- Учителю
- Рабочая программа 7 класс
Рабочая программа 7 класс
Пояснительная записка.
Данная рабочая программа разаботана на основе авторской программы «Музыка» (Программы для общеобразовательных учреждений: Музыка: 1- 4 кл, 5-7 кл., «Искусство»- 8-9 кл./ Е.Д. Крицкая, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина - Москва: "Просвещение", 2006 год). Программа «Музыка» для основной школы (в данном издании 5 - 7 классов) имеет гриф «Допущено Министерством образования и науки Российской федерации».
Исходными документами для составления данной рабочей программы являются:
-
Базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденный приказом Минобразования РФ № 1312 от 09. 03. 2004;
-
Федеральный компонент государственного образовательного стандарта, утвержденный Приказом Минобразования РФ от 05. 03. 2004 года № 1089;
-
Авторская программа «Музыка 5 - 7» авторов Г.П.Сергеевой, Е.Д.Критской «Программы общеобразовательных учреждений. Музыка. 1-7 классы. Искусство 8-9 классы»- М. Просвещение, 2006;;
При работе по данной программе предполагается использование следующего учебно-методического комплекта: учебники, рабочие тетради, нотная хрестоматия, фонохрестоматия, методические рекомендации для учителя под редакцией Г.П Сергеевой, Е.Д.Критской.
Цель программы - развитие музыкальной культуры школьников как неотъемлемой части духовной культуры.
Задачи: - развитие музыкальности; музыкального слуха, певческого голоса, музыкальной памяти, способности к сопереживанию; образного и ассоциативного мышления, творческого воображения;
- освоение музыки и знаний о музыке, ее интонационно-образной природе, жанровом и стилевом многообразии, особенностях музыкального языка; музыкальном фольклоре, классическом наследии и современном творчестве отечественных и зарубежных композиторов; о воздействии музыки на человека; о ее взаимосвязи с другими видами искусства и жизнью;
- овладение практическими умениями и навыками в различных видах музыкально-творческой деятельности: слушании музыки, пении (в том числе с ориентацией на нотную запись), инструментальном музицировании, музыкально-пластическом движении, импровизации, драматизации исполняемых произведений;
- воспитание эмоционально-ценностного отношения к музыке; устойчивого интереса к музыке, музыкальному искусству своего народа и других народов мира; музыкального вкуса учащихся; потребности к самостоятельному общению с высокохудожественной музыкой и музыкальному самообразованию; слушательской и исполнительской культуры учащихся.
Реализация данной программы опирается на следующие методы музыкального образования:
-
метод художественного, нравственно-эстетического познания музыки;
-
метод эмоциональной драматургии;
-
метод интонационно-стилевого постижения музыки;
-
метод художественного контекста;
-
метод создания «композиций»;
-
метод перспективы и ретроспективы.
В соответствии учебным планом в 7 классе на учебный предмет «Музыка» отводится 35 часов (из расчета 1 час в неделю). Курс нацелен на изучение многообразных взаимодействий музыки с жизнью, природой, обычаями, литературой, живописью, историей, психологией музыкального восприятия, а также с другими видами и предметами художественной и познавательной деятельности.
Программа основана на обширном материале, охватывающем различные виды искусств, которые дают возможность учащимся усваивать духовный опыт поколений, нравственно-эстетические ценности мировой художественной культуры, и преобразуют духовный мир человека, его душевное состояние. Содержание данной программы раскрывается в учебных темах каждого полугодия. В обновленном музыкальном материале, а также введении параллельного и методически целесообразного литературного и изобразительного рядов. В программе 7 класса рассматривается многообразие музыкальных образов, запечатленных в жанрах вокальной, инструментальной и инструментально-симфонической музыки. Музыкальный образ рассматривается как живое, обобщенное представление о действительности, выраженное в звуках. В сферу изучения входят также интонационная природа музыкальных образов, приемы взаимодействия и развития различных образных сфер в музыкальном искусстве. Мир образов народной, религиозной, классической и современной музыки. Музыка в семье искусств.
Приоритетным направлением содержания программы и УМК по-прежнему остается русская музыкальная культура. Фольклор, классическое наследие, музыка религиозной традиции, современные музыкальные направления музыкального искусства формируют у учащихся национальное самосознание, понимание значимости своей культуры в художественной картине мира.
Контроль осуществляется в следующих видах:
- входной, текущий, тематический, итоговый.
Формы контроля:
При организации учебно-воспитательного процесса для реализации программы «Музыка» 6 класс предпочтительными формами организации учебного предмета считаю: индивидуальные, групповые, фронтальные, коллективные, наблюдение, самостоятельная работа, тест.
Виды организации учебной деятельности:
- конкурс
- викторина
- самостоятельная работа
- творческая работа
Контроль уровня обученности.
№ урока
Тема урока
Вид контроля
Форма контроля
16.
Текущий - письменный
Тест
34.
Итоговый - письменный
Тест
Требования к уровню подготовки учащихся
В результате изучения музыки ученик должен:
Знать/понимать:
-
специфику музыки как вида искусства;
-
значение музыки в художественной культуре и ее роль в синтетических видах творчества;
-
основные жанры народной и профессиональной музыки;
-
основные формы музыки;
-
характерные черты и образцы творчества крупнейших русских и зарубежных композиторов;
-
виды оркестров, названия наиболее известных инструментов;
-
имена выдающихся композиторов и исполнителей;
Уметь:
-
эмоционально - образно воспринимать и характеризовать музыкальные произведения;
-
узнавать на слух изученные произведения русской и зарубежной классики;
-
выразительно исполнять соло (с сопровождением и без сопровождения);
-
выявлять общее и особенное при сравнении музыкальных произведений на основе полученных знаний об интонационной природе музыки;
-
распознавать на слух и воспроизводить знакомые мелодии изученных произведений инструментальных и вокальных жанров;
-
различать звучание отдельных музыкальных инструментов, виды хора и оркестра;
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
-
певческого и инструментального музицирования дома, в кругу друзей и сверстников, на внеклассных и внешкольных музыкальных занятиях, школьных праздниках;
-
размышления о музыке и ее анализа, выражения собственной позиции относительно прослушанной музыки;
-
музыкального самообразования: знакомства с литературой о музыке, слушания музыки в свободное от уроков время (посещение концертов, музыкальных спектаклей, прослушивание музыкальных радио- и телепередач и др.); выражения своих личных музыкальных впечатлений в форме устных выступлений и высказываний на музыкальных занятиях; определения своего отношения к музыкальным явлениям действительности.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности.
Учебная программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.
Освоение содержания основного общего образования по предмету «Музыка» способствует:
- формированию у учащихся представлений о художественной картине мира;
- овладению ими методами наблюдения, сравнения, сопоставления, художественного анализа;
- обобщению получаемых впечатлений об изучаемых явлениях, событиях художественной жизни страны;
- расширению и обогащению опыта выполнения учебно-творческих задач и нахождению при этом оригинальных решений, адекватного восприятия устной речи, ее интонационно-образной выразительности, интуитивного и осознанного отклика на образно-эмоциональное содержание произведений искусства;
- совершенствованию умения формулировать свое отношение к изучаемому художественному явлению в вербальной и невербальной формах, вступать (в прямой или в косвенной форме) в диалог с произведением искусства, его автором, с учащимися, с учителем;
- формулированию собственной точки зрения по отношению к изучаемым произведениям искусства, к событиям в художественной жизни страны и мира, подтверждая ее конкретными примерами;
- приобретению умения и навыков работы с различными источниками информации.
Опыт творческой деятельности, приобретаемый на музыкальных занятиях, способствует:
- овладению учащимися умениями и навыками контроля и оценки своей деятельности;
- определению сферы своих личностных предпочтений, интересов и потребностей, склонностей к конкретным видам деятельности;
- совершенствованию умений координировать свою деятельность с деятельностью учащихся и учителя, оценивать свои возможности в решении творческих задач.
Требования к уровню подготовки учащихся основной школы:
7 класс
Обучение музыкальному искусству должно обеспечить учащимся возможность:
• понимать роль музыки в жизни человека;
-
совершенствовать представление о триединстве музыкальной деятельности (композитор - исполнитель - слушатель);
-
эмоционально-образно воспринимать и оценивать музыкальные произведения различных жанров и стилей классической и современной музыки, обосновывать свои предпочтения в ситуации выбора;
-
понимать особенности претворения вечных тем искусства и жизни в произведениях разных жанров и стилей;
-
иметь представление об особенностях музыкального языка, музыкальной драматургии, средствах музыкальной выразительности;
-
знать имена выдающихся отечественных и зарубежных композиторов и исполнителей, узнавать наиболее значимые их произведения и интерпретации;
-
исполнять народные и современные песни, знакомые мелодии изученных классических произведений;
-
творчески интерпретировать содержание музыкальных произведений, используя приемы пластического интонирования, музыкально-ритмического движения, импровизации; ориентироваться в нотной записи как средстве фиксации музыкальной речи;
-
использовать различные формы индивидуального, группового и коллективного музицирования, выполнять творческие задания, участвовать в исследовательских проектах;
-
проявлять инициативу в различных сферах музыкальной деятельности, в музыкально-эстетической жизни класса, школы (музыкальные вечера, музыкальные гостиные, концерты для младших школьников и др.);
-
выявлять особенности взаимодействия музыки с другими видами искусства;
-
иметь представление о крупнейших музыкальных центрах мирового значения (театры оперы и балета, концертные залы, музеи), о текущих событиях музыкальной жизни в отечественной культуре и за рубежом;
-
совершенствовать умения и навыки самообразования при организации культурного досуга, при составлении домашней фонотеки, видеотеки и пр.
Учебно-тематический план предмета «Музыка» (7 класс)
№
п/п
Разделы и темы
Кол-во часов
В том числе:
Контрольные работы.
Особенности драматургии сценической музыки.
17
1
Классика и современность
1
2
В музыкальном театре. Опера. Опера «Иван Сусанин». Новая эпоха в русской музыке. Судьба человеческая - судьба народная. Родина моя! Русская земля.
2
3
4
Опера «Князь Игорь. Русская эпическая опера. Ария князя Игоря. Портрет половцев. Плач Ярославны.
2
5
6
В музыкальном театре. Балет. Балет «Ярославна». Вступление. Стон Русской земли. Первая битва с половцами. Плач Ярославны. Молитва.
2
7
8
Героическая тема в русской музыке. Галерея героических образов.
1
9
В музыкальном театре. Мой народ - американцы. Порги и Бесс. Первая американская национальная опера. Развитие традиций оперного спектакля .
2
10
11
Опера «Кармен». Самая популярная опера в мире. Образ Кармен. Образы Хозе и Эскамильо.
2
12
13
Балет «Кармен - сюита». Новое прочтение оперы Бизе. Образ Кармен. Образ Хозе. Образы «масок» и Тореодора.
1
14
Сюжеты и образы духовной музыки. Высокая месса. «От страдания к радости». Всенощное бдение. Музыкальное зодчество России. Образы «Вечерни» и «Утрени».
1
15
Рок-опера «Иисус Христос-суперзвезда». Вечные темы. Главные образы.
2
16
17
Музыка к драматическому спектаклю. «Ромео и Джульетта». Гоголь-сюита. Из музыки к спектаклю «Ревизская сказка». Образ «Гоголь-сюиты». «Музыканты - извечные маги».
2
1
Особенности драматургии камерной и симфонической музыки.
18
18
Музыкальная драматургия - развитие музыки. Два направления музыкальной культуры. Духовная музыка. Светская музыка.
2
19
20
Камерная инструментальная музыка. Этюд. Транскрипция
2
21
22
Циклические формы инструментальной музыки.
Кончерто гроссо. Сюита в старинном стиле. А.Шнитке.
2
23
24
Соната. Соната №8 («Патетическая») Л.Бетховен, Соната №2С Прокофьева.Соната №11 В.-А.Моцарта.
2
25
26
Симфоническая музыка. Симфония №103(с тремоло литавр)Й.Гайдна. Симфония №40 В.Моцарта.Симфония №1( «Классическая») С.Прокофьева.Симфония №5 Л.Бетховена, Симфония №8 («Неоконченная») Ф.Шуберта. Симфония №1 В.Калинникова. Картинная галерея. Симфония № 5 П.Чайковского. Симфония №7 («Ленинградская») Д.Шостаковича.
нрк.
5
27
28
29
30
31
Симфоническая картина. «Празднества» К.Дебюсси.
1
32
Инструментальный концерт. Концерт для скрипки с оркестром А. Хачатуряна.
1
33
Рапсодия в стиле блюз Дж. Гершвина
1
34
Музыка народов мира. Популярные хиты из мюзиклов и рок- опер.
«Пусть музыка звучит!» Проверочная работа по темам года.
2
1
35
35
2
Содержание программы предмета Музыка» 7 класс.
тема I полугодия:
Особенности драматургии сценической музыки. - 17 часов.
Музыка как искусство процессуальное - интонационно-временное, для того чтобы быть воспринятой. Требует тех или иных точек опоры. В так называемой чистой музыке (камерной, симфонической( они даются в виде соотношения музыкально-тематического материала. А в сценических произведениях (опере, балете и др.) намечаются последовательным развёртыванием сюжета, слов (поэтических идей).
Первое полугодие посвящено выявлению музыкальной драматургии сценической музыки. Вниманию учащихся предлагаются оперы «Иван Сусанин» М.И.Глинки, «Князь Игорь» А.П.Бородина в сопоставлении с современным прочтением «Слова о полку Игореве» в балете Б.И.Тищенко; «Порги и Бесс» Дж.Гершвина, «Кармен» Ж.Бизе в сопоставлении с современной трактовкой музыки в балете «Кармен-сюита» Р.К.Щедрина, а также рок-опера «Иисус Христос -суперзвезда» Э.-Л.Уэббера и музыка к драматическим спектаклям.
Каждое из предлагаемых произведений является новацией в музыкальном искусстве своего времени. Учащиеся должны понять ,что эта музыка, к которой надо идти ,в отличие от так называемой массовой культуры, которая окружает нас сегодня и которая сама идёт к нам.
Содержание программы предмета «Музыка» 7 класс (35 ч)
Тема 1 полугодия: « Особенности драматургии сценической музыки »17 часов.
Урок 1. Классика и современность. (1ч) Значение слова «классика». Понятие «классическая музыка», классика жанра, стиль. Разновидности стилей. Интерпретация и обработка классической музыки прошлого. Классика это тот опыт, который донесли до нас великие мыслители-художники прошлого. Произведения искусства всегда передают отношение автора к жизни.
Вводный урок. Актуализировать жизненно-музыкальный опыт учащихся; помочь им осознать, что встреча с выдающимися музыкальными произведениями является прикосновением к духовному опыту поколений. Понятия: «классика», «жанр», «классика жанра», «стиль» ( эпохи, национальный, индивидуальный).
Урок 2-3. В музыкальном театре. Опера. Опера «Иван Сусанин- новая эпоха в русской музыке. Судьба человеческая - судьба народная. Родина моя! Русская земля .(2ч)
Расширение и углубление знаний учащихся об оперном спектакле, понимание его драматургии на основе взаимозависимости и взаимодействия явлений и событий, переданных интонационным языком музыки. Формы музыкальной драматургии в опере. Синтез искусств в опере. Глинка - первый русский композитор мирового значения, симфонически - образный тип музыки, идейность оперы: народ - единая великая личность, сплочённая одним чувством, одной волей.
Урок 4-5. «Опера «Князь Игорь». Русская эпическая опера. Ария Князя Игоря. Портрет половцев. Плач Ярославны». (2ч)
Обобщение представлений учащихся о жанре эпической оперы, усвоение принципов драматургического развития на основе знакомства с музыкальными характеристиками её героев (сольными и хоровыми). Продолжать знакомить учащихся с героическими образами русской истории.
Урок 6-7. «В музыкальном театре. Балет. Балет Б.И.Тищенко «Ярославна». Вступление. Стон Русской земли. Первая битва с половцами. Плач Ярославны. Молитва. (2ч)
Актуализировать знания учащихся о балете на знакомом им музыкальном материале, раскрыть особенности драматургического развития образов на основе контраста, сопоставления. Формы музыкальной драматургии в балете: классические и характерные танцы, действенные эпизоды, хореографические ансамбли. Основа драматургического развития в балете - идея поиска ответов на вечные вопросы жизни. Значение синтеза различных искусств в балете.
Современное прочтение произведения древнерусской литературы «Слово о полку Игореве» в жанре балета; анализ основных образов балета Б.Тищенко «Ярославна»; сравнение образных сфер балета с образами оперы А.Бородина «Князь Игорь».
Урок 8 .«Героическая тема в русской музыке. Галерея героических образов». (1ч)
Обобщить особенности драматургии разных жанров музыки героико-патриотического, эпического характера. Развивать ассоциативно-образное мышление учащихся, актуализация знаний учащихся о том, как историческое прошлое Родины находит отражение в художественных образах живописи, скульптуры, архитектуры; расширение интонационного тезауруса в процессе подбора музыкального (и литературного) ряда к произведениям изобразительного искусства.
Урок 9- 10. В музыкальном театре. Мой народ - американцы. Порги и Бесс. Первая американская национальная опера. Развитие традиций оперного спектакля .(2 ч)
Расширение представлений учащихся об оперном искусстве зарубежных композиторов (Дж.Гершвина (США), Ж.Бизе(Франция), Э. -Л. Уэббера (Англия); выявление особенностей драматургии классической оперы и современной рок -оперы. Закрепление понятий жанров джазовой музыки - блюз, спиричуэл, симфоджаз. Лёгкая и серьёзная музыка. Сравнительный анализ музыкальных образов опер Дж.Гершвина «Порги и Бесс» и М.Глинки «Иван Сусанин» (две народные драмы).
Урок 11-12. «Опера Ж.Бизе «Кармен». Самая популярная опера в мире. Образ Кармен. Образы Хозе и Эскамильо ».(2 ч)
Опера «Кармен» - музыкальная драма, цель которой - выражение сложных эмоциональных состояний, коллизий, событий. Образы главных героев, роль народных сцен.
Урок 13. «Балет Р.К.Щедрина «Кармен - сюита». Новое прочтение оперы Бизе. Образ Кармен. Образ Хозе. Образы «масок» и Тореодора ».(1ч)
Раскрыть особенности музыкальной драматургии балета Р.Щедрина как симфонического способа прочтения литературного сюжета на основе музыки Ж.Бизе; выяснение вопроса о современности, затронутой в музыке темы любви и свободы. Сопоставление фрагментов оперы и балета, проследить трансформацию тем главных героев в балете. Драматургическая кульминация балета, проблема типов музыкальной драматургии.
Урок 14. « Сюжеты и образы духовной музыки. Высокая месса. «От страдания к радости».
Всенощное бдение. Музыкальное зодчество России. Образы Вечерни и Утрени».(1ч)
Актуализировать музыкальный опыт учащихся, связанный с образами духовной музыки, познакомить с вокально-драматическим творчеством русских и зарубежных композиторов ( на примере «Высокой мессы» И.-С.Баха и «Всенощного бдения» С.В.Рахманинова. Понимание того, насколько интерпретации современных исполнителей отвечают замыслам авторов, в чём их достоинство, а в чём - недостатки в воплощении музыкального образа.
Урок 15 - 16. «Рок - опера Э.Л.Уэббера «Иисус Христос - суперзвезда». Вечные темы. Главные образы. (2ч)
Знакомство с фрагментами рок-оперы Э.-Л.Уэббера; вопрос о традициях и новаторстве в жанре оперы; драматургия развития и музыкальный язык основных образов рок-оперы. Приёмы драматургического развития в опере (повтор, контраст, вариационность).Средства драматургического развития музыкальных образов.
Урок 17 . «Музыка к драматическому спектаклю. «Ромео и Джульетта» .«Гоголь-сюита». Из музыки к спектаклю «Ревизская сказка». Образы «Гоголь-сюиты. Музыканты - извечные маги…». (1ч)
Изучение особенностей музыки к драматическим спектаклям; актуализация жизненно-музыкальных впечатлений учащихся о роли в сценическом действии; выявление контрастности образных сфер театральной музыки; закрепление знаний о взаимодействии
музыки и литературы; понимание выразительности музыкальных характеристик главных героев спектакля или его сюжетных линий.
Тема II полугодия:
Мир образов камерной и симфонической музыки - 18 часов
Термин «драматургия» применяется не только к произведениям музыкально-сценических, театральных жанров, но и к произведениям, связанным с многогранным раскрытием музыкальных образов, для характеристики инструментально-симфонической музыки
Закономерности музыкальной драматургии проявляются в построении целого произведения и составляющих его частей, в логике их развития, особенностях воплощения музыкальных образов, их сопоставлении по принципу сходства или различия - в повторении, варьировании, контрастном взаимодействии музыкальных интонаций, тем, эпизодов.
Урок 18-19. «Музыкальная драматургия - развитие музыки». Два направления музыкальной культуры: духовная и светская музыка. (2ч)
Актуализировать жизненно-музыкальный опыт учащихся по осмыслению восприятия музыкальной драматургии знакомой им музыки; закрепить понимание таких приёмов развития, как повтор, варьирование, разработка, секвенция, имитация.
Обобщить и систематизировать представления учащихся об особенностях драматургии произведений разных жанров духовной и светской музыки.
Урок 20-21. «Камерная инструментальная музыка. Этюд ,транскрипция». (2ч)
Особенности развития музыки в камерных жанрах (на примере этюдов эпохи романтизма); знакомство с мастерством знаменитых пианистов Европы - Ф.Листа и Ф. Бузони;
Понятие «транскрипция», «интерпретация» .выявить изменения в драматургической концепции сочинения на основе сравнительного анализа оригинала и транскрипции; осмысление черт музыки эпохи романтизма.
Урок 22 - 23. «Циклические формы инструментальной музыки. Кончерто гроссо. Сюита в старинном стиле А. Шнитке». (2ч)
Особенности формы инструментального концерта, кончерто гроссо; характерные черты стиля композиторов; «полистилистика».
Урок 24. «Соната. Л.В.Бетховен»Соната №8»,В.А.Моцарт «Соната №11», С.С.Прокофьев «Соната №2».(1ч)
Углубленное знакомство с музыкальным жанром «соната»;особенности сонатной формы: экспозиция, разработка, реприза, кода. Соната в творчестве великих композиторов: Л.ван Бетховена, В.А.Моцарта, С.С.Прокофьева.
Урок 24 - 25 «Симфоническая музыка. Симфония №103 («С тремоло литавр») Й.Гайдна. Симфония №40 В.-А.Моцарта».(2ч)
Знакомство с шедеврами русской музыки, понимание формы «сонатное аллегро»
на основе драматургического развития музыкальных образов и представление о жанре симфонии как романе в звуках; расширение представлений учащихся об ассоциативно-образных связях музыки с другими видами искусства.
Урок 26 - 30. Симфоническая музыка. Симфония №103(с тремоло литавр)Й.Гайдна. Симфония №40 В.Моцарта.Симфония №1( «Классическая») С.Прокофьева.Симфония №5 Л.Бетховена, Симфония №8 («Неоконченная») Ф.Шуберта. Симфония №1 В.Калинникова. Картинная галерея. Симфония № 5 П.Чайковского. Симфония №7 («Ленинградская») Д.Шостаковича».- (5ч)
Образы симфонии, идея; личность художника и судьба композитора через призму музыкального произведения. Черты стиля, особенности симфонизма композиторов. Ощутить современность художественных произведений, посвящённых судьбоносным событиям истории страны понять способы создания художественного образа и драматургию его развёртывания в контрастном сопоставлении отдельных тем и частей симфонии; сравнить с драматургией музыкально-сценических произведений (оперой Бородина и балетом Тищенко, созданными на основе «Слова о полку Игореве»).
Урок 31. «Симфоническая картина «Празднества» К.Дебюсси». (1ч)
Закрепление представлений учащихся о стиле «импрессионизма»; актуализировать музыкально-слуховые представления о музыке К.Дебюсси; анализ приёмов драматургического развития в симфонической картине «Празднества», сравнить музыкальный язык «Празднеств» с другими сочинениями на тему праздника.
Урок 32. «Инструментальный концерт. Концерт для скрипки с оркестром А.Хачатуряна». (1ч)
Вспомнить знакомые концерты (инструментальные и хоровые), определить их образный строй; дать информацию об истории создания жанра концерта; определить содержание, эмоциональный строй и национальный колорит «Концерта для скрипки и фортепиано» А.Хачатуряна, функции солиста и оркестра, особенности развития образов.
Урок 33. «Рапсодия в стиле блюз Дж.Гершвина».(1ч)
Закрепить представления о жанре рапсодии, симфоджазе, приёмах драматургического развития на примере сочинения Дж.Гершвина.
Урок 34 - 35. «Музыка народов мира. Популярные хиты из мюзиклов и рок-опер. Пусть музыка звучит!». (2ч).
Систематизировать жизненно-музыкальный опыт учащихся на основе восприятия и исполнения обработок мелодий разных народов мира; обобщить представления учащихся о выразительных возможностях фольклора в современной музыкальной культуре; познакомить их с известными исполнителями музыки народной традиции. Презентации исследовательских проектов учащихся. Обобщение фактических знаний учащихся, применение и приобретение новых знаний путём самообразования.
Список научно-методического обеспечения.
Учебно-методический комплект «Музыка 5-9 классы» авторов Г.П.Сергеевой, Е.Д.Критской:
-
Программа «Музыка 5- 7классы. Искусство 8-9 классы», М., Просвещение, 2010г.
-
Методическое пособие для учителя «Музыка 7 класс», М., Просвещение, 2009г.
-
«Хрестоматия музыкального материала к учебнику «Музыка. 6 класс», М., Просвещение, 2005г
-
Г.П. Сергеева «Музыка. 7 класс» фонохрестоматия. 2 СD, mp 3, М,Просвещение, 2009 г.
-
учебник «Музыка. 7 класс», М., Просвещение, 2008г.
MULTIMEDIA - поддержка предмета
1. Учимся понимать музыку. Практический курс. Школа развития личности Кирилла и Мефодия. М.: ООО «Кирилл и Мефодий», 2007.(CD ROM)
2. Мультимедийная программа «Соната» Лев Залесский и компания (ЗАО) «Три сестры» при издательской поддержке ЗАО «ИстраСофт» и содействии Национального Фонда подготовки кадров (НФПК)
3. Музыкальный класс. 000 «Нью Медиа Дженерейшн».
4. Мультимедийная программа «Шедевры музыки» издательства «Кирилл и Мефодий»
5. Мультимедийная программа «Энциклопедия классической музыки» «Коминфо»
6. Электронный образовательный ресурс (ЭОР) нового поколения (НП), издательство РГПУ им. А.И.Герцена.
7. Мультимедийная программа «Музыка. Ключи»
8.Мультимедийная программа "Музыка в цифровом пространстве"
9. Мультимедийная программа «Энциклопедия Кирилла и Мефодия, 2009г.»
10.Мультимедийная программа «История музыкальных инструментов»
11.Единая коллекция -
12.Российский общеобразовательный портал -
13.Детские электронные книги и презентации -
14.Уроки музыки с дирижером Скрипкиным. Серия «Развивашки». Мультимедийный диск (CD ROM) М.: ЗАО «Новый диск», 2008.
Список научно-методической литературы.
-
«Музыка. Изо. МХК. Содержание образования» (сборник нормативно - правовых документов и методических материалов).,М.,ИЦ «Вентана - Граф»,2008г.
-
«Сборник нормативных документов. Искусство», М., Дрофа, 2005г.
-
«Музыкальное образование в школе», под ред., Л.В.Школяр, М., Академия, 2001г.
-
Алиев Ю.Б. «Настольная книга школьного учителя-музыканта», М., Владос, 2002г.
-
«Музыка в 4-7 классах,/ методическое пособие/ под ред.Э.Б.Абдуллина, М.,Просвещение,1988г.
-
Осеннева М.Е., Безбородова Л.А. «Методика музыкального воспитания младших школьников», М.,Академия, 2001г.
-
Челышева Т.С. «Спутник учителя музыки», М., Просвещение, 1993г.
-
Васина-Гроссман В. «Книга о музыке и великих музыкантах», М., Современник, 1999г.
-
Григорович В.Б. «Великие музыканты Западной Европы», М., Просвещение, 1982г.
-
«Как научить любить Родину», М., Аркти, 2003г.
-
Дмитриева Л.Г. Н.М.Черноиваненко «Методика музыкального воспитания в школе», М., Академия, 2000г.
-
«Теория и методика музыкального образования детей», под ред. Л.В.Школяр, М., Флинта, Наука, 1998г.
-
Безбородова Л.А., Алиев Ю.Б. «Методика преподавания музыки в общеобразовательных учреждениях», М., Академия, 2002г.
-
Абдуллин Э.Б. «Теория и практика музыкального обучения в общеобразовательной школе», М., Просвещение, 1983г.
-
Аржаникова Л.Г. «Профессия-учитель музыки», М., Просвещение, 1985г.
-
Халазбурь П., Попов В. «Теория и методика музыкального воспитания», Санкт-Петербург, 2002г.
-
Кабалевский Д.Б. «Как рассказывать детям о музыке», М., Просвещение, 1989г.
-
Кабалевский Д.Б. «Воспитание ума и сердца», М., Просвещение, 1989г.
-
Петрушин В.И. «Слушай, пой, играй», М., Просвещение, 2000г.
-
Великович Э.И. «Великие музыкальные имена», Композитор, Санкт-Петербург, 1997г.
-
Никитина Л.Д. «История русской музыки», М., Академия,1999г.
-
Гуревич Е.Л. «История зарубежной музыки», М., Академия,1999г
-
Булучевский Ю. «Краткий музыкальный словарь для учащихся», Ленинград, Музыка, 1989г.
23.Самин Д.К. «Сто великих композиторов», М.,Вече, 2000г.
-
Рапацкая Л.А., Сергеева Г.С., Шмагина Т.С. «Русская музыка в школе», М.,Владос,2003г.
-
Кленов А. «Там, где музыка живет», М., Педагогика, 1986г.
-
«Веселые уроки музыки» /составитель З.Н.Бугаева/, М., Аст, 2002г.
-
«Традиции и новаторство в музыкально-эстетическом образовании»,/редакторы: Е.Д.Критская, Л.В.Школяр/,М., Флинта,1999г.
-
«Музыкальное воспитание в школе» сборники статей под ред. Апраксиной О.А. выпуск №9,17.
-
«Музыка в школе» № №1-3 - 2007г.,№№1-6 - 2008г., №№1-5 - 2009г.
-
«Искусство в школе» № 4 1995г., №№1-4 1996г., №2,4,6 1998г., № 2,3 1999г., № 2,3 2000г.
-
«Искусство в школе» № 4 1995г., №№1-4 1996г., №2,4,6 1998г., № 2,3 1999г., № 2,3 2000г.
-
«Пионерский музыкальный клуб» выпуск №№15,20-24.
-
Фрид Г. «Музыка! Музыка? Музыка…и молодежь», М., Советский композитор, 1991г.
-
Ригина Г.С. «Музыка. Книга для учителя», М., Учебная литература,2000г.
-
Самигуллина В.М. «Поурочные планы. Музыка 6 класс», Волгоград, Учитель, 2005г
-
Узорова О.В. ,Нефедова Е.А. «Физкультурные минутки», М., Астрель-Аст, 2005г.
-
Исаева С.А. «Физкультминутки в начальной школе», М., Айрис-Пресс, 2003г.
-
Смолина Е.А. «Современный урок музыки», Ярославль, Академия развития, 2006г.
-
Песенные сборники.
-
Разумовская О.К. Русские композиторы. Биографии, викторины, кроссворды.- М.: Айрис-пресс, 2007 - 176с.
-
Золина Л.В. Уроки музыки с применением информационных технологий. 1-8 классы. Методическое пособие с электронным приложением. М.: Глобус, 2008.- 176с
Агапова И.А., Давыдова М.А. Лучшие музыкальные игры для детей.- М.: ООО «ИКТЦ «ЛАДА», 2006.- 224с.