- Учителю
- Рабочая программа по изобразительному искусству 6 класс ФГОС Б. М. Неменский
Рабочая программа по изобразительному искусству 6 класс ФГОС Б. М. Неменский
Пролетарский район станица Будённовская__ __
(территориальный, административный округ (город, район, посёлок)
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
(полное наименование образовательного учреждения в соответствии с Уставом)
Будённовская средняя общеобразовательная школа___
«Утверждаю»
Директор МБОУ Будённовской СОШ
Приказ от _________ № _____
Подпись руководителя _______Неговора Т. Г.
Рабочая программа
по изобразительному искусству
(учебный предмет, курс)
Уровень общего образования (класс)
основное общее 6 класс
Количество часов 35
Учитель Стадникова Зульфия Алексеевна
Программа разработана на основе:
«Изобразительное искусство. Рабочие программы» 5-9 классы.
Под руководством Б. М. Неменского 4-е издание Москва «Просвещение» 2011 г.
Пояснительная записка
Учебный предмет «Изобразительное искусство» вносит важные аспекты в развитие личности школьника и закладывает основы художественного мышления. Изобразительное искусство развивает эстетическое восприятие мира, воспитывает художественный вкус, потребность в общении с искусством, с прекрасным в жизни и в творчестве.
Исходными документами для составления данной рабочей программы являются:
-
Базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденный приказом Минобразования РФ № 1312 от 09. 03. 2004;
-
Примерная программа основного общего образования по изобразительному искусству;
-
Федеральный компонент государственного образовательного стандарта, утвержденный Приказом Минобразования РФ от 05. 03. 2004 года № 1089;
-
Изобразительное искусство и художественный труд. Программа для общеобразовательных учреждений. 1-9 классы. Под редакцией Б. М. Неменского. 4-е издание. - М.: Просвещение, 2008.
-
Изобразительное искусство. Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией Б.М. Неменского. 5-9 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений / (Б.М. Неменский, Л.А. Неменская, Н.А. Горяева, А.С. Питерских). - М.: Просвещение, 2011. - 129 с.
Цель - развитие личности учащегося средствами приобщения к художественной культуре как к форме духовно-нравственного поиска человечества, формирование у школьника умений самостоятельного видения мира, размышления о нём, выражения своего отношения на основе освоения опыта художественной культуры.
Учебный материал ставит задачи:
- развития художественно-эстетического восприятия произведений искусства,
- практического обучения художественно-творческой изобразительной деятельности;
- формирования художественного эмоционально-ценностного восприятия окружающей действительности.
Процесс обучения на занятиях по изобразительному искусству, в соответствии с современными требованиями, направлен на развитие мировоззрения и личностных качеств учащихся. Предмет «Изобразительное искусство» должен развивать у школьников навыки эстетического исследования окружающего мира природы и мира культуры, созданного человечеством в широком многообразии её конкретных проявлений.
Общая характеристика
Основной акцент в освоении художественной культуры сделан на актуальных связях искусства и жизни, на роли и функциях искусства во взаимоотношениях человека с окружающим миром. Художественно-эстетическое развитие учащегося рассматривается как важное условие социализации личности, как способ его вхождения в мир человеческой культуры и в то же время как способ самопознания, самоидентификации и раскрытия своей уникальной индивидуальности. Развитие способностей учащихся к осознанию своих собственных переживаний и ценностного отношения к внутреннему миру человека, интереса к жизни людей являются значимыми задачами. Опыт эмоционально-ценностных отношений ведёт к развитию эмоционально-чувственной сферы и наполнению знаний и умений личностными смыслами, к построению системы ценностей учащихся, их ценностных ориентации. Активное эстетическое наблюдение окружающей реальности, красоты природы, красоты человека, взаимоотношения людей, созданной ими жизненной среды, многообразие стилевых картин мира формирует смысловые ориентации школьника.
Обучение через деятельность составляет сущность обучающих методов на занятиях изобразительным искусством. Художественное развитие осуществляется в практической деятельностной форме в процессе личностного художественного творчества учащегося. Творческое развитие ученика опирается на развитие его наблюдательности и фантазии, смыслового и ценностно-эмоционального восприятия произведений искусства, на умение самостоятельно строить художественный образ, выражать своё отношение к реальности при освоении средств художественной выразительности. Только в процессе активной художественной деятельности, через опыт личного художественного высказывания происходит присвоение учащимися культурного социального опыта. Поэтому материал учебника - и текст, и задания - направлен на освоение способов решения проблем творческого характера и поиска средств выразительности для личного художественного высказывания. Таким образом, материал учебника базируется на личностно ориентированном подходе к обучению.
Задача развития художественно-образного мышления ученика обеспечивается характером обучающего материала: системой творческих заданий и жёстким отказом от выполнения заданий по схемам, образцам и заданным стереотипам.
Только в единстве восприятия искусства и собственной творческой практической работы у учащихся происходит формирование образного художественного мышления. На каждом уроке восприятие произведений искусства и практические творческие задания, подчинённые общей задаче, создают условия для глубокого осознания и переживания предложенной темы.
Несомненно, что встреча с подлинными произведениями искусства во время экскурсий в музеи или на художественные выставки крайне необходима. Именно обучение в школе может сделать эту встречу действительно событием и переживанием для подготовленного к восприятию искусства ребёнка.
Современная информационная среда предполагает самостоятельную активность учащихся в обретении информации и новых знаний. По этой причине ряд заданий в учебнике нацеливает ученика на работу в поисковых системах, на пользование системой Интернет для расширения художественного кругозора и ориентации в развивающихся реалиях современного искусства. Современный школьник имеет возможности для виртуальных путешествий по коллекциям знаменитых музеев мира, для углубления своих представлений о творчестве великих художников, о коллекциях художественных музеев.
Школьники могут осуществлять исследовательские проекты, посвященные различным явлениям искусства в контексте изучаемых тем, таким образом, расширяя собственный кругозор, формируя компетенции в области изобразительного искусства.
Современные информационные компьютерные технологии (ИКТ) предполагают развитие новых художественных умений учащихся, решение художественных задач в условиях визуализации культуры и возрастающего значения экранных носителей в познавательной и коммуникационной деятельности современного общества. Компьютер должен стать необходимым средством формирования художественных представлений учащихся. Компьютер становится также инструментом художественного изображения и новых выразительных и коммуникативных возможностей. Но как всякий инструмент, он имеет границы использования, и нельзя недопонимать роль собственно художественных материалов в развитии эстетического опыта учащихся.
Особенно большое внимание в учебнике уделяется отечественному искусству. При этом акцент сделан именно на смысловых особенностях и способах их раскрытия в художественной форме. Отечественное искусство, раскрываемое в контексте и взаимодействии с западноевропейским и, шире, мировым искусством, имеет своё особое лицо, великие произведения, углублённое знакомство с которыми даёт новые аспекты понимания истории и культуры нашей Родины. Задания, когда перед учащимися ставятся задачи постижения эволюции образов при изображении человека, его предметного окружения, его отношения к природе и к истории своей страны, формируют новое и эмоционально пережитое понимание отечественной духовной культуры.
Так как предмет «Изобразительное искусство» в первую очередь направлен на становление личностных качеств ученика, то часто воспитательные задачи в глазах учителя стали превалировать, и последовательному развитию предметных знаний и умений уделяется недостаточное внимание. Между тем одно без другого не существует, потеря предметных умений ведёт к легковесности и бездейственности воспитательных намерений, а обучение только предметным навыкам ведёт к потере содержания обучения. Поэтому ориентация на результат обучения, понимаемый как триединство личностных, предметных и метапредметных результатов, - это важнейшая методологическая характеристика и установка новых Стандартов основного общего образования.
ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ
РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
В соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы общего образования Федерального государственного образовательного стандарта, обучение на занятиях по изобразительному искусству направлено на достижение учащимися личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета «Изобразительное искусство»:
-
воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, традиционных ценностей многонационального российского общества;
-
формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
-
формирование целостного мировоззрения, учитывающего культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
-
формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
-
развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
-
формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, творческой деятельности;
-
осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
-
развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных учебных действий учащихся (УУД). Эти действия проявляются в познавательной, регулятивной и коммуникативной практической деятельности:
-
умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
-
умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
-
умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
-
умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
-
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
-
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.
Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета:
-
формирование основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения; развитие эстетического, эмоционально-ценностного видения окружающего мира; развитие наблюдательности, способности к сопереживанию, зрительной памяти, ассоциативного мышления, художественного вкуса и творческого воображения;
-
развитие визуально-пространственного мышления как формы эмоционально-ценностного освоения мира, самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры;
-
освоение художественной культуры во всем многообразии ее видов, жанров и стилей как материального выражения духовных ценностей, воплощенных в пространственных формах (фольклорное художественное творчество разных народов, классические произведения отечественного и зарубежного искусства, искусство современности);
-
воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды, в понимании красоты человека;
-
приобретение опыта создания художественного образа в разных видах и жанрах визуально-пространственных искусств: изобразительных (живопись, графика, скульптура), декоративно-прикладных, в архитектуре и дизайне; приобретение опыта работы над визуальным образом в синтетических искусствах (театр и кино);
-
приобретение опыта работы различными художественными материалами и в разных техниках в различных видах визуально-пространственных искусств, в специфических формах художественной деятельности, в том числе базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, компьютерная графика, мультипликация и анимация);
-
развитие потребности в общении с произведениями изобразительного искусства, освоение практических умений и навыков восприятия, интерпретации и оценки произведений искусства; формирование активного отношения к традициям художественной культуры как смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности;
-
осознание значения искусства и творчества в личной и культурной самоидентификации личности;
-
развитие индивидуальных творческих способностей обучающихся, формирование устойчивого интереса к творческой деятельности.
Содержание курса изобразительного искусства в 6 классе
Раздел 1: Виды изобразительного искусства и основы образного языка - 8 часов
Основы представлений о языке изобразительного искусства. Изобразительный язык и художественный образ. Виды изобразительного искусства. Творчество художника и творчество зрителя. Зрительские умения. Изобразительная деятельность как школа активного восприятия реальности: соотношение понятий «смотреть» и «видеть» в художественной культуре человека. Выразительное значение средств языка изображения. Фактура и характеристики художественных материалов как средств выражения. Форма, пятно, линия, объём, цвет. Ритм и пропорции. Роль и значение искусства в жизни людей.
Темы уроков
«Изобразительное искусство. Семья пространственных искусств».
«Рисунок - основа изобразительного творчества».
«Линия и её выразительные возможности. Ритм пинии».
«Пятно как средство выражения. Ритм пятен».
«Цвет. Основы цветоведения».
«Цвет в произведениях живописи».
«Объёмные изображения в скульптуре».
«Основы языка изображения».
Первая четверть посвящена осмыслению, систематизации уже имеющихся знаний об изобразительном искусстве и получению новых. Как часто мы встречаемся с изобразительным искусством, какое место оно занимает в нашей жизни? Зачем уметь надо рисовать? Что значит понимать искусство и почему надо этому учиться? Почему в истории человечества никогда не существовало общества без искусства? На эти вопросы должен уметь ответить каждый ребёнок.
В изобразительном искусстве (как и в любом другом виде искусства) всегда два полюса - художник (композитор, писатель, режиссёр) и зритель (слушатель, читатель). В любой из этих деятельностей необходимо творчество. И творить искусство, и воспринимать его подросток обучается через личное творчество.
Учащиеся знакомятся с основами языка изображения, обобщают опыт владения художественными материалами, известными им с начальной школы, а также получают знания по применению этих материалов при создании художественного образа в графике, живописи, скульптуре. Две темы посвящены характеристике цвета, особенностям «живописного» цвета, понятию колорита в работах мастеров живописи. Заключительная тема четверти обобщает знания учащихся о средствах выразительности графики, живописи, скульптуры с целью создания художественного образа.
Раздел 2: Мир наших вещей. Натюрморт - 8 часов
Роль воображения в творчестве художника, умение изображать фантазии и умение изображать реальность. Изображение предметного мира в изобразительном искусстве! разных эпох. Навыки графического изображения предметов. Понятие о конструкции предмета и его форме. Представления о композиции и навыки композиционного решения натюрморта. Художественно-выразительные средства изображения! в натюрморте. Графический и живописный натюрморт: навыки изобразительной деятельности. Натюрморт как отражение мировоззрения художника и его времени. Натюрморт как творческая лаборатория художника. Натюрморт в искусстве XX века.
Темы уроков
«Реальность и фантазия в творчестве художника».
«Изображение предметного мира - натюрморт».
«Понятие формы. Многообразие форм окружающею мира».
«Изображение объёма на плоскости и линейная перспектива».
«Освещение. Свет и тень».
«Натюрморт в графике».
«Цвет в натюрморте».
«Выразительные возможности натюрморта».
Раздел 3: Вглядываясь в человека. Портрет - 10 часов
Приобщение учащихся к культурному наследию человечества через знакомство с искусством портрета разных эпох. Содержание портрета - интерес к личности, наделённой индивидуальными качествами. Портрет как выражение идеалов своего времени. Изображение головы человека в графике, живописи и скульптуре. Сходство внешнее и внутреннее. Художественно-выразительные средства создания портрета. Великие портретисты в истории культуры. Портрет в русском искусстве. Судьба портрета в отечественном и зарубежном современном искусстве.
Темы уроков
«Образ человека - главная тема в искусстве».
«Конструкция головы человека и её основные пропорции».
«Изображение головы человека в пространстве».
«Портрет в скульптуре».
«Графический портретный рисунок».
«Сатирические образы человека».
«Образные возможности освещения в портрете».
«Роль цвета в портрете».
«Великие портретисты прошлого».
«Портрет в изобразительном искусстве XX века».
Основная задача этой четверти - приобщение учащихся к культурному наследию человечества через знакомство с искусством портрета разных эпох. Приобщение к культуре - это не столько получение знаний, сколько воспитание чувства сопричастности переживаниям, выраженным в произведениях искусства. Каждый учащийся может и должен, стать наследником огромного культурного достояния предков. На уроках изобразительного искусства происходит его первоначальное встраивание в эту культуру.
Задачи приобщения к жанру портрета - это также развитие наблюдательности, глазомера, композиционного мышления и креативности. Искусство портрета требует специальных умений: умения видеть общую конструкцию и форму объекта, умения устанавливать основные пропорции головы, а также умения взглянуть по-новому на уже знакомое.
Раздел 4: Человек и пространство. Пейзаж - 9 часов
Изображение природы в искусстве разных эпох. Различные способы изображения пространства и их мировоззренческий смысл. Жанр пейзажа в европейском искусстве. Правила построения перспективы. Образ природы в произведениях изобразительного искусства. Пейзаж как выражение духовной жизни общества. Изображение природы как выражение впечатлений и переживаний художника. Становление национального пейзажа в отечественном искусстве. Национальный образ пейзажа и воплощение образа Родины.
Темы уроков
«Жанры в изобразительном искусстве».
«Изображение пространства».
«Правша построения перспективы .
«Воздушная перспектива».
«Пейзаж - большой мир».
«Пейзаж настроения. Природа и художник».
«Пейзаж в русской живописи».
«Пейзаж в графике».
«Городской пейзаж».
«Выразительные возможности изобразительного искусства. Язык и смысл».
Место учебного предмета изобразительного искусства в учебном плане в 6 классе
(по 1 часу в неделю инвариантная часть учебного плана - 35 часов в год)
Продолжительность учебного года: в 6 классе - 35 учебных недель
Продолжительность учебной недели: в 6 классе - 6 - дневная
Режим работы школы
III четверть
11.01.2016 - 20.03.2016
IV четверть
29.03.2016 - 31.05.2016
Сроки каникулярного времени
Осенние каникулы с 01.11.2015 г. - 08.11. 2015 г. (8 дней)
Зимние каникулы с 27.12. 2015 г. - 10.01. 2016 г. (15 дней)
Весенние каникулы с 21.03.2016 г. - 27.03. 2016 г. (7 дней)
Сроки итогового контроля
6 класс - 16.05.2016 - 25.05.2016 гг.
Учебно-тематический план по предмету изобразительное искусство в 6 классе
«Искусство в жизни человека» - 35 часа
Данная рабочая программа «Декоративно - прикладное искусство в жизни человека» по изобразительному искусству для 6 класса составлена на основе авторской программы Б.М. Неменского, «Изобразительное искусство и художественный труд 1-9 кл.»: прогр. /Сост. Б.М. Неменский.- М.: Просвещение, 2011 г. и рассчитана на 35часов. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития обучающихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения изобразительного искусства, которые определены стандартом. Рабочая программа ориентирована, в соответствии со стандартом второго поколения, на освоение содержания и языка группы декоративных искусств, наиболее связанных с повседневной жизнью и бытом каждого человека, связь с фольклором и сказкой, с национальными и народными корнями декоративного искусства.
Система оценки результатов освоения учебного курса
Оценка "5" ставится, если:
- учащийся полностью справляется с поставленной целью урока;
- правильно излагает изученный материал и умеет применить полученные знания на практике;
- верно решает композицию рисунка, т.е. гармонично согласовывает между собой все компоненты изображения;
- умеет подметить и передать в изображении наиболее характерное.
Оценка "4" ставится, если:
- учащийся полностью овладел программным материалом, но при изложении его допускает неточности второстепенного характера;
- гармонично согласовывает между собой все компоненты изображения;
- умеет подметить, но не совсем точно передаёт в изображении
наиболее
характерное.
Оценка "3" ставится, если:
- учащийся слабо справляется с поставленной целью урока;
- допускает неточность в изложении изученного материала.
Оценка "2" ставится, если:
- учащийся допускает грубые ошибки в ответе;
- не справляется с поставленной целью урока;
Оценка "1" ставится, если:
- учащийся обнаруживает полное незнание учебного материала.
Оценка самостоятельных письменных и контрольных работ
Оценка "5" ставится, если ученик:
выполнил работу без ошибок и недочетов;
допустил не более одного недочета.
Оценка "4" ставится, если ученик выполнил работу полностью, но допустил в ней:
не более одной негрубой ошибки и одного недочета;
или не более двух недочетов.
Оценка "3" ставится, если ученик правильно выполнил не менее половины работы или допустил:
не более двух грубых ошибок;
или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета;
или не более двух-трех негрубых ошибок;
или одной негрубой ошибки и трех недочетов;
или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов.
Оценка "2" ставится, если ученик:
допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка "3";
или если правильно выполнил менее половины работы.
Оценка "1" ставится, если ученик:
не приступал к выполнению работы;
или правильно выполнил не более 10 % всех заданий.
Примечание.
Учитель имеет право поставить ученику оценку выше той, которая предусмотрена нормами, если учеником оригинально выполнена работа.
Оценки с анализом доводятся до сведения учащихся, как правило, на последующем уроке, предусматривается работа над ошибками, устранение пробелов.
Критерии выставления оценок за проверочные тесты
Критерии выставления оценок за тест, состоящий из 10 вопросов.
Время выполнения работы: 10-15 мин.
Оценка «5» - 10 правильных ответов, «4» - 7-9, «3» - 5-6, «2» - менее 5 правильных ответов.
Критерии выставления оценок за тест, состоящий из 20 вопросов.
Время выполнения работы: 30-40 мин.
Оценка «5» - 18-20 правильных ответов, «4» - 14-17, «3» - 10-13, «2» - менее 10 правильных ответов.
Тематическое планирование уроков изобразительного искусства в 6 классе
(1час в неделю - 35 часов в год)Характеристика основных видов деятельности
обучающихся
1
Виды изобразительного искусства и основы образного языка - 8 часов
Виды пластических искусств. Виды изобразительного искусства: живопись, графика, скульптура. Художественные материалы и их выразительность в изобразительном искусстве. Виды графики. Рисунок как самостоятельное графическое произведение. Рисунок - основа мастерства художника. Графические материалы и их выразительные возможности. Выразительные свойства линии, виды и характер линии. Условность и образность линейного изображения. Ритм линий, ритмическая организация листа. Роль ритма в создании образа. Линейные рисунки А. Матисса, П. Пикассо, В. Серова. Пятно в изобразительном искусстве. Роль пятна в изображении и его выразительные возможности. Тон и тональные отношения: тёмное - светлое. Тональная шкала. Композиция листа. Ритм пятен. Доминирующее пятно. Линия и пятно. Графические рисунки Ф. Васильева, И. Левитана; черно-белая графика А. Остроумовой-Лебедевой. Понятие «колорит», «гармония цвета». Механическое смешение цветов. Взаимодействие цветовых пятен и цветовая композиция.
Знать виды изобразительного искусства. Уметь определять средства художественной выразительности каждого вида искусства. Знать какие средства выразительности использует художник-график. Знать о работах великих художников-графиков Уметь использовать в графических работах закон перспективы. Уметь с помощью линии изображать эмоционально образные задачи. Знать основы языка изобразительного искусства: тон, выразительные возможности тона и ритма в изобразительном искусстве. Уметь использовать выразительные средства графики (тон, линия, ритм, пятно) в собственной художественно-творческой деятельности; активно воспринимать произведения станковой графики. Знать основы языка графики - тон, пятно, линия, точка. Линия плавная, округлая; светотень равномерная, спокойная. Знать виды скульптуры. Уметь определять жанры скульптуры.
2
Мир наших вещей. Натюрморт - 8 часов
Изображение как познание окружающего мира и отношения к нему человека. Реальность и фантазия в творческой деятельности художника. Выразительные средства и правила изображения. Многообразие форм изображения мира вещей в истории искусства. О чём рассказывают изображения пещей. Появление жанра натюрморта. Натюрморт в истории искусства. Натюрморт в живописи, графике, скульптуре. Плоскостное изображение и его место в истории искусства. Повествовательность плоских рисунков. Понятие формы. Линейные, плоскостные и объёмные формы. Геометрические тела, которые составляют основу всего многообразия форм. Графическое изображение натюрмортов. Композиция и образный строй в натюрморте: ритм пятен, пропорций, движение и покой, случайность и порядок. Натюрморт как выражение художником своих переживаний и представлений об окружающем его мире. Материалы и инструменты художника, и выразительность художественных техник. Творчество А. Дюрера,
В. Фаворского. Цвет в живописи и богатство его выразительных возможностей. Собственный цвет предмета (локальный) и цвет в живописи (обусловленный). Цветовая организация натюрморта - ритм цветовых пятен.
Понимать значение изобразительного искусства в жизни человека и общества; взаимосвязь реальной действительности и ее художественного изображения в искусстве. Знать определение термина «натюрморт», выдающихся художников и их произведения в жанре натюрморта. Уметь активно воспринимать произведения искусства натюрмортного жанра; творчески работать, используя выразительные возможности графических материалов (карандаш, мелки) и язык изобразительного искусства (ритм, пятно, композиция). Знать правила объемного изображения геометрических тел с натуры; основы" композиции на плоскости. Уметь применять полученные знания в практической работе с натуры. Знать выразительные возможности цвета. Уметь: с помощью цвета передавать настроение в натюрморте; работать гуашью; анализировать цветовой строй знакомых произведений натюрмортного жанра.
3
Вглядываясь в человека. Портрет - 10 часов
Портрет как образ определённого реального человека. История развития жанра. Изображение человека в искусстве разных эпох. Проблема сходства в портрете. Выражение в портретном изображении характера человека, его внутреннего мира. Великие художники-портретисты: Рембрант, Ф. Рокотов, В. Боровиковский,
Д. Левицкий, И. Репин. Закономерности в конструкции головы человека. Большая цельная форма головы и её части. Пропорции лица человека. Средняя линия симметрии лица. Величина и форма глаз, носа, расположение и форма рта. Образ человека в графическом портрете. Расположение портрета на листе. Выразительность графических материалов. Скульптурный портрет в истории искусства. Выразительные возможности скульптуры. Характер человека и образ эпохи в скульптурном портрете. Цветовое решение образа в портрете. Цвет и тон. Цвет и освещение. Цвет как средство выражения настроения и характера героя. Живописная фактура.
Знать жанры изобразительного искусства: портрет; выдающихся художников-портретистов русского и мирового искусства (Рембрант, И. Репин). Уметь активно воспринимать произведения портретного жанра. Понимать роль пропорций в изображении головы, лица человека. Знать материалы и выразительные возможности скульптуры. Уметь передать характер героя в скульптурном портрете, используя выразительные возможности скульптуры; владеть знаниями пропорций и пропорциональных соотношений головы и лица человека. Знать выдающихся художников-портретистов, представителей русского и зарубежного искусства: Леонардо да Винчи, Рафаэль Санти, М. Врубель.
4
Человек и пространство. Пейзаж - 9 часов
Предмет изображения и картина мира в изобразительном искусстве. Изменения видения мира в разные эпохи. Жанры в изобразительном искусстве. Портрет. Натюрморт. Пейзаж. Тематическая картина: бытовой и исторический жанры. Потребность в изображении глубины пространства и открытие правил линейной перспективы в искусстве Возрождения. Понятие точки зрения. Перспектива как изобразительная грамота. Нарушение правил перспективы в искусстве XX века и его образный смысл. Разные образы города в истории искусства и в российском искусстве XX века. Пейзаж-настроение как отклик на переживания художника. Освещение в природе. Красота разных состояний в природе: утро, вечер, сумрак, туман, полдень. Роль колорита в пейзаже-настроении.
Знать жанры изобразительного искусства. Иметь представление об историческом характере художественного процесса; ориентироваться в основных явлениях русского и мирового искусства. Уметь активно воспринимать произведения изобразительного искусства. Понимать роль колорита в пейзаже-настроении. Уметь работать гуашью, используя основные средства художественной изобразительности (композиция, цвет, светотень, перспектива) в творческой работе по памяти и по представлению. Знать основные виды и жанры изобразительных (пластических) искусств; виды графики; выдающихся художников и их произведения, изученные в течение года; основные средства художественной выразительности; Уметь анализировать содержание, образный язык произведений портретного, натюрмортного и пейзажного жанров
Календарно-тематическое планирование уроков изобразительного искусства в 6 классе на 2015-2016 учебный год
(1 час в неделю - 35 часов в год)
№
п/п
№ урока
Тема урока
Кол-во часов
Тип урока
Элементы содержания
Планируемые результаты обучения - УУД
Предметные результаты
Домашнее
задание
Дата
проведения
личностные
мета
предметные
предметные
Раздел 1: «Виды изобразительного искусства» - 9 часов
1
1.1
Изобразительное искусство. Семья пространственных искусств.
1
формирования новых знаний
Виды пластических искусств. Виды изобразительного искусства: живопись, графика, скульптура. Художественные материалы и их выразительность в изобразительном искусстве
Моделирование, поиск информации, создание алгоритма деятельности, анализ, синтез, самостоятельное создание проблем творческого характера, контроль, коррекция, оценка, планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, умение точно выражать свои мысли.
Ознакомление с видами искусства
Расширение представлений о культуре прошлого и настоящего, об обычаях и традициях своего народа. Развитие умения видеть не только красоту природы, но и красоту предметов, вещей.
Проба различных живописных и графических материалов, создавая на листе пятна, линии, штрихи, добиваясь выразительных ритмических (беспредметных) композиционных решений.
стр. 8-23
2
1.2
Рисунок - основа языка всех видов изобразительно искусства. Линия и ее выразительные возможности.
1
Комбинированный
Виды графики. Рисунок как самостоятельное графическое произведение. Рисунок - основа мастерства художника. Графические материалы и их выразительные возможности. Выразительные свойства линии, виды и характер линии. Условность и образность линейного изображения.
Ритм линий, ритмическая организация листа. Роль ритма в создании образа. Линейные рисунки А. Матисса, П. Пикассо, В. Серова
Зарисовки с натуры отдельных растений или веточек (колоски, ковыль, зонтичные растения и др.) с использованием графических материалов (карандаш, уголь, фломастер)
Выполнение линейных рисунков трав, которые колышет ветер (линейный ритм, линейные узоры травянистых соцветий, разнообразие в характере линий: тонких, широких, ломких, корявых, волнистых и т. д.).
стр.24-29
стр.30-33
3
1.3
Пятно как средство выражения. Композиция как ритм пятен.
1
Комбинированный
Пятно в изобразительном искусстве. Роль пятна в изображении и его выразительные возможности. Тональные отношения: тёмное - светлое. Тональная шкала. Композиция листа. Ритм пятен. Доминирующее пятно. Линия и пятно. Графические рисунки Ф. Васильева, И. Левитана; черно-белая графика А. Остроумовой-Лебедевой
Развиваем уч. сопереживание и взаимовыручка.
Умение отличать и выполнять тональные соотношения.
Привитие аккуратности и терпеливому выполнению сложной работы.
Изображение различных состояний в природе (Ветер, дождь, тучи, туман,) листа.
стр.34-37
4
1.4
Объем - основа языка скульптуры.
1
Комбинированный
Выразительные возможности объемного изображения. Связь объема с окружающим
Пространством и освещением. Художественные материалы в скульптуре: глина, металл, дерево и др., их выразительные возможности. Произведения анималистического жанра В. Ватагина,
В. Серова
Знать понятие «Анималистический жанр» Выразительные средства и возможности скульптуры.
Связь объема с окружающим пространством и окружением
Уметь использовать выразительные возможности пластического материала в самостоятельной работе.
Выполнение объемных изображений животных. Материалы: пластилин, стеки
стр.48-51
5
1.5
Объем - основа языка скульптуры.
1
Комбинированный
стр.48-51
6
1.6
Чёрное и белое - основа языка графики.
1
Комбинированный
Отношение чёрных и белых пятен, их ритм - способ решения задач (пейзаж настроения, 3-4 плана, светотень)
Создание
проблем творческого характера, контроль, коррекция, оценка
Знать основы языка изобразительного искусства (тон, выразительные возможности тона).
Уметь выполнять цветовые растяжки, плавные переходы от одного цвета к другому.
Изображение различных состояний в природе (ветер, тучи,
дождь, туман, яркое солнце и тени) черной и белой гуашью
7
1.7
Цвет. Основы цветоведения.
1
Комбинированный
Понятие «колорит», «гармония цвета». Механическое смешение цветов. Взаимодействие цветовых пятен и цветовая композиция.
Выразительность мазка. Фактура живописи.
Выражение в живописи
эмоциональных состояний: радость, грусть, нежность и т. д. Зрительный ряд:
И. Грабарь, «Хризантемы»;
К. Коровин, «Цветы и фрукты»; «На берегу моря»
Фантазийное изображение сказочных царств ограниченной палитрой и с показом вариативных возможностей цвета («Царство снежной королевы», «Изумрудный город», «Страна золотого солнца»). Материалы: гуашь, кисть
стр.38-42
8
1.8
Цвет основа языка живописи.
1
Комбинированный
Выразительные возможности объемного изображения. Связь объема с окружающим
Пространством и освещением. Художественные материалы в скульптуре: глина, металл, дерево и др., их выразительные возможности. Произведения анималистического жанра
В. Ватагина, В. Серова
Создание
проблем творческого характера, контроль, коррекция, оценка
Сравнивать литературные произведения и художественные. Высказывать мнение.
Учиться передавать эмоциональное состояние средствами живописи; активно воспринимать произведения станковой живописи.
Изображение осеннего букета с разным настроением: радостный, грустный, торжественный, тихий
стр.43-47
9
1.9
Цвет основа языка живописи.
1
Комбинированный
стр.43-47
Раздел 2: «Мир наших вещей. Натюрморт» - 8 часов
10
2.1
Реальность и фантазия в творчестве художника.
1
Комбинированный
Изображение как познание окружающего мира и
отношения к нему человека. Реальность и фантазия
в творческой деятельности художника. Выразительные средства и правила изображения
Понимать значение изобразительного искусства в жизни человека и общества.
Формирование представлений о ритме и цвете.
Привитие любви к произведениям искусства.
Беседа или практическое задание: изобразить или сконструировать какой-либо предмет (весёлый зонтик, фантастическое транспортное средство).
стр.56-57
11
2.2
Изображение предметного мира - натюрморт
1
Комбинированный
Многообразие форм изображения мира вещей в истории искусства. О чём рассказывают изображения пещей. Появление жанра натюрморта. Натюрморт в истории искусства. Натюрморт в живописи, графике, скульптуре. Плоскостное изображение и его место в истории искусства. Повествовательность плоских рисунков
Уметь активно воспринимать и понимать жанр натюрморта.
Натюрморт в живописи, графике, скульптуре.
Творческое обсуждение выполненных работ, работать, используя выразительные возможности натюрморта.
Работа над натюрмортом из плоских изображений знакомых предметов с акцентом на композиции, ритм. Материалы: бумага формата А4, карандаш, мелки
стр.58-61
12
2.3
Понятие формы. Многообразие форм окружающего мира.
1
Комбинированный
Понятие формы. Линейные, плоскостные и объёмные формы. Геометрические тела, которые составляют основу всего многообразия форм
Иметь представление о многообразии и выразительности форм.
Конструкция сложной формы. Правила изображения и средства выразительности.
Научиться выполнять геометрические тела, которые составляют основу всего многообразия форм.
Конструирование из бумаги простых геометрических тел (конус, цилиндр, куб, призма)
стр.
62-63
13
2.4
Изображение объёма на плоскости и линейная перспектива.
1
Комбинированный
Плоскость и объём. Перспектива как способ изображения на плоскости предметов в пространстве. Правила объемного изображения геометрических тел с натуры. Композиция на плоскости
Знать правила объемного изображения геометрических тел с натуры, основы композиции на плоскости.
Творческое обсуждение выполненных работ.
Перспектива, как способ изображения на плоскости предметов в пространстве.
Зарисовки конструкции из нескольких геометрических тел. Материалы: карандаш, бумага формата А4
стр.
64-67
14
2.5
Освещение. Свет и тень.
1
Комбинированный
Освещение как средство выявления объёма предмета. Источник освещения. Понятие «свет», «блик», «полутень», «собственная тень», «рефлекс», «падающая тень». Свет как средство организации композиции в картине
Знать выдающихся художников- графиков.Творчество Ф.Дюрера.В. Фаворского.
Знать основы изобразительной грамоты: светотень
Уметь видеть и использовать в качестве средства выражения характер освещения при изображении с натуры.
Зарисовки геометрических тел из гипса или бумаги с боковым освещением. Материалы: черная и белая гуашь или акварель, бумага формата А4
стр.
68-75
15
2.6
Натюрморт в графике.
1
Комбинированный
Графическое изображение натюрмортов. Композиция и образный строй в натюрморте: ритм пятен, пропорций, движение и покой, случайность и порядок. Натюрморт как выражение художником своих переживаний и представлений об окружающем его мире. Материалы и инструменты художника, и выразительность художественных техник. Творчество А. Дюрера,
В. Фаворского
Натюрморт, как выражение художником своего отношения к вещам, окружающим его.
Понимать роль языка изо. искусства в выражении худож. своих переживаний.
Уметь составлять натюрмотрную композицию на плоскости, работать в технике печатной графики.
Выполнение натюрморта в технике печатной графики (оттиск с аппликации на картоне)
стр.
76-77
16
2.7
Цвет в натюрморте.
1
Комбинированный
Цвет в живописи и богатство его выразительных возможностей. Собственный цвет предмета (локальный) и цвет в живописи (обусловленный). Цветовая организация натюрморта - ритм цветовых пятен: И.Машков, «Синие сливы»;
А. Матисс, «Красные рыбки»; К. Петров-Водкин, «Утренний натюрморт», «Скрипка». Выражение цветом в натюрморте настроений и переживаний художника
Знать выразительные возможности цвета.
Цветовая организация натюрморта - И. Машков «Синие сливы»
Уметь передавать настроение с помощью форм и цветов красок.
Работа над изображением натюрморта в заданном эмоциональном состоянии: праздничный, грустный, таинственный. Материалы: гуашь, кисти, бумага формата A4
стр.
78-85
17
2.8
Выразительные возможности натюрморта.
1
Комбинированный
Предметный мир в изобразительном искусстве. Выражение в натюрморте переживаний и мыслей художника, его представлений и представлений людей его эпохи об окружающем мире и о самих себе. Натюрморт в искусстве XIX-XX веков. Натюрморт и выражение творческой индивидуальности художника.
Зрительный ряд: И. Грабарь, «Неприбранный стол»; И. Машков, «Хлебы»; Н. Сапунов, «Ваза, Цветы и фрукты». Натюрморты В. Ван-Гога, К. Моне и
П. Сезанна
Предметный мир в изобразительном искусстве. Выражение в натюрморте переживаний и мыслей художника.
Натюрморт в искусстве 19-20 веков. Натюрморт и творческая индивидуальность художника.
Знать жанр изобразительного искусства (натюрморт. Уметь анализировать образный язык произведений натюрмортного жанра.
Рассказать в натюрморте о своем характере, о своем понимании мира (монотипия или другая техника).
стр.
86-87
Раздел 3: «Вглядываясь в человека. Портрет» - 10 часов
18
3.1
Образ человека - главная тема искусства
1
Комбинированный
Портрет как образ определённого реального человека. История развития жанра. Изображение человека в искусстве разных эпох. Проблема сходства в портрете. Выражение в портретном изображении характера человека, его внутреннего мира. Великие художники-портретисты: Рембрант, Ф. Рокотов,
В. Боровиковский,
Д. Левицкий, И. Репин
Умение видеть в произведениях искусства различных эпох, единство материала, формы и декора.
Великие художники -портретисты: Рембрант, И. Репин., РокотовФ. В Боровицкий.
Знать жанры изобразительного искусства
Беседа о портрете.
стр.
90-101
19
3.2
Конструкция головы человека и её пропорции.
1
Комбинированный
Закономерности в конструкции головы человека. Большая цельная форма головы и её части. Пропорции лица человека. Средняя линия симметрии лица. Величина и форма глаз, носа, расположение и форма рта
Понимать смысл слов: образный смысл вещи,(ритм, рисунок орнамента, сочетание цветов, композиция)
Умение работать с выбранным материалом. Презентация своих работ.
Найти и прочитать материал в исторической литературе.
Работа над изображением головы человека с соотнесенными по-разному деталями лица (аппликация вырезанных из бумаги форм)
стр.
102-105
20
3.3
Графический портретный рисунок и выразительность образа человека.
1
Комбинированный
Образ человека в графическом портрете. Расположение портрета на листе. Выразительность графических материалов. Графические портреты О. Кипренского,
И. Репина, В. Серова
Уметь творчески работать над предложенной темой, используя выразительные возможности художественных материалов
Творческое обсуждение работ
Эпоха и стиль в формировании культуры изображения портретов разных людей.
Выполнение автопортрета с натуры. Материалы: бумага формата А4, уголь, мелки, карандаш.
стр.
102-105
21
3.4
Портрет в графике.
1
Комбинированный
Образ человека в графическом портрете. Расположение портрета на листе. Выразительность графических материалов. Графические портреты О. Кипренского,
И. Репина, В. Серова
Поиск информации, создание алгоритма деятельности.
Развитие эстетического восприятия мира, художественного вкуса.
Воспитание любви и интереса к
произведениям
художественной литературы. Взаимосвязь литературы и изобразительного искусства.
Портрет соседа по парте в технике силуэта (профиль).
Материалы: черная тушь, гуашь, бумага
стр.
112-115
22
3.5
Портрет в скульптуре.
1
Комбинированный
Человек - основной предмет изображения в скульптуре. Материалы скульптуры. Скульптурный портрет в истории искусства. Выразительные возможности скульптуры. Характер человека и образ эпохи в скульптурном портрете. Скульптурные портреты В. И. Мухиной и С. Т. Коненкова
Знать материалы и выразительные возможности.
Характер человека и образ эпохи в скульптурном портрете.
Человек основной объект изображения в скульптуре. Материалы скульптуры. Уметь передать пропорции лица.
Работа над изображением в скульптурном портрете выбранного литературного героя с ярко выраженным характером (Баба Яга, Кощей Бессмертный, Домовой и т. д.)
стр.
108-111
23
3.6
Сатирические образы человека.
1
Комбинированный
Карикатура, сатира, шарж; чувство меры и чувство правды.
Понимание правды жизни и языка искусства.
Сатирические образы в искусстве. Карикатура. Дружеский шарж.
Уметь работать графическими материалами.
Изображение сатирических образов литературных героев (бумага формата А4, черная акварель или гелевая ручка, тушь)
стр.
116-119
24
3.7
Образные возможности освещения в портрете.
1
Комбинированный
Изменение образа человека при различном освещении.
Постоянство формы и изменение её восприятия. Свет, направленный сверху, снизу, сбоку, рассеянный свет, изображение против света, контрастность освещения.
Постоянство формы и вариации изменения ее восприятия.
Понимать роль света в разных видах искусства. Театр, кино.
Уметь применять полученные знания при выполнении работы.
Наблюдение натуры и наброски (пятном) головы в различном освещении (бумага формата А4, черная акварель, кисть)
стр.
120-121
25
3.8
Портрет в живописи.
1
Комбинированный
Роль и место живописного портрета в истории искусства. Обобщенный образ человека в живописи Возрождения, в XVH-X1X веках, в XX веке. Портреты Леонардо да Винчи, Рафаэля Санти, Ф. Рокотова, В. Боровиковского, О. Кипренского, В. Серова, М. Врубеля
Уметь активно работать в технике коллажа.
Знать художников. Портрет Леонардо да Винчи
Роль живописного портрета в истории искусства. Композиция в портрете.
Ассоциативный портрет в технике коллажа («Мама», «Папа», «Дедушка», «Друг», «Сестра» и т. п.).
Групповая работа
стр.
130-135
26
3.9
Роль цвета в портрете.
1
Комбинированный
Цветовое решение образа в портрете. Цвет и тон. Цвет и освещение. Цвет как средство выражения настроения и характера героя. Живописная фактура
Цветовое решение образа в портрете. Цвет и тон. Понимание живописной фактуры.
Знать о выразительных возможностях цвета в произведениях живописи, литературы, искусства.
Уметь анализировать цветовой строй произведения живописи.
Анализ цветового решения образа в портрете. Материалы: бумага, гуашь, кисть
стр.
122-125
27
3.10
Великие портретисты.
1
Комбинированный
Выражение творческой индивидуальности художника в созданных им портретных образах. Личность художника и его эпоха. Личность героев портрета и творческая интерпретация её художником. Индивидуальность образного языка в произведениях великих художников. Презентация рефератов на тему «Художники-портретисты и их произведения»
Выражение творческой индивидуальности.
Личность героев портрета и творческая интерпритация ее художником.
Уметь активно воспринимать и анализировать произведения портретного жанра.
Беседа. Выполнение портрета знакомого человека или литературного героя в разных колоритах с целью передачи характера человека.
стр.
126-129
Раздел 4: «Человек и пространство в изобразительном искусстве» - 8 часов
28
4.1
Жанры в изобразительном искусстве
1
Комбинированный
Предмет изображения и картина мира в изобразительном искусстве. Изменения видения мира в разные эпохи. Жанры в изобразительном искусстве. Портрет. Натюрморт. Пейзаж. Тематическая картина: бытовой и исторический жанры
Самостоятельное создание способов решения проблем творческого характера, контроль. Специфика языка художественных материалов.
Развитие интереса к предмету изобразительного искусства. Фронтальный опрос.
Работа в художественно-конструктивной деятельности.
Беседа. Графические зарисовки различных вариантов решения пространства на основе анализа произведений мастеров и собственных наблюдений.
стр.
138-141
29
4.2
Изображение пространства.
1
Комбинированный
Потребность в изображении глубины пространства и открытие правил линейной перспективы в искусстве Возрождения. Понятие точки зрения. Перспектива как изобразительная грамота. Нарушение правил перспективы в искусстве XX века и его образный смысл
Знать правила воздушной и линейной перспективы.
Уметь организовать пространство на листе бумаги. Выделить горизонт и точку схода.
Уметь использовать правила воздушной и линейной перспективы
Беседа. Графические зарисовки различных вариантов решения пространства на основе анализа произведений мастеров и собственных наблюдений.
стр.
142-145
30
4.3
Правила линейной и воздушной перспективы.
1
Комбинированный
Перспектива - учение о способах передачи глубины пространства. Плоскость картины. Точка зрения. Горизонт и его высота. Точка схода. Правила воздушной перспективы, планы воздушной перспективы и изменения контрастности.
Зрительный ряд: И. Шишкин «Рожь», И. Левитан «Владимирка», «Осенний день»
Изображение уходящей вдаль аллеи с соблюдением правил линейной и воздушной перспективы.
Материалы: ф. А4, карандаш, гуашь с ограниченной палитрой
стр.
146-147
31
4.4
Пейзаж - большой мир. Организация пространства.
1
Комбинированный
Разные образы города в истории искусства и в российском искусстве XX века
Уметь организовывать перспективное пространство пейзажа.
Уметь использовать выразительные возможности материала. Роль выбора формата.
Творческое обсуждение работ. Принять участие в беседе.Уметь отличать работы Рериха от Левитана.
Работа над изображением большого эпического пейзажа «Путь реки», изображение уходящих планов и наполнение их деталями
Материалы: ф. А4, гуашь, большие кисти, бумага, клей, ножницы, карандаш
стр.
148-151
32
4.5
Пейзаж - настроение.
Природа и художник.
1
Комбинированный
Пейзаж-настроение как отклик на переживания художника. Освещение в природе. Красота разных состояний в природе: утро, вечер, сумрак, туман, полдень. Роль колорита в пейзаже-настроении. Беседа по пейзажам К. Моне, П. Сезанна, И. Грабаря
Отметить отличие и красоту разных состояний в природе: утро, вечер, закат, рассвет.
Понимать роль колорита. Уметь пользоваться гуашью, используя основные средства художественной выразительности.
Привитие любви к изобразительному искусству. Знакомство с художественными образцами.
Творчески подойте к составлению композиции, работе с цветом, светотенью и перспективой.
Создание пейзажа - настроения - работа по представлению и памяти с предварительным выбором яркого личного впечатления от состояния в природе (например, изменчивые и яркие цветовые состояния весны, разноцветье и ароматы лета)
стр.
152-163
33-34
4.6
4.7
Городской пейзаж.
2
Комбинированный
Разные образы города в истории искусства и в российском искусстве XX века
Уметь осознанно говорить о видах искусства, изученных в пятом классе.
Эстетическая оценка результатов.
Остановить внимание на образцах современного искусства. Жанры, изученные в этом году.
Работа над графической композицией «Мой город» (бумага формата A4, гуашь с ограниченной палитрой или оттиски с аппликации на картоне)
стр.
168-171
35
4.8
Выразительные возможности изобразительного искусства. Язык и смысл.
1
Обобщения и систематизации
знаний
Обобщение материала учебного года
Знать виды и жанры художественной деятельности
Уметь анализировать содержание, образный язык произведений портретного, натюрмортног и пейзажного жанров.
Знать основы изобразительной грамотности и уметь применять приобретенные знания на практике.
Организация итоговой выставки (вернисаж или праздник искусства). Экскурсия по выставке работ года.
стр.
172-173
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение
</ образовательного процесса по изобразительному искусству для 6 класса
-
Изобразительное искусство. Рабочие программы. Передметная линия учебников под редакцией Б. М. Неменского. 5-9 классы. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений / под. ред. Б. М. Неменского. - М.: «Просвещение», 2011.
-
Методика оценки уровня квалификации педагогических работников.- М.: «Просвещение», 2012. - (Работаем по новым стандартам).
-
Неменская Л. А. Изобразительное искусство. Искусство в жизни человека. 6 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений /Л. А. Неменская; под. ред. Б. М. Неменского. - М.: «Просвещение», 2012.
-
Неменский Б. М. Педагогика искусства. Видеть, ведать и творить/Б. М. Неменский. - М.: «Просвещение», 2012.
-
Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа.- М.: «Просвещение», 2011. - (Стандарты второго поколения).
-
Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа. - М.: «Просвещение», 2011.- (Стандарты второго поколения).
-
Примерные программы по учебным предметам. Изобразительное искусство. 5-7 классы. Музыка. 5-7 классы. Искусство. 8-9 классы. - М.: «Просвещение», 2011. - (Стандарты второго поколения).
-
Алексеева В. В. Что такое искусство?/ В. В. Алексеева. - М., 1991.
-
Алпатов М. В. Немеркнущее наследие: книга для учителя/ М. В. Алпатов. - М., 1990.
-
Алпатов М. В. Этюды по всеобщей истории искусств / М. В. Алпатов. - М., 1979.
-
Неменский Б. М. Мудрость красоты / Б. М. Неменский. - М., 1987.
-
Неменский Б. М. Педагогика искусства/Б. М. Неменский. - М., 2007. - (Серия «Библиотека учителя. Изобразительное искусство»).
-
Неменский Б. М. Познание искусством / Б. М. Неменский. - М., 2000.
-
Педагогические технологии в дополнительном художественном образовании детей/под ред. Е. П. Кабковой. - М., 2009.
-
Пьянкова Н. И. Изобразительное искусство в современной школе/Н. И. Пьянкова. - М., 2006.
-
Рогов А. П. Русская культура: национальные особенности/ А. П. Рогов. - М., 2009.
-
Сарабьянов Д. В. Русская живопись XIX века среди европейских школ: Опыт сравнительного исследования/Д. В. Сарабьянов. - М., 1980.
-
Современная живопись. В поисках свободы: от классицизма к авангарду/сост. С. Дзуффи, Ф. Кастриа. - М., 2002.
СОГЛАСОВАНО СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания Заместитель директора по УВР
методического совета
МБОУ Будённовской СОШ __________ Поважная Е. М.
от _________ 20___ года №___ подпись
__ ________ 20___ года
_____________ Неговора Т. Г.
подпись руководителя