- Учителю
- Гордость степи – Біржан -сал».
Гордость степи – Біржан -сал».
.Тема: «Гордость степи - Біржан -сал».
Цель: Формирование духовной культуры учащихся средствами музыки композитора кюйши Біржан -сала.
Задачи;
Эмоциональное воспитание развить эмоционально- личностного переживания искусства казахской музыки, патриотическое воспитание, активное приобщение к духовным общечеловеческим ценностям через знакомство с музыкальными и литературными произведениями, репродукциями казахстанских авторов.
Осознанное восприятие (обучение) закрепить знания учащихся о песенном жанре «Айтыс», знания о возможностях музыки и литературы. Сопоставлять музыкальные и литературные образы. Закрепить полученные знания о биографии композитора Биржана-сала.
Деятельно-практическое развитие продолжать развивать музыкальный , тембровый слух, голосовые данные. Учить петь с интересом, образно.
Методы обучения: персептивные
Тип урока: познавательный
Жанр урока: игровой
Оборудование: музыкальный центр, тетрадь- конспект, портрет композитора, шкатулка.
Музыкальный материал: «Устазым», повтор песенного репертуара «Вместе весело шагать», «Осень».
Ход урока
1.Вход : добрый день дорогие ребята! Вот и снова к вам в гости пришла фея музыка! Вы рады встрече с ней?
- С каким же подарком она пришла к вам в третьем классе!? (открываю шкатулку достаю портрет Ахана-сері)
- посмотрите какой интересный человек изображён на этом портрете, и в руках у него домбра. Как вы думаете, като же этот человек?
- конечно это композитор, но не простой композитор, а композитор кюйши.
2. Биография композитора Биржан-сала.
Биржан приобрёл широкую известность в раннем возрасте, как певец, обладающий выдающимися вокальными данными и мастерски аккомпанирующим себе на домбре, но вскоре перешёл от исполнительства к созданию оригинальных музыкально-поэтических произведений. Разъезжая по аулам, он участвовал в различных народных празднествах, в айтысах. Объединив талантливую молодёжь, создал своеобразный кочующий театр. Народ добавил к его имени эпитет «сал», смысл которого приближается к западноевропейским понятиям: бард, балагур.
Последние годы жизни Биржан-сала были омрачены межродовыми распрями, в которые он был втянут вне своей воли. Преследования и вызванная ими болезнь ускорила кончину. У Биржан-сала было четыре жены, от которых у него было одиннадцать сыновей: от первой жены Балкаш - Акыл, Алтынбек, Адильбек, Макулбек; от второй жены Лейлы - Ахметжан, Ахметбек; от третьей жены Айтбай - Ахметкали, Айтжан, Айтмухаммед; от четвёртой жены Апиш - Темиртас, Калкен и две дочери Асыл и Акык.
Ведущее место в творчестве Биржан-сала занимала тема любви, ей посвящены песни «Айтбай», «Ғашығым», «Ғашық жар», «Ләйлім-шырақ» и другие, отличающиеся неподдельным лиризмом, искренностью и глубиной чувств. Гордым скакунам, обгоняющим ветер в бескрайней степи, посвящены его песни о любимых конях «Телқоңыр», «Ақсеркеш» и другие. Верную спутницу домбру Биржан-сал воспевает в песне «Орынбор әні».
Будучи глашатаем народа Биржан-сал в своих песнях также обличал произвол степных руководителей, таких, как волостные Жанбота и Азнабай (по чьему приказу у Биржан-сала во время визита в Степь генерал-губернатора Александра Дюгамеля в1865 году сломали домбру за неподчинение). Гнев и презрение звучат в песнях «Жанбота», «Адасқақ» и других. Печатью трагизма отмечены песни последних лет жизни «Жамбас сипар», «Теміртас» и другие, проникнутые безысходностью и печалью. Благодаря ученикам и последователям Биржан-сала сохранилось свыше сорока его песен, среди которых такие признанные шедевры, как «Біржан-сал», «Алтын балдақ», «Ақтентек», «Жаймашу-ақ», «Бұрылтай» и другие.
Песня «Жамбас сипар» стала основой «Казахской рапсодии» для народного оркестра композитора Зиновия Компанейца, широко использованы песни Биржана в операх Евгения Брусиловского, многие песни Биржана обработаны для оркестров и хоров. Песни Биржана исполняли все известные певцы Казахстана.
Биржан-сал был также непревзойдённым мастером айтыса: классикой жанра стало его поэтическое состязание с Сарой Тастанбеккызы, ради которого Биржан-сал в 1871 году специально приехал в далёкое Семиречье. Айтыс Биржана и Сары был записан со слов Сары хаджи Жусупом Шайх-Исламулы, впервые опубликован в 1898 году в Казани. В 1946 году композиторМукан Тулебаев на основе этого айтыса написал оперу «Биржан и Сара», куда вошли основные песни Биржана. Автор и коллектив исполнителей (всего 7 человек) удостоены Сталинской премии 2 степени 1949 года</<font color="#000000"> в разделе «Оперное искусство».
3. Песня «Адаскак» история создания и слушание.
4. Распевка.
1. гамма
2. гармоническая гамма
3 . кварта - до фа.
5. Знакомство и разучивание песни «Устазым».
6. Обобщение.
- назовите имя известной казахстанской певицы?
- назовите автора оперы «Биржан и Сара»?
- что такое увертюра?
7.Домашнее задание
Рзучить текст «Устазым»