- Учителю
- Статья ОБРАЗ ОРФЕЯ В ПОЭЗИИ И МУЗЫКЕ
Статья ОБРАЗ ОРФЕЯ В ПОЭЗИИ И МУЗЫКЕ
ОБРАЗ ОРФЕЯ В ПОЭЗИИ И МУЗЫКЕ
Лыткина А.Е.
МБУДО «Детская музыкальная школа №1 имени М.И. Глинки» г. Смоленска
Миф о чудесном певце Орфее возник в VII-VI веках до нашей эры. Об этом нам рассказывают изображения на вазах и в скульптуре. Первое упоминание Орфея как известного певца-музыканта поэта Ивик ( VI в.), позже, автор Пиндар (Vв. до н.э.), подробно рассказывает об Орфее. Его считали сыном речного бога Эагра и музы песнопений Каллиопы. Но есть и другая версия, где Орфей сын самого бога Аполлона. Его имя связывают и с походом аргонавтов «Однажды кораблю "Арго" предстояло пройти мимо острова, на котором обитали сирены - птицы с женскими головами. Они распевали песни обольстительными голосами и манили мореплавателей отдохнуть на цветущих лугах своего острова. Но остров тот скалист и опасен, и усталые пловцы разбивались о скалы и крутые берега. И вот запел Орфей, голос его оказался могущественнее и прекраснее коварных песен, замолчали сирены, не сумев устоять перед звуком его голоса, а гребцы корабля "Арго" благополучно миновали этот остров и продолжили свой путь…»[1,46]. В трагедии «Агамемнон» Эсхила музыке Орфея были подвластны даже деревья и скалы. Еврипид в трагедии «Алкеста» (V в.до н.э.) рассказывает, как Орфей спускался в царство мёртвых за своей погибшей женой. Античная Греция любила своего поющего героя, даже считала его реальным человеком, создавшим основы эллинской цивилизации.
Знаменитый миф, дошел до нас благодаря Публию Овидию Назону - древнеримскому поэту, жившему на рубеже двух эпох (43 г. до н. э. - 17 г. н. э.). В поэмах римских поэтов Вергилия и Овидия в основе лишь сюжетные основы мифа - искусство Орфея, смерть жены поэта и гибель самого певца. Овидий был и одним из первых, кто описал трагическую историю любви Орфея и Эвридики. Однажды жену Орфея Эвридику укусила ядовитая змея. Не смог Орфей смириться с потерей любимой жены и решил спуститься в подземное царство, чтобы просить Аида - бога подземного мира и его жену Персефону вернуть ему любимую. Звуки кифары усмирили даже злого трёхглавого пса Цербера (Кербера), охранявшего вход в подземное царство. Покоренный пением Орфея, Аид решает вернуть ему его Эвридику, но при этом Орфей во время их пути не должен оглядываться назад, не то потеряет Эвридику навсегда. Но Орфей останавливается, оборачивается и тень Эвредики медленно растворилась во мраке и исчезла совсем. По преданию Орфея постигла страшная участь: вакханки, за верность певца Эвридике растерзали его.
Эта трагедия любви, верности стала любимой в искусстве нового времени. Даже раннее Христианство, истребляющее богов и героев античности пощадило Орфея. Сказание об Орфее дожило до эпохи ренессанса, где и возродилось с новой силой. В XV веке появляется пастораль «Представление об Орфее» флорентийского поэта-гуманиста А. Полициано. Оно послужило началом итальянской драматургии. Затем миф об Орфее появляется в разных странах. В Англии - поэма Р. Генрисона «Орфей и Эвридика». В Испании - пьеса Лопе де Вега «Самый верный супруг».
Но главные победы Орфея были на зарождавшихся оперных сценах. Одним из первых, кто прикоснулся к этой теме, был итальянский композитор и певец Якопо Пери. Своё музыкальное действо "Эвридика" (ок. 1600 г.) он сочинил в честь бракосочетания Марии Медичи с королем Франции Генрихом IV, которое прошло в роскошном дворце во Флоренции. Чтобы не омрачать королевскую свадьбу, трагическая концовка древнегреческого мифа исчезла. Орфей, покорив богов своим искусством, забирает Эвридику из подземного царства. Счастливые они благополучно возвращаются на землю. Прочная связь музыки, слова, актёрской игры, преобладающая роль поющего актёра и подчинённое значение хора, инструментальное сопровождение, красочное сценическое оформление - такими были основные черты тех постановок, ставших прообразом оперы. Мелодика Пери проста и благородна, строгие и чистые гармонии. В ближайшие годы появились десятки аналогичных произведений. В 1639г. они впервые получили наименование «опера». В 1600г. к тексту О. Ринуччини обратился Дж. Каччини, в 1616г. Д. Белли («Скорбящий Орфей»), в 1619году «Смерть Орфея» С. Ланди.
В 1607 году другой композитор Клаудио Монтеверди представил свою оперную версию, но она, как и миф, поведала о трагической судьбе Орфея и Эвридики . История этого композитора очень тесно перекликается с историей античных героев. В то время, когда, Монтеверди сочинял свою оперу "Сказание об Орфее" он так же, как и его герой, боролся с болезнью своей любимой жены и верил, надеялся вырвать свою любимую из рук смерти. Но он последовал мифу и сохранил трагическую концовку, в его опере Орфей навсегда теряет Эвридику. Клаудио тоже навсегда потерял свою любимую жену. В его музыке предельно выразительные речитативы и прекрасные кантилены, очень образные характеристики действующих лиц, смелое применение диссонансов и красочных тональных сдвигов в партии оркестра, как активного участника спектакля. На смену сдержанному творчеству Пери, здесь яркое богатство красок, свойственное искусству раннего барокко. Пери и Монтеверди заложили основные черты оперного жанра.
Вскоре Орфей прошествовал на сцены других стран Европы.
1638г.-Г. Шютц балет «Орфей и Эвридика», исполненный в Дрездене.
1647г.- в Париже первый оперный спектакль Франции «Орфей», композитора Л. Росси. Р. Роллан высоко оценил мелодическое дарование композитора, проявившееся в выразительных ариях.
1690г. опера «Орфей» Л. Люлли, брат Ж.Б. Люлли (Основоположника национального оперного театра Франции). В конце XVII века Орфей появляется в Московской Руси при дворе царя Алексея Михайловича. Это балет «Орфей» с музыкой Г. Шютца.
Победоносный поход греческий певец совершил в XVIII веке. Произведения на эту тему создавали видные музыканты разных стран. Опера об Орфеи Р. Кейзера (Гамбург), балет Блеза (Париж), «Жалоба Орфея» Г.Х. Вагензейль, опера К.Г. Грауна (Берлин). Серия Орфеев в Англии (М. Блейден, Дж. Деннис, Дж. Уивер, пантомима Дж. Рича, опера Хилла).
В 1762 году в Вене состоялась премьера оперы «Орфей и Эвридика» Х.В. Глюка. В третий раз, после Пери и Монтеверди сказание о певце стало реформой музыкального театра. Либретто оперы, написанное Раньери де Кальцабиджи, отличается от известного мифа, но оно так же, как и античная история, наполнено нежностью и безмерной любовью. Орфей скорбит по умершей жене. Печаль и горесть, звучавшая в его песне, тронула бога любви Амура, который даёт совет Орфею - спуститься в подземное царство, отыскать любимую жену и вернуть её. Своей песней и чарующим голосом он завораживает фурий, которые, в конце концов под чарами его песни, пропускают певца. Затем он попадает в царство Элизиум (Елисейские поля) - здесь обитают умершие души. Орфей находит Эвридику, и они начинают свой путь обратно. Но Орфей оглядывается на неё, и в тот же миг Эвридика умирает вторично. В это время появляется Амур и возвращает Эвридику к жизни. Любовь торжествует над смертью. Музыка Х.В. Глюка проста и трогательна, она лишена разных излишеств, лишних украшений. Главная цель - выразительность и сценическая правда, слияние литературы и музыки. Опера Глюка способствовала ещё большему росту популярности мифа об Орфее. В Венеции ставится прямое подражание ей опера «Орфей и Эвридика» Ф. Дж. Бертони. В России ставится сначала «Орфей» Ф. Фиршта. Ставился и «Орфей» Глюка. В 1763году Я. Княжнин написал текст «Орфея» в жанре мелодрамы, музыку написал итальянец Ф. Торелли. Позже к этому тексту обратился солдатский сын композитор Е.И. Фомин, вернув «Орфею» трагический конец.
В XIX веке Л. В. Бетховен обратился к мифическому герою, написав Четвертый концерт для фортепиано с оркестром. Сам композитор утверждал, что средняя медленная часть этого сочинения навеяна сценой Орфея с фуриями. Йозеф Гайдн написал оперу "Орфей и Эвридика, или Душа философа" - написанная в конце ХVIII века, опера увидела свет только спустя 150 лет. Ференц Лист сочинил симфоническую поэму "Орфей". Сначала он написал увертюру к опере «Орфей и Эвридика» Глюка. Лишь потом переделал её в симфоническую поэму. Поэма Листа, как бы развёрнутая песнь Орфея. Из интонаций неразрешённого томления, музыка переходит в широкую кантилену, чтобы прийти к новому проведению первоначальной темы. И лишь в конце появляются элементы драматизма - хроматические движения басов.
Жак Оффенбах написал оперетту "Орфей в аду" на текст Г. Кремье. Это пародия, шарж на древнее сказание об Орфее. Поссорившись с женой, музыкант Орфей в наказание играет ей своё новое произведение. Эвридика влюбляется в повелителя преисподней Плутона, убегает с ним от скучной мелодии мужа. Орфей рад, но общественное мнение заставляет его вернуть жену. Орфей просит Юпитера о возврате жены. Юпитер велит Плутону отдать Эвридику. Но, явившись в царство Плутона, Юпитер сам влюбляется в Эвридику и уговаривает её бежать с ним на Олимп. Но Плутон напоминает Юпитеру о просьбе Орфея. Орфей может забрать Эвридику, только не оглядываясь на неё. Орфей с удовольствием оглядывается и теряет навсегда жену. Эвридика бросается в объятия Вакха. Оперетта заканчивается канканом. Музыка Оффенбаха - живая, острая, несложная основана на интонациях французских городских песен, ей свойственна грациозная стремительная ритмика, бравурная оркестровка.
В 1926 году в Париже был поставлен «Орфей» Роже Дюкасса, заказанный Мариинским театром, но не поставленный им из-за первой мировой войны. В главной роли танцевала Ида Рубинштейн. В начале XX века интерес к Орфею оживился. Композитор Дж. Ф. Малипьеро отредактировал оперу Монтеверди. А в1940 году немецкий композитор К. Орф выпустил «Орфея» Монтеверди в собственной свободной обработке. В 1932 году итальянский композитор А. Казелла создал небольшую камерную оперу. В 1923 году австро-американский композитор Эрнст Кшенек совместно с либреттистом Оскаром Кокошки написал оперу "Орфей и Эвридика" в стиле экспрессионизма. Сюжет приобретает черты зловещей пессимистической фантастики, где нет любви, верности, красоты искусства.
Опера Д. Мийо «Несчастья Орфея» (1926г.), вводит слушателя в другой мир. Обычные жизненные условия. В версии Мийо нет волшебной силы искусства, но талантливая музыка Мийо подымает эту несложную любовную историю до высоты драмы о любви.
В 1948 году Игорь Стравинский поставил балет "Орфей" в стиле неоклассицизма, сохранив в неприкосновенности весь сюжет античного мифа.
В 1975 году композитор Александр Журбин вместе с либреттистом Юрием Димитриным осуществили постановку рок-оперы (зонг-оперы) "Орфей и Эвридика", и главные партии в ней исполнили Альберт Асадуллин и Ирина Понаровская. Режиссёром-постановщиком оперы был Марк Розовский. Сюжет её очень сильно отличается от известного мифа, но основная тема любви и нежности, разлуки и потери сохранена.
История Орфея и Эвридики как нельзя более ярко и возвышенно звучит и в поэтических строках, и не секрет, что сам Орфей для многих поэтов стал символом лирической поэзии.
В. Брюсов и М. Цветаева, П. Валери и Р.М. Рильке, В. Гюго, В. Соловьёв и наш современник В. Кудасов - авторы, которые в своих произведениях воспели прекрасную и трагическую историю любви Орфея и Эвридики.
Пока людей привлекают предания о всепобеждающей силе искусства и силе любви, образ Орфея будет жить и находить всё новые и новые воплощения в поэзии и музыке.
Литература
-
Ступель А. Образы мировой поэзии в музыке, М. Музыка,1965, с.46
-
www.romeo-juliet-club.ru