- Учителю
- Учебно-исследовательская работа для классных часов в 5-7 классе
Учебно-исследовательская работа для классных часов в 5-7 классе
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа № 53
Учебно-исследовательская работа
По теме: «Образ коня в сказках и былинах»
Выполнила :
Мехедова А.П.
учитель русского языка и
литературы
г.Хабаровск
2014
План
Введение…………………………………………………………3
Семантический потенциал образа коня…………3
Образ коня в сказках и былинах…………………… 4
Заключение…………………………………………………… 7
Список литературы………………………………………… 8
Введение
Конь - гордое, стремительное животное, зачастую сливавшееся в представлении древнего славянина то с богом Солнца, то с образом конного воина. Он был излюбленным мотивом древнего искусства. С давних пор конь был верным спутником и помощником человека. Это нашло отражение во многих сказаниях, мифах и былинах.
1.Семантический потенциал образа коня.
Семантика - раздел языкознания, изучающий значение единиц языка. В качестве инструмента изучения применяют семантический анализ.
Семантические проблемы ставились и обсуждались философской мыслью уже в глубокой древности.
Теория семантического анализа направлена на решение задач, связанных с возможностью понимания смысла фразы и выдачи запроса поисковой системе в необходимой форме.
Понятие образного комплекса позволяет свести к одной категории многообразные в лексическом и семантическом отношении факты ассоциативного употребления слов, относящихся к одному детонату (например, к коню, к огню, водному потоку и т.д.) и исследовать их мотивационные связи не на уровне отдельного слова, а более глубоко, исходя из семантического потенциала всего образа.
Остановимся при интерпретации понятия образного комплекса на образе коня (лошади).
Словарный состав всех языков обладает не только прямой, но и переносной номинацией, сохраняющей ту или иную степень образности. Одним из важнейших средств выражения субъективной оценки являются образно-переносные значения слов. Значительное место среди них занимает зоометафора, она отличается множественностью самых различных общих и индивидуальных ассоциаций, вызванных особенностями поведения, повадок, нравов животных.
Среди ассоциатов образа коня - человек, мысли, характер, автомобиль и многое другое. Чаще всего, по линии практически всех входящих в его семантическую структуру смыслов - этот образ соотносится с человеком и характеризует его с точки зрения физических качеств, темперамента, эмоционального состояния.
Например, отметим некоторые семантические структуры образа коня:
-
«Быстрый, быстро движущийся» (скакать, рысак, галоп)
-
«Физически сильный, выносливый» (жеребец, ломовой конь)
-
«Испытывающий ощущения тяжести» (нести хомут)
-
«Норовистый, сопротивляющийся чужой воле» (среди средств воплощения-сочетания: встать на дыбы, закусить удила)
-
«Выполняющий работу» (рабочая лошадь, запрячь)
Эти фразы свидетельствуют об устойчивости данного образа в языковом сознании и функционируют в разных речевых сферах.
2. Образ коня в сказках и былинах.
Образ коня в русских народных сказках и былинах берет начало из древних славянских мифов.
Согласно верованиям древних славян, конь - символ добра и счастья, мудрость богов являлась людям через это животное. Культ коня связан с почитанием Солнца: славяне верили, что Даждь - бог (бог Солнца) ездит по небу на чудесной колеснице, запряженной четверкой белых златогривых коней с золотыми крыльями.
Поэтому наши предки приписывали особую силу оберегам (от слова «беречь») в виде фигурок коня (голова, туловище), их носили у левого плеча на цепочке. Оберегали себя, таким образом не только крестьяне, но и былинные герои - защитники Русской земли. Для них конь являлся не просто оберегом, это был их верный друг и помощник.
Так былинный конь Бурушка богатыря Добрыни Никитича в былине «Добрыня и Змей» принимает участие в сражении со Змеем Горынычем вместе со своим хозяином. Он топчет детенышей Змея:
…стал его Бурушко поскакивать,
А змеенышей от ног, да он отряхивать,
Притоптал он всех да до единого.
Цвет коня бурый и это неслучайно. По народным верованиям бурый (коричневый) на ряду с красным - это цвет крови. В старинных заговорах воплощением крови был «карый конь». Так, что Бурушка - это олицетворение сил крови и жизни.
А в сказке «Иван Быкович» конь богатыря имеет такую силу, что его можно удержать, только сковав цепями. Конь приходит на выручку хозяину в самый критический момент боя, когда Ивану Быковичу грозит неминуемая смерть от змееобразного чудовища. Спущенный с цепи, конь прибегает на место битвы и бьет чудовище копытами.
Издавна коней холили, любили и ценили их очень дорого. Это прослеживается не в одной былине: «Купил себе… Илья жеребчика… как ему калики советовали, дал за него цену неслыханную, пятьсот рублей с полтиною, выкормил, вырастил, в росах вывалял…» (из былины «Исцеление Ильи Муромца»). И стал ему конь верным другом-товарищем.
Во многих былинах, чтобы отправиться в путь-дороженьку доброго коня богатырь:
…поил питьем медвяныим,
…кормил пшеной да белояровой,
…седлал в седелышко черкасское,
Он потнички да клал на потнички,
Он на потнички да кладет войлочки…
(из былины «Добрыня и Змей»),
«…положил войлочки на войлочки,…поверх всего надел на коня седло черкасское с двенадцатью шелковыми подпругами, а тринадцатая была всех крепче, из железа выкована» (из былины «Исцеление Ильи Муромца»).
В русских народных сказках образ коня люди наделяли волшебной силой, способной перевернуть их жизнь. Они летают по небу, дают мудрые советы, предсказывают будущее и помогают своему герою. Реже конь был связан с темными силами.
Самым ярким и колоритным конем в русских сказках является Сивка-бурка. В сказке «Сивка-бурка» он описывается, как -сильный, волшебный конь, у которого «одна шерстинка серебряная, другая золотая; бежит- земля дрожит, из ушей дым валит, из ноздрей пламя пышет.» Главный герой этой сказки - Иванушка становится красавцем после того, как «в одно ухо Сивки залез, а в другое вылез».
Еще один конь, который наделен необыкновенной физической силой и силой волшебника - это конь из «Сказки о молодильных яблоках и живой воде».
Этого доброго коня Ивану-царевичу предлагает в помощь баба - яга «Этот конь поскакивает, мхи-болота перескакивает, реки, озера хвостом заметает.» Но он теряет часть магической силы, когда Иван, вопреки совету коня целует девицу-Синеглазку : «Не послушался ты, Иван-царевич, вошел в терем к девице Синеглазке! Теперь мне стены не перескочить… перемахнул через стену, да задел об нее одной подковой….»
Загадочные образы сказочных коней уже много столетий тревожат воображение людей и служат источником вдохновения.
Заключение
Образ коня в русской литературе и искусстве с древних времен воспринимался многозначительно. Этот конь был советчиком и спасителем человека, провидцем, это был конь-судьба, каждый шаг которого многое значил.
На протяжении тысячелетий конь (лошадь) верно служит человеку. Он сопровождает его всю жизнь: помогает в хозяйстве, становится верным другом, помощником в битвах и «собеседником» на привале.
Список литературы
-
Великое наследие. Классические произведения литературы Древней Руси. Д.С.Лихачев. М.,1975.
-
«Добрыня и Змей». Былина
-
«Иван Быкович». Русская народная сказка
-
«Исцеление Ильи Муромца ». Былина
-
Образные значения зоонимов в словарях // Актуальные проблемы лексикологии и словообразования. Гутман Е.А., Черемсина М.И. Новосибирск, 1976. Вып.5.С.21-42
-
Русский фольклор. Учебное пособие/Под ред.И.Н. Архаровой. М.: Астрель: АСТ, 2006. -254,(2)с.
-
«Сивка-бурка». Русская народная сказка (в пересказе М.А. Булатова)
-
«Сказка о молодильных яблоках и живой воде.» Русская народная сказка (в обработке А.Н. Толстого).
-
Словарь русских политических метафор. Баранов А.Н., Караулов Ю.Н. М., 1994.
-
Язык и культура: Учебное пособие/Под ред. Л.Г. Саяховой. Уфа, 1995.
-
Язык образов. Парадигмы образов в русском поэтическом языке. Павлович Н.В. М., 1995.
*******