7


  • Учителю
  • Исследовательская работа по литературе на тему «Один век и два романа» (По роману В.В.Юхнина «Алая лента» и роману-хронике Н.В.Дубской «Исповедь»)

Исследовательская работа по литературе на тему «Один век и два романа» (По роману В.В.Юхнина «Алая лента» и роману-хронике Н.В.Дубской «Исповедь»)

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание:
предварительный просмотр материала

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа»

с.Черёмуховка, Прилузского района, республики Коми















Исследовательская работа



«Один век и два романа»

(По роману В.В.Юхнина «Алая лента» и роману-хронике Н.В.Дубской «Исповедь»)













Составитель - учитель русского языка и литературы Емельяненкова Н.М.



























Республика Коми, с. Черёмуховка

Декабрь 2015

Исследовательская работа (Заготовка к уроку литературы в 9, 10,11 классах)

Урок планируется провести в системе уроков этнокультурного компонента в старших классах. Содержание исследовательской работы представляет собой богатый материал для внеклассной работы классным руководителям.



Тема: «Один век и два романа» (Начало века 20-го и его продолжение в романе В.В.Юхнина и роман-хронике Н.В.Дубской «Исповедь»)



Цели:

Обучающие: познакомить слушателей с содержанием произведений (романа В.В.Юхнина «Алая лента» и романа-хроники Н.В. Дубской «Исповедь»)

Развивающие: развивать практические умения сравнивать два текста, находить общее и сопоставлять факты, обобщать и аргументировать выводы.

Воспитательные: вызвать интерес к произведениям авторов, к чтению и изучению художественных произведений писателей Республики Коми.



Вид урока: ознакомительный.



Содержание работы.

1. Сведения об авторах.

2. Параллельный обзор романов.

а) Коми край - край ссыльных…

б) Природа. Богатства края.

в) Жизнь в деревне. Обычаи и праздники.

г) Отношение к образованному человеку.

д) Воспитание в семье (о сквернословии и девичьей чести)

е) Мать и дети.

3. Выводы.



Домашнее задание: На основе двух романов написать сочинение-рассуждение.

































Исследовательская работа



« Один век и два романа» (Начало века 20-го и его продолжение

( в романе В.В.Юхнина «Алая лента» и роман-хронике Дубской Н.В. «Исповедь»)







Сведения об авторах.

Василий Васильевич Юхнин - уроженец с. Занулье Прилузского района, родился в 1907 году и до конца жизни (23 ноября 1960 года) жил в Республике Коми. Писать начал в 1931 году: стихотворения, рассказы, повести. Но самым значительным в его творчестве является роман «Алая лента» - первый роман в коми литературе на коми языке, напечатанный в 1980 году.

Сегодня в Занулье открыт дом-музей, где родился и проживал писатель. Ежегодно в районе проходят Юхнинские чтения.



Дубская (Напалкова) Наталья Васильевна - автор книги в 3-х частях «Исповедь» («АНБУР», Сыктывкар, 2014) Подписано к печати 12.08. 2014. Аннотация: В этой книге нет ничего придуманного. Все персонажи реальны, более того, они даже живут под своими именами. Судьба им досталась трудная, порой невыносимая, но они не сломались, не отступили от нравственных устоев, полученных в наследство от предков. Семья, о которой повествует Дубская, одна из очень многих в нашей стране с стойкостью прошла испытания несправедливостью и жестокостью, голодом и холодом, отчаянием и терпением и сохранила в себе силы для продолжения жизни.

Жанр этого произведения - роман-хроника. Из романа узнаем о всех исторических событиях, происходящих в стране до конца 20-го века и пережитых героями. Это война, репрессии, это смерть Иосифа Сталина в 53-м году, приход Хрущева к власти и хрущевская оттепель, это первый полет советского человека в космос, так называемые «застойные» времена при власти Брежнева и ,наконец, смутные 90-е годы, новые трудности в экономике и социальной жизни страны.

События происходят в совершенно полярных местах: это наш суровый северный край коми и южный цветущий край, Карпаты. Но, несмотря на кажущуюся полярность, много общего у жителей и северной, и южной части страны.

















Параллельный обзор двух романов.



Коми край - край ссылки.

Таежный коми край, суровый, холодный, на первый взгляд неприветливый, всегда был местом ссылок всех непокорных, неугодных и в царские времена, и во времена советских репрессий на всем протяжении 20-го столетия. Каторжный край … Неважно, какой национальности человек. «Тут отбывали ссылку не только украинцы, но и русские, поляки немцы, латыши, литовцы, среди них были священники и церковнослужители.»(с.57) Нужно добавить, евреи, крымские татары, чеченцы, калмыки, да и коренное население, коми, тоже - вся страна. Это была трагедия всего народа. Если в Коми крае к концу Великой Отечественной войны коренного населения насчитывалось 200 тысяч жителей, то количество заключенных в послевоенное время намного превышало число коренного населения.



Природа

…Что это за край - Коми? Описание края мы видим глазами приезжих людей, что очень важно для нас, привыкших к своей северной природе.«Вы даже не представляете, как богат этот северный край! В тайге вековые сосняки, в лесу полно зверей и дичи, в реке полно рыбы. Песцы забегают в наш поселок, а куропаток видимо-невидимо. В земле спрятаны сокровища, только их надо найти, вот мы и ищем. Уголь, нефть, газ, даже золото. Многие боятся сюда ехать, а мне здесь нравится… Буду писать свои научные труды, чтобы их написать, буду бродить по тайге, по Уральским горам, по рекам, пока не найду свой изумруд, свой минерал, свою судьбу,» - так отзывается молодой геолог Николай в романе Дубской.(с.169) Это 60-е годы, когда активно осваивались недра земли Коми.

Красоту пармы начала века описал и В.В.Юхнин в своем романе: «Бор был удивительно красив. В тех местах, где его еще не коснулся топор, сосны стояли прямые, как свечи, и густо, что твоя конопля… Взглянешь туда - шапка падает… Утренний свет, идущий от снега, и синеватый, гулкий воздух наполняли сердце бодростью. Игра оттенков радовала глаз - тут краснеет кора, там зеленеет хвоя, на которой ватой висят клочья снега…» (с.393) «Лес точно дремал. Прозрачный воздух казался уснувшим. Шаги их гулко раздавались в тишине. Где-то вдалеке горели кумачом гроздья рябины. Из ельника доносились голоса клестов, то и дело с шумом взлетали испуганные тетерки и рябчики.» (с. 58)



А вот карпатский лес 70-х годов. (Что примечательно: автор пишет: схожу в гору за грибами, пошли в горы; не в лес, а именно в горы; горы для гуцула, все равно что лес для северянина) « И вот они с мамой пошли в горы. Наталка впервые увидела огромные буки, грабы, дубы. На севере сосны и ели, березы и осины тоже бывают высокими, но не такими, как здесь, в Карпатах. Земля в буковых рощах была сплошь усеяна семенами в трехгранной плотной оболочке, на вкус они похожи на кедровые орешки, такие же вкусные. Они с мамой поднялись по тропе, услышали шум водопада, это с гор стекала речка, вода, разбиваясь на тысячи брызг, образовывала на дне ущелья белую пушистую пену. Если подняться еще выше, можно было попасть на плато, на котором возвышались огромные голые скалы, а если вскарабкаться на их вершины, дух захватывала великолепная панорама с реликтовыми соснами. В горах было прохладно, и по душе растекалась благодать первозданной красоты.» (с.237) …см. стр.293

« …здешняя благодатная природа не дает людям стариться. Недаром именно в этих местах располагаются известные всесоюзные курорты.» (с.296)

Как и в северных наших лесах, так и в Карпатах много удивительного и загадочного. Автор пишет о происхождении озера Синевир. « Синевир расположен на высоте девятисот восьмидесяти девяти метров над уровнем моря. О его появлении сложено много легенд, но, вероятнее всего, образовалось озеро в древние времена, когда проснулся вулкан. Вулкан долго не мог успокоиться, наконец в его кратере появилось озеро… дожди заполнили остывшую впадину. Почему она не убывает, остается загадкой. Но что удивительно, озеро имеет постоянную температуру - и зимой, и летом плюс четыре градуса. Озеро кристально чистое, а посреди его крошечный остров, отчего Синевир называют морским оком. И, действительно, озеро похоже на око - островок посередине - как зеленоватый зрачок, а длинные ветви реликтовых елей и сосен вокруг водной глади похожи на пушистые ресницы.» (с.301)

Щедрая природа, благодатный край!.. «У Дубских было много участков земли… На одном участке был посеян клевер, который косили на сено три раза за лето, на втором росли рожь, пшеница и ячмень, на третьем картофель, на четвертом - брюква и сахарная свекла, а возле дома были посажены свекла, морковь, лук, чеснок, огурцы, разнообразная зелень. Кроме того, в саду росли яблоки, груши, сливы, вишня, черешня, грецкий орех.» В доме кладовые ломились от заготовок: компотов, вареньев, повидла, салатов, сушеностей.

В.Юхнин пишет, что заготавливал крестьянин-северянин в начале века, чем питался. «Долго в этом году тянулась осень - теплое, ясное бабье лето. Уже закончили малую молотьбу, выкопали картошку, расстелили на покосах тресту прошлогоднего льна, убрали коноплю. Разве что остались еще в земле брюква-галанка, капуста да в лесу на подсеках, сладкая репа - эти овощи быстрее всего растут именно в осенние темные ночи. (51стр.)



Обоих авторов волнует проблема расхищения леса, проблема загубленной красоты.

Юхнин в романе еще в первое десятилетие нового века отмечает «варварское хищение лесных богатств» иностранными лесопромышленными компаниями. «Повсюду была одна и та же картина: валили только отборные сосны, испоганив остальной лес… Особенно страдал молодняк, на который валили большие деревья. Скованные морозом, с хрупкими, точно ледяными ветвями, негнущиеся стволы не выдерживали нагрузки… повсюду торчали расщепленные пни. Сосновый бор, радовавший когда-то глаз человека своей стройностью и сказочной красотой, походил теперь на кладбище. Было больно не оттого, что тут работали и нарушили красоту девственности. Нет, Илья не мог примириться с таким бессовестным истреблением природных богатств. Побывав на Урале, он понял, что лес представляет собой огромную ценность, на которую трудовой народ имеет равные права с Власием Сирвойтовым, Карпом Пипуныровым и их компаньонами. » (с.396)



Мало что изменилось и в середине столетия, и в конце его. Наталья Дубских пишет о северных лесах Удоры:

- Сейчас другие времена, теперь каждый у нас знает русский язык и нет уже первозданной природы. Понаехали болгары, вырубают самые лучшие леса, каждый день отправляют эшелоны. В Болгарию вывозят не кругляк, а готовые пиломатериалы, чтобы в Болгарии не было отходов от переработки, отходы оставляют здесь, засоряют нашу тайгу и реки. Помнишь, как на Мезени мы ловили семгу? А сейчас мой муж с трудом запасает рыбу на зиму, - сетовала Зарема.

Леса вырубаются везде, по всей стране.

- А эта узкоколейка куда ведет? - В лес, в глухие горы, там вырубают наши вековые деревья… По этой узкоколейке увозят наш лес за границу. ( Из разговора сестер, Наталки и Оленки, в Карпатах)



Жизнь в деревне. Обычаи и праздники.

Работать в праздники считалось грехом. Особенно украинцы, набожные люди, соблюдали Божью заповедь: «Шесть дней трудись, а седьмой отдыхай». В этот день люди ходили в церковь, в гости к родным и близким или отправлялись на природу отдохнуть.(Дубская,с.292)

Церковные праздники почитались и у коми. В каждой деревне в начале века была своя церковь или часовенка. Юхнин описывает, как праздновали в коми деревне Покров день. Люди с утра наряжались в лучшие одежды и посещали церковную службу, а затем принимали гостей и сами ходили в гости. В гостях « говорили обо всем, особенно женщины. У кого и когда овца заболела, у кого сколько яиц курица на стороне снесла, в каком селе у кого девка родила. Да и что еще женщинам в гостях делать, как не судачить! Ведь в праздник у них даже рукоделья с собой не должно быть.

А Марфа между тем уже покрыла стол белой скатертью и выставила угощение - пироги с мясом, пирог с рыбой, шанежки… Сегодня есть чем угостить народ. К празднику всего припасено. Сколько недель ложки молока не хлебнули - все масло копили… на белую мучицу пришлось раскошелиться… Ну и дичи разной вдоволь нажарила да запекла. Налимью печенку подала, да два вида блинов, да два вида селянки, затем кисели из черемухи и из черники, да молоко с морошкой и молоко с малиной.» (Юхнин,с.88)



Наталья Дубская описывает Рождество. «Наступил 1962 год. На Украине Новый год не празднуют,.. зато Рождество празднуют широко, с размахом, с ряжеными, с колядками и даже с гаданиями… К Рождеству готовятся особенно тщательно. На Святой вечер , по-русски Сочельник, должно быть двенадцать блюд и все постные. Главное блюдо - сочиво, хорошо проваренная пшеница с добавлением меда, мака и грецких орехов. А на Рождество уже идут мясные, молочные и рыбные блюда. Под окнами голосистая коляда - парни, девушки, подростки собираются группами, наряжаются в костюмы, надевают маски и ходят по домам, поют песни в честь праздника, величают хозяина дома, а в награду за это хозяйки дают им угощения и деньги. Веселье длится до утра.» (с.276)



Воспитание в семье ( О сквернословии и чести)

В хозяйстве всем управляли старшие, младшие ( дети) во всем им подчинялись и почитали их. Так было заведено исстари.

Так, Дубская отмечает, как приветствуют друг друга жители Карпат. Она пишет: « Наталку удивили, что при встрече с ними здоровались все знакомые и незнакомые, взрослые и дети.

- Слава Иисусу Христу! - говорили одни.

- Слава навеки Богу! - добавляли другие.

Пока шли к дому, это приветствие звучало много раз. Наталка вспомнила Коми край, где верующих можно было пересчитать по пальцам, и тех власти преследовали …

- Вас за такое приветствие не наказывают? - спросила Наталка. - У нас так здороваются уже несколько веков, и никто нам не сможет это запретить. (Маринка)

Зося, мать Наталки и её сестер и брата, каждый вечер с детьми становилась на колени перед иконой Богородицы и долго молилась за здоровье своих детей. Своей старшей дочери, Настуньке, она говорила: « … без Бога ни до порога… он был всегда и всегда будет. А сколько раз нам Бог приходил на помощь в самые трудные минуты…» Так мать воспитывала в своих детях веру в Бога.

В своем романе Дубская не приводит ни одного примера, где бы молодые люди, жители Карпат, были грубы и непочтительны со старшими.



Между тем как В.В.Юхнин неоднократно отмечает грубость и непочтительность Михаила Ошлапова по отношению к родителям, брату, к собственной жене. « Михаил… преждевременно стал обнаруживать повадки хозяина дома. Ему одно говоришь, а он тебе другое. Степана перестал отцом называть, дал ему кличку « старик». Даже командовать начал: сходи-де, старик, туда-то и туда-то, сделай то-то и то-то. …Когда-нибудь он еще покажет отцу с матерью!..» Для него «старик» и «старая» - это отец и мать, а жена Катерина - «чивочка» да «дармоедка». Брату он завидовал: «Почему я не Илья?» (с.262-264)



Особенно строго воспитывались девочки. «Законы и обычаи, которые складывались веками, не только долговечны , но и уважаемы народом. Нарушил закон или обычай - никто тебе этого не простит. В селе Важгорт ревностно оберегали девичью честь. Презирали не только девушку, виноватыми оказывались и её родители, а то и вся родня. …Живи, значит, по- настоящему, как полагается девушке, а родители - учите своих дочерей, не выпускайте вожжи из рук. Народ судит строго… И девушки боялись, ой, как боялись стать посмешищем… В пять-шесть лет раз, может, и попадалась одна такая на всю округу.»( В.Юхнин, с.262) «Наталка вспомнила маму, которая рассказывала, каким позором в Карпатах клеймили девушку, потерявшую невинность, её в жены никто не брал. А если, не дай бог, девушка рожала без мужа, от нее отказывались даже собственные родители.» (с.198) « отдаться девушке молодому человеку до замужества, это - большой грех перед Богом и позор перед людьми!» Когда Оленку поцеловал влюбленный в нее Николай, геолог из Москвы, ей казалось, что она сделала что-то нехорошее. Она помнила, что в Карпатском крае законы очень строгие. Девушка должна оставаться неприступной, даже поцелуи между молодыми не приветствовались, пока они не обручены И не дай бог, если девушка без мужа родит, её проклянет все село, никто не протянет ей руку помощи, даже родители отвернутся. Каждая сельская девушка помнила это и берегла свою честь. (Дубская, с.171)



Но каждая девушка ждала своего суженого, и если сваты обходили дом, где жила девушка на выданье, со временем она тоже становилась объектом насмешек.

Приданое невесте, и коми, и украинке, собирали с рождения. Девушки пряли, ткали, вышивали сами и хранили в сундуке.



Отношение к учительскому труду в селе.

Отношение к учителю и его труду в селе всегда было особенное. Его почитали, уважали и побаивались, хотя и относились с предубеждением, что, мол, он понимает в нашем крестьянском труде. В романе Юхнина - Николай Иванович Степанов - учитель, пропагандист, заступник за права бедных людей. « На вид ему было лет двадцать шесть- двадцать семь. Его немного веснушчатое лицо вызывало симпатию и выказывало характер человека общительного и приветливого… чувствовалось, что Николая Ивановича здесь уважали и относились к нему как к своему человеку… Недаром на сходках мужики доверяли ему писарить. Составлять прошения и жалобы тоже ходили к нему, и он никогда не отказывал. Но особенно любили его школьники. У Николая Ивановича они учились старательно и прилежно … Да и Степанов встретил здесь трудолюбивых, честных, приветливых людей.»(с.95)



В романе Натальи Дубской учитель - образец культуры, образованности и интеллигентности, пример для подражания всем детям Зоси.

Зося работала в школе техничкой и сторожем. Пригласил её работать директор школы, и затем за все годы работы Зося была благодарна ему и учителям за их поддержку в трудную минуту. Директор школы Николай Владимирович помог выяснить место каторги мужа Зоси - Василя. «Она взяла листок с адресом, прижала к груди, низко поклонилась директору:

-Я давно поняла, чем образованнее и интеллигентнее человек, тем он порядочнее и добрее. Я своих детей обязательно выучу, чтобы и они были добрыми и чуткими, как вы.» (с.99)

За работу она получала мизерную зарплату и имела небольшое жилье при школе. Работать нужно было много и тяжело. Вряд ли бы она выдержала её без помощи своих подрастающих детей. Пилили дрова (школа топилась печками), сами кололи, заносили в классы и сами отапливали, днем носили воду, следили за керосиновыми лампами, подавали звонки, а вечером мыли полы. Зато имели возможность гулять по классам, сидеть за партами и рисовать мелом на доске. «Она будет учительницей, - смеясь, говорила Зося про младшенькую Катрусю, которая родилась уже на Севере. - А ты, Юрко, у нас будешь директором школы, как Николай Владимирович,» - шутила она , хотя и не верила, что это когда-то случится.(с.172) Никто не мог предположить, что этим словам суждено сбыться через двадцать лет. Ее двое детей стали учителями. Юрко - учителем биологии и директором школы в Удорском районе Коми. Катя, Катруся, - учителем русского языка в карпатском селе.



Мать и дети.

В романе Натальи Дубской одной из многих тем для обсуждения можно выделить тему «Мать и дети». Софья Юрьевна Дубская, или Зося, как все называли её знакомые, была репрессирована в 1945 году из Карпат вместе с пятью своими детьми после ареста мужа и оказалась на севере Коми края, в Усть-Усе. И непременно должна была погибнуть в страшных и непривычных для нее условиях жизни. И погибла бы, если бы не ее дети. Ради них она выдержала все: и тяжелую работу, и голод, и страшные морозы, и оскорбительные слова «бандеровка, изменница, враг народа» от недобрых людей. « Я работала как каторжная, я кусок хлеба делила на шесть частей…» - сквозь слезы говорила Зося. Выжила и через четырнадцать лет ссылки смогла вернуться с подросшими детьми к себе на родину. Через всю жизнь пронесла любовь к мужу и к детям. Воспитала детей трудолюбивыми, честными людьми, воспитала в них веру в Бога. Чтобы дети не забыли родной украинский язык, говорила с ними на родном языке и пела родные украинские песни, и сбылась её мечта - все дети выучились в школе и четверо из них получили высшее образование Когда уезжала на родину, оказалось, что у нее много друзей, подруг, среди них была и коми подруга Октябрина, с которой они дружили все годы ссылки. Более того, Октябрина научила Зосю понимать коми язык.

Когда-то в юности Зосе нагадала цыганка: «Твое богатство в детях, и проживешь ты долгую жизнь!» И дети действительно стали ее богатством и гордостью. Каждого своего ребенка она ласково называла: «Доченьки мои, Настуня, Оленочка, Мариночко, Наталочко, Юрко, Катруся.» И дети отвечали взаимностью, обращались к родителям с уважением - «вы».

- Мамо, не плачьте,.. - успокаивал ее Юрко.

- Мамочко, не надо больше расстраиваться, - глотая слезы, проговорила Оленка.

Во время ссылки дети заботились о матери так же, как она о них: приводили к ней врача при болезни, собирали ей ягоды, грибы, а когда есть было совсем нечего, старшие девочки, Настуня и Оленко, ходили по домам на «заработки», пели украинские песни, и сердобольные хозяйки давали им картофель, хлеб, муку. « Мама запретила нам просить милостыню, хлеб надо заработать.» Наталка была счастлива, когда самостоятельно сшила первые свои рукавицы на машинке и принесла их в подарок маме.



Прошли годы. Зося, Софья Юрьевна, после ссылки вернулась к себе домой, в Карпаты. «Наталка, не отрываясь смотрела на маму. Выглядела она хорошо. Глядя на нее, не скажешь, что она четырнадцать лет была в ссылке, вдали от родины, среди чужих людей. Загорелое лицо, приветливая улыбка, веселый взгляд, легкая походка скрывали ее годы. Наталка обняла маму:

- Мамочка, пока вы живы, мне так хорошо здесь, так радостно на душе, я счастлива, что у меня есть мама, самая красивая, самая лучшая мама на свете!

- А я счастлива, что мои дети такие умные, грамотные, и все живы и здоровы. Я не зря прожила жизнь, если от меня и моего мужа Василя родилось и выросло такое огромное поколение, такое здоровое дерево, которое соответствует нашей фамилии Дубских. На нашем дубе нет ни одной гнилой и уродливой ветки. В нашем роду не было и никогда не будет лентяев, жуликов, хулиганов, пьяниц, потому что мы с мужем Василем прошли на земле такие страдания и муки, которые сравнимы с муками ада. Я горжусь вами, живите так, чтобы и вы гордились своими детьми, - завершила Зося.



Ровно десять лет назад умер Василь Дубский, но память о нем будет жива и будет жить, пока на земле будет жить хотя бы один потомок его рода. Рано он умер, каторжная работа в шахтах Воркутлага преждевременно выбила из него силы.

Умерла Зося, Софья Юрьевна Дубская, в 1991 году, было ей восемьдесят лет. Когда дети приехали на похороны, их мама , нарядно одетая, лежала в гробу. Лицо было спокойное, красивое. Смерть разгладила все ее морщины. Наталке бросились в глаза руки, покойно лежащие на груди, Она и не знала, что у мамы такие красивые руки. Наталка зарыдала и припала к этим рукам, причитая:

- Ваши маленькие руки всю жизнь трудились, не зная отдыха и покоя, мы не замечали красоты ваших рук, потому что они всегда были в движении. Лишь сегодня заметили. Простите нас.

Мама Зося, Софья Юрьевна Дубская, не дожила до светлого дня, когда ее вместе с детьми реабилитировали, а имя ее мужа Василя Дубского занесли в Книгу памяти Украины. Закон « О реабилитации жертв политических репрессий на Украине» вышел 17 апреля 1991 года. Она не дожила до этого меньше месяца.



Вывод. Так заканчивается роман Дубской Н.В. «Исповедь», который своим содержанием продолжает роман В.В.Юхнина»Алая лента». Вместе два романа представляют наш двадцатый век не только с его трагедиями, великими испытаниями, которые выпали на долю всего советского народа, но и его победами и достижениями, общими успехами и личными радостями каждого человека.





Литература:

1. Н.В. Дубская. Исповедь. Роман-хроника. - Изд.дом «Анбур», Сыктывкар, 2014.

2. В.В. Юхнин. Алая лента. Роман. Коми книжное издательство, Сыктывкар, 1968.



 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал