7


  • Учителю
  • Рабочая программа(базовый уровень) по МХК для 10-11 классов

Рабочая программа(базовый уровень) по МХК для 10-11 классов

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание:
предварительный просмотр материала

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Иогачская средняя общеобразовательная школа»



СОГЛАСОВАНА

УТВЕРЖДЕНА

на заседании ШМО

Протокол от __ ____ 2016 г.

Заместитель директора

по УВР

_________ Е.П.Сорокина

Директор





_________А.Д.Чибиеков



Протокол от ___ _______

2016 г. №

Приказ от ___ _________

2016 г. №



















Рабочая программа

(базовый уровень)



по мировой художественной культуре

для 10 - 11 классов





Учитель МХК и искусства

Прасалова Е.Ю.,БКК











Иогач

2016

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по МХК для 10 и 11 класса составлена на основе примерной программы по МХК для общеобразовательных учреждений «Мировая художественная культура» 5-11 классы. Автор: Данилова Г.И Москва, Дрофа, 2009 год.

Данная программа предполагает работу с учебниками: Мировая художественная культура. От истоков до XVII века 10 кл. Базовый уровень:: учеб.общеобразоват. учреждений /Г.И Данилова. - 8 -е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2010.-366,(2)с.:ил., Искусство. Базовый уровень. 11 кл.: учебник / Г.И.Данилова. - М.:Дрофа,2014. - 366,(2)с.:ил.

Программа «МХК» для 10 класса рассчитана на 1 час в неделю (34 часа). Программа «МХК» для 11 класса рассчитана на 1 час в неделю (34 часа).

Изучение мировой художественной культуры в 10 классе направлено на достижение следующих целей:

  • развитие чувств, эмоций, образно-ассоциативного мышления и художественно-творческих способностей;

  • воспитание художественно-эстетического вкуса; потребности в освоении ценностей мировой культуры;

  • овладение умением анализировать произведения искусства, оценивать их художественные особенности, высказывать о них собственное суждение;

  • использование приобретенных знаний и умений для расширения кругозора, осознанного формирования собственной культурной среды;

  • изучение шедевров мирового искусства, созданных в различные художественно-исторические эпохи, постижение характерных особенностей мировоззрения и стиля выдающихся художников - творцов;

Изучение мировой художественной культуры в 11 классе направлено на достижение следующих целей:

  • формирование и развитие понятий о художественно - исторической эпохе, стиле и направлении, понимание важнейших закономерностей их смены и развития в исторической, человеческой цивилизации;

  • формирование осознания роли и места человека в художественной культуре на протяжении её исторического развития, отражение вечных поисков эстетического идеала в лучших произведениях мирового искусства;

  • формирование системы знаний о единстве, многообразии и национальной самобытности культур различных народов мира;

  • освоение различных этапов развития отечественной (русской и национальной) художественной культуры как уникального и самобытного явления, имеющего мировое значение.

Планируемые предметные результаты освоения учебного предмета МХК в 10 и 11 классах

Знать / понимать:

  • основные виды и жанры искусства;

  • изученные направления и стили мировой художественной культуры;

  • шедевры мировой художественной культуры;

  • особенности языка различных видов искусства.

  • осознавать свою культурную и национальную принадлежность.

  • определять собственное отношение к произведениям классики и современного искусства;

Уметь:

  • владеть основными формами публичных выступлений;

  • использовать мультимедийные ресурсы и компьютерные технологии для оформления творческих работ;

  • оценивать, сопоставлять и классифицировать феномены культуры и искусства;

  • уметь самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность;

  • узнавать изученные произведения и соотносить их с определенной эпохой, стилем, направлением;

  • устанавливать стилевые и сюжетные связи между произведениями разных видов искусства;

  • пользоваться различными источниками информации о мировой художественной культуре;

  • выполнять учебные и творческие задания (доклады, сообщения).

Содержание тем учебного предмета МХК в 10 классеРаздел учебного курса

Количество часов

Раздел.1 Художественная культура первобытного общества и древнейших цивилизаций

5

Раздел 2. Художественная культура Античности

3

Раздел 3. Художественная культура Средних веков

10

Раздел 4. Художественная культура средневекового Востока.

6

Раздел 5. Художественная культура Возрождения

10

Итого

34





Содержание предмета МХК на 10 класс



Раздел 1. Художественная культура первобытного общества и древнейших цивилизаций. (5 часов)

Первые художники Земли. 1 час. Значение и периодизация первобытной культуры. Причины возникновения художественного творчества. Синкретический характер искусства первобытного человека. Художественный образ как средство отражения и познания окружающего мира. Первые художники Земли. Мир в произведениях изобразительного искусства. Эволюция пещерной живописи в эпоху палеолита и мезолита. Наиболее популярные сюжеты: сцены охоты, военные эпизоды и культовые церемонии. Экспрессия и динамика в изображении крупных животных. Особенности изображения человека. Композиция в пещере Ласко (Франция) - начало сюжетной живописи. Первые произведения скульптуры. «Палеолитические Венеры» - обобщенные культовые образы хранительницы очага, символы плодородия. «Сражающиеся лучники» (Арана, Испания): динамизм сцены охоты человека на оленей, разнообразие ракурсов. Особенности художественного языка изображений в эпоху неолита. Керамическая пластика Триполья, символическое значение декоративных узоров. Древнейшие сооружения человечества. Зарождение архитектуры и ее связь с религиозными верованиями и представлениями человека. Мегалитическая архитектура: дольмены, менгиры и кромлехи. Стоунхендж (Великобритания) - выдающийся памятник мегалитической архитектуры. Музыка, танец и пантомима. Причины возникновения музыкального творчества. Пантомима как одна из ранних форм театрального искусства. Интонация, ритм и мелодия - основные музыкальные элементы, сложившиеся в недрах пантомимы. Подражание звукам природы.

РК - Сведения о природном и археологическом памятнике Денисова Пещера, Тавдинская пещера.

Художественная культура Древней Передней Азии. 1 час

Значение и важнейшие достижения художественной культуры Междуречья. Возникновение письменности: от пиктографии к клинописи шумеров. Библиотека царя Ашшурбанипала - первое в мире систематизированное собрание книг. «Эпос о Гильгамеше» как выдающийся памятник мировой литературы (обобщение ранее изученного). Прославление силы и могущества человека - ведущая тема искусства.

Архитектура Месопотамии. Зиккураты как символическое воплощение устройства мира. Зиккурат в городе Уре - выдающийся памятник мирового зодчества. Сводчато-арочные конструкции (висячие сады Семирамиды). Архитектурные сооружения Вавилона (ворота Иштар).

Изобразительное искусство. Рельефы и мозаики - главное украшение парадных залов дворцов. Их основная тематика и назначение. Тема военного сражения и одержанной победы в мозаичном штандарте из Ура. Искусство мелкой пластики: адоранты - изображения людей, совершающих обряд почитания божества. Скульптура сановника Эбих-иля как пример утонченной проработки деталей. Искусство ассирийских рельефов: мастерство в изображении человека и животного (композиция «Большая охота на львов»). Развитие традиций ассирийского рельефа в скульптуре Древнего Ирана.

Музыкальное искусство. Особая роль храмовых музыкантов-жрецов в жизни общества. Основное назначение музыки - доставлять наслаждение богам и царям, утешать души верующих. Популярные музыкальные инструменты (арфа, барабан, тарелки, двойной гобой, продольные флейты). Арфа в виде головы быка - замечательное произведение искусства.

Архитектура страны фараонов. 1 час. Мировое значение египетской цивилизации. Периодизация искусства Древнего Египта. Пирамиды - «жилища вечности» фараонов. Возведение пирамид - главное архитектурное достижение эпохи Древнего царства. Отражение в них представлений об устройстве Вселенной, веры египтян в загробную жизнь и божественную силу фараона. Пирамиды Хеопса, Хефрена и Микерина - выдающиеся памятники мирового зодчества. Назначение пирамид, история их возведения и исторические свидетельства. Скальные гробницы и храмы Среднего и Нового царства. Заупокойные храмы-святилища бога Амона-Ра. Архитектурные комплексы в Карнаке и Луксоре, особенности их внешнего и внутреннего облика. Оформление фасада пилонами, высокими обелисками, статуями фараона, гипостильный зал, капители колонн, фресковые и рельефные изображения. Скальный храм царицы Хатшепсут, особенности его внешнего облика (широкие террасы, пологие пандусы, белая колоннада портиков). Аллея сфинксов и обелисков. Богатство и изысканность внутренней отделки храма. Архитектурные сооружения Позднего царства. Храм бога Гора в Эдфу - выдающийся памятник египетского зодчества. Особенности внешнего и внутреннего облика святилища. Скульптурные памятники. Назначение скульптуры, ее связь с культом умерших (обряд мумификации), строгая подчиненность канону. Характерные особенности египетской пластики (фризовое построение композиции, строгость линий и четкость контура, обобщенность объемов, знаковая выразительность силуэтов).

Изобразительное искусство и музыка Египта. 1 час. Рельефы и фрески. Их назначение, расположение регистрами, символическая раскраска - характерные особенности композиций. Наиболее популярные сюжеты: сцены из загробной жизни, бальзамирование и оплакивание умерших, обряды при погребении, торжественное подношение даров. Сцены из повседневной трудовой жизни египтян. Картины пиров и развлечений правителей. Пейзажи с животными и растениями. Сокровища гробницы Тутанхамона. Открытие английского археолога Г. Картера. Художественные достижения амарнского периода. Рельеф «Поклонение богу солнца Атону», образ Аменхотепа IV. Скульптурный портрет царицы Нефертити - символ вечной красоты и обаяния. Предметы декоративно-прикладного искусства в гробнице Тутанхамона. Золотая маска фараона - прославленный шедевр мирового искусства.

Искусство доколумбовой Америки. 1 час. Значение художественной культуры народов Центральной и Южной Америки, ее оригинальный и самобытный характер. Утверждение могущества и неличия священного божества, культ предков, прославление военных побед, правителей и верховной инати - главные темы искусства.

Художественная культура классического периода. Важнейшие достижения культуры ольмеков: культовые центры, ступенчатые пирамиды, каменная скульптура, предметы декоративно-прикладного искусства, иероглифическая письменность, ритуальный календарь. Каменные головы - всемирно известные произведения скульптуры ольмеков, их культовый характер и мастерство исполнения. Период расцвета города Теотиукана (Центральная Америка). Пирамида Солнца как монументальное архитектурное сооружение.

Искусство ацтеков. Архитектура Теночтитлана (Мехико), дворцы ацтекских правителей и главный храм верховного бога войны. Монументальная скульптура и ее условный характер. Статуя Коатли-куэ - богини земли и весеннего плодородия. Погребальные маски ацтеков, реализм в передаче лиц. Произведения мелкой пластики и ювелирного искусства. Художественная культура майя. Достижения архитектуры: величественные пирамиды и дворцы.

Художественная культура инков. Древнейшие легенды о возникновении империи инков. Пирамиды как место коллективных захоронений. Храм Солнца - выдающееся сооружение инкского периода. Техника возведения храма, его декоративное убранство, святилище божества. Достижения скульптуры. Рельеф на Вратах Солнца в Тиауанако. Произведения керамики и ювелирного искусства.

Раздел 2. Художественная культура Античности. (3 часа)

Золотой век Афин. 1 час.

Архитектура архаики: греческая ордерная система. Становление демократических городов-государств и их влияние на развитие храмового зодчества. «Прочность, польза и красота» (формула Витрувия) - главные принципы греческих архитекторов. Создание ордерной системы и ее воплощение в культовых сооружениях.

Архитектура классики: афинский Акрополь. «Век Перикла- золотой век Афин». Акрополь - общественный и культурный центр греческого государства. Асимметричность композиции ансамбля. Пропилеи: архитектурный облик и назначение. Храм Ники Аптерос. Статуя Афины Парфенос (скульптор Фидий) как одно из величественных украшений Акрополя. Парфенон - архитектурный центр афинского Акрополя (мужественная красота и благородство пропорций). Скульптурные украшения, фризы, раскраска храма. Храм Эрехтейон - главное святилище Акрополя, его сложная асимметричная планировка, скульптуры кариатид. Театр Диониса - место для театрализованных представлений из жизни богов и людей (обобщение ранее изученного).

Архитектура эллинизма. Пергамский алтарь. Особенности развития архитектуры в эпоху эллинизма. Создание величественных ансамблей, грандиозных памятников и новых типов общественных сооружений (библиотек, мусейонов, гимнасий). Возведение «чудес света» - Мавзолея в Галикарнасе, Колосса Родосского и Фаросского маяка. Слияние восточных и античных традиций как отличительный признак архитектуры эллинизма.

Искусство вазописи. Амфора из Дипилона - древнейшее произведение искусства, его назначение, особенности орнаментальных росписей. Развитие понятия о «геометрическом» стиле. Чернофи-гурная и краснофигурная вазопись, техника нанесения рисунка, наиболее популярные сюжеты. Эксекий - крупнейший мастер чернофигурной керамики, интерес художника к мифологическим сюжетам и образам. Ваза с изображением Ахилла и Аякса, играющих в шашки. Евфроний и Дурис - выдающиеся мастера краснофигурной живописи. Изобразительное искусство классического периода. Искусство вазописи краснофигурного стиля. «Прилет первой ласточки» Евфрония как совершенный образец краснофигурной живописи. Расцвет искусства скульптуры (мастерство в передаче портретных черт и эмоционального состояния человека).

Архитектура Древнего Рима. 1 час Архитектура периода Римской республики. На форумах Древнего Рима. Форум - молчаливый свидетель былого великолепия «вечного города» Рима, центр деловой и общественной жизни. Причины асимметричной планировки главной площади. Колонна Траяна - величественный памятник, призванный прославить мощь государства и императора. Военные походы в рельефных изображениях. Храм Весты на Бычьем рынке.

Шедевры архитектуры эпохи Римской империи. Водопроводы-акведуки, огромные каменные мосты и дороги - вершина инженерных сооружений. Аппиева дорога, ее бытовое и стратегическое назначение. Колизей. Величественная зрелищная постройка Древнего Рима. Внешний архитектурный облик сооружения (четыре яруса сводчатых арок, пилястры, колонны трех ордеров, скульптурные украшения). Организация внутреннего пространства амфитеатра, его величие и грандиозность масштабов. Дальнейшая историческая судьба Колизея. Пантеон - «храм всех богов». Грандиозность купольного перекрытия. Основные элементы, определяющие внешний облик храма. Богатство и изысканность его внутренней отделки (глубокие ниши, пилястры, кессоны, особенности освещения).

Триумфальные арки и общественные сооружения. Арка императора Тита, ее внешний облик, сюжеты рельефных композиций. Термы - неотъемлемая часть городской жизни, место отдыха и развлечений. Термы императора Каракаллы.

Театральное и музыкальное искусство Античности. 1 час

Ораторское искусство Античности. Сократ. Платон. Аристотель. Рождение греческого театра (обобщение ранее изученного).Трагики и комедиографы греческого театра. Эсхил - «отец греческой трагедии». Особое внимание к развитию драматического действия, введение третьего актера, неизменность характеров героев. Жизнь богов, наделенных правом вершить судьбы людей, - главная тема творчества Эсхила. Основные произведения драматурга. Трагедии Софокла и их отличительные особенности: увеличение количества исполнителей, сокращение хоровых партий, изобретение театральных декораций. Внимание к изображению внутреннего мира героев такими, «какими они должны быть». Лучшие произведения Софокла. «Философ на сцене» - Еврипид, огромное творческое наследие драматурга. Новаторство в области драматургической и театральной техники.

Театральное и цирковое искусство Древнего Рима. Грандиозность театральных представлений, состязаний гладиаторов, укрощение диких зверей. Искусство актеров пантомимы. Искусство катарсиса. Роль актера в жизни римского общества. Цирковые представления, их особая зрелищность и экзотичность (обобщение ранее изученного).

Музыкальное искусство Античности. Греческие мифы о рождении музыки (обобщение ранее изученного). Особое значение музыки в жизни общества. Музыка как важнейшее средство воспитания и воздействия на нравственный мир человека. Аэды и рапсоды - странствующие певцы-сказители эпических преданий, воспевающие подвиги героев и деяния богов. Хоровая и сольная, гражданская и военная лирика - основа для создания музыкальных произведений. Популярные музыкальные инструменты (формингс, лира, кифара, флейта Пана и авлос). Роль музыки в античной трагедии и комедии.

Раздел 3.Художественная культура Средних веков. (10 часов)

Мир византийской культуры. 1 час

Значение культуры Византийской империи для русской культуры. Следование античным традициям, пролог к развитию средневековой культуры. Духовная основа многонациональной культуры. Достижения архитектуры. Сочетание элементов античного и восточного зодчества. Базилика, ее назначение, устройство, характерные черты внешнего и внутреннего облика. Понятие о крестово-купольном типе храма. Собор Святой Софии в Константинополе. История создания, особенности внешнего архитектурного облика, внутреннее убранство храма.

Мерцающий свет мозаик. Использование античной технологии и разработка собственных оригинальных способов ее создания. Основные темы и сюжеты, их глубокий символический смысл. Мозаики Равенны в церкви Сан Витали. Мозаики с изображением императора Юстиниана и императрицы Феодоры. Особенности композиции, символика цвета, принцип зеркальной симметрии.

Искусство Киевской Руси. 1 час

История развития художественной культуры средневековой Руси: ее теснейшая связь с языческой культурой и важнейшими историческими событиями. Развитие и творческое переосмысление художественных традиций Византии и Западной Европы. Создание самобытных памятников как результат интенсивных духовных и художественных поисков ее творцов. Мировое значение древнерусского искусства. Архитектура Киевской Руси. Свидетельства митрополита Иллариона об архитектурном облике Киева - «матери городов русских». Золотые ворота - парадный въезд в город. Собор Святой Софии - главное сооружение Киевской Руси, его внешний и внутренний облик. Основные черты древнерусского зодчества. Высокий уровень строительной техники, оригинальность решения архитектурных задач, простота и благородство форм, богатство внутренней отделки. Широкое распространение на Руси крестово-купольного типа храма.

Развитие русского регионального искусства. 1 час.

Ослабление власти киевского князя и дробление Древнерусского государства на мелкие и удельные княжества. Искусство периода феодальной раздробленности.

Искусство Великого Новгорода. Усиление демократических тенденций и создание самобытного искусства. Церковь Спаса Преображения на Нередице - яркий памятник новгородского зодчества. Характерные особенности композиции, сдержанность и простота оформления фасадов, объемно-пространственное решение интерьера. Шедевры фресковых росписей. Новый тип церкви Рождества Богородицы в Перыни, Спаса Преображения на Ковалеве, Федора Стратилата на Ручью, Спаса Преображения на Ильине улице, Петра и Павла в Кожевниках (по выбору).Формирование Новгородской школы иконописи. Творчество Феофана Грека. Искусство Владимиро-Суздалъского княжества. Характерные особенности храмового строительства. Внешний и внутренний облик Успенского собора во Владимире, особенности оформления фасада. Храм Покрова Богородицы на реке Нерль - шедевр мирового зодчества, «чудо русского искусства». Простота и благородство пропорций, динамичность и асимметрия внешнего облика, изящество и красота декоративного убранства. Икона «Дмитрий Солун-ский» - суровый образ христианского святого и мученика. Творения владимирских резчиков по камню, их стремление выразить собственное отношение к миру и красоте природы. Декоративное убранство Дмитриевского собора во Владимире. Основные сюжеты белокаменной резьбы, мастерство скульптурных украшений.

Искусство Московского княжества. 1 час. Рост и усиление Москвы в годы правления Ивана Калиты. Консолидирующая роль Москвы в развитии русской культуры. Расцвет московской школы живописи. Творчество Андрея Рублева. Жизненные этапы и творческие вехи Андрея Рублева. «Троица» как выражение идеалов Добра и Справедливости, Любви и Согласия. Особенности композиции и символика цвета (обобщение ранее изученного).

Искусство единого Российского государства. 1 час.

Начало каменного строительства. Возведение белокаменного Кремля (1380 г.) Возводятся белокаменные храмы, самым значительным из которых были Успенский (1326) и Архангельский (1333) соборы. Создание первого русского иконостаса в Благовещенском соборе Московского Кремля. Росписи Успенского собора во Владимире (образ трубящего ангела, иконы деисусного чина). Глубина и возвышенное благородство образа «Спаса в Силах». Росписи Троицкого собора Троице-Сергиева монастыря и собора Саввино- Сторожевского монастыря в Звенигороде. «Звенигородский Спас» - одно из проникновенных произведений А.Рублева.

Театр и музыка Древней Руси. 1 час.

Истоки русского театра восходят к народному творчеству, обрядовым действам и народным праздникам. Скоморохи - странствующие актеры и музыканты, их особая роль в развитии русской музыкальной культуры. Музыкальная культура. Языческие и христианские традиции музыкальной культуры, следование византийскому канону. Музыка как составная часть церковного богослужения. Хоровые песнопения, посвященные церковным праздникам и житиям святых. «Слаженность и доброчинство» - главные принципы церковного песнопения. Знаменный распев - основа древнерусского певческого искусства. Светская музыка, наиболее популярные музыкальные инструменты. Искусство колокольных звонов (обобщение ранее изученного).

Архитектура западноевропейского Средневековья. Романский стиль 1 час. Жизнь средневекового города. Возрождение античных архитектурных традиций, создание романского и готического стилей зодчества. Романский стиль архитектуры. Связь средневекового зодчества с традициями римской и византийской архитектуры. Суровый и строгий облик сооружений романского стиля, отсутствие декоративного убранства, арочная форма дверных и оконных проемов, использование перспективных порталов, преобладание вертикальных и горизонтальных линий. Основные типы архитектурных построек: монастырские храмы, феодальные замки, городские укрепления и жилые дома. Базилика - господствующий тип храма, его структура, особенности освещения. Архитектурный ансамбль в Пизе (Италия) - крупнейший памятник романского зодчества. Замки феодалов - оборонительные сооружения и важнейшие центры средневековой культуры. Особые требования к выбору ландшафтной среды. Структура замка, сложность его планировки.

Архитектура готики. 1 час. Основные периоды в развитии готической архитектуры. Готические соборы- центр общественной и духовной жизни средневекового города. Идея каркасного перекрытия зданий: система стрельчатых арок (нервюр), аркбутанов и контрфорсов. Характерные особенности оформления фасадов, богатство и разнообразие их декоративного убранства. Подчеркнутая вертикальность членений архитектурных форм, легкость и динамичность конструкций (обобщение ранее изученного). Собор Нотр-Дам в Париже - шедевр мировой готики. Своеобразие готического стиля в архитектурных сооружениях Германии. Собор в Кельне, внешние контрасты вертикальных ритмов.

Изобразительное искусство Средних веков. 1 час. Условный характер изобразительного искусства, его зависимость от церковного влияния. Линейные и плоскостные начала, отсутствие перспективы, разномасштабность фигур. Библейские сюжеты и образы - основа живописных композиций. Скульптура романского стиля. Возрождение круглой скульптуры, стремление к подчинению человеческих фигур архитектурным формам собора. Орнаментальные изображения диковинных и полуфантастических существ. Скульптура Королевского портала собора Нотр-Дам в Шартре (Франция) - вершина романского изобразительного искусства. Композиция «Христос во славе», ее символическое звучание. Скульптура готики, ее теснейшая связь с архитектурой. Преобладание религиозной тематики, обращенность к духовному миру средневекового человека. Удлиненность пропорций, симметричность форм, естественность и непринужденность поз, скользящие движения драпировок (обобщение ранее изученного). «Всадник» собора в Марбурге. Сцены Священного Писания в скульптуре Реймского собора. «Встреча Марии и Елизаветы», глубокое проникновение в мир чувств и переживаний. Искусство витража. Техника витражной живописи, ее основное назначение. «Роза» - излюбленный орнамент витражных окон готики. Витражный ансамбль Шартрского собора (Франция). Композиция «Богоматерь в облике царицы с младенцем Христом на коленях», ее ликующе-торжественный характер, богатство и красочность колорита (обобщение ранее изученного).

Театральное искусство и музыка Средних веков. 1 час

Литургическая драма, ее возникновение и популярность в Средние века. Популярные сюжеты: евангельские повествования о рождении Христа, злодействе Ирода и Воскресении Христа. Зрелищность театрального действа, использование технических приспособлений. Условный характер литургической драмы «Шествие Добродетелей». Причины переноса сценического действа из храма на улицы города. Использование церковной музыки, авторских ремарок и вставок-диалогов. Смешение трагического и комического. Миракли, моралите и мистерии как основные виды религиозных представлений. Средневековый фарс, причины его возникновения и дальнейшие пути развития. Картина П. Брейгеля «Битва Масленицы и Поста» как художественное воплощение главного сюжета средневекового фарса. Отношение церковных властей к комическим представлениям, высмеивающим недостатки и пороки общества. Фарс «О чане», его остроумное комедийное начало и глубокий поучительный смысл.



Раздел 4. Художественная культура средневекового Востока. (6 часов)

Индия - страна чудес. 1 час. Самобытность и неповторимость художественной культуры Индии. Шедевры архитектуры. Ступа - один из древнейших типов культовых сооружений буддизма. Ступа в Санчи, ее назначение и символический смысл. Синтез архитектуры и пластики, нашедший поглощение в общей композиции ансамбля. Основные сюжеты рельефов и круглой пластики. Пещер-пи о храмы для моления (чайтьи) как культовые сооружения буддизма. Чайтья в Карли, особенности оформления фасада. Храмовое строительство, южный и северный тип индийского храма. Храм Кай-ласанатха (Шивы) в Эллоре - шедевр мирового скального зодчества. Уникальность композиционного решения, богатство и роскошь скульптурного убранства.

Изобразительное искусство Индии. 1 час. Мастерство индийских художников. Росписи в пещерных храмах Аджанты - прекрасный синтез архитектуры, скульптуры и живописи. Эпизоды из жизни Будды и джайтаки - главные темы изобразительного искусства. Юноша с голубым цветком лотоса. Миниатюрная живопись Индии - иллюстрации буддийских книг и индийского эпоса «Махабхарата» и «Рамаяна». Богатство оттенков, точность и четкость рисунка, утонченность художественного вкуса. Музыка и театр. Роль и значение музыки в жизни индийского общества. Возникновение и развитие музыкальной культуры. Рага - основа индийской музыки, результат обработки народных мелодий. Особенности исполнения, соотнесенность с чувствами и переживаниями человека. Понятие о суточном цикле раг. Вина и ситар - наиболее популярные музыкальные инструменты. Трактат «Натьяшастра» о происхождении театрального и танцевального искусства. Народные предания и легенды, героические подвиги королевских мудрецов - основа сюжетов театральных представлений. Спектакль как единство музыки, пения и танца. Искусство индийского танца.

Художественная культура Китая. 1 час.

Значение и уникальный характер китайской художественной культуры. Шедевры архитектуры. Характерные особенности китайского зодчества, его органическая связь с окружающей природной средой. Типичные архитектурные сооружения: монастыри, пещерные храмы и пагоды и роскошные дворцовые комплексы императоров. Великая Китайская стена - шедевр мирового зодчества. Пагода Даяньта - шедевр мирового зодчества. Буддийские пещерные храмы (монастырь Юньган). Деревянные павильоны каркасной конструкции как основная форма культовых и жилых зданий в Китае. Ансамбль императорского дворца в Пекине (Запретный город). Храм Неба. Садово-парковое искусство.

Изобразительное искусство Китая. 1 час. Скульптура Китая. Характерные особенности китайской скульптуры. Погребальный комплекс в провинции Шэньси. «Терракотовое» войско императора, реализм и экспрессия, разнообразие движений и поз. Сцены из придворной жизни в пластике погребального ансамбля близ Сианя. Мастерство изображения животных, реальность и фантастичность образов. Теснейшая связь скульптуры с буддийской религией. Скульптурные изображения Будды и святых (бодисатв). Статуя Будды Вайрочаны в монастыре Лун-мэнь - величественный символ буддизма. Жанры китайской живописи. Техника выполнения живописных произведений. Органичное слияние поэзии и живописи. Многообразие жанров: пейзаж («горы - воды», «цветы - птицы»), портрет, историко-бытовая живопись. Характерные особенности пейзажной живописи (обобщение ранее изученного).

Искусство Страны восходящего солнца (Япония). 1 час Своеобразие и неповторимость искусства Японии (обобщение ранее изученного).Шедевры архитектуры. Следование китайским традициям зодчества, выработка собственного стиля архитектуры. Буддийский монастырь Хорюдзи в городе Нара как первая из сохранившихся деревянных построек. Золотой храм и пагода, их строение, особенности внешнего и внутреннего облика. Золотой павильон в Киото - классический образец японской архитектуры. Оборонительный замок в Химед-зи близ Кобе («Замок Белой цапли»), сложность его планировки, легкость и изящество внешнего облика. Садово-парковое искусство. Истоки возникновения и разнообразие типов: сад деревьев, сад камней и сад воды. Символическое звучание элементов садово-паркового искусства. Сад камней Рёандзи в Киото - символическое воплощение философской идеи строения мира, своеобразная модель Вселенной (обобщение ранее изученного).Изобразительное искусство*. «Укиё-э» - одно из самых значительных явлений в изобразительном искусстве. Сиюминутность мгновения, едва заметная смена чувств и эмоций в жизни природы и человека - главная задача японских художников.

Художественная культура исламских стран. 1 час

Исторические корни и значение искусства ислама. Шедевры архитектуры. Типичные архитектурные сооружения: мечети, минареты, медресе, мавзолеи, дворцы, караван-сараи, крытые рынки. Строение мечети, особенности оформления фасада. Соборная мечеть в Кордове (Испания). Медресе как одна из разновидностей мечети. Медресе Улугбека и Шир-Дор в Самарканде (Узбекистан) - жемчужины архитектуры Средней Азии. Минарет - характерный символ мусульманского зодчества. Оригинальность форм и неповторимость внешнего облика. Ми-марет аль-Мальвия (Сирия). Дворец Альгамбра (Испания), его принадлежность к мавританскому стилю архитектуры, сложность композиционного решения дворцового ансамбля, богатство и изысканность интерьеров. Мавзолей Тадж-Махал в Агре (Индия) - выдающийся шедевр мирового зодчества.

Особенности изобразительного искусства. Основные виды: орнамент, каллиграфия, книжная миниатюра. Арабеска как одна из ранних форм орнаментального искусства. Использование линейно-геометрических узоров, растительных мотивов изображений животных, птиц и фантастических существ. Богатство красочной палитры, особая интенсивность света в произведениях восточного орнамента. Искусство каллиграфии. Характерные особенности арабского письма. Куфическое письмо. Мастерство книжной миниатюры (обобщение ранее изученного).

Литература и музыка. Любовная лирика народов Востока и ее непреходящее мировое значение. Рудаки - основоположник персидской литературы и его поэма «Шахнаме». Поэзия Низами и рубай Омара Хайяма (по выбору). Своеобразие музыкальной культуры ислама. Характерные особенности культовой и светской музыки ислама (обобщение ранее изученного).



Раздел 5. Художественная культура Возрождения. (10 часов)

Изобразительное искусство Проторенессанса и раннего Возрождения. 1 час

Мастера Проторенессанса. Художественное переосмысление христианской истории, светское начало, внимание к исторической тематике, портретному, бытовому и пейзажному жанрам. Джотто- «лучший в мире живописец». Данте и Боккаччо о творчестве Джотто. Естественная жизнь человека, проникновение в мир его чувств и переживаний, следование реалистическим традициям. Фрески в капелле дель Арена в Падуе, посвященные жизни Марии, ее родителей и Иисуса Христа. Благородство и стойкость человеческого духа, целомудрие и материнская нежность, ужас предательства и измены - главные темы фресок Джотто. «Брак в Кане», «Поцелуй Иуды», «Несение креста» - лучшие творения художника (обобщение ранее изученного). Фреска «Оплакивание Христа» как выражение всемирной скорби, отчаяния и надежды. Оригинальный архитектурный проект колокольни Джотто во Флоренции.

Живопись Раннего Возрождения. Экспериментальные поиски в изобразительном искусстве. Основные задачи художника: владение законами перспективы, теорией пропорций, умение передавать объем на плоскости, знание строения человеческого тела.

«Настоящий переворот в живописи» (Мазач-чо). Построение пространства по законам перспективы. Ветхозаветные сцены, эпизоды из жизни Иисуса Христа и деяния апостолов - главные темы произведений художника. Фреска «Изгнание Адама и Евы из рая» (церковь Санта-Мария дельКармине), ее трагический смысл и символика звучания. Фреска «Чудо со статиром» (там же), особенности ее композиционного решения, общечеловеческий смысл произведения (обобщение ранее изученного). «Троица» как одно из последних и совершенных творений художника. Творчество Паоло Учелло - практическое использование приемов линейной перспективы.

В мире образов Боттичелли. Судьба художника, непреходящее значение его творчества. Боттичелли - блестящий мастер портрета, запечатлевший облик современников. «Портрет мужчины с меди лью Козимо Медичи», глубокая психологическая характеристика образа. Картина «Благовещение» как яркий пример отточенной техники и мастерства. Динамичность композиции, богатство и звучность колорита. Возвышенная одухотворенность и драматическая экспрессия евангельского сюжета. «Оплакивание Христа» - «постывший орнамент отчаяния и скорби».Интерес Боттичелли к образам античной мифологии. Картины «Весна» и «Рождение Венеры» - лучшие творения художника (обобщение ранее изученного).

Скульптурные шедевры Донателло. Библия - главный источник сюжетов и образов. Святой Георгий - храбрый и мужественный воин, бросающий гордый вызов противнику. История создания образа библейского героя Давида, особенности его воплощения (обобщение ранее изученного). Памятник кондотьеру Гаттамелате в Падуе как наиболее совершенное произведение скульптора. Статуя Марии Магдалины - проникновенный драматический образ человеческой муки и скорби.

Архитектура итальянского Возрождения. 1 час

Флорентийское чудо Брунеллески. Собор Сан-та-Мария Дель Фьоре - архитектурный символ Флоренции. Сооружение восьмигранного купола - вершина творческой деятельности Брунеллески. Оригинальность и новизна конструктивного решения. Соединение лучших традиций античного зодчества и новых архитектурных замыслов в сооружении Воспитательного дома. Особенности оформления фасада, отличие от готических зданий, четкая симметрия, гармония и согласованность горизонтальных и вертикальных линий. Церковь Сан-Ло-ренцо - гениальное творение Брунеллески (по выбору). Великие архитекторы эпохи Возрождения. Творения Леона Баттиста Альберти: новая трактовка античного наследия (церковь Санта-Мария Новелла и палаццо Ручеллаи во Флоренции).

Донато Браманте - основоположник архитектуры Высокого Возрождения. Использование традиций античной архитектуры и Брунеллески, выработка собственного стиля. Церкви Санта-Мария дела Грацие (Милан) и монастыря Сан-Пьетро сен Монторио (Темпьетто, Рим). Реконструкция архитектурного комплекса Ватикана. Работа над проектом и возведением главного христианского собора Святого Петра в Риме. Архитектурный облик Венеции. Венеция - столица позднего Возрождения, последний оплот художественной культуры Италии. Следование традициям предшествующих эпох, парадность и красочность собственного архитектурного стиля.

Титаны Высокого Возрождения. 1 час. Художественные принципы Высокого Возрождения. Идеалы гуманизма, непоколебимой веры в творческие возможности гармонично развитого человека. Титаны Возрождения: Леонардо да Винчи, Микеланджело и Рафаэль. Постижение универсальных законов бытия, обобщение явлений реальной жизни, повышенный интерес к личности Человека. Художественный мир Леонардо да Винчи. Судьба художника и основные этапы его творческой деятельности. Два «Благовещения» начинающего художника. Фреска «Тайная вечеря» в соборе Санта-Мария дела Грацие (Милан), особенности трактовки сюжета, мастерство в передаче внутреннего мира героев. «Мадонна Литта» и «Мадонна Бе-нуа» в коллекции Эрмитажа (обобщение ранее изученного). «Джоконда» - прославленный шедевр художника.

Титаны Высокого Возрождения. 1 час. Бунтующий гений Микеланджело. Судьба художника и основные этапы его творческой биографии. «Пьета», «Давид» и «Моисей» - скульптурные шедевры Микеланджело (обобщение ранее изученного).Погребальная капелла герцогов Медичи во Флоренции, создание единого архитектурного и скульптурного ансамбля. Идея трагического бессилия человека перед силой всесокрушающего времени. Отражение глубоких философских размышлений автора о смысле жизни и смерти. Росписи свода Сикстинской капеллы в Риме (обобщение ранее изученного). Фреска «Страшный суд» - апофеоз человеческого страдания и гнева. Работа над созданием купола Собора Святого Петра в Риме.

Титаны Высокого Возрождения. 1 час. Рафаэль - «первый среди великих». Судьба художника, основные этапы его творческой биографии. Рафаэль - певец женской красоты. От «Мадонны Конестабиле» к «Сикстинской Мадонне» (обобщение ранее изученного).Фресковая живопись во дворце Ватикана. «Афинская школа», «Парнас», «Диспута» и «Юриспруденция» - лучшие фресковые работы художника, посвященные различным формам духовной деятельности человека (по выбору).Портретное творчество Рафаэля («Автопортрет», «Портрет женщины с единорогом», «Портрет папы Льва X» - по выбору). «Портрет Анджел о Дони» как воплощение обобщенного образа эпохи Возрождения. «Преображение Господне» - последнее произведение Рафаэля (обобщение ранее изученного).

Мастера венецианской живописи. 1 час. Творчество Беллини и Джорджоне. Джованни Беллини - основоположник венецианской школы живописи. «Портрет дожа Леонардо Лоредано» как обобщенный образ человека эпохи Возрождения. Мечты о красоте и счастье безмятежной жизни человека на лоне природы, гармония чувств и поступков человека в творчестве Джорджоне. «Гроза», «Сельский концерт», «Три философа» - лучшие творения художника (по выбору). Элегичность настроения и светлая поэтичность образов. Картина «Юдифь», своеобразие художественной трактовки библейского образа. «Спящая Венера» - идеальный женский образ эпохи Возрождения. Художественный мир Тициана. Судьба художника и основные вехи его творческой биографии. Мифологические сюжеты в творчестве Тициана («Персей и Андромеда», «Похищение Европы», «Венера и Адонис», «Даная», «Флора» - по выбору). «Венера Урбинская» - восторженный гимн женской красоте и целомудрию. Символическое звучание картины, богатство красочной палитры. Библейская тематика в творчестве Тициана, повышенное внимание к стихии человеческих чувств («Коронование терновым венцом», «Святой Себастьян»).

Искусство Северного Возрождения. 1 час. Ренессанс в архитектуре Северной Европы. Своеобразие национальных традиций французского зодчества. Дворцы и замки в долине реки Луары. Замок Шамбор - шедевр французского Возрождения. Строгая симметрия, аскетизм в оформлении фасада, богатство и разнообразие декоративных украшений. Замок Фонтенбло - загородная резиденция французских королей. Многообразие архитектурных решений ансамбля. Дворец Лувр в Париже - замечательный пример синтеза искусств, особая нарядность и красота фасадов здания. Своеобразие архитектуры Нидерландов и Германии. Дома цеховых ремесленников и ратуши как наиболее типичные постройки общественного назначения. Ратуши в Антверпене и Брюсселе. Строение и внешний облик городского дома бюргера. Живопись нидерландских и немецких мастеров. Братья ванн Эйки - основоположники нидерландской школы живописи, усовершенствование технологии масляной живописи.

В мире фантасмагорий И. Босха.1 час. Многогранность его творческого дарования. Картина «Корабль дураков» как оригинальное образное решение темы людской глупости и греха. Триптих «Сад земных наслаждений», своеобразие трактовки канонических тем сотворения мира. Обращение к сюжетам Священного Писания. Картины «Блудный сын» и «Несение креста» (обобщение ранее изученного). Творческие искания Брейгеля. Интерес художника к жизни простых людей. Картина «Нидерландские пословицы» - своеобразная энциклопедия народной мудрости, ее сатирическое звучание и глубокий поучительный смысл. Аллегорическая картина «Страна лентяев» как наглядное зрелище «всемирной лени».Обращение к сюжетам евангельской истории. Картины «Вавилонская башня», «Слепые», «Избиение младенцев в Вифлееме» (обобщение ранее изученного). Символическое звучание картины «Калеки» и рисунка «Художник и знаток». Творчество Дюрера. Судьба художника, основные вехи его творческой биографии. «Автопортреты» - своеобразные свидетели творческих исканий художника.

Музыка и театр эпохи Возрождения. 1час. Музыкальная культура Возрождения. Роль музыки в нравственном воспитании общества. Музыкальные картины жизни в поэзии Шекспира и живописных произведениях Яна ванн Эйка и Паоло Веронезе. Гармонический склад музыки Ренессанса. Музыкальное наследие Палестрины. Дальнейшее формирование инструментальной музыки. Лютня, орган, клавесин, виола, различные виды флейт, скрипка - наиболее популярные музыкальные инструменты эпохи Возрождения. Флорентийская камерата и ее роль в становлении оперного искусства. Итальянская комедия делъ арте. История возникновения и значение для дальнейшего развития ее сценических традиций. Демократический характер итальянского театра масок. Излюбленные персонажи комедии дель арте (Арлекин и Пульчинелла, купец Панталоне, доктор Бригелла, Капитан и Коломбина). Импровизация актерской игры - основа сценического действа. Спектакли комедии дель арте - синтез актерского слова, акробатики, танцев, пантомимы, музыки и пения. Театр Шекспира. Расцвет английского театра эпохи Возрождения. Выдающийся актерский талант Шекспира.

Заключительный урок. 1 час.

РК - Просмотр фильма Тюрки России. Алтай. Алтай хранит тайны человеческой цивилизации - две с половиной тысячи лет назад именно здесь родилась культура, которую начали называть тюркской. Традиции, зародившиеся здесь, объединяют многие народы, которые живут в разных концах света и называются тюркскими.





Календарно-тематическое планирование

по МХК на 10 класс

уро

ка

Тема урока

Кол-во

часов

Дата проведения



Примечание

план

факт



Раздел 1. Художественная культура первобытного общества и древнейших цивилизаций

5







1

Первые художники земли

1

1

05.09.-10.09



РК

2

Художественная культура Древней Передней Азии

1

2

12.09.- 17.09





3

Архитектура страны фараонов

1

3

19.09.-24.09





4

Изобразительное искусство и музыка Египта

1

4

26.09.-30.09





5

Искусство доколумбовой Америки

1

5

03.10.-08.10







Раздел 2. Художественная культура Античности

3







6

Золотой век Афин

1

6

10.10.-15.10





7

Архитектура Древнего Рима

1

7

17.10.- 22.10





8

Театральное и музыкальное искусство Античности

1

8

24.10.-29.10







Раздел 3.

Художественная культура Средних веков.

10







9

Мир византийской культуры

1

9

07.11.-12.11







10

Искусство Киевской Руси

1

10

14.11.-19.11





11

Развитие русского регионального искусства

1

11

21.11.-26.11





12

Искусство Московского княжества

1

12

29.11.-02.12





13



Искусство единого Российского государства.



1

13

05.12.-10.12





14



Театр и музыка Древней Руси.



1

14

12.12.-17.12





15



Архитектура западноевропейского Средневековья.

Романский стиль.

1

15

19.12.-24.12







16



Архитектура готики



1

16

11.01.-14.01





17

Изобразительное искусство Средних веков

1

17

16.01.-21.01





18

Театральное искусство и музыка Средних веков

1

18

23.01.-28.01







Раздел 4. Художественная культура средневекового Востока

6







19

Индия страна чудес

1

19

30.01.-04.02.





20

Изобразительное искусство Индии

1

20

06.02.-11.02





21

Художественная культура Китая

1

21

13.02.-18.02





22

Изобразительное искусство Китая

1

22

20.02.-25.02





23

Искусство Страны восходящего солнца (Япония)

1

23

27.02.-04.03





24

Художественная культура исламских стран

1

24

06.03.-11.03







Раздел 5. Художественная культура Возрождения

10







25

Изобразительное искусство Проторенессанса и раннего Возрождения

1

25

13.03.-18.03





26

Архитектура итальянского Возрождения

1

26

27.03.-01.04





27

Титаны Высокого Возрождения. Художественный мир Леонардо да Винчи

1

27

03.04.-08.04





28

Бунтующий гений Микеланджело

1

28

10.04.-15.04





29

Рафаэль -«первый среди великих»

1

29

17.04-22.04





30

Мастера венецианской живописи

1

30

24.04.-29.04





31

Искусство Северного Возрождения.

1

31

02.05.-06.05





32

В мире фантасмагорий И. Босха.

1

32

10.05.-13.05





33

Музыка и театр эпохи Возрождения

1

33

15.05.-20.05





34

Заключительный урок

1

34

29.05.-31.05



РК





Содержание тем учебного предмета МХК в 11 классеРаздел учебного курса

Количество часов

Раздел 1.Художественная культура нового времени.

19

Раздел 2.Художественная культура конца 19 - 20 века

15

Итого

34



Содержание предмета МХК на 11 класс



Раздел 1.Художественная культура нового времени. 19 часов.

Архитектура барокко 1 час.

Изменение мировосприятия в эпоху барокко. Крушение идеалов Возрождения. Человек и новая картина мира. Роль научных открытий в мировосприятии человека. Революционный переворот в сознании человека. Перемены в духовной жизни общества. Эстетика барокко. Художественный стиль, отразивший новое мировосприятие жизни. Эстетические принципы барокко. Человек в контексте нового стиля. Главные темы искусства барокко и его характерные черты. .Характерные черты барочной архитектуры. Особенности восприятия произведений барочной архитектуры. Основные черты архитектуры барокко. Своеобразие и национальный колорит архитектуры западноевропейского барокко.

Архитектура Санкт-Петербурга и его окрестностей. Ф.Б. Растрелли. 1 час.

Национальное своеобразие стиля барокков России. Формирование образа дворцового Петербурга и царских загородных резиденций эпохи «елизаветинского» барокко. Характерные черты стиля Ф. Б. Растрелли и созданные им архитектурные шедевры.

Изобразительное искусство барокко. 1 час. Живопись барокко. Творчество Рубенса. Выразительность декоративной монументальной живописи. Главные темы и художественные принципы живописи барокко. Основные этапы творческой биографии Рубенса. Характерные особенности его живописной манеры (на примере известных произведений). Творчество учеников Рубенса. Скульптурные шедевры Лоренцо Бернини. Особенности обработки мрамора и бронзы, использование световых эффектов, искусство имитации, тонкий психологизм и изящество композиции (на примере скульптурных шедевров мастера).

Скульптурные шедевры Лоренцо Бернини. 1 час

Архитектурные ансамбли Рима. Лоренцо Бернини. Италия - родина архитектурного барокко. Создание целостных ансамблей. Черты барокко в архитектуре Рима. «Гений барокко» Л. Бернини, многогранность его творческого дарования. Оформление площади перед собором Святого Петра в Риме - грандиозность замысла и смелость его осуществления

Реалистические тенденции в живописи Голландии. 1 час

Творчество Рембрандта. Судьба художника, основные вехи его творческой биографии. Своеобразие художественной манеры, богатство и разнообразие тематики (на примере известных произведений). Стремление передать духовную эволюцию человека, его трагический путь познания жизни. Графическое наследие художника. Великие мастера голландской живописи. Тематическое и жанровое многообразие голландской живописи. Специфика портретной живописи (на примере творчества Ф. Халса). Поэтизация естественного течения повседневной жизни в бытовой живописи (П. де Хох). Малые голландцы. Характерные особенности натюрморта (П. Клас, В. Хеда). Пейзажные произведения Я. Рейсдала и Я. Гойена. Вермер Делфтский как основоположник пленэрной живописи. Человек в интерьере в произведениях Вермера.

Музыкальное искусство барокко. 1 час.

«Взволнованный стиль» барокко в итальянской опере. Отражение в музыкальной культуре трагического мироощущения эпохи, внимание к миру чувств и эмоций человека. Мелодичное одноголосие как основной принцип музыки барокко. Опера как ведущий жанр музыки барокко. Создание оперных школ в Италии. «Взволнованный стиль» опер К. Монтеверди (на примере известных произведений). Открытие первого в мире публичного оперного театра (Венеция). Барочный концерт А. Вивальди. Расцвет свободной полифонии в творчестве Баха. Творчество Баха - завершающий этап музыкальной культуры барокко. Многогранность и разнообразие творческого наследия Баха. Судьба композитора, основные вехи его творческой биографии (на примере шедевров музыкального творчества). Русская музыка барокко.

Искусство классицизма и рококо и сентиментализма 1 час.

Эстетика классицизма. Обращение к классическому античному наследию и гуманистическим идеалам Возрождения. Выработка собственной эстетической программы классицизма. Главное содержание искусства классицизма и его творческий метод. Черты классицизма в различных видах искусства. Формирование стилевой системы классицизма во Франции и ее влияние на развитие художественной культуры западноевропейских стран. Изменения идеологической ориентации классицизма. Понятие о стиле ампир. Рококо и сентиментализм. Происхождение термина «рококо». Истоки художественного стиля и его характерные особенности. Задачи рококо (на примере шедевров декоративно-прикладного искусства). Сентиментализм как одно из художественных течений в рамках классицизма. Эстетика сентиментализма и его основоположник - французский просветитель Ж.Ж. Руссо.

Классицизм в архитектуре Западной Европы. 1 час

«Сказочный сон» Версаля. Характерные черты архитектуры классицизма. Создание нового типа грандиозного дворцового ансамбля, строго подчиненного единому геометрическому плану. Версаль как зримое воплощение парадно-официальной архитектуры классицизма. Архитектурные ансамбли Парижа. Ампир. Начало работ по перепланировке Парижа. Создание «идеального города». Неоклассицизм - новый этап развития классицизма и его распространение в странах Европы. Характерные черты стиля ампир (на примере известных памятников архитектуры).

Живопись классицизма и рококо. 1 час.

Вершиной классицизма в живописи Французская академия провозгласила творчество художника Никола Пуссена. Мастера «галантного жанра»: живопись рококо. Антуан Ватто «поэт беспечного досуга», Франсуа Буше «Художник граций».

Композиторы Венской классической школы. 1 час

Музыка Венской классической школы - формирование классических музыкальных жанров и принципов симфонизма. Заслуги Гайдна в создании инструментальной музыки и формировании устойчивого состава симфонического оркестра. Анализ лучших произведений композитора. «Музыка, высекающая огонь из людских сердец». Л. Ван Бетховен. Судьба композитора и основные этапы его творчества. Путь от классицизма к романтизму- смелые эксперименты и творческие поиски. Развитие жанра симфонии в творчестве Бетховена. Разнообразие музыкального наследия (на примере известных произведений композитора).

Судьба композитора В.А.Моцарта и основные вехи его творческой биографии. Моцарт как блистательный сочинитель симфонической музыки и создатель жанра классического концерта. Оперные шедевры Моцарта. Духовная музыка в творчестве композитора.

Шедевры классицизма в архитектуре Санкт-Петербурга. 1 час

«Строгий, стройный вид» Петербурга. Архитектурный облик Северной Пальмиры и его блистательные зодчие. Регулярность и классический ордер в архитектуре общественных зданий. Архитектурные ансамбли пригородов Санкт-Петербурга. Оригинальность замысла и архитектурного решения. Мастерство декоративного убранства (на примере сооружений выдающихся зодчих).

«Архитектурный театр» Москвы. В.И.Баженов и М.Ф.Казаков 1 час

Архитектурный театр» Москвы. В. И. Баженов и М. Ф. Казаков. Пашков дом и дворцовый ансамбль в Царицыно В. И. Баженова: общая композиция и художественные особенности. Классические образцы московской усадьбы в творчестве М. Ф. Казакова (на примере лучших творений архитектора).

Русский портрет 18 века. 1 час

Мастера живописного портрета. Интерес к личности, ее ценность и общественная значимость в творчестве русских портретистов. Разнообразие жанров портрета. Поэтичность и одухотворенность образов в творчестве Ф. С. Рокотова. Мастерство в создании камерного портрета (на примере шедевров живописи). Портретная галерея Д. Г. Левицкого и мастерство автора в создании психологических портретов персонажей (на примере шедевров живописи). Портретное творчество В. Л. Боровиковского: богатейшая палитра чувств человека, их связь с окружающей природой (на примере шедевров живописи).

Мастера скульптурного портрета. 1 час.

Черты барочного парадного портрета, простота и ясность искусства классицизма в произведениях русской пластики. Декоративно-монументальная скульптура Б. К. Растрелли, особенности его художественной манеры. История создания памятника Петру I («Медный всадник») Э. М. Фальконе. Ф. И.Шубин- «первый статуйных дел мастер» и его творения. Произведения М. И. Козловского и И. П. Мартоса.

Романтизм. Изобразительное искусство романтизма. 1 час

Эстетика романтизма. Неоднородность художественного направления, его отличительные особенности. Хронологические рамки европейского романтизма. Происхождение и развитие термина. Сложность и противоречивость искусства романтизма, его главные эстетические принципы. Неоготическая архитектура романтизма. Интерес к фольклору в искусстве романтизма. Живопись романтизма. Крупнейшие представители эпохи романтизма. Выразительные средства романтической живописи. История и современность глазами романтиков (на примере творчества Э. Делакруа и Ф. Гойи). Творчество прерафаэлитов и их отношение к историческому наследию (на примере произведений основных представителей направления). Герой романтической эпохи в портретном творчестве О. А. Кипренского. Тип романтического пейзажа (на примере творчества К. Д. Фридриха и И. К. Айвазовского).

Реализм - художественный стиль эпохи. Реализм в западноевропейской живописи. 1 час.

Реализм: эволюция понятия. Особенности толкования понятия «реализм». Изменчивость и неопределенность границ реализма в сфере художественной деятельности. Основы эстетики реализма. Роль Г. Курбе в формировании и развитии реалистического направления в искусстве. Реализм в различных видах искусства. Эстетика реализма и натурализм. Обострение противоречий между академическим и реалистическим искусством. Правдивое воспроизведение «типичных характеров в типичных обстоятельствах» как важнейший способ художественного обобщения. Критическая направленность и демократичность реализма. Реализм и романтизм, их связь и отличия. Реализм и натурализм (на примере творчества Э. Золя). Картины жизни в творчестве Г. Курбе. Новаторский характер творчества Курбе. Интерес к повседневной жизни человека из народа. Задача художественного познания народа, его истории, условий, причин и обстоятельств бытия. Бытовые картины жизни (на примере произведений художника).История и реальность в творчестве О. Домье. Социально-критический характер творчества О. Домье. Изображение исторических событий через психологическую драму народа или отдельной личности. О. Домье- выдающийся мастер литографии (на примере лучших произведений художника).

Русские художники - передвижники. 1 час. Русские художники-передвижники. Общество передвижных выставок. «Бунт 14-ти» (организация, цели, программы и форма деятельности). Создание «Товарищества передвижных художественных выставок». Обращение к социальной тематике. Крестьянские и народные типы в произведениях И. Н. Крамского, Н. А. Ярошенко. Бытовой жанр в творчестве В. Г. Перова.

Р.К. - Период обучения Г.И. Гуркина у известного пейзажиста И.И. Шишкина

Реалистическая живопись И.Е. Репина и В.И. Сурикова. 1 час

Многогранный талант И.Е. Репина и В.И. Сурикова ярко выразился в исторических полотнах на примере картин «Утро стрелецкой казни», «Запорожцы пишут письмо турецкому султану» и других известных произведений.

Развитие русской музыки во второй половине 19 века. 1 час

Композиторы «Могучей кучки». М. А. Балакирев- организатор и идейный вдохновитель творческого союза композиторов. Богатырский размах, эпическое величие музыкальных произведений А. П. Бородина (на примере оперы «Князь Игорь»). Творческое наследие М. П. Мусоргского, его достижения в области симфонической и оперной музыки. Музыкальное творчество Н. А. Римского-Корсакова. Обращение к героическим страницам прошлого России в оперном творчестве. Мир русских народных сказок в опере. Романсово-песенное творчество композитора. «Музыкальная исповедь души»:творчество П.И. Чайковского. Судьба композитора и основные этапы его творческой биографии. Достижения в области симфонической музыки (на примере выдающихся произведений). Оперы Чайковского как образцы лирико-психологической музыкальной драмы. Балетная музыка композитора и ее новаторский характер.

Раздел 2.Художественная культура конца 19 - 20 века. 15 часов

Импрессионизм и постимпрессионизм в живописи. 1 час

Художественные искания импрессионистов. «Салон Отверженных» - решительный вызов официально признанному искусству. Поиски новых путей в живописи. Подвижность и изменчивость мира как главный объект изображения. Мастерство в передаче света, цвета и тени (на примере известных картин художников-импрессионистов). Творческие поиски в области композиции (Э. Дега, Э. Мане, О. Ренуар). Пейзажи впечатления. Неожиданные сюжеты. Стремление художников запечатлеть мельчайшие изменения в состоянии природы, ее «душу» (на примере известных произведений К. Моне, А. Сислея, К. Писсарро). Городские пейзажи К. Писсарро. Повседневная жизнь человека. Внимание художников к жизни и интересам простого человека (на примере творчества О. Ренуара). Атмосфера парижской жизни в картинах художника. Творческий метод художников импрессионистов был подхвачен и обновлен постимпрессионистами Поль Сезамом, Винсентом Ван Гогом.

Формирование стиля модерн в европейском искусстве. 1час.

Характерные особенности стиля. Создание новых художественных форм и образов, выработка единого интернационального стиля в искусстве. Стремление выразить красоту окружающей природы с помощью декоративной и динамичной линии. Орнаментальность стиля модерн. Флоральный модерн. Синтез искусств как основная идея эстетики модерна и ее практическое воплощение в творчестве отдельных представителей стиля. Функциональность модерна. Модерн в архитектуре. В. Орта. Идеи рационализма и конструктивизма и их воплощение в зодчестве. Интернациональный характер функциональной архитектуры. Использование новых материалов и технологий. Роль декоративного оформления фасадов и интерьеров (на примере творчества В. Орта). Идея органического единства архитектуры с окружающей средой. Архитектурные шедевры А. Гауди. Влияние готики и барокко на творчество зодчего. Роль символов и аллегорий в творчестве А. Гауди (на примере известных шедевров

Модерн в русской архитектуре. 1 час

Практическое осуществление идеи синтеза искусств. Модерн Ф. О.Шехтеля. Русские варианты модерна и их практическое воплощение. Характерные черты архитектуры русского модерна (на примере сооружений Ф. О. Шехтеля).

Художественные принципы символизма. 1 час

Непримиримый конфликт с искусством реализма и натурализма, общие черты с эстетикой романтизма. Идея двойственности мира как основа искусства символизма. Обращение к художественным метафорам и аллегориям, общность и различия между символом и аллегорией. Теоретическое обоснование характерных черт символизма. «Вечная борьба мятущегося человеческого духа» в творчестве М. А. Врубеля. Особенности художественной манеры живописца. Органическое единство реального и фантастического, символа и мифа в творчестве художника (на примере известных произведений). Черты символизма в портретном творчестве М.А.Врубеля. Эволюция темы Демона в творчестве художника. Тема природы и ее символическое звучание. Портретное творчество М. А. Врубеля. Творчество В. Э. Борисова-Мусатова.

Музыкальный мир А. Н. Скрябина.1 час

Вера в силу искусства как основная идея творчества композитора. Философские идеи символизма и их художественное воплощение. Новаторский характер музыки А. Н. Скрябина. Создание музыкальных образов-символов как результат творческих поисков духовного начала в искусстве и жизни (на примере известных произведений). Творческие искания А. Н. Скрябина в области цветомузыки.

Художественные течения модернизма в живописи. 1 час

ХХ век отмечен чрезвычайным разнообразием художественных направлений в изобразительном искусстве. Разница в понятиях модерн и модернизм. Художественные течения футуризм, кубизм, абстракционизм, фовизм, сюрреализм, дадаизм.

Фовизм А. Матисса и Кубизм П. Пикассо. 1 час

Художественные течения модернизма в живописи. Яркость цветов, упрощение формы, «чистота художественных средств» как исходная позиция фовизма. Особенности живописной манеры художника, задачи творчества. Противопоставление сил природы машинной цивилизации. Мир как образец гармонии и счастливого бытия человека (на примере известных произведений А. Матисса).

У истоков кубизма - экспериментальные поиски в области формы. Излюбленные жанры художников-кубистов. Программные произведения кубизма П. Пикассо. Разностильность и многогранность творческого дарования художника.

Сюрреализм С. Дали. 1 час

Основные художественные принципы сюрреализма. Дадаизм в искусстве начала XX в. Реальность и сверхреальность С. Дали (на примере известных произведений художника). «Параноико - критический» метод С. Дали.

Мастера русского авангарда. 1 час.

Абстракционизм В. В. Кандинского - «импрессии», «импровизации» и «композиции» (на примере известных произведений). Супрематизм К. С. Малевича. «Черный квадрат»- ключевой образ супрематической живописи. «Аналитическое искусство» П. Н. Филонова (на примере известных произведений).

Искусство советского периода.1 час

Влияние Октябрьской революции 1917 г. на развитие изобразительного искусства. План монументальной пропаганды и создание живописных композиций о героических и трудовых буднях Страны Советов (на примере лучших произведений изобразительного искусства). Утверждение принципов социалистического реализма в изобразительном искусстве (на примере скульптурной композиции В. И. Мухиной «Рабочий и колхозница»). Советское изобразительное искусство периода Великой Отечественной войны и послевоенного времени. Современное изобразительное искусство. Основные тенденции развития современного изобразительного искусства, поиски новых тем и образов. Новаторский характер творчества, способов и средств изображения реальной действительности (на примере произведений известных художников).

Архитектура: от модерна до конструктивизма. 1 час

Конструктивизм Ш. Э. Ле Корбюзье и В. Е. Татлина. Новые идеи и принципы архитектуры XX в. Ш. Э. Ле Корбюзье как создатель «всемирного стиля» в архитектуре XX в. Поиск простых форм и системы пропорций. Художественные принципы Ш. Э. Ле Корбюзье (на примере известных сооружений). Разработка теории жилища для человека. Развитие конструктивизма в СССР. В. Е. Татлин как основоположник советского конструктивизма и дизайна. Художественные идеи В. Е. Татлина и их реальное воплощение. Модель памятника «Башня III Интернационала» - главное творение архитектора. «Органическая архитектура» Ф. Л. Райта. Всемирное признание и практическое воплощение творческого метода Ф. Л. Райта (на примере виллы Кауфмана «Над водопадом»). Оригинальность и новизна архитектурных решений произведений. О. Нимейер: архитектор, привыкший удивлять. Уникальность стиля и «поэзия формы». Мечта об идеальном городе и ее реальное воплощение (на примере города Бразилиа). Поиски национального своеобразия современной архитектуры Бразилии. Вклад О. Нимейера в развитие мировой архитектуры.

РК - Исторические и культурные достопримечательности Горно-Алтайска. Из числа культовой архитектуры Церковь Преображения Господня, Храм Покрова Пресвятой Богородицы, Святомакарьевский храм, буддийский храм Ак-Буркан. Здание национального драматического театра, здание национального музея им. Анохина.

Театральное искусство XX века. 1 час

Режиссерский театр К. С. Станиславского и В. И. Немировича-Данченко. Жизненный и творческий путь великих реформаторов русской театральной сцены. Понятие о «системе Станиславского». Новые принципы сценичности. Законы сотрудничества драматурга, режиссера и актера в процессе создания драматического спектакля. Лучшие театральные постановки МХТ.«Эпический театр» Б. Брехта. «Эффект очуждения» в театральной системе Б. Брехта. Основные принципы эпического театра, его характерные отличия от театра драматического. Особенности игры актера. Зонги и их художественная роль в спектакле. Композиционное решение драматургии Б. Брехта.

РК - История Национального драматического театра им. П.В. Кучияк - первого алтайского драматурга.

Шедевры мирового кинематографа. 1 час

</ Мастера немого кино: С.М. Эйзенштейн и Ч. С. Чаплин. Рождение и первые шаги кинематографа. Картина С. М. Эйзенштейна «Броненосец "Потемкин"» как открытие отечественного кинематографа. Искусство монтажа - главное завоевание С. М. Эйзенштейна. Ч. С. Чаплин - великий комик мирового экрана. Актерская маска Ч. C. Чаплина. Единство комического и трагического в произведениях Ч. С. Чаплина (на примере известных кинолент). Первые звуковые фильмы. «Реальность фантастики» Ф. Феллини. Неореализм итальянского кино. Великие мастера итальянского неореализма. Мир Ф. Феллини- мир открытых возможностей. Автобиографичность картин, характерные особенности творческого метода. «Карнавализация жизни» как художественная метафора режиссера. Современный кинематограф. Основные тенденции развития современного кинематографа, поиски новых тем и образов. Новаторский характер творчества, способов и средств изображения действительности (на примере фильмов известных кинорежиссеров).

Музыкальное искусство России XX век. 1 час

Музыкальный мир С. С. Прокофьева. Творчество, ориентированное на широкие массы. Дух новаторства и художественное своеобразие творческого наследия композитора. Оперная и балетная музыка С. С. Прокофьева (на примере известных сочинений). Музыка к кинофильмам. Творческие искания Д. Д. Шостаковича. Симфонические произведения композитора- вершина творческого наследия. Многообразие музыкальных тем, их внутренняя энергия и тонкий лиризм. Оперное и балетное творчество. Музыка к кинофильмам и театральным спектаклям в творчестве композитора. Музыкальный авангард А. Г. Шнитке. Сочетание классических и современных традиций в творчестве композитора. Создание универсального метода полистилистики. Радикальное обновление музыкального языка (на примере известных сочинений).

Стилистическое многообразие западноевропейской музыки. 1 час

Искусство джаза и его истоки. Афро-американские фольклорные истоки джаза. Спиричуэлс, блюзы и регтайм - основа джазовых композиций. Многообразие стилей и направлений джазового творчества. Выдающиеся джазовые исполнители. Рок- и поп-музыка. Рок- и поп-музыка как уникальное явление музыкальной культуры XX в. Танцевальная музыка рок-н-ролла и ее исполнитель Э. Пресли. Группа «Битлз» и ее влияние на дальнейшее развитие рок-музыки. Рок-музыка известных исполнителей. Творчество Ж. М.Жарра-основоположника электронной музыки, автора и постановщика грандиозных лазерных шоу.









Календарно-тематическое планирование

по МХК на 11 класс

уро

ка

Тема урока

Кол-во

часов

Дата проведения



Примечание

план

факт



Раздел 1. Художественная культура 17 - 18 века

19







1

Архитектура барокко

1

1

05.09.-10.09





2

Архитектура Санкт-Петербурга и его окрестностей. Ф.Б. Растрелли

1

2

12.09.- 17.09





3

Изобразительное искусство барокко

1

3

19.09.-24.09





4

Скульптурные шедевры Лоренцо Бернини

1

4

26.09.-30.09





5

Реалистические тенденции в живописи Голландии

1

5

03.10.-08.10





6



Музыкальное искусство барокко

1

6

10.10.-15.10





7

Искусство классицизма и рококо и сентиментализма

1

7

17.10.- 22.10





8

Классицизм в архитектуре Западной Европы

1

8

24.10.-29.10





9

Живопись классицизма и рококо

1

9

07.11.-12.11





10

Композиторы Венской классической школы



1

10

14.11.-19.11





11

Шедевры классицизма в архитектуре Санкт-Петербурга.

1

11

21.11.-26.11





12

Архитектурный театр» Москвы. В.И.Баженов и М.Ф.Казаков

1

12

29.11.-02.12





13

Русский портрет 18 века

1

13

05.12.-10.12





14

Мастера скульптурного портрета.

1

14

12.12.-17.12





15

Романтизм. Изобразительное искусство романтизма

1

15

19.12.-24.12







16

Реализм - художественный стиль эпохи. Реализм в западноевропейской живописи

1

16

11.01.-14.01





17

Русские художники - передвижники.

1

17

16.01.-21.01



РК

18

Реалистическая живопись И.Е.Репина и В.И.Сурикова.

1

18

23.01.-28.01





19

Развитие русской музыки во второй половине 19 века.

1

19

30.01.-04.02







Раздел 2. Художественная культура конца 19 -20 века

15







20



Импрессионизм и постимпрессионизм в живописи

1

20

06.02.-11.02

.



21

Формирование стиля модерн в европейском искусстве.

1

21

13.02.-18.02





22



Модерн в русской архитектуре

1



22

20.02.-25.02







23

Художественные принципы символизма

1

23

27.02.-04.03





24

Музыкальный мир А.Н. Скрябина



24

06.03.-11.03





25

Художественные течения модернизма в живописи

1

25

13.03.-18.03





26

Фовизм А.Матисса и Кубизм П.Пикассо

1

26

27.03.-01.04





27

Сюрреализм С.Дали

1

27

03.04.-08.04





28

Мастера русского авангарда

1

28

10.04.-15.04





29

Искусство советского периода

1

29

17.04-22.04





30

Архитектура: от модерна до конструктивизма

1

30

24.04.-29.04



РК



31

Театральное искусство 20 века.

1

31

02.05.-06.05



РК

32

Шедевры мирового кинематографа

1

32

10.05.-13.05





33

Музыкальное искусство России 20 века

1

33

15.05.-20.05





34

Стилистическое многообразие западноевропейской музыки

1

34

29.05.-31.05







МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ИОГАЧСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»



ЛИСТ КОРРЕКТИРОВКИ на 2016-2017 учебный год

рабочей программы по МХК для 10 класса



УМК под ред. Даниловой, Г.И.

Составитель: Прасалова Е.Ю.

Корректировка содержания

Номер урока, требующего корректировку

Номер урока, включающий корректировку, причина корректировки

Согласование с зам. директора по УВР (дата, подпись)

Утверждено директором школы, (приказ от… №…, подпись)



















































































































































































































































МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ИОГАЧСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»



ЛИСТ КОРРЕКТИРОВКИ на 2016-2017 учебный год

рабочей программы по МХК для 11 класса



УМК под ред. Даниловой, Г.И.

Составитель: Прасалова Е.Ю.

Корректировка содержания

Номер урока, требующего корректировку

Номер урока, включающий корректировку, причина корректировки

Согласование с зам. директора по УВР (дата, подпись)

Утверждено директором школы, (приказ от… №…, подпись)





































































































































































































































 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал