновению.
Истоки творчества. Состояние творчества - потребность человека-творца выразить ценностное отношение к объективному миру. Интонация - единая мера выражения этого ценностного отношения. Соотношение общего и индивидуального в искусстве - символ и знак.
Образный язык искусства. Слово, линия, колорит, строй, композиция, форма и прочее - способы художественного выражения ценностного отношения к миру. Образность как универсальный способ познания мира. Разнообразие художественных стилей (течений, направлений, школ), жанров и форм.
Роль музыки в человеческом обществе. Музыка как знаковая система особого рода, её процессуальная, интонационно-образная природа. Строительство музыки через тождество и контраст (сходство и различие).
Народное искусство. Интонационное разнообразие фольклорных традиций; традиции и специфика музыкального языка народов и различных регионов России.
Путь к слушателю, читателю, зрителю. Направленность выразительных средств разных видов искусства на восприятие читателя, зрителя, слушателя. Механизм воспроизведения в музыке развития человеческого чувства как диалектического процесса.
Роль предмета в достижении обучающимися планируемых результатов освоения основной образовательной программы школы
Личностными результатами изучения музыки являются:
- становление музыкальной культуры как неотъемлемой части всей духовной культуры личности;
- наличие эмоционально-ценностного отношения к искусству и жизни;
- формирование художественного вкуса как способности чувствовать и воспринимать музыкальное искусство во всём многообразии его стилей, форм и жанров;
- потребность общения с музыкальным искусством своего народа и других народов мира;
- формирование навыков самостоятельной работы при выполнении учебных и творческих задач;
- овладение художественными умениями и навыками в разных видах музыкально-творческой деятельности.
Метапредметными результатами изучения музыки являются:
- анализ собственных умений и навыков освоения музыкального искусства;
- проявление творческой инициативы и самостоятельности в организации творческой жизни класса, самодеятельных объединений, фестивалей, конкурсов;
- наличие собственной позиции и аргументированной оценки различных событий и явлений музыкальной жизни России и других стран мира;
- убеждённость в преобразующем воздействии музыки и других искусств на человека и на жизнь в целом;
- умение работать с разными источниками информации, применять информационно-коммуникативные технологии в собственной художественно-творческой деятельности.
Предметными результатами изучения музыки являются:
- понимание роли и значения музыки в жизни подростка, школьной среды и окружающей жизни;
- наличие эстетического восприятия произведений музыкального искусства и явлений действительности;
- общие представления о закономерностях и интонационно-образной природе музыки, выразительности музыкального языка, о единстве содержания и формы;
- знания о музыкальных и культурных традициях своего народа и народов других стран;
- сформированность опыта творческой деятельности, практических умений и навыков в исполнении музыки разных форм и жанров;
- использование музыкальной терминологии для обозначения содержания, средств выразительности и их свойств в произведениях искусства;
- понимание значения деятельности композитора, исполнителя, слушателя, знание творческих биографий, конкретных произведений.
Планируемые результаты по разделам
Музыка как вид искусства
Выпускник научится:
• наблюдать за многообразными явлениями жизни и искусства, выражать своё отношение к искусству, оценивая художественно-образное содержание произведения в единстве с его формой;
• понимать специфику музыки и выявлять родство художественных образов разных искусств (общность тем, взаимодополнение выразительных средств - звучаний, линий, красок), различать особенности видов искусства;
• выражать эмоциональное содержание музыкальных произведений в исполнении, участвовать в различных формах музицирования, проявлять инициативу в художественно-творческой деятельности.
Выпускник получит возможность научиться:
принимать активное участие в художественных событиях класса, музыкально-эстетической жизни школы, района, города и др. (музыкальные вечера, музыкальные гостиные, концерты для младших школьников и др.);
самостоятельно решать творческие задачи, высказывать свои впечатления о концертах, спектаклях, кинофильмах, художественных выставках и др., оценивая их с художественно-эстетической точки зрения.
Музыкальный образ и музыкальная драматургия
Выпускник научится:
• раскрывать образное содержание музыкальных произведений разных форм, жанров и стилей; определять средства музыкальной выразительности, приёмы взаимодействия и развития музыкальных образов, особенности (типы) музыкальной драматургии, высказывать суждение об основной идее и форме её воплощения;
• понимать специфику и особенности музыкального языка, закономерности музыкального искусства, творчески интерпретировать содержание музыкального произведения в пении, музыкально-ритмическом движении, пластическом интонировании, поэтическом слове, изобразительной деятельности;
• осуществлять на основе полученных знаний о музыкальном образе и музыкальной драматургии исследовательскую деятельность художественно-эстетической направленности для участия в выполнении творческих проектов, в том числе связанных с практическим музицированием.
Выпускник получит возможность научиться:
• заниматься музыкально-эстетическим самообразованием при организации культурного досуга, составлении домашней фонотеки, видеотеки, библиотеки и пр.; посещении концертов, театров и др.;
• воплощать различные творческие замыслы в многообразной художественной деятельности, проявлять инициативу в организации и проведении концертов, театральных спектаклей, выставок и конкурсов, фестивалей и др.
Музыка в современном мире: традиции и инновации
Выпускник научится:
• ориентироваться в исторически сложившихся музыкальных традициях и поликультурной картине современного музыкального мира, разбираться в текущих событиях художественной жизни в отечественной культуре и за рубежом, владеть специальной терминологией, называть имена выдающихся отечественных и зарубежных композиторов и крупнейшие музыкальные центры мирового значения (театры оперы и балета, концертные залы, музеи);
• определять стилевое своеобразие классической, народной, религиозной, современной музыки, понимать стилевые особенности музыкального искусства разных эпох (русская и зарубежная музыка от эпохи Средневековья до рубежа XIX-XX вв., отечественное и зарубежное музыкальное искусство XX в.);
• применять информационно-коммуникационные технологии для расширения опыта творческой деятельности и углублённого понимания образного содержания и формы музыкальных произведений в процессе музицирования на электронных музыкальных инструментах и поиска информации в музыкально-образовательном пространстве сети Интернет.
Выпускник получит возможность научиться:
• высказывать личностно-оценочные суждения о роли и месте музыки в жизни, о нравственных ценностях и эстетических идеалах, воплощённых в шедеврах музыкального искусства прошлого и современности, обосновывать свои предпочтения в ситуации выбора;
• структурировать и систематизировать на основе эстетического восприятия музыки и окружающей действительности изученный материал и разнообразную информацию, полученную из других источников.
Материально-технического обеспечения образовательного процесса
-
Музыка. Учебник. 5 класс, Усачева Валерия Олеговна, Школяр Людмила Валентиновна. Вентана-Граф. 2013 г.
-
Музыка. 5-7 классы. Программа. Усачева Валерия Олеговна, Школяр Людмила Валентиновна. Вентана-Граф. 2013 г.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Класс 5
№
Дата
Тема урока
Тип урока
Планируемые результаты
Характеристика деятельности учащихся
предметные
метапредметные
личностные
Обучаемый научится
Обучаемый получит возможность научиться
Технологическая карта раздела №1
Название раздела: Искусство слышать, искусство видеть
Время изучения:6ч.
1.
2.09
Способность человека воспринимать окружающий мир во всём многоцветье и богатстве звучания.
приобретать навыки слушательской культуры;
различать простые и сложные жанры вокальной, инструментальной, сценической музыки;
наблюдать за разнообразными явлениями жизни и искусства и оценивать их; выявлять особенности взаимодействия музыки с другими видами искусства
высказывать личностно-оценочные суждения о роли и месте музыки в жизни, о нравственных ценностях и идеалах шедевров музыкального искусства прошлого и современности
Воспринимать окружающий мир во всём богатстве его звучания и красок.
2
9.09
Художественный образ как выражение отношения к миру человека-творца.
понимать роль музыки в жизни человека; образное содержание музыкальных произведений, особенности претворения вечных тем искусства и жизни в произведениях разных жанров и стилей;
определять по характерным признакам принадлежность музыкальных произведений к соответствующему жанру и стилю
передавать свои впечатления в устной и письменной форме
проявлять творческую инициативу в различных сферах художественно-творческой деятельности
Понимать, что человек - существо духовное (способен думать, чувствовать, созидать, творить);
3
16.09
Проникновение в замысел художника, композитора, писателя.
эмоционально-образно воспринимать и оценивать музыкальные произведения различных жанров и стилей классической и современной музыки
размышлять о знакомом музыкальном произведении
наблюдать за разнообразными явлениями жизни и искусства и оценивать их;
использовать различные формы индивидуального, группового и коллективного музицирования
Понимать, что человек - существо духовное (способен думать, чувствовать, созидать, творить); понимать значение слов «человек-творец» (человек, способный созидать, творить).
4
23.09
Исследование собственных творческих побуждений (проявлений) в разных видах художественной деятельности.
Понимать значение музыки в жизни человека
эмоционально-образно воспринимать и оценивать музыкальные произведения
передавать свои впечатления в устной и письменной форме
высказывать личностно-оценочные суждения о роли и месте музыки в жизни
Исследовать собственные творческие проявления (побуждения) на основе проникновения в замысел художника, композитора, писателя..
5
30.09
Способы раскрытия и переноса поэзии повседневной жизни в содержание произведения искусства.
понимать роль музыки в жизни человека;
Находить особенности претворения вечных тем искусства и жизни в произведениях разных жанров и стилей
раскрывать образный строй художественных произведений;
проявлять творческую инициативу в различных сферах художественно-творческой деятельности
различать характерные признаки музыкальной речи
6
7.10
Роль музыки в человеческом обществе, её воспитательный потенциал. Знакомство с выдающимися деятелями в разных областях искусства.
эмоционально-образно воспринимать и оценивать музыкальные произведения различных жанров и стилей классической и современной музыки
обосновывать свои предпочтения в ситуации выбора; размышлять о знакомом музыкальном произведении; высказывать суждение об основной идее, о средствах и формах ее воплощения;
наблюдать за разнообразными явлениями жизни и искусства и оценивать их; выявлять особенности взаимодействия музыки с другими видами искусства (литература, изобразительное искусство)
высказывать личностно-оценочные суждения о роли и месте музыки в жизни, о нравственных ценностях и идеалах шедевров музыкального искусства прошлого и современности
Работа с учебником
Сочинение стихотворения
Технологическая карта раздела №2
Название раздела: Истоки творчества
Время изучения: 8 ч.
7
14.10
Поэтическое и обыденное -эстетическое и философское осмысление действительности
понимать специфику и особенности музыкального языка, закономерности музыкального искусства
получать представление о средствах музыкальной выразительности, музыкальной драматургии, приемах взаимодействия и развития музыкальных образов; анализировать различные трактовки одного и того же произведения, аргументируя исполнительскую интерпретацию замысла композитора;
развивать навыки исследовательской художественно-эстетической деятельности (выполнение индивидуальных и коллективных проектов);
решать творческие задачи, участвовать в исследовательских проектах
Понимать истоки творчества как эстетическое и философское осмысление композитором реальных явлений жизни
8
21.10
Поэтическое и обыденное - реальность и художественное уподобление
понимать роль музыки в жизни человека; образное содержание музыкальных произведений, особенности претворения вечных тем искусства и жизни в произведениях
обосновывать свои предпочтения в ситуации выбора; размышлять о знакомом музыкальном произведении; высказывать суждение об основной идее, о средствах и формах ее воплощения;
выявлять особенности взаимодействия музыки с литературным искусством и раскрывать образный строй художественных произведений
высказывать личностно-оценочные суждения о роли и месте музыки в жизни, о нравственных ценностях и идеалах шедевров музыкального искусства прошлого и современности
Понимать истоки творчества как эстетическое и философское осмысление композитором реальных явлений жизни
9
28.10
Звучание - способ художественного выражения ценностного отношения человека к явлениям, событиям, фактам окружающей действительности
эмоционально-образно воспринимать и оценивать музыкальные произведения П.И.Чайковского
понимать специфику и особенности музыкального языка, закономерности музыкального искусства; получать представление о средствах музыкальной выразительности, музыкальной драматургии, приемах взаимодействия и развития музыкальных образов;
сравнение, анализ, обобщение, нахождение ассоциативных связей между произведениями разных видов искусства;
сравнение, анализ, обобщение, нахождение ассоциативных связей между произведениями разных видов искусства;
Исследовать общие и специфические черты творческой деятельности в разных областях искусства.
10.
11.11
Изображение - способ художественного выражения ценностного отношения человека к явлениям, событиям, фактам окружающей действительности
различать простые и сложные жанры вокальной, инструментальной, сценической музыки;
находить жанровые параллели между музыкой и другими видами искусства;
наблюдать за разнообразными явлениями жизни и искусства и оценивать их; выявлять особенности взаимодействия музыки с другими видами искусства (литература, изобразительное искусство
проявлять творческую инициативу в различных сферах художественно-творческой деятельности
Исследовать общие и специфические черты творческой деятельности в разных областях искусства.
-работа с разными источниками информации; стремление к самостоятельному общению с искусством
11
18.11
Слово- способ художественного выражения ценностного отношения человека к явлениям, событиям, фактам окружающей действительности.
различать простые и сложные жанры вокальной, инструментальной, сценической музыки;
находить жанровые параллели между музыкой и другими видами искусства;
наблюдать за разнообразными явлениями жизни и искусства и оценивать их; выявлять особенности взаимодействия музыки с другими видами искусства (литература, изобразительное искусство
проявлять творческую инициативу в различных сферах художественно-творческой деятельности
Исследовать общие и специфические черты творческой деятельности в разных областях искусства.
-работа с разными источниками информации; стремление к самостоятельному общению с искусством
12.
25.11
Состояние творчества: художественный замысел и его проживание, вынашивание идеи и импровизация.
творчески интерпретировать содержание музыкального произведения в пении, музыкально-ритмическом движении, пластическом интонировании, поэтическом слове, изобразительной деятельности
находить жанровые параллели между музыкой и другими видами искусства;
передавать свои впечатления в устной и письменной форме;
проявлять творческую инициативу в различных сферах художественно-творческой деятельности
Осознавать собственные творческие возможности в разных видах художественной деятельности (пении, импровизации, подборе аккомпанемента, выразительном движении, написании литературного эссе и др.) Творческая деятельность
13.
2.12
Состояние творчества: вдохновение и работа.
понимать специфику и особенности музыкального языка, закономерности музыкального искусства; получать представление о средствах музыкальной выразительности, музыкальной драматургии, приемах взаимодействия и развития музыкальных образов;
анализировать различные трактовки одного и того же произведения, аргументируя исполнительскую интерпретацию замысла композитора;
раскрывать образный строй художественных произведений; находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и других видов искусства
проявлять творческую инициативу в различных сферах художественно-творческой деятельности
Осознавать собственные творческие возможности в разных видах художественной деятельности (пении, импровизации, подборе аккомпанемента, выразительном движении, написании литературного эссе и др.) -Творческая деятельность
14.
9.12
Развёртывание художественного замысла в движении от художественной идеи к средствам её воплощения .
понимать специфику и особенности музыкального языка, закономерности музыкального искусства; получать представление о средствах музыкальной выразительности, музыкальной драматургии, приемах взаимодействия и развития музыкальных образов;
анализировать различные трактовки одного и того же произведения, аргументируя исполнительскую интерпретацию замысла композитора;
раскрывать образный строй художественных произведений; находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и других видов искусства
проявлять творческую инициативу в различных сферах художественно-творческой деятельности
Выявлять внутренние связи между музыкой и литературой, музыкой и изобразительным искусством Творческая деятельность.
Технологическая карта раздела №3
Название раздела: Образный язык искусства
Время изучения: 9 ч.
15.
16.12
Музыкальные основы: процессуальная интонационно-образная природа музыкального искусства; единые интонационно-эмоциональные истоки человеческой и музыкальной речи.
знать имена выдающихся отечественных и зарубежных композиторов и исполнителей, узнавать наиболее значимые их произведения и интерпретации;
приводить примеры их произведений;
наблюдать за разнообразными явлениями жизни и искусства и оценивать их
проявлять творческую инициативу в различных сферах художественно-творческой деятельности
Понимать «зёрна-интонации» (темы) в развитии музыкального смысла
16
23.12
Интонационная общность видов искусства.
знать имена выдающихся отечественных и зарубежных композиторов и исполнителей, узнавать наиболее значимые их произведения и интерпретации;
приводить примеры их произведений;
наблюдать за разнообразными явлениями жизни и искусства и оценивать их
проявлять творческую инициативу в различных сферах художественно-творческой деятельности
Исследовать истоки единства человеческой и музыкальной речи
17.
13.01
Образность как универсальный способ художественного познания мира
знать имена выдающихся отечественных и зарубежных композиторов и исполнителей
узнавать наиболее значимые их произведения композиторов и исполнителей приводить примеры их произведений;
развивать навыки исследовательской художественно-эстетической деятельности (выполнение индивидуальных и коллективных проектов);
высказывать личностно-оценочные суждения о роли и месте музыки в жизни, о нравственных ценностях и идеалах шедевров музыкального искусства прошлого и современности;
Узнавать музыкальные фрагменты произведений разных жанров по характерным интонациям.
18.
20.01
«Единство в многообразии» - уникальная способность искусства выражать человеческое всеобщее через особенное, специфическое, характерное, индивидуальное.
эмоционально-образно воспринимать и оценивать музыкальные произведения
размышлять о знакомом музыкальном произведении; высказывать суждение об основной идее, о средствах и формах ее воплощения;
заниматься музыкально-эстетическим самообразованием
высказывать личностно-оценочные суждения о роли и месте музыки в жизни, о нравственных ценностях и идеалах шедевров музыкального искусства прошлого и современности;
Уметь проводить сравнение и анализ вокальной, симфонической, инструментальной музыки разных стилей, жанров и форм
-Слушание музыки, составление кроссворда
19.
27.01
Музыка вокальная, симфоническая, инструментальная.
понимать специфику и особенности музыкального языка, закономерности музыкального искусства
анализировать различные трактовки одного и того же произведения, аргументируя исполнительскую интерпретацию замысла композитора;
находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и других видов искусства;
проявлять творческую инициативу в различных сферах художественно-творческой деятельности
Определять автора конкретного музыкального произведения по интонационным проявлениям его принадлежности к определённому течению, художественному направлению, композиторской школе. Слушание музыки
20.
3.02
Разнообразие художественных стилей, форм, жанров (течений, направлений, школ и пр.).
понимать специфику и особенности музыкального языка, закономерности музыкального искусства
анализировать различные трактовки одного и того же произведения, аргументируя исполнительскую интерпретацию замысла композитора;
находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и других видов искусства;
проявлять творческую инициативу в различных сферах художественно-творческой деятельности
Определять автора конкретного музыкального произведения по интонационным проявлениям его принадлежности к определённому течению, художественному направлению, композиторской школе (сообщение)
21.
10.02
Народное искусство - интонационное многообразие фольклорных традиций
понимать специфику и особенности музыкального языка, закономерности музыкального искусства
анализировать различные трактовки одного и того же произведения, аргументируя исполнительскую интерпретацию замысла композитора;
находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и других видов искусства;
проявлять творческую инициативу в различных сферах художественно-творческой деятельности
Выявлять характерные черты и специфику музыкального языка народов России (сообщение).
22.
17.02
Народное искусство - интонационное многообразие фольклорных традиций: характерные черты и специфика музыкального языка народов
понимать специфику и особенности музыкального языка, закономерности музыкального искусства
анализировать различные трактовки одного и того же произведения, аргументируя исполнительскую интерпретацию замысла композитора;
находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и других видов искусства;
проявлять творческую инициативу в различных сферах художественно-творческой деятельности
Выявлять характерные черты и специфику музыкального языка
23
24.02
Народное искусство -интонационное многообразие фольклорных традиций: характерные черты и специфика музыкального языка народов
понимать роль музыки в жизни человека; образное содержание музыкальных произведений, особенности претворения вечных тем искусства и жизни в произведениях
обосновывать свои предпочтения в ситуации выбора; размышлять о знакомом музыкальном произведении; высказывать суждение об основной идее, о средствах и формах ее воплощения;
выявлять особенности взаимодействия музыки с литературным искусством и раскрывать образный строй художественных произведений
высказывать личностно-оценочные суждения о роли и месте музыки в жизни, о нравственных ценностях и идеалах шедевров музыкального искусства прошлого и современности
Участвовать в народных праздниках, гуляниях, играх, школьных ярмарках
-Работа в группах
Технологическая карта раздела №4
Название раздела: Путь к слушателю, читателю, зрителю
Время изучения: 12 ч.
24.
2.03
Возникновение художественной деятельности как условия существования человека.
понимать роль стихотворений и музыки в жизни человека; образное содержание музыкальных произведений, особенности претворения вечных тем искусства и жизни в произведениях
обосновывать свои предпочтения в ситуации выбора; размышлять о знакомом музыкальном произведении; высказывать суждение об основной идее, о средствах и формах ее воплощения;
выявлять особенности взаимодействия музыки с литературным искусством и раскрывать образный строй художественных произведений
высказывать личностно-оценочные суждения о роли и месте музыки в жизни, о нравственных ценностях и идеалах шедевров музыкального искусства прошлого и современности
Понимать художественную деятельность как высшую форму ценностного отношения человека к жизни Работа в группах (исследование творчества М.И.Цветаевой)
25.
9.03
Искусство - способ философского осмысления жизни в её нравственно-эстетическом измерении.
понимать роль стихотворений и музыки в жизни человека; образное содержание музыкальных произведений, особенности претворения вечных тем искусства и жизни в произведениях
обосновывать свои предпочтения в ситуации выбора; размышлять о знакомом музыкальном произведении; высказывать суждение об основной идее, о средствах и формах ее воплощения;
выявлять особенности взаимодействия музыки с литературным искусством и раскрывать образный строй художественных произведений
высказывать личностно-оценочные суждения о роли и месте музыки в жизни, о нравственных ценностях и идеалах шедевров музыкального искусства прошлого и современности
Понимать историческую обусловленность возникновения искусства как условия самовоспитания человека.
Работа в группах
26.
16.03
Природа и предназначение художественной деятельности
различать простые и сложные жанры вокальной, инструментальной, сценической музыки;
находить жанровые параллели между музыкой и другими видами искусства;
наблюдать за разнообразными явлениями жизни и искусства и оценивать их; выявлять особенности взаимодействия музыки с другими видами искусства (литература, изобразительное искусство
проявлять творческую инициативу в различных сферах художественно-творческой деятельности
Уметь объяснять многообразие видов, форм и жанров искусства необходимостью полихудожественного воздействия на человека.
27
23.03
Природа и воздействие искусства на человека.
эмоционально-образно воспринимать и оценивать музыкальные произведения А.П.Бородина
понимать специфику и особенности музыкального языка, закономерности музыкального искусства; получать представление о средствах музыкальной выразительности, музыкальной драматургии, приемах взаимодействия и развития музыкальных образов;
сравнение, анализ, обобщение, нахождение ассоциативных связей между произведениями разных видов искусства;
сравнение, анализ, обобщение, нахождение ассоциативных связей между произведениями разных видов искусства;
Уметь объяснять многообразие видов, форм и жанров искусства необходимостью полихудожественного воздействия на человека.
28.
6.04
Театр как интегративная художественная целостность
эмоционально-образно воспринимать и оценивать музыкальные произведения А.П.Бородина
понимать специфику и особенности музыкального языка, закономерности музыкального искусства; получать представление о средствах музыкальной выразительности, музыкальной драматургии, приемах взаимодействия и развития музыкальных образов;
сравнение, анализ, обобщение, нахождение ассоциативных связей между произведениями разных видов искусства;
сравнение, анализ, обобщение, нахождение ассоциативных связей между произведениями разных видов искусства;
Понимать театр как синтетический вид искусства, помогающий рассмотреть жизнь во всех её противоречиях, вводящий зрителя в систему общечеловеческих идеалов и ценностей
29.
13.04
Театр как интегративная художественная целостность живописи и других видов искусства.
понимать специфику и особенности музыкального языка, закономерности музыкального искусства; получать представление о средствах музыкальной выразительности, музыкальной драматургии, приемах взаимодействия и развития музыкальных образов;
анализировать различные трактовки одного и того же произведения, аргументируя исполнительскую интерпретацию замысла композитора;
раскрывать образный строй художественных произведений; находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и других видов искусства;
высказывать личностно-оценочные суждения о роли и месте музыки в жизни
Понимать театр как синтетический вид искусства, помогающий рассмотреть жизнь во всех её противоречиях, вводящий зрителя в систему общечеловеческих идеалов и ценностей.
30.
20.04
Театр как интегративная художественная целостность музыки и других видов искусства.
эмоционально-образно воспринимать и оценивать музыкальные произведения различных жанров
обосновывать свои предпочтения
выявлять особенности взаимодействия музыки с другими видами искусства
высказывать личностно-оценочные суждения о роли и месте музыки в жизни
Понимать театр как синтетический вид искусства, помогающий рассмотреть жизнь во всех её противоречиях, вводящий зрителя в систему общечеловеческих идеалов и ценностей.
31
27.04
Театр как интегративная художественная целостность (взаимодействие и взаимопроникновение живописи, музыки, литературы и других видов искусства)
определять по характерным признакам принадлежность музыкальных произведений к соответствующему жанру и стилю - музыка классическая, народная, религиозной традиции, современная;
понимать специфику и особенности музыкального языка, закономерности музыкального искусства; получать представление о средствах музыкальной выразительности, музыкальной драматургии, приемах взаимодействия и развития музыкальных образов; анализировать различные трактовки
заниматься музыкально-эстетическим самообразованием
высказывать личностно-оценочные суждения о роли и месте музыки в жизни, о нравственных ценностях и идеалах шедевров музыкального искусства прошлого и современности;
Понимать театр как синтетический вид искусства, помогающий рассмотреть жизнь во всех её противоречиях, вводящий зрителя в систему общечеловеческих идеалов и ценностей.
32
4.05
Обусловленность организации выразительных средств искусства направленностью на восприятие читателя
определять по характерным признакам принадлежность музыкальных произведений к соответствующему жанру и стилю - музыка классическая, народная, религиозной традиции, современная;
понимать специфику и особенности музыкального языка, закономерности музыкального искусства; получать представление о средствах музыкальной выразительности, музыкальной драматургии, приемах взаимодействия и развития музыкальных образов; анализировать различные трактовки
заниматься музыкально-эстетическим самообразованием
высказывать личностно-оценочные суждения о роли и месте музыки в жизни, о нравственных ценностях и идеалах шедевров музыкального искусства прошлого и современности;
Выявлять в художественном комплексе (фрагменте), в том числе музыкальном, специфическую направленность выразительных средств на восприятие слушателя.
33.
11.05
Обусловленность организации выразительных средств искусства направленностью на восприятие читателя, зрителя, слушателя.
понимать специфику и особенности музыкального языка, закономерности музыкального искусства; получать представление о средствах музыкальной выразительности, музыкальной драматургии, приемах взаимодействия и развития музыкальных образов;
анализировать различные трактовки одного и того же произведения, аргументируя исполнительскую интерпретацию замысла композитора;
раскрывать образный строй художественных произведений; находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и других видов искусства
проявлять творческую инициативу в различных сферах художественно-творческой деятельности
Выявлять в художественном комплексе (фрагменте), в том числе музыкальном, специфическую направленность выразительных средств на восприятие слушателя.
34.
18.05
Научное и художественное познание мира - общее и специфическое.
приобретать навыки слушательской культуры;
различать простые и сложные жанры вокальной, инструментальной, сценической музыки;
наблюдать за разнообразными явлениями жизни и искусства и оценивать их; выявлять особенности взаимодействия музыки с другими видами искусства
высказывать личностно-оценочные суждения о роли и месте музыки в жизни, о нравственных ценностях и идеалах шедевров музыкального искусства прошлого и современности
Уметь объяснять логику раскрытия любого чувства в музыке художественным воссозданием его процессуальности в реальной жизни.
35.
25.05
Механизмы «заражения» и «внушения» в музыке, интонационные «узелки на память» - условия понимания драматургической сущности развития музыки
приобретать навыки слушательской культуры;
различать простые и сложные жанры вокальной, инструментальной, сценической музыки;
наблюдать за разнообразными явлениями жизни и искусства и оценивать их; выявлять особенности взаимодействия музыки с другими видами искусства
высказывать личностно-оценочные суждения о роли и месте музыки в жизни, о нравственных ценностях и идеалах шедевров музыкального искусства прошлого и современности
Знать великих отечественных исполнителей прошлого и настоящего: С.В. Рахманинова, Ф.И. Шаляпина, Е.А. Мравинского, Н.А. Обухову, А.В. Нежданову, С.Я. Лемешева и др