- Учителю
- Рабочая программа по предмету «Изобразительное искусство» для 4 Г класса УМК Начальная школа 21 века
Рабочая программа по предмету «Изобразительное искусство» для 4 Г класса УМК Начальная школа 21 века
Рабочая программа
по предмету «Изобразительное искусство»
предметная область «Искусство»
для 4 Г класса
на 2015 - 2016 учебный год
(программа разработана на основе ФГОС второго поколения (2009), примерной основной образовательной программы начального общего образования (2011) и авторской программы «Изобразительное искусство» Л.Г. Савенкова, Е.А. Ермолинская (2013) УМК «Начальная школа XXI века»
Составитель:
Клочкова Л. П.,
учитель начальных классов.
Новоалтайск, 2015
Содержание
-
Пояснительная записка 3 - 5
-
Планируемые результаты обучения 5 - 7
-
Содержание программы 7 - 8
-
Календарно-тематическое планирование 8 - 16
-
Учебно-методическое обеспечение 16
-
Лист внесения изменений и дополнений 17
1.Пояснительная записка
Рабочая программа курса «Изобразительное искусство» (предметная область «Искусство») разработана для 4 класса общеобразовательной школы на основе нормативно правовой базы:
-
Закон РФ от 10 июля 1992 г. №3266-I «Об образовании» (с изменениями и дополнениями).
-
Статья 32 пункт 7 «Компетенция и ответственность образовательного учреждения»
Закона РФ « Об образовании» (1996).
-
Федеральный Государственный образовательный стандарт начального общего образования 2009г.
-
Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2-х частях. Часть 1. - М.: Просвещение, 2011.
-
Образовательная программа для ступеней начального, основного и среднего (полного) общего образования в муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении «Средняя общеобразовательная школа № 1».
-
Базисный учебный план МБОУ «СОШ №1» на 2015-2016 учебный год.
-
Положение о рабочей программе учебных предметов, курсов, принятое на педагогическом совете МБОУ «СОШ №1 г. Новоалтайска Алтайского края» от 23.05.2013 .
-
Положение о текущем контроле и промежуточной аттестации обучающихся, принятое на педагогическом совете МБОУ «СОШ №1 г. Новоалтайска Алтайского края» протокол№180 от 27.05.2013.
-
Авторская программа «Изобразительное искусство» Л. Г. Савенковой, Е. А. Ермолинской (Сборник программ по системе учебников «Начальная школа XXI века». - М.: Вентана-Граф, 2013г.).
Программа рассчитана на 34 часа (1 час в неделю, 34 рабочие недели). В авторскую программу изменения не внесены.
Рабочая программа курса «Изобразительное искусство» построена на основе требований федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (2009 год), авторской программы Савенковой Л. Г., Ермолинской Е.А., Протопопова Ю. Н. «Изобразительное искусство: Интегрированная программа: 1-4 классы.» - М.: Вентана-Граф, 2013, согласуется с концепцией образовательной модели « Начальная школа XXI века».
Определяющими характеристиками данной программы являются интеграция искусств и полихудожественное развитие школьника. Структура, содержание, концептуальные положения творческого развития ребенка, учебные задачи, виды и формы работы с детьми, а также педагогические подходы и методологические основания программы опираются на концепцию образовательной области «Искусство», разработанной в Учреждении Российской академии образования «Институт художественного образования».
Данная программа учитывает передовой опыт современных направлений педагогики искусства в области художественного образования школьников, научно-методические концепции, технологии обучения, а также изменения культурного пространства России, появление новых имен, тенденций, произведений искусства.
Современный уровень социокультурного развития общества диктует иную культуру общения педагога с учащимися (ученик становится субъектом образовательного процесса), требует от учебных программ созвучных педагогических характеристик, обеспечивающих полихудожественное развитие школьников.
Целью уроков изобразительного искусства в начальной школе - разностороннее художественно-творческое развитие учащихся:
- формирование у детей целостного, гармоничного восприятия мира;
-активизация самостоятельной творческой деятельности;
-развитие интереса к природе и потребность в общении с искусством;
-формирование духовных начал личности, воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений профессионального и народного (изобразительного) искусства;
-воспитание нравственных и эстетических чувств, любви к родной природе, своему народу, к многонациональной культуре своей страны.
Задачи изучения предмета «Изобразительное искусство»:
•воспитывать устойчивый интерес к изобразительному творчеству; уважение к культуре и искусству разных народов, обогащение нравственных качеств, способность проявления себя в искусстве и формирование художественных и эстетических предпочтений;
• развивать творческий потенциал ребенка в условиях активизации воображения и фантазии, способность к эмоционально-чувственному восприятию окружающего мира природы и произведений разных видов искусства; развивать желание привносить в окружающую действительность красоту; навыки сотрудничества в художественной
деятельности;
• освоение разных видов пластических искусств: живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, архитектуры и дизайна;
•овладение выразительными средствами изобразительного искусства, языком графической грамоты и разными художественными материалами с опорой на возрастные интересы и предпочтения детей, их желания выразить в своем творчестве свои представления об окружающем мире;
• развитие опыта художественного восприятия произведений искусства.
Проблема всестороннего художественного развития реализуется в программе посредством развития дифференцированного зрения, освоения выразительности художественно-образного языка изобразительного искусства, приоритетности самостоятельной художественно-творческой деятельности школьника, восприятия разных видов искусства.
Основой всего педагогического процесса в преподавании изобразительного искусства является органическое единство учебного и воспитательного процессов в условиях интеграции и взаимодействия с другими образовательными дисциплинами.
Программа полихудожественного развития учащихся опирается на следующие принципы:
1. Духовное возвышение ребенка.
2. Действие, радость, увлечение школьника работой.
3. Живое общение с искусством.
4. Освоение разнообразных сторон жизни окружающего мира.
5. Опора на региональный компонент в обучении.
6. Реализация полихудожественного, интегрированного подхода.
7. Сенсорное насыщение представлений и действий детей,
8. Раскрытие разных сторон жизни искусства.
9. Активное творчество самих детей.
Ценностные ориентиры содержания.
Программа открывает возможность реализации интегрированного обучения в художественном образовании школьников, педагогического творчества учителя, поскольку предложенная структура учебного материала предоставляет учителю свободу творческого поиска, инициативы и самостоятельности в раскрытии темы, задач,
последовательности изучения, выборе художественных материалов, формах работы с детьми.
Данная рабочая программа рассчитана на 34 часа в год (1 час в неделю) В авторскую программу изменения не внесены.
Отличительные особенности рабочей программы по сравнению с авторской отсутствует, так как предмет «Изобразительное искусство» согласно учебному плану ОУ изучается в 4 класс в объёме 34 учебных недель в год (1 час в неделю) и в авторской программе 34 учебных недель в год.
2.Планируемые результаты освоения курса:
Личностные результаты:
-целостное, гармоничное восприятие мира;
-интерес к окружающей природе. К наблюдениям за природными явлениями;
-умение формулировать, осознавать, передавать своё настроение, впечатление от увиденного в природе, в окружающей действительности;
-самостоятельная мотивация своей деятельности, определение цели работы, выделение её этапов;
-способность предвидеть результат своей деятельности, её адекватная оценка;
-формирование понятия и представления о национальной культуре, о вкладе своего народа в культурное и художественное наследие мира;
- формирование интереса и уважительного отношения к культурам разных народов, иному мнению, истории и культуре других народов;
-развитие творческого потенциала ребенка, активизация воображения и фантазии;
-развитие этических чувств и эстетических потребностей, эмоционально-чувственного восприятия окружающего мира природы и произведений искусства; - пробуждение и обогащение чувств ребенка, сенсорных способностей детей;
- развитие навыков сотрудничества: умение работать индивидуально и в малых группах;
-готовность слушать собеседника, вести диалог, аргументировано отстаивать свою точку зрения.
Метапредметные результаты:
-постановка учебной задачи и контроль её выполнения;
-принятие и удержание цели задания в процессе его выполнения;
-ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
-освоение способов решения проблем поискового характера;
-развитие продуктивного проектного мышления, творческого потенциала личности, способности оригинально мыслить и самостоятельно решать творческие задачи;
- развитие визуально-образного мышления, способности откликаться на происходящее в мире, в ближайшем окружении, формирование представлений о цикличности и ритме в жизни и в природе;
-развитие сознательного подхода к восприятию эстетического в действительности и искусстве, а также к собственной творческой деятельности;
-активное использование речевых, музыкальных, знаково-символических средств, информационных и коммуникационных технологий в решении творческих коммуникативных и познавательных задач, саморазвитие и самовыражение; накапливать знания и представления о разных видах искусства и их взаимосвязи;
-уметь выразительно читать и пересказывать содержание текста
-формирование способности сравнивать, анализировать, обобщать и переносить информацию с одного вида художественной деятельности на другой (с одного искусства на другое);
-формировать умение накапливать знания и развивать представления об искусстве и его истории;
-воспитание умения и готовности слушать собеседника и вести диалог;
-развитие пространственного восприятия мира; формирование понятия о природном пространстве и среде разных народов;
-развитие интереса к искусству разных стран и народов;
-понимание связи народного искусства с окружающей природой, климатом, ландшафтом, традициями и особенностями региона; представлений об освоении человеком пространства Земли;
-освоение выразительных особенностей языка разных искусств; развитие интереса к различным видам искусства;
- воспитание нравственных и эстетических чувств; любви к народной природе, своему народу, к многонациональной культуре;
.Предметные результаты:
-сформированность представлений об искусстве, о связи искусства с действительностью и умение объяснить это на доступном возрасту уровне;
-умение анализировать и сравнивать произведения искусства по настроению, элементарно оценивать их с точки зрения эмоционального содержания;
-способность обосновывать своё суждение, подбирать слова для характеристики своего эмоционального состояния и героя произведения искусства;
-формирование устойчивого интереса к изобразительному творчеству; способность воспринимать, понимать, переживать и ценить произведения изобразительного и других видов искусства;
- индивидуальное чувство формы и цвета в изобразительном искусстве, сознательное использование цвета и формы в творческих работах;
-развитость коммуникативного и художественно-образного мышления детей в условиях полихудожественного воспитания;
- проявление эмоциональной отзывчивости, развитие фантазии и воображения детей;
-использование в собственных творческих работах цветовых фантазий, форм, объемов, ритмов, композиционных решений и образов;
-формирование первых представлений о пространстве как о среде (все существует, живет и развивается в определенной среде), о связи каждого предмета (слова, звука) с тем окружением, в котором он находится;
-сформированность представлений о видах пластических искусств, об их специфике;
-овладение выразительными особенностями языка пластических искусств (живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, архитектуры и дизайна);
-умение воспринимать изобразительное искусство и выражать свое отношение к художественному произведению;
- использование изобразительных, поэтических и музыкальных образов при создании театрализованных композиций, художественных событий, импровизации по мотивам разных видов искусства.
Отличительные особенности рабочей программы по сравнению с авторской отсутствуют, так как программа начального общего образования по изобразительному искусству составлена в соответствии с учебным планом образовательного учреждения на 2015 - 2016 учебный год: 34 учебных недели. В авторской программе - 34 учебных недели.
Изменений в последовательности изучения тем учебного курса нет.
Место предмета в учебном плане
Программа начального общего образования по изобразительному искусству составлена в соответствии с количеством часов, указанных в учебном плане образовательного учреждения на 2015 - 2016 учебный год. Предмет «Изобразительное искусство» изучается в 4 классе в объёме 34 часов в год; в авторской программе - 34 часа в год.
Согласно учебному плану образовательного учреждения на изучение учебного предмета «Технология» в объёме обязательного минимума содержания основных образовательных программ отводится 1 ч в неделю:
9 учебных недель первой четверти (9 часов);
7 учебных недель второй четверти (7 часов);
11 учебных недель третьей четверти (11 часов);
7 учебных недель четвёртой четверти (7 часов);
Всего - 34 часа в год.
В авторскую программу изменения не внесены.
3.Содержание программы
В программе представлены три направления художественного развития учащихся.
-
Развитие дифференцированного зрения: перенос наблюдаемого в художественную форму (изобразительное искусство и окружающий мир)
Графические зарисовки, пленэрные работы. Изображение с натуры природных объектов (веток, травинок, насекомых, раковин, семян, листьев и др.) любым графическим материалом с использованием основных средств выразительности графики: линии, штриха, пятна. Примерная тема композиции: «Пейзажи родного края». Создание коллективного альбома «Пейзажи нашей Родины». Освоение техники «а-ля прима» Отражение в творческих работах понимания мира в устном народном творчестве - в мифах, былинах, сказаниях, легендах, песнях. Создание многофигурных композиций по мотивам былин, сказаний и мифов. Проведение коллективных исследований (путешествий) по былинам и сказкам народов мира. Архитектура разных народов. Изображение музыки родной природы (гор, степей, морей, лесов) с помощью нужной цветовой гаммы; создание композиций без конкретного изображения (абстрактные композиции). Колорит - средство выразительности изобразительного искусства. Создание эскиза архитектурного ансамбля с использованием художественного решения и декоративного оформления. . Пейзажные и сюжетные композиции. Передача художником своего впечатления от увиденного. Освоение разнообразия тем, сюжетов творческих работ художников. Формирование понятия об ахроматической и хроматической гамме. Работа с репродукциями картин в электронном виде: с помощью компьютерной графики изменять цветовую гамму композиции; проанализировать, как от этого изменяется эмоциональное звучание картины. Знакомство с основными пропорциями человека, освоение особенностей изображения человека в движении. Создание сюжетных композиций на бытовые темы. Развитие представлений о сюжетной композиции и смысловых взаимоотношениях, изображаемых объектов и предметов на картине. Сюжетные композиции: базары, причалы, караваны, на площади, у колодца и т. д. Работа с репродукциями картин в электронном виде: с помощью компьютерной графики изменять цветовую гамму композиции; проанализировать, как от этого изменяется эмоциональное звучание картины Составление натюрморта из предметов ближайшего окружения или предметов, изображённых на разных картинах, так, чтобы по натюрморту можно было определить, с каким народом эти предметы традиционно связаны. Передача объёма предметов: соблюдение соотношения целого и частей. Создание коллективной объёмно-пространственной композиции. Создание декоративных композиций по результатам исследования, например, в технике аппликации. Лепка из глины или пластилина фигуры человека в национальном костюме, занятого определённым видом деятельности. Создание коллективной объёмно-пространственной композиции в природном пространстве (ландшафте) по мотивам народной сказки или былины. Использование выполненных ранее фигур. Применение техники бумажной пластики, использование смятой бумаги (газеты), клея. Эскизы рельефных украшений. Создание коллективной композиции в технике аппликации на листе бумаги большого формата.
-
Развитие фантазии и воображения
Самостоятельные исследования по теме «Народные мотивы в творчестве композиторов» Создание сюжетных композиций по мотивам произведений искусства разных исторических эпох, например народных, колыбельных, праздничных песен, на темы: костюм, предметы быта, украшения, печи и др. Аппликация, коллаж. Формирование представления о композиции без конкретного изображения (абстрактная композиция). Передача в композиции настроения, динамики, колорита, исторического времени. Лепка по подсказке с соблюдением основной технологии и раскраска поделок. Творческое исследование. Зарисовки деталей украшений народной игрушки, отображение взаимозависимости формы и цвета, формы и украшения. Создание декоративных композиций. Проведение исследовательских работ: выявление существовавших ранее промыслов и ремёсел в близлежащих областях и населённых пунктах. Особенности традиционного декоративно-прикладного искусства у разных народов. Изготовление в технике бумажной пластики кукольных персонажей - героев народных сказок. Экскурсии на природу, сбор материала для создания орнамента (эскизы растений, цветов). Изготовление эскизов костюмов, игрушек, предметов быта по материалам исследований традиционного народного искусства. Создание декоративных композиций по мотивам народных промыслов - Жостова, Городца, Хохломы; народной матрёшки. Примерные темы композиций: «Новый год», «Масленица», «Весна - красна».
-
Художественно-образное восприятие произведений изобразительного искусства (музейная педагогика) предусматривает беседы, обсуждения, экскурсии, проектные и исследовательские работы.
4 класс. Обогащение знаний учащихся об освоении каждым народом своего ландшафта (региональный компонент), формирование понятий и представлений о культуре народа (географические условия; особенности труда, обычаев, народного искусства, традиционной архитектуры; национальный дизайн, эстетика вещей); закладываются основы проектного мышления.
4. КАЛЕНДАРНО - тематическое планирование
Период
№
п/п
Темы уроков
Кол. час
Характеристика деятельности учащихся
Развитие дифференцированного зрения: перенос наблюдаемого в художественную форму
(изобразительное искусство и окружающий мир) (17 часов)
1 неделя
1
Графические зарисовки, пленэрные работы. Изображение с натуры природных объектов (веток, травинок, насекомых, раковин, семян, листьев и др.) любым графическим материалом с использованием основных средств выразительности графики: линии, штриха, пятна. Примерная тема композиции: «Пейзажи родного края». Создание коллективного альбома «Пейзажи нашей Родины». Освоение техники «а-ля прима»
1
Работа на плоскости
Выполнять графические зарисовки, этюды, небольшие живописные работы с натуры в технике «а-ля прима».
Представлять особенности освоения окружающего пространства людьми и животными.
Понимать, что такое пространственное окружение.
Запечатлевать уголки природы в пейзаже с помощью разных графических материалов.
Создавать композицию в технике компьютерной графики с помощью линий и цвета. Примерная тема композиции: «Звуки и ароматы мира»
2 неделя
2
Отражение в творческих работах понимания мира в устном народном творчестве - в мифах, былинах, сказаниях, легендах, песнях. Создание многофигурных композиций по мотивам былин, сказаний и мифов. Проведение коллективных исследований (путешествий) по былинам и сказкам народов мира. Как описывается происхождение мира у разных народов? В чём сходство и различие этих представлений?
1
Понимать и представлять природные пространства разных народов: горы, степи, пустыни, пески, леса, озёра, равнины, реки, поля и др.
Видеть и замечать красоту в явлениях
окружающей среды.
Выполнять зарисовки, этюды, живописные и графические работы разными техниками и материалами («Путевые зарисовки художника»)
3 неделя
3
Архитектура разных народов. Изображение музыки родной природы (гор, степей, морей, лесов) с помощью нужной цветовой гаммы; создание композиций без конкретного изображения (абстрактные композиции). Колорит - средство выразительности изобразительного искусства. Фотосъёмка архитектурных сооружений. Создание эскиза архитектурного ансамбля с использованием художественного решения и декоративного оформления
1
Осваивать и понимать особенности народной архитектуры разных регионов земли, её зависимость от природных условий.
Участвовать в обсуждениях тем, связанных с ролью искусства (литературного, песенного, танцевального, изобразительного) в жизни общества, в жизни каждого человека.
Создавать пейзаж с архитектурными сооружениями в технике графики
4 неделя
4
Самостоятельная работа: нахождение мотивов изображения, материала для выполнения композиции (наброски с образцов народной архитектуры, находящихся в регионе, с природных объектов, пейзажей). Создание образа своего дома, его гармоничное вписывание в родной пейзаж. Нахождение ракурсов, при которых видны две стороны постройки. Использование в работе линейной перспективы
1
Активно использовать в обсуждении свои представления об искусстве и его роли в жизни общества, в жизни каждого человека.
Передавать в творческих работах с помощью цвета нужное настроение, используя нужную цветовую гамму.
Передавать средствами изобразительного искусства музыку своей родной природы (гор, степей, морей, лесов) без конкретного изображения.
Создавать проект своего дома, находящегося в конкретной природной среде.
Передавать цветом настроение в работе
5 неделя
5
Чем похожи и чем различаются картины, произведения декоративно-прикладного искусства разных художников друг от друга? О чём они рассказывают зрителю? Что общего и в чём разница в картинах представленных художников? В каком уголке земли, в какой стране могли появиться пейзажи, изображённые на картинах и рисунках?
1
Овладевать навыками определения сюжета, содержания, графических материалов, выразительных средств художников.
Создавать графическими средствами выразительные образы архитектуры, человека, животного в конкретной природной среде с учётом климатического своеобразия региона.
Осваивать и создавать выразительные образы природы, человека, животного средствами компьютерной графики (в программе Paint)
6 неделя
6
Освоение разнообразия тем, сюжетов творческих работ художников. Пейзажные и сюжетные композиции. Передача художником своего впечатления от увиденного. Создание своих творческих работ по материалам наблюдений и зарисовок. Примерные темы композиций: «Цветущий луг», «Перед грозой», «Весна в парке» (акварель «по сырому»), «Туман в городе (деревне, селе, лесу, горах)»
1
Создавать свои «Путевые зарисовки».
Передавать в работе воздушную перспективу, первый, второй и третий планы, пространственные отношения между предметами в конкретном формате.
Передавать пространственные отношения между предметами в природной среде с учётом единой точки зрения и воздушной перспективы
7 неделя
7
Развитие представлений о сюжетной композиции и смысловых взаимоотношениях изображаемых объектов и предметов на картине. Сюжетные композиции: базары, причалы, караваны, на площади, у колодца и т. д.
Работа с репродукциями картин в электронном виде: с помощью компьютерной графики изменять цветовую гамму композиции; проанализировать, как от этого изменяется эмоциональное звучание картины
1
Создавать сюжетные композиции, передавать в работе с помощью цвета, пятен, линий смысловые связи между объектами изображения, колорит, динамику.
Использовать контраст для усиления эмоционально-образного звучания работы и композиционный центр, отделять главное от второстепенного.
Владеть графическими компьютерными программами
8 неделя
8
Знакомство с основными пропорциями человека, освоение особенностей изображения человека в движении. Создание сюжетных композиций на бытовые темы: «В избе (юрте, сакле, касса маре, хижине, хате)». Отображение в композиции традиционного крестьянского труда (ремесло крестьян, их одежда). Передача колорита, настроения, динамики в соответствии с выбранным форматом
1
Находить нужный формат, выделять композиционный центр.
Передавать движение и эмоциональное состояние с помощью ритма пятен, штрихов в композиции на плоскости.
Выполнять наброски с фигур одноклассников
9 неделя
9
Составление натюрморта из предметов ближайшего окружения или предметов, изображённых на разных картинах, так, чтобы по натюрморту можно было определить, с каким народом эти предметы традиционно связаны. Посещение этнографического музея, выполнение зарисовок интерьера и предметов, находящихся в нём. Передача объёма предметов: соблюдение соотношения целого и частей
1
Составлять тематический натюрморт из бытовых предметов.
Передавать в натюрморте смысловую зависимость между предметами и их принадлежность конкретному народу.
Выполнять наброски и зарисовки с предметов разной формы
10 неделя
10
Создание коллективной объёмно-пространственной композиции. Примерные темы: «Посиделки», «Весна-красна», «Масленица», «Святки». Знакомство с колыбельными песнями разных народов. Изображение интерьера, в котором могла бы звучать полюбившаяся колыбельная
1
Демонстрировать умение работать в коллективе в условиях сотворчества.
Передавать в рисунке настроение, колорит мелодии.
Соотносить содержание и настроение песни с интерьером, в котором она могла бы звучать.
Находить композиционный центр, выстраивать предметно-пространственное окружение (предметы в интерьере)
11 неделя
11
Исследование: изучение традиций народа. Примерная тема композиции: «Чайная церемония в Китае». Использование книг, энциклопедий, видеоматериалов; беседы со взрослыми. Создание декоративных композиций по результатам исследования, например в технике аппликации. Примерные темы композиций: натюрморт, игра, ремесло, праздник. Работа на большом формате, в малых группах по 2-3 человека. Материалы: гуашь, акварель, белила
1
Передавать в композиции сюжетно-смысловую связь объектов изображения.
Передавать индивидуальную характеристику персонажа, используя внешние сюжетно-смысловые атрибуты (одежда, поза, предметы в руках и т. п.).
Самостоятельно решать творческие задачи при работе над композицией.
Передавать пропорции, характерные черты лица и фигуры человека графическими средствами
12 неделя
12
Работа с литературой: традиции, отображённые в сказках народов Кавказа, Центральной России, Казахстана, Китая и др. Самостоятельные исследования, посвящённые народной музыке и музыкальным инструментам разных народов (использование книг; беседы со взрослыми). Создание небольших этюдов в лепке по мотивам народных сказок. Передача характерных поз, движений персонажей
1
Работа в объёме и пространстве
Воспринимать и понимать смысловое содержание народной музыки.
Находить общие для разных народов интонации, мотивы, настроения.
Работать по представлению в объёме на темы, связанные с передачей нескольких фигур в движении.
Создавать небольшие этюды.
Проводить самостоятельные исследования по изучению традиционных музыкальных инструментов разных стран, в том числе с помощью Интернета
13 неделя
13
Лепка из глины или пластилина фигуры человека в национальном костюме, занятого определённым видом деятельности (погонщик верблюдов, балалаечник, лотошник, сапожник, гончар, пастух с животными)
1
Работать с моделью: выполнять наброски, зарисовки на передачу характерной позы и характера человека.
Лепить человека по наблюдению.
Передавать характер героя через его одежду, движения, позу, жест
14 неделя
14
Создание коллективной объёмно-пространственной композиции в природном пространстве (ландшафте) по мотивам народной сказки или былины. Использование выполненных ранее фигур (домов, деревьев и т. п.). Применение техники бумажной пластики, использование смятой бумаги (газеты), клея. Примерная тема композиции: «Аул в горах»
1
Наблюдать за движениями человека, передавать их в набросках и зарисовках.
Работать по памяти и наблюдению.
Создавать объёмно-пространственные композиции с учётом кругового распределения фигур в пространстве.
Передавать основной замысел работы через особенности формы каждого предмета в композиции.
Уметь грамотно перемещать детали композиции с учётом её темы и рельефа
15 неделя
15
Разработка фрагмента узора и его трафарета по предложенной теме для печатания в два цвета. Эскизы рельефных украшений. Создание коллективной композиции в технике аппликации на листе бумаги большого формата. Примерная тема композиции: «Деревенская улица»
1
Декоративно-прикладная деятельность
Иметь представление о том, что такое народный декоративный орнамент, уметь создавать свой орнамент, используя элементы орнамента конкретного региона (народности).
Создавать коллективную композицию на тему.
Сотрудничать с другими учащимися в процессе совместной творческой работы
16 неделя
16
Изучение флоры, фауны региона. Создание своего орнамента на основе результатов исследования. Разработка фрагмента узора и его трафарета по предложенной теме для печатания в два цвета. Соблюдение симметрии при создании изображения. Выполнение эскизов рельефных украшений
1
Представлять и передавать симметрию и асимметрию в природной форме.
Передавать на плоскости и в объёме характерные особенности предмета. Соблюдать пропорции и конструкцию, масштаб деталей, добиваться выразительности изображения
17 неделя
17
Создание проекта интерьера (закрытого пространства). Любой человек, обустраивая жилище (квартиру, дом, комнату), выражает свои представления о красоте и пользе. Создание в классе «музея-уголка» народного искусства из собранных учащимися экспонатов, пополнение ими школьного музея.
Ремёсла и виды народного творчества, характерные для региона, где живут ученики
1
Проводить совместно с родителями и учителем исследование: выявление существовавших ранее промыслов и ремёсел в близлежащих областях и населённых пунктах.
Иметь представление об особенностях традиционного декоративно-прикладного искусства у разных народов.
Знать о происхождении народного искусства, его изначальной прикладной функции.
Понимать зависимость народного искусства от особенностей местности, климата; видеть его связь с культурными традициями региона.
Принимать участие в экскурсиях в центры народных промыслов, находящиеся неподалеку от населённого пункта, в котором живут учащиеся.
Создавать в классе «музей-уголок» народного искусства, пополнять его экспонатами
Развитие фантазии и воображения (11 часов)
18 неделя
18
Слушаем музыку и фантазируем: песни разных народов и произведения композиторов по мотивам народного искусства (М.П. Мусоргский, М.И. Глинка, П.И. Чайковский).
Заочные и очные экспедиции в места народных промыслов.
Самостоятельные исследования по теме «Народные мотивы в творчестве композиторов»
1
Работа на плоскости
Уметь работать разными художественными материалами и инструментами: кистями и красками, тушью и пером, цветными карандашами на тонированной бумаге.
Самостоятельно размышлять на темы: «Родной язык», «Звучащее слово орнамента», «Поэзия декоративно-прикладного искусства».
Раскрывать понятия «устное народное творчество», «литературная (авторская) сказка».
Создавать под руководством учителя коллективную «Книгу народной мудрости»: поговорки, притчи, пословицы, приметы, образцы лубочных картинок.
Использовать для этого поисковые системы Интернета
19 неделя
19
Заочные экскурсии и путешествия, знакомящие с искусством разных эпох и народов. Изучение жизни разных этнических и социальных групп. Примерные темы композиций: «Рисуем песню», «Как поговорка рассказала о своём народе», «Мудрое Эхо»
1
Обмениваться мнениями об отображении исторического времени в изобразительном искусстве, литературе, театре.
Выполнять графические работы на основе результатов обсуждения
20 неделя
20
Создание сюжетных композиций по мотивам произведений искусства разных исторических эпох, например народных, колыбельных, праздничных песен, на темы: костюм, предметы быта, украшения, печи и др. Аппликация, коллаж
1
Создавать коллективные композиции в технике коллажа. Передавать в работе колорит, динамику сообразно теме и настроению.
Выполнять цветовые и графические композиции на тему. Создавать из них коллективную композицию или книгу
21 неделя
21
Выполнение цветовых, графических и объёмных композиций без конкретного изображения. Создание композиции по мотивам «образной хореографии». Абстрактная объёмная форма на передачу активного движения. Лепка по мотивам народной музыки и танца. Примерные темы композиций: «Хоровод», «Барыня»
1
Распределять сюжеты среди учащихся в группе.
Создавать композиции по мотивам «образной хореографии» под музыку.
Представлять, что такое абстрактная композиция на плоскости и объёмная абстрактная форма в лепке (передача активного движения - динамики)
22 неделя
22
Организация коллективных «путешествий» (в том числе «музыкальных», «поэтических») всем классом на «машине времени» в прошлое, будущее, в космос. Создание на эти темы объёмно-пространственных коллективных композиций, например: космических зданий, предметов быта, одежды. Коллективная работа в реальной среде: создание необычного пространства (в классе, в школьном музее, в игровой комнате)
1
Работа в объёме и пространстве
Глина, пластилин, бумажная пластика, проволочная конструкция (по выбору).
Создавать необычную, фантастическую среду (в классе, в школьном музее, в игровой комнате, в своей комнате дома, в детском саду).
Участвовать в коллективной творческой работе в реальной предметно-пространственной среде (интерьере школы).
Переключаться с одной деятельности на другую
23 неделя
23
Творческое исследование.
Зарисовки деталей украшений народной игрушки, отображение взаимозависимости формы и цвета, формы и украшения. Создание декоративных композиций. Примерные темы композиций: «Мы под радугой живём в стране мастеров», «Фантастическая птица», «Сказочная рыба», «Волшебное растение»
1
Изучать форму народных игрушек и изделий декоративно-прикладного искусства.
Передавать в работе взаимозависимость материала и пластики, характера украшения и формы предмета (Филимоново, Дымково, местные народные промыслы).
Отображать характер традиционной игрушки в современной пластике. Создавать коллективные объёмно-пространственные композиции из выполненных работ.
Определять цветовой и средовой характер композиции
24 неделя
24
Проведение коллективного исследования - изучение символов, встречающихся в русских узорах, их значения на примере изделий старых мастеров. Составление собственных узоров для крестьянской одежды, например мужской рубашки и женского сарафана. Создание эскиза ковра из войлока, в орнаменте которого используется символика и цветовая гамма, присущие казахскому народному искусству
1
Декоративно-прикладная деятельность
Участвовать в подготовке «художественного события» на темы сказок (оформление класса, зала, игра с куклами, проведение народных игр: «вживание» в образы сказочных героев), включающего проигрывание эпизодов из сказок с известными героями, постановку кукольных спектаклей; приготовление национальных блюд; организацию общего стола; танцевальные и музыкально-двигательные композиции по мотивам народных танцев.
Создавать аппликацию, расписывать силуэты предметов быта (утвари) по мотивам народных орнаментов
25 неделя
25
Древо, символизирующее мироздание. Создание своего «древа мира» с использованием мотивов орнамента, которые кажутся наиболее интересными
1
Уметь объяснить, чем похожи и в чём различны традиции каждого из народов, с которыми учащиеся познакомились благодаря информации в учебнике (в сказках), узнавая об орнаменте, оформлении жилища, обустройстве дома в целом. Что особо примечательного у каждого народа?
26 неделя
26
Изготовление в технике бумажной пластики кукольных персонажей - героев народных сказок. Экскурсии на природу, сбор материала для создания орнамента (эскизы растений, цветов). Изготовление эскизов костюмов, игрушек, предметов быта по материалам исследований традиционного народного искусства. Создание декоративных композиций по мотивам народных промыслов - Жостова, Городца, Хохломы; народной матрёшки. Примерные темы композиций: «Новый год», «Масленица», «Весна - красна»
1
Изучать произведения народного и декоративно-прикладного искусства.
Уметь объяснять, чем обусловлен выбор мастером материала, формы и декоративного украшения предмета.
Создавать композиции по мотивам народного декоративно-прикладного промысла
27 неделя
27
Организация и проведение в классе или между классными коллективами «художественного события», посвящённого народному искусству своего региона
1
Создавать коллективные панно, эскизы и элементы костюмов, подбирать музыкальное сопровождение к событию.
Оформлять класс и школу к праздничным датам
28 неделя
28
Организация и проведение индивидуальных и групповых исследований окружающей флоры и фауны; отображение её объектов в местных народных росписях
1
Знакомиться под руководством взрослых с особенностями народного искусства своего региона.
Участвовать в коллективных проектах, связанных с историей и современным состоянием народных ремёсел.
Создавать творческий продукт (как составную часть проектной работы)
Художественно-образное восприятие произведений изобразительного искусства (музейная педагогика) (6 часов)
Художественно-образное восприятие произведений изобразительного искусства (музейная педагогика) (6 часов)
29
неделя
29
Развитие представлений о композиции в живописи, скульптуре, архитектуре, прикладном искусстве. Активизация интереса к миру природы и её отображению в разных видах изобразительного искусства. Выражение художником в творчестве своего эмоционального восприятия окружающей действительности
1
Иметь представление об особенностях композиции в разных видах изобразительного искусства: в живописи, графике, декоративно-прикладном искусстве (ритм, динамика, цветовая гармония, смысловой композиционный центр).
Улавливать особенности и своеобразие творческой манеры разных мастеров.
Создавать свои композиции, подражая манере исполнения понравившегося мастера
30 неделя
30
Развитие представлений об особенностях мотивов, характерных для народной росписи, и декоре игрушек. Формирование способности самостоятельно сопоставлять, сравнивать, анализировать произведения народных промыслов России. Например: лепка из глины или пластилина героев народных сказок, в том числе по мотивам народной игрушки. Работа в небольших группах по 4-6 человек. Развитие умения находить образы природных объектов в элементах украшения
1
Понимать и представлять, что такое народное декоративно-прикладное искусство.
Уметь соотносить и объяснять особенности формы изделий разных народных промыслов. Находить особенное в каждом виде народного искусства.
Выполнять самостоятельно эскизы предметов - изделий народного искусства. Примерная тема: «Что общего и в чём различие между городецкой, жостовской и хохломской росписями?».
Уметь работать в сотворчестве с другими детьми
31 неделя
31
Формирование понятий «природные условия», «рельеф местности». Беседа о влиянии природных условий на особенности и характер народной архитектуры. Размышление на тему: «Архитектура не нарушает гармонию в природе, а воспринимается как часть природы»
1
Представлять и уметь объяснять понятия «природные условия», «рельеф местности».
Раскрывать в своём объяснении характер формы народной архитектуры и её зависимость от климата и окружающей природы.
Создавать эскизы, проекты архитектурных объектов, учитывая при этом их зависимость от рельефа местности
32 неделя
32
Формирование представлений о солярных (солнечных) знаках, например: волнистая линия синего цвета - вода, круг - солнце, ромб (квадрат) с точками - пахотная земля и зерно. Назначение и смысловое обозначение элементов декоративного традиционного орнамента
1
Представлять смысл и обозначение изображений в солярных символах разных народов (фольклор устный и письменный).
Понимать, что такое сакральное искусство; воспринимать нравственный смысл народного искусства.
Создавать несложные декоративные композиции с использованием солярных знаков в эскизах росписи и декоративном орнаменте
33 неделя
33
Знакомство с творчеством художников, создававших произведения в анималистическом жанре: живопись, графика, скульптура (В.А. Серов, В.А. Ватагин, П.В. Митурич, А.Г. Сотников и др.)
1
Уметь передавать форму, динамику (движение), характер и повадки животных в объёме (лепка), графике (линия), живописи (работа от пятна), декоративно-прикладном искусстве (лепка по мотивам народного игрушечного промысла)
34 неделя
34
Знакомство с разными видами изобразительного искусства, в которых изображение человека - один из главных элементов композиции. Самостоятельные творческие рассуждения на данную тему. Что отличает одного художника от другого? Какими выразительными средствами пользуется художник для передачи характера человека, для создания художественного образа?
1
Представлять и называть разные виды изобразительного искусства, в которых изображение человека - композиционный центр.
Уметь объяснять, чем отличается изображение человека в станковом искусстве от изображения человека в декоративном или народном искусстве (формой, характером, манерой).
Создавать собственные небольшие композиции, подражая манере того или иного художника (по выбору)
5.Учебно-методическое обеспечение
Л.Г.Савенкова, Е.А.Ермолинская. Изобразительное искусство: 4 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. /Л.Г.Савенкова, Е.А.Ермолинская. - М.: Вентана-Граф, 2014.
Л.Г.Савенкова, Е.А.Ермолинская. Изобразительное искусство: 4 класс: рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений./Л.Г.Савенкова, Е.А.Ермолинская. - М.: Вентана-Граф, 2014.
Изобразительно-иллюстративный материал
Иллюстрации произведений известных художников мира разных видов искусства: народное искусство, живопись, графика, серия художественно-дидактических таблиц, архив творческих детских работ.
Оборудование
Мультимедиа, CD, DVD диски по искусству
</ Натурный материал
Реквизит для натурных постановок, драпировки, изделия народных художественных промыслов, муляжи фруктов и овощей, чучела птиц
6.Лист внесения изменений и дополнений
Характер изменения
Реквизиты документа, которым закреплено изменение
Подпись сотрудника, внесшего изменения