7


  • Учителю
  • Сценарий классного часа ' ТОЛЕРАНТНОСТЬ'

Сценарий классного часа ' ТОЛЕРАНТНОСТЬ'

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание:
предварительный просмотр материала

Сценарий классного часа

Часть 1. Введение - 10 минут

Вводная беседа учителя: 10 минут.

Каждый из нас живет в кругу друзей, приятелей, знакомых и незнакомых людей. Мы общаемся с разными людьми. Мы все отличаемся по возрасту и опыту, по вкусам и убеждениям. Если мы с другом мало чем отличаемся, то нам с ним проще общаться. Все нам видится одинаково. Но если друг не похож на меня, то разговор становится более сложным, но одновременно и более содержательным. Сегодня Мы будем говорить о том, как находить общий язык с «Другим». «Другой» это человек не похожий на вас, как с ним общаться, какие трудности в понимании привычного вам окружения он испытывает и как их преодолевает? Ведь все мы такие разные. Ведь принимая непохожесть «Другого», мы станем лучше понимать себя.

При встрече с Другим многое нам кажется странным, даже неправильным. Европейская горчица не оправдывает своего названия. Напитки принято наливать до половины стакана. И даже есть обоснование этому. Венгры налитый полностью стакан «прочитывают» как знак нежелательному гостю («Чтоб ты захлебнулся!»). А в Средней Азии желанному гостю в первый раз наливают в пиалу чаю на самое донышко. Им не жалко. Это традиция. Этот знак «прочитывается» так: «Я готов тебе подливать по глоточку, чтоб чай не остывал». А по-русски принято наливать посуду полностью в знак щедрости. Три разных поступка, три разных исторических обоснования. Общение людей из разных культур часто похоже на диалог кошки с собакой. Собака машет хвостом в знак дружбы, а кошка - перед атакой. Представляете, как непросто им договориться. Но, мы же люди. Мы можем спросить и объяснить.

Мы живем в поликультурном обществе. Рядом с нами можно найти представителей:

- разных культур и национальностей: как из народов бывшего СССР - узбеков, татар, украинцев, цыган; так и из дальнего зарубежья - вьетнамцев, палестинцев, курдов, китайцев; некоторые народы жили еще на территории Российской империи, хотя имеют и свои государства: поляки, немцы, евреи, французы и т.д.;

- разных вероисповеданий: как традиционных - христиане, мусульмане, буддисты; иудеи, так и новых для России - кришнаиты, члены новых церквей, сект...и так далее;

- разных убеждений: активисты политических партий, экологического движения, национальных инициатив..., фанаты спортивные и музыкальные, члены неформальных объединений - хиппи, панки, новые группы и так далее;

- разных интересов: филателисты, книголюбы, художники, музыканты, кладоискатели, альпинисты и так далее.

Есть и люди, которые объединены общей проблемой: беженцы, наркоманы, инвалиды...

Каждый человек интересен сам по себе, но одновременно он является и представителем группы. Изучая Другого, общаясь с ним, вы лучше поймете не только позицию человека, но и историю его группы. Обычно говорят о важности толерантного, миролюбивого отношения к представителям других национальностей, вероисповеданий, убеждений.

Если мы общаемся с Другим, то диалог зависит от обоих. Простой пример из области гастрономии. Многие выходцы из Азии не переваривают молочные продукты. В прямом смысле. Это свойство организма, а не причуда вкусов. Понятно, что мороженое в качестве угощения им не подходит. Как бы Вы вышли из положения и как разъяснили отличие, если у вас был подобный гость? Есть народы, в кухне которых преобладают острые приправы. Вам такое не осилить, а они это едят. Как бы Вы вышли из положения, если у вас был подобный опыт? То же самое наблюдается и во всех остальных сферах. По-разному «прочитывается» выбор цветов в одежде. По-разному люди сидят и стоят при разговоре со старшим или младшим. Различается распорядок дня, отношение к природе. В каждой культуре существует множество автоматически выполняемых ритуалов. Француз наклоняет стакан, наполняя его. Некоторые народы никогда не путают ножи для мясного, молочного, рыбы и растительных продуктов. Понятно, что общение с «Другим» будет протекать продуктивно, если вы взаимно учитываете межкультурные различия. В одних культурах на пол жилища не ставят посуду, в других вообще сидят на уровне пола. Значит, они по-разному мысленно делят пространство в доме. Босой хиппи, сидящий на полу в почтенном университете, шокировал профессоров (кстати, частенько садившихся во время лекции на стол) не потому что было прохладно, а пол был недостаточно чистый. Это было в июле, и паркет блестел. Просто он нарушил некие невидимые границы. При разговоре одни люди сближаются до 40 сантиметров, а другие отодвигаются метра на полтора. Это может быть, и не связано с шумом вокруг. Просто так принято. Различий много.

Давайте посмотрим, что такое ТОЛЕРАНТНОСТЬ. Определение слова толерантность на разных языках земного шара звучит по-разному:

  • в испанском языке оно означает способность признавать отличные от своих собственных идеи или мнения;

  • во французском - отношение, при котором допускается, что другие могут думать или действовать иначе, нежели ты сам;

  • в английском - готовность быть терпимым, снисходительным;

  • в китайском - позволять, принимать, быть по отношению к другим великодушным;

  • в арабском - прощение, снисходительность, мягкость, милосердие, сострадание, благосклонность, терпение, расположенность к другим;

  • в русском - способность терпеть что-то или кого-то (быть выдержанным, выносливым, стойким, уметь мириться с существованием чего-либо, кого-либо).

Толерантность - это уважение, принятие и понимание богатого многообразия культур нашего мира, форм самовыражения и способов проявления человеческой индивидуальности.

Учитель может обобщить: таким образом, толерантность это в первую очередь уважение к различиям и правам других людей и себя. Давайте остановимся на последнем: УВАЖЕНИЕ К СЕБЕ.


Часть 2. Тренинг. 10 минут.

1. Тренинг 5 мин: Учитель выдает учащимся картофелины или грецкие орехи. Они внимательно их рассматривают, запоминают все их изгибы и черты. Потом картофелины или орехи складываются в мешок и перемешиваются. Задача учащихся найти свою картофелину или орех. Тренинг можно проводить по группам, (заранее перед классным часом разделив ребят на группы), пригласив по одному представителю от группы.

2. Лекция 5 мин. Уникальность.

Каждый человек по-своему уникален и неповторим, так же как и, казалось бы, похожие друг на друга орехи. Этим человек отличается от машины. Уникальность одно из важнейших достоинств человека. Именно уникальностью человек привлекателен. Люди нужны и интересны друг другу отчасти потому, что отличаются друг от друга. Общаться с точной своей копией неинтересно. Любая копия хуже оригинала. Если вы цените свою уникальность, то вы естественно уважаете уникальность других людей, оставаясь самим собой и обретая много друзей.

Уникален каждый человек, независимо от его национальной или расовой принадлежности. Если вы часто общаетесь с людьми азиатского происхождения, если ваш опыт общения с ними позитивен, вы никогда не скажете: Все азиаты на одно лицо. Каждый человек и внутренне, и внешне уникален и неповторим. Чтобы это понять, нужно больше общаться и дружить с разными людьми.

Обладая своей неповторимой уникальностью, каждый человек по-своему выражает себя в делах, в творчестве, в общении. Анализируя плоды деятельности человека, можно понять, каков характер человека.


Часть 3. Мозговой штурм. 14 шагов к толерантности. 5 минут.

Задание для учащихся:

Мозговой штурм. 5 мин.

Как человек должен вести себя, чтобы практиковать толерантность?

Учитель записывает все варианты ответов на доске.

Наводящий пример: Джордано Бруно утверждал, что Земля круглая. За это утверждение, нарушавшее общепринятые и защищенные Церковью каноны, он был сожжен. Палачи были при этом уверены, что они правы и что они знают истину. Как характеризуется их поведение с точки зрения толерантности?

14 шагов к толерантности

  1. Желание быть толерантным.

  2. Стремление человека стать лучше. Постоянное саморазвитие (личностный рост). Умение ставить себя на место других.

  3. Не осуждать.

  4. Замечать мелочи и тонкости; замечать особенности ситуации;

  5. Расширять свой круг общения. Менять места. Путешествовать (посещать другие места, ходить в гости).

  6. Знакомиться с другими культурами, традициями: язык, рисунки, литература, архитектура; костюмы (одежда), кухня, музыка, танцы, песни.

  7. Наблюдать.

  8. Улучшить самоконтроль.

  9. Развить в себе умение молчать/слушать.

  10. Менять точки зрения.

  11. Сопереживать.

  12. Не зацикливаться.

  13. Быть активным.

  14. Не оценивать.

Количество шагов может зависеть от уровня подготовки класса и возраста 5-7 класс.


Часть 3. Решение практических ситуаций.10 минут.

Рекомендации учителю: Можно разделить учащихся на группы и раздать ситуации для обсуждения ребятам или вынести их на общее обсуждение класса. Предполагается, что из избыточного набора ситуаций классный наставник выберет ситуации соответственно уровню подготовки класса.


Ситуация 1.

Из исторической повести К. Кунина «За три моря» о путешествии тверского купца Афанасия Никитина в Индию в XV веке:

Вдруг за поворотом дороги неожиданное зрелище открылось перед Афанасием. Вся лощина была освещена багровым неровным светом. На пригорке виднелось невысокое четырехугольное здание с круглыми башенками по углам. Из этих башенок и из отверстий в стенах вырывалось пламя. Ветер колыхал языки пламени и отгонял в сторону черный тяжелый дым.

- Пожар! Горит! - воскликнул Никитин.

- Где пожар? - спросил Хуррам. - Это? Это храм священного огня, наш храм!

Только перед закатом вернулся Асан-бек на корабль. Весело кивнув поджидавшему его Афанасию, он сказал:

- Дело твое устроил. Больше ничего сказать ему не удалось. С минаретов всех десяти

дербентских мечетей раздались громкие и протяжные крики:

- Ла илла лилл алла…

Правоверные опустились на молитву. Никитин начал быстро расспрашивать Асан-бека, но тот замотал головой и, зажав уши, с еще большим рвением принялся бить поклоны.

Когда молитва кончилась, Асан-бек сказал Никитину укоризненно:

- Зачем мешал? Мог ждать. День ждал - мог еще ждать.

- За товарищей тревожусь, - виновато пробормотал Никитин.

Задание для ребят.

Объясните, почему Афанасий попадал в неловкое положение. Сформулируйте правила, которые, на ваш взгляд, надо соблюдать по отношению к различным религиям в обществе.


Ситуация 2.

Лилиан Муур. «Крошка Енот и Тот, кто сидит в пруду»

…Крошка Енот начал переходить по дереву на ту сторону пруда. Ему не хотелось думать о Том, кто сидит в пруду, но он ничего не мог с собой поделать. Он остановился и заглянул. Кто-то сидел в пруду! Это был Он! Крошка Енот и виду не подал, что испугался.

Он скорчил рожу. Тот, в пруду, тоже скорчил рожу. Что это была за рожа! Крошка Енот повернул обратно и побежал со всех ног. Он взял палку и пошёл обратно к пруду.

- Может быть, Он успел уйти, - сказал Крошка Енот сам себе. Нет, Он не ушёл! Он по-прежнему сидел в пруду.

Крошка Енот не стал ждать. Он поднял вверх свою большую палку и погрозил ею. Но у Того, в пруду, тоже была палка. И Он погрозил этой палкой Крошке Еноту. Крошка Енот уронил свою палку и побежал. Крошка Енот рассказал своей маме всё про Того, кто сидит в пруду.

- Вот что я тебе скажу, Крошка Енот, - сказала Мама Енотиха. - Вернись назад, но на этот раз... не строй рож, не бери с собой камня, не бери с собой палки!

- Что же я должен делать? - спросил Крошка Енот.

- Только улыбнуться! - сказала Мама Енотиха. - Пойди и улыбнись Тому, кто сидит в пруду.

Крошка Енот заставил себя улыбнуться Тому, кто сидел в пруду. И Тот, кто сидел в пруду, улыбнулся в ответ!

Задание для ребят.

Сформулируйте «обязательные условия» для начала диалога и предотвращения конфликта при контакте с новым человеком.

Обсудите, что нужно делать, как вести себя, чтобы, установить взаимопонимание и добрые отношения с человеком другой культуры.

Ситуация 3.

Из воспоминаний Хелены Д. (Хелена Д., цыганка из богатой семьи музыкантов из чешского города Прешова, в 1970-е годы провела несколько дней в семье своей давней чешской подруги в Праге, куда привезла на лечение своего отца).

Все были к нам доброжелательны, но эти несколько дней стоили мне огромной траты нервов. Однажды иду умываться и вижу, как золовка моей подруги моет посуду в той раковине, над которой мы умывались. Меня охватило чувство отвращения. Даже в самой бедной ромской семье нельзя было представить, чтобы варили еду и кипятили белье в одной и той же посуде. Так поступали крестьянки. Варили варенье в том же тазу, в котором стирали… Юбка считается нечистой. Если бы у ромов сноха постирала свою одежду и мужнюю рубаху вместе, то оба стали бы нечистые. И никто бы с ними не разговаривал, никто бы с ними не сел за стол. Пока не очистятся.

А тут мы попали в дом, где жили богаче нас, а все равно ели объедки. Что оставалось с обеда, подогревали в меньшей кастрюле и давали на ужин. Я росла в ромском квартале, и мы были бедны. И, честно говоря, обычно все съедалось без остатка. Но если что-то оставалось, то выбрасывали. Предложить гостю подогретые остатки было оскорблением.

Старики говорили, что в недоеденном селится недуг, что остатки обнюхивают духи покойников. Если кусок падал на з Если кусок падал на землю, его выбрасывали. Мама говорила: «Да если бы даже золотая ложечка упала на землю, так я бы и ее выбросила». Золотой ложечки у нас не было, так что не знаю. Но что уж никак не мог мой папа видеть за столом у чехов, так это привычку подчищать [хлебом остатки соуса] с тарелок. У нас считается приличным оставить на тарелке чуток, чтобы показать, что ты не ненасытный. А их взрослый брат один раз унес на кухню и вылизал свою тарелку, как собака. С тех пор мы покупали себе еду в городе и ели в парке, на бумаге.

У нас готовили и вкушали пищу так, что это был обряд…


Задание для ребят.

1. Что неприятно поразило Хелену в быту чешской семьи? Чем она объясняет свое недовольство?

2. Как вы думаете, что в поведении гостей могло удивить или даже обидеть чешских хозяев? Почему?

3. Как вы думаете, почему не возник диалог в данной ситуации? Что помешало подругам обсудить проблему?


Ситуация 4.

Б. Васильев. «Век необычайный». Написана в 1936 году.

- Эй, ребятишки, отнесите-ка бабушке кошелку до дома!

Так мог сказать - и говорил! - любой прохожий любым ребятам, играющим на горбатых смоленских улицах. Прохожий мог быть кем угодно - русским или эстонцем, евреем или татарином, цыганом или греком, - а старушка тем более: это было нормой жизни, и я не помню, чтобы кто-либо из заигравшихся детей не выполнил подобного распоряжения…

- Боря, когда пойдешь гулять, занеси дяде Сергею Максимовичу соль, скажи тете Фатиме, что я нашла для нее выкройку, и попроси у бабушки Ханы стакан пшена в долг…

Голос мамы до сей поры звучит в моей душе. Стараясь с самого нежного возраста заронить во мне искру ответственности, мама попутно, походя, без громких слов и пустопорожних цитат прививала мне великое чувство повседневного бытового интернационализма. И я ел из одного котла с моими друзьями - татарчатами, а тетя Фатима одаривала нас сушеными грушами; дядя Антал разрешал мне торчать у него в кузнице, где легко ворочали молотами двое цыган, Коля и Саша; тетя Двойра поила меня козьим молоком; дядя Сергей Максимович учил вырезать свистки из ракиты, а еще были… Были, были… Боже мой, в моем Смоленске обитала вся Россия!

Задание для ребят.

1. Как вы думаете, насколько этот источник отражает сегодняшнюю действительность?

2. Как вы думаете, каких принципов придерживались в своем поведении люди разных национальностей в Смоленске времен детства Бориса Васильева, чтобы жить в мире и дружбе?


Ситуация 5.

Вместо свастик - цветущий город.

Группа молодых рязанских правозащитников устроила акцию с условным названием «Чистый город» («От языка вражды к языку мира»). Оскорбительные и погромные надписи на домах и заборах попали «под прицел». «Язык вражды» на них было решено попросту замазать, или закрасить рисунками, говорящими на «языке мира», «языке надежды». Первые шаги к чистому городу рязанские антифашисты совершили в мае и июне 2002 г., в сентябре рязанская Школа прав человека возобновила акцию. В этот раз националистические лозунги на стенах и заборах закрашивали участники детского образовательного лагеря «Гражданин мира». Десять человек с валиками и кистями сумели очистить город от огромных изображений свастик и националистических лозунгов.

Задание для ребят.

Обсудите в группе: имеет ли смысл такая акция? Почему?



Часть 4. Заключение. Рефлексия.10 минут.

Вариант 1.

Упражнение «Аппликация группы «Павлин»


Детям предложите создать общую аппликацию «Павлин». Сам павлин нарисован заранее на отдельном листе, а дети вырезают перья. Для этого предоставляется цветная бумага, можно использовать яркие обертки от шоколада т. п. Перья могут быть любого размера и формы. При этом говорится, что каждое перо должно символизировать какое-нибудь качество, способность, которую в себе ценишь, любишь. Это качество записывается на перо. Каждый участник может вырезать сколько угодно перьев. Все перья раскладываются ведущим на большом листе бумаги так, чтобы получился хвост павлина, затем к перьям приклеивается сам павлин. Каждый участник может посмотреть, какие качества изображены всеми участниками. Коллективная аппликация павлина помогает детям почувствовать свою ценность, способствует сплочению, позволяет оценить качества своей личности и сформировать необходимые.

В помощь учителю:

Черты толерантной личности

1. Расположенность к другим

2. Снисходительность

3. Терпение

4. Чувство юмора

5. Чуткость

6. Доверие

7. Альтруизм

8. Терпимость к различиям

9. Умение владеть собой

10.Доброжелательность

11.Умение не осуждать других

12.Гуманизм

13.Умение слушать

14.Любознательность

15.Способность к сопереживанию


Можно также использовать стихотворение для завершения классного часа.

Я пришел в этот мир

не для того, чтобы оправдывать твои надежды,

не для того, чтобы отвечать твоим интересам,

не для того, чтобы соответствовать твоим ожиданиям.

И ты пришел в это мир

не для того, чтобы соответствовать моим ожиданиям,

не для того, чтобы отвечать моим интересам,

не для того, чтобы оправдывать мои надежды.

Потому что я - это я, а ты - это ты.

Но если мы встретились и поняли друг друга - то это прекрасно!

А если нет - ну что ж, ничего не поделаешь.


Вариант 2.

Можно закончить классный час просмотром мультфильма «Ежик должен быть колючим». В нормальной ежиной семье родился необычный ежик - кудрявый. Остальные двое - колючие, как положено, а этот - кудрявый. Семье сочувствовали соседи и даже помогали. Мудрая ворона применила целых три способа выпрямить кудряшки, и ни один не помог. Ежика даже пугали ночью, чтобы волосы дыбом встали, но он только заплакал и позвал маму. Мама не выдержала и сразу к нему прибежала. И тут ежик не выдержал. Он подстерег свою мучительницу и сам напугал ее. Ворона от пережитого потрясения поседела и стала белой на посмешище своим соплеменницам. Добрый ежик не стал предаваться радости отмщенного, а пожалел белую ворону. В конце концов, они как два сапога - парой оказались - белая ворона и кудрявый ежик. Это если не считать Голубого щенка. В конце мультфильма они вместе спели такую песенку:


Если ты другой немного,
И на прочих не похож,
Если ты другой дорогой
Скачешь, прыгаешь, идешь,
Если ты другого цвета,
Масти, формы, высоты,
И не сходятся приметы
С идеалом красоты,
Не горюй, не это важно,
Не колючки, не хвосты,
Будь веселым, будь отважным,
Все исполнятся мечты!

-Осины левые, березы правые!

-Вороны белые, ежи кудрявые!

-Осины левые!

-Березы правые!

-Вороны белые!

-Ежи кудрявые!


Литература

  1. Андреева Г. М. Социальная психология. М., 1988.

  2. Асмолов А.Г. Толерантность: различные парадигмы анализа// Толерантность в общественном сознании России. М., 1998.

  3. Валкер Д. Тренинг разрешения конфликтов (для начальной школы). СПб., 2001.

  4. Други и другие в языке, истории, традициях…/Авт.: К.Г. Митрофанов, Е.В. Власова, В.В. Шаповал. - М.: Прометей, 2002.

  5. Рожков М.И., Байбородова Л.В., Ковальчук М.А.. Воспитание толерантности у школьников. Ярославль, 2003.

  6. Солдатова Г.У., Шалгерова Л.А., Шарова О. Д. Жить в мире с собой и другими. Тренинг толерантности для подростков.

  7. Толерантность в общественном сознании. России. М., 1997.

  8. Тренинг развития жизненных целей. Программа психологического содействия социальной адаптации. СПб., 2001.

  9. Шаповал В. В. и др. Мозаика культур. / Под ред. А. П. Шевырева, Т. Н. Эйдельман. -М.: Локус/Пресс.2005



4. Приложение.








 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал