- Учителю
- Определение понятия метра, ритма и темпа
Определение понятия метра, ритма и темпа
6 класс
Тема: Диалог метра и ритма. Темп.
Цель: Определить понятия метра и ритма и темпа
Задачи: Дать определения метра и ритма и темпа. Научить их «узнавать», определять, различать.
В музыке звуки организованы во времени. В связи с этим речь идет о двух терминах, довольно близких по применению, но имеющих все же большое различие. Это ритм и метр, с которыми мы уже встретились на предыдущем уроке. Повторим на всякий случай:
Ритм - чередование и соотношение различных музыкальных длительностей и акцентов (ударений).
То есть, некий "рисунок" или "узор", который разворачивается во времени.
Сравним это с понятием "метра". Метр означает пульсацию, которая всегда есть в музыке.
Ритм - это рисунок, а метр - это координатная сетка.
Ритм записывается нотами, а метр считается на "раз-два" или "раз-два-три" и т.д.
Метр - система организации музыкального ритма.
Для измерения метра есть специальный прибор в виде четырехгранной пирамиды с маятником - он называется метроном Метцеля (его изобрёл немецкий музыкант Метцель)
Щелчки метронома называются долями.
Из долей складывается каждый такт произведения.
Количество долей в такте может быть разным, а первая доля такта называется сильной долей, т.к. она самая сильная по ударению.
Т.е. такт - это промежуток между двумя соседними сильными долями.
А то ударение, которое мы делаем на сильной доле при исполнении музыки, называется акцентом.
Доли, не имеющие ударений, называются слабыми долями.
Равномерное чередование сильных и слабых долей времени называется и метром - тот же смысл, но другими словами.
Доля метра может быть выражена различной длительностью: целыми, половинными, восьмыми или шестнадцатыми длительностями.
Метр, в котором акценты (сильные доли) повторяются равномерно через одну долю, называется двухдольным.
Метр, в котором акценты повторяются равномерно через две доли, называется трехдольным.
Самые частые метры: 2/4, 3/4 , 4/4, 6/8
ТЕМП
От лат. Tempus - время
Музыкальный темп - скорость музыкального процесса; скорость смены долей
Темпы подразделяются на три основные группы: медленные, умеренные и быстрые. Для определения темпов применяются, главным образом, итальянские обозначения.
Основными музыкальными темпами (в порядке возрастания) являются:
- ларго (очень медленно и широко);
- адажио (медленно, спокойно);
- анданте (в темпе спокойного шага);
- модерато (умеренно, сдержанно);
- аллегретто (довольно оживленно);
- аллегро (быстро);
- виваче (быстро, живо);
- престо (очень быстро).
Темп в музыке является одним из средств выразительности.
От того, какой темп в данном музыкальном произведении, зависит его характер: весёлые, радостные произведения обычно имеют быстрый темп, а грустные, печальные - наоборот, медленный.
Но так бывает не всегда - иногда медленный темп означает торжественность момента, в том числе и радостного, таковы бывают марши, они изображают движение большой массы людей, охваченных общим чувством, чаще всего бодрым. Например, Триумфальный марш из оперы "Аида" Дж.Верди.
И наоборот - быстрый темп не всегда означает веселье, иногда композитор использует его, чтобы выразить бурные чувства, которыми могут быть и не радостными: отчаяние, ужас, страдание и т.п.
Потому что люди по-разному переживают отрицательные эмоции: одни как бы замирают, а другие, наоборот, мечутся, в зависимости от темперамента.
Например, соната си-бемоль минор С. Рахманинова или финал 17-й сонаты Л. Бетховена.
Послушаем
-
"Весну" А.Вивальди
-
Менуэт Л.Боккерини
-
Адажио Т.Альбинони
-
Финал 17-й сонаты Л.Бетховена