- Учителю
- Урок на тему 'Музыкальная живопись Римского -Корсакова' (5 класс)
Урок на тему 'Музыкальная живопись Римского -Корсакова' (5 класс)
Урок музыки 5 класс:
Тема урока «Музыкальная живопись Римского-Корсакова»
( по опере «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии»)
Цель урока:
формирование музыкальной культуры учащихся, как важной и неотъемлемой части духовной жизни, через выявление художественных связей между музыкой и живописью.
Метод достижения учебной цели:
частично-поисковый
Задачи:
образовательная:
выявить характерные особенности творчества Николая Андреевича Римского-Корсакова
развивающая:
развивать навыки образно-ассоциативного мышления через выявление общности музыки и живописи в образном выражении состояния души человека, изображении картин природы
воспитательная:
воспитывать любовь, интерес к классической музыке, эмоциональную отзывчивость; воспитывать любовь к природе, истории родного края.
Тип урока:
организационный
Вид урока:
урок-прелюдия
Оборудование:
ноутбук, проектор, портрет Н.А.Римского-Корсакова, репродукции с картин разных художников (портреты, натюрморты, марины, батальные сцены, несколько пейзажей И. И. Шишкина), «волшебная»-дирижерская палочка.
Ход урока.
На доске написано незавершенное название темы урока
«Музыкальная …………….Николая Андреевича Римского-Корсакова».
Организационный момент:
Дети входят в класс под музыку Н.А.Римского-Корсакова «Похвала пустыне» (фрагм. увертюры из оперы «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии»
Учитель:
-Здравствуйте, ребята. Обратите внимание на доску. Я начала писать тему урока, но не завершила ее. Попрошу вас в конце урока восстановить полное название сегодняшнего урока. А теперь мы продолжим постигать секреты музыки, но уже не через содружество с литературой, как в первом полугодии, а с другим видом искусства. Ответ, с каким, вы найдете, прочитав эпиграф новой теме.
«Всех звуков и цветов соотношенья,
А также способы переложенья
Любых оттенков цвета в ноты, звуки
О, как хотелось мне азы науки
Такой постичь!»
Г. Гессе.
Ребенок по просьбе учителя выразительно читает эпиграф.
Учитель:
-Ребята, о каком виде искусства, кроме музыки идет речь в этих стихах?
Дети:
-Слова цвет и оттенки цвета употребляются в изобразительном искусстве. Значит о живописи.
У:
-О чем мечтает автор этих строк?
Д:
-Он мечтает научиться живописные картины передавать звуками, музыкой.
У:
-Ребята, как по- вашему это возможно?
Д:
-Думаем, что возможно.
У:
-Вот это нам и предстоит доказать на сегодняшнем уроке. Кто из вас вспомнит музыку, под которую вы вошли в класс? Каков ее характер?
Д:
-Она очень спокойная, мягкая, тихая.
У:
-Давайте определим, какие ассоциации она у вас вызывает? Что вы представляете, слушая эту музыку?
(Вторичное слушание фрагмента увертюры «Похвала пустыне»)
Д:
- Представился дремучий лес, поют птицы, кукует кукушка. Тишина, покой, красота леса.
У:
-Как вы это поняли? Какими средствами этого добивается композитор?
Д:
-Композитор использует звучание различных инструментов симфонического оркестра, музыка звучит то тихо, то громче, звучит очень красивая мелодия. Кажется, что попал в лес.
У: Оказывается, музыка умеет рисовать картины природы. На доске представлены репродукции с различных картин. Уберите те репродукции, которые на ваш взгляд не соответствуют характеру музыки. По принципу «убери лишнее».
(дети по одному выходят к доске и выполняют задание)
Валежник Ельник Корабельные сосны
Сенокос Полевые цветы Масленица
Молодцы, ребята. Посмотрите как разными средствами художник и музыкант говорят об одном и том же. О красоте руской природы.
Музыкальный фрагмент, который прозвучал - это увертюра из оперы Н.А.Р-Корсакова «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии», а называется увертюра «Похвала пустыне»
Кто из вас вспомнит, что такое увертюра?
Д:
-Увертюра это вступление к опере или балету, в ней звучат мелодии и темы, которые потом встретятся в опере.
У:
- Увертюре Р-Корсаков дал название «Похвала пустыни». Но причем же тут пустыня, если рисуется картина леса.
Ответы детей.
У:
-Раньше сущесвовало старинное русское слово «пустынь», с ударением на первом слоге. Как вы думаете, что оно означает.
Д:
-Это малонаселенное место, где никто не живет.
У:
-Или живет одинокий человек, который не любит суеты, шума. Раньше в таких пустынях жили отшельники-монахи. Они сторонились людей, размышляли о жизни, молились Богу. Жили чистой, праведной жизнью. В нашем нижегородском крае даже сейчас очень много таких мест. А прежде их было не сосчитать.
Вот в такой пустыни и жила прекрасная дева Феврония-героиня оперы Р-Корсакова.
Ребята, а кто из вас знает легенду о граде Китеже?
( Легенда о граде Китеже в пересказе детей)
У:
- Вот эта-то легенда и легла в основу оперы Н.А.Римского-Корсакова «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии». В ней рассказывается о любви Февронии к княжичу Юрию. Это ее образ рисуется в увертюре.
На прошлом уроке мы с вами разучили русскую народную историческую песню «Про татарский полон». Давайте исполним несколько куплетов этой песни.
(Исполнение песни «Как за речкою, да за Дарьею»)
У:
- Вспомните, пожалуйста, из каких элементов, кроме увертюры состоит опера?
Д:
-Из арий, дуэтов, трио, хоров, танцевальных сцен (если они нужны по содержанию оперы).
У:
-Сейчас мы с вами послушаем хор ратников «Поднялася со полуночи дружинушка хоробрая». Определите характер этой музыки.
(звучит песня ратников «Поднялася со полуночи»)
Д:
-Музыка очень мужественная, суровая, сдержанная. Я услышал слова «Нам смерть в бою написана»
У:
-Верно. Русские воины в опере с этой песней шли на смерть, отстаивая Китеж.
Создание проблемной ситуации
Учитель:
-Центральное место в опере занимает сражение между ордынцами и защитниками Китежа. Как на оперной сцене изобразить сражение, чтобы оно выглядело правдоподобно, жизненно? В какие костюмы одеть противников, что они должны делать на сцене. У меня есть волшебная-дирижерская палочка. К кому в руки она попадет тот, как композитор должен будет решить эту проблему.
(Ответы детей)
У:
-Ребята, вы знаете, что такое антракт. Для чего он существует. А, вот что такое музыкальный антракт? Кто знает?
Предположения детей.
У:
-Николай Андреевич решил трунейшую задачу показа сражения очень просто и в тоже время гениально. Он не стал выводить на сцену воинов с оружием, лошадей, а предоставил это музыке. Представьте себе, что мы в оперном театре слушаем музыкальный антракт «Сеча при Керженце».
Вы должны определить, какими музыкальными средствами делает это композитор.
(слушание музыки «Сеча при Керженце».)
Дети:
-Средствами музыки, сталкивая две мелодии, характеризующие противоборствующие стороны. Используя такие средства музыкальной выразительности как: интонация, динамика, тембры инструментов симфонического оркестра, темп, ритм.
У:
-Удивительная, прекрасная музыка. А сейчас пришло время вспомнить начало урока. Мы ведь так и не определили тему урока. Может быть, кто нибудь справится с этой задачей?
Д:
-В теме урока не хватает слова «Живопись». Надо было написать «Музыкальная живопись Римского-Корсакова»
Вывод урока.
У:
-Музыку Николая Андреевича Римского-Корсакова с полным правом можно отнести к живописной музыке.
Рефлексия:
У:
-Сумели ли мы «увидеть» музыку Римского-Корсакова?
Д:
-Да, очень ярко.
Домашнее задание:
Перечислить картины русских художников, которые могут стать иллюстрациями к музыкальному антракту «Сеча при Керженце».
Выставление оценок детям.
5