- Учителю
- Конспект классного часа на тему: 'Что такое красота?'
Конспект классного часа на тему: 'Что такое красота?'
Конспект классного часа
Что такое красота?
Класс: 7
Цели:
-
Формировать у учащихся представление о красоте человека и необходимой её составляющей - доброте, душевной щедрости.
-
Познакомить с представлениями человечества об эталонах красоты в различные исторические периоды.
-
Развивать кругозор учащихся, мыслительную деятельность.
-
Воспитывать нравственность.
Ход классного часа
Слово учителя.
Слайд 2. Каждая из нас, вглядываясь в зеркало, не раз задавалась вопросом: красива ли я? Этот же вопрос звучал из уст самых известных литературных героинь. А каких? Давайте вспомним.
Слайд 3. Угадайте имя героини, произносившей эти слова, и название произведения и его автора.
Коротенькие сценки, представленные учащимися
Сценка 1.
Героиня: «Зеркальце, зеркальце, молви скорей,
Кто здесь всех краше, кто всех милей?»
Автор: Тогда и отвечало ей зеркальце:
Зеркало: «Ты, королева, всех здесь милей».
Сценка 2.
Королева: «Свет мой, зеркальце! скажи
Да всю правду доложи:
Я ль на свете всех милее,
Всех румяней и белее?»
Автор: И ей зеркальце в ответ:
Зеркало: «Ты, конечно, спору нет:
Ты, царица, всех милее,
Всех румяней и белее».
Автор: И царица хохотать,
И плечами пожимать.
И подмигивать глазами,
И прищелкивать перстами,
И вертеться подбочась,
Гордо в зеркальце глядясь.
Сценка3.
Автор: По выходе отца своего она долго еще принаряживалась и жеманилась перед небольшим в оловянных рамках зеркалом и не могла налюбоваться собою.
Оксана: «Что людям вздумалось расславлять, будто я хороша? Лгут люди, я совсем не хороша. Разве черные брови и очи мои так хороши, что уже равных им нет и на свете? Что тут хорошего в этом вздернутом кверху носе? и в щеках? и в губах? Будто хороши мои черные косы? Ух! их можно испугаться вечером: они, как длинные змеи, перевились и обвились вокруг моей головы. Я вижу теперь, что я совсем не хороша! (отдвигая несколько подалее от себя зеркало) Нет, хороша я! Ах, как хороша! Чудо! Какую радость принесу я тому, кого буду женою! Как будет любоваться мною мой муж! Он не вспомнит себя. Он зацелует меня насмерть. Да, парубки, вам ли чета я? вы поглядите на меня, как я плавно выступаю; у меня сорочка шита красным шелком. А какие ленты на голове! Вам век не увидать богаче галуна! Все это накупил мне отец мой для того, чтобы на мне женился самый лучший молодец на свете!».
Проверка правильности ответов
Гиперссылки к слайду. Ответы: мачеха из немецкой народной сказки в переложении братьев Гримм «Снегурочка», королева из «Сказки о мёртвой царевне и семи богатырях» А.С.Пушкина, Оксана из повести Н.В.Гоголя «Ночь перед Рождеством».
Слово учителя
А знаете ли вы, что ответ на вопрос: красива ли я? - для одной и той же девушки в разные века не был бы одинаковым. Почему? Слайд 7. А потому что эталон (в переносном значении - мерило, образец) красоты менялся со временем. Понятие красоты - одно из наиболее трудных для определения понятий и точной формулировки не имеет, так как для любого из нас в разные периоды времени под красотой понимается что-то свое, особенное, подчас не понятное другим. Во все исторические эпохи и у всех народов представления о женской красоте были различны. Какие именно? Узнаем сейчас.
Слайд 8. Признанным эталоном женской красоты Древнего Египта считается царица Нефертити - стройная и грациозная женщина. Тонкие черты лица, полные губы и огромные миндалевидные глаза, форма которых подчеркивалась специальными контурами, контраст тяжелых причесок с изящной вытянутой фигурой вызывали представление об экзотическом растении на гибком колышущемся стебле.
Вообще же женщины Древнего Египта дадут сто очков вперед современным красавицам в способах ухода за собой: чтобы расширить зрачки и придать блеск глазам, женщины Египта капали в них сок из растения «сонная одурь», которое затем получило название беладонны. Самым красивым цветом глаз считался зеленый, поэтому глаза обводили зеленой краской из углекислой меди (позже ее заменили черной), их удлиняли к вискам, подрисовывали толстые длинные брови. Зеленой краской (из растертого малахита) красили ногти и ступни ног. Египтянки изобрели особые белила, придававшие темной коже светло-желтый оттенок.
Он символизировал землю, согретую солнцем. Едкий сок ириса употребляли в качестве румян, раздражение кожи этим соком вызывало красноту, сохраняющуюся продолжительное время.
Слайд 9. Идеалы красоты Древней Греции и Рима воплотились в знаменитейших скульптурах. Богиня любви и красоты (Венера - в Риме и Афродита - в Греции) до сих пор считается эталоном - именно от нее пошла знаменитая «формула» 90-60-90.
В древнегреческой мифологии Афродита описывалась так: «Спокойно идет среди диких зверей Афродита, гордая своей лучезарной красотой. Ее спутницы Оры и Хариты, богини красоты и грации, прислуживают ей. Они одевают богиню в роскошные одежды, причесывают ее златые волосы, венчают ее голову сверкающей диадемой.
Около острова Киферы родилась Афродита, дочь Урана, из белоснежной пены морских волн. Легкий, ласкающий ветерок принес ее на остров Кипр. Там окружили юные Оры вышедшую из морских волн богиню любви. Они облекли ее в златотканую одежду и увенчали венком из благоухающих цветов. Где только ни ступала Афродита, там пышно разрастались цветы. Весь воздух полон был благоуханием. Эрот и Гимерот повели дивную богиню на Олимп. Громко приветствовали ее боги. С тех пор всегда живет среди богов Олимпа златая Афродита, вечно юная, прекраснейшая из богинь».
Слайд 10. Фаюмские портреты, найденные впервые в селении Эр-Рубайят близ Фаюма (Средний Египет) в 80-х годах XIX в. представляют собой изображения красивейших жителей римского Египта I-IV веков н.э.- египтян, греков, нубийцев, евреев, сирийцев, римлян. Женщины, запечатленные на портретах, изображены в одеждах по римской моде того времени белого и красного цветов, иногда в зеленом, голубом или белом. Прически неизменно следовали столичной моде, задаваемой императорской семьей.
Слайд 11. В XV веке в период готики в моду вошла S-образная изогнутость силуэта фигуры. Для его создания на живот накладывали небольшие простеганные подушечки - босы. Одежды узкие, сковывающие движения, удлиненные, волочащиеся по полу.
Агнесса Сорель, дама де Боте, фаворитка Франции Карла VII, считалась одной из самых красивых женщин этой эпохи. Агнессе приписывают введение таких новшеств как ношение бриллиантов некоронованными особами, изобретение длинного шлейфа, ношение весьма вольных нарядов, открывающих одну грудь. Её поведение и открытое признание связи с королем часто вызывало негодование простого люда и некоторых придворных, однако ей многое прощалось благодаря защите короля и её совершенной красоте, о которой даже Папа Римский говорил: «У неё было самое прекрасное лицо, которое только можно увидеть на этом свете».
Слайд 12. В эпоху раннего Возрождения красотки сбривали себе брови и челку, делая высокий лоб. В XVII считалось, что если женщина носит 44-й размер одежды, то она чем-то больна и не может растить здоровое потомство. Так, один из хронистов XVI столетия приводит свою формулу женской красоты, кратную числу три: «Три белые - кожа, зубы, руки. Три черные - глаза, брови, ресницы. Три красные - губы, щеки, ногти. Три длинные - тело, волосы и руки. Три широкие - грудная клетка, лоб, расстояние между бровями. Три узкие - рот, плечо, ступня. Три тонкие - пальцы, волосы, губы. Три округлые - руки, торс, бедра. Три маленькие - груди, нос и ноги».
Слайд 13. В XVII веке, на смену пышной женщине пришел другой идеал: женщина должна была быть высокой, с хорошо развитыми плечами, грудью, бедрами, очень тонкой талией (с помощью корсета ее затягивали до 40 сантиметров) и пышными волосами (женские прически достигали 50-60 см в высоту и поддерживались специальными проволочками). Костюмы отличала красочность, огромное количество украшений. Косметику применяли сверх меры, причем особенной популярностью пользовались черные мушки, которые дамы наклеивали на лицо, шею, грудь. Каждая мушка имела свое символическое значение. Мушка над губой обозначала кокетство, на лбу - величественность, в углу глаза - страстность.
Королева Английская, Елизавета I Тюдор считалась самой недосягаемой красавицей своего времени. Она тщательно следила за своими туалетами, по моде эпохи использовала косметику - на многочисленных ее парадных портретах заметно, что правительница пользовалась пудрой и яркой контрастной помадой, подчеркивавшей белизну кожи.
Слайд 14. Как отмечали многие современники императрицы Елизаветы Петровна, царица была одна из самых красивых женщин России XVIII века. Французский посланник в России Кампредон писал о Елизавете как возможной невесте будущего короля Людовика XV следующее: «По красоте своей она будет служить украшением версальских собраний... Франция усовершенствует прирождённые прелести Елизаветы. Всё в ней носит обворожительный отпечаток. Можно сказать, что она совершенная красавица по талии, цвету лица, глазам и изящности рук». Екатерина II, впервые увидевшая Елизавету в мужском костюме (в коротких до колен штанах), когда той уже было 34 года, в 1744 году, - в возрасте, почтенном для женщины XVIII века, сказала: «Поистине нельзя было тогда видеть в первый раз и не поразиться её красотой и величественной осанкой. Эта была женщина высокого роста, хотя очень полная, но ничуть от того не терявшая и не испытывавшая ни малейшего стеснения во всех своих движениях; голова также была очень красива... Хотелось бы всё смотреть, не сводя с неё глаз, и только с сожалением их можно было оторвать от неё, так как не находилось никакого предмета, который бы с ней сравнялся».
Слайд 15. Период Неоклассицизма в середине XVIII века ознаменовал возвращение к старым греческим идеалам. Красавица XVIII века - женщина полная и крупная. Дородность и полнота считаются идеалом красоты, и художники XVIII века в портретах нарочно округляют дамские формы. Барокко ценило пышность, а бремя габаритных фижм и тяжелой парчи можно было возложить только на крепкое тело. Принятым идеалам красоты соответствовало и отношение к аппетиту: женщины XVIII века ели много, нисколько этим не смущаясь. XVIII век был веком расцвета женских причесок и париков, придворный парикмахер французской королевы Марии Антуанетты, знаменитый Леонар Боляр, был создателем причесок, составляющих единое целое с головным убором. В них находили отражение даже международные события. Им была изобретена прическа «а-ля фрегат», посвященная победе французского фрегата «Ля Бэль Пуль» над англичанами в 1778 году.
Слайд 16. В XIX веке идеал красоты был непостоянен: в самом его начале была в моде хрупкая, изящная женщина. Этот эффект достигался платьями с завышенной талией, сшитыми из легких шифоновых тканей. Благодаря этому создавалось ощущение невесомости и призрачности. Уже в середине века в моду снова входят пышные юбки, талия опускается на свое место. Этим подчеркивается хрупкость и невесомость ее обладательницы. Женщины активно носят корсеты, чтобы поддержать грудь и улучшить фигуру. В целом же, мода XIX века тяготела к искусственности. Все естественное, натуральное казалось грубым, примитивным. Здоровый румянец и загар, крепкое, сильное тело были признаками низкого происхождения. Идеалом красоты считались "осиные талии", бледные лица, изнеженность и утонченность. Одной из первых красавиц России XIX века была Наталья Гончарова.
Слайд 17. В XX веке представления о женской красоте изменились коренным образом: во-первых, исчезли корсеты, но вместе с этим вошла в моду стройная от природы фигура. Тем не менее, если в начале века платья все больше скрадывают фигуру, к его середине женственность берет верх. Идеалом красоты по достоинству считалась Мерилин Монро: во всем мире женщины подражали ей во всем, начиная от фигуры и заканчивая одеждой. Модной становится женщина далеко не худенькая. В это время все обратили внимание на женские ноги, теперь их стало видно во всей красе - появилась заветная мини-юбка.
Беседа
Слайд 18.
Мы выяснили, что представление о красоте менялось на протяжении истории человечества. То, что сегодня воспринимается как идеал красоты, завтра - выглядит смешно и нелепо.
-
Почему же люди пытаются соответствовать некоему эталону красоты?
-
Что вы готовы поменять в себе, чтобы стать «красивой»?
А знаете ли вы, чтобы стать красивой, женщинам нередко приходится на своём личном опыте подтвердить справедливость утверждения: «Красота требует жертв».
Слово учителя
Слайд 19. В Древнем Китае женщинам ломали и туго перебинтовывали стопы так, чтобы на долгое время они прекратили свой рост и превратились в изящные десятисантиметровые лотосоподобные придатки.
Слайд 20. Три с половиной тысячи лет назад в Египте женщины удаляли волосы со всего тела, в том числе и с головы, при помощи восковой эпиляции. Для придания очам блеска вам бы каждый день капали сок белладонны, а веки подводили бы краской углекислой меди и подрисовали бы толстые длинные брови.
Слайд 21. В племени туарегов, проживающем в Сахаре, заботливые мамаши насильно кормят дочерей до такой степени, чтобы при наклоне вперед на животе у них было не меньше 12 жировых складок. Иначе девушку никто не возьмет замуж! Полнота в этой стране ассоциируется с плодородием.
Слайд 22. Особым шиком в Малайзии на острове Борнео считаются мочки ушей до плеч. Обитательницам этого острова с юных лет начинают оттягивать мочки ушей, подвешивая к ним специальные бронзовые гирьки. Постепенно вес гирек увеличивают до трех килограммов, и в пору расцвета женской привлекательности мочки ушей девушки достигают желанной длины - около 20 сантиметров.
Слайд 23. В Бирме женщины вытягивают себе шею. Для этого они одевают на шею столько медных колец, чтобы шея удлинилась на 50 сантиметров. После этого женщина становится гордой носительницей титула «женщина - жирафа», а большое медное колье символизирует богатство и служит украшением.
Беседа
Мы видим: у каждой национальности существует свой определенный эталон красоты. Идеалы красоты непостоянны.
-
Стоит ли растрачивать свою жизнь в погоне за переменчивой модой?
-
Существует ли какое-то вневременное, общечеловеческое понимание того, что красиво, а что нет?
-
Может быть, красоту нужно искать не в чертах внешности?
-
Что об этом думают писатели и поэты?
Слайд 24. Виктор Гюго в романе «Собор Парижской Богоматери» описал символический подарок: «Однажды утром, проснувшись, она (Эсмеральда) нашла у себя на окне два сосуда с цветами. Один из них представлял собой красивую хрустальную вазу, но с трещиной. Налитая в вазу вода вытекла, и цветы увяли. В другом, глиняном грубом горшке, полном воды, цветы были свежи и ярки». Этот подарок с глубоким подтекстом оставил для цыганки Квазимодо.
-
Что он хотел сказать этим подарком?
Выразительное чтение литературных произведений учащимися
Иван Алексеевич Бунин «Красавица»
Слайд 25. Чиновник казенной палаты, вдовец, пожилой, женился на молоденькой, на красавице, дочери воинского начальника. Он был молчалив и скромен, а она знала себе цену. Он был худой, высокий, чахоточного сложения носил очки цвета йода, говорил несколько сипло и, если хотел сказать что-нибудь погромче, срывался в фистулу. А она была невелика, отлично и крепко сложена, всегда хорошо одета, очень внимательна и хозяйственна по дому, взгляд имела зоркий. Он казался столь же неинтересен во всех отношениях, как множество губернских чиновников, но и первым браком был женат на красавице - все только руками разводили: за что и почему шли за него такие?
И вот вторая красавица спокойно возненавидела его семилетнего мальчика от первой, сделала вид, что совершенно не замечает его. Тогда и отец, от страха перед ней, тоже притворился, будто у него нет и никогда не было сына. И мальчик, от природы живой, ласковый, стал в их присутствии бояться слово сказать, а там и совсем затаился, сделался как бы несуществующим в доме. Тотчас после свадьбы его перевели спать из отцовской спальни на диванчик в гостиную, небольшую комнату возле столовой, убранную синей бархатной мебелью. Но сон у него был беспокойный, он каждую ночь сбивал простыню и одеяло на пол. И вскоре красавица сказала горничной:
- Это безобразие, он весь бархат на диване изотрет. Стелите ему, Настя, на полу, на том тюфячке, который я велела вам спрятать в большой сундук покойной барыни в коридоре.
И мальчик, в своем круглом одиночестве на всем свете, зажил совершенно самостоятельной, совершенно обособленной от всего дома жизнью, - неслышной, незаметной, одинаковой изо дня в день: смиренно сидит себе в уголке гостиной, рисует на грифельной доске домики или шепотом читает по складам все одну и ту же книжечку с картинками, купленную еще при покойной маме, смотрит в окна... Спит он на полу между диваном и кадкой с пальмой. Он сам стелет себе постельку вечером и сам прилежно убирает, свертывает ее утром и уносит в коридор в мамин сундук. Там спрятано и все остальное добришко его.
28 сентября 1940
Беседа
-
Почему Бунин назвал этот рассказ «красавица»?
-
Какова главная мысль этого рассказа?
Выразительное чтение учащимися стихотворения Николая Заболоцкого «Некрасивая девочка» (Слайд 26)
Среди других играющих детей
Она напоминает лягушонка.
Заправлена в трусы худая рубашонка,
Колечки рыжеватые кудрей
Рассыпаны, рот длинен, зубки кривы,
Черты лица остры и некрасивы.
Двум мальчуганам, сверстникам её,
Отцы купили по велосипеду.
Сегодня мальчики, не торопясь к обеду,
Гоняют по двору, забывши про неё,
Она ж за ними бегает по следу.
Чужая радость так же, как своя,
Томит её и вон из сердца рвётся,
И девочка ликует и смеётся,
Охваченная счастьем бытия.
Ни тени зависти, ни умысла худого
Ещё не знает это существо.
Ей всё на свете так безмерно ново,
Так живо всё, что для иных мертво!
И не хочу я думать, наблюдая,
Что будет день, когда она, рыдая,
Увидит с ужасом, что посреди подруг
Она всего лишь бедная дурнушка!
Мне верить хочется, что сердце не игрушка,
Сломать его едва ли можно вдруг!
Мне верить хочется, что этот чистый пламень,
Который в глубине её горит,
Всю боль свою один переболит
И перетопит самый тяжкий камень!
И пусть черты её нехороши
И нечем ей прельстить воображенье, -
Младенческая грация души
Уже сквозит в любом её движенье.
А если это так, то что есть красота
И почему её обожествляют люди?
Сосуд она, в котором пустота,
Или огонь, мерцающий в сосуде?
Подведение итога
-
Как бы ответили на вопрос поэта: что такое красота?
-
Что является красивым независимо от времени и пространства?
Источники:
-
Материалы сайта www.beautjblog.ru.