- Учителю
- Пояснительная записка к программе по музыке (домашнее обучение 3 класс)
Пояснительная записка к программе по музыке (домашнее обучение 3 класс)
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Адаптированная индивидуальная рабочая программа и развёрнутое тематическое планирование по музыке для обучающегося 3 Г класса Макеева Максима разработана на основе нормативных документов и методических рекомендаций:
-
Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями от 24.07.2015 года);
-
Федеральный закон от 24.11.1995г. №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»;
-
Приказа Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009г. №373 "Об утверждении и введении ФГОС НОО";
-
Приказа Минобрнауки России от 30.08.2013г. №1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - начального общего, основного общего и среднего общего образования;
-
Приказа Министерства образования и науки РФ от 31 марта 2014г. № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования».
-
Приказа Департамента образования и молодежной политики ХМАО-Югры «Об утверждении примерных учебных планов образовательных организаций, реализующих адаптированные общеобразовательные программы начального общего, основного общего, среднего общего образования на территории ХМАО-Югры для детей с ограниченными возможностями здоровья, нуждающихся в длительном лечении, а также детей-инвалидов, получающих образование на дому или в медицинских организациях, в том числе с использованием дистанционных образовательных технологий» от 13.08.2015 г. № 1087;
-
Примерной учебной программы начального общего образования.
-
Авторской программы, разработанной Г.П. Сергеевой, Е.Д. Критская, Т.С. Шмагиной. Музыка, 2011г.
-
Основной образовательной программы начального общего образования МБОУ СОШ №8 им. Сибирцева А.Н.
ОБЩИЕ ЦЕЛИ ОБРАЗОВАНИЯ С УЧЕТОМ СПЕЦИФИКИ
УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Рабочая программа по предмету «Музыка» для ученика 3 класса четырехлетней начальной школы общеобразовательных учреждений составлена на основе программы авторов Е. Д. Критской, Г. П. Сергеевой, Т. С. Шмагиной, что соответствует примерным программам основного общего образования по музыкальному искусству и обеспечивает выполнение обязательного минимума содержания по музыке.
Цель музыкального образования и воспитания - формирование музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры школьника.
Задачи музыкального образования младшего школьника:
- воспитание интереса, эмоционально-ценностного отношения и любови к музыкальному искусству, уважения к истории, традициям, музыкальной культуре разных народов мира на основе постижения учащимся музыкального искусства во всём многообразии его форм и жанров;
- воспитание чувства музыки как основы музыкальной грамотности;
- развитие образно-ассоциативного мышления школьника, музыкальной памяти и слуха на основе активного, прочувствованного и осознанного восприятия лучших образцов мировой музыкальной культуры прошлого и настоящего;
- формирование опыта музицирования, сольного исполнительства на основе развития певческого голоса, творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Содержание программы базируется на художественно-образном, нравственно-эстетическом постижении младшим школьником основных пластов мирового музыкального искусства: фольклора, музыки религиозной традиции, произведений композиторов-классиков (золотой фонд), современной академической и популярной музыки. Приоритетным в данной программе является введение ребенка в мир музыки через интонации, темы и образы русской музыкальной культуры - «от родного порога», по выражению народного художника России Б.М. Неменского, в мир культуры других народов. Это оказывает позитивное влияние на формирование семейных ценностей, составляющих духовное и нравственное богатство культуры и искусства народа. Освоение образцов музыкального фольклора как синкретичного искусства разных народов мира, в котором находят отражение факты истории, отношение человека к родному краю, его природе, труду людей, предполагает изучение основных фольклорных жанров, народных обрядов, обычаев и традиций, изустных и письменных форм бытования музыки как истоков творчества композиторов-классиков. Включение в программу музыки религиозной традиции базируется на культурологическом подходе, который дает возможность учащемуся осваивать духовно-нравственные ценности как неотъемлемую часть мировой музыкальной культуры.
Программа направлена на постижение закономерностей возникновения и развития музыкального искусства в его связях с жизнью, разнообразия форм его проявления и бытования в окружающем мире, специфики воздействия на духовный мир человека на основе проникновения в интонационно-временную природу музыки, ее жанрово-стилистические особенности. При этом надо отметить, что занятия музыкой и достижение предметных результатов ввиду специфики искусства неотделимы от достижения личностных и метапредметных результатов.
Критерии отбора музыкального материала в данную программу заимствованы из концепции Д. Б. Кабалевского - это художественная ценность музыкальных произведений, их воспитательная значимость и педагогическая целесообразность.
Основными методическими принципами программы являются: увлеченность, триединство деятельности композитора - исполнителя - слушателя, «тождество и контраст», интонационность, опора на отечественную музыкальную культуру.
Освоение музыкального материала, включенного в программу с этих позиций, формирует музыкальную культуру младшего школьника, воспитывает его музыкальный вкус.
Виды музыкальной деятельности разнообразны и направлены на реализацию принципов развивающего обучения в массовом музыкальном образовании и воспитании. Постижение одного и того же музыкального произведения подразумевает различные формы общения ребенка с музыкой. В сферу исполнительской деятельности учащегося входят: сольное пение; пластическое интонирование и музыкально-ритмические движения; игра на музыкальных инструментах; инсценирование (разыгрывание) песен, сюжетов сказок, музыкальных пьес программного характера; освоение элементов музыкальной грамоты как средства фиксации музыкальной речи.
Помимо этого, ученик проявляет творческое начало в размышлениях о музыке, импровизациях (речевой, вокальной, ритмической, пластической); в рисунках на темы полюбившихся музыкальных произведений, эскизах костюмов и декораций к операм, балетам, музыкальным спектаклям; в составлении художественных коллажей, поэтических дневников, программ концертов; в подборе музыкальных коллекций в домашнюю фонотеку; в создании рисованных мультфильмов, озвученных знакомой музыкой, небольших литературных сочинений о музыке, музыкальных инструментах, музыкантах и др.
В целом эмоциональное восприятие музыки, размышление о ней и воплощение образного содержания в исполнении дают возможность овладевать приемами сравнения, анализа, обобщения, классификации различных явлений музыкального искусства, что формирует у младшего школьника универсальные учебные действия.
Основное содержание.
Структуру программы составляют разделы, в которых обозначены основные содержательные линии, указаны музыкальные произведения. Названия разделов являются выражением художественно - педагогической идеи блока уроков, четверти, года. В программе 3 - 4 классов семь разделов: «Россия - Родина моя», «День, полный событий», «О России петь - что стремиться в храм», «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!», «В музыкальном театре», «В концертном зале», «Чтоб музыкантом быть, так надобно умение…». Все эти разделы повторяются в каждом классе, постепенно расширяясь, и, накапливая музыкальный опыт учащегося.
В учебниках и рабочих тетрадях проблемные вопросы и задания нацеливают учащегося на самостоятельную работу в классе и дома, исполнение песен и основных тем сочинений крупных жанров, дирижирование, музыкальные игры.
Основные понятия и музыкальные термины вводятся на страницах учебников и тетрадей, постепенно учащийся начинает овладевать ими и использовать в своей музыкальной деятельности.
Обогащение творческого опыта ученика происходит в разных видах музыкальной деятельности.
Слушание музыки. Личностно-окрашенное эмоционально-образное восприятие и оценка изучаемых образцов народного музыкального творчества, профессионального отечественного и зарубежного музыкального искусства различных исторических эпох и стилевой принадлежности; своеобразия исполнительской трактовки. Выявление связей музыки с другими искусствами, историей, жизнью.
Пение. Творческое самовыражение учащегося в сольном одноголосном и двухголосном исполнении образцов вокальной классической музыки, народных и современных песен с сопровождением и без сопровождения, в том числе основных тем инструментальных произведений; в поисках вариантов их исполнительской трактовки. Обогащение опыта вокальной импровизации.
Музыкально-пластическое движение. Обогащение опыта индивидуально-личностной передачи музыкального образа в его выражения пластическими средствами, в том числе танцевальными.
Инструментальное музицирование. Расширение опыта творческой деятельности в музицировании на элементарных инструментах. Инструментальная импровизация. Создание инструментальных композиций на основе знакомых мелодий из вокальных и инструментальных произведений.
Драматизация музыкальных произведений. Создание художественного замысла и воплощение эмоционально-образного содержания музыки сценическими средствами. Выбор сценических средств выразительности, поиск вариантов сценического воплощения детских мюзиклов (фрагментов) и их воплощение.
Музыка и современные технологии. Использование информационно-коммуникационных технологий для создания, аранжировки, записи и воспроизведения музыкальных произведений. Расширение опыта творческой деятельности в музицировании на электронных инструментах. Поиск музыкальных произведений в сети Интернет.
ОПИСАНИЕ МЕСТА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ ШКОЛЫ
Программа основного общего образования по музыке составлена в соответствии с количеством часов, указанных в Базисном учебном плане образовательных учреждений общего образования. Предмет «Музыка» изучается в I-IV классах в объеме не менее 135 часов (33 часа в I классе, по 34 часа - во II-IV класс)
ОПИСАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТИРОВ СОДЕРЖАНИЯ
УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Уроки музыки, как и художественное образование в целом, предоставляя всем детям возможности для культурной и творческой деятельности, позволяют сделать более динамичной и плодотворной взаимосвязь образования, культуры и искусства.
Освоение музыки как духовного наследия человечества предполагает формирование опыта эмоционально-образного восприятия, начальное овладение различными видами музыкально-творческой деятельности, приобретение знаний и умений, овладение универсальными учебными действиями, что становится фундаментом обучения на дальнейших ступенях общего образования, обеспечивает введение учащегося в мир искусства и понимание неразрывной связи музыки и жизни.
Внимание на музыкальных занятиях акцентируется на личностном развитии, нравственно-эстетическом воспитании, формировании культуры мировосприятия младшего школьника через эмпатию, идентификацию, эмоционально-эстетический отклик на музыку. Уже на начальном этапе постижения музыкального искусства младший школьник понимает, что музыка открывает перед ним возможности для познания чувств и мыслей человека, его духовно-нравственного становления, развивает способность сопереживать, встать на позицию другого человека, вести диалог, участвовать в обсуждении значимых для человека явлений жизни и искусства, продуктивно сотрудничать со сверстниками и взрослыми. Это способствует формированию интереса и мотивации к дальнейшему овладению различными видами музыкальной деятельности и организации своего культурно-познавательного досуга.
Содержание обучения ориентировано на целенаправленную организацию и планомерное формирование музыкальной учебной деятельности, способствующей личностному, коммуникативному, познавательному и социальному развитию растущего человека. Предмет «Музыка», развивая умение учиться, призван формировать у ребенка современную картину мира.
РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРЕДМЕТА:
Личностные универсальные учебные действия
-эмоциональная отзывчивость на музыкальные произведения различного образного содержания;
-позиция слушателя и исполнителя музыкальных произведений, первоначальные навыки оценки и самооценки музыкально-творческой деятельности;
-образ Родины, представление о ее богатой истории, героях - защитниках, о культурном наследии России;
-устойчивое положительное отношение к урокам музыки; интерес к музыкальным занятиям во внеурочной деятельности, понимание значения музыки в собственной жизни;
-основа для развития чувства прекрасного через знакомство с доступными музыкальными произведениями разных эпох, жанров, стилей;
- эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им;
-представление о музыке и музыкальных занятиях как факторе, позитивно влияющем на здоровье, первоначальные представления о досуге.
Метапредметные универсальные учебные действия:
Регулятивные
-принимать и сохранять учебную, в т. ч. музыкально-исполнительскую задачу, понимать смысл инструкции учителя и вносить в нее коррективы;
-планировать свои действия в соответствии с учебными задачами, различая способ и результат собственных действий;
-выполнять действия (в устной форме) опоре на заданный учителем ориентир;
-эмоционально откликаться на музыкальную характеристику образов героев музыкальных произведений разных жанров;
-осуществлять контроль и самооценку своего участия в разных видах музыкальной деятельности.
Познавательные
-осуществлять поиск нужной информации в словарике и из дополнительных источников, расширять свои представления о музыке и музыкантах;
-самостоятельно работать с дополнительными текстами и заданиями в рабочей тетради;
-передавать свои впечатления о воспринимаемых музыкальных произведениях;
-использовать примеры музыкальной записи при обсуждении особенностей музыки;
-выбирать способы решения исполнительской задачи;
-соотносить иллюстративный материал и основное содержание музыкального сочинения;
-соотносить содержание рисунков и схематических изображений с музыкальными впечатлениями;
-исполнять попевки, ориентируясь на запись ручными знаками и нотный текст.
Коммуникативные
-выражать свое мнение о музыке в процессе слушания и исполнения, используя разные речевые средства (монолог, диалог, письменно);
-выразительно исполнять музыкальные произведения, принимать активное участие в различных видах музыкальной деятельности;
-понимать содержание вопросов и воспроизводить несложные вопросы о музыке;
-проявлять инициативу, участвуя в исполнении музыки;
-контролировать свои действия и понимать важность их правильного выполнения;
-понимать необходимость координации совместных действий при выполнении учебных и творческих задач;
-понимать важность сотрудничества со взрослыми;
-принимать мнение, отличное от своей точки зрения;
-стремиться к пониманию позиции другого человека.
Предметные результаты
Базовый уровень
Повышенный уровень
Ученик научится
Получит возможность научиться
-воспринимать и понимать музыку разного эмоционально-образного содержания, разных жанров, включая фрагменты опер. Балетов, кантат, симфоний;
-различать русскую музыку и музыку других народов; сопоставлять произведения профессиональной и народной музыки;
-понимать нравственный смысл сказочных образов в опере и балете, героических образов в русских народных песнях и в музыке крупных жанров: опере и кантате;
-эмоционально выражать свое отношение к музыкальным произведениям;
-ориентироваться в жанрах и основных особенностях музыкального фольклора;
-понимать возможности музыки, передавать чувства и мысли человека;
-передавать в музыкально -художественной деятельности художественно-образное содержание и основные особенности сочинений разных композиторов и народного творчества;
слушать музыкальное произведение, выделять в нем выразительные и изобразительные интонации, различать произведения разных жанров;
-наблюдать за развитием музыкальных образов, тем, интонаций, воспринимать различие в формах построения музыки;
-участвовать в воплощении музыкальных образов, выражая свое мнение ;
-узнавать черты музыкальной речи отдельных композиторов; применять полученные знания в исполнительской деятельности;
-узнавать народные мелодии в творчестве композиторов; звучание музыкальных инструментов и певческих голосов.
- соотносить исполнение музыки с собственным жизненными впечатлениями и осуществлять свой исполнительский замысел, предлагая исполнительский план песни и т.д.
- осуществлять (в рамках решения проектных задач) поиск необходимой информации, в т. ч. ИКТ;
-проявлять творческую инициативу в реализации собственных замыслов в процессе пения, игры на детских элементарных музыкальных инструментах под музыку;
-импровизировать мелодии на отдельные фразы и законченные фрагменты стихотворного текста в характере песни, танца и марша;
-пользоваться записью, принятой в относительной и абсолютной сольминизации;
-находить в музыкальном тексте особенности формы, изложения;
-различать звучание музыкальных инструментов (включая тембр арфы, виолончели, челесты).
СПОСОБЫ ОЦЕНКИ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Результаты образовательного процесса
Формы контроля
Личностные
Наблюдение за эмоциональным откликом на музыку.
Метапредметные
Индивидуальный, контроль (устный опрос, беседа, наблюдение, кроссворды, музыкальная викторина).
Предметные
Выразительное исполнение, поиск нужной интонации.
Виды контроля:
- вводный, текущий, итоговый
- комбинированный, устный
Формы (приемы) контроля:
- наблюдение, самостоятельная работа, работа по карточке, тест.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«Россия - Родина моя» - 6ч.
Песенность русской музыки. Образы родной природы в романсах русских композиторов. Лирические образы вокальной музыки. Звучащие картины. Образы Родины, защитников Отечества в различных жанрах музыки: кант, народная песня, кантата, опера. Форма-композиция, приемы развития и особенности музыкального языка различных произведений.
Выразительное, интонационно осмысленное исполнение сочинений разных жанров и стилей. Выполнение творческих заданий из рабочей тетради.
«День, полный событий» - 3 ч.
Жизненно-музыкальные впечатления ребенка с утра до вечера. Образы природы, портрет в вокальной и инструментальной музыке. Выразительность и изобразительность музыки разных жанров (инструментальная пьеса, песня, романс, вокальный цикл, фортепианная сюита, балет и др.) и стилей композиторов (П. Чайковский, С. Прокофьев, М. Мусоргский, Э. Григ).
Сценическое воплощение отдельных сочинений программного характера. Выразительное, интонационно осмысленное исполнение сочинений разных жанров и стилей. Выполнение творческих заданий из рабочей тетради.
«О России петь - что стремиться в храм» - 6ч.
Древнейшая песнь материнства. Образы Богородицы (Девы Марии) в музыке, поэзии, изобразительном искусстве, икона Владимирской Богоматери - величайшая святыня Руси. Праздники Русской православной церкви: Вербное воскресенье (Вход Господень в Иерусалим), Крещение Руси (988 г.). Святые земли Русской - княгиня Ольга и князь Владимир. Песнопения (тропарь, величание) и молитвы в церковном богослужении, песни и хоры современных композиторов, воспевающие красоту материнства, любовь, добро.
Выразительное, интонационно осмысленное исполнение, сочинений разных жанров и стилей. Выполнение творческих заданий из рабочей тетради.
«Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» - 5ч.
Жанр былины в русском музыкальном фольклоре. Особенности повествования (мелодика и ритмика былин). Певцы-гусляры. Образы былинных сказителей (Садко, Баян), певцов-музыкантов (Лель), народные традиции и обряды в музыке русских композиторов. Мелодии в народном стиле. Имитация тембров русских народных инструментов в звучании симфонического оркестра. Звучащие картины.
Сценическое воплощение отдельных фрагментов оперных спектаклей. Выразительное, интонационно осмысленное исполнение сочинений разных жанров и стилей. Выполнение творческих заданий из рабочей тетради.
«В музыкальном театре» - 5 ч.
Путешествие в музыкальный театр. Обобщение и систематизация жизненно-музыкальных представлений школьника об особенностях оперного и балетного спектаклей. Сравнительный анализ музыкальных тем-характеристик действующих лиц, сценических ситуаций, драматургии в операх и балетах (М. Глинка, К.-В. Глюк, Н. Римский-Корсаков, П. Чайковский). Мюзикл - жанр легкой музыки (Р. Роджерс, А. Рыбников). Особенности музыкального языка, манеры исполнения.
Сценическое воплощение учащимся отдельных фрагментов музыкальных спектаклей. Выразительное, интонационно осмысленное исполнение сочинений разных жанров и стилей. Выполнение творческих заданий из рабочей тетради.
«В концертном зале» - 4ч.
Жанр инструментального концерта. Мастерство композиторов и исполнителей в воплощении диалога солиста и симфонического оркестра. «Вторая жизнь» народной песни в инструментальном концерте (П. Чайковский). Музыкальные инструменты: флейта, скрипка, их выразительные возможности (И.-С. Бах, К.-В. Глюк, Н. Паганини, П. Чайковский). Выдающиеся скрипичные мастера и исполнители. Звучащие картины. Контрастные образы программной сюиты, симфонии. Особенности драматургии. Музыкальная форма (двухчастная, трехчастная, вариационная). Темы, сюжеты и образы музыки Л. Бетховена.
Выразительное, интонационно осмысленное исполнение сочинений разных жанров и стилей. Выполнение творческих заданий из рабочей тетради.
«Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье…» - 5ч.
Музыка - источник вдохновения, надежды и радости жизни. Роль композитора, исполнителя, слушателя в создании и бытовании музыкальных сочинений. Сходство и различие музыкальной речи разных композиторов. Образы природы в музыке Г. Свиридова. Музыкальные иллюстрации.
Джаз - искусство XX века. Особенности мелодики, ритма, тембров инструментов, манеры исполнения в джазовой музыке. Импровизация как основа джаза. Дж. Гершвин и симфоджаз. Известные джазовые музыканты-исполнители. Мир музыки С. Прокофьева. П. Чайковский и Э. Григ - певцы родной природы. Ода как жанр литературного и музыкального творчества. Жанровая общность оды, канта, гимна. Мелодии прошлого, которые знает весь мир. Выразительное, интонационно осмысленное исполнение сочинений разных жанров и стилей. Выполнение творческих заданий из рабочей тетради.
ОПИСАНИЕ ИЗМЕНЕНИЙ, ВНЕСЕННЫХ ПЕДАГОГОМ В СОДЕРЖАНИЕ ПРИМЕРНОЙ ПРОГРАММЫ ПО ПРЕДМЕТУ С ОБОСНОВАНИЕМ ВНЕСЁННЫХ ИЗМЕНЕНИЙ
Календарно - тематическое планирование рассчитано на 34 часа в год, с распределением - 1 час в неделю. Но так как сами авторы программы не регламентируют жесткого разделения музыкального материала на учебные темы и уроки, в календарно-тематическом планировании внесена корректировка и перераспределение часов на изучение разделов и тем.
При составлении тематического планирования учтен национально-региональный компонент, который предусматривает знакомство четвероклассника с музыкальными традициями, песнями и музыкальными инструментами коренных народов Севера и составляет 10% учебного времени.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№
Название темы
Количество часов
Количество контрольных
1.1.
1.2.
Россия, родина моя.
Мелодия - душа музыки.
2
1.3.
Лирические образы в романсах и картинах русских композиторов и художников.
1
1.4.
Образы Родины, защитников Отечества в различных жанрах музыки.
Виват, Россия!
Наша слава - Русская держава!
1
1.5.
Образы Родины, защитников Отечества в различных жанрах музыки.
Кантата «Александр Невский».
1
1.6.
Образы Родины, защитников Отечества в различных жанрах музыки.
Опера « Иван Сусанин»
1
1
1.7.
День, полный событий.
Выразительность и изобразительность в музыке разных жанров.
Образы природы.
1
1.8.
Выразительность и изобразительность в музыке разных жанров.
Портрет в музыке.
1
1.9.
Выразительность и изобразительность в музыке разных жанров.
Детские образы.
1
2.1.
2.2.
О России петь, что стремиться в храм.
Древнейшая песнь материнства.
2
2.3.
Образ матери в музыке, поэзии, изобразительном искусстве.
1
2.4.
2.5.
Образ праздника в искусстве.
Вербное воскресенье.
2
2.6.
2.7.
Святые земли Русской.
2
1
3.1.
3.2.
Гори, гори ясно, чтобы не погасло!
Былины. Певцы русской старины: Баян и Садко.
2
3.3.
Сказочные образы в музыке: Лель.
1
3.4.
3.5.
Праздники русского народа: Масленица, встреча Весны.
2
3.6.
3.7.
3.8.
В музыкальном театре.
Опера «Руслан и Людмила», «Орфей и Эвридика», «Снегурочка».
3
3..9.
Балет «Спящая красавица», «Золушка».
1
1
3.10.
В современных ритмах
2
4.1.
В концертном зале.
Музыкальное состязание.
Выразительные возможности
музыкальных инструментов (флейта, скрипка).
1
4.2.
4.3.
Контрастные образы сюиты, симфонии.
Музыкальная форма (трехчастная, вариационная).
2
1
4.4.
Темы, сюжеты и образы музыки Бетховена.
1
4.5.
Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье.
Сходство и различия музыкальных образов, языка разных композиторов.
1
4.6.
Джаз - музыка 20-го века, ее особенности. Известные исполнители.
1
4.7.
4.8
Музыка - источник вдохновения и радости
1
Итого:
34
4
1 четверть
9
2 четверть
7
3 четверть
10
4 четверть
8
ОПИСАНИЕ ПРОГРАММНО-МЕТОДИЧЕСКОГО И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Программа к завершённой предметной линии и системе учебников
Программы общеобразовательных учреждений:
«Музыка»: 1-4 классы/ авторы: Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина. Искусство 8-9 классы» - Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина., М.: Просвещение, 2011г.
Учебник
Критская Е.Д., Сергеева Музыка 3 класс Просвещение 2014
Электронное приложение
к УМК
Уроки музыки с применением информационных технологий 1-8 классы. Методическое пособие с электронным приложением 2-ое изд., стереотипное М.; «Планета» 2010г. (современная школа)
Дидактический материал
Раздаточный материал по темам уроков.
Материалы для контроля (тесты и т.п.)
Викторины по слушанию музыки (фрагменты из аудиопрограммы Л.П.Масловой «Педагогика искусства»)
Методическое пособие с поурочными разработками
Методическое пособие (Музыка: 1-4 кл.: метод. Пособие / Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина.-3-е изд. -
М.:Просвещение, 2006. - 207 с).
Н.В.Новодворская «Музыка» 3 класс. Поурочные планы по программе Е.Д.Критской 1 часть, 2 часть.
СД с классической музыкой
Репертуар для программного слушания музыки.
Список используемой литературы
«Современный урок музыки» Т.А. Затямина (учебно-методическое пособие), «Музыка, как вид искусства»
В.Н. Холопова, «Единый мир музыки» (о сочетании зрительного и музыкального образа) Анатолий Цукер, «Педагогика искусства» Маслова Л.П. Горюнова Л.В.
Цифровые и электронные образовательные ресурсы
ОМС (по темам курса), презентации, мультимедийные пособия, оперная анимация из коллекции классических произведений: «OPERA WOX».
htt://www.musicals.ru
htt://www.
htt://www.Belcanto.ru
Техническая
оснащенность класса
Компьютер, принтер, музыкальный центр, электронное пианино.
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕНИКА, ДЛЯ КОТОРОГО СОСТАВЛЕНА РАБОЧАЯ ПРОГРАММА.
на обучающегося 3 «Г» класса МБОУ СОШ №8 имени Сибирцева А.Н.
Макеева Максима Антоновича 16.06.2006г.р.,
проживающего по адресу Республики д.90, кв.122
Макеев Максим обучается в ОУ №8 с 01 сентября 2013 года, находится на домашнем обучении (заключение врачебной комиссии МБУЗ ГП №3 от 14.05.2015 года, № Д - 54) по настоящее время.
Максим воспитывается в полной семье. У мальчика есть младшая сестра. У семьи двухкомнатная квартира, бытовые условия хорошие. Взаимоотношения между членами семьи доброжелательные.
Интеллектуальное развитие соответствует возрастной норме. Программный материал в форме домашнего обучения осваивает без затруднений.
Учебные навыки по математике сформированы на достаточном уровне. Максим ориентируется в информационном материале учебника, решает примеры в пределах 100, сравнивает изученные числа, различает математический рассказ и задачу. Самостоятельно решает арифметические задачи, правильно выбирает действие.
Техника чтения соответствует норме (56 слов). Чтение осознанное, но при чтении искажает слова, делает замену букв и слогов, не дочитывает окончания. Смысл прочитанного понимает, может запомнить или воспроизвести содержание небольшого текста после однократного чтения. Заучивает стихи наизусть. С удовольствием занимается с логопедом и психологом.
Максим различает объекты живой и неживой природы, осуществляет поиск необходимой информации в учебнике и дополнительных источниках.
Каллиграфические навыки сформированы, буквы и соединения соответствуют образцу, письмо аккуратное. Усвоил приёмы правильного списывания слов, предложений, текстов, предложенных письменным и печатным шрифтами. Редко допускает ошибки при списывании, в основном, пропуск букв. При письме под диктовку, в случаях требующих проверки, ребенок все мысленные операции проговаривает вслух, комментирует все свои действия. Без затруднений определяет место ударения в словах, делит их на слоги. После каждого этапа выполнения задания ждет словесного одобрения, поддержки.
Максим проявляет устойчивый познавательный интерес к изучению всех предметов учебного плана, изучает английский язык. Имеет представление о моральных нормах поведения, адекватно воспринимает предложения учителя. Умеет управлять своими эмоциями, волевые качества достаточно хорошо сформированы. Уважительно относится к взрослым. Сильно переживает свои неудачи.
В ходе учебного занятия утомление наступает быстро, требуются частые смены видов деятельности. При жалобе на усталость организуются паузы в виде физминуток.
ОПИСАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ, ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА УРОКАХ ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ.
Сочетание традиционных и новых приемов, методов, форм обучения и контроля на уроках музыки позволяет решать задачи развития и воспитания учащегося, создавая на уроке особую атмосферу спокойствия, доверия, увлечения и сотворчества. Ученик из пассивного слушателя становится активным участником процесса обучения, из объекта воздействия превращается в субъект. Одной из ведущих технологий, используемой на уроках музыки, является метод проектов. Проектную деятельность можно применять и на уроках освоения материала, и на уроках по применению знаний, а также на уроках обобщения.
В качестве главных методов программы избраны:
-метод художественного, нравственно - эстетического познания музыки;
-метод интонационно - стилевого постижения музыки;
-метод эмоциональной драматургии;
-метод концентричности организации музыкального материала;
-метод перспективы и ретроспективы в обучении;
-метод создания «композиций» (в форме диалога);
-метод игры;
-метод художественного контекста (выхода за пределы музыки) или метод междисциплинарных взаимодействий.
12