7


  • Учителю
  • Рабочая программа МУЗЫКА 7 класс

Рабочая программа МУЗЫКА 7 класс

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание:
предварительный просмотр материала


Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Ульяновская основная общеобразовательная школа №2»


РАССМОТРЕНО

ШМО филологии, искусства и

общественно-научных предметов

Руководитель___________Т.А. Сырникова

Протокол №________

от «____»________________2015 г.


СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР

МКОУ «Ульяновская ООШ №2»

__________ Т.А. Сырникова

«______»_______________2015г.


УТВЕРЖДЕНО директором МКОУ

«Ульяновская ООШ №2»

Приказ №_______________

от «______»_______________2015 г.




Рабочая программа учебного предмета

МУЗЫКА

7 класс, 34 часа

на основе авторской программы

Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой, Т. С. Шмагиной



Составила:

учитель музыки

Коваленко Л,Д.


2015-2016 учебный год

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Статус документа


Рабочая программа по музыке для основной школы составлена на основе:

- федерального компонента государственного образовательного стандарта основного образования по искусству;

- примерной программы по музыке для основной школы;

- программы «Музыка 1-7 классы Искусство 8-9 классы.» Авторы-составители Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская, Т.С. Шмагина Москва, Просвещение, 2009 год


Цель программы - формирование основ духовно-нравственного воспитания школьников через приобщение к музыкальной культуре как к важнейшему компоненту гармоничного развития личности.

Задачи:

- развитие эмоционального и осознанного отношения к музыке различных направлений;

- освоение понимание учащимися содержания простых (песен, танец, марш) так и сложных (

- овладение практическими умениями и навыками в различных видах музыкально-творческой деятельности: слушании музыки, пении (в том числе с ориентацией на нотную запись), инструментальном музицировании, музыкально-пластическом движении, импровизации, драматизации исполняемых произведений;

- воспитание эмоционально-ценностного отношения к музыке; устойчивого интереса к музыке, музыкальному искусству своего народа и других народов мира; музыкального вкуса учащихся; потребности к самостоятельному общению с высокохудожественной музыкой и музыкальному самообразованию; слушательской и исполнительской культуры учащихся.


Обоснование выбора

Содержание программы основано на обширном материале, охватывающем различные виды искусств, который дает возможность учащимся осваивать духовный опыт поколений, нравственно-эстетические ценности мировой художественной культуры. Культура предстает перед школьниками как история развития человеческой памяти, величайшее нравственное значение которой, по словам академика Д.С.Лихачева, «в преодолении времени».

Отношение к памятникам любого из искусств - показатель культуры всего общества в целом и каждого человека в отдельности. Сохранение культурной среды, творческая жизнь в этой среде обеспечат привязанность к родным местам, нравственную дисциплину и социализацию личности учащихся.

Содержание данной программы раскрывается в учебных темах каждого полугодия. В обновленном музыкальном материале, а также введении параллельного и методически целесообразного литературного и изобразительного рядов.

При работе по данной программе предполагается использование учебно-методического комплекта: нотная хрестоматия, фонохрестоматия, методические и вспомогательная литература (сборники песен и хоров, методические пособия для учителя, дополнительные аудиозаписи и фонохрестоматии по музыке).

Информация об изменениях программы


Логика изложения и содержание авторской программы Г. П. Сергеевой, Е, Д, Критской, Т.С. Шмагиной полностью соответствуют требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, «Примерных программ», «Планируемых результатов основного образования», поэтому в программу не внесено изменений


2. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Содержательный стержень программы - «Классика и современность». Вечные темы классической музыки и их претворение в произведениях разных жанров. Художественные направления, стили и жанры классической и современной музыки.

Особенности музыкальной драматургии и развития музыкальных образов в произведениях крупных жанров - опере, балете, мюзикле, рок-опере, симфонии, инструментальном концерте, сюите и др. Жанровые и стилистические особенности музыкального языка. Единство содержания и формы музыкальных произведений. Стиль как отражение мироощущения композитора. Стили музыкального творчества и исполнения, присущие разным эпохам.

Реализация данной программы опирается на следующие методы музыкального образования:

  • метод художественного, нравственно-эстетического познания музыки;

  • метод эмоциональной драматургии;

  • метод интонационно-стилевого постижения музыки;

  • метод художественного контекста;

  • метод перспективы и ретроспективы;

  • метод проектов.

В 7 классе продолжается работа учащихся над исследовательской проектной деятельностью. Современный проект учащихся - это дидактическое средство активизации познавательной деятельности, развития креативности, исследовательских умений и навыков, общения в коллективе, формирования определенных личностных качеств. Исследовательские проекты являются культурологическими по своему содержанию и межпредметными по типу, так как в них интегрируются несколько предметов. Для исследовательской проектной деятельности рекомендуются следующие темы: «Жизнь дает для песни образы и звуки»; «Музыкальная культура родного края»; «Классика на мобильных телефонах»; «Есть ли у симфонии будущее?»; «Музыкальный театр: прошлое и настоящее»; «Камерная музыка: стили, жанры, исполнители»; «Музыка народов мира: красота и гармония».

В качестве форм контроля могут использоваться творческие задания, анализ музыкальных произведений, музыкальные викторины, уроки-концерты, защита исследовательских проектов.



Место предмета «Музыка» в учебном плане

В соответствии с Базисным учебным планом предмету «Музыка» в 7 классе отводится 34 часа (1 час в неделю)


Формы контроля:

При организации учебно-воспитательного процесса для реализации программы «Музыка» 5 класс предпочтительными формами организации учебного предмета считаю: индивидуальные, групповые, фронтальные, коллективные, классные и внеклассные.

Виды организации учебной деятельности:

- экскурсия

- конкурс

- викторина

- самостоятельная работа

- творческая работа

- путешествие

- наблюдение

- самостоятельная работа

- тест

3. ОПИСАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТИРОВ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «МУЗЫКА»

Программа учебного предмета «Музыка» построена с учетом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся и направлена на:

- создание условий для художественного образования, эстетического воспитания, духовно-нравственного развития в процессе освоения музыкальной культуры;

- формирование основ гражданской идентичности, своей этнической принадлежности как представителя народа, гражданина России;

- воспитание и развитие личностных качеств, позволяющих уважать и принимать духовные и культурные ценности разных народов;

- развитие личностных качеств, значимых для самоопределения, социализации, самореализации в процессе учебной непосредственно музыкальной деятельности;

- формирование основ музыкальной культуры средствами активной деятельности обучающихся в сфере музыкального искусства;

- приобретение собственного музыкального опыта (в певческой деятельности и музицировании, восприятии музыки, в движении под музыку);

- воспитание культуры коллективного музицирования (хорового и инструментального);

- овладение духовными и культурными ценностями народов мира в процессе учебной и творческой деятельности.


4. ТРЕБОВАНИЯ КУРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ

В результате изучения музыки ученик должен:

Знать/понимать:

  • специфику музыки как вида искусства;

  • значение музыки в художественной культуре и ее роль в синтетических видах творчества;

  • основные жанры народной и профессиональной музыки;

  • основные формы музыки;

  • характерные черты и образцы творчества крупнейших русских и зарубежных композиторов;

  • виды оркестров, названия наиболее известных инструментов;

  • имена выдающихся композиторов и исполнителей;

Уметь:

  • эмоционально - образно воспринимать и характеризовать музыкальные произведения;

  • узнавать на слух изученные произведения русской и зарубежной классики;

  • выразительно исполнять соло (с сопровождением и без сопровождения);

  • выявлять общее и особенное при сравнении музыкальных произведений на основе полученных знаний об интонационной природе музыки;

  • распознавать на слух и воспроизводить знакомые мелодии изученных произведений инструментальных и вокальных жанров;

  • различать звучание отдельных музыкальных инструментов, виды хора и оркестра;

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • певческого и инструментального музицирования дома, в кругу друзей и сверстников, на внеклассных и внешкольных музыкальных занятиях, школьных праздниках;

  • размышления о музыке и ее анализа, выражения собственной позиции относительно прослушанной музыки;

  • музыкального самообразования: знакомства с литературой о музыке, слушания музыки в свободное от уроков время (посещение концертов, музыкальных спектаклей, прослушивание музыкальных радио- и телепередач и др.); выражения своих личных музыкальных впечатлений в форме устных выступлений и высказываний на музыкальных занятиях; определения своего отношения к музыкальным явлениям действительности.

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности.

Учебная программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.

Освоение содержания основного общего образования по предмету «Музыка» способствует:

- формированию у учащихся представлений о художественной картине мира;

- овладению ими методами наблюдения, сравнения, сопоставления, художественного анализа;

- обобщению получаемых впечатлений об изучаемых явлениях, событиях художественной жизни страны;

- расширению и обогащению опыта выполнения учебно-творческих задач и нахождению при этом оригинальных решений, адекватного восприятия устной речи, ее интонационно-образной выразительности, интуитивного и осознанного отклика на образно-эмоциональное содержание произведений искусства;

- совершенствованию умения формулировать свое отношение к изучаемому художественному явлению в вербальной и невербальной формах, вступать (в прямой или в косвенной форме) в диалог с произведением искусства, его автором, с учащимися, с учителем;

- формулированию собственной точки зрения по отношению к изучаемым произведениям искусства, к событиям в художественной жизни страны и мира, подтверждая ее конкретными примерами;

- приобретению умения и навыков работы с различными источниками информации.

Опыт творческой деятельности, приобретаемый на музыкальных занятиях, способствует:

- овладению учащимися умениями и навыками контроля и оценки своей деятельности;

- определению сферы своих личностных предпочтений, интересов и потребностей, склонностей к конкретным видам деятельности;

- совершенствованию умений координировать свою деятельность с деятельностью учащихся и учителя, оценивать свои возможности в решении творческих задач.



Требования к уровню подготовки учащихся 7 класса


Обучение музыкальному искусству в 7 классе основной школы должно обеспечить возможность:

- совершенствовать представление о триединстве музыкальной деятельности (композитор, исполнитель - слушатель); знать основные жанры народной, профессиональной, религиозной и современной музыки

-понимать особенности претворения «вечных» тем искусства и жизни в произведениях жанров (опере, балете, мюзикле, рок-опере, симфонии, инструментальном концерте, г, кантате, оратории, мессе и др.);

- эмоционально-образно воспринимать и оценивать музыкальные сочинения различных жанров и стилей;

-творчески интерпретировать содержание музыкального произведения, используя приемы пластического интонирования, музыкально-ритмического движения, импровизации; ориентироваться в нотной записи как средстве фиксации музыкальной речи; осуществлять сравнительные интерпретации музыкальных сочинений;

-выявлять особенности построения музыкально-драматического спектакля на основе действия музыки с другими видами искусства;

-использовать различные формы индивидуального, группового и коллективного музицирования выполнять творческие задания, участвовать в исследовательских проектах;

-совершенствовать умения и навыки самообразования.

5. СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ

Таблица тематического распределения количества часов


7 класс

п/п

Наименование разделов

Всего часов

Содержание

1

Особенности музыкальной драматургов сценической музыки

18 ч.

Стиль как отражение эпохи, национального характера, индивидуальности композитора: Россия - Запад. Жанровое - разнообразие опер, балетов, мюзиклов (историко-эпические, драматические, лирические, комические и др.). Взаимосвязь музыки с литературой и изобразительным искусством в сценических жанрах. Особенности построения музыкально-драматического спектакля. Опера: увертюра, ария, речитатив, ансамбль, хор, сцена. Балет: дивертисмент, сольные и массовые танцы (классический и характерный), па-де-де, музыкально-хореографические сцены и др. Приемы симфонического развития образов.

Сравнительные интерпретации музыкальных сочинений. Мастерство исполнителя («искусство внутри искусства»): выдающиеся исполнители и исполнительские коллективы. Музыка в драматическом спектакле. Роль музыки в кино и на телевидении.

Использование различных форм музицирования и творческих заданий в освоении учащимися содержания музыкальных образов.


2

Особенности драматургии камерной и симфонической музыки


16 ч.

Осмысление жизненных явлений и их противоречий в сонатной форме, симфонической сюите, сонатно-симфоническом цикле. Сопоставление драматургии крупных музыкальных форм с особенностями развития музыки в вокальных и инструментальных жанрах.

Стилизация как вид творческого воплощения художественного замысла: поэтизация искусства прошлого, воспроизведение национального или исторического колорита. Транскрипция как жанр классической музыки.

Переинтонирование классической музыки в современных обработках. Сравнительные интерпретации. Мастерство исполнителя: выдающиеся исполнители и исполнительские коллективы.

Использование различных форм музицирования и творческих заданий для освоения учащимися содержания музыкальных образов.



Итого

34 ч.




Содержание программы предмета «Музыка» 7 класс (34 ч)

Тема 1 полугодия: « Особенности драматургии сценической музыки » -16 часов.

Урок 1. Классика и современность. (1ч) Значение слова «классика». Понятие «классическая музыка», классика жанра, стиль. Разновидности стилей. Интерпретация и обработка классической музыки прошлого. Классика это тот опыт, который донесли до нас великие мыслители-художники прошлого. Произведения искусства всегда передают отношение автора к жизни.



Вводный урок. Актуализировать жизненно-музыкальный опыт учащихся; помочь им осознать, что встреча с выдающимися музыкальными произведениями является прикосновением к духовному опыту поколений. Понятия: «классика», «жанр», «классика жанра», «стиль» ( эпохи, национальный, индивидуальный).

Урок 2-3. В музыкальном театре. Опера. Опера «Иван Сусанин- новая эпоха в русской музыке. Судьба человеческая - судьба народная. Родина моя! Русская земля .(2ч)

Расширение и углубление знаний учащихся об оперном спектакле, понимание его драматургии на основе взаимозависимости и взаимодействия явлений и событий, переданных интонационным языком музыки. Формы музыкальной драматургии в опере. Синтез искусств в опере. Глинка - первый русский композитор мирового значения, симфонически - образный тип музыки, идейность оперы: народ - единая великая личность, сплочённая одним чувством, одной волей.



Урок 4-5. «Опера «Князь Игорь». Русская эпическая опера. Ария Князя Игоря. Портрет половцев. Плач Ярославны». (2ч)

Обобщение представлений учащихся о жанре эпической оперы, усвоение принципов драматургического развития на основе знакомства с музыкальными характеристиками её героев (сольными и хоровыми). Продолжать знакомить учащихся с героическими образами русской истории.

Урок 6-7. «В музыкальном театре. Балет. Балет Б.И.Тищенко «Ярославна». Вступление. Стон Русской земли. Первая битва с половцами. Плач Ярославны. Молитва. (2ч)

Актуализировать знания учащихся о балете на знакомом им музыкальном материале, раскрыть особенности драматургического развития образов на основе контраста, сопоставления. Формы музыкальной драматургии в балете: классические и характерные танцы, действенные эпизоды, хореографические ансамбли. Основа драматургического развития в балете - идея поиска ответов на вечные вопросы жизни. Значение синтеза различных искусств в балете.

Современное прочтение произведения древнерусской литературы «Слово о полку Игореве» в жанре балета; анализ основных образов балета Б.Тищенко «Ярославна»; сравнение образных сфер балета с образами оперы А.Бородина «Князь Игорь».

Урок 8 .«Героическая тема в русской музыке. Галерея героических образов». (1ч)

Обобщить особенности драматургии разных жанров музыки героико-патриотического, эпического характера. Развивать ассоциативно-образное мышление учащихся, актуализация знаний учащихся о том, как историческое прошлое Родины находит отражение в художественных образах живописи, скульптуры, архитектуры; расширение интонационного тезауруса в процессе подбора музыкального (и литературного) ряда к произведениям изобразительного искусства.

Урок 9- 10. В музыкальном театре. Мой народ - американцы. Порги и Бесс. Первая американская национальная опера. Развитие традиций оперного спектакля .(2 ч)

Расширение представлений учащихся об оперном искусстве зарубежных композиторов (Дж.Гершвина (США), Ж.Бизе(Франция), Э. -Л. Уэббера (Англия); выявление особенностей драматургии классической оперы и современной рок -оперы. Закрепление понятий жанров джазовой музыки - блюз, спиричуэл, симфоджаз. Лёгкая и серьёзная музыка. Сравнительный анализ музыкальных образов опер Дж.Гершвина «Порги и Бесс» и М.Глинки «Иван Сусанин» (две народные драмы).

Урок 11-12. «Опера Ж.Бизе «Кармен». Самая популярная опера в мире. Образ Кармен. Образы Хозе и Эскамильо ».(2 ч)

Опера «Кармен» - музыкальная драма, цель которой - выражение сложных эмоциональных состояний, коллизий, событий. Образы главных героев, роль народных сцен.

Урок 13. «Балет Р.К.Щедрина «Кармен - сюита». Новое прочтение оперы Бизе. Образ Кармен. Образ Хозе. Образы «масок» и Тореодора ».(1ч)

Раскрыть особенности музыкальной драматургии балета Р.Щедрина как симфонического способа прочтения литературного сюжета на основе музыки Ж.Бизе; выяснение вопроса о современности, затронутой в музыке темы любви и свободы. Сопоставление фрагментов оперы и балета, проследить трансформацию тем главных героев в балете. Драматургическая кульминация балета, проблема типов музыкальной драматургии.

Урок 14. « Сюжеты и образы духовной музыки. Высокая месса. «От страдания к радости».

Всенощное бдение. Музыкальное зодчество России. Образы Вечерни и Утрени».(1ч)

Актуализировать музыкальный опыт учащихся, связанный с образами духовной музыки, познакомить с вокально-драматическим творчеством русских и зарубежных композиторов ( на примере «Высокой мессы» И.-С.Баха и «Всенощного бдения» С.В.Рахманинова. Понимание того, насколько интерпретации современных исполнителей отвечают замыслам авторов, в чём их достоинство, а в чём - недостатки в воплощении музыкального образа.

Урок 15 «Рок - опера Э.Л.Уэббера «Иисус Христос - суперзвезда». Вечные темы. Главные образы. (2ч)

Знакомство с фрагментами рок-оперы Э.-Л.Уэббера; вопрос о традициях и новаторстве в жанре оперы; драматургия развития и музыкальный язык основных образов рок-оперы. Приёмы драматургического развития в опере (повтор, контраст, вариационность).Средства драматургического развития музыкальных образов.

Урок 16 . «Музыка к драматическому спектаклю. «Ромео и Джульетта» .«Гоголь-сюита». Из музыки к спектаклю «Ревизская сказка». Изучение особенностей музыки к драматическим спектаклям; актуализация жизненно-музыкальных впечатлений учащихся о роли в сценическом действии; выявление контрастности образных сфер театральной музыки; закрепление знаний о взаимодействии

музыки и литературы; понимание выразительности музыкальных характеристик главных героев спектакля или его сюжетных линий.

Тема II полугодия:

Урок 18 Образы «Гоголь-сюиты. Музыканты - извечные маги…». (1ч)

Изучение особенностей музыки к драматическим спектаклям; актуализация жизненно-музыкальных впечатлений учащихся о роли в сценическом действии; выявление контрастности образных сфер театральной музыки; закрепление знаний о взаимодействии

музыки и литературы; понимание выразительности музыкальных характеристик главных героев спектакля или его сюжетных линий.



Мир образов камерной и симфонической музыки - 18 часов

Термин «драматургия» применяется не только к произведениям музыкально-сценических, театральных жанров, но и к произведениям, связанным с многогранным раскрытием музыкальных образов, для характеристики инструментально-симфонической музыки

Закономерности музыкальной драматургии проявляются в построении целого произведения и составляющих его частей, в логике их развития, особенностях воплощения музыкальных образов, их сопоставлении по принципу сходства или различия - в повторении, варьировании, контрастном взаимодействии музыкальных интонаций, тем, эпизодов.

Урок 19-20. «Музыкальная драматургия - развитие музыки». Два направления музыкальной культуры: духовная и светская музыка. (2ч)

Актуализировать жизненно-музыкальный опыт учащихся по осмыслению восприятия музыкальной драматургии знакомой им музыки; закрепить понимание таких приёмов развития, как повтор, варьирование, разработка, секвенция, имитация.

Обобщить и систематизировать представления учащихся об особенностях драматургии произведений разных жанров духовной и светской музыки.

Урок 21-22. «Камерная инструментальная музыка. Этюд ,транскрипция». (2ч)

Особенности развития музыки в камерных жанрах (на примере этюдов эпохи романтизма); знакомство с мастерством знаменитых пианистов Европы - Ф.Листа и Ф. Бузони;

Понятие «транскрипция», «интерпретация» .выявить изменения в драматургической концепции сочинения на основе сравнительного анализа оригинала и транскрипции; осмысление черт музыки эпохи романтизма.

Урок 22 «Циклические формы инструментальной музыки. Кончерто гроссо. Сюита в старинном стиле А. Шнитке». (1ч)

Особенности формы инструментального концерта, кончерто гроссо; характерные черты стиля композиторов; «полистилистика».

Урок 23-24 «Соната. Л.В.Бетховен»Соната №8»,В.А.Моцарт «Соната №11», С.С.Прокофьев «Соната №2».(1ч)

Углубленное знакомство с музыкальным жанром «соната»;особенности сонатной формы: экспозиция, разработка, реприза, кода. Соната в творчестве великих композиторов: Л.ван Бетховена, В.А.Моцарта, С.С.Прокофьева.

Урок 25«Симфоническая музыка. Симфония №103 («С тремоло литавр») Й.Гайдна. Симфония №40 В.-А.Моцарта».(1ч)

Знакомство с шедеврами русской музыки, понимание формы «сонатное аллегро»

на основе драматургического развития музыкальных образов и представление о жанре симфонии как романе в звуках; расширение представлений учащихся об ассоциативно-образных связях музыки с другими видами искусства.

Урок 26 - 28. Симфоническая музыка. Симфония №103(с тремоло литавр)Й.Гайдна. Симфония №40 В.Моцарта.Симфония №1( «Классическая») С.Прокофьева.Симфония №5 Л.Бетховена, Симфония №8 («Неоконченная») Ф.Шуберта. Симфония №1 В.Калинникова. Картинная галерея. Симфония № 5 П.Чайковского. Симфония №7 («Ленинградская») Д.Шостаковича».- (3ч)

Образы симфонии, идея; личность художника и судьба композитора через призму музыкального произведения. Черты стиля, особенности симфонизма композиторов. Ощутить современность художественных произведений, посвящённых судьбоносным событиям истории страны понять способы создания художественного образа и драматургию его развёртывания в контрастном сопоставлении отдельных тем и частей симфонии; сравнить с драматургией музыкально-сценических произведений (оперой Бородина и балетом Тищенко, созданными на основе «Слова о полку Игореве»).

Урок 29. «Симфоническая картина «Празднества» К.Дебюсси». (1ч)

Закрепление представлений учащихся о стиле «импрессионизма»; актуализировать музыкально-слуховые представления о музыке К.Дебюсси; анализ приёмов драматургического развития в симфонической картине «Празднества», сравнить музыкальный язык «Празднеств» с другими сочинениями на тему праздника.

Урок 30. «Инструментальный концерт. Концерт для скрипки с оркестром А.Хачатуряна». (1ч)

Вспомнить знакомые концерты (инструментальные и хоровые), определить их образный строй; дать информацию об истории создания жанра концерта; определить содержание, эмоциональный строй и национальный колорит «Концерта для скрипки и фортепиано» А.Хачатуряна, функции солиста и оркестра, особенности развития образов.

Урок 31. «Рапсодия в стиле блюз Дж.Гершвина».(1ч)

Закрепить представления о жанре рапсодии, симфоджазе, приёмах драматургического развития на примере сочинения Дж.Гершвина.

Урок 32- 34 «Музыка народов мира. Популярные хиты из мюзиклов и рок-опер. Пусть музыка звучит!». (3ч).

Систематизировать жизненно-музыкальный опыт учащихся на основе восприятия и исполнения обработок мелодий разных народов мира; обобщить представления учащихся о выразительных возможностях фольклора в современной музыкальной культуре; познакомить их с известными исполнителями музыки народной традиции. Презентации исследовательских проектов учащихся. Обобщение фактических знаний учащихся, применение и приобретение новых знаний путём самообразования.





6. ОПИСАНИЕ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Вид учебной программы по предмету

Название предмета, программы, автор

Учебно-методическое обеспечение

Фонохрестоматия музыкального материала ( ICD VP3)


Интернет-ресурсы

Таблицы для уроков музыки

Авторская

Музыка



«Музыка. Программа для общеобразовательных учреждений. 1-7 классы»



Автор-составитель

Г.П. Сергеева,

Е.Д. Критская, Т.С. Шмагина/ 4-е изд. Москва, изд-во «Просвещение», 2009


Учебник «Музыка» 7 класс Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская Москва «Просвещение» 2012 г.


Творческая тетрадь по музыке для учащихся 7 класс Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская Москва «Просвещение» 2012 г.


Программа «Музыка» 1-7 классы. Авторы-составители Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская, Т.С. Шмагина/ Москва, изд-во «Просвещение», 2009


Хрестоматия для 5кл

«Путешествие в страну музыкальных звуков» М.Е.Покровская, Н.С. Константинова, СПб «КАРО» 2009 г.

«Музыка в школе. Игры, конкурсы, современные методы» Н.Н. Кондратюк, Творческий центр, СФЕРА Москва 2005 г.


Энциклопедия для юных музыкантов И.Ю. Куберский, Е.В. Минина СПб «ДИАМАНТ» «ЗОЛОТОЙ ВЕК» 2005 г.

«Портреты зарубежных композиторов»Демонстрационный материал. Москва «Айрис-дидактика»

«Портреты русских композиторов 19-20 века» Демонстрационный материал. Москва «Айрис-дидактика»

«Музыкальные знакомства» автор Г. Ларионова

«Музыкальная грамота»

«Русская природа» (музыкальные беседы) Т.Белоненко


Музыка 7 кл. Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева

СD «Великие композиторы. Жизнь и творчество» ( DeAGOSTINI)- 13 шт.


Мультимедийная программа «Шедевры музыки» издательства «Кирилл и Мефодий»

Мультимедийная программа «Энциклопедия классической музыки» «Коминфо»

Электронный образовательный ресурс (ЭОР) нового поколения (НП), издательство РГПУ им. А.И.Герцена

Мультимедийная программа «Музыка. Ключи»

Мультимедийная программа "Музыка в цифровом пространстве"

Мультимедийная программа «Энциклопедия Кирилла и Мефодия, 2009г.»

Мультимедийная программа «История музыкальных инструментов»

Единая коллекция -

Российский общеобразовательный портал -

Детские электронные книги и презентации -

 

Музыкальный энциклопедический словарь-

Классическая музыка -

М.И.Глинка

Строение мажорного звукоряда

Строение минорного звукоряда

Ария Кутузова из оперы «Война и мир»

Знакомые мелодии

Нар. песня в творчестве композитора

Концерт №3 С.Рахманинова

Русская народная песня

Интонация

Симфонический оркестр

Шел ленинградский паренек

Календарно-тематический план. 7 класс «Музыка» 2015-2016 уч. год

№ п/п

Тема урока

Кол-во часов

Тип урока

Элементы содержания

Требования

к уровню подготовки

обучающихся

Вид

контроля,измерители

Элементы дополнительного содержания

Домашнее задание

Дата


Особенности музыкальной драматургии сценической музыки (18ч)

1

1 четверть

Классика и со-

временность

1

Вводный

Значение слова «клас-

сика». Понятия классическая музыка, классика жанра, стиль. Разновидности стилей.

Интерпретация и обработка классической му-

зыки прошлого

Знать понятия: класси-

ка, классическая музы-

ка, классика жанра,

стиль, интерпретация,

обработка, разновидно-

сти стиля.

Уметь приводить при-

меры

Беседа. Устный

контроль. Слуша-

ние музыки.

Хоровое пение

Надежда- интонационная работа

Сохранение традиций русского музыкального искусства современными композиторами

Закрепление и обобщение полученных на уроке знаний

Индивидуальные

сообщения

04.09.14

2

В музыкальном

театре. Опера

1

Расширение

и углубление

знаний

Музыкальная драма-

тургия. Конфликт.

Этапы сценического

действия. Опера и ее

составляющие. Виды

опер. Либретто. Роль

оркестра в опере

Знать понятия: опера,

виды опер, этапы сцени-

ческого действия, либ-

ретто, составляющие

оперы (ария, песня, ка-

ватина, речитатив, ду-

эт, трио, ансамбль, дей-

ствие, картина, сцена).

Уметь:

- приводить примеры

оперных жанров;

- называть имена из-

вестных певцов, дири-

жеров, режиссеров;

- определять роль ор-

кестра в опере

Устный контроль.

Интонационно-

образный анализ

прослушанной му-

зыки

Хоровое пение

Надежда- интонационная работа

Драматургия музыкальных образов, ее связь с симфонической музыкой. Стилистические особенности русской национальна школы

Запись на-

званий опер

и музыкаль-

ных жанров,

характери-

зующих

действую-

щих лиц,

по рубрикам:

«Увертюра»,

«Арии»,

«Песни»,

«Хоры»,

«Оркестро-

вые номера»

11.09.14

3

Опера

M.И. Глинки «Иван Сусанин»

1


Расширение

и углубление знаний

Новая эпоха в русской музыкальном искусстве. Более глубокое изучение оперы М. И. Глинки «Иван Сусанин». Драматургия оперы - конфликтное противостояние двух сил (русской и польской). Музыкальные образы оперных героев

Знать: драматургию развития оперы; - то, что музыкальные образы могут стать воплощением каких-либо исторических событий.

Уметь:

- проводить интонационно-образный и сравнительный анализ музыки;

Устный контроль, Слушание музыки. Интонационно-образный анализ


Хоровое пение

Песня о тревожной молодости- интонационная работа

Выдающиеся оперные исполнители роли Ивана Сусанина

Рисунки

с эскизами костюмов героев или декораций


18.09.14

4

Опера А. П. Бородина «Князь Игорь»


2

Сообщение и усвоение новых знаний '

Знакомство с русской эпической оперой А. П. Бородина «Князь Игорь». Драматургия оперы - конфликтное противостояние двух сил (русской и половецкой). Музыкальные образы оперных героев

Уметь называть полные имена композиторов: А. П. Бородин, М. И. Глинка. Знать их произведения

Устный контроль. Слушание музыки. Интонационно-образный анализ. Вокально-хоровое интонирование


Эпические образы в музыке русских композиторов. Отличие эпоса от лирики и драмы

Прочитать «Слово о полку Игореве». Подобрать иллюстрации к иексту

25.09.14

5

Опера А. П. Бородина «Князь Игорь»


2

Сообщение и усвоение новых знаний '

Знакомство с русской эпической оперой А. П. Бородина «Князь Игорь». Драматургия оперы - конфликтное противостояние двух сил (русской и половецкой). Музыкальные образы оперных героев

Уметь называть полные имена композиторов: А. П. Бородин, М. И. Глинка. Знать их произведения

Устный контроль. Слушание музыки. Интонационно-образный анализ. Вокально-хоровое интонирование


Эпические образы в музыке русских композиторов. Отличие эпоса от лирики и драмы

Закрепление и обобщение полученных на уроке знаний

Индивидуальные

сообщения

02.10.14

6

В музыкальном театре. Балет

1


Расширение и углубление знаний

Балет и его составляющие. Типы танца в балетном спектакле. Роль балетмейстера и дирижера в балете. Современный и классический балетный спектакль

Знать:

- понятия: балет, Шипы балетного танца; - составляющие балета: пантомима, па-де-де, па-де-труа, гран-па, адажио

Устный контроль. Слушание музыки. Пластическое интонирование

Хоровое пение

Песня о тревожной молодости- интонационная работа

Выдающиеся композиторы, авторы музыки к балетным спектаклям современности

Запись названий знакомых балетов, полных имен известных композиторов, артистов и балетмейстеров

09.10.14

7

Балет Тищенко «Ярославна»

1

Сообщение

и усвоение

новых знаний

Знакомство с балетом

Б. И. Тищенко «Яро-

славна». Музыкальные

образы героев балета.

Драматургия балета.

Роль хора, тембров

Знать драматургию

развития балета.

Уметь:

- проводить интонационно-образный и сравнительный анализ музыки;

- определять тембры

музыкальных инструентов;


Устный контроль.

Слушание музыки.

Интонационно-

образный и срав-

нительный анализ.

Вокально-хоровое

интонирование.

Определение тем-

бров музыкальных

инструментов. Хо-

ровое пение

Литературные образы в балете, их интерпретация в музыке.

Выполнить эскизы костюмов и декораций

16.10.14

8


Героическая тема в русской музыке

1

Повторение

и обобщение

полученных

знаний

Бессмертные произве-

дения русской музы-

ки, в которых отраже-

на героическая тема

защиты Родины и на-

родного патриотизма

Уметь:

- приводить примеры

музыкальных произведений, в которых отражена героическая тема;

- рассуждать на постав-

ленные проблемные вопросы; проводить сравнителный анализ музыкальных и художественных

произведений

Беседа. Устный,

письменный кон-

троль. Слушание

музыки. Хоровое

пение. Сравнение

музыкальных и ху-

дожественных про-

изведений

Националь-

но-патриоти-

ческие идеи

в песенно-

музыкаль-

ном творче-

стве


Запись на-

званий ху-

дожествен-

ных произ-

ведений,

в которых

отражены

образы героев

23.10.14

9

В музыкальном театре. «Мой народ - американцы». Опера Дж. Гершвина «Порги и Бесс»

1

Сообщение и усвоение новых знаний

Знакомство с жизнью и творчеством Дж. Гершвина. Дж. Гершвин -создатель американской национальной классики XX в., первооткрыватель симфо-джаза. «Порги и Бесс» -первая американская национальная опера

Знать:

- жизнь и творчество

Дж. Гершвина;

- драматургию развития

оперы;

- музыкальных

жизненных событий.

Уметь проводить ин-

тонационно-образный

и сравнительный анализ

музыки

Хоровое пение

Я люблю тебя жизнь- интонационная работа

Устный контроль.

Слушание музыки.

Интонационно-

образный и срав-

нительный анализ.

Оперное либретто, ее части. Роман Д.Хейворда «Порги и Бесс». Музыкальные образы героев романа

Общие и различные черты в воплощении образов в операх «Иван Сусанин» и «Порги и Бесс»

30.10.14

10

2 четветь

В музыкальном театре. «Мой народ - американцы». Опера Дж. Гершвина «Порги и Бесс»

1

Сообщение и усвоение новых знаний

Знакомство с жизнью и творчеством Дж. Гершвина. Дж. Гершвин -создатель американской национальной классики XX в., первооткрыватель симфо-джаза. «Порги и Бесс» -первая американская национальная опера

Знать:

- жизнь и творчество

Дж. Гершвина;

- драматургию развития

оперы;

- музыкальных

жизненных событий.

Уметь проводить ин-

тонационно-образный

и сравнительный анализ

музыки

Хоровое пение

Я люблю тебя жизнь- интонационная работа

Устный контроль.

Слушание музыки.

Интонационно-

образный и срав-

нительный анализ.

Оперное либретто, ее части. Роман Д.Хейворда «Порги и Бесс». Музыкальные образы героев романа

Закрепление и обобщение полученных на уроке знаний

Индивидуальные

сообщения

13.11.14

11

Опера Ж. Бизе

«Кармен»

1

Сообщение и усвоение новых знаний

Знакомство с оперой Ж. Бизе «Кармен». «Кармен» - самая популярная опера в мире. Драматургия оперы - конфликтное противостояние.

Музыкальные образы оперных героев

Знать:

- драматургию развития оперы;

- то, что музыкальные

образы могут стать воплощением каких-либо жизненных событий.

Уметь:

-проводить интонаци
онно-образный и срав
нительный анализ му
зыки;

-называть полное имя
композитора - Ж. Бизе

Устный контроль.

Слушание музыки.

Интонационно-

образный и срав-

нительный анализ.

Вокально-хоровое

интонирование

Исполнение ритмического аккомпанемента под

фонограмму.

Хоровое пение

Выдающиеся оперные исполнители современности. Тембровые и регистровые особенности голоса оперного певца.

Словесное

описание

образа Кармен; отличие образов

главных героев в литературе

20.11.14

12

Балет Р. К. Щедрина «Кармен-сюита»

1

Сообщение и усвоение новых знаний

Знакомство с балетом Р. К. Щедрина «Кармен-сюита». Новое прочтение оперы Ж. Бизе. Драматургия балета. Музыкальные образы героев балета

Знать:

-драматургию развития
балета;

-понятие транскрипция.
Уметь:

-проводить интонаци
онно-образный и срав
нительный анализ му
зыки;

-называть полные
имена: композитора -
Р. К. Щедрин и балери
ны - М. М. Плисецкая;

-выявлять средства му
зыкальной выразитель
ности

Устный контроль. Слушание музыки. Интонационно-образный и сравнительный анализ. Определение средств музыкальной выразительности. Вокально-хоровое интонирование

Современные балетные спектакли, созданные на основе литературного произведения. Выдающиеся исполнители

«Мои впечатления от музыки балета». Комментарий слов Р. Щедрина: «Преклоняясь перед гением Бизе, я старался, чтобы преклонение это всегда было не рабским, но творческим»

27.11.14

13

Сюжеты и образы духовной музыки

1

Расширение и углубление знаний

Музыка И. С. Баха -язык всех времен и народов. Современные интерпретации сочинений Баха.

Знать понятия: месса,

всенощная.

Уметь:

- называть полные

имена композиторов:

И.С.Бах, С.В. Рахманинов; проводить интонационно-образный и сравнительный анализ музыки;

-выявлять средства музыкальной выразительности

Беседа. Устный контроль. Слушание музыки. Интонационно-образный и сравнительный анализ Выявление средств муз выразительности.

Духовные сюжеты и образы в современной музыке. Особенности современной трактовки

«Мои размышления». Письменное рассуждение о словах немецкого композитора Л.ван Бетховена об И.Бахе «Не ручей - море имя ему»

04.12.14

14

Музыкальное «зодчество» России. «Всенощное бдение» С.В. Рахманинова

1

Расширение и углубление знаний

«Высокая месса» - вокально-драматический жанр.

Музыкальное «зодчество» России. «Всенощное бдение» С.В. Рахманинова

Знать понятия: месса,

всенощная.

Уметь:

- называть полные

имена композиторов: И.С.Бах, С.В. Рахманинов; проводить интонационно-образный и сравнительный анализ музыки;

-выявлять средства музыкальной выразительности

Беседа. Устный контроль. Слушание музыки. Интонационно-образный и сравнительный анализ Выявление средств муз выразительности.

Духовные сюжеты и образы в современной музыке. Особенности современной трактовки

«Мои размышления». Письменное рассуждение о словах немецкого композитора Л.ван Бетховена об И.Бахе «Не ручей - море имя ему»

11.12.14

15

Рок-опера Уэббера «Иисус Христос-суперзвезда»

1

Расширение и углубление знаний

Углубление знакомства с рок -оперой Л.Э.Уэббера «Иисус Хистос - суперзвезда». Вечные темы в искусстве.

Драматургия рок-оперы - конфликтное противостояние. Музыкальные образы главных героев

Знать драматургию развитии ярок- оперы

Уметь:

- поводить интонационно-образный анализ музыки;

-определять тембры музыкальных инструментов;

-выявлять средства музыкальной изобразительности;

-называть полное имя композитора: Ллойд Эндрю Уэббер

Беседа. Устный контроль. Слушание музыки. Интонационно-образный и сравнительный анализ Выявление средств муз выразительности.

Современные рок-оперы отечественных композиторов. Тематика сюжетов, особенности стилистики

Сопоставление направлений современной музыки. Словарь направлений современной популярной музыки. Определение направлений, встречающихся в рок-опере «Иисус Христос - суперзвезда»

18.12.14

16

Музыка к драматическому спектаклю Кабалевского «Ромео и Джульетта»

1

Расширение и углубление знаний

Знакомство с музыкой Д.Б. Кабалевского к драматическому спектаклю «Ромео

и Джульетта». Музыкальные образы героев симфонической сюиты.

Знать понятие сюита

Уметь:

-проводить интонаци
онно-образный и срав
нительный анализ му
зыки;

сравнинительный анализ музыки;

- называть полное имя композитора - Д. Б. Кабалевского

Устный контроль. Рассуждение. Слушание музыки. Интонационно-образный и сравнительный анализ

Отрывки из трагедии У.Шекспира, созвучные прослушанным частям сюиты

Выполнить эскизы костюмов (декораций) для театральной постановки

25.12.14

17

3 четверть

«Гоголь-сюита» из музыки А. Г. Шнитке к спектаклю «Ревизская сказка»

1

Сообщение и усвоение новых знаний

Знакомство с музыкой А. Г. Шнитке к спектаклю «Ревизская сказка» по произведениям Н. В. Гоголя.

«Гоголь-сюита» - ярчайший образец симфонического театра. Музыкальные образы героев оркестровой сюиты. Полистилистика

Знать понятия: сюита,

полистилистика.

Уметь:

-проводить интонаци
онно-образный и срав
нительный анализ му
зыки;

-определять тембры
музыкальных инстру
ментов, музыкальные
жанры;

-выявлять способы
и приемы развития му-
зыкальных образов;

-называть полное
имя композитора -
А. Г. Шнитке

Устный контроль. Рассуждение. Слушание музыки. Интонационно-образный и сравнительный анализ

Стилистические особенности музыки А.Шнитке при создании комических образов из произведений Н.В.Гоголя

Мини-сочинение «Мой любимый герой в произведениях Н.В.Гоголя»

15.01.14

Особенности драматургии камерной и симфонической музыки (16ч)

18

Музыкальная драматургия -развитие музыки

1

Расширение и углубление знаний. Сообщение новых знаний

Музыкальная драматургия в инструментально-симфонической музыке. Главное в музыке - развитие. Принципы (способы) музыкального развития: повтор, варьирование, разработка, секвенция, имитация

Знать основные принципы развития музыки.

Уметь приводить примеры

Беседа. Устный контроль. Слушание музыки. Хоровое пение

Литературная основа музыкального произведения. Театральная драматургия

Подобрать иллюстрации к одному из полюбившихся музыкальных произведений

22.01.15

19

Два направления музыкальной культуры : светская и духовная музыка

1

Расширение и углубление знаний

Развитие музыкальной культуры во взаимодействии двух направлений: светского и духовного. Музыкальные образы духовной музыки. Музыкальные истоки восточной (православной) и западной (католической) церквей: знаменный распев и хорал.

Знать понятия духовная и светская музыка;

вокальная, инструментальная, камерная музыка; что лежит в основе музыки православной и католической уерквей.

Уметь приводить музыкальные примеры

Беседа. Устный контроль. Слушание музыки. Хоровое пение

Современные трактовки духовной музыки

Составить вступление для ведущего концерт из полюбившихся произведений камерной музыки

29.01.15

20

Камерная и инструментальная музыка: этюд

1

Расширение и углубление знаний

Углубление знаний о музыкальном жанре- этюде. Жанр концертного этюда в творчестве романтиков Ф. Шопена и Ф.Листа

Знать понятие этюд

Уметь:

-проводить интонационно-образный и сравнительный анализ музыки;

Называть имена композиторов: Ф.Шопен, Ф.Лист

Беседа. Устный контроль. Слушание музыки. Интонационно-образный и сравнительный анализ музыки.

Хоровое пение

Понятие этюд в живописи. Соотнесение выразительных средств в музыке и живописи

Выполнить рисунок к одному из полюбившихся музыкальных сочинений

05.02.15

21

Транскрипция.

Ф.Лист

1

Расширение и углубление знаний

Транскрипция - переложение музыкальных произведений. Транскрипции - наиболее популярный жанр концертно-виртуозных произведений

Знать понятие транскрипция.

Уметь:

-выявлять средства
музыкальной вырази
тельности и определять
форму музыкальных
произведений;

-называть полные имена
композиторов: Ф. Лист,
М. А. Балакирев, Ф. Бузони

Устный и письменный контроль. Слушание музыки. Выявление средств музыкальной выразительности. Определение формы музыкального произведения. Рассуждение. Хоровое пение

Интонационно-образная, жанровая и стилевая основы музыкального искусства. Инструментальная музыка.

Выписать имена известных музыкантов-исполнителей: пианистов, скрипачей

12.02.15

22

Циклические формы инструментальной музыки. «Кончерто гроссо», «Сюита в старинном стиле» А.Шнитке

1

Расширение и углубление знаний

Углубление знакомства с циклическими формами музыки: инструментальным концертом и сюитой на примере творчества А. Шнитке

Знать понятия: циклическая форма музыки, полистилистика. Уметь:

- приводить музыкаль
ные примеры;.

- определять тембры
музыкальных инстру
ментов

Устный и письменный контроль. Слушание музыки. Интонационно-образный анализ. Определение тембров музыкальных инструментов. Хоровое пение

Вокальные циклы в творчестве современных российских композиторов

Сольное исполнение любимого произведения (по выбору)

19.02.15

23

Соната «Патетическая» Л.Бетховена, Соната №2 С.Прокофьева, Соната №11 В.Моцарта

1

Расширение и углубление знаний

Углубленное знакомство с музыкальным жанром соната. Сонатная форма: композиция, разработка, реприза, кода. Соната в творчестве великих композиторов Л.Бетховена, С.Прокофьева, В.Моцарта

Знать понятия: соната, сонатная форма.

Уметь:

- проводить интонационно-образный и сравнительный анализ музыки;

- определять приемы музыкального развития;

-называть полные имена композиторов: Л.ван Бетховен, С.С.Прокофьева, В.-А. Моцарта

Устный и письменный контроль. Беседа. Слушание музыки. Интонационно-образный и сравнительный анализ. Определение приемов музыкального развития

Выразительные средства в живописи. Отражение внутреннего состояния художника, его переживаний в изображаемом им явлении

Составить устный рассказ «Мир чувств человека и его воплощение в музыке»

26.02.15

24

Соната «Патетическая» Л.Бетховена, Соната №2 С.Прокофьева, Соната №11 В.Моцарта

1

Расширение и углубление знаний

Углубленное знакомство с музыкальным жанром соната. Сонатная форма: композиция, разработка, реприза, кода. Соната в творчестве великих композиторов Л.Бетховена, С.Прокофьева, В.Моцарта

Знать понятия: соната, сонатная форма.

Уметь:

- проводить интонационно-образный и сравнительный анализ музыки;

- определять приемы музыкального развития;

-называть полные имена композиторов: Л.ван Бетховен, С.С.Прокофьева, В.-А. Моцарта

Устный и письменный контроль. Беседа. Слушание музыки. Интонационно-образный и сравнительный анализ. Определение приемов музыкального развития

Выразительные средства в живописи. Отражение внутреннего состояния художника, его переживаний в изображаемом им явлении

Составить устный рассказ «Мир чувств человека и его воплощение в музыке»

04.03.15

25

Симфоническая музыка

1

Расширение и углубление знаний

Углубление знакомства с музыкальным жанром - симфонией. Строение симфонического произведения: четыре части, воплощающие разные стороны жизни человека. Симфония в творчестве великих композиторов: И. Гайдна,

B.А. Моцарта,

C.С. Прокофьева,
Бетховена,

Ф. Шуберта, В. С. Калинникова, П. И. Чайковского, Д. Б. Шостаковича. Мир музыкальных образов симфонической музыки

Знать:

-понятие симфония;

-особенности строения
симфонии.

Уметь:

-проводить интонаци
онно-образный и срав
нительный анализ;

-определять тембры
музыкальных инстру
ментов;

-определять приемы
музыкального развития
и жанры;

-называть полные име
на композиторов-симфо
нистов;

-выявлять связи в сред
ствах выразительности
музыки и изобразитель
ного искусства

Устный и письменный контроль. Беседа по теме занятий. Слушание музыки. Интонационно-образный и сравнительный анализ. Определение тембров музыкальных инструментов, приемов развития музыки, жанровой принадлежности. Вокально-хоровое интонирование и хоровое пение

Симфонические оркестры мира в начале 21 века. Имена известных музыкантов-исполнителей

Подготовить сообщение на тему «Знаменитые оркестры мира»

11.03.15

26

Симфоническая музыка

1

Расширение и углубление знаний

Углубление знакомства с музыкальным жанром - симфонией. Строение симфонического произведения: четыре части, воплощающие разные стороны жизни человека. Симфония в творчестве великих композиторов: И. Гайдна,

B.А. Моцарта,

C.С. Прокофьева,
Бетховена,

Ф. Шуберта, В. С. Калинникова, П. И. Чайковского, Д. Б. Шостаковича. Мир музыкальных образов симфонической музыки

Знать:

-понятие симфония;

-особенности строения
симфонии.

Уметь:

-проводить интонаци
онно-образный и срав
нительный анализ;

-определять тембры
музыкальных инстру
ментов;

-определять приемы
музыкального развития
и жанры;

-называть полные име
на композиторов-симфо
нистов;

-выявлять связи в сред
ствах выразительности
музыки и изобразитель
ного искусства

Устный и письменный контроль. Беседа по теме занятий. Слушание музыки. Интонационно-образный и сравнительный анализ. Определение тембров музыкальных инструментов, приемов развития музыки, жанровой принадлежности. Вокально-хоровое интонирование и хоровое пение

Симфонические оркестры мира в начале 21 века. Имена известных музыкантов-исполнителей

Подготовить сообщение на тему «Знаменитые оркестры мира»

18.03.15

27

Симфоническая музыка

1

Расширение и углубление знаний

Углубление знакомства с музыкальным жанром - симфонией. Строение симфонического произведения: четыре части, воплощающие разные стороны жизни человека. Симфония в творчестве великих композиторов: И. Гайдна,

B.А. Моцарта,

C.С. Прокофьева,
Бетховена,

Ф. Шуберта, В. С. Калинникова, П. И. Чайковского, Д. Б. Шостаковича. Мир музыкальных образов симфонической музыки

Знать:

-понятие симфония;

-особенности строения
симфонии.

Уметь:

-проводить интонаци
онно-образный и срав
нительный анализ;

-определять тембры
музыкальных инстру
ментов;

-определять приемы
музыкального развития и жанры;

-называть полные име
на композиторов-симфонистов;

-выявлять связи в сред
ствах выразительности
музыки и изобразитель
ного искусства

Устный и письменный контроль. Беседа по теме занятий. Слушание музыки. Интонационно-образный и сравнительный анализ. Определение тембров музыкальных инструментов, приемов развития музыки, жанровой принадлежности. Вокально-хоровое интонирование и хоровое пение

Симфонические оркестры мира в начале 21 века. Имена известных музыкантов-исполнителей

Закрепление и обобщение полученных на уроке знаний

Индивидуальные

сообщения

25.03.15

28

4 четверть

Симфоническая музыка

1

Расширение и углубление знаний

Углубление знакомства с музыкальным жанром - симфонией. Строение симфонического произведения: четыре части, воплощающие разные стороны жизни человека. Симфония в творчестве великих композиторов: И. Гайдна,

B.А. Моцарта,

C.С. Прокофьева,
Бетховена,

Ф. Шуберта, В. С. Калинникова, П. И. Чайковского, Д. Б. Шостаковича. Мир музыкальных образов симфонической музыки

Знать:

-понятие симфония;

-особенности строения
симфонии.

Уметь:

-проводить интонаци
онно-образный и срав
нительный анализ;

-определять тембры
музыкальных инстру
ментов;

-определять приемы
музыкального развития
и жанры;

-называть полные име
на композиторов-симфо
нистов;

-выявлять связи в сред
ствах выразительности
музыки и изобразитель
ного искусства.

Устный и письменный контроль. Беседа по теме занятий. Слушание музыки. Интонационно-образный и сравнительный анализ. Определение тембров музыкальных инструментов, приемов развития музыки, жанровой принадлежности. Вокально-хоровое интонирование и хоровое пение

Симфонические оркестры мира в начале 21 века. Имена известных музыкантов-исполнителей

Закрепление и обобщение полученных на уроке знаний

Индивидуальные

сообщения

08.04.15

29

Симфоническая картина

«Празднества»

К. Дебюсси

1

Сообщение и усвоение новых знаний

Знакомство с симфонической картиной «Празднества» К. Дебюсси. Живописность

музыкальных образов симфонической картины

Знать понятия: импрессионизм, программная музыка, симфоническая картина.

Уметь:

-анализировать состав
ляющие средств выра
зительности;

-определять форму пьесы;

-проводить интонаци
онно-образный анализ
музыки;

-выявлять связи в сред
ствах выразительности
музыки и живописи;

-называть полное имя
композитора - К. Дебюсси

Устный контроль. Слушание музыки. Интонационно-образный анализ.

Определение формы, средств музыкальной выразительности. Выявление связей между музыкой и живописью. Хоровое пение

Творчество французских художников-импрессионистов. Имена известных художников, названия картин

Подобрать иллюстрации на тему «Творчество художников-импрессионистов»

15.04.15

30

Инструментальный концерт. Концерт для скрипки с оркестром А.И. Хачатуряна

1

Расширение и углубление знаний

Углубление знакомства с жанром инструментальный концерт. Сонатно-симфоничес-кий цикл. Знакомство с Концертом для скрипки с оркестром А. И. Хачатуряна

Знать:

-понятие инструментальный концерт;

-строение инструментального концерта.
Уметь:

-проводить интонационно-образный анализ;

-определять принципы
музыкального развития;

-называть полное имя
композитора -

А. И. Хачатурян

Устный и письменный контроль. Слушание музыки. Интонационно-образный анализ. Определение принципов развития музыки. Хоровое пение

Виды концерта: музыкальный, литературный, эстрадный

Письменное рассуждение о словах композитора и музыковеда Б. Астафьева: «...в музыке концерта... есть что-то от театра, дискуссии»

22.04.15

31

Дж. Гершвин. «Рапсодия в стиле блюз»

1

Расширение и углубление

Углубление знакомства с творчеством американского композитора Д.Гершвина на примере «Рапсодии в стиле блюз».

Симфоджаз

Знать понятия: джаз, симфоджаз и их отличительные черты.

Уметь:

-проводить интонационно-образный анализ музыки;

-выявлять жанровую принадлежность

Беседа. Устный контроль. Интонационно-образный анализ прослушанной музыки. Определение жанра. Хоровое пение

Известные исполнители «Рапсодии в стиле блюз»

Интерпретация и обработка произведений

Послушать «Колыбельную» из оперы «Порги и Бесс»

29.04.15

32

Пусть музыка

звучит!

1

Расширение

и углубление знаний. Повторительно-обобщающий

урок

Углубление и расши-

рение знаний об использовании музыкального фольклора профессиональными

музыкантами. Этно-

музыка. Популярные

хиты из мюзиклов

и рок-опер

Уметь:

проводить интонационно-образный анализ музыки;

выявлять жанровую принадлежность

Знать понятия: фольклор, этно музыка, хит, мюзикл, рок-опера и их отличительные особенности. Уметь:

определять тембры музыкальных инструментов;

приводить примеры известных солистов, ансамблей, хоров народной музыки и названий известных хитов


Устный и письменный контроль. Беседа. Хоровое пение. Определение тембров музыкальных инструментов


Национальные школы вокала. Национальные музыкальные инструменты

Подобрать музыкальные иллюстрации на тему «Современный фольклор»

06.05.15

33

Популярные хиты из мюзиклов и рок-опер

1

Расширение и углубление знаний.

Взаимодействие слова, музыки, сценического действия, хореографии

Знать: названия известных мюзиклов и рок-опер; имена композиторов и популярных исполнителей хитов из мюзиклов и рок-опер

Беседа. Устный контроль. Хоровое пение. Определение средств музыкальной выразительности


Известные исполнители арий из отечественных рок-опер

Составить программу концерта «Музыкальные хиты современности»

13.05.15

34

«Пусть музыка звучит!»

1

Расширение и углубление знаний. Обобщающий урок

Общечеловеческая значимость настоящего искусства. Вечные темы искусства.

Знать основные принципы развития музыки. Уметь приводить примеры

Слушание музыки. Интонационно-образный анализ. Хоровое пение

20.05.15



 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал