- Учителю
- Конспект урока по музыке на тему 'Искусство и фантазия' (6 класс)
Конспект урока по музыке на тему 'Искусство и фантазия' (6 класс)
ТЕМА УРОКА «Искусство и фантазия» (6 класс)
Цели:
-
Научить воспринимать музыку как неотъемлемую часть жизни каждого человека.
-
Развивать внимательное и доброжелательное отношение к окружающему миру.
-
Воспитывать эмоциональную отзывчивость к музыкальным явлениям, потребность в музыкальных переживаниях.
-
Развивать интерес к музыке через творческое самовыражение, проявляющееся в размышлениях о музыке, собственном творчестве.
-
Формирование слушательской культуры на основе приобщения к вершинным достижениям музыкального искусства.
-
Осмысленное восприятие музыкальных произведений (знание музыкальных жанров и форм, средств музыкальной выразительности, осознание взаимосвязи между содержанием и формой в музыке).
Тип урока: урок изучения нового материала
Планируемые результаты:
Школьники научатся определять музыкальные жанры и формы; воспринимать музыку как неотьемлемую часть жизни; повысят уровень слушательской культуры.
Музыкальный материал урока:
-
М. Глинка. Вальс-фантазия. Фрагмент (слушание).
-
Г. Струве, стихи К. Ибряева. Школьный корабль (пение).
-
А. Рыбников, стихи И. Кохановского. Ты мне веришь? (пение).
Дополнительный материал (для оформления доски):
-
Картинки.
-
Портреты композиторов: М. Глинки, М. Мусоргского.
ХОД УРОКА:
-
Организационный момент.
Звучит музыка М. Глинки. Вальс-фантазия. Фрагмент (слушание).
-
Сообщение темы урока.
-Тема нашего урока: «Искусство и фантазия».
-Ребята, искусство создает условия для развития фантазии, навевает образы дальних стран, в которых, может быть, человеку никогда не суждено побывать; рассказывает о событиях и героях, с которыми ему никогда не встретиться, оно даёт опыт, который сам он никогда бы не приобрёл. Искусство рождает мечту, а мечта всегда богаче реальности. Это знали поэты всех времён, наделявшие фантазию волшебными крыльями, уносящими человека в царство невиданных чудес.
-
Работа по теме урока.
Реальность и фантазия - эти два мира сосуществуют постоянно, рождая не только поэтов и музыкантов, но и всевозможных романтиков - лётчиков, геологов, путешественников.
-Ребята, прочитайте, пожалуйста, эпиграф к нашему уроку:
В один ненастный день, в тоске нечеловечьей,
Не вынеся тягот, под скрежет якорей,
Мы всходим на корабль - и происходит встреча
Безмерности мечты с предельностью морей.
Эти строки из стихотворения французского поэта Ш. Бодлера «Плаванье». Обратите внимание: «встреча безмерности мечты с предельностью морей» обозначает такие горизонты человеческой меты, в сравнении с которыми даже моря - эти извечные символы необозримого пространства - кажутся предельными, узкими и тесными.
-Ребята, как вы думаете: «Что же такое фантазия?» ( ответы учащихся).
-Иногда её называют высшей реальностью, душой всего существующего.
Без фантазии невозможно ничего создать: от самой простой вещи до произведения искусства. Многие поэты, художники и композиторы - люди, живущие в мире своих фантазий, - вызывали удивление тем, что ничего не понимали в повседневной действительности, но потрясали всех своим знанием человека, самых сокровенных тайников его души.
-Ребята, предлагаю провести муз. Паузу ((минуту релаксации).
-Предлагаю вам прослушать фрагмент Вальса- фантазии М.Глинки.
(М. Глинка. Вальс-фантазия. Фрагмент (слушание).
Ребята, прошу вас ответить на следующие вопросы:
-
Почему композитор дал своему произведению такое название?
-
Для какой обстановки больше подходит этот вальс - для бала, балета или симфонического концерта?
-
Это просто вальс или в музыке или в музыке слышится нечто большее?
-
К какой области её отнести: лёгкой или серьёзной?
(ответы учащихся)
Эта музыка, безусловно лёгкая для восприятия, но не развлекательная по своему содержанию, а тонкая и бесконечно разнообразная по нюансам настроения.
Главная тема построена необычно (отсутствие квадратности придаёт ей взволнованность, смятение), щемящая начальная интонация, которая не находит своего разрешения и возвращается к исходному звуку как бы в непрерывно кружащемся движении.
Эта глубоко человечная интонация подчиняет себе вальсовое движение, придаёт ему неповторимое своеобразие искреннего романтического порыва. Вальс перерастает границы бытового жанра и выражает целую гамму тонких, чистых и нежных движений души, объединяя их в одну большую симфоническую картину. Не случайно «Вальс-фантазию» считают одним из источников русской лирической балетной музыки, русского классического балета.
-Ребята, прошу одного из вас выйти к доске и прочитать интересный факт ( учащийся читает приготовленный текст).
Глинка создал свой вальс первоначально для фортепиано. Первая оркестровая редакция была сделана дирижёром Павловских концертов Г. Германом. В его оркестровке произведение Глинки трактуется как лёгкая оркестровая пьеса, предназначенная для исполнения на открытом воздухе. Сам Глинка переделывал партитуру своего произведения три раза. В последней, третьей редакции он не ограничился только оркестровкой, а расширил сочинение, внёс в него симфоническое развитие и тем самым, переосмыслив всю музыку, углубил её смысл.
-Ребята, тот факт подтверждает тесную взаимосвязь формы и содержания в музыке, в данном случае связь замысла и оркестровки. Об этом писал сам Глинка:
«Все искусства, следственно и музыка, требуют:
-
Чувства - это получается от вдохновения свыше.
-
Формы. Forme - значит красота, т. е. соразмерность частей для составления стройного целого.
Чувство… даёт основную идею; форма облекает идею в приличную, подходящую ризу…
Чувство и форма - это душа и тело.
Первое дар высшей благодати, второе приобретается трудом…»
«Инструментовка находится в прямой зависимости от самого творчества музыкального. Красота музыкальной мысли вызывает красоту оркестра».
«Серьёзный, мыслящий человек никогда не может быть щёголем, точно так же, как миловидная деревенская красавица отнюдь не нуждается в изящных произведениях гостиного двора. Композитор… серьёзно понимающий искусство, мыслитель в области звуков, никогда не дозволит себе сделать оркестр слишком нарядным - не дозволит щеголять тем или другим сочетанием инструментов, тем или другим приёмом, хотя бы в самом деле чрезвычайно эффектным…»
Вокально-хоровая работа.
-Ребята, предлагаю вам приступить к распеванию.
-А теперь прошу исполнить следующие произведения:
Г. Струве, стихи К. Ибряева. Школьный корабль (пение).
А. Рыбников, стихи И. Кохановского. Ты мне веришь? (пение).
-
Итог урока.
-Ребята, произведения искусства учат нас глубже понимать именно живую жизнь - как бы далёк от её повседневного течения ни был их создатель. Все, кто сегодня был активен на уроке, получают оценку «5».
-
Домашнее задание.
- Ребята, ваше домашнее задание выучить текст изученных песен.
(выход учащихся из класса под музыку)