- Учителю
- Внеурочное мероприятие мастер класс по изготовлению куклы «Благополучницы» для учащихся начальной школы
Внеурочное мероприятие мастер класс по изготовлению куклы «Благополучницы» для учащихся начальной школы
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №18
Внеурочное мероприятие
мастер класс по изготовлению
куклы «Благополучницы»
для учащихся начальной школы
Выполнили:
учитель начальных классов
Проскурина Ольга Геннадьевна.
Учитель начальных классов
Каткова Ольга Викторовна
г. Нижний Новгород
2015г.
«Кто в куклы не играл,
тот счастья не видал» -
Народная мудрость
Вид мероприятия: познавательный, творческий.
Участники проекта: дети начальной школы, учителя и родители.
Проблематика:
Мир народной куклы чрезвычайно интересен и разнообразен. Нам сейчас сложно представить всё богатство русской кукольной традиции, потому что она почти полностью исчезла из повседневного быта. Современный рынок изобилует яркими, интересными, но порой бесполезными, а иногда и вредными, с точки зрения воспитания и развития детей, игрушками. Работать над этой проблемой необходимо. И одним из возможных путей её решения является изучение народной куклы в игре современных детей.
Актуальность выбранной темы:
Приобщение детей к русской народной культуре является сегодня актуальной темой. Детям обязательно нужно знать историю своего народа, его традиции, культуру, промыслы, чтобы чувствовать себя его частью, ощущать гордость за свою страну. Сохраняя и передавая следующим поколениям культурные и нравственные ценности русского народа, нужно возвращать в нашу жизнь и жизнь наших детей самодельную куклу. Бесценность работы с народной куклой понять не трудно. В играх с куклами дети учатся общаться, фантазировать, творить, проявлять милосердие, тренируют память.
Почему мы выбрали куклу, как средство приобщения детей к народной культуре? Кукла - первая игрушка, поэтому она близка и понятна ребенку. Рукотворная тряпичная кукла - часть народной традиции. Изготавливая ее, ребенок узнает историю своего народа. Кукла не рождается сама, ее создает человек, а самые талантливые творцы кукол - дети. Через кукольный мир они входят в жизнь и постигают ее закономерности. Кукла - зримый посредник между миром детства и миром взрослых.
Занятия с детьми народной куклой помогают просто и ненавязчиво рассказать о самом главном - о красоте и многообразии этого мира, его истории. Такие занятия учат ребенка слышать, видеть, чувствовать, понимать и фантазировать. Вместе с тем, в процессе занятий формируются усидчивость, целеустремленность, способность доводить начатое дело до конца, развивается мелкая моторика - все эти качества и навыки необходимы ребенку для успешной учебы в школе.
Цель:- познакомить детей с историей появления кукол, их ролью в жизни крестьян,
- способствовать развитию интереса к народному творчеству,
-научиться делать кукол из ткани.
Задачи:
- познакомить детей с историей возникновения тряпичных кукол;
- дать детям понятие, что в зависимости от назначения тряпичные куклы делились на группы (игровые, обрядовые, обереговые);
- изучить и применить на практике изготовление тряпичной куклы (мастер класс);
- формировать индивидуальные творческие способности детей;
- учить умению самостоятельно подбирать цветовые решения и украшения для куклы;
- обогащать словарный запас, знакомить с новыми словами и их значениями (кукла-закрутка, оберег, лоскут, безликая кукла, фартук, нянюшка, рукодельница);
- стимулировать развитие коммуникативных навыков и дружелюбия.
Ресурсное обеспечение: конспекты занятий, материал для творчества, фотоальбом «Традиционная народная тряпичная кукла» с описанием кукол, презентации «Русская народная кукла», Мастер-класс "Кукла-благополучница".
Работа с родителями:
- Консультации: «Народная кукла как средство приобщения ребенка к народной культуре», «Народная кукла в играх современных детей».
Цель: наладить взаимодействие с родителями в организации исследовательской деятельности по теме «Создание народной куклы» для участия в школьном НОУ.
Предполагаемый результат:
1. У детей сформированы знания о русской народной кукле, материалах, необходимых для её изготовления
2. Созданы необходимые условия для ознакомления детей с тряпичной куклой. Есть:
- альбом с описанием разных видов тряпичных кукол;
- подборка иллюстраций и фотографий;
- технологические карты по изготовлению тряпичных кукол;
3. Продолжено воспитание в детях любви и уважения к народным традициям и прошлому русского народа.
4. Закреплено умение детей высказывать идеи и предположения.
5. Развито умение детей самостоятельно создавать тряпичную куклу.
6. Родители привлечены к активному участию в реализации проекта.
Этапы реализации
Подготовительный этап:
1. Беседа с детьми, постановка проблемы, подбор книг о тряпичных куклах.
2. Создание условий, необходимых для реализации мероприятия.
Основной этап:
1. Реализация основных видов деятельности по направлениям мероприятия.
2. Презентация «Традиционная тряпичная кукла».
3.Чтение русских народных сказок «Василиса Прекрасная», «Терешечка» (кукла-пеленашка), «Матушкина куколка», «Крупеничка», «Снегурочка» (сжигали куклу на праздник Масленицы), индийской народной сказки «Кукла», норвежской сказки «Куколка в траве».
4.Чтение и заучивание стихотворений, потешек о кукле (приложение № 1).
5. Рассматривание книг, иллюстраций, фотографий с народными куклами - «Путешествие в прошлое куклы».
6. Исследование куклы. Знакомство с тканью, нитками, лентой, тесьмой и другими материалами, их свойствами (рвутся, мнутся, режутся, кроятся) и видами (шерстяная, льняная, ситцевая).
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, ткань, нитки.
Ход мероприятия.
Вступительная беседа.
-В какие игрушки играют современные дети?
-Есть ли у вас любимые игрушки? Почему они вам нравятся?
-Знаете ли вы какие игрушки были у ваших прабабушек?
-Как вы думаете: сколько лет назад появились первые куклы?
- Каково было их назначение?
-Из чего были изготовлены первые куклы?
В России тряпичная кукла была в каждом крестьянском доме, а в некоторых семьях их кукол насчитывалось до сотни. В России тряпичная кукла была в каждом крестьянском доме, а в некоторых семьях их кукол насчитывалось до сотни.
Выступление учеников 4-х классов (Стихи)
Русская тряпичная куколка простая.
Славила Россию игрушка удалая.
Бодрая, веселая, немного озорная,
А по нраву русская, значит нам родная.
В этих куклах доброта и грусть,
Они помнят Киевскую Русь.
Мы берем этих кукол в руки -
Оживают истории звуки...
Я кукла, кукла-оберег,
Твоя помощница навек.
Люби меня и уважай,
И никогда не обижай.
Я принесу тебе удачу.
Жизнь станет ярче и богаче!
Лоскуток да ниток катушка.
В умелых руках оживает игрушка.
Кручу, верчу,
Создать хочу
Куколку красивую,
Дивную и милую.
Пусть нас она оберегает
И злых духов отгоняет.
У кукол, знаю точно, есть душа,
В груди тряпичной сердце бьется часто...
Прижми ее к себе, увидишь, счастье
Из глаз струится, как у малыша.
Согрета человеческим теплом,
Тех рук, что эту куклу создавали,
Лелеяли, ночами обшивали...
Теперь она несет тепло в твой дом.
А ты в ответ мне: «Верится с трудом».
Подарили куклу мне на день рожденья.
Это просто чудо, радость и везенье.
Бросила игрушки, только с ней играю,
Обо всём на свете с Машей забываю.
Я кормлю и мою милую подружку,
Спать кладу в кроватку Машу на подушку.
Мы гуляем с куклой, делаем зарядку,
Вместе привыкаем с Машенькой к порядку.
Куклу берегу я, я её лелею.
С ней я стала лучше, стала я добрее.
Кукла просто загляденье,
Детям всем на удивленье!
Коль хотите научиться
Эту куклу мастерить,
Вам придется не лениться
И старанье приложить!
Выступление учеников 4-хклассов студии танца «Best Art» (танец «Кадриль»).
Выступление Щелкановой Анастасии ученицы 4 кл. «А» классный руководитель Проскурина О.Г. с презентацией «Русская народная кукла».
Настя: «Здравствуйте, меня зовут Настя Щелканова. Моя работа посвящена русской народной кукле.
Когда я была совсем маленькой (примерно в 1 классе), я мечтала когда вырасту стать директором фабрики игрушек. Позднее мы с мамой увидели объявление, что творческий дом ремесел «Веретено» проводит курсы и мастер-классы по народным ремеслам, в т. ч. и по русской народной кукле. Именно с творческого дома ремесел «Веретено» началось мое знакомство с русской народной куклой. Мне захотелось узнать какие русские народные куклы делали раньше в русских деревнях, как их делали, для чего и поделиться своими знаниями и навыками с моими одноклассниками. Занятия с Мариной Владимировной Куракиной оказались очень интересными и увлекательными.
В августе 2014 г. нам с мамой посчастливилось отдохнуть в г. Суздаль. Мы попали на празднование дня города (990 лет), а также посетили двенадцатый Владимирский фестиваль «Лоскутные узоры России - 2014», который проходил в г. Суздаль. В рамках фестиваля мы посетили несколько выставок и мастер-классов ведущих специалистов и самодеятельных художников по технике лоскутного шитья, народной кукле, традиционного и современного костюма и арттекстилю.
Цель моей работы - культурно-нравственное развитие через традиционные духовные ценности и обучение рукоделию.
Для достижения цели настоящей работы были поставлены следующие задачи:
-
Познакомиться с историей появления народной куклы;
-
Изучить технологию создания русской народной куклы, ее виды и назначение;
-
Сделать несколько видов русской народной куклы;
-
Через данное исследование получить представление о традиционной роли женщины в семье (жена, мать).
Еще в середине XX века почти в каждой семье в деревне и городе дети играли тряпичными куклами. И только с 1960-х годов, когда промышленные предприятия начали выпускать миллионные партии игрушек из пластмассы, традиция изготовления домашней куклы почти угасла.
Не зря говорят, что всё новое - хорошо забытое старое. С малого возраста крестьянские дети помогали взрослым, а с 7 - 8 лет труд становился их основным занятием. В кукольных играх дети сами учились кроить, шить, вышивать, прясть. На кукол вязали пояски, плели лапти.
В куклы не только играли - с ними справляли календарные обряды, призывали дождь в засуху или тепло в прохладу. На экране вы можете видеть как в 2013 г. на праздник «Масленица» мы классом ездили в музей архитектуры и быта народов Нижегородского Поволжья, где сожгли куклу-масленицу. Куклы были рядом на свадьбах и при рождении. С ними встречали гостей, их дарили на дни рождения. С ними делились радостями и невзгодами. Через куклы дети начинали постигать свои корни. В каждой семье их делали по-своему. Куклы Ивановых отличались от кукол Петровых. Они несли отпечаток душевной среды этих семей, их понимания мира. В игрушки, которые создавали для своих детей отцы и матери, бабушки и дедушки, они вкладывали свою любовь и мудрость. Дети чувствовали это и относились к своим куклам и игрушкам бережно. Разве можно выбросить родительскую любовь?
Самые первые куклы (наверное, ещё на заре человечества) делались из золы. Из очагов бралась зола, смешивалась с водой. Потом скатывался шарик, и к нему прикреплялась юбка. Такая кукла называлась Баба - женское божество. «Баба» передавалась по женской линии от бабушки внучке, причём дарилась в день свадьбы. Эта кукла была оберегом женщины, дома, очага. Обережных кукол изготавливали по строгим правилам, без использования иголок и ниток.
Обережная кукла - это маленький дух дома, который приносит своим создателям любовь, благополучие и здоровье, и бережет от дурного глаза и бед. Не зря ее называют Обережная кукла.
Куклы, о которых я буду рассказывать, сделаны нами с мамой, большинство в творческом доме ремесел.
Первую тряпичную куклу девочка мастерила лет в двенадцать - тринадцать. Примерно в этом возрасте девочка достигала зрелости и делала вепскую куклу или капустку.
Капустка - (Вепсская) - это обрядовая кукла, воплощающая образы женского плодородия и зрелости, делается из старых лоскутов без использования ножниц и иглы. Кукла согревала колыбельку и отводила порчу. Девушки делали куклу, когда понимали, что им пора выходить замуж, и выставляли на окно, чтобы парни знали что пора свататься.
Куклу "На удачное замужество" делали перед свадьбой. По технике изготовления она относится к столбушкам. В ее основе - березовое поленце (символ плодородия). Акцент при изготовлении куклы - оберега делается на шее, где девушка накручивает разноцветные воротнички в нечетном количестве. Это желаемые качества будущего мужа.
Подружки молодухи делали ей в подарок куклу Десятиручку, которая символизировала помощь в домашних делах. Основа куклы-Десятиручки набирается из соломы, травы или лыка. После изготовления основы, кукла наряжается в тряпичные лоскутки и украшается цветными нитями, лентами и бантиками. По низу кукольного сарафанчика, вкруговую, обязательно повязывается девять нитей-бантиков, каждый из которых несет ответственность за какое-нибудь отдельное дело.
Кукла-Десятиручка подвешивается на заметное месте, где женщина проводит в труде большую часть своего времени.
Куклу «Семья» делала сама молодуха на девичнике, чтобы крепкой была семья. Обережная куколка СемьЯ (Плодородие или Московка) - для тех, кто род свой хочет приумножить.
Эта кукла - символ благополучного материнства, единения мужского и женского начала и продолжения человеческого рода. К телу основной куклы привязано множество деток. Считалось, что большое количество детей ведёт к процветанию Рода.
Другое название куклы "Семья" - «Московка». Кукла имеет шесть детей, привязанных к поясу или прикрученных поясом. История куклы уходит во времена образования московского княжества, которое присоединяло к себе новые земли. Москва - мать, новое княжество - новый ребенок.
Делается без использования иглы.
Большое значение на Руси имели свадебные куклы.
Неразлучники - обрядовая кукла, которая подвешивалась во главе свадебного поезда, везущего новобрачных в дом жениха после венчания. Неразлучники делаются на едином основании - получается одно неразрывное целое. У кукол получается одна общая рука, чтобы муж и жена шли по жизни рука об руку, были вместе в радости и в беде.
Бабка характерная (на столбике) - не обережная и не игровая, она подарочная. Она символизирует ум и мудрость. Профиль у нее действительно получается характерный, требовательный, но в тоже время добрый и смешной. Такую бабку свекровь дарила невестке со смыслом о месте женщины в доме: "Баба без дела не сидит!!!".
Кукла-оберег «Материнство» (другое название «Новгородская беременная»). Её делают не для себя, а в подарок. Она приводит к беременности.
Эта кукла - это образ Матери, у которой хватит любви на каждого ребенка. Основа куклы - береста или березовая палочка, завернутая в ткань. Из бересты также готовится пенальчик для младенчика. Малыш делается одной ниткой, которая обрывается только в самом конце! Работа проводится без применения иглы.
Кукла Девка - Баба является куклой, которая знаменует переход в жизни женщины от девки к взрослой и умудренной опытом бабе.
Почему режет слух это «превращение в бабу»? Да потому, что сегодня значение слова баба совсем иное. Называться бабой было весьма почётно и это надо было заслужить, родив продолжательницу рода − девку. Женщина, породившая животворящую силу только и могла носить это звание Баба. Ведь только мать дочери может передать свой опыт, то есть обабиться. Дочь становится продолжательницей рода. Те же, кто рождал сыновей - так и оставались молодухами.
Кукла Девка - Баба представляет собой куклу - перевертыш.
«Кукла на ложке» - это игровая кукла. В ее основе деревянная ложка. Ее делали для того, чтобы занять, развеселить, отвлечь ребенка. После принятия пищи мать обычно даже не мыла ложку, а просто чисто и насухо её вытирала. Затем доставала из своего сундука кусочки материи, делала куклу и клала в люльку к своему малышу. Ребёнок играл и засыпал. После этого мать забирала куклу, мыла посуду, делала дела по хозяйству - ну а ложкой опять пользовались по назначению. В настоящее время такая кукла более декоративна, при ее создании используется нашитая тесьма, кружева, ленты. Её делают в подарок, чтобы малыш хорошо кушал.
Крупеничка (или Зернушка) - это тряпичная кукла-оберег на сытость, достаток в семье и хозяйственность.
Крупеничка была главной куклой в древнеславянской семье. При сборе урожая эту куклу заполняли зерном, наряжали и бережно хранили в красном углу. Традиционно тряпичную куклу наполняли гречишным зерном или пшеницей. Славяне верили, что если Крупеничка доверху наполнена зерном, то следующий год будет сытным и благополучным, и что именно Крупеничка принесет в дом достаток и благополучие.
Другими обережными куклами, приносящими достаток в дом, являются Благополучница и Рязанская денежная кубышка. По поверью куколка Благополучница, внутри которой спрятана монетка (в основе нашей куколки 5 рублей), приносит в дом удачу и достаток, бережет домашний очаг, хранит семью. Рязанская денежная кубышка - обрядовая кукла, предназначалась для привлечения денег в дом. Внутрь куклы положены пять монет: 5р. - в туловище и четыре по 10 копеек - в голову, живот и мешочки. Аналогично этой кукле делается «Травница», которая защищала от болезней в доме. Внутри кукла наполнялась лекарственными травами. Периодически ее надо мять в руках и по дому будет разноситься целебный запах и дух трав, которые будут отгонять все возможные болезни. Травницей разрешали играть детям и вешали над кроваткой. А если в доме кто-то болел - ставили у кровати больного.
К игровым куклам относятся также куклы балаганного театра. Примером которых является «Козлик на палочке». В основе куклы палочка (шпажка), за которую держится кукловод. Первыми русскими комедиантами на Руси являлись скоморохи. В России существовали две разновидности народного кукольного театра под открытым небом: «вертепная» (стержневая) и «петрушечная» (пальцевая), когда кукла была надета на руку. В Петрушечной комедии, которую показывал один скоморох (в музыкальном сопровождении гудка или дудки, на которой играл второй человек), он надевал на себя юбку с обручем в подоле, затем поднимал обруч кверху, закрывая голову, и из-за этой самодельной занавески показывал представление. Эта ширма называлась «раек».
Кукольные комедии непременно показывались на святки и реже на Масленицу. Самой любимой в народе была святочная комедия о козе. Позднее кукольники стали инсценировать многие русские бытовые сказки и песни. Очень любимы в народе были сатирические кукольные повествования, такие, как «Сказание, или Повесть о куре или лисе» и «Повесть о Ерше Ершовиче», которая высмеивала взяточничество и корыстолюбие, существовавшие в русском судопроизводстве. Но самыми любимыми народными комедиями являлись комедии (сценки) о Петрушке.
Сегодня, русские народные тряпичные куклы переживают свое второе рождение и все больше и больше современных людей начинают интересоваться народными обрядами, культурой и традициями Древней Руси</</u>. И домашние предметы, которые были в обиходе в те времена, сделанные руками, с душой, становятся популярными и востребованными.
Современные мастера используя старинные техники и технологии создают новые куклы. В рамках настоящей работы была сделана кукла мужика. Автором данной куклы является Сюсина Татьяна Анатольевна, г. Камышин Волгоградской области. Примером другой сувенирной куклы, изготовленной нами в творческом доме ремесел «Веретено является «Волжанка» (автор не известен).
В классе мной был проведен мастер-класс по изготовлению куклы «Благополучница». Кукла не очень сложная. У всех ребят она получилась, причем куклы у всех вышли разные и красивые. Наши работы вы можете посмотреть на экране.
Благодаря своей работе мной было проведено исследование, какие куклы делали в прошлые века, каково было их назначение, изучены основные технологии создания народной тряпичной куклы. Основным источником информации в ходе работы послужило живое общение с мастерами -кукольниками, от которых я перенимала накопленный опыт. Я также узнала много интересного о быте русских девушек прошлых веков. Так, считалось, что каждому человеку от Бога предписано вступить в брак и продолжить свой «род-племя». В девочке воспитывали прежде всего «женство» - качество, благодаря которому она могла бы выполнить своё предназначение на земле - быть женой, матерью, хозяйкой дома. Именно с развитием этого качества связано создание многих видов русской народной куклы.
Возрождение рукотворной текстильной куклы - живое феноменальное явление. Уже сегодня его следует оценить как вклад в сохранение и развитие отечественной культуры.
Мелькают дни, летят года,
Века сменяются веками.
Но люди не забудут никогда,
Что сами рукотворно создавали.
Работа была творческой, интересной и увлекательной.
Спасибо за внимание! А теперь приступим к изготовлению куклы «Благополучница»
В мастер классе принимали участие учащиеся начальной школы, их родители и гости данного мероприятия школ Советского района.
Мастер класс по изготовлению куклы «Благополучницы» проводит Щелканова Анастасия ученица 4 класса «А» классный руководитель Проскурина О.Г.
Мастер класс по танцу «Кадриль» проводит Забара Арсений ученик 4 класса «Б» классный руководитель Каткова О.В.
Организация выставки работ учащихся и гостей праздника.