- Учителю
- Рабочая программа по музыке 6 класс
Рабочая программа по музыке 6 класс
МОУ «Оленегорская средняя общеобразовательная школа»
Аллаиховского улуса
«Согласовано»
Руководитель МО
Слепцова Я.С._____________
Протокол № ___ от
«____»__________2015г.
«Согласовано»
Заместитель директора школы по УР
Протодьяконова Л.С.__________
«____»____________2015 г.
«Утверждаю»
директор Колесова В.Е. __________
Приказ № ___ от
«___»______________2015 г.
Республики Саха (Якутия)
Рабочая программа внеурочной деятельности
Рабочая программа
по музыке для 6 класса
за 2015 - 2016 учебный год
Составила: учитель Капусто Владислав Иванович
Оленегорск -2015
Рабочая программа по предмету «Музыка» для 6класса составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 г. № 1897), примерной программы по музыке для основного общего образования (2-е изд. - М.: Просвещение, 2011. - 176 с.) и авторской программы «Музыка. 5-7 классы»./ Г.П.Сергеева, Е.Д.Критская.-М.: Просвещение, 2011.
Рабочая программа ориентирована на использование учебно - методического комплекта «Музыка 5-7 классы» авторов Г.П.Сергеевой, Е.Д.Критской:
-Учебник «Музыка. 6 класс», М., Просвещение, 2012г.
-Пособия для учащихся «Музыка. Творческая тетрадь. 6 класс»
-Программа «Музыка 5-7 классы», М., Просвещение, 2011г.
-Методическое пособие для учителя «Уроки музыки. 5-6 классы», М., Просвещение, 2011г.
-«Музыка. Хрестоматия музыкального материала. 6 класс», М., Просвещение, 2011г.
-«Музыка. Фонохрестоматия музыкального материала. 6 класс» (МР3), М., Просвещение, 2011г.
Цель программы-формирование музыкальной культуры школьников как неотъемлемой части их духовной культуры.
Задачи:
- развитие общей музыкальности и эмоциональности, эмпатии и восприимчивости, интеллектуальной сферы и творческого потенциала, художественного вкуса, общих музыкальных способностей;
- освоение музыки и знаний о музыке, её интонационно-образной природе, жанровом и стилевом многообразии, особенностях музыкального языка; музыкальном фольклоре, классическом наследии и современном творчестве отечественных и зарубежных композиторов; о её взаимосвязи с другими видами искусства и жизнью;
- овладение художественно - практическими умениями и навыками в разнообразных видах музыкально-творческой деятельности: слушании музыки и пении, инструментальном музицировании и музыкально-пластическом движении, импровизации, драматизации музыкальных произведений, музыкально-творческой практике с применением информационно-коммуникационных технологий;
- воспитание эмоционально-ценностного отношения к музыке; устойчивого интереса к музыке, музыкальному искусству своего народа и других народов мира; музыкального вкуса учащихся; потребности к самостоятельному общению с высокохудожественной музыкой и музыкальному самообразованию; слушательской и исполнительской культуры учащихся.
В данной программе заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся универсальных учебных действий.
Личностные УУД:
- вхождение обучающихся в мир духовных ценностей музыкального искусства, влияющих на выбор наиболее значимых ценностных ориентаций личности;
- понимание социальных функций музыки (познавательной, коммуникативной, эстетической, практической, воспитательной, зрелищной и др.) в жизни людей, общества, в своей жизни;
- осознание особенностей музыкальной культуры России, своего региона, разных культур и народов мира, понимание представителей другой национальности, другой культуры и стремление вступать с ними в диалог;
- личностное освоение содержания музыкальных образов (лирических, эпических, драматических) на основе поиска их жизненного содержания, широких ассоциативных связей музыки с другими видами искусства;
- осмысление взаимодействия искусств как средства расширения представлений о содержании музыкальных образов, их влиянии на духовно-нравственное становление личности;
- понимание жизненного содержания народной, религиозной, классической и современной музыки, выявление ассоциативных связей музыки с литературой, изобразительным искусством, кино, театром в процессе освоения музыкальной культуры своего региона, России, мира, разнообразных форм музицирования, участия в исследовательских проектах.
РегулятивныеУУД:
- самостоятельный выбор целей и способов решения учебных задач (включая интонационно-образный и жанрово-стилевой анализ сочинений) в процессе восприятия и исполнения музыки различных эпох, стилей, жанров, композиторских школ;
- планирование собственных действий в процессе восприятия, исполнения музыки, создания импровизаций при выявлении взаимодействия музыки с другими видами искусства, участия в художественной и проектно-исследовательской деятельности;
- совершенствование действий контроля, коррекции, оценки действий партнёра в коллективной и групповой музыкальной, творческо-художественной, исследовательской деятельности;
- саморегуляция волевых усилий, способности к мобилизации сил в процессе работы над исполнением музыкальных сочинений на уроке, во внеурочных и внешкольных формах музыкально-эстетической, проектной деятельности, в самообразовании;
- развитие критического отношения к собственным действиям, действиям одноклассников в процессе познания музыкального искусства, участия в индивидуальных и коллективных проектах;
- сравнение изложения одних и тех же сведений о музыкальном искусстве в различных источниках; приобретение навыков работы с сервисами интернета.
Познавательные УУД:
- стремление к приобретению музыкально-слухового опыта общения с известными и новыми музыкальными произведениями различных жанров, стилей народной и профессиональной музыки, познанию приёмов развития музыкальных образов, особенностей их музыкального языка;
- формирование интереса к специфике деятельности композиторов и исполнителей (профессиональных и народных), особенностям музыкальной культуры своего края, региона;
- расширение представлений о связях музыки с другими видами искусства на основе художественно-творческой, исследовательской деятельности;
-усвоение терминов и понятий музыкального языка и художественного языка различных видов искусства на основе выявления их общности и различий с терминами и понятиями художественного языка других видов искусства;
- применение полученных знаний о музыке и музыкантах, о других видах искусства в процессе самообразования, внеурочной творческой деятельности.
Коммуникативные УУД:
- решение учебных задач совместно с одноклассниками, учителем в процессе музыкальной, художественно-творческой, исследовательской деятельности;
- формирование способности вступать в контакт, высказывать свою точку зрения, слушать и понимать точку зрения собеседника, вести дискуссию по поводу различных явлений музыкальной культуры;
- формирование адекватного поведения в различных учебных, социальных ситуациях в процессе восприятия и музицирования, участия в исследовательских проектах, внеурочной деятельности;
- развитие навыков постановки проблемных вопросов во время поиска и сбора информации о музыке, музыкантах, в процессе восприятия и исполнения музыки;
- совершенствование навыков развёрнутого речевого высказывания в процессе анализа музыки ( с использованием музыкальных терминов и понятий), её оценки и представления в творческих формах работы в исследовательской, внеурочной, досуговой деятельности;
- знакомство с различными социальными ролями в процессе работы и защиты исследовательских проектов;
- самооценка и интепретация собственных коммуникативных действий в процессе восприятия, исполнения музыки, театрализаций, драматизаций музыкальных образов.
Информационные УУД:
-владение навыками работы с различными источниками информации: книгами, учебниками, справочниками, атласами, картами, энциклопедиями, каталогами, словарями, CD-ROM, Интернетом;
- самостоятельный поиск, извлечение, систематизация, анализ и отбор необходимой для решения учебных задач информации, её организация, преобразование, сохранение и передача;
- ориентация в информационных потоках, умение выделять в них главное и необходимое; умение осознанно воспринимать музыкальную и другую художественную информацию, распространяемую по каналам средств массовой информации;
- применение для решения учебных задач, проектно-исследовательской деятельности, информационных и телекоммуникационных технологий: аудио- и видеозаписи, электронная почта, Интернет;
- увеличение количества источников информации, с которыми можно работать одновременно при изучении особенностей музыкальных образов разных эпох, стилей, композиторских школ;
- осуществление интерактивного диалога в едином информационном пространстве музыкальной культуры.
Содержание программы основано на обширном материале, охватывающем различные виды искусств, который дает возможность учащимся осваивать духовный опыт поколений, нравственно-эстетические ценности мировой художественной культуры. Культура предстает перед школьниками как история развития человеческой памяти, величайшее нравственное значение которой, по словам академика Д.С.Лихачева «в преодолении времени».
Отношение к памятникам любого из искусств - показатель культуры всего общества в целом и каждого человека в отдельности. Сохранение культурной среды, творческая жизнь в этой среде обеспечат привязанность к родным местам, нравственную дисциплину и социализацию личности учащихся.
Содержание учебного предмета совпадает с содержанием в авторской программе.
Реализация данной программы опирается на следующие методы музыкального образования:
- метод междисциплинарных взаимодействий;
- метод проблемного обучения;
- метод художественного, нравственно-эстетического познания музыки;
- метод эмоциональной драматургии;
- метод интонационно-стилевого постижения музыки;
- метод художественного контекста;
- метод создания «композиций»;
- метод перспективы и ретроспективы;
-метод игры.
При реализации содержания программы основными видами практической деятельности на уроке являются: I - слушание музыки (восприятие, расширение представлений, оценка изучаемых музыкальных произведений, размышление о воздействии музыки на человека, её взаимосвязи с другими видами искусства и жизнью), II - выполнение проблемно-творческих заданий (инструментальная импровизация и сочинение, создание музыкально-пластических композиций, театрализованные формы музыкально-творческой деятельности), III -пение (творческое самовыражение учащегося в хоровом и ансамблевом исполнении различных образцов вокальной музыки, воплощение различных музыкальных образов, совершенствование вокально-хоровых умений инавыков, вокально-творческое развитие), IV - музыкально-творческая практика с применением информационно-коммуникационных технологий. Организация видов деятельности предполагает участие всех компонентов учебно-методического комплекта - учебника, творческой тетради, нотных хрестоматий для учителя, музыкальной фонохрестоматии, каждый из видов деятельности непременно соотносится с содержанием учебника.
Рабочая программа рассчитана на 35 часов в год (1 час в неделю).
Курс нацелен на изучение многообразных взаимодействий музыки с жизнью, природой, обычаями, литературой, живописью, историей, психологией музыкального восприятия, а также с другими видами и предметами художественной и познавательной деятельности.
Программа основана на обширном материале, охватывающем различные виды искусств, которые дают возможность учащимся усваивать духовный опыт поколений, нравственно-эстетические ценности мировой художественной культуры, и преобразуют духовный мир человека, его душевное состояние. Содержание данной программы раскрывается в учебных темах каждого полугодия. В обновленном музыкальном материале, а также введении параллельного и методически целесообразного литературного и изобразительного рядов. В программе 6 класса рассматривается многообразие музыкальных образов, запечатленных в жанрах вокальной, инструментальной и инструментально-симфонической музыки. Музыкальный образ рассматривается как живое, обобщенное представление о действительности, выраженное в звуках. В сферу изучения входят также интонационная природа музыкальных образов, приемы взаимодействия и развития различных образных сфер в музыкальном искусстве. Мир образов народной, религиозной, классической и современной музыки. Музыка в семье искусств.
Приоритетным направлением содержания программы и УМК по-прежнему остается русская музыкальная культура. Фольклор, классическое наследие, музыка религиозной традиции, современные музыкальные направления музыкального искусства формируют у учащихся национальное самосознание, понимание значимости своей культуры в художественной картине мира.
Формы организации учебного процесса: индивидуальные, групповые, фронтальные, коллективные, классные и внеклассные.
Контроль осуществляется в следующих видах: вводный, текущий, тематический, итоговый.
Основными формами контроля знаний, умений и навыков учащихся являются: анализ и оценка учебных, учебно-творческих работ, игровые формы, устный и письменный опрс.
Требования к уровню подготовки учащихся 6 класса
-понимать жизненно-образное содержание музыкальных произведений разных жанров; различать лирические, эпические, драматические музыкальные образы;
- иметь представление о приёмах взаимодействия и развития образов музыкальных сочинений;
- знать имена выдающихся русских и зарубежных композиторов, приводить примеры их произведений;
- уметь по характерным признакам определять принадлежность музыкальных произведений к соответствующему жанру и стилю (музыка классическая, народная, религиозная, современная;
- владеть навыками музицирования: исполнение песен ( народных, классического репертуара, современных авторов), напевание запомнившихся мелодий знакомых музыкальных сочинений;
- анализировать различные трактовки одного и того же произведения, аргументируя исполнительскую интерпретацию замысла композитора;
- раскрывать образный строй музыкальных произведений на основе взаимодействия различных видов искусства;
- развивать навыки исследовательской художественно-эстетической деятельности (выполнение индивидуальных и коллективных проектов);
-применять информационно-коммуникативные технологии для расширения опыта творческой деятельности в процессе поиска информации в образовательном пространстве сети Интернет.
Тематическое планирование
№
урока
Название
раздела/
темы урока
Основное содержание урока
Планируемые результаты освоения темы.
Личностные метапредметные предметные
учащиеся научатся
Учащиеся получат возможность научиться
Раздел 1. Мир образов вокальной и инструментальной музыки (17 ч)
1
Удивительный мир музыкальных образов.
Что роднит музыкальную и разговорную речь? (Интонация).
Мелодия - душа музыки.
Музыкальный образ - это живое обобщённое представление о действительности, выраженное в музыкальных интонациях. Классификация музыкальных жанров: вокальная и инструментальная музыка.
Углубление представления о неразрывном единстве музыки и жизни.
Развитие познавательного интереса.
Умение самостоятельно ставить новые учебные задачи на основе развития познавательных мотивов и интересов;
Анализ собственной учебной деятельности и внесение необходимых корректив для достижения запланированных результатов;
Знать/понимать: что музыкальный образ - живое, обобщенное представление о действительности, выраженное в звуках. Различать лирические, эпические, драматические музыкальные образы в вокальной и инструментальной музыке.
Уметь анализировать различные трактовки одного и того же произведения, аргументируя исполнительскую интерпретацию замысла композитора. Владеть навыкамимузицирования:исполнение песен, напевание запомнившихся мелодий знакомых музыкальных сочинений.
- Наблюдать жизненные явления.
- Сопоставлять их с особенностями художественного воплощения в произведениях искусства.
- Устанавливать ассоциативные связи между произведениями разных видов искусств.
- Находить сходные и различные черт, выразительные средства, воплощающие отношение творца к природе
2
Образы романсов и песен русских композиторов
Расширение представлений о жанре романса. Взаимосвязь разговорных и музыкальных интонаций в романсах. Триединство «композитор - исполнитель - слушатель»
Красный сарафан. А.Варламов, Н.Цыганова;
Жаворонок. М.Глинка, Н.Кукольник;
Мама. Из вокально-инструментального цикла «Земля». В.Гаврилин, В.Шульгина.
Эстетические потребности, ценности и чувства, эстетическое сознание как результат освоения художественного наследия народов России, творческой деятельности музыкально-эстетического характера.
Развивать интерес к художественной деятельности.
Умение анализировать собственную учебную деятельность, адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи и собственные возможности её решения. Вносить необходимые коррективы для достижения запланированных результатов;
Знать/понимать: жизненно - образное содержание музыкальных произведений разных жанров.Уметь:
различать лирические, эпические, драматические музыкальные образы в вокальной музыке. Уметь по характерным признакам определять принадлежность музыкальных произведений к соответствующему жанру и стилю - народная, композиторская.
- Осмысление учебного материала, выделение главного,
анализ и синтез.
- Умение задавать вопросы.
- Умение отвечать на вопросы.
- формированию у учащихся представлений о художественной картине мира;
3
Два музыкальных посвящения
Знакомство с шедеврами вокальной музыки - романсом М.Глинки «Я помню чудное мгновенье», инструментальной музыки - «Вальс-фантазия» М.Глинки.
Понимание социальных функций музыки в жизни людей, общества, в своей жизни; личностное освоение содержания образов (лирических, эпических, драматических) на основе поиска их жизненного содержания, широких ассоциативных связей музыки с другими видами искусства;
Умение определять понятия, обобщать, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации; умение устанавливать причинно-следственные связи; размышлять, рассуждать и делать выводы; смысловое чтение текстов различных стилей и жанров;
Знать/понимать: способы создания различных образов: музыкальный
портрет. Понимать, что каждое музыкальное произведение благодаря эмоциональному воздействию позволяет пережить всю глубину чувств. Уметь соотносить музыкальные сочинения с произ-ведениями других видов искусств, выявлять своеобразие почерка композитора М.И.Глинки.
Анализировать различные трактовки одного и того же произведения, аргументируя исполнительскую интерпретацию замысла композитора; определять приёмы развития, форму музыкальных произведений.
4
Портрет в музыке и живописи
Романс «Я помню чудное мгновенье» и «Вальс-фантазия» М.И.Глинки. Влияние формы и приёмов развития на отражение содержания этих сочинений. Портрет в музыке и изобразительном искусстве.
Воспитание уважения к истории культуры своего народа, выраженной в музыкальном и изобразительном искусстве.
Использование разных источников информации, ИКТ;
Самостоятельный выбор целей и способов решения учебных задач (включая интонационно-образный и жанрово-стилевой анализ сочинений) в процессе восприятия и исполнения музыки различных эпох, стилей, жанров, композиторских школ;
Объяснять, как форма и приёмы развития музыки могут раскрывать образы сочинений.
Выявлять своеобразие почерка М.И.Глинки.
5
«Уноси моё сердце в звенящую даль»
Отечественная музыкальная культура 19 века: формирование русской классической школы - С.В.Рахманинов.
Лирические образы романсов С.В.Рахманинова,мелодические особенности музыкального языка, выразительность и изобразительность в музыке.
С.В.Рахманинов, сл.Е.Бекетовой. «Сирень».
С.В.Рахманинов «Островок».
Ю.Визбор «Милая моя».
Проявлять эмоциональную отзывчивость, личностное отношение к музыкальным произведениям при их восприятии и исполнении.
Умение самостоятельно ставить новые учебные задачи на основе развития познавательных мотивов и интересов; размышление о воздействии музыки на человека, ее взаимосвязи с жизнью и другими видами искусства;
Знать имена выдающихся русских композиторов: А.Варламов, А.Гурилев, М.Глинка, С.Рахманинов Знать определения музыкальных жанров и терминов: романс, баркарола, серенада.
Уметь проводить интонационно-образный анализ музыки, сравнивать музыкальные интонации с интонациями картин художников, передавать свои музыкальные впечатления в рисунке.
Находить сходные и различные чкрты, выразительные средства, воплощающие отношение творца к природе.
Формулированию собственной точки зрения по отношению к изучаемым произведениям искусства, подтверждая её конкретными примерами.
6
Музыкальный образ и мастерство исполнителя
Жизнь и творчество Ф.И.Шаляпина. Мастерство исполнителя и мир музыкальных образов. Сопоставление образов музыки и изобразительного искусства.
М.И.Глинка «Рондо Фарлафа» из оперы «Руслан и людмила», «Ария Сусанин Сусанин».
Совершенствование художественного вкуса.
Осознание своей этнической принадлежности, знание культуры своего народа, усвоение гуманистических, традиционных ценностей многонационального российского общества.
Размышление о взаимодействии музыки на человека, ее взаимосвязи с жизнью и другими видами искусства;
Развитие критического отношения к собственным действиям, действиям одноклассников в процессе познания музыкального искусства, участия в индивидуальных и коллективных
Знать имена известных исполнителей (Ф. Шаляпин), понятие бельканто.
Уметь размышлять о музыке, высказывать суждения об основной идее, о средствах и формах её воплощения, проявлять навыки вокально-хоровой работы.
Определению сферы своих личностных предпочтений, интересов и потребностей, склонностей к конкретным видам деятельности.
Осваивать навыки вокально-хоровой работы.
7
Обряды и обычаи в фольклоре и в творчестве композитов
Народное музыкальное творчество. Основные жанры русской народной музыки (обрядовые песни). Народные истоки русской профессиональной музыки.
Лирические образы свадебных обрядовых песен. Песня-диалог. Воплощение обряда свадьбы в операх русских композиторов.
Понимание социальных функций музыки (познавательной, коммуникативной, эстетической, практической, воспитательной, зрелищной и др.) в жизни людей, общества, в своей жизни;
Самостоятельный выбор целей и способов решения учебных задач (включая интонационно-образный и жанрово-стилевой анализ сочинений0 в процессе восприятия и исполнения музыки различных эпох, стилей, жанров, композиторских школ.
Знать особенности русского свадебного обряда, значение песен во время обряда;
Уметь по характерным признакам определять принадлежность музыкальных произведений к соответствующему жанру и стилю - музыка классическая или народная на примере опер русских композитов.
Различать простые и сложные жанры вокальной, инструментальной, сценической музыки;
Определять жизненно-образное содержание музыкальных произведений различных жанров;
Владеть навыками музицирования: исполнение песен (народных, классического репертуара, современных авторов), напевание запомнившихся мелодий знакомых музыкальных сочинений.
8
Образ песен зарубежных композиторов. Искусство прекрасного пения.
Знакомство с вокальным стилем бельканто.Освоение вокального и инструментального жанров - баркаролы (песни на воде). Музыкальные образы песен Ф.Шуберта, М.И. Глинки.
М.И.Глинка «Венецианская ночь»,
Ф.Шуберт «Форель», «Серенада (№4 из вок. цикла лебединая песня).
Осмысление взаимодействия искусств как средства расширения представлений о содержании музыкальных образов, их влиянии на духовно-нравственное становление личности.
Владеть музыкальными терминами и понятиями в пределах изучаемой темы;
Самостоятельный выбор целей и способов решения учебных задач (включая интонационно-образный и жанрово-стилевой анализ сочинений) в процессе восприятия и исполнения музыки различных эпох, стилей, жанров, композиторских школ.
Знать определения музыкальных жанров и терминов: опера, романс, баркарола, серенада, баллада, знакомство со стилем пения - бельканто.
Уметь наблюдать за развитием музыки, выявлять средства выразительности разных видов искусств в создании единого образа.
Участвовать в коллективной исполнительской деятельности (вокализации основных тем, пластическом интонировании); наблюдать за развитием музыки, выявлять средства выразительности музыкальных произведений;
Называть отдельных выдающихся отечественных и зарубежных исполнителей.
9
Старинной песни мир
Романтизм в западноевропейской музыке. Взаимосвязь музыки и речи на основе их интонационной общности и различий. Богатство музыкальных образов.
Драматические образы баллады «Лесной царь». Единство выразительного и изобразительного в создании драматически напряженного образа. Сквозное развитие баллады.
Ф.Шуберт. Баллада «Лесной царь» в исполнении Д. Фишер-Дискау на немецком языке.
Проявлять эмоциональную отзывчивость, личностное отношение к музыкальным произведениям при их восприятии и исполнении.
Проявление творческой инициативы и самостоятельности в процессе овладения учебными действиями;
Самостоятельная работа в рабочих тетрадях;
Знать основные моменты из жизни и творчества Ф.Шуберта;
-понятие баллада.
Уметь: различать эпические, драматические музыкальные образы в вокальной музыке;
- определять приёмы развития музыкального произведения;
- выявлять средства выразительности и изобразительности музыкальных произведений;
- сравнивать интонации музыкального, живописного и литературного произведений.
Определять жизненно-образноесодежание музыкальных произведений разных жанров;
Различать лирические, эпические, драматические музыкальные образы.
Наблюдать за развитием музыкальных образов.
Участвовать в коллективной деятельности при подготовке и проведении литературно-музыкальных композиций.
10
Народное искусство Древней Руси
Особенности развития народной музыки Древней Руси. Связи русского музыкального фольклора с жизнью человека. Роль музыки в народных праздниках. Жанры и формы народной музыки.
«Пляска скоморохов» из оперы «Снегурочка» Н.А.Римского-Корсакова,
«Во кузнице», «Как под яблонькой», «Былинные наигрыши».
Чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; знание культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение традиционных ценностей многонационального российского общества.
Умение определять понятия, обобщать, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификаций; умение устанавливать причинно-следственные связи; размышлять, рассуждать и делать выводы; расширение умений поиска информации, необходимой для изучения темы, в электронных образовательных ресурсах и Интернете.
Знать особенности развития народной музыки, её жанры и формы; роль народной музыки в жизни человека; ето такие скоморохи;
Уметь называть народные музыкальные инструменты.
Разыгрывать народные песни.
Владеть навыками музицирования: исполнение песен (народных, современных авторов), напевание запомнившихся мелодий знакомых музыкальных произведений.
11
Русская духовная музыка «Фрески Софии Киевской»
Духовная и светская музыкальная культура России во второй половине XVII в. и XVIII в. Духовная музыка русских композиторов: хоровой концерт..
Характерные особенности духовной музыки. Основные жанры религиозно-духовной культуры - Всенощная и Литургия. Знаменный распев как основа русской духовной музыки. Жанр хорового концерта. Полифоническое изложение материала.
Знакомство с жизнью и творчеством М.С.Березовского.Фрагменты из концертонй симфонии В.Кикта «Фрески Софии Киевской»
Вхождение обучающихся в мир духовных ценностей музыкального искусства, влияющих на выбор наиболее значимых ценностных ориентаций личности;
Понимание жизненного содержания религиозной, народной музыки. Формирование целостности мировоззрения, учитывающего культурное, духовное многообразие современного мира
Стремление к приобретению музыкально-слухового опыта общения с известными и новыми музыкальными произведениями различных жанров, стилей народной и профессиональной музыки, познанию приёмов развития музыкальных образов, особенностей их музыкального языка;
Приобретение навыков работы с сервисами Интернета.
Знать: основные этапы развития духовной музыки;
- понятия: знаменный распев, партесное пение и а капелла, унисон, духовный концерт,
фреска, орнамент.
Уметь передавать свои музыкальные впечатления в устной и письменной форме;
Ориентироваться в составе исполнителей вокальной музыки, наличии или отсутствии инструментального сопровождения;
Воспринимать и определять разновидности хоровых коллективов по манере исполнения. Уметь проводить интонационно-образный анализ музыки.
12
«Перезвоны».
Молитва.
Стилевое многообразие музыки ХХ столетия: развитие традиций русской классической музыкальной школы.
Связь музыки В.Гаврилина с русским народным музыкальным творчеством. Жанр молитвы в музыке отечественных композиторов.
В.Гаврилин. Фрагменты из симфонии-действа «Перезвоны».
Проявлять эмоциональную отзывчивость, личностное отношение к музыкальным произведениям при их восприятии и исполнении.
Расширение представлений о связях музыки с другими видами искусства на основе художественно-творческой, исследовательской деятельности;
Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности.
Знать/понимать: значение выявления глубоких связей с русским народным музыкальным творчеством и осмысление интонационно-жанрового богатства народной музыки, значение молитвы в музыке отечественных композиторов.
Уметь: соотносить музыкальные сочинения с произведениями других видов искусств, размышлять о музыке, высказывать суждения об основной идее, о средствах и формах ее воплощения, проявлять навыки вокально - хоровой работы.
Уметь эмоционально-образно воспринимать и характеризовать музыкальные произведения;
Выявлять возможности эмоционального воздействия музыки на человека (на личном примере).
13
«Небесное и земное» в музыке Баха.
Бережное отношение к родной земле и своему народу.
Уважение к защитникам Родины.
Участие в музыкальной жизни класса, школы
Осуществлять поиск музыкально - образовательной информации в сети Интернета;
Знать/понимать богатство музыкальных образов (героические и эпические) и особенности их драматургического развития (контраст). Жанр вокальной музыки - кантата.
Уметь сопоставлять героико-эпические образы музыки с образами изобразительного искусства; пропевать темы из вокальных и инструментальных произведений; проявлять творческую инициативу.
14
Образы скорби и печали
Углубление понимания особенностей языка западноевропейской музыки на примере вокально-инструментальных жанров - кантаты, реквиема.
Образы скорби и печали в религиозной музыке (кантата «СтабатМатер» Дж.Перголези и «Реквием» В.Моцарта.)
Формирование целостного мировоззрения, учитывающего культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
Целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.
Умение определять понятия, обобщать, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации; умение устанавливать причинно-следственные связи; размышлять, рассуждать и делать выводы.
Знать понятия: кантата, реквием, полифония;
Основные факты из жизни и творчества В.Моцарта и Дж.Перголези, связанные с написанием кантаты и реквиема.
Уметь проводить интонационно-образный анализ музыки.
Выражать собственную позицию относительно прослушанной музыки;
Приводить примеры преобразующего влияния музыки;
Наблюдать за развитием музыкальных образов.
15
«Фортуна правит миром»
Знакомство со сценической кантатой К.Орфа «Кармина Бурана»
Развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия, творческой деятельности эстетического характера.
Самостоятельный выбор целей и способов решения учебных задач ( включая интонационно-образный и жанрово-стилевой анализ сочинений) в процессе восприятия и исполнения музыки различных эпох, стилей, жанров, композиторских школ;
Приобретение навыков работы с сервисами Интернета.
Знать:
- особенности творчества К.Орфа;
-понятие фортуна;
-кто такие ваганты.
Совершенствовать умения и навыки самообразования, проводить интонационно-образный анализ музыки и выявлять принцип ее развития, выявлять средства музыкальной выразительности и приемы развития музыки;
Применять дирижерский жест для передачи музыкальных образов.
16
Авторская песня: прошлое и настоящее
Взаимопроникновения «легкой» и «серьезной» музыки, особенности их взаимоотношения в различных пластах современного музыкального искусства, бардовская песня.
История развития авторской песни от Средневековья и до нашего времени. Жанры, особенности и исполнители авторской песни.
Формирование ориентиров для социальной, культурной самоидентификации, осознания своего места в окружающем мире;
Знание культуры своего народа, основ культурного наследия народов России и человечества.
Формирование навыков сотрудничества, совместной работы в парах или группы;
Совершенствование видов речевой деятельности; умений выражать ценностные суждения и/или свою позицию по обсуждаемой проблеме на основе имеющихся представлений о социальных и личностных ценностях, нравственно-эстетических нормах, эстетических ценностях, навыка рефлексии, анализа собственной учебной деятельности с позиций соответствия полученных результатов учебной задаче, целям и способам действий.
Знать:
- историю развития авторской песни;
-особенности и жанры авторской песни;
- имена авторов бардовской пени.
Совершенствовать умения и навыки самообразования, высказывать собственную точку зрения, сравнения различных исполнительских трактовок одного и того же произведения и выявления их своеобразия;
Исполнять музыку, передавая ее художественный смысл;
Приводить примеры преобразующего влияния музыки.
17
Джаз - искусство 20 века
История развития джазовой музыки, её истоки (спиричуэл, блюз). Джазовые импровизации и обработки. Взаимодействие легкой и серьезной музыки (рок-музыка и симфоджаз)
Понимание социальных функций джазовой музыки в жизни людей разных стран.
Самостоятельный выбор целей и способов решения учебных задач (включая интонационно-образный и жанрово-стилевой анализ сочинений) в процессе восприятия и исполнения джазовой музыки;
Сравнение изложения одних и тех же сведений об искусстве джаза в различных источниках, включая Интернет.
Знать истоки джаза, определения музыкальных жанров и терминов: джаз, спиричуэл, блюз. Знать имена выдающихся джазовых композиторов и исполнителей: Дж.Гершвин, Л.Армстронг, Д.Эллингтон. Уметь: анализировать различные трактовки одного и того же произведения, аргументируя исполнительскую интерпретацию замысла композитора. Творческое самовыражение учащихся в хоровом исполнении песен.
Уметь передавать свои музыкальные впечатления в устной форме, размышлять о музыкальном произведении, проявлять навыки вокально-хоровой работы.
Раздел 2. Мир образов камерной и симфонической музыки (18ч)
18
Вечные темы искусства и жизни
Особенности трактовки драматической и лирической сфер музыки на примере образцов камерной инструментальной музыки - прелюдия, этюд.
Жизнь - единая основа художественных образов любого вида искусства. Своеобразие и специфика художественных образов камерной и симфонической музыки. Характерные черты музыкального стиля Ф.Шопена. Закрепление жанра ноктюрна. Программная и не программная музыка.
Вхождение обучающихся в мир духовных ценностей музыкального искусства, влияющих на выбор наиболее значимых ценностных ориентаций личности.
Планирование собственных действий в процессе восприятия, исполнения музыки, создания импровизаций при выявлении взаимодействия музыки с другими видами искусства, участия в художественной и проектно-исследовательской деятельности.
Знать понятия: вокальная и инструментальная музыка; камерная и симфоническая музыка; программная и непрограммная музыка;
- основные принципы развития музыкального произведения.
Выразительно исполнять песни. Размышлять о музыке, выражать собственную позицию относительно прослушанной музыки.
19
Могучее царство Ф.Шопена. Вдали от Родины.
Творческий облик Ф.Шопена, широта его взглядов на мир. Истоки творчества композитора. Контраст музыкальных образов, воплощенных в различных жанрах фортепианной миниатюры (прелюдиях, вальсах, мазурках, полонезах, этюдах). Инструментальная баллада - жанр романтического искусства.
Развитие чувства стиля композитора, позволяющего распознавать национальную принадлежность произведений, выявлять единство родного, национального и общечеловеческого.
Формирование уважительного отношения к музыкальной культуре и ценностям другого народа;
Построение логического рассуждения, умозаключения в процессе интонационно-образного и жанрово-стилевого анализа произведений ф.Шопена;
Ориентация в информационных потоках с целью отбора музыкальной и другой художественной информации, распространяемой по каналам СМИ.
Знать основные моменты творчества Ф.Шопена, повлиявшие на создание тех или иных музыкальных произведений;
- различные жанры фортепианной миниатюры.
Проводить интонационно-образный анализ музыкальных произведений.
20
Ночной пейзаж.
Ноктюрн.
Жанр камерной музыки - ноктюрн. Образы «Ночной музыки».
Музыка- выражение личных чувст композитора. Картинная галерея.
Ф.Шопен «Ноктюрн» фа минор.
П.И.Чайковский «Ноктюрн» до-диез минор.
А.П.Бородин«Ноктюрн» из квартета №2.
Актуализация имеющихся знаний и слуховых представлений о жанре ноктюрна в творчестве различных композиторов.
Установление аналогий, классификация, самостоятельный выбор критериев для классификации, установления причинно-следственных связей, построения логических рассуждений, умозаключений, выводов об особенностях жанра ноктюрна.
Знать понятие ноктюрн.
Уметь проводить интонационно-образный анализ музыки;
-выявлять средства художественной выразительности.
Соотносить основные образно-эмоциональные сферы музыки, специфические особенности произведений разных жанров.
Передавать в собственном исполнении (пении, игре на инструментах, музыкально-пластическом движении) различные музыкальные образы.
21
22
Инструментальный концерт
Зарождение и развитие жанра камерной музыки - инструментального концерта.Различные виды концерта, программная музыка. А. Вивальди «Весна» (из цикла 2времена года»). И.Бах «Итальянский концерт». Особенности стиля барокко.
Уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов; готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания; этические чувства доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимание чувств других людей и сопереживание им.
Совершенствование учебных действий самостоятельной работы с музыкальной и иной художественной информацией, инициирование взаимодействия в группе, коллективе; оценка воздействия музыки разных жанров и стилей на собственное отношение к ней, представленное в музыкально-творческой деятельности (индивидуальной и коллективной);
Знать понятие инструментальный концерт, особенности стиля барокко;
Уметь называть полные имена композиторов: А.Вивальди и И.Бах;
- проводить интонационно-образный анализ музыкальных произведений;
-определять форму, сопоставлять поэтические и музыкальные произведения.
Определять тембры музыкальных инструментов, определять выразительные и изобразительные образы в музыке;
Передавать настроение музыки в пении, музыкально-пластическом движении, рисунке.
23
Космический пейзаж.
Быть может вся природа - мозаика цветов.
Стилевое многообразие музыки ХХ столетия.
Образ-пейзаж. Приемы развития современной музыки. Выразительность и изобразительность в музыке. Контраст образных сфер. Моделирование ситуации восприятия не программного произведения. Выразительные возможности электромузыкального инструмента. Выразительность и изобразительность в музыке.
Ч.Айвз «Космический пейзаж».
Э. Артемьев «Мозаика».
Развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия других стран;
Формирование целостного мировоззрения, учитывающего культурное, языковое, духовное многообразие духовного мира.
Расширение с помощью Интернета представлений о концертно- музыкальных традициях разных стран мира;
Развитие умений речевого высказывания, диалога, дискуссии при усвоении особенностей стиля, музыкального языка современных произведений.
Осознать взаимопроникновение и смысловое единство слова, музыки, изобразительного искусства, а также легкой и серьезной музыки. Знать понятие: синтезатор.Уметь: определять форму музыкального произведения, определять тембры музыкальных инструментов, определять выразительные и изобразительные образы в музыке, сопоставлять поэтические и музыкальные произведения.
Осмысление новых средств музыкальной выразительности в процессе интонационно-образного и жанрово-стилевого анализа;
Определять по характерным признакам принадлежность музыкальных произведений к соответствующему жанру и стилю - музыка классическая, народная, религиозная, современная.
24
25
26
Образы симфонической музыки.
«Метель».Музыкальные иллюстрации к повести А.С.Пушкина.
Стилевое многообразие музыки ХХ столетия: развитие традиций русской классической музыкальной школы.
Образы русской природы в музыке Г.Свиридова. Возможности симфонического оркестра в раскрытии образов литературного произведения. Стилистические особенности музыкального языка Г.Свиридова. Особенности развития музыкального образа в программной музыке.
Фрагменты музыкальных иллюстраций к повести Пушкина «Тройка» Г.Свиридова «Метель»:
«Тройка»; «Вальс»; «Весна и осень»; «Романс»; «Пастораль»; «Военный марш»; «Венчание».
Эмоционально-ценностное отношение к шедеврам отечественной музыки;
Формирование коммуникативной, информационной, социокультурной компетенции, собственной позиции учащихся; воспитание нравственно-духовных ценностей: семья, долг, нравственный выбор;
развитие патриотических чувств учащихся.
Умение самостоятельно ставить новые учебные задачи на основе развития познавательных мотивов и интересов;
Осмысление учебного материала, выделение главного, анализ и синтез;
Оценивать свои возможности в решении творческих задач.
Уметь: - проводить интонационно-образный анализ музыкального произведения;
- определять форму, приемы развития музыки, тембры;
- выявлять средства выразительности музыкальных инструментов;
- применять дирижерский жест для передачи музыкальных образов.
Осознание русской природы музыки Г.Свиридова;
Расширение представлений о связях музыки и литературы, освоение возможностей симфонического оркестра в раскрытие образов литературного сочинения;
Различать виды оркестра и группы музыкальных инструментов.
27
28
Симфоническое развитие музыкальных образов.
«В печали весел, а в веселье печален». «Связь времен».
Особенности трактовки драматической и лирической сфер музыки на примере образцов камерной инструментальной музыки.
Особенности жанров симфонии и оркестровой сюиты. Стилистические особенности музыкального языка В.Моцарта и П.И.Чайковского.Сходство и различие как основные принципы музыкального развития, построения музыкальной формы. Различные виды контраста. Контраст как сопоставление внутренне противоречивых состояний. Интерпретация и обработка классической музыки.
В. А. Моцарт «Симфония № 40».
П И.Чайковский «Моцартиана», оркестровая сюита №4.
Целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
Ответственное отношение к учению, готовность и способность к саморазвитию на основе мотивации к обучению и познанию;
Признание ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде.
Формирование умения устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно устанавливать причинно-следственные связи, строить логические рассуждения в устной и письменной форме; взаимодействие с учителем, сверстниками в ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения; поиск необходимой для выполнения учебных действий информации в Интернете.
Знать понятия: симфония, сюита, интерпретация, трактовка.
Уметь:
- называть полные имена композиторов: В.Моцарт, П.И.Чайковский;
- проводить интонационно-образный анализ музыкальных произведений;
- определять тембры музыкальных инструментов.
Передавать в собственном исполнении (пении, музыкально-пластическом движении) различные музыкальные образы;
Различать виды оркестра и группы музыкальных инструментов;
Сравнивать, анализировать, высказывать собственную точку зрения.
29
Программная увертюра.
Людвиг Ван Бетховен «Эгмонт»
Знакомство с жанром программной увертюры на примере увертюры Л. Ван Бетховена «Эгмонт». Сонатная форма. Мир героических образов увертюры «Эгмонт».
Осмысление взаимодействия искусств как средства расширения представлений о содержании музыкальных образов, их влиянии на духовно-нравственное становление личности.
Усвоение терминов и понятий музыкального языка и художественного языка различных видов искусства на основе выявления их общности и различий с терминами и понятиями художественного языка других видов искусства;
Использование интернета для поиска дополнительной информации об истории создания музыкальных сочинений, их исполнителях.
Знать:
- понятия: увертюра, программная музыка;
- строение сонатной формы;
- имена зарубежных композиторов: Л.ван Бетховен и его произведения.
Умение соотносить эмоционально- образные сферы музыки, особенности их сопоставления и развития.
Выявлять характерные особенности музыкальной формы программной увертюры, развитие ассоциативно- образного мышления на основе сопоставления музыки с литературными текстами, произведениями живописи, скульптуры;
Определять тембры музыкальных инструментов и приемы музыкального развития.
30
31
Увертюра-фантазия П.И.Чайковского «Ромео и Джульетта»
Взаимосвязь музыки и литературы. Воплощение литературного сюжета в программной музыке. Закрепление строения сонатной формы. Контраст как конфликтное столкновение противоборствующих сил. Обобщенные образы добра и зла, любви и вражды.П.И. Чайковский. Увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта».
Н.Рота, сл. Л.Дербенева «Слова любви» из к/ф «Ромео и Джульетта».
Формирование отношения школьников к вечной теме жизни - любви - как духовно-нравственной категории;
Личностное освоение содержания музыкальных образов (лирических, эпических, драматических) на основе поиска их жизненного содержания, широких ассоциативных связей музыки с другими видами искусства.
Стремление к приобретению музыкально-слухового опыта общения с известными и новыми музыкальными произведениями различных жанров, стилей народной и профессиональной музыки, познанию приемов развития музыкальных образов, особенностей их музыкального языка;
Расширение представлений о связях музыки с другими видами искусства на основе художественно-творческой, исследовательской деятельности.
Знать:
-понятия: увертюра, программная музыка;
- строение сонатной формы;
- имена руских композиторов: П.И.Чайковский, и их произведения.
Понимать значение исполнительской интерпретации в воплощении художественного замысла композитора.
Выявлять связь музыки с другими видами искусства, историей и жизнью, определять приемы развития и средства выразительности;
Осуществлять исследовательскую художественно-эстетическую деятельность;
Оценивать собственную музыкально-творческую деятельность.
32
33
Мир музыкального театра.
Взаимопроникновения «легкой» и «серьезной» музыки, особенности их взаимоотношения в различных пластах современного музыкального искусства: мюзикл, рок-опера.
Интерпретация литературного произведения в различных музыкально-театральных жанрах: опере, балете, мюзикле. Взаимопроникновение и смысловое взаимодействие слова, музыки, сценического действия, хореографии и т.д. Метод острых контрастных сопоставлений как один из сильнейших драматургических приемов.
Фрагменты балета С.С. Прокофьева «Ромео и Джульетта».
Фрагменты из оперы К Глюка «Орфей и Эвридика»: «Хор пастухов и пастушек»; ария Орфея «Потерял я Эвридику».
Фрагменты из рок-оперы А.Журбина «Орфей и Эвридика».
Понимание социальных функций музыки (познавательной, коммуникативной, эстетической, практической, воспитательной, зрелищной и др.) в жизни людей, общества, в своей жизни;
Ответственное отношение к учению, готовность и способность к саморазвитию, самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию.
Умение самостоятельно ставить новые учебные задачи на основе развития познавательных мотивов и интересов;
Умение определять понятия, обобщать, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации; умение устанавливать причинно-следственные связи; размышлять, рассуждать и делать выводы.
Знать:
-понятия: опер, балет, мюзикл, ария, хор, ансамбль, солисты;
- имена русских и современных композиторов: С.С.Прокофьев, П.И.Чайковский, А.Журбин и их произведения;
Уметь определять форму, приемы развития и средства выразительности музыки.
Проводить интонационно-образный анализ музыкальных произведений;
Размышлять омузыке, выражать собственную позицию относительно прослушанной музыки;
Узнавать на слух изученные произведения русской и зарубежной классики, произведения современных композиторов;
Выразительно исполнять песни.
34
Образы киномузыки.
Взаимопроникновение «легкой» и «серьезной» музыки, особенности их взаимоотношения в различных пластах современного музыкального искусства.
Интерпретация литературного произведения в различных музыкально-театральных жанрах: опере, балете, мюзикле. Современная трактовка классических сюжетов и образов: мюзикл, рок-опера, киномузыка. Взаимопроникновение и смысловое взаимодействие слова, музыки, сценического действия, хореографии и т.д. Метод острых контрастных сопоставлений как один из сильнейших драматургических приемов.
Н. Рота. Тема любви из к/ф «Ромео и Джульетта»
К.Армстронг Музыка из к/ф «Ромео и Джульетта»: «Песня Джульетты»; хор; дуэт Ромео и Джульетты; сцена на балконе.
Осознание социальных функций киноискусства в распространении шедевров музыкальной классики в жизни отдельного человека и общества в целом;
Эстетические потребности, ценности и чувства, эстетическое сознание как результат освоения художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности музыкально-эстетического характера.
Развитие критического мышления в процессе написания эссе, сочинений после просмотра киноверсий музыкальных сочинений;
Формирование позитивного отношения к мнению других людей, умение вести диалог;
Поиск в Интернете других версий музыкально-сценических произведений на сюжет трагедии «Ромео и Джульетта».
Знать:
-понятия: вокальная и инструментальная музыка;
- имена композиторов: Н.Рота, Л.Бернстайна, С.Прокофьева, И.Дунаевского и их произведения;
Проводить интонационно-образный анализ;
Определять форму музыкального произведения.
Определять по характерным признакам принадлежность музыкальных произведений к соответствующему жанру и стилю - музыка классическая, народная, религиозная, современная;
Выразительно исполнять песни;
Осуществлять исследовательскую художественно-эстетическую деятельность.
35
Обобщающий урок.
Жизнь - единая основа художественных образов любого вида искусства. Своеобразие и специфика художественных образов камерной и симфонической музыки.Слушание музыкальных фрагментов. Игра «Угадай мелодию».
Тестирование по темам года.
Формирование коммуникативной компетентности в общении со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной и творческой деятельности;
Развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия, творческой деятельности эстетического характера.
Умение определять цели, распределять функции и роли участников в художественном проекте, взаимодействовать и работать в группе;
Применять информационно-коммуникационные технологии для музыкального самообразования.
Понимать взаимодействие музыки с другими видами искусства на основе осознания специфики языка каждого из них (музыки, литературы, изобразительного искусства, театра, кино и др.)
Уметь передавать свои музыкальные впечатления в устной и письменной форме; распознавать на слух и воспроизводить знакомые мелодии изученных произведений инструментальных и вокальных жанров;
Защищать творческий исследовательские проекты.
Перечень материально-технического обеспечения.
Учебно-методический комплект «Музыка 6 класс» авторов Г.П.Сергеевой, Е.Д.Критской:
- Программа «Музыка 5- 7классы».- М., Просвещение, 2011г;
- Методическое пособие для учителя «Музыка 5-6 классы».- М., Просвещение, 2011г;
- «Хрестоматия музыкального материала к учебнику «Музыка. 6 класс».- М., Просвещение, 2011г;
- Фонохрестоматия для 6 класса (МР3).-М., Просвещение, 2011г;
- Учебник «Музыка. 6 класс».- М., Просвещение, 2011г;
- «Творческая тетрадь «Музыка. 6 класс» М.- Просвещение, 2011 г
- Портреты композиторов, исполнителей;
- Дидактический раздаточный материал;
- Коллекция цифровых образовательных ресурсов;
- Видеофильмы с записью фрагментов из оперных и балетных спектаклей, мюзиклов;
- Музыкальные инструменты: фортепиано, аккордеон;
- Видеофильмы с записью известных хоровых коллективов, оркестровых коллективов;
- Персональный компьютер;
- Медиапроектор.