- Учителю
- Учебное пособия для учащихся и их родителей музыкальных отделений ДШИ
Учебное пособия для учащихся и их родителей музыкальных отделений ДШИ
21
ТЕТРАДЬ ПОДСКАЗКА
Путешествие в страну ЗВУКОРЯДИЯ
СОЛЬФЕДЖИО и
МУЗЫКАЛЬНАЯ ГРАМОТА
_______________________________________
_______________________________________
Пояснительная записка
Данное пособие, прежде всего, адресовано учащимся и их родителям музыкального отделения ДШИ р. п. Средний. Очень часто приходится слышать от родителей, что они совершенно бессильны и не могут прийти на помощь своим детям при выполнении домашнего задания.
На уроках сольфеджио за столь небольшой промежуток времени нужно проделать так много видов работы, что жаль затрачивать время на запись правил, которые просто необходимо знать. Поэтому при изучении нового материала, я работаю по тетради подсказке. Возможно меня кто- нибудь упрекнёт, что мол записывая, дети лучше запоминают, да я согласна, но к сожалению часто быстро забывают. Мой опыт говорит о том, что когда ребёнок сам делает выводы, устно работает на уроке, тогда лучше и надолго запоминает. Новую тему мы рассматриваем все вместе, как бы путешествуя по тетради. Детям всегда интересно делать определённые пометки, отвечать на вопросы, самим открывать новые знания. На уроке в тетради мы раскрашиваем (именно поэтому она чёрно-белая), выделяем правила, делаем свои пометки (а как же не всегда тебе разрешат в школе порисовать на полях тетради). Так повторив несколько раз на уроке, закрепив не один раз, в памяти учащегося, очень хорошо откладывается, пройденное раньше.
Содержание тетради, прежде всего, направлено на изучение теории музыки и нотной грамоты. Пройденный материал мы закрепляем с помощью рабочей тетради по сольфеджио Г. Н. Калининой и устно в играх, сольфеджировании и др. видах работы. Кроме этого сейчас очень много правил в виде песен, поэтому их мы не только поём, но и записываем по памяти, играем и подбираем на инструменте, а в конце четверти обязательно проводим концерт, на котором исполняем правила. Тетрадь построена таким образом, чтобы первоклассники могли работать в неё последовательно.
Дорогой друг!
У тебя в руках тетрадь - подсказка, на её страницах раскрываются тайны музыкальной науки. Данная тетрадь содержит правила, которые тебе нужно знать. С каждым уроком ты будешь раскрывать много нового и интересного, что поможет тебе хорошим музыкантом.
ОБЯЗАТЕЛЬНО ПРОЧТИТЕ!
ЕСЛИ ХОТИТЕ ЗНАТЬ СОЛЬФЕДЖИО НА 5!
Во время подготовки домашнего задания по сольфеджио необходимо выполнять следующие виды заданий всегда:
- сольфеджирование - пение мелодии с названием нот;
- интонационные упражнения - упражнения, для развития интонации и музыкального слуха;
- теоретические задания - лучше выполнять в день после урока сольфеджио и повторять перед уроком;
- творческие задания и др.
ВРЕМЯ ЗАНЯТИЙ ПО СОЛЬФЕДЖИО ДОМА ДОЛЖНО СОСТАВЛЯТЬ около получаса в неделю. ЛУЧШЕ равномерно распределять время на выполнение домашнего задания в течение недели (от урока до урока), затрачивая на это 5 -10 минут в день.
НА СОЛЬФЕДЖИО НАДО ПЕТЬ ПРАВИЛЬНО!
ПРАВИЛА ПЕНИЯ:
Петь надо стоя или сидя - спина прямая, плечи расправленные.
Дыхание следует брать спокойно. Плечи не поднимать.
Слушай свой голос - стремитесь запомнить его красивое звучание.
Плавное пение, мягким напевны звуком - главное для развитие голоса.
Слушайте другие голоса. Отдельные голоса не должны выделяться.
Пойте выразительно ,чтобы доставлять слушателю удовольствие.
Условные обозначения
- колокольчик помощник, напоминает, что нужн озапомнить правило. Когда выучишь, раскрась.
- ноты, говорят о том, что нужно попеть вокально- интонационные упражнения.
- такой веселый смайлик, приготовил песню - правило, его нужно выучить, петь и играть на инструменте.
- послушай, и запиши мелодию нотами.
Обязательно готовься дома и у тебя всё получится!!!
ЖЕЛАЮ УДАЧИ!
___________________________________ Нотный стан. Запись нот. Знакомство с клавиатурой. Скрипичный и басовый ключи.
КЛАВИАТУРА - это дружное семейство белых и чёрных клавиш.
Если мы послушаем звучание любого инструмента, то определим, что в каждой части клавиатуры звуки звучат по - разному.
Звучание звуков низко, средне и высоко, такое звучание назвали одним словом - РЕГИСТР. Низкие, средние и высокие звуки образуют НИЗКИЙ, СРЕДНИЙ, ВЫСОКИЙ РЕГИСТРЫ.
Страна музыки - это страна звуков. Когда поют или играют на музыкальных инструментах, мы слышим звуки. Они различаются по высоте: низкие, не очень низкие, средние, высокие и очень высокие. Основных звуков семь:
ДО РЕ МИ ФА СОЛЬ ЛЯ СИ
Нот на свете ровно СЕМЬ,
И они известны всем.
ДО, РЕ, МИ, ФА, СОЛЬ, ЛЯ, СИ -
Нотки в гости пригласи!
Представляете, всего семь нот, а как много красивой музыки! А всё потому, что эти звуки звучат в разных регистрах и октавах. Что же такое октава?
-
Расстояние между двумя одинаковыми звуками называется - ОКТАВОЙ. Но определённые названия имеют лишь октавы между клавишами - звуками ДО.
Обратите внимание на расположение чёрных клавиш на клавиатуре. 0ни образуют две группы по две и три клавиши.
ре ми соль ля си
Посмотрите на клавиатуру. Что ты видишь, как организованы черные клавиши?
ПОЛУТОН - самое узкое расстояние между звуками, две ближайшие белые клавиши или чёрная и соседняя белая.
ТОН - расстояние образованное двумя полутонами. Между двумя звуками, две белые клавиши или чёрная и соседняя белая.
Сокращённно будем отмечать тон- буквой - Т, полутон буквой - п.
Для того чтобы все звуки жили дружно, их необходимо «поселить» в один уютный дом. Этот дом в музыке называют НОТНЫЙ СТАН.
НОТНЫЙ СТАН или нотоносец - пять горизонтальных линий, на которых размещаются ноты.
Пять линеек нотной строчки
Мы назвали НОТНЫЙ СТАН
И на нём все ноты - точки
Разместили по местам.
Для того чтобы попасть в волшебный дом музыкальных звуков, необходим ключ. Он обязательно должен стоять в начале нотного стана!
Наш волшебный дом можно открыть двумя ключами - СКРИПИЧНЫМ И БАСОВЫМ
Ключ скрипичный, самый главный,
Называется КЛЮЧ СОЛЬ!
Открывает нотный стан он.
Нотной азбуки король.
Ключ СОЛЬ или скрипичный ключ называется он так, потому что берёт своё начало на второй линейке. Здесь живёт нота СОЛЬ первой октавы.
СКРИПИЧНЫЙ КЛЮЧ открывает дом с высокими и средними звуками: первой, второй, третьей, четвёртой и пятой октавы. Скрипичный ключ называется ключ Соль.
Если скрипичный ключ открывает волшебный дом средних и высоких звуков, то БАСОВЫЙ КЛЮЧ - НИЗКИХ ЗВУКОВ. Благодаря басовому ключу записываются ноты малой, большой, контр - и субконтроктавы.
БАСОВЫЙ КЛЮЧ называется ключ ФА. И берёт своё начало с линейки, на которой записывается нота ФА малой октавы.
________________________________ Ноты. Штиль
В музыке звуки обозначаются специальными знаками - нотами.
НОТА - это знак, с помощью которого записываются музыкальный звуки.
Ноты пишутся на линейках и между линейками.
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Ноты пишутся на линейках и между линейками.
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
ШТИЛЬ - это палочка, которая пишется справа или слева от ноты. Начиная от ноты СИ1 - штиль пишется слева вниз!
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Вы, наверное замечали, что если даже не видишь человека, все равно можешь по голосу определить кто говорит. Это всё потому, что каждый человек, музыкальный инструмент имеет свою окраску.
ТЕМБР - это окраска голоса человека или инструмента.
______________________________ Нотная грамота. Звукоряд. Длительности.
Любое музыкальное произведение мы запоминаем по её мелодии. Если звуки мелодии записать по звукам с нижнего до верхнего, можно сказать, что звуки выстроились в ряд. Такое расположение звуков называется ЗКУВОРЯД.
ЗВУКОРЯД - ряд звуков, расположенных по высоте.
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
В музыке есть короткие и длинные звуки. От внешнего вида ноты зависит то, сколько она длится, т.е. её длительность.
ДЛИТЕЛЬНОСТЬ ноты - это продолжительность её звучания.
Эта нотка белая,
Её имя - ЦЕЛАЯ.
И она звучит так важно
Очень длинно и протяжно.
ЦЕЛАЯ нота ( ) - звучит дольше всех. Её звук длится четыре удара или четыре счёта (1и 2и 3и 4и).
Нотку делим посреднике-
Получаем половинки.
Нотка ПОЛОВИННАЯ -
Тоже нота длинная.
ПОЛОВИННАЯ нота - звучит в два раза короче целой. Её звук длится на два удара или два счёта (1и2и).
Разрезаем половинки
На две чёрных четвертинки.
И всего мы получили
Ноток ЧЕТВЕРТНЫХ - четыре.
ЧЕТВЕРТНАЯ нота - звучит в два раза короче половинной в четыре раза короче целой. Её звук длится на один удар или один счёт (1и).
Делим дальше четвертушки
Получаем мы ВОСЬМУШКИ.
Тоже нотки чёрные -
Быстьрые ,проворные.
Их «хвостами» мы отметитим,
Чтоб не путать те и эти.
ВОСЬМАЯ длительность - звучит в два раза короче четвертной. В одной четверной - 2 восьмые длительности или «восьмушки» (1 или «и»). =.
______________________ Знаки альтерации: диез, бемоль, бекар.
ЗНАКИ АЛЬТЕРАЦИИ - это знаки, которые повышают или понижают ноту. Ставятся слева от ноты, на той линейке, на которой стоит данная нота.
Запомните слова песенки правила: Знак диез, знак диез,
Что он означает?
Этот знак, этот знак,
Ноту повышает.
Запомните слова песенки правила: Знак бемоль, знак бемоль,
Что он означает?
Этот знак, этот знак,
Ноту понижает.
Караул! Кошмар, кошмар!
Вот идёт значок БЕКАР!
Отменяет он все знаки-
Как бы не случилось драки!
«Ноты, быстро по местам!»
Раздаётся тут и там.-
Прекращаю все движенья -
Отменяю повышенья!
Пониженья отменяю_
Всех на место отправляю.
КЛЮЧЕВЫЕ ЗНАКИ АЛЬТЕРАЦИИ - стоят при ключе и
распространяются на всё произведения.
СЛУЧАЙНЫЕ ЗНАКИ АЛЬТЕРАЦИИ - ставятся так же слева от ноты и действуют только до тактовой черты.
_______________________ Паузы. Темп. Ритм.
Знаешь в музыке у нас -
Остановки между фраз.
Перерыв среди движенья
Люди ПАУЗОЙ зовут.
И её изображенье
Помещаем мы вот тут.
ПАУЗА - это знак молчания в музыке.
В такте есть такой значок, Если знак «лежит « вот, так
Этот знак как яблоко То значит, пауза, полтакта,
Значит целый такт - молчок! Или две четверти, смотри:
= целая пауза. = половинная пауза.
Если знак такой найдешь, А фигурка вот такая,
Значит четверть переждёшь. Значит пауза восьмая.
= четвертная пауза. = восьмая пауза.
ТЕМП- это скорость движения или исполнения музыки.
РИТМ - чередование сильных и слабых долей. То, что находится внутри каждого такта.
Ритмический рисунок - это последовательность звуков разной протяжённости (длительности) коротких и длинных.
АКЦЕНТ - это ударение в музыке.
МЕТР - равномерное чередование акцентов в музыке (чередование сильных долей, есть 2-х дольный, 3-х дольный и т.д.). То, что вначале каждого такта.
______________________ Размер
Чтоб не спутать польку с вальсом
Или с маршем, например,
За ключом стоит на страже
Музыкальный счет - РАЗМЕР.
или РАЗМЕР ТАКТА - это количество долей в такте и чему равна доля. Размер такта пишется в виде дроби без черты. Верхняя цифра говорит, сколько долей, нижняя указывает на длительность долей такта.
Каждый такт начинается с сильной доли.
РАЗМЕР 2/4 - чередование долей: сильная - слабая/ сильная - слабая. В такте две доли = равных одной четвертной длительности. Двухдольный метр.
Для правильного ощущения долей мы будем тактировать: на сильную доли - «Раз» опускать руки вниз, на слабую долю «Два», поднимать в исходное положение.
Заметь, что сильный счёт у нас 1и
Всегда приходится на РАЗ:
Раз, два! Раз, два!
От РАЗ до РАЗ отметим такт,
В строке его отметим так: .
ТАКТ - это расстояние от одной сильной доли до другой. Перед сильной долей - акцентом ставится таковая черта.
ГРУППИРОВКА - длительностей звуков в тактах - распределение
нот в группы в зависимости от размера такта.
________________________ Разное настроение в музыке.
Лад. Мажор. Минор.
Лад
МАЖОР МИНОР
Запомните слова песенки - правила.
В музыке два лада, их запомнить надо.
Если лад задорный, значит он МАЖОРный,
Если грустный, томный, значит он МИНОРный.
ЛАД - это согласованность и дружба звуков между собой.
Мажорный лад - светлый, весёлый, радостный по звучанию.
Схема Мажора: ТТ- п- ТТТ- п или 2Т - п - 3Т- п, между 1ст. и 3ст. 2 тона.
Минорный лад - спокойный, печальный по звучанию.
Схема Минора: Т- п- ТТ- п - ТТ, между 1ст. и 3ст. 1,5 тона.
_____________________________ Тональность До мажор.
Устойчивые, неустойчивые ступени.
Тоническое трезвучие.
Мажорный лад, построенный от звука ДО, называется ТОНАЛЬНОСТЬ ДО МАЖОР.
ТОНАЛЬНОСТЬ - это музыкальный лад, все звуки которого подчиняются избранной ТОНИКЕ - королеве Лада.
ТОНИКА - главный звук тональности. Это первая ступень.
Тоника + лад = тональность.
Тональность называется по имени тоники (звука, от которого берёт начало лад) и лада (мажор или минор). Например, До мажор- имя- До, лад - мажор, соль минор: имя- соль, лад - минор.
Все звуки располагаются на ступенях музыкальной лестницы - ступенях тональности.
СТУПЕНЬ - порядковое обозначение звуков лада, отмечается
римской цифрой:
В тональности все ступени имеют свои номера:
1 - 2 - 3- 4- 5- 6 - 7
I - II - III -IV- V- VI - VII.
Звуки делятся: устойчивые: I-III-V и неустойчивые: II-IV-VI-VII.
Устойчивые звуки, взятые одновременно, образуют ТОНИЧЕСКОЕ ТРЕЗВУЧИЕ (Т53).
Выучи римские цифры.
ГАММА - это звуки тональности, расположенные по высоте вверх или вниз от тоники до её октавного повторения.
Запомни песенку про Тонику.
Выучи песенку «Устойчивых устойчивых ступеней».
_____________________ Вводные звуки.
ВВОДНЫЕ СТУПЕНИ - это ступени, которые окружают ТОНИКУ.
Это VII ступень - восходящий вводный звук, II ступень - нисходящий вводный звук. Вводные степени тянутся к тонике, вводят в тонику.
Запомни песенку разрешений неустойчивых ступеней.
_____________________________ Опевание устойчивых звуков сверху и снизу.
В музыке переход мелодии от одной неустойчивой ступени к другой, а затем сразу к устойчивой - называется ОПЕВАНИЕ. Такой мелодический ход помогает, который называется опевание, помогает показать тональность. VII - I- II, II-III-IV, IV-V-VI.
Опевание снизу вверх
Опевание сверху вниз.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_____________________ Мелодия. Фраза. Предложения. Ритмические вариации.
Если вы слушаете музыкальное произведение, то прежде всего, запоминаете МЕЛОДИЮ. А почему? Дело в том, что мелодия является главным средством музыкальной выразительности. Мелодия состоит из звуков, которые дружат (объединяются) маленькими группами - это МОТИВы. Как и в речи - в мелодии мы, берём дыхание, а значит, делим её на ФРАЗЫ.
МЕЛОДИЯ - музыкальная мысль, выражена одноголосно, одноголосый напев.
МОТИВ - самая маленькая часть мелодии, состоит из нескольких звуков.
ФРАЗА - часть музыкального предложения, после которого берётся дыхание. Фразы могут быть одинаковыми по звучанию или отличаются.
РЕПРИЗА - знак повторения, обозначается - ׃║
___________________ Тональность Соль мажор (G-dur).
Мажорный лад, построенный от звука СОЛЬ, называется ТОНАЛЬНОСТЬ СОЛЬ МАЖОР.
Запомни схему тональности Соль мажор.
Вокально -интонационные упражнения.
а) петь ступеневые дорожки и показывать высоту звука рукой.
I - II I-II-III I- II -III- IV I- II- III- IV- V I-III-V II- VII- I VII- II- I
б) петь опевание устойчивых ступеней в ритме:
1) снизу вверх: I- VII- II- I III- II- IV- III V- IV- VI- V
2) сверху вниз: I- II- VII- I III- IV- II- III V- VI- IV- V
в) петь опевание ступеней:
VII-II-I I-III-II II-IV-III III-V-IV IV-VI-V V-VII-VI VI-I-VII
_____________________ Размер ¾, группировка в нём.
Половинная с точкой.
Если в вальсе мы закружим,
Счёт ТРИ ЧЕТВЕРТИ нам нужен.
Раз-два- три, раз -два- три -
Всё кружится посмотри.
В РАЗМЕРе ¾ сильная доля появляется через две слабых доли. . Такое чередование долей образует ТРЁХДОЛЬНЫЙ или ТРЁХЧЕТВЕРТНОЙ РАЗМЕР.
ПОСМОТРИТЕ в каждом такте по три доли. Обведите красным карандашом сильную долю и поставьте над ней знак акцент.
В размере тактировать будем так: 1и
2и 3и
_________________________ Энгармонизм. Транспонирование.
Энгармонически равные звуки - это звуки, одинаковые по звучанию, но различные по названию и написанию.
ТРАНСПОНИРОВАНИЕ - это перенос музыкального произведения или его части из одной тональности в другую.
__________________________ Тональность Ре мажор (D-dur).
Мажорный лад, построенный от звука Ре, называется ТОНАЛЬНОСТЬ РЕ МАЖОР (D-dur). В тональности Ре мажор два ключевых знака: фа-диез и до- диез.
Запомните схему тональности Ре мажор.
Вокально - интонационные упражнения:
а) петь ступеневые дорожки и показывать высоту звука рукой.
I - II I-II-III I- II -III- IV I- II- III- IV- V I-III-V II- VII- I VII- II- I
б) петь опевание устойчивых ступеней в ритме:
1) снизу вверх: I- VII- II- I III- II- IV- III V- IV- VI- V
2) сверху вниз: I- II- VII- I III- IV- II- III V- VI- IV- V
в) петь опевание ступеней:
VII-II-I I-III-II II-IV-III III-V-IV IV-VI-V V-VII-VI VI-I-VII
______________________ Интервалы.
Интервалы: малая секунда (м2) и
большая секунда (б2).
Главная тайна музыки в гармонии, когда различные звуки, сочетаясь, образуют единое прекрасное целое. Вы знаете, что расстояние между двумя предметами можно измерить в сантиметрах, километрах, дециметрах миллиметрах, а вот в музыке такое расстояние измеряется в тонах и полутонах.
Расстояние
ИНТЕРВАЛ - это расстояние между двумя звуками. Любые два звука образуют интервал, даже если они одинаковые.
Название интервала зависит от количества ступеней:
ПРИМА - заключает 1 ступень
СЕКУНДА - заключает 2 ступени
ТЕРЦИЯ - заключает 3 ступени
КВАРТА - заключает 4 ступени
КВИНАТА - заключает 5 ступеней
СЕКСТА - заключает 6 ступеней
СЕПТИМА - заключает 7 ступеней
ОКТАВА - заключает 8 ступеней
! Научитесь проговаривать название интервалов и показывать на пальцах число ступеней.
ВСПОМНИТЕ! Что полутон - самое маленькое расстояние между звуками и находится между двумя соседними клавишами. Чёрные клавиши тоже учитываются. Обозначается полутон 0,5т. или 1/2т.
Запишите по памяти песню - правило, про интервал секунда:
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Малая секунда (обозначается - м2) - расстояние между звуками 0,5 т.
Большая секунда - (обозначается- б2) - расстояние между звуками 1 т.
Придумайте и запишите песню про интервал большая секунда (б2):
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
СОВЕТЫ ОТ ФЕИ ГАРМОНИИ! При построении секунды нужно написать две разных ноты, ту от которой строить и соседнюю. Получается две ступени. Затем посчитать сколько тонов. Если нужна б2, то она готова, если м2 нужно понизить второй звук.
Два звука могут следовать друг за другом - это МЕЛОДИЧЕСКИЙ интервал, от слова «мелодия».
Или звучать одновременно - ГАРМОНИЧЕСКИЙ интервал, от слова «гармония» (созвучие).
__________________________ Интервалы чистая прима (ч1) и
чистая октава (ч8).
Чистая прима - ч1 = 1ст., 0 тонов. При построении один звук записывается дважды. В мелодическом звучании звук повторяется на одной высоте. Гармоническое звучание- два звука сливаются в один звук.
Запишите по памяти песню - правило про интервал чистую приму, выученную на уроке:
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Чистая октава - ч8= 8 ст., 6 тонов. При построении - один и тот же звук, только через октаву.
Гармоническое звучание, звуки сливаются друг с другом, как «зеркальное отражение», «пол - потолок».
В мелодии - скачок на сливающийся звук, к одноименному звуку другой октав.
Запишите по памяти песню - правило, выученную на уроке.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Послушай и запиши.
Список использованной литературы.
Ю. Фролова, «Сольфеджио», 2класс, Ростов на Дону, 2000г.
Т. Первозванская «Сольфеджио на 5» 1 класс, рабочая тетрадь , С.-П. - «Композитор».
Н. В. Белая «Нотная грамота» элементарная теория музыки (игры на уроках) ч.1, С.-П.- «Композитор».
Н. В. Белая «Нотная грамота» элементарная теория музыки (игры на уроках) ч.2, С.-П.- «Композитор»
Т. Бырченко «Хрестоматия по сольфеджио и ритмика», М.- «Советский композитор», 1991г.
В. Вахромеев « Элементарная теория музыки», М.- « Музыка», 1999г.
П. Драгомиров «Сольфеджио», 1967г.
</ Б. Калмыков, Г. Фридкин «Сольфеджио. Одноголосие», М. - «Музыка», 1988г.
Г. Ф. Калинина «Музыкальные занимательные диктанты для учащихся младших классов», М., 2007г.