- Учителю
- Методическая рекомендация 'Музыкально-ритмическое воспитание' (5 класс))
Методическая рекомендация 'Музыкально-ритмическое воспитание' (5 класс))
Методическая рекомендация.
«Музыкально - ритмическое воспитание».
В условиях театра ритмика является одним из звеньев общего комплекса дисциплин, помогающих воспитанию актера.
Как это видно из самого названия предмета, основная задача ритмики в том, чтобы развить необходимую для актера «ритмичность».
Прежде чем расшифровать смысл этого навыка. Следует разобраться в самом явлении ритма и осознать его сущность.
Ритм - понятие чрезвычайно многообъемлющее. Можно прочесть и услышать о «ритме спектакля», «ритме образа», «ритме картины», «ритме песни». «и т.д. Очевидно под этим термином подразумевается что- то, действующее в самых разнообразных областях, но сохраняющее притом свои основные свойства , а потому объединяемое одним и тем же понятием.
Звуки - это элементы музыки, но только тогда можно воспринять ряд звуков как мелодию, когда звуки находятся в определенных закономерных отношениях друг с другом.
Материал стройки - кирпич, дерево, стекло, железо, и т.п. Когда части этого материала приводятся в закономерно организованное соотношение - например, строится дом, - то получается единство.
Соотношения звуков диктуются музыкальным замыслом композитора, создающего мелодию, соотношения частей постройки - замыслом архитектора, проектирующего дом.
«Ритм песни», «спектакля», «здания» есть закономерность соотношения частей, образующая органическое единство целого. Ритм одной мелодии отличается от ритма другой, потому что в каждой мелодии звуки организуются в особый рисунок. Итак, ритм можно определить, как соотношение частей материала, организованного в единое целое.
Ритм проявляется не только в быту, труде, искусстве, но и в любой области жизни природы : дыхание организма, явления морского прилива и отлива, движение тел солнечной системы и т.д.
2
Речь и движение являются «материалом», который актер организует, выявляя свой творческий замысел, и в этом процессе огромное значение имеет ритм.
«Ритмичность» у актера должна быть чрезвычайно развитой, чтобы он смог строить свое сценическое поведение в соответствии с творческим замыслом.
Ритм как закономерность, помогающая организации сценического материала, может быть раскрыт и развит только при условии полного овладения сценическим материалом во всех его особенностях. Поэтому работа над ритмом должна являться составной частью преподавания актера.
Задача ритмики подготовить работу актера над сценическим образом.
ЧУВСТВО РИТМА: так называемое - «ритмичность» - умение человека устанавливать и воспринимать соотношения отдельных моментов движения, умение создавать, выявлять и воспринимать ритм. Чем полнее человек осознал смысл и воспринял содержание данного процесса, тем легче ему воспринять конкретные ритмические соотношения.
Сценические условия резко отличаются от условий бытовых, поэтому актеру необходимо развить в себе умение быстро учитывать условия и легко переключаться при каждом изменении. Для этого вырабатывается целый ряд навыков, необходимых актеру:
1 Внимание
2Координация
3Ориентировка в пространстве и в коллективе
4Быстрое переключение из одного темпа в другой.
5Умение планировать движение в ритмическом рисунке.
МЕТОД РИТМИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ.
Для развития навыков. Составляющих «ритмичность» актера. Система ритмического воспитания пользуется музыкой и движением. Выбор именно этих средств воспитания не случаен. Звучащий музыкальный ритм четко зафиксирован и музыкальная «ритмика» в силу своей особенностей музыкального материала наиболее исчерпывающе разработана. Поэтому музыка дает богатый материал многообразных ритмических возможностей. Мелодия, благодаря, музыкальной мысли дает сложные соотношения, поэтому звучащая мелодия имеет все преимущества перед другими средствами.
3
В сочетании музыки и движения как равноценных средств воспитания применяются различные приемы - можно учитывать все данные музыки - ее содержание, ритм, динамику…
Так как ритмика в качестве средств сочетает воспитания музыку и движение, которые представляют собою различные виды искусства, то слияние их рассматривается как новый вид искусства. На самом деле цель метода ритмики - это воспитание и развитие комплекса навыков, слагающих «ритмичность», необходимую актеру .
При оформлении упражнений конкретным музыкальным примером и конкретным рисунком движения применяются различные приемы. Устанавливается задача и выбирается определенный музыкальный материал. Данная музыка берется за основу и строится движение.
Чему же научится человек, если осознает ритмическое воспитание? Что он получит в результате этой работы?
Он развивает в себе навыки для деятельности актерского мастерства
Он создает условия, где становится возможной работа в области сценического ритма - сценического поведения. Ведь ритмика - это звено в общей цепи дисциплин, слагающих комплекс воcпитания актера.
МЕТОДИКА ПОСТРОЕНИЯ:
Принципы и приемы построения упражнений определяются спецификой системы ритмического воспитания. Очень трудно создать «комплекс ритмических упражнений», применимых в каждом случае, так как в основе методики развития навыков ритма лежит условие бесконечного разнообразия материала. Оформление упражнений, т.е. конкретная музыка и конкретное движение , связанное с ней определяется многообразием условий, которое не возможно поставить в какие то рамки. Конкретный характер упражнений зависит от музыки, от изобретательности педагога, от помещения и от других условий.
Несомненно, что каждый педагог вырабатывает свой круг упражнений и пользуется ими в качестве готового материала в соответствующих случаях.
4
Педагоги, работающие в одной области - заимствуют друг у друга готовый материал, но этим кругом готового материала не исчерпывается все многообразие применяемых на уроках упражнений. Этот основной «репертуар» постоянно подвергается всевозможным изменениям в процессе работы.
По содержанию упражнения могут разделяться на ступени развития - навыки, тренирующие и развивающие их.
Объем материала определяется и объемом изученных навыков. В задачи ритмического воспитания главным образом входит тренаж с определенными музыкальными и сценическими задачами. Попутно ведется работа по освоению теоретического материала, необходимого для полного сознательного овладения практикой.
Как средство воспитания ритмика применяет музыку и движение. Поэтому она тесно связана с дисциплинами танца, музыкального воспитания и актерским мастерством. В оформлении ритмических упражнений учитывается объем материала, пройденного по этим дисциплинам.
РИТМИЧЕСКИЙ РИСУНОК:
Ритмическое воспитание, ставя своей основной целью развитие «ритмичности», пользуется с одной стороны, музыкальным ритмом, а с другой - ритмом движения .Музыкальный ритм - это организация всего музыкального материала в его целом и в отношении его структуры. Его динамической линии, и его содержания. Осознание и выявление «сценического ритма» немыслимы вне работы над «сценическим образом» и «сценическим поведением» и предполагают овладение «выразительным» материалом движения - жестом.
Ритмическое воспитание подводит к «сценическому ритму», непосредственная работа над которым возможна только при помощи раскрытия материала актерского творчества и сценических условий.
Первый этап работы над ритмическим рисунком - это точное выполнение движением ритмического рисунка данной мелодии. Такой путь наиболее целесообразен потому. Что мелодия дает новые , необычные соотношения мелодии. Одновременно ведется работа над специфическими элементами
5
ПАУЗА: - это точное ограниченный во времени момент неподвижности и беззвучности, составляющий часть ритмического рисунка. Так как во время паузы нет движения. Ни звучания нужный темп поддерживается внутренним счетом. Счет про себя требует большой сосредоточенности внимания.
ФРАЗИРОВКА: - музыкальная фраза уподобляется слову в речи и может быть делима на слога или на мотивы, как в музыке. Мотив, уже разделить нельзя - это элемент структуры в музыку, а в речи это слог..
Актеру работа над фразировкой может дать не только умение анализировать движение технически, но также и умение находить «куски» движения. Музыкальная фразировка отражается или изменением направления, или вступлением новой группы на каждую новую фразу, или фигурным построением, где фразы движения соответствуют музыкальным фразам и их логической связи в определенной планировке.
ДИНАМИКА И ХАРАКТЕР ДВИЖЕНИЯ. ОТТЕНКИ ЗВУЧАНИЯ.
Слово «динамика» древнегреческого происхождения и означает «учение о силе». В музыке этим термином можно обозначить не только оттенки движения. Достигаемые изменениями в силе звучания, но также оттенки скорости движения мелодии. Сложности ее ритмического рисунка и насыщенности гармонии.
Работа над динамикой движения, над овладением техникой приемов, с нею связанных. Ведется с самого начала тренировки: переход из устойчивого в неустойчивое положение. Объем усиление и ослабление, ускорение и замедление. В начале работы линия динамики движении строится на основе музыкальной динамики. Работа над динамикой углубляет понимание музыкального текста и развивает «ритмичность». Учет характерных особенностей «действующего лица» усложняет задачу и заставляет концентрировать внимание на сложных моментах, определяющих динамику поведения - на раскрытии сценического образа. Помимо оттенков динамики. В музыке есть еще иные оттенки - характера звучания. Они легко различимы и дают возможность строить движение. Различное по характеру рисунка.
Понятие ритма значительно расширяется и включает более сложные по содержанию и динамике действия.
6
Как всякое искусство, музыка раскрывает в материале - звукосочетаниях - воспринятую композитором и художественно выраженную действительность. Прослушав музыку, необходимо определить круг, в пределах которого может быть найдена тема . Впечатление от прослушанной музыки следует зафиксировать и определить словами, отражающую краску, состояние. Музыка - мрачная, тоскливая, унылая, радостная и т .д. Определить такими словами ее содержание, мы намечаем круг, где возможны самые разнообразные темы. Для того ,чтобы понять музыкальный текст, необходимо ,слушая музыку ее анализировать и ставить четкие, конкретные задачи. Надо проследить линию напряжения и наметить кульминацию. Динамика дает нам материал к развертыванию темы, к построению сюжета. Анализ ритмической структуры дает нам возможность детально разработать действие, расставить мизансцены и т.д. Таким образом, параллельно с последовательным изучением музыкального текста постепенно разрабатывается этюд, в котором содержание музыки вскрывается при помощи движения, подчиненного сценической задаче.
.