- Учителю
- План урока музыки в 5 классе Вторая жизнь песни
План урока музыки в 5 классе Вторая жизнь песни
Урок в 5 классе по теме «Вторая жизнь песни. Живительный родник творчества.»
Подготовила: учитель музыки первой категории МАОУ «СОШ №7»
</<font face="Times New Roman, serif">г. Лянтор ХМАО-Югра Седнева Н.П.
Цель: знакомство с музыкальными произведениями композиторов в основе которых лежат интонации народных песен и напевов, закрепление знаний о понятиях «обработка», «интерпретация классических произведений».
Задачи:
-
Обучающие: закрепить и расширить знания о програмной музыке. Об инструментальной музыке, основанные на использовании композиторами мелодий народных песен или песен других композиторов. Познакомить с интерпретацией (трактовкой) классической современной музыки. Закрепить знания о средствах музыкальной выразительности.
-
Развивающие: продолжить развитие навыков интонационно- образного анализа музыкального произведения (контраст лада, темпа, тембра, формы музыкального произведения).
Развивать способность вслушиваться в характер музыки, размышлять о музыке и анализировать музыкальные произведения.
Развивать ассоциативное мышление, устанавливая интонационно- образные связи музыки с литературой, изобразительным искусством.
Продолжить развитие вокально- хоровых навыков.
Развивать внимание, память, творческое воображение.
-
Воспитывающие: воспитывать уважение к русской классической музыке, музыкальной культуре других народов мира. Воспитывать инициативу и самостоятельность детей.
Ход урока.
1.Орг. момент.
Слайд 1
Вход в класс под музыку «Живи, родник»
Музыкальное приветствие.
2.Подведение к активной деятельности. Сообщение темы и целей урока.
- Прозвучал фрагмент песни в исполнении Сергея Беликова.
О чем рассказывает песня?
(о роднике)
- Выберите слово, которое сочетается со словом «родник»
(Живительный, скользкий, горький)
- Можно ли сравнить родник с песней? Почему?
Ассоциативный ряд: родник- песня- творчество
Слайд 2
- Как вы думаете какова продолжительность жизни песни?
- Она у всех песен одинаковая? От чего она зависит?
- Можете назвать песни, которые прожили долгую жизнь?
(Народные песни)
- В каком виде (жанре) они дошли до нас?
- Это вокальная или инструментальная музыка?
Сформулируем тему урока: «Живительный родник творчества»
- Как можно объяснить смысл этого выражения?
( К песне, как к живительному роднику творчества, новых идей и вдохновения обращались композиторы разных поколений. Включая любимые народом напевы в свои крупные инструментальные сочинения, композиторы давали им вторую жизнь)
Слайд 3
Сообщение темы урока: «Вторая жизнь песни. Живительный родник творчества»
- Что бы вы хотели узнать по этой теме?
Слайд 4
Я узнаю…
Я научусь…
Я сумею…
- А как хотели бы работать на уроке (группами, парами, коллективно, индивидуально)
3. Повторение пройденного материала. Проверка домашнего задания.
-На прошлом уроке мы разучили песню «С чего начинается Родина?», и мы начнем наше творчество на уроке с исполнения этой песни. Но прежде нам необходимо распевание. (Вокальные упражнения)
Слайд 5
Исполнение песни «С чего начинается Родина?»
(Вокально- хоровая работа: обратить внимание на ритмический рисунок песни, плавность, напевность, выразительность)
- Оцените свое исполнение при помощи карточек (зеленый цвет- очень хорошо; желтый цвет- хорошо; красный цвет- не очень хорошо)
- Приведите примеры музыкальных произведений, в которых композиторы использовали уже звучащие ранее мелодии, напевы, народные песни
Слайд 6
( Так, Петр Ильич Чайковский (1840-1893) в «Детском альбоме» предложил свой вариант обработки известной русской народной песни- пляски «Камаринская». А в пьесе «В церкви» повторил подлинно церковный напев. В финале Концерта №1 для фортепиано с оркестром композитор мастерски обработал мелодию песни- веснянки.
Н.А.Римский -Корсаков в сцену «Проводы Масленицы» из оперы - сказки «Снегурочка» включил народные мелодии.
Л.Бетховен цитировал в своих произведениях мелодии немецких, шотландских и русских песен.
Музыка Ф.Шопена пронизана интонациями и ритмами польской народной музыки.)
-
Работа по теме.
- Всем хорошо известна с самого детства русская народная песня «Во поле береза стояла». Исполним эту песню. В своем исполнении постарайтесь передать напевность- особенность русских народных песен.
Слайд7
Русскую народную песню «Во поле береза стояла» узнают слушатели всего мира, благодаря русскому композитору… (учащиеся называют имя композитора, чей портрет изображен на слайде)
Слайд8 ( слушание фрагмента из симфонии №4 П.Чайковского)
Слайд9 ( симфонический оркестр)
-
Первичная проверка знаний учащихся
Слайд 10
- Как прозвучала русская народная песня в симфонии П.Чайковского?
(Анализ прослушанного произведения)
- Сколько раз звучала мелодия?
- Она звучала все время одинаково?
- Какова музыкальная форма? (Вариации)
- Это была интерпретация или обработка русской народной песни? (Обработка)
- Красоту русской березы, родной природы отражали в своих картинах художники разных поколений. А мы с вами обратимся к репродукции картины художника К. Васильева
Слайд 11
- Какой образ создал художник?
- Какие чувства преобладают во взгляде девушки, изображенной на квртине? (Напряженность, волнение, надежда, тревога)
- Какие контрасты вы увидели в картине? (Теплые краски образа и холодный иней на стекле; свет свечи и темнота пространства вокруг образа)
- Песенные или танцевальные интонации звучат в этой картине? Какое название можно дать картине? (Ожидание)
- Назовите музыкальное произведение, созвучное этой картине. ( «Песня Сольвейг» музыка Э. Грига)
- Какие интонации звучат в мелодии песни? (Напевные, печальные)
- Какую Сольвейг нам изображает композитор? ( Нежную, добрую, сердечную)
- Частью какого произведения является «Песня Сольвейг»?
(Музыка к драме Ибсена «Пер Гюнт»)
-Вспомним сюжет. ( Пьеса рассказывает поучительную историю о юноше, который покинул родной дом в надежде разбогатеть и найти свое счастье. Куда только не заносила его судьба. Но свет далекой родины притягивает Пера.)
- А чем закончилась история Пера Гюнта мы узнаем из фрагмента мультфильма. Обратите внимание в каком исполнении звучит мелодия «Песни Сольвейг»
(Просмотр мультфильма)
- Кто спас Пера Гюнта?
- Какие чувства помогли ему? ( Вера , надежда и любовь Сольвейг)
- В каком исполнении звучит ? (в исполнении струнно- смычковых инмтрументов)
- С чем связан контраст в этой музыке? ( С надеждой Сольвейг на встречу с Пером Гюнтом)
- Что играет большое значение и в картине К.Васильева и в музыке Э.Грига? ( Роль контраста)
- Сегодня на уроке мы услышим другую трактовку «Песни Сольвейг»
(«Песня Сольвейг» звучит в джазовой обработке)
Слайд 12
- Что изменилось в музыке? Какой инструмент является солирующим? (Саксафон)
- Это произведение прозвучало в исполнении джазового оркестра под управлением Луи Армстронга. Джаз - это жанр музыки, появившийся в начале 20 века в Америке. В основе этого жанра лежит импровизация (новое видение, творческое исполнение)
Слайд 13
6. Этап закрепления
- Какой жанр лежал в основе произведений, звучащих на сегодняшнем уроке? (Песня)
- Вторая жизнь песни. Как можно объяснить смысл этих слов?
7. Этап обобщения.
Слайд 14, 15, 16, 17- проверочные задания.
- Закончить урок предлагаю исполнением песни «Наша школьная страна» (Вокально- хоровая работа: следить за темпом аккомпанемента, четкостью произношения звуков, опорой на дыхание)
8. Итог урока
- Сегодня на уроке прозвучали музыкальные произведения. Что их объединяет? ( Связь музыки с литературой)
- Кто дает вторую жизнь песням? (Композиторы делают обработки музыкальных произведений; исполнители- интерпретации )
9. Рефлексия.
Продолжи фразу:
Я узнал…
Я научился…
Я умею…
Оценивание.
- Хочу отметить на уроке работу учащихся….
Домашнее задание.
Составить ассоциативный ряд, начиная словом «Музыка» и закончить словом «Мир»
Используемая литература:
1. Смолина Е.А. «Современный урок музыки», Ярославль, Академия развития, 2006г.
2. Разумовская О.К. Русские композиторы. Биографии, викторины, кроссворды.- М.: Айрис-пресс, 2007.- 176с.
3. Золина Л.В. Уроки музыки с применением информационных технологий. 1-8 классы. Методическое пособие с электронным приложением. М.: Глобус, 2008.- 176с
4. Ригина Г.С. «Музыка. Книга для учителя», М., Учебная литература,2000г.
5. Самин Д.К. «Сто великих композиторов», М.,Вече, 2000г.
6. Алиев Ю.Б. «Настольная книга школьного учителя-музыканта», М., Владос, 2002г.
7. г.П.Сергеева, Е.Д.Критская «Музыка» 5 класс. Учебник для общеобразовательных организаций, М.: Просвещение, 2014г.