7


  • Учителю
  • Исследовательская работа на тему Особый инструмент

Исследовательская работа на тему Особый инструмент

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание:
предварительный просмотр материала

V краевой конкурс учебно-исследовательских работ «Муравьишка»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Осинская средняя общеобразовательная школа №1

имени Героя РФ В. П. Брюхова»





НАПРАВЛЕНИЕ: культура





ОСОБЫЙ ИНСТРУМЕНТ













Автор: Богомягкова Алена,

МБОУ «ОСОШ №1 имени Героя РФ В. П. Брюхова»

3 «А» класс





Руководитель: Пирогова Наталья Васильевна

МБОУ «ОСОШ №1 имени Героя РФ В. П. Брюхова»

учитель начальных классов

89519402369

























Оса - 2016













Оглавление

Введение……………………………………………………………3

Глава 1. Краткая история появления и развития фортепиано….3-5

Глава 2. Музыкальные возможности фортепиано……………….5-9

2.1. Фортепиано и великие композиторы…………………5-6

2.2. Преимущества и недостатки инструмента…………..7-8

2.3. Анализ результатов анкетирования…………………8-9

Заключение…………………………………………………………9

Список использованной литературы………………………………11

Приложение…………………………………………………………12

































Введение.

В моей семье очень любят музыку. Мы поём, танцуем, играем на музыкальных инструментах. Самый любимый - фортепиано. На нём играет мама и я, потому что учусь на фортепианном отделении в детской школе искусств. Пианистов в школе искусств учится больше, чем музыкантов других специальностей. А инструмент фортепиано стоит во многих кабинетах, где изучают разные предметы. Почему? Почему этот инструмент так популярен? В чем особенность фортепиано? Стало интересно узнать, что было до фортепиано, почему, где и когда оно появилось, используют ли известные музыканты фортепиано в своем творчестве.

Так определилась тема моей работы: «Особый инструмент».

Объект исследования: фортепиано

Предмет исследования: музыкальные возможности фортепиано

Цель работы: изучение истории развития фортепиано.

Задачи:

- узнать историю появления фортепиано, проследить путь его развития;

- найти информацию об отношении композиторов к этому клавишному инструменту;

- выявить преимущества и недостатки фортепиано;

- провести анкетирование среди одноклассников с целью ответа на вопрос: «Считают ли они фортепиано самым популярным музыкальным инструментом и почему?».

Методы исследования: сбор информации по теме, беседа, анкетирование, опрос, анализ и синтез.

Практическая значимость работы: материал по данной теме может быть интересен и полезен ученикам музыкальных школ, использован на уроках музыки в общеобразовательной школе.

Глава 1. Краткая история появления и путь cовершенствования фортепиано.

У каждого инструмента есть своя история, есть она и у фортепиано.

Изучив всю найденную литературу, я узнала, что самым ранним предком фортепиано считается монохорд, который, по преданию изобрел Пифагор и использовал для своих музыкально-теоретических и акустических экспериментов. Это был не музыкальный инструмент, а прибор, представляющий собой прямоугольный ящик с натянутой одной струной.

Пока Пифагор продолжал свои опыты, находчивые музыканты понастроили музыкальные инструменты и назвали их полихордами - ″многострунами″, так как вместо одной струны было несколько. А играли на них так: били палочками по струнам.

Но одним из важнейших шагов на пути к созданию современного фортепиано был клавишный механизм. Клавиатуру мастера позаимствовали у органа, а механизм, соединяющий клавиши со струнами, - у полихорда. Клавикорды появились примерно к ΧΙΙΙ-ΧΙV векам и имели устройство, похожее на устройство современного фортепиано. Но гораздо проще. При нажатии на клавишу маленький медный квадратик под названием тангент ударял струну. У клавикорда было по одной струне на каждую клавишу (в то время как у современного фортепиано на каждую клавишу бывает до трёх струн). Клавикорд ставили на стол и играли стоя. Звук клавикорда был нежным и певучим. Современники писали о клавикорде: «Он более пригоден для домашней и нежной музыки, нежели для эстрады или больших помещений…» Исправить этот недостаток не получилось, большей громкости так и не удалось добиться.

Другой клавишный инструмент - клавесин - был изобретён в Италии в XV веке. Клавесин был не только домашним инструментом. Его включали в различные ансамбли и даже в оркестр. За клавесином сидел дирижер. Левой рукой он играл аккорды, а правой руководил оркестром. Но звуковая картина клавесинной музыки была довольно тусклой и малоинтересной. Исполнитель не мог играть громче или тише: с какой бы силой он не ударял по клавише, делал это резко или мягко - звук не менялся и всегда получался громким. Кроме того, при слабом нажатии на клавишу механика не срабатывает и инструмент не звучит.

Композиторам и музыкантам необходим был инструмент, который обладал бы сильным, гибким, меняющимся по динамике звуком. И вот в один прекрасный день 1709 года появился необычный музыкальный инструмент. Изобрёл его итальянский мастер Бартоломео Кристофори. Мастер назвал его «Гравичембало коль пиано е форте», что означает "клавишный инструмент, играющий нежно и громко". Это название затем было сокращено, и появилось слово "фортепиано". За свою 300 - летнюю историю инструмент постепенно совершенствовался. Появились разновидности: пианино и рояль. И на пианино, и на рояле играют совершенно одинаково, одни и те же пьесы, на нотах которых написано: фортепианные. В 20 веке появились электромузыкальные клавишные инструменты - электромузыкальные пианино, синтезатор. Они применяются как в домашних условиях, так и для больших аудиторий.

Глава 2. Музыкальные возможности фортепиано

  1. Фортепиано и великие композиторы.

Фортепиано - удивительный инструмент. На нём можно сыграть песенку и симфонию, исполнить оперу и пьесу, написанную для скрипки или арфы. А сколько прекрасных произведений создано специально для фортепиано! За прошедшие триста лет почти все великие композиторы писали фортепианную музыку, и многие из них знамениты именно своими фортепианными произведениями. Это Бетховен и Шуберт, Шопен и Лист, Глинка и Чайковский, Рахманинов, Прокофьев, Шостакович и ещё многие-многие композиторы. Их привлекали огромные, почти безграничные возможности инструмента. Сила звука может быть самой различной, от легчайшего пианиссимо до мощного фортиссимо. На фортепиано исполняют и певучие мелодии, и многозвучные аккорды, и виртуозные пассажи. Инструмент может звучать нежно, как флейта, а может и мощно, как целый оркестр.

Если Гайдн и Моцарт еще использовали иногда для своего творчества клавесин, то Бетховен признавал только фортепиано. Он не только виртуозно владел этим инструментом, но и постоянно добивался его усовершенствования. Музыканты говорят, что если б сегодня вдруг исчезло всё, что сочинено для фортепиано за всю его историю, но остались бы лишь сонаты Бетховена, инструмент бы не погиб.

Не было на свете более «фортепианного» композитора, чем Фридерик Шопен. Они, можно сказать, были созданы друг для друга. Шопен был первым и долгое время единственным композитором, писавшим музыку почти исключительно для одного инструмента - фортепиано. «Душа фортепиано» - так называли польского композитора Фридерика Шопена.

Очень большую роль в раскрытии возможностей этого инструмента сыграл венгерский композитор Ференц Лист, который не только сочинял фортепианные пьесы, но и перекладывал для рояля различные произведения, написанные для целого симфонического оркестра, вплоть до симфоний Бетховена. Лист хотел доказать, что рояль не уступает оркестру по своим выразительным, художественным возможностям и нет такой музыки, исполнение которой было бы невозможно на фортепиано, инструмент этот поистине универсален.

В звуковой палитре давно знакомого рояля гениальный русский композитор Сергей Рахманинов увидел новые краски, нашёл новые тончайшие оттенки фортепианного звука. Рядом с широкими, напевными мелодиями появились знаменитые рахманиновские многозвучные аккорды, вызвавшие к жизни новые образы: неповторимые «колокольные» звучания и яркие картины русской природы.

Рояль, как универсальный инструмент даёт возможность проявить свою индивидуальность, свой особый талант каждому музыканту. Александр Скрябин, сочинявший почти только для фортепиано, обладал удивительной способностью: он не только внутренне слышал музыку, но еще и видел её. Он мечтал о таком фортепиано, которое будет рождать разливающиеся по специальному экрану световые краски.

2.2. Преимущества и недостатки инструмента

Без фортепиано не может обойтись ни одна область музыкального, а также театрального искусства. Без поддержки этого инструмента непросто выступать певцу или скрипачу. Необходим инструмент и в драматическом театре, и в балете, где артисты занимаются под звуки фортепиано.

Фортепиано помогает учителям музыки на уроках, украшает своим звучанием школьный концерт, музыкальный лекторий или клуб. В Детском саду музыкальный руководитель также проводит занятия с фортепиано. Незаменимо фортепиано в музыкальных школах, школах искусств, музыкальных училищах (колледжах), консерваториях, институтах искусств, академиях культуры, где получают начальное, среднее и высшее профессиональное музыкальное образование. Без владения фортепиано не обойтись людям практически всех музыкальных или связанных с музыкой, специальностей. За роялем обычно сочиняет композитор, работают над партитурой оперы дирижёр и режиссёр. За роялем знакомится с музыкой изучающий её учёный-теоретик, с помощью рояля разучивает арию певец. Умение играть на фортепиано помогает понять музыку балетному артисту и тому, кто создаёт балетный спектакль, то есть хореографу. Фортепиано как обязательный инструмент входит в учебный план при подготовке музыкантов разных специальностей, а также работников театра.

Но есть у пианино и недостатки, связанные с особенностями фортепианного механизма. Их два:

1.Вслед за нажатием клавиши следует удар молоточка по струне, пусть смягченный, благодаря оклейке особым материалом - фильцем, но все же удар. При исполнении певучей музыки любая ударность неприемлема, поэтому во время обучения игре на инструменте пианисту приходится много работать, чтобы добиться певучести в звучании.

2.Коснувшись клавиши, пианист уже больше не властен над звуком: он не может усилить его, ни ослабить по своему желанию, ни оставить его постоянным, он может только слушать, как звук затихает, или прервать его, сняв палец с клавиши. Но и этот недостаток у хорошего пианиста не так уж заметен.

Выразительные возможности фортепиано настолько богаты, что легко покрывают его недостатки. Как писал непревзойденный пианист и выдающийся композитор Ференц Лист: ″Фортепиано располагает объемом целого оркестра и десяти пальцев человека хватает для воссоздания гармоний, которые иначе могли бы быть воссозданы к жизни в результате соединения сотен музыкантов в оркестре″.

2.3. Анализ результатов анкетирования.

Многие великие музыканты и композитор считали фортепиано самым популярным и универсальным музыкальным инструментом. Интересно, что знают о фортепиано и как ответят на вопрос «Считаете ли вы фортепиано самым популярным (современным) музыкальным инструментом и почему?» ребята 10-11 лет.

С этой целью нами было проведено анкетирование среди учеников 3 класса. В анкетировании приняло участие 20 человек. Ребятам предлагалось ответить на вопросы анкеты.

  • Любите ли вы слушать фортепианную музыку?

  • Чем отличается рояль от пианино?

  • Что означает слово «фортепиано»?

  • Считаете ли вы пианино современным и самым популярным музыкальным инструментом?

Были получены следующие результаты.

  • На первый вопрос «Любите ли вы слушать фортепианную музыку?». 8 человек ответили «да», 6 человек ответили - «не всегда», 4 человек - «часто», 2 человека - «нет».

  • На второй вопрос «Чем отличается рояль от пианино?». 6 человек ответили - «крышкой», 5 человек - «формой», 5 человек - «размером» («Рояль большой, а пианино маленькое»), 3 человека - «звуком» (вариант - «звучанием»), 1 человек - затруднился ответить.

  • На третий вопрос «Что означает слово «фортепиано»?. 10 человек ответили «Форте» - громко, «пиано» - тихо, 2 человека - «пианино», 5 человек - « музыкальный инструмент», 3 человека затруднились с ответом.

  • На четвертый вопрос «Считаете ли вы пианино современным и самым популярным музыкальным инструментом?» все участники опроса единогласно ответили «да».

В результате анализа анкет приходим к выводу, что не все ученики имеют элементарные сведения о фортепиано, но есть и положительные стороны анкетирования, которое позволило нам убедиться в 100% популярности фортепиано среди наших друзей.

Мы провели опрос среди учителей нашей школы: умеют ли они играть на фортепиано. Мы выяснили, что 8 педагогов из 17 опрошенных учились в музыкальной школе по классу фортепиано и умеют на нем играть.

Заключение

Подводя итог в исследовании, можно сказать, поставленные цель и задачи в целом выполнены: я узнала и проследила историю появления и развития фортепиано, его музыкальные возможности. Изучение истории фортепиано позволило узнать, что у фортепиано огромные, безграничные возможности: оно может звучать легко, как флейта, а может как целый оркестр. Поэтому многие великие музыканты отдали дань этому инструменту. За прошедшие триста лет многие великие композиторы писали для фортепиано, и многие из них знамениты именно своими фортепианными произведениями. В процессе исследования, я многому научилась, многое узнала из истории инструмента, игре на котором обучаюсь 3 года. Я поняла, что знать историю музыки, не только интересно, но и полезно. Это позволяет лучше понимать содержание того или иного музыкального произведения. Теперь я с большим интересом посещаю уроки музыки по классу фортепиано и даже пробую сочинять музыку для фортепиано. Я уверена, что фортепиано будет жить и приносить радость людям еще много лет, десятилетий и даже столетий!









































































Список литературы

  1. Гельберквит М. Рождение фортепиано - М.: Детская литература, 1984.

  2. Зильберквит М. Мир музыки: Очерк.- М.: Дет. Лит.,1988, 336 с.

  3. Зимин П.А. История фортепиано и его предшественников: М., 1968, 178 с.

  4. История изобретения фортепиано (рояля, пианино)/ источник: nastroika.nm/ru.-www/dudkaland/ru/st19.html

  5. Кленов А.С. Я познаю мир: Детская энциклопедия. Музыка. - М., 1997, 448 с.

  6. Михеева Л. Музыкальный словарь в рассказах. М.: Терра, 1996.

  7. Михеева Л. Музыкальный словарь в рассказах - М.: Всесоюзное издательство советских композиторов. 1986.

  8. Шорникова М. Музыкальная литература. Музыка, ее формы и жанры: Ростов-на-Дону: Феникс, 2005,187 с.

  9. Энциклопедический словарь юного музыканта /Сост. В.В.Медушевский, О.О.Очаковская / - М.: Педагогика, 1985.

  10. www.allpianists.ru/pianists-ch.html

  11. euro-piano.ru/reviews/

  12. www.sonata-etc.ru/instruments/old-time/25/date/index.html























Приложение

Исследовательская работа на тему Особый инструмент





































Мой сольный концерт в школе искусств (для одноклассников)





Исследовательская работа на тему Особый инструмент







































На занятии в музыкальной школе (проводит моя мама Богомягкова Лариса Викторовна)

Исследовательская работа на тему Особый инструмент

Исследовательская работа на тему Особый инструмент







Исследовательская работа на тему Особый инструмент















Соответствие цветов итональностей</

по Скрябину





































13



 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал