- Учителю
- План-конспект урока на тему: Мифы и сказки о музыке
План-конспект урока на тему: Мифы и сказки о музыке
План-конспект урока для учащихся 5 классов
на тему: «Мифы и сказки о музыке»
Цель урока: сформировать способность устанавливать аналогии между музыкой и литературой, учитывая специфику каждого из искусств.
Задачи:
- образовательная: познакомить учащихся с сюжетами и персонажами мифов и сказок, связанных с музыкой.
- развивающая: развить умение сравнивать, сопоставлять, находить общее в художественных явлениях.
- воспитательная: воспитывать культуру речи.
Материалы к уроку: аудиозаписи, портреты композиторов, иллюстрации к мифам.
Оборудование: музыкальный инструмент, музыкальный центр.
Ход урока
I. Организационный момент.
Звучит музыка П. И. Чайковского: па-де-де из балета «Щелкунчик».
- Ребята, прочитайте эпиграф к уроку. Как вы его понимаете?
Запись на доске:
«Как сказка - мир. Сказания народа,
Их мудрость тёмная, но милая вдвойне,
Как эта древняя могучая природа,
С младенчества запали в душу мне».
(Н. Заболоцкий)
II. Сообщение темы урока.
- Скажите, как звучала музыка, которую мы с вами сейчас прослушали? (Она звучала волшебно, необыкновенно красиво. Когда слушаешь её, кажется, будто попадаешь в сказку).
- Да, это действительно так. Мы не случайно начали урок с прекрасной музыки Чайковского, этого замечательного композитора-сказочника. Сегодня мы отправимся в далёкое музыкальное путешествие во времени.
III. Работа по теме урока.
1. Музыка в мифах, сказках и преданиях.
- Есть великое множество музыкальных событий, начало которых так далеко от нас, что даже волшебная подзорная труба времени не смогла бы отчётливо их приблизить. Однако не будем огорчаться. К нам на выручку ещё не раз придёт наша память, общая память человечества - это волшебная «машина времени», способная перемещать нас во времени и пространстве.
Самыми замечательными, самыми интересными проводниками в далёкое минувшее для людей всегда были сказки, мифы, легенды о музыке и музыкантах.
Из глубины веков пришли к нам античные мифы, созданные народной фантазией. Древние греки верили, что с наступление тепла на вершине горы Парнас собирались на празднества прекрасные девушки - девять сестёр, девять дочерей владыки богов - Зевса. Их звали музами жизни - богинями пения. Они покровительствовали искусствам и наукам. Черпая воду из Кастильского ключа или из источника Иппокрены, музы одаривали ею избранных. Те, испив живительной влаги, становились художниками, поэтами, танцорами, актерами, музыкантами и учёными.
Встав в круг, музы танцевали и пели под звуки золотой кифары, на которой играл покровитель искусств бог Аполлон.
Демонстрация иллюстраций к мифам.
Голоса девушек сливались в стройный хор, и вся природа, как зачарованная, внимала сладкозвучным мелодиям. Люди становились добрее, а боги милостивей.
- Ребята, как вы думаете, каково значение мифов, сказок и преданий?
(Мифы, сказки, предания - вечный источник искусства. Это касается не только музыки, но и литературы, живописи. Все эти источники открыли новые грани творчества великих авторов различных произведений искусства. Искусство не копирует реальную жизнь, а живет своей собственной жизнью, неподвластной суете обычной жизни).
2. Слушание музыкального произведения.
- Сейчас мы с вами прослушаем пьесу Анатолия Константиновича Лядова «Волшебное озеро».
Слушание произведения.
- Что вы можете сказать о прослушанном произведении, какого характера данная пьеса? (Музыка звучит спокойно, умиротворённо, сказочно, волшебно, в ней не было никаких волнений, напряжений).
- Верно, музыка передаёт состояние полного спокойствия, сказочной красоты. В музыке отсутствует драматическое напряжение, образ волшебного озера носит созерцательный характер. Это и является одним из редких примеров музыкального произведения, в котором нет кульминации и напряжённости.
- В конце пьесы образ постепенно исчезает, звучность затихает, озеро погружается в безмолвие.
3. Смысловое своеобразие музыки.
- Не только образы различных народных преданий, но сюжеты и персонажи всех мировых мифологий по-своему воплотились в музыке, придав ей огромное смысловое своеобразие. Существуют такие мифы, которые рассказывают о появлении музыкальных инструментов.
Вспомним некоторые из них.
Учащийся читает подготовленный материал.
Однажды, как повествует легенда, бог лесов Пан повстречал прекрасную нимфу Сирингу и влюбился в неё с первого взгляда. Пан, голова которого была увенчана рожками, а ноги были с копытцами, не понравился Сиринге. Она бросилась от него прочь. Пан помчался за ней и почти настиг на берегу реки Ладон, но Сиринга обратилась к реке с мольбой, чтобы та укрыла её в тростнике. Печальный Пан вырезал из тростника певучую свирель и с тех пор не расставался с ней.
- Из панциря черепахи смастерил лиру младенец Гермес, будущий бог скотоводства, покровитель пастухов. Флейту изобрела богиня мудрости и справедливой войны Афина.
Именно так рассказывают о возникновении музыки и музыкальных инструментов древнегреческие мифы.
Таким образом, подражая звучанию мифологических музыкальных инструментов, композиторы искали новые сочетания, тембры, вводили в произведения голоса птиц, шум ветра и другие звуки природы. Всё это создавало необыкновенную художественную достоверность, наполняемость живыми звуками и образами.
4. Образы в музыке.
- Ребята, прослушайте фрагмент из фортепианной пьесы Мориса Равеля - французского композитора ХХ века. Я не буду говорить вам, как называется данное произведение, попробуйте назвать его сами.
Слушание музыки.
- Как вы думаете, на что похожа эта музыка, что изобразил звуками известный органный композитор?
Заслушиваются ответы детей, делаются выводы.
- Эта музыка изображает звуки волн, а называется эта пьеса «Игра воды». В ней явно слышны переливы искрящихся на солнце струй.
Эпиграфом к данному произведению Равель взял строчки их стихотворения Анри де Ренье: «Речной бог, смеющийся над щекочущими его струями». И обрисовывает его настолько зримо, что мы можем представить прекрасный солнечный день, кристально чистый водоём и смех речного бога, который сливается со смехом быстро журчащей воды.
Это значит, что в музыке живёт всё многообразие литературы: фольклор и мифология, поэзия, драма и многое другое.
Мы знаем многие литературные жанры, которые также являются и музыкальными жанрами - это прежде всего стихотворные жанры, такие как - элегии и оды, баллады и гимны, песни и романсы. Всё это обогатило музыку новыми интонациями.
Литературные образы прочно вошли в оперы и балеты.
5. Вокально-хоровая работа
- Сегодня мы с вами познакомимся с замечательной песней композитора
М. Таривердиева «Маленький принц». Герой этой песни пришёл к нам из сказки - о мужестве и мудрости детской души Антуана де Сент-Экзюпери</.
Разучивание песни
IV. Итог урока
- Наверное, без влияния слова было бы совсем другими строение музыкального произведения, музыкальной речи, ставшее более выразительным в содружестве с поэзией. Связь эта продолжается по сей день и будет существовать всегда, несмотря на то, что музыка и литература приобрели на сегодняшний день независимость, которые способны каждая по-своему завоёвывать мир, но они порой встречаются вновь и приводят к новым открытиям и берут друг у друга только самое лучшее.
V. Домашнее задание
Проиллюстрировать понравившийся миф связанный с музыкой.