- Учителю
- Рабочая программа 7 класс
Рабочая программа 7 класс
СогласованоУтверждаю
Зам. директора МБОУ «СОШ №32»Директор МБОУ «СОШ №32»
Энгельсского муниципального района Энгельсского муниципального района
Саратовской области Саратовской области
__________/_______________/ __________/С.А.Рогачева/
Приказ № ____ от ___________г.
Рабочая учебная программа
по учебному предмету «Музыка»
для обучающихся 7 класса МБОУ «СОШ №32»
Энгельсского муниципального района Саратовской области
(базовый уровень)
на 2015/2016 учебный год
Составитель:
Минаева Анастасия Николаевна
учитель музыки
Пояснительная записка
Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта общего образования с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, задачи формирования у школьника умения учиться.
Рабочая программа учебного предмета «Музыка» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного общеобразовательного стандарта общего образования, примерной программы по музыке и на основе авторской программы В.В. Алеева, Т.Н. Науменко, Т.Н. Кичак «Музыка. 7 класс».
Данная программа учитывает позитивные традиции в области музыкально- эстетического образования школьников.
ЦЕЛЬ: формирование музыкальной культуры как части гармонического развития личности ребёнка.
Основные задачи музыкального воспитания:
- развитие музыкальности; музыкального слуха, певческого голоса,
музыкальной памяти, способности к сопереживанию; образного и
ассоциативного мышления, творческого воображения;
- освоение музыки и знаний о музыке, ее интонационно-образной природе, жанровом и стилевом многообразии, особенностях музыкального языка; музыкальном фольклоре, классическом наследии и современном творчестве отечественных и зарубежных композиторов; о воздействии музыки на человека; о ее взаимосвязи с другими видами искусства и жизнью;
- овладение практическими умениями и навыками в различных видах
музыкально-творческой деятельности: в слушании музыки, пении (в том
числе с ориентацией на нотную запись), инструментальном
музицировании, музыкально-пластическом движении, импровизации,
драматизации исполняемых произведений;
- воспитание эмоционально-ценностного отношения к музыке;
устойчивого интереса к музыке и музыкальному искусству своего
народа и других народов мира; музыкального вкуса учащихся;
потребности в самостоятельном общении с высокохудожественной
музыкой и музыкальном самообразовании; слушательской и
исполнительской культуры учащихся.
В основных направлениях реформы общеобразовательной и профессиональной школы к важнейшим задачам отнесено значительное улучшение художественного образования и эстетического воспитания учащихся, подчеркнута необходимость развития чувства прекрасного, формирования высоких эстетических вкусов, использования в этих целях возможностей каждого учебного предмета, особенно литературы, музыки, изобразительного искусства, эстетики, имеющих большую познавательную и воспитательную силу.
На уроках музыкального воспитания в 7 классе школьники учатся слушать сложные музыкальные произведения, улавливать нюансы музыкального языка, способы выражения композиторского замысла. Учитель продолжает знакомить учащихся с симфонической, камерной, хоровой музыкой, лирическими песнями, лучшими джазовыми произведениями, прививая художественно-эстетический вкус к музыкальной классике и произведениям современных композиторов.
Прослушивание музыки на уроках в 7 классе - это не только ознакомление с теми или иными музыкальными произведениями, но и серьёзный разговор о проблемах музыкального искусства, где учитель высказывает подкреплённую вескими аргументами свою точку зрения, не навязывая своего мнения детям, а принимая их в качестве равноправных собеседников. Но одновременно он учит понимать идейный замысел музыкального сочинения и роль музыкального искусства в нравственном воспитании человека, всестороннем развитии личности, вводит своих учеников в сложный мир музыки, звуков и танца.
В 7 классе основными темами являются - «Музыкальный образ» и «Музыкальная драматургия». Материал выстроен от простого к сложному, начиная с определения музыкального образа («Музыкальный образ России») к постепенному анализу образов огромного внутреннего содержания («Образы войны», «Образы выдающихся личностей - И.Сусанина, М.Кутузова» и т.д.).
На конкретных музыкальных произведениях подробно доказывается взаимосвязь содержания и формы в музыке для воплощения художественного замысла композитора.
Для того чтобы помочь школьникам в освоении той или иной темы, в уроки включены проблемно-творческие задания, например, выбрать из двух стихотворений наиболее подходящее к прозвучавшим фрагментам. Предлагается ассоциативный ряд художественных произведений, созвучный данному фрагменту (произведению), кроссворды, построение формы произведения и т.п.
Так, наблюдая за жизнью одного самостоятельного образа, мы приходим к наблюдению за жизнью нескольких музыкальных образов в одном произведении, то есть к музыкальной драматургии. Подчёркиваем то, что законы развития музыки по существу близки законам развития жизни.
На изучение музыки во всех классах отводится 35 часов в год (1 раз в неделю):
1 четверть - 9 часов
2 четверть - 7 часов
3 четверть - 10 часов
4 четверть - 9 часов
Программа по музыке с первого урока в систематической форме раскрывает перед учащимися закономерности музыкального искусства, его жизненные связи, социальную роль.
Актуальность программы заключается в том, что в ней применяются широкое творческое использование разнообразного музыкального и теоретического материала (интересные очерки и рассказы о жизни композиторов, исполнителей, письма, отзывы, уникальные факты, подтверждающие силу и значимость влияния музыки на человека, а через него - на жизнь, традиционные примеры мировой музыкальной классики). Исполнение и слушание музыки воспитывают современную личность нового времени.
Контроль осуществляется в следующих видах:
- текущий, тематический, итоговый.
Форма контроля:
- самостоятельная работа;
- устный опрос;
- взаимоопрос;
- музыкальная викторина;
- тест;
- хоровое пение;
- индивидуальное пение.
Учебно-тематический планКол-
во
часов
Дата проведения
Корре-
тиров-ка
7а, 7в, 7д
7г, 7е
7ж, 7з, 7и
I четверть
1
О единстве содержания и формы в музыкальном произведении
1
08.09
04.09
05.09
2
Музыку трудно объяснить словами
1
15.09
11.09
12.09
3
В чем состоит сущность музыкального содержания
1
22.09
18.09
19.09
4
Каким бывает музыкальное содержание
1
29.09
25.09
26.09
5
Музыка, которую можно объяснить словами
1
06.10
02.10
03.10
6
Ноябрьский образ в пьесе П.И. Чайковского
1
13.10
09.10
10.10
7
Восточная тема у Н. Римского-Корсакова «Шехеразада»
1
20.10
16.10
17.10
8
Когда музыка не нуждается в словах
1
27.10
23.10
24.10
9
Заключительный урок
1
10.11
30.10
14.11
II четверть
10
Лирические образы в музыке
1
17.11
13.11
21.11
11
Драматические образы в музыке
1
24.11
20.11
28.11
12
Эпические образы в музыке
1
01.12
27.11
05.12
13
«Память жанра»
1
08.12
04.12
12.12
14
Такие разные песни, танцы, марши
2
15.12
11.12
19.12
15
16
Заключительный урок
1
22.12
18.12
26.12
III четверть
17
«Сюжеты» и «герои» музыкального произведения
1
29.12
25.12
16.01
18
«Художественная форма - это ставшее зримым содержание»
1
12.01
15.01
23.01
19
Почему музыкальные формы бывают большими и малыми
1
19.01
22.01
30.01
20
Музыкальный шедевр в шестнадцати тактах
1
26.01
29.01
06.02
21
О роли повторов в музыкальной форме
1
02.02
05.02
13.02
22
Два напева в романсе М. Глинки «Венецианская ночь»: 2х частная форма
1
09.02
12.02
20.02
23
«Ночная серенада» - А.С. Пушкина - М.И. Глинки: 3х частная форма
1
16.02
19.02
27.02
24
Многомерность образа: форма рондо
1
01.03
26.02
05.03
25
Заключительный урок
1
15.03
04.03
12.03
IV четверть
26
О связи музыкальной формы и музыкальной драматургии
1
22.03
11.03
19.03
27
Музыкальный порыв
1
29.03
18.03
09.04
28
Развитие образов и персонажей в оперной драматургии
1
05.04
25.03
16.04
29
Диалог искусств: «Слово о полку Игореве»
1
19.04
08.04
23.04
30
Диалог искусств: опера «Князь Игорь»
1
19.04
15.04
30.04
31
Образ ВОВ в 25 «Ленинградской симфонии Д.Д. Шостаковича(вариации)
1
26.04
22.04
07.05
32
Развитие музыкальных тем в симфонической драматургии
1
16.05
29.04
14.05
33
Формула красоты
1
16.05
06.05
14.05
34
Подводим итоги
1
23.05
13.05
21.05
Содержание тем учебного курса
Содержание 7 класса раскрывает тему «Содержание и форма в музыке»Кол-во
часов
Содержание
Материалы к уроку
I четверть
9
О единстве содержания и формы в музыкальном произведении
Познакомить уч-ся с понятием «музыкальный образ»; через звучание на уроке музыки русских народных песен и танцев активизировать чувства сопереживания, любви к народной музыке своей страны
Русская народная песня «Милый мой хоровод»; русская народная песня-пляска «Барыня»; В.Шаинский, сл. Е.Шевелевой «Уголок России»
Музыку трудно объяснить словами
Расширить представления уч-ся о музыкальной форме как средстве воплощения образного содержания произведения на примере романса «Островок» С.Рахманинова (одночастная форма)
«Островок» С.Рахманинова; «Песня туристов» КМолчанова»; «Уголок России» В.Шаинского
В чем состоит сущность музыкального содержания
Доказать уч-ся на примере А.Новикова «Дороги», что музыкальный образ может включать в себя одну или несколько мелодий, а значит, иметь одну или несколько граней
«Дороги», муз. А.Новикова, сл. Л.Ошанина; «До свидания, мальчики», сл. и муз. Б.Окуджавы
Каким бывает музыкальное содержание
Помочь уч-ся осознать значение ритма для создания музыкального образа и связи ритма с другими элементами музыкального языка
«Симфония № 7» (часть 1, эпизод «Нашествие») Д.Д. Шостаковича; «Ария Сусанина» из оперы М.И.Глинки «Иван Сусанин»
Музыка, которую можно объяснить словами
Формировать у уч-ся эмоциональное отношение к музыкальному образу; показать целостность выражения музыкальной мысли, которая, развиваясь в одночастной форме, создаёт единый музыкальный образ
«Прелюдия № 4» А.Скрябина, «Прелюдия № 20» Ф.Шопена
Ноябрьский образ в пьесе П.И. Чайковского
Рассказать о музыкальном альбоме «Времена года» П. Чайковского. Показать на примере пьесы «Ноябрь» созвучность с этим временем года. Подбор стихотворения к пьесе.
«Ноябрь» из цикла «Времена года» П. Чайковского;
В. Ребиков ст. И. Бунина «Осенняя песня»
Восточная тема у Н. Римского-Корсакова «Шехеразада»
Прочувствовать с уч-ся взаимодействие музыкальных образов, их развитие и борьбу противоположностей
Н. Римского-Корсакова «Шехеразада» (фрагмент),русская народная историческая песня «Песня про татарский полон»
Когда музыка не нуждается в словах
Расширить представление уч-ся о музыкальной форме как средстве воплощения образного содержания; познакомить с биографией Ф.Листа; дать определение понятию «рапсодия»
«Рапсодия № 2» Ф.Листа в фортепианном изложении
Заключительный урок
Обобщение тем I четверти.
Викторины, презентации, игры, исполнение песен.
II четверть
7
Лирические образы в музыке
Учить уч-ся определять характерные черты музыкального образа в связи с принадлежностью его к лирике и уметь отражать это в размышлениях о музыке
«Серенада» Ф.Шуберта, сл. Л.Рельштаба; «Шарманщик» Ф.Шуберта, сл. В.Мюллера
Драматические образы в музыке
Формировать у уч-ся эмоционально осознанное восприятие музыкального образа
«Лесной царь» Ф.Шуберта
Эпические образы в музыке
Показать уч-ся, как в музыке из нескольких образов рождается один - образ героя; содействовать воспитанию патриотизма, нравственности, любви к Родине; обеспечить в ходе урока повторение основных образов музыки на определённых произведениях
Л.Бетховен, «Симфония № 5», часть 3; увертюра «Эгмонт»
«Память жанра»
Помочь уч-ся осознать значение ритма для создания музыкального образа и связи ритма с другими элементами музыкального языка
«Симфония № 7» (часть 1, эпизод «Нашествие») Д.Д. Шостаковича; «Ария Сусанина» из оперы М.И.Глинки «Иван Сусанин»
Такие разные песни, танцы, марши
Показать уч-ся связь ритма с другими элементами музыкального языка
М.Равель, «Болеро»; Л.Бетховен, «Песня Клерхен»
Заключительный урок
Обобщение тем II четверти.
Викторины, презентации, игры, исполнение песен.
III четверть
9
«Сюжеты» и «герои» музыкального произведения
Развивать воображение и фантазию, умение определять музыкальный образ в различных произведениях; рассказать о романтизме в музыке
Ф.Шопен. Вальсы № 6,7
«Художественная форма - это ставшее зримым содержание»
Уметь определять развитие образа произведения, если известна его форма; развивать у уч-ся чувственное восприятие мира; дать понятия фуга, полифония
Органная фуга ля-минор И.С.Баха, «Песня о Рождестве»
Почему музыкальные формы бывают большими и малыми
Показать уч-ся, что музыкальные образы бывают различны, но они воплощают в музыке какую-либо часть жизни
Я. Сибелиус. «Грустный вальс»
Музыкальный шедевр в шестнадцати тактах
Уметь определять развитие образа произведения, если известна его форма; развивать у уч-ся чувственное восприятие мира; дать понятие прелюдия.
Прелюдия ля-мажор Ф. Шопена;
Л. Дубравин ст. М. Пляцковского «Снежинка»
О роли повторов в музыкальной форме
Обогатить представления уч-ся о музыкальной драматургии; закрепить представления о сонатной форме
Увертюра-фантазия «Ромео оДжульетта» П.И.Чайковского; Я.Дубравин, «Сочинение о весне»
Два напева в романсе М. Глинки «Венецианская ночь»: 2х частная форма
Уметь определять развитие образа произведения, если известна его форма; развивать у уч-ся чувственное восприятие мира; дать понятие романс
М. Глинки «Венецианская ночь»;
Л. Дубравин ст. М. Пляцковского «Снежинка»
«Ночная серенада» - А.С. Пушкина - М.И. Глинки: 3х частная форма
Сформировать представления уч-ся о трёхчастной форме, преобладании крайних частей, утверждении образа первой части в третьей на примере эпизодов из оперы «Война и мир» С.С.Прокофьева
«Ночная серенада» - А.С. Пушкина - М.И. Глинки;
«До свидания, мальчики», сл. и муз. Б.Окуджавы
Многомерность образа: форма рондо
Обогатить представления уч-ся о музыкальной драматургии; закрепить представления о форме рондо
М. Равель «Игра воды»;
песня «Звезды», сл. и муз. В.Высоцкого
Заключительный урок
Обобщение тем III четверти.
Викторины, презентации, игры, исполнение песен.
IV четверть
О связи музыкальной формы и музыкальной драматургии
Подвести уч-ся к осознанию того, что средствами музыки можно передать глубокие размышления, боль о безмерных страданиях людей; раскрыть борьбу двух начал: добра и зла
«Симфония № 7» Д.Шостаковича; песня «День Победы», муз. Д.Тухманова, сл. В. Харитонова; «Победа», муз. Л.Захлевного, сл. М.Ясеня
Музыкальный порыв
Воспитывать интернационализм, патриотизм, нравственность; развивать умения обобщать, сравнивать, анализировать; познакомить с биографией песни «Гимн демократической молодёжи», биографиями П.Сигера и В Хары
Песни А.Новикова «Дороги», «Баллада о солдате», «Гимн демократической молодёжи мира»; П.Сигер и В.Хара «Песня о молоте»
Развитие образов и персонажей в оперной драматургии
Формировать у уч-ся представления о развитии музыкальных образов и их взаимосвязи в музыкальной драматургии
Увертюра из оперы «Руслан и Людмила» М.И.Глинки
Диалог искусств: «Слово о полку Игореве»
Формировать представления уч-ся о музыкальной драматургии на примере: «Слово о полку Игореве»
«Слово о полку Игореве»
Диалог искусств: опера «Князь Игорь»
Обогатить представления уч-ся о музыкальной драматургии
опера «Князь Игорь»
(фрагменты)
Образ ВОВ в 25 «Ленинградской симфонии Д.Д. Шостаковича(вариации)
Показать уч-ся, как в произведениях искусства (музыке, литературе, живописи) изображена сила и мощь русского народа, победившего фашизм
«Симфония № 7» Д. Шостаковича; «Священная война» А. Александрова; «Бухенвальдский набат» В.Мурадели; «День Победы» Д.Тухманова
Развитие музыкальных тем в симфонической драматургии
Помочь уч-ся осознать суть музыкальной драматургии; показать, как музыка с её торжественной приподнятостью и тихой нежностью, с её зажигательными ритмами и убаюкивающими интонациями поддерживает и укрепляет человека, понимает и утешает его
«Симфония № 40» В.А. Моцарта; «Облака», сл. и муз. В.Егорова
Формула красоты
Обобщить материал, пройденный в учебном году
Фрагменты произведений, звучавших в учебном году, песни, исполняемые в течение года
Подводим итоги
Подвести итог музыкальных впечатлений за год
Исполнение всех разученных за год произведений
Требования к уровню подготовки учащихся,
обучающихся по данной программе
- знать главные особенности содержания и формы музыки, осознание их органического взаимодействия;
- знать характерные черты музыкального образа в лирике, драме, эпосе;
- знать развитие музыкального образа;
- знать музыкальные формы;
- уметьопределять характерные черты музыкального образа в связи с его принадлежностью к лирике, драме, эпосу и отражении этого умения в размышлениях о музыке;
- уметьнаходить взаимодействия между жизненными явлениями и их художественным воплощением в образах музыкальных произведений;
- уметьнаходить взаимодействие между художественными образами музыки, литературы и изобразительного искусства, представленными в учебнике для 7 классов;
- уметьразличать художественно-выразительные особенности музыкальных форм (период, двухчастная форма, трёхчастная форма, рондо, вариации);
- уметьпроявлять навыки вокально-хоровой деятельности (исполнение двухголосных произведений).
Учебно- методический комплект
1. Абдуллин, Э.Б. Теория музыкального образования / Э.Б. Абдкллин. - М.: Издательский центр «Академия», 2004.
2. Алеев, В.В. Музыка. 5-8кл.,: программы для общеобразовательных учреждений / В.В. Алеев, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак. 8-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2010.
3. Алиев, Ю.Б. Настольная книга школьного учителя-музыканта / Ю.Б. Алиев. - М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2000.
4. Алиев, Ю.Б. Пение на уроках музыки / Ю.Б. Алиев. - М.: Издательство ВЛАДОС-ПРЕСС, 2005.
5. Музыка. Большой энциклопедический словарь / Гл. ред. Г. В. Келдыш. - М.: НИ «Большая Российская энциклопедия», 1998.
6. Музыка. 7 класс: система уроков по учебнику Т.И. Науменко, В.В. Алеева / сост. О.П. Власенко. - Волгоград: Учитель, 2012.
7. Рабочие программы для общеобразовательных учреждений. Искусство. Музыка. 5-9 классы. / В.В. Алеев, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак. - М.: Дрофа, 2012.
Список литературы:
- Горюнова Л. Музыка - дети- учитель // Музыка в школе. - 1987. - № 2.
- Давыдов В.В. Новое педагогическое мышление. - М., 1989.
- Камаева Е. В. Оценочная деятельность на уроке // Школьные технологии. - 2004. - № 4.
- Мелик-Пашаев А., Новлянская З. Как оценивать художественное развитие ребёнка? // Искусство в школе. - 2002. - № 6.
- Гульянц, Е.И. Детям о музыке / Е.И. Гульянц. - М.: «Аквариум», 1996.
- Музыка. Большой энциклопедический словарь / Гл. ред. Г. В. Келдыш. - М.: НИ «Большая Российская энциклопедия», 1998.
Электронные образовательные ресурсы:
www.uroki.net
allbest.ru/langv-e.htm
www.muz-urok.ru/arfa.htm
www.kindergorod.ru/muzyika_detyam.htm
muzicforchildren.blogspot.com/
letidor.livejournal.com/57238.html
www.akademkniga.ru
forum.numi.ru/index.php?showtopic=3506
school-collection.edu.ru/catalog/teacher/?&subject[]=33
www.music-dic.ru
academic.ru/cjntents.nsf/dic_music
intoclassics.net/news/1-0-1
music.edu.ru/
fcior.edu.ru/catalog/meta/3/mc/discipline%20OO/mi/4.13/p/page.html</</p>