- Учителю
- Программа по музыке по программе Д. Б. Кабалевского
Программа по музыке по программе Д. Б. Кабалевского
«Утверждено»
Директор ГБОУ СОШ № 424
_____________ И.П. Авдеева
«___» ________________ г.
Рабочая программа по музыке
на 2014/2015 учебный год
Учреждение Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы «Школа № 424»
Класс 3
Общее количество часов за год 34 в неделю 1
Количество контрольных работ нет
Учитель:
ФИО Чупанова Татьяна Викторовна
Квалификационная категория II
Педагогический стаж 5
Составлена на основе программы федерального Государственного образовательного стандарта начального образования «Музыка» под редакцией Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская.
Пояснительная записка
Освоение новых тем в 3 классе по возможности должно опираться на музыку, уже знакомую по 2 классу, и лишь затем на новый музыкальный материал. Смысл и преимущество такого метода занятий, условно названного методом «забегания вперед и возвращения к пройденному». Метод «забегания вперед и возвращения к пройденному» значительно облегчит и в то же время обеспечит более успешное усвоение новых, более серьезных по сравнению со 2 классом тем.
Так, тема «Песня, танец и марш перерастают в песенность, танцевальность и маршевость» будет более легко усвоена учащимися на такой хорошо знакомой музыке, как «Весело. Грустно» Бетховена.
Тема «Интонация» станет сразу же понятна при слушании или исполнении любой знакомой песни и при повторном слушании и разборе такого рода простых пьес, как «Резвушка», «Плакса», «Злюка», Д. Кабалевского.
Тему «Развитие музыки» очень хорошо начать с возвращения к симфонической сказке Прокофьева «Петя и волк», установив связь между развитием событий в самой сказке и соответствующими изменениями музыки. Теперь, при повторном слушании «Пети и волка», ребята будут слушать уже знакомые им по 2 классу темы-образы, но и то, как эти темы-образы развиваются в связи с развитием сюжета сказки, событий, о которых в ней рассказывается.
На знакомых, наиболее простых по мелодике и ритму попевках и песнях можно постепенно начать в 3 классе переход от обучения умению вслушиваться в музыку и исполнять ее по слуху к обучению умению читать ноты, написанные на доске, и петь по нотам.
Во второй четверти года можно начать заниматься импровизацией, опираясь на понимание того, что такое интонация и как из нее вырастает мелодия.
Несмотря на то, что в 3 классе возрастает удельный вес познавательных элементов музыкальных занятий, уроки музыки должны оставаться часами живого искусства, эмоционально волнующими, увлекательными, жизнерадостными, нерасторжимо связанными с жизненными впечатлениями учащихся.
Цель - формирование музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры школьников.
Задачи:
- развивать интерес и любовь к музыке, хоровому пению;
- учить исполнять песни эмоционально и выразительно, физиологически приемлемо;
- расширить музыкальный кругозор,
- развить творческие способности.
Тема «Песня, танец и марш перерастают в песенность, танцевальность и ммршевость» (9 часов)
Приступая к основной теме четверти - «Песня, танец и марш перерастают в песенность, танцевальность и маршевость», надо дать учащимся прослушать в классе три фрагмента из Симфонии №6 П. Чайковского или из балета «Конек-Горюунок» Р. Щедрина. Затем спросить ребят: не слышат ли они в этой музыке что-либо близкое к песне, танцу или маршу? Здесь и можно сказать о том, что из песни, танца и марша выросли три очень важных и ценных качества, которые имеют в музыке огромнейшее значение и которые мы всегда хорошо слышим и чувствуем: песенность, танцевальность и маршевость.
Примерный музыкальный и литературный материал
Кармен. Опера. Ж. Бизе. Увертюра.
Конек-Горбунок. Балет. Р. Щедрин. Фрагменты.
Симфония № 6. П. Чайковский. Фрагменты.
Симфония № 5. Л. Бетховен. Экспозиция 3-й части.
Пер Гюнт. Сюита. Э. Григ. Утро.
Прелюдия № 7, Прелюдия № 20. Ф. Шопен и др.
Тема «Интонация» (7 часов)
В этой теме важно обратить внимание учащихся на сходство и различие разговорной речи и речи музыкальной. Продолжая разговор о сходстве и различии музыкальной речи и речи разговорной, нужно рассказать учащимся о том, что существует своеобразный прием произнесения - скороговорки, которые чаще всего носят шуточный характер.
Важно закрепить в сознании учеников понимание того, что в музыке, как и в обычной человеческой речи, есть свои знаки препинания и что они разделяют музыку на фразы, как это происходит в обычной речи.
Примерный музыкальный и литературный материал
Болтунья. С. Прокофьев.
Золотой петушок. Опера. Н. Римский-Корсаков. Пролог.
Картинки с выставки. Сюита. М. Мусоргский. Балет невылупившихся птенцов.
Старинная французская песенка. П. Чайковский.
Три подружки. Д. Кабалевский.
Кто дежурные? Д. Кабалевский и др.
Тема «Развитие музыки» ( 10 часов )
Музыка - это искусство, которое раскрывается перед слушателем в движении, постепенно, шаг за шагом (звук за звуком). Поэтому нет музыки без развития, даже когда она стремиться изобразить полный покой, неподвижность.
К концу четверти можно обратить внимание учащихся на два понятия - мажор и минор, которыми обозначают два типа (характера) звучания - более светлое и как бы затемненное, как свет и тень, яркость и затемненность, блеск и матовость.
Примерный музыкальный и литературный материал
Петя и волк. Симфоническая сказка. С. Прокофьева.
Симфония № 4. П. Чайковского. Фрагмент финала.
Соната № 5. Л. Бетховен. Экспозиция 1-й части.
Любитель-рыболов. М. Старокадомский.
Со вьюном я хожу, р. н. п.
Детский альбом. П. Чайковский. Утреннее размышление.
Островок. С. Рахманинов и др.
Тема «Построение музыки» (8 часов)
При рассмотрении различных форм построения музыки надо сосредоточить внимание учащихся главным образом на общих принципах той или иной формы, не ограничиваясь разбором формы данного сочинения. Необходимо закрепить в сознании ребят понимание того, что смена частей в произведениях прежде всего связана с изменением характера музыки.
Формы музыки: одночастные, двухчастные, трехчастные, рондо, вариации.
Примерный музыкальный и литературный материал
Детский альбом. П. Чайковский. Неаполитанская песенка.
Итальянская полька. С. Рахманинов.
Детский альбом. П. Чайковский. Камаринская.
Камаринская. Фантазия для симфонического оркестра. М. Глинка. Фрагмент.
Руслан и Людмила. Опера. М. Глинка. Марш Черномора и др.
Требования к уровню музыкального развития третьеклассников
Знать/понимать:
- смысл понятий «композитор», «исполнитель», «слушатель»,
- названия изученных жанров и форм музыки;
- народные песни, традиции родного края;
- названия изученных произведений и их авторов;
- наиболее популярные в России музыкальные инструменты, певческие голоса, виды оркестров и хоров.
Уметь:
- узнавать изученные произведения и называть имена их авторов;
- определять на слух основные жанры музыки;
- определять и сравнивать характер, настроение и средства музыкальной выразительности в музыкальных произведениях;
- исполнять вокальные произведения с сопровождением и без сопровождения;
- исполнять несколько народных и композиторских песен.
Планирование учебной деятельности
№
Раздел программы
Тема урока
Кол-во часов
Тип урока
Элементы содержания
1
1-я четверть Песенность, танцевальность, маршевость.
Песня, танец, марш перерастают в песенность, танцевальность и маршевость
1
Вводный урок
Переход в более широкие музыкальные понятия
2
Р. Щедрин «Конек-Горбунок»
1
Сообщение и усвоение новых знаний
«Конек-Горбунок» Р. Щедрин
3
Песенность
1
Расширение и углубление знаний
Э. Григ «Утро»
4
Песенность в вокальной и инструментальной музыке
1
Сообщение и усвоение новых знаний
М. Глинка опера «Иван Сусанин»
5
Танцевальность
1
Расширение и углубление знаний
М. Глинка «Арагонская хота»
6
Танцевальность в вокальной и инструментальной музыке
1
Сообщение и усвоение новых знаний
«Дружат дети всей Земли» Д. Львова-Компанейца
7
Маршевость
1
Расширение и углубление знаний
Мелодия из Симфонии №5 Л. Бетховена
8
Песня-марш и песня-танец
1
Сообщение и усвоение новых знаний
Развитие фантазии и музыкального слуха
9
Песенность, танцевальность и маршевость вводят нас в широчайшие просторы
1
Повторение и обобщение полученных знаний
Прелюдии Ф. Шопена
1
2-я четверть. Интонация.
Разговорная речь и речь музыкальная
1
Вводный урок
С. Прокофьев «Болтунья»
2
Интонация
1
Расширение и углубление знаний
Э. Григ «Марш»
3
Характер музыки
1
Сообщение и усвоение новых знаний
Значимость интонации
4
Что выражает интонация
1
Расширение и углубление знаний
Выразительность
5
Интонация выразительная
1
Сообщение и усвоение новых знаний
Умение услышать зерно-интонацию
6
Интонация изобразительная
1
Расширение и углубление знаний
«Котенок и щенок» Т. Попатенко
7
Интонация - основа музыки
1
Повторение и обобщение полученных знаний
Выразительность и изобразительность
1
3-я четверть. Развитие музыки.
Развитие музыки
1
Вводный урок
Знакомство с видами музыкального искусства
2
Развитие музыки
1
Расширение и углубление знаний
Симфоническая сказка «Петя и волк»
3
«Петя и волк»
1
Сообщение и усвоение новых знаний
Развитие музыкальных тем героев
4
Р. Щедрин «Конек-Горбунок»
1
Сообщение и усвоение новых знаний
Виды развития музыки
5
Развитие темы
1
Расширение и углубление знаний
Расширить представление о развитии музыки
6
Развитие темы
1
Расширение и углубление знаний
Наблюдение за музыкальным развитием в песнях
7
«Со вьюном я хожу»
1
Расширение и углубление знаний
Исполнение народной песни
8
Мажор и минор
1
Сообщение и усвоение новых знаний
Творчество Ф. Шуберта
9
Настроение в музыке
1
Расширение и углубление знаний
Наблюдение за развитием в сюите Э. Грига «Пер Гюнт»
10
Интонация и развитие - главные основы музыки
1
Повторение и обобщение полученных знаний
Интонация и развитие - главные основы музыки
1
4-я четверть. Форма музыки
Формы музыки
1
Вводный урок
Одночастные произведения
2
Двухчастная форма
1
Сообщение и усвоение новых знаний
Двухчастные произведения
3
Форма рондо
1
Сообщение и усвоение новых знаний
Рондо
4
Вариационная форма
1
Расширение и углубление знаний
Вариации
5
Вариационная форма
1
Расширение и углубление знаний
«Со вьюном я хочу», р.н.п.
6
Повторение и контраст
1
Сообщение и усвоение новых знаний
И. Дунаевский музыка к к/ф «Дети капитана Гранта»
7
Увертюра И.О. Дунаевского
1
Повторение и обобщение полученных знаний
Знакомство с симфонической музыкой И.О. Дунаевского
8
Сюита Э. Грига
1
Повторение и обобщение полученных знаний
Музыка норвежского композитора Э. Грига
Литература:
1. Программы общеобразовательных учреждений. Музыка. 1-8 классы под научным руководством Д. Б. Кабалевского. - М.: Просвещение, 2007. - 224 с.
2. Программно-методические материалы. Музыка. Начальная школа / Сост. Е. О. Яременко. - М.: Дрофа, 2001. - 288 с.
3. Программа по музыке ( с поурочной методической разработкой ) для общеобразовательной школы. 1-3 классы под научным руководством Д. Б. Кабалевского. - М.: Просвещение, 1982. - 111 с.
4. Программы для общеобразовательных учреждений: Музыка: 1 кл. четырехлетней нач. шк.; 1-3 кл. трехлетней нач. шк. ( с краткими методическими пояснениями ); 5-8 кл. ( с краткими методическими пояснениями). - М.: Просвещение, 1994.
5. Музыка. 1-4 классы. Рабочие программы. Предметная линия Г.П. Сергеевой, Е.Д. Критской: пособие для учителей общеобразовательных учреждений/[Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская, Т.С. Шмагина]. - 3-е изд. - М.: Просвещение, 2012. - 64 с.