- Учителю
- Из опыта работы Духовное воспитание школьников
Из опыта работы Духовное воспитание школьников
«Духовно-нравственное воспитание младших школьников через урок и внеклассную работу»
</ Путинина Светлана Михайловна, учитель начальных классов Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №8 г.Челябинска
Условия возникновения и становления опыта
За годы профессиональной деятельности я столкнулась с рядом проблем:
1. Духовное оскудение человека привело к созданию системы ценностей общества потребления основанного на эгоизме и прагматизме
2. Невысокая социализация личности ребёнка. Непонимание и нежелание усваивать образцы поведения, социальные нормы и ценности, необходимые для успешного функционирования в обществе
3. Нравственные ценности из области сопричастности общему, коллективному соборному идеалу ответственности человека за другого человека, сопереживание другим людям сместилось на переживания лишь собственной удачи.
4. Недостаточное проявление творческих способностей учащихся как результат невысокой познавательной активности.
5. Отторжение подрастающего поколения от отечественной культуры, от истории страны, исторического опыта поколений.
6. Невысокий уровень психологических знаний и умений для создания ситуаций психологического комфорта. Это ведёт к сложности в личном развитии, установлениями межличностных контактов к повышенности тревожности, развитию чувства неуверенности в себе, связанного с неадекватной и неустойчивой самооценкой.
К теме духовно-нравственного воспитания я обратилась не случайно. Известный русский религиозный философ В. В. Зеньковский писал: «Никто не может стать сыном своего народа, если он не проникнется теми основными чувствами, какими живёт народная душа. Как ни сложна, ни темна психология национальной связи, мы можем, однако утверждать, что мы не можем созреть в не национальной культуре, в которой мы должны проникнуться, чтобы присуще душе нашей силы могли получить развитие.» Развивать у детей культурное наследие и воспитывать бережное отношение к нему необходимо с детства.
Утрачено чувство благодарения, человек хочет показать превосходство к окружающему миру людей и природе в соответствии с нормами человеческой морали. В результате сопоставления взглядов великих педагогов просветителей духовенства, психологов, опыта коллег с собственными проблемами в работе с младшими школьниками была выдвинута следующая педагогическая идея опыта: личностное развитие, полная социализация школьника невозможна без формирования духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к культурному наследию; уважение к свой нации, понимание своих национальных особенностей. Формирование нравственности эстетической восприимчивости у детей должно развивать способности школьников принимать осознанные решения в отношении поведения людей в обществе.
Познание русской народной культуры через духовно-нравственное и патриотическое воспитание школьников, может стать подлинно творческой, развивающей деятельностью, если:
1. в процессе ознакомления учащихся с народным фольклором, чтением и разбором народных статей, рассказов, сказок из учебных книг, знакомство с декоративно-прикладным искусством, с традициями, опираться на доступный учащимися материал культурных традициях родного села, города, страны, через духовно-нравственное воспитание;
2. включать учащихся в традиционные праздники ;
3. привлекать родителей к совместной работе;
4. проводить экскурсии в природу, архитектурным памятникам, краеведческим музеям.
Новизна моего опыта актуальна в современное время, в связи с изменениями социально-общественного сознания. Необходимость приобщения школьников к культуре родного края и страны стало значительней значимой.
На протяжении многих тысячелетий традиционная культура помогала человеку в познании мира, природы, самого себя, адаптировала к жизни, систематизировала и хранила знания, становясь источником прогресса.
Народ передавал последующим поколениям нравственные законы бытия, моделировал и очеловечивал нормы отношений между людьми, то есть формировал духовную, нравственную, патриотическую и эстетическую основу общества.
Появляется социальный заказ общества к формированию целостного мировоззрения школьников, к развитию у детей культурного наследия и воспитания бережного отношения к нему с детства.
В нашем обществе происходит много перемен, и мне кажется, что в первую очередь нужно решать проблему духовно-нравственного воспитания школьников, так как это очень важно для личностной культуры, для патриотического развития человека и возрождения духовности России.
Теоретическая база опыта
В основе педагогического опыта лежат идеи В. Д. Выготского, идеи М. Д.Павленко, Серых Л. В., Лысенко В. Н., Слепченко В. Н., Чумоченко М. И., Флигинских Т. И. и многих других педагогов. Духовно-нравственное воспитание помогает расширять связи ребёнка с окружающим миром, предполагает обогащение общения детей с окружающим социумом и природой, проникновения в мир других людей, приобщение к культуре родного края.
В полярности и противоречии взглядов позиций оценок характерной для сегодняшней жизни российского общества, есть общие идеи и тенденции объединяющие россиян. На мой взгляд главная идея - духовного возрождения России, через духовно-нравственное воспитание учащихся.
В современной многонациональной России самобытное искусство каждого народа, проживающего на её территории имеет право на изучение, сохранение и поддержку.
Уже 2000 лет существует изложенный в Библии духовный Закон, раскрывающий, как человеку жить на земле, что он должен делать и чего избегать. Заповеди и нравственные идеалы отраженные в них и признаваемые всеми народами как неоспоримо истинные, говорят о ближнем, об отношении к нему, об обязанностях каждого перед другим человеком. В наше сложное время когда общество испытывает острую нужду в таких ценностях как доброта, уважение к человеку, терпимость, доброжелательность стоит вернуться к этим нравственным правилам, составляющим моральное достояние человеческой души. Каждая нравственная заповедь может стать предметом отдельной беседы с учениками на уроке, во внеклассной работе.
С возрастом дети будут замечать внутри себя борьбу добра со злом, у них начнет говорить совесть, она как строгий и неподкупный судья оценивает все поступки и переживания даже маленького ребёнка, если он поступил хорошо, испытывает мир и спокойствие в душе. И, наоборот - после совершения нехорошего поступка чувствует угрызение совести. Совесть и есть основа общечеловеческой нравственности, из которой вытекают все правила поведения. Я считаю, что в учебно-воспитательном процессе мы должны совершенствовать личность каждого ребёнка, стараться сделать его лучше, чище, благороднее.
Сегодня мы отмечаем новые подходы к традиционной культуре в инстанциях, непосредственно формирующих и осуществляющих государственную и культурную политику. В качестве основополагающего фактора этих перемен государственного протекционизма (покровительство) следует рассматривать Закон РФ «Основы законодательства Российской Федерации о культуре», где в числе важнейших сфер культурной деятельности - художественные народные промыслы и ремёсла, народная культура в таких её проявлениях как язык, диалекты, говоры, фольклор, обычаи и обряды, праздники; выявление, изучение, охрана, реставрация и использование памятников истории культуры.
Особенно актуальным является изучение региональных традиций народной художественной культуры и опора на них.
Практическая реализация данных постановлений явится добротной основой для развития нашей региональной культуры.
Знание характерных особенностей народной культуры края необходима для практической деятельности в образовательном процессе, во внеклассной работе.
На протяжении трех лет педагогической деятельности я работаю над этой темой за это время я достигла успешных результатов.
Данный опыт можно использовать в образовательном процессе, внеклассной работе, на отдельных уроках, а также в отдельных педагогических ситуациях.
Технология опыта
Формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности культурному наследию; формирование чувства собственного достоинства как представителя своего народа и толерантного отношения к представителям других национальностей (к сверстникам, их родителям, соседям и другим людям).
Целью моего опыта является показ основных форм приобщения детей к культурному наследию на уроках чтения, окружающего мира, православной культуры и во время внеклассных мероприятий.
Цель определила постановку конкретных задач:
1. Определить задачи принципы и содержание духовно-нравственного воспитания младших школьников;
2. Раскрыть содержание основных форм приобщения к культурному наследию на уроках литературного чтения, окружающего мира, православной культуры и во внеурочной деятельности
Принципы воспитания. Принцип культуросообразности в воспитании согласно современной трактовке предполагает, что «воспитание должно основываться на общечеловеческих ценностях культуры и строиться в соответствии с ценностями и нормами тех или иных национальных культур и специфическими особенностями, присущими традициям тех или иных регионов, не противоречащих общечеловеческим ценностям.
Принцип расширения связей ребенка с окружающим миром предполагает обогащение общения детей с окружающим социумом и природой, проникновение в мир других людей, приобщение к культуре родного края.
Принцип приоритетности регионального культурного наследия означает воспитание патриотизма на местном материале с целью формирования уважения к своему дому (семье, соседям, друзьям), бережного отношения к природе родного края; приобщение ребенка к национальному культурному наследию, образцам национального, в том числе местного, фольклора, народным художественным промыслам, национально-культурным традициям, произведениям местных писателей, поэтов, композиторов, художников.
Принцип опоры на эмоционально-чувственную сферу ребенка требует создания условий для возникновения эмоциональных реакций и развития эмоций, которые сосредоточивают внимание ребенка на объекте познания, собственном действии и поступке, что достигается через сопереживание и прогнозирование развития ситуации.
Содержание воспитания. Особую роль в приобщении ребенка к народной культуре играют народные праздники как средство выражения национального характера, яркая форма отдыха взрослых (педагогов и родителей) и детей, объединенных совместными действиями, общим переживанием.
Оптимальным для духовно-нравственного воспитания в школе является проведение сезонных музыкально-игровых праздников: осенью - «Ярмарка»; зимой - «Новый год», «Рождество», «Святки», «Защитники Отечества», «Масленица»; весной- «Наши любимые мамы», «Праздник птиц», «Пасха», «Никто не забыт и ничто не забыто», «Именины березки» (Троица).
Дети вместе со взрослыми исследуют особенности каждого народного праздника. Школьники устанавливают его взаимосвязь с сезонными изменениями в природе, с трудом предков в прошлом и взрослых в настоящее время, а так же с важными датами, событиями в общественной жизни.
Характерной особенностью работы по формированию духовно-нравственного отношения к культурному наследию и чувства сопричастности ему является приобщение детей к крестьянской культуре и быту. Крестьянское искусство входит в жизнь современного ребенка вместе с народной песней, сказкой, былиной, поэтому оно так близко ему и понятно. Педагог совместно с родителями, работниками музеев помогают детям получить представление о разных видах народного искусства и пережить отношение к ним в продуктивной, игровой и учебной деятельности. Знакомство ребенка с народным искусством развивает у него вкус и бережное отношение к материальным ценностям, созданным предшествующими поколениями.
Дети получают представление о материале, из которого изготовлены предметы народно-прикладного искусства.
На уроках технологии я вовлекаю детей в процесс изготовления народных игрушек и других предметов, в ходе которого дети приобретают навыки работы с художественным материалом. Я прививаю привычку делать своими руками приятные и полезные для людей вещи.
На уроках окружающего мира дети знакомятся с народным костюмом. Это очень важно, так как позволяет показать непрерывную связь поколений и связь искусства изготовления костюма, соблюдать традиции народов.
На протяжении всего годичного праздничного круга учителя знакомят детей с русским народным костюмом, а также с народным костюмом людей других национальностей, населяющих нашу страну. На посиделках и праздниках дети совместно со взрослыми знакомятся с деталями костюма, наряжаются в него, входят в определенную роль. Костюм является средством духовного единения, ребенка с прапрабабушкой (прадедушкой). Детей -1-2 класса я знакомлю с народным костюмом той местности, в которой они проживают, а детей 3-4 класса - с народными костюмами других национальностей, которые проживают на территории нашего края. Внимание школьников акцентирую на внешнем виде костюма, его форме, расцветке, элементах украшения, классифицирую его по принадлежности: праздничный, будничный; для женщины, девушки; женский, мужской. Знакомлю с декором костюма, материалом украшений: жемчуг, бисер, разноцветное стекло и др. Это помогает детям в радостной гамме расцветок увидеть красоту и попробовать изобразить ее в продуктивной творческой деятельности. Дети украшают декором женский костюм, мужскую косоворотку и др. (в рисунке, аппликации).
Во внеурочной работе мы приглашаем к совместной деятельности родителей, работников учреждений культуры, которые знакомят детей с разнообразными видами декоративного искусства (изделия из дерева, глины, бумаги, картона, шитье, вышивка, плетение), с их бытовым и эстетическим назначением. Это помогает учащимся понять последовательность изложения происходящих событий: о чём следует сказать вначале, как отразить основной смысл картины и чем следует закончить рассказ. Из предлагаемых детьми предложений отбирается наиболее удачное (для оценки предложений привлекаются сами дети), причём последующее предложение должно быть не только правильным, но и продолжающим мысль первого. Упражнять детей в составлении коллективных рассказов следует по возможности чаще, ибо это приучает говорить правильно, думать со всеми вместе, отбирать из своего запаса знаний то, что необходимо для выполнения задания.
На литературное чтение и православную культуру, как учебные предметы возлагается особая миссия - воспитание духовно-нравственной личности, обладающей высокой степенью сознания себя гражданином России. На каждом уроке нужно стремиться сделать школьников более духовными, образованными, терпимыми, уметь сопереживать определённым поступкам и уметь выйти достойно из любой ситуации.
Урок, на котором дети испытывают удовольствие и радость от успешно выполненной общей работы, который пробуждает самостоятельную мысль и высказывает совместные переживания учащихся, способствует их духовно - нравственному воспитанию.
Содержание образования
В основе моего опыте лежит теоретическая модель методической системы приобщения школьника к культурному наследию страны, культуре родного края. Воспитательное пространство, в котором разворачивается взаимодействие детей и учителя, наполненное определёнными устойчивыми социально-психологическими отношениями, влияющими на состояние души каждого присутствующего на уроке.
В своей работе я использую следующие принципы методической системы:
· Научность, доступность, наглядность;
· Интеграция, системность, приоритет ценностных отношений;
· Активизация познавательного интереса к изучению культуры родного края и его традиций
При отборе содержания материала, я руководствовалась работами Федь А., Белова В. И., Шумейко Н. И., Долгинцевой Н. М., Ерёминой Т. А.. Опираясь на эти работы, я внесла в содержание некоторые изменения в формы организации деятельности учащихся, через духовно-нравственное воспитание. Это обеспечило положительное решение задач по воспитанию нравственных качеств учащихся.
Организация духовно-нравственного воспитания школьников на уроках
На уроках в постоянном общении с учителем и сверстниками формируется нравственность ребёнка, обогащается его жизненный опыт. Переживания младших школьников, их радости и огорчения прежде всего связаны с учёбой. На уроке взаимодействуют все основные элементы воспитательного процесса: цель, содержание, средства, методы, организация.
Это обеспечивает эффективность духовно - нравственного воспитания на уроке? Научность, идейность содержания урока, нравственно-эмоциональный заряд методов и приёмов работы учителя, стиль складывающихся взаимоотношений между учителем и детьми на уроке, нравственная направленность личности учителя, его отношение к изучаемому материалу.
Чтение и разбор статей, рассказов, стихотворении, сказок из учебных книг помогают детям понять и оценить нравственные поступки людей. Дети читают и обсуждают статьи, в которых ставятся в доступной для них форме вопросы о справедливости, честности, товариществе, дружбе, верности общественному долгу, гуманности, патриотизме и интернационализме.
На уроке постоянно возникают определённые деловые и нравственные отношения между учащимися. Решая общие познавательные задачи, поставленные перед классом, учащиеся общаются между собой, влияют друг на друга. Учитель предъявляет ряд требований, касающихся деятельности учеников на уроке: не мешать остальным, внимательно слушать друг друга, участвовать в общей работе - и оценивает умение учеников в этом плане. Совместная работа школьников на уроке рождает между ними отношения, характеризующиеся многими признаками, которые свойственны отношениям в любой коллективной работе. Это, всего, отношение прежде всего, отношение каждого ученика к своему делу как к общему, каждого ученика к своему делу как к общему, умениё согласованно действовать вместе с другими для достижения общей цели, взаимная поддержка и в то же время требовательность друг к другу, умение критически относиться к себе, расценивать свой личный успех или неудачу с позиции общей работы. Для того чтобы эти возможности урока реализовать практически, я создаю в течение урока ситуации, в которых у учеников была бы возможность общения между собой: видимо, несколько ослабить иногда излишне строгую регламентацию поведения детей на уроках.
Передо мной всегда стоит сложная задача - так организовать индивидуальную деятельность ученика по усвоению знаний, чтобы она вызвала общие переживания, способствовала воспитанию коллективизма, была источником становления высоконравственных взаимоотношений детей.
Для накопления детьми опыта сотрудничества чрезвычайно важно, чтобы учитель оценивал на уроке не только знания учебного материала, но и обращал внимание на нравственные поступки младших школьников. На уроках я использовать естественные ситуации и преднамеренно создаю новые для разъяснения характера возникающих между детьми взаимоотношений, раскрываю их обязанности как членов коллектива, предупреждаю отрицательные поступки. В совместной деятельности на уроках у младших школьников вырабатывается представление о том, что хорошо и что плохо. Это касается тех сторон жизни, которые особенно волнуют ребят: отношение к учению, отметкам, труду, дружбе, к различным поступкам учеников в классе.
Почти во все уроки можно включить элементы совместной работы. Необходимо создавать и поддерживать в классе такую обстановку, в которой каждый ученик стремился бы преодолевать трудности, чувствуя уважение к себе со стороны учителя и учащихся даже тогда, когда результат достигается с трудом. Работая с учебной картиной, можно {после знакомства с её содержанием) обратиться к детям с предложением составить коллективный рассказ. Внимание детей обращается на творчество. Создавая собственные маленькие произведения, дети выражают своё отношение к культурному наследию.
Дети не просто воспроизводят, но и в доступных формах и доступными средствами творят живую культуру, конечно не претендуя на общественную значимость получаемого продукта.
Творчество главное средство освоения ребёнком культурно-исторического опыта и движущая сила развития личности.
На уроках русского языка я знакомлю учащихся прекрасными образцами устного народного творчества. Это пословицы и поговорки.
Высоко ценит народ силу и знание правдивого, доброго, честного, искреннего и твёрдого слова. Пословицы хвалят положительные качества человека, порицают его недостатки. С особой силой выражаются в пословицах любовь к Родине и забота о ней. Уроки литературного чтения и православной культуры формируют творческое мышление, прививают любовь к родной культуре, воспитываются доброта, сопереживание, осмысливаются общечеловеческие ценности, поднимается планка духовно-нравственного воспитания и интеллектуального развития ребёнка.
Как далёк наш мир сейчас от таких добрых человеческих отношений. Мы уже не удивляемся жестокости, ненависти и всё увеличивающимся дефицитом доброты. Самый важный нравственный акцент на уроке учителя: человек не должен заражаться чужим злом - в любой ситуации он должен оставаться человеком.
Потенциальные возможности урока имеют мощные факторы воздействия на духовность ребёнка: знания о мире; умение воздействовать с миром; ценностные отношения к миру - благодаря, чему личности удаётся подняться на уровень культуры и жить в обществе на достигнутом культурном уровне.
Православная культура, есть чувственное воплощение абсолютных ценностей бытия в творческих формах жизнедеятельности человека. Духовный человек всегда стремиться к истине, покаянию, добру и красоте (Приложение №2)
Формы, методы и средства работы
Важной задачей моего опыта считаю превращение духовно-нравственных чувств в инструмент творческого осмысления мира. Одной из разнообразной форм организации воспитания духовно-нравственных чувств: участие в мероприятиях ,праздник «День Победы», экскурсии, операции, акции.
Методы:
1. Беседы с участниками фольклорного народного хора, народными умельцами, встречи с участниками ВОВ, ветеранами ВОВ.
2. Разработка и осуществление системы классных часов с младшими школьниками (игр, праздников, внеклассных мероприятий по проблеме «Приобщение школьников к культуре родного края через духовно-нравственное воспитание»
3. Изучение народных песен, частушек своего села.
Система работы состоит из следующих компонентов:
1. Диагностика творческого потенциала учащихся
2. Диагностика степени сформированности духовно-нравственных чувств школьника, с целью выявления общего отношения к изучению культуры родного края.
3. Изучение и обогащение краеведческого материала
4. Использование игровой методики, которая позволяет усваивать те модели и методы, когда ребёнок учится действовать самостоятельно, он адаптируется к условиям социальной жизни
5. Перспективное планирование развития положительной мотивации каждого ученика.
Таким образом, рассматривая цель и задачи по приобщению младшего школьника к культурному наследию, к культуре края, через духовно-нравственное воспитание достигается включением учащихся во внеклассные мероприятия (Приложение № 4); участие в операциях «Забота», «Обелиск», «Милосердие»; посещение краеведческих музеев. Такой подход обеспечивает формирование у учащихся целостного восприятия мира.
Способы включения учащихся в деятельность
В знании региональных особенностей культуры края заключены непреходящие ценности во всех областях её проявления. Именно такие знания являются добротной основой народных традиций, ибо только настоящее знание и широкое просвещение способны указать нам правильный путь к сохранению и развитию национальной культуры. В получении знаний о культуре родного края выделяю следующие приоритеты:
1. Окружающие предметы, впервые пробуждающие душу ребёнка. Они воспитывают в нём чувство красоты, любознательность, должны быть национальными. Это поможет детям с самого раннего возраста понять, что они - часть великого русского народа.
2. Необходимо на уроках и во внеклассной работе широко использовать все виды устного народного творчества. Это является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей.
3. Большое место в приобщении детей к культурному наследию занимает праздники и традиции
4. Очень важно знакомить детей с народно-прикладным искусством, с народной декоративной росписью. Она способна увлечь ребят национальным искусством.
5. Особое место нужно отвести школьному краеведческому музею, где дети познают быт, традиции, историю своего села.
6. Формирование языковой личности младших школьников на материале народных традиций.
Обобщая сказанное, можно заключить, что воспитательная и образовательная цель моего опыта состоит в приобщении детей к культурным ценностям через урок и внеклассные мероприятия.
Именно так я представляю развитие личностной культуры младшего школьника, как основа его любви к матери, к Родине.
Данный опыт направлен на приобретение детьми культурного богатства русского народа. И может быть, детская душа наполнит добром, милосердием и сопереживанием не за себя, а за других людей.
Меня волнует то, станут ли мои сегодняшние ученики достойными гражданами своей страны, будут ли они носителями и хранителями национальной культуры. Поэтому я всегда в своей работе буду помогать ученику постигать и проживать жизнь, подниматься вместе с ними на новые ступеньки духовно-нравственного и интеллектуального развития, болеть за их судьбу - это и есть моя главная педагогическая задача.
Внеклассная работа имеет огромное значение в решении разнообразных задач, которые стоят перед педагогами. Эта работ работе может решить образовательные и воспитательные задачи, будет способствовать развитию практических умений и навыков по изучению культуры страны.
Алгоритм осуществления педагогических действий
Работая над опытом, я изучила теоретическую и методическую литературу по данной проблеме и пришла к практической работе с детьми. Я использовала методы диагностики: наблюдение, беседы, анкетирование.
Моя работа начиналась с составления тематического планирования занятий воспитанию младших школьников. На занятиях с детьми мною были поставлены следующие цели:
1. Приобщение учащихся через культурное наследие
2. Воспитание духовно-нравственных и патриотических чувств у детей
3. Формирование знаний о духовном наследии русской культуры
4. Изучение традиций культуры родного края
Результативность
Практический опыт показал, что многие вопросы по духовно-нравственному воспитанию решать было трудно, потому что социальные условия жизни каждого ребёнка индивидуальны. Особое внимание я старалась уделять детям «группы риска», так как считаю, что добрые чувства есть в каждом человеке: доброта врождённа. Если другие качества как трудолюбие, прилежность надо воспитывать, то доброту достаточно пробудить.
Анкета «Отношение учащихся к культуре родного края»
1. Знаешь ли ты историю села?
2. Какие традиции ты знаешь своего села?
3. Назови религиозные народные праздники.
4. Назови местные народные песни, колядки.
5. Знаешь ли ты частушки своего села?
6. Каких местных поэтов ты знаешь?
Проанализировав анкету, я получила следующие результаты:
В начале исследования