- Учителю
- Подбор дидактических игр к урокам математики
Подбор дидактических игр к урокам математики
Подбор дидактических игр к урокам
математики.
1. Игра «День и ночь».
Оборудование: карточки с цифрами у каждого ученика.
Содержание игры: Учитель говорит «Ночь». Дети опускают головы на парту, закрывают глаза. Учитель: «Я задумала два числа, сложила их, у меня получилось 5 (4, 3, ...). Какие числа я задумала? Кто отгадал эти числа, для того наступил день» (Дети поднимают головы и показывают числа)
2. Игра «Опусти рыбку в море».
Оборудование: на плакате изображён аквариум с рыбками. На каждой рыбке написан свой пример. Изображение Нептуна. Слова Нептуна говорит учитель.
Содержание игры. Нептун: «Мои рыбки попали в неволю. Дети помогите им вернуться в море». Дети решают примеры, спасают рыбок и отпускают их в море. Если ученик решил пример неправильно, то рыбка остаётся в аквариуме.
3. Игра «Незнайка - математик».
Оборудование: изображение Незнайки, примеры могут быть записаны на доске или на плакате.
Содержание игры: Учитель вспоминает с детьми эпизоды из сказки Н.Носова о том, как Незнайка хотел стать поэтом, художником, музыкантом. «А вчера, ребята, он решил стать математиком и решил много примеров, и всем малышам и малышкам хвастался, что теперь он вместе со Знайкой будет делать математические расчёты космических кораблей и ракет. А сегодня он принёс нам свои расчёты, чтобы мы его похвалили. Давайте посмотрим, какой он математик». Дети по рядам проверяют 3 столбика примеров, исправляют ошибки.
Итог урока: Как вы думаете, ребята, возьмёт ли Знайка к себе в помощники Незнайку? Чему ещё надо научиться Незнайке? Итог игры можно связать с новой темой урока.
4. Игра «Сбор плодов».
Оборудование: изображены два дерева, около каждого корзинки. На одном дереве прикрепляются рисунки яблок, на другом - груш. На обратной стороне рисунков различные примеры на сложение и вычитание.
Содержание игры: Девочки собирают в корзины «яблоки», мальчики - «груши». Ученик подходит к доске, выбирает яблоко или грушу и «рвёт» её с ветки. Если он правильно решит пример, то положит плод в корзину, если же нет - вернёт на дерево, а к доске выйдет следующий ученик.
5. Игра «Детский сад». (игра в парах)
В детский сад с соответствующим номером подбираются игрушки.
Например: в наборе две большие карточки: на первой написано число 36 (номер детского сада), а внизу приклеен медвежонок, на второй число 24 (номер второго детского сада) и медвежонок. В конверте ещё 16 маленьких карточек: на каждой медвежонок и один пример, в ответе которого либо 24, либо 36 (например. 72:2, 12х3, 18х2, 9х4, 48:2, 72:3 и т.д.)
Каждый из играющих берёт себе по одной карточке и затем ходит по очереди. Выигрывает тот, кто скорее «завезёт» в свой детский сад всех медвежат, то есть подберёт 8 карточек с примерами, ответ которых соответствует номеру детского сада. Ценность игры в том, что у неё большое число вариантов (меняются игрушки и примеры).
6. Игра «Лучший считающий в классе».
Работа в парах. 1 ученик показывает другому пример (на обороте ответ для быстрой проверки). Считает, сколько примеров решено за 2 минуты. Потом дети меняются ролями. Кто больше всех решит примеров за 2 минуты, является лучшим считающим в классе.
7. Игра «Обгонялки».
Каждый ряд получает карточку с примерами (сколько учеников, столько и примеров). Решив один пример, ученик передаёт следующему эту карточку.
8. Игра «Математическая рыбалка».
Оборудование: на 3-х альбомных листах нарисован плакат с рыбками-примерами.
Содержание: Наше путешествие продолжается. Мы летим над синим морем. А у самого синего моря жил старик со своею старухой. Какая это сказка? Кто её автор?
- Вот мы в гостях у золотой рыбки. Она приплыла к нам не одна, а со своими подружками и предложила поиграть в игру. Посмотрите на рисунок. Кто из рыбаков поймал больше рыбок?
- Раскрасьте удочку каждого рыбака и рыбок, которых он поймал, одинаковым цветом.
9. Игра «Лабиринт».
Карточки. надо пройти через двое ворот так, чтобы сумма чисел, стоящих в воротах, равнялась 11 (12).
10. Игра «Цветик - семицветик».
Оборудование: макет цветика - семицветика, с обратной стороны задания-карточки.
- Добрая старушка из сказки «Цветик - семицветик» прислала нам свой волшебный цветок. Теперь мы стали волшебниками и будем исполнять желания своих товарищей. Кто сорвёт лепесток и выполнит задание верно, имеет право на три желания, которые волшебники исполнят. Но эти желания математические.
По команде учителя выходит ученик, срывает лепесток, правильно отвечает и задаёт свои три вопроса классу.
Итог игры: победили те, чьи желания выполнились.
Задания на лепестках:
1 лепесток: Прочитай примеры и посчитай
14-7+8
12-8+9
13-5+6
2 лепесток: Ребусы. Прочитай слова, которые здесь написаны:
ВИ 3 НА
100 Л
3 лепесток: Отгадай загадки.
-
Два братца пошли купаться; один купается, а другой у воды дожидается. Что это? (ведра)
-
У него 4 лапки,
Лапки - цап-царапки,
Пара чутких ушей.
Он - гроза для мышей. Кто это? (кот)
4 лепесток: Задача
Утром над окном висело 11 сосулек. За день 4 сосульки растаяли. Сколько сосулек было над окном вечером?
5 лепесток: Задача.
Маша нарисовала 5 ромашек, а васильков - на 2 меньше. Сколько васильков нарисовала девочка? Сколько всего цветов нарисовала Маша?
-
лепесток: Используя краткую запись, составь задачу.
1 ваза - 6 яблок
2 ваза - 11 яблок
Сколько всего яблок?
7 лепесток: Сравни выражения:
6+8 ... 12-4
0+7 ... 11-3
11. Игра «Корабль стартует в космос».
Оборудование: макеты 3 кораблей, на отдельных трёх листах записаны примеры.
Содержание: На доске 3 модели ракеты и записаны задания для каждого члена экипажа корабля (в одном экипаже 7 человек). Выполнив своё задание, каждый ученик передвигает свою ракету на ступеньку вперёд.
Итог игры: команда, закончившая решение примеров первой, говорит: «Пуск» - и первой летит в космос.
12. Игра «Поставь стрелку правильно».
На доске круг, разделённый на несколько секторов. В каждом секторе - геометрическая фигура (треугольник, квадрат, овал, круг, прямоугольник, прямая), в центре круга подвижная стрелка.
- Один из учеников перечисляет признаки геометрической фигуры, но не называет её, а другой указываете стрелкой и называет.
13. Игра «Выиграй миллион».
Цели игры: Развитие произвольной сферы, умение сосредотачиваться, переключать внимание, усидчивость, умение удерживать знания.
Эту игру можно проводить на уроках закрепления или проверки знаний на любом предмете и по многим темам.
Оборудование: карточки.
Ход игры: Играющий берёт карточки по порядку. За каждый правильный ответ даётся бонус.
Условия игры: Выбери верное утверждение.
1 карточка
5+4=10
5+5=10
2 карточка
6+3=10
6+4=10
3 карточка
7+1=10
8+2=10
4 карточка
1+3+6=10
1+2+5=10
14. Игра «Занимательные квадраты».
Материал игры: не заполненный занимательный квадрат, то есть в котором отсутствуют числа в клетках.
Содержание: Заполнить квадрат так, чтобы сумма, расположенная в рядах, в столбиках и по диагонали получилась одинаковой.
-
135
120
195
165
15. Игра «У кого больше рыбок».
Материал для игры: иллюстративное наборное полотно, на котором изображён пруд; в прорези этого полотна вставлены рыбки; на рыбках написаны числа (трёхзначные).
Содержание игры: Соревнуются 3 команды по 3 - 4 человека в каждой. Каждый член команды (поочерёдно) ловит рыбку, громко называет число и проводит его анализ. Ученик должен сказать, сколько знаков в числе, определить его место в числовом ряду, дать анализ его по десятичному составу. Если ответы его правильные, то он поймал рыбку. Если ученик ошибся, то рыбка уплыла (её снова вставляют в наборное полотно). Команда, которая поймала больше рыбок, выигрывает.
16. Игра «Кто быстрее и верно назовёт числа по порядку от большего к меньшему и наоборот?»
-
21
28
30
23
35
27
36
32
26
34
25
33
22
29
31
24
Соревнуются 2 ученика. Эта игра развивает внимание, наблюдательность, способствует отработке счёта.
17. Игра «Кто больше составит чисел?».
Содержание игры: Учащимся предлагают три цифры 4, 7, 9.
Задание: Какие числа и сколько их можно составить из этих цифр?
Задание оказывается более сложным, если одна из цифр равна 0. Тот, кто составил все возможные числа выиграл.
18. Игра «Круговые примеры или цепочка».
Особенность этих примеров заключается в том, что ответ 1-го примера является началом 2-ого примера, ответ 2-го примера является началом 3-ого примера и т. д.
19. Игра «Какое число я задумал?»
Содержание игры:
Даётся задание: - Я задумал число, ты его отгадаешь, если правильно от 100 отнимешь 50, к результату прибавишь 25, а сумму разделишь на 3, Какое число я задумал?
20. Игра «Узнай, что здесь написано»
Оборудование: таблица с цифрами от 1 до 11, причём каждая цифра имеет свою букву.
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
с
о
и
ч
г
л
у
т
ф
а
р
Содержание игры: Учитель пишет на доске три столбика примеров и предлагает каждому ряду решить по одному столбику и рядом с ответом написать букву, которая стоит под соответствующим номером в таблице. Если прочитать буквы в каждом столбике сверху вниз, то получится слово.
72 : 18 =
56 : 8 =
99 : 11 =
96 : 32 =
80 : 16 =
39 : 13 =
17 : 17 =
100 : 50 =
100 - 95 =
96 : 16 =
80 - 74 =
84 : 12 =
54 : 27 =
40 - 29 =
80 : 8 =