- Учителю
- Рабочая программа по МХК 9 класс
Рабочая программа по МХК 9 класс
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 4
г. Светлограда Петровского района Ставропольского края
Рассмотрено:
на методическом объединении учителей истории и ообществознания протокол №
от «19»августа 2016
Согласовано:
на методическом совете
протокол № от «19»августа 2016
Зам. директора по УВР
________ Калашникова И.С.
Утверждено:
директор МБОУ СОШ №4
_______Краснова И.В.
Рабочая программа по мировой художественной культуре
для 9 классов основного общего образования (базовый уровень)
срок реализации 2016-2017 учебный год
Трегуб Е.В.
учитель ИЗО
квалификационная категория:
б/к
г. Светлоград, 2016г.
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования по истории, Примерной программы основного общего образования по истории МО РФ 2004 г., в соответствии с нормативными и инструктивно-методическими документами Министерства образования и науки РФ и министерства образования Ставропольского края. Особенности художественно-эстетического образования определяются в следующих документах:
«Концепция развития образования в сфере культуры и искусства в Российской Федерации на 2008 - 2015 годы» (распоряжение Правительства РФ от 25.08.2008 г. № 1244-р);
Концепция художественного образования (приказ Министерства культуры РФ от 28.12.2001. № 1403);
Учебный предмет «Мировая художественная культура» направлена на достижение главной цели общего образования - формирование разносторонне развитой личности, обладающей высоким уровнем общекультурного и личностного развития.
Цели и задачи учебного предмета:
-
Формирование представлений о художественной культуре как части духовной культуры;
-
Приобщение учащихся к общечеловеческим и национальным ценностям в различных областях художественной культуры;
-
Освоение художественного опыта прошлого и настоящего;
-
Воспитание художественного вкуса учащихся.
-
Выявить историческую логику развития художественного мышления через знакомства с достижениями культуры;
-
Показать основные этапы и периоды становления систем художественно-образного ведения мира в разные эпохи у различных народов Земли.
Предполагаемые результаты.
В результате освоения курса мировой и отечественной художественной культуры формируются основы эстетических потребностей; развивается толерантное отношение к миру; актуализируется способность воспринимать свою национальную культуру как неотъемлемую составляющую культуры мировой и в результате более качественно оценивать её уникальность и неповторимость; развиваются навыки оценки и критического освоения классического наследия и современной культуры, что весьма необходимо для успешной адаптации в современном мире, выбора индивидуального направления культурного развития, организации личного досуга и самостоятельного художественного творчества.
Рабочая программа составлена на основе авторской программы «Мировая художественная культура. 9 класс», которую разработали Н.И. Киященко, Л.А. Рапацкая, Н.М. Сокольникова, Е.Н. Шапинская. (Изд. дом «Дрофа», М. 2008 г) В ней учтены логика учебного процесса, возрастные особенности учащихся; определено содержание предметных тем по разделам курса и рекомендована последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учётом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся. Данный курс изучается в короткие сроки (в 9 кл.). Поэтому новизна настоящей программы - в концентрации материала, освещающего доминантные идеи различных эпох, в объединении нескольких тем в одну. В программе представлены разделы по художественной культуре Западной Европы, России, Древнего Египта, Древней Греции, Древнего Рима, Индии, Китая, Японии, стран Америки, позволяющие учащимся на конкретных примерах понять многообразие форм творческого выражения. Отечественная культура выделена в особый раздел, но она также рассматривается во взаимосвязи с художественной культурой Византии, Средневековой Европы, с культурой эпох Возрождения, Просвещения, с культурой всех стран и народов XIX и XX вв. Важным является раздел программы, посвященный художественной культуре XX века. В нем представлены произведения современного и постмодернистского искусства.
В данной программе сочетаются два подхода: исторический и тематический. Это поможет синтезировать знания, которые получены или в разнообразных дисциплинах гуманитарного цикла.
Рабочая программа рассчитана на 35 учебных часов, из расчета 1 час в неделю. Уровень обучения - базовый.
Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекта:
-
Учебник «Мировая художественная культура», 9 кл, Рапацкая Л.А. М.: Гуманитар. изд. центр Владос, 2008.
-
Рапацкая Л.А. Русская художественная культура. М., 2008.
Формы контроля:
-
тестирование;
-
взаимоопрос;
-
самостоятельные работы;
-
групповые работы;
-
защита рефератов.
В программе используются педагогические технологии:
-
Принцип психологической комфортности
-
Принцип научного обучения
-
Принцип личностно-ориентированного обучения
-
Проблемный метод
-
Научный метод
-
Исследовательский метод
-
Традиционные формы урока
-
Установка на успех
Учебно - тематический план по МХК 9 класс2.
Раздел 2. Художественная культура древнего мира: основные черты
4
3.
Раздел 3. Художественная культура стран Востока
3
4.
Раздел 4. Культура Средневековья
3
5.
Раздел 5. Художественная культура эпохи Возрождения
2
6.
Раздел 6. Западноевропейская культура 17-18вв.
3
7.
Повторение
1
8.
Раздел 7. Художественная культура 19 в. ( Западная Европа)
3
9.
Раздел 8. Вершины художественной культуры России
8
10.
Раздел 9. Художественная культура стран Америки
3
11.
Раздел 10. Художественная культура 20 в. ( Западная Европа и Россия )
3
12.
Повторение
1
Итого
35
Основное содержание курса
РАЗДЕЛ I (1 час)
Введение
Типология художественной культуры, преемственность в ее развитии. Взаимодействие разных типов художественных культур: традиционных восточных, евразийских и европейских. Профессиональная и народная художественная культура, особенности их взаимодействия. Проблема символа в искусстве. Специфика художественных ценностей. Виды и жанры искусства. Проблема синтеза искусств в разные эпохи.
Основные категории анализа художественной культуры. Понятия «художественная картина мира» и «художественный стиль эпохи»; их роль в периодизации исторического развития художественной культуры. Специфика культурологического Подхода к анализу художественных школ, направлений, творчества композиторов, художников, архитекторов, писателей, режиссеров, хореографов и др.Понятие художественного образа. Самоценность искусства. Представление о художественной реальности. Основные научные направления культурологических и искусствоведческих школ.
Роль религиозного мироощущения в рождении и развитии художественной культуры.
Общие закономерности и социально-культурные доминанты развития художественной культуры в каждую эпоху.
РАЗДЕЛ II(4 часа)
Художественная культура древнего мира: основные черты
Космически-природная картина мира. Зооморфные и антропоморфные мифологические представления. Единство мира человека и мира природы. Ритуально-магические основания искусства древнего мира. Язычество и художественная культура. Иерархия искусств и их функции в древних обществах. Первобытный синкретизм искусств.
ТЕМА 1
Культура Двуречья
(шумерская и ассиро-вавилонская)
Мифо-эпические представления о мире и человеке, мифологическо-природопоклоннические религия и литература. Возникновение письменности в IV тыс. до н. э. Создание музыкальных инструментов - арфы, бубна, свирели, флейты. Храмовая архитектура и инженерные открытия шумеров. Путь от идолов к скульптуре, горельефам и барельефам. Эпос о Гильгамеше.
Зачатки драмы в форме религиозных мистерий в Вавилонии.
ТЕМА 2
Древний Египет - страна сфинксов и пирамид
Открытие древнеегипетской цивилизации учеными XIX в. Загадка иероглифов. Зооморфные божества - покровители древних египтян. Пирамиды - памятники бессмертию фараонов.Сфинкс как символ вечности в искусстве. Чудо красоты - Нефертити. Попытка Эхнатона (Аменхотепа IV) ввести единобожие. Открытие сокровищ гробницы Тутанхамона. Эстетический канон древнеегипетского искусства, его религиозные основы и символика.
ТЕМА 3
Великое наследие эллинской цивилизации. Духовные и художественные открытия искусства античности
Мировоззрение и мировосприятие человека в античный период развития культуры. Истоки древнегреческой художественной культуры. Крито-микенская пластика и архитектура. Лабиринт и Минотавр - миф или история? Боги Олимпа и герои в древнегреческом искусстве. Куросы и Коры - «улыбки архаики».
Греческая мифология и ее отражение в искусстве и литературе Древней Греции. Эпические поэмы Гомера. Образы Гомера в истории европейской художественной культуры. Идеал героизма в поэме «Илиада». Странствия Одиссея фантазия и мечты о неизведанном.
Зарождение лирической поэзии. Расцвет культа гармонии и красоты в век Перикла и Фидия.
Дионис и греческая трагедия. Человек против рока («Прикованный Прометей» Эсхила, «Антигона» Софокла). Эстетический идеал эллинизма. Синтез искусств в театре.
Архитектура Древней Греции как синтез искусств. Основные архитектурные стили - ордера. Гармония греческого храма - божество, природа, человек (афинский Акрополь, Парфенон и Эрехтейон). Изобразительные повествования на амфорах и в кратерах.
Музыкальное искусство Древней Греции. Античная музыкальная теория, учение о гармонии сфер. Воспитательная роль музыки.
Место и роль античного наследия в мировой художественной культуре. Феномен эллинизма как синтез двух типов культуры.
ТЕМА 4
Культура Древнего Рима
Загадка культуры этрусков. Греки и Рим. Преемственность и новаторство римской античности. Проблема человека в древнеримской культуре. Искусство этого периода и его особенности. Свобода и культура. Основные памятники древнеримской архитектуры (триумфальные арки, Колизей, Пантеон), скульптуры («Капитолийская волчица», статуя Октавиана Августа, конная статуя Марка Аврелия, скульптурные портреты - реализм в изображении конкретного человека) и живописи (помпейские росписи). Архетипы античной культуры в мировой культуре. Значение римской античности.
РАЗДЕЛ III(3 часа)
Художественная культура стран Востока
Современные представления о восточных культурах. Образ Востока в европейском искусстве. Европоцентризм и востокоцентризм.
Художественная культура Индии, Китая и Японии. Образы индуизма и буддизма в художественной культуре.
ТЕМА 1
Открытие Индии
Культура и искусство Индии: вчера и сегодня. Единство в многообразии - парадигмы индийской культуры. Цивилизации долины Инда. Древние -арии и священная поэзия Вед. Герои «Махабхараты» и «Рамаяны» - идеал древних и современных индийцев. «Правда - добро - красота» - магическая формула индийской культуры. Индийские храмы - «каменные цветы» Южной Индии. Тадж-Махал - великий памятник любви и красоты.
Волшебный мир индийской миниатюры: Условность и канон в изображении, мифологических персонажей. Культ Кришны в индийском искусстве. Роль индуизма и буддизма в художественной культуре Индии.
Древнеиндийская музыка: связь пения, инструментальной музыки и танцев. Язык индийского танца. Народные драмы-мистерии. Особенности лада, мелодики, ритма народной музыки, их взаимосвязь с религиозным мировоззрением и бытовыми традициями.
ТЕМА 2
Художественная культура Китая: по пути Дао
Осмысление мира и человека в искусстве Древнего Китая. Ритуал и магия: гадания, погребальные обряды, священные бронзовые сосуды. «Книга перемен» как древнейший памятник китайской культуры. Иероглифика: синтез поэзии, живописи и каллиграфии в китайской культуре. Даосизм и китайская живопись. Конфуцианские ценности в традиционном Китае. Символизм китайского искусства. Декоративно-прикладное искусство Китая с древности до наших дней.
Музыка в средневековом Китае. Музыкальный театр. «Книга песен». Китайские народные музыкальные инструменты.
ТЕМА 3
Художественная культура Японии
Синтоизм и искусство Древней Японии. Становление художественно-образной системы. Культ гор и камней, цветов и деревьев. Храмовое зодчество и парковое искусство. Неповторимость японской поэзии. Символика художественного языка.
Влияние японской художественной культуры на искусство и литературу Запада.
РАЗДЕЛ IV
Культура Средневековья
ТЕМА 1
Культура Византии Западной Европы в раннее средневековье
'Возникновение христианства и судьбы художественной культуры. Новое понимание смысла жизни и становление Новой художественной картины мира. Роль Библии в развитии художественной культуры.
ТЕМА 2
Византия: место встречи Востока и Запада
Формирование нового идеала в жизни и в искусстве. Роль античного наследия. Формирование христианской догматики и зарождение традиций иконописи. Символика образа, света и цвета в иконе. Конструктивные и композиционные принципы крестово-купольного византийского храма (София Константинопольская). Художественные принципы и образный строй монументальной живописи в Византии (мозаики в церкви Сан Витале в Равенне).
Синтез искусств в православном храме. Развитие гимнографии как особого рода религиозных песнопений. Роль Иоанна Дамаскина в становлении средневековой теории музыки. Идея ангелоподобного пения.
ТЕМА 3
Художественная культура европейского средневековья. Рождение Европы
Преемственность в развитии античной и средневековой культуры. Формирование художественного канона в храмовом искусстве. Романский стиль, его связь с римской базиликой. Архитектурные черты и особенности построек романского стиля. Храм-крепость как отражение сути романского искусства. Вормский собор, его внешний облик и скульптурное убранство. Символизм и экспрессия образов романского стиля.
Народная музыка европейского средневековья. Странствующие музыканты (ваганты, менестрели, трубадуры). Профессиональная музыка в храме: григорианский хорал, гимны, псалмодия. Месса, ее духовный смысл. Становление многоголосия. Разные формы нотации. Романский стиль в профессиональной музыке. Средневековые образы в музыке XIX-XX вв. (Д. Верди, Р. Вагнер, К. Орф).
РАЗДЕЛ V(2 часа)
Художественная культура эпохи Возрождения
Основные черты художественной культуры эпохи Возрождения. Античность и Возрождение. Человек - мера всех вещей. Предшественники Возрождения. Данте, Петрарка, Боккаччо. Периодизация культуры: Проторенессанс, ранний Ренессанс, Высокий Ренессанс. Джотто как выразитель нового ощущения человеческого достоинства. Фрески ДжоттовПадуе и Флоренции. Особенности гуманизма в искусстве эпохи Возрождения. Становление светских жанров.
ТЕМА 1
Возрождение в Италии
Развитие ренессансного искусства в городах Италии. Жемчужины архитектуры и скульптуры Флоренции (Донателло, Брунеллески). Новое понимание пространства в городской архитектуре. Возрастание роли живописи. Рационализм художественного метода. Роль перспективы. Воскрешение античных образов (С. Боттичелли). Становление принципов гуманизма в философии и литературе (П. деллаМирандола).
Титаны Возрождения -Леонардо да Винчи, Микеланджело, Рафаэль, Тициан. Универсальность гения Леонардо да Винчи (шедевры живописи:«Тайная вечеря», «Мадонна в гроте», «Мона Лиза»). Неосуществленные замыслы Леонардо: наброски, рисунки, проекты.
Идеал красоты в живописи Рафаэля - «Сикстинская мадонна». Фрески Рафаэля в Ватикане. Афинская школа как воплощение ренессансных представлений об античности.
Микеланджело как ваятель, живописец, архитектор и поэт. Особенности его стиля. «Давид» - воплощение героического дарования мастера. Капелла Медичи (гробница Л. Медичи). Росписи Сикстинской капеллы. Внутренний смысл «Сотворения Адама» Завершение строительства собора святого Петра в Риме. Сонеты Микеланджело. Ощущение трагичности заката культуры Возрождения в работах Микеланджело.
Соотношение архитектуры, скульптуры и изобразительного искусства в культуре Ренессанса.
Развитие региональных школ и стилей. Своеобразие Возрождения в Венеции и его связь с последующим развитием европейской живописи. Романтическая живописность венецианской архитектуры. Венецианская школа живописи: П. Веро-незе, Б. Джорджоне, Я. Тинторетто.
Музыка итальянского Возрождения: народные истоки, жанровое многообразие (баркарола, баллада, мадригал). Многоголосная профессиональная музыка. Господство строгого стиля. Полифонический жанр мессы. Творчество Дж. Палестрины. Рождение оперы.
ТЕМА 2
Северное Возрождение
Основные черты бюргерской культуры Германии и Нидерландов. «Пламенеющая готика» Германии (Кельнский собор). Преобладание портретной и жанровой живописи. Религиозная живопись братьев Ван Эйк. Мрачные фантазии И. Босха. Народный колорит П. Брейгеля старшего. Повышенная экспрессия и личностное начало немецкой религиозной живописи. А. Дюрер - великий живописец, гравер, мыслитель. Гротеск й экзальтация М. Нитхардта (М. Грюневальда). Изменение статуса художника в обществе.
Влияние протестантизма на духовную жизнь Германии. И. Гутенберги появление первых печатных книг - революция в культуре Европы. «Похвала глупости» Э. Роттердамского - великий памятник немецкого гуманизма.
Особенности художественной культуры Возрождения в Англии. Гуманистические тенденции в творчестве Дж. Чосера. Развитие театра и его особая роль в культуре Англии. Предшественники У. Шекспира (К. Марло и Б. Джонсон). Роль Шекспира в мировой художественной культуре.Загадка У. Шекспира. Человек перед лицом бытия - трагедии Шекспира. Человек перед лицом истории - хроники Шекспира. Ситуация ошибок и превратностей судьбы - комедии Шекспира.
Возрождение во Франции. Гуманизм Ф. Рабле.. |Поэзия Ф. Вийона, Ж.-Дю Белле и П. Ронсара. Скептицизм М. Монтеня. Придворный характер французского искусства. Архитектурный ансамбль Лувра и Фонтенбло. Маньеризм в искусстве.
Эпоха Возрождения в Испании. Специфика становления художественной, культуры Испании. Испанский придворный портрет. Стилевой синкретизм испанской живописи. Призрачное искусств во Эль Греко.
Франко-фламандская полифоническая музыка. Творчество О. Лассо.
РАЗДЕЛ VI(3 часа)
Западноевропейская культура XVII-XVIII вв.
Новые стили в искусстве: барокко, рококо, классицизм. Художественная культура эпохи Просвещения. Новое понимание сущности человека, его предназначения и смысла жизни. Развитие эстетической мысли.
ТЕМА 1
Барокко
Многоохватность видения мира в искусстве барокко: соотношение средневековых и возрожденческих традиций. Драматизм мироощущения. Повышенная экспрессия чувств. Многоплановость художественного решения. Композиционная уравновешенность, новое видение пространства в барочной архитектуре. Шедевры итальянского барокко (собор и площадь святого Петра в Риме, скульптура Л. Бернини). «Музыкальность» архитектуры и живописность скульптуры. Барокко в искусстве Флоренции.
Барокко в северных странах Европы. П. Рубенс, Ван Дейк. Творчество Рембрандта и реализм. Его роль в мировой художественной культуре.
Музыка в художественной культуре барокко. Стремление к воплощению внутреннего мира человека. Тенденции синтеза искусств.
Интенсивное развитие инструментальных жанров. Расцвет итальянской скрипичной музыки (А. Корелли, А. Вивальди, А. Скарлатти). Жанры сонаты и концерта.
Развитие французской клавесинной музыки: программные миниатюры в творчестве Ф. Купере-на, Ж. Рамо.
Монументально-героическое музыкальное искусство Г. Генделя. Оратории и оперы в его творчестве,
Философское и религиозное содержание музыки И. Баха. Духовные кантаты и мессы, органная и клавишная музыка. Роль наследия И. Баха в развитии музыкальной культуры.
ТЕМА 2
Классицизм
Абсолютизм и развитие нормативных эстетических воззрений: преобладание общественных начал над личными, долга над чувством; канонизация античной классики как образца для изучения и подражания. Возрождение и классицизм. Стремление к выражению возвышенных и героических идеалов.
Франция - родина классицизма. Эстетическая программа классицизма в творчестве Н. Буало. Теория жанров.
Классицизм в архитектуре. Дворцово-парковые ансамбли. Версаль.
Н. Пуссен - основоположник классицизма в живописи. Пейзажи К. Лоррена. Образы мужественных борцов в картинах Ж. Давида.
Классицистская трагедия: П. Корнель, Ж. Расин.
Музыкальное искусство классицизма. Ж. Люлли - создатель французской оперы. Оперная реформа К. Глюка.
ТЕМАЗ
Художественная культура эпохи Просвещения
Значение творчества энциклопедистов для художественной культуры. Новое понимание отношения «человек и природа». Вольтер и Ж. Ж. Руссо. Проблема воспитания новых поколений людей. Мечта о природе и сентиментализм.
Творчество художников А. Ватто, Ф. Буше, Т. Гейнсборо.
Становление романа (Д. Дефо, А. Лесаж, Г. Филдинг).
Творчество И. Гете и Ф. Шиллера (веймарская школа в литературе).
Венский музыкальный классицизм. Рождение сонатно-симфонического цикла. Стройность форм и жизненная полнота образов музыки И. Гайдна. Образный мир В. Моцарта. Его оперы, сонаты, симфонии, «Реквием».
Симфоническое и фортепианное наследие Л. ван Бетховена. Классицистские и романтические тенденции, героика в его музыке.
Значение музыки венских классиков истории мировой музыкальной культуры.
ПОВТОРЕНИЕ(1 час)
РАЗДЕЛ VII(3 часа)
Художественная культура XIX в. (Западная Европа)
Социокультурные доминанты эпохи. Основные направления и стили в искусстве. Поиск нового художественного языка. Дифференциация и синтез.
ТЕМА 1
Романтизм в различных видах художественного творчества
Противопоставление мира прекрасных, возвышенных идеалов духу мещанской повседневности. Мотивы одиночества, скитальчества, поэтизация далекого прошлого, народного быта, природы. Повышенное внимание к индивидуальному, личному, психологическая детализация. Ярчайшие представители романтизма - Д. Байрон, П. Шелли, Г. Гейне, В. Гюго, А. Мицкевич, Ж. Санд (литература); Т. Жерико, Э. Делакруа, У. Блейк, У. Тернер (живопись); Ф. Шуберт, Н. Паганини, Р. Шуман, Ф. Шопен, И.Брамс, Ф. Лист, Э.Григ, Дж. Верди (музыка).
Первостепенная роль музыки в системе искусств эпохи романтизма. Развитие идей музыкальности в других видах искусства. Теория синтеза искусств.
Взаимодействие музыки и литературы. Программность музыкального искусства. Развитие романтических средств музыкальной выразительности: новое в мелодике, гармонии, музыкальной форме.
Традиционные и новые жанры в музыке романтизма: симфоническая поэма, инструментальная баллада, песня без слов, арабеска, концертная увертюра.
Романтизм как главное направление в развитии национальных музыкальных школ XIX в. Эстетические основы музыкального романтизма, обращение к внутреннему миру человека, психологизм, лирическая наполненность образов!
Ф. Шуберт - младший современник Бетховена. Рождение в творчестве Шуберта романтической песенной симфонии. Песни Шуберта, его вокальный цикл «Прекрасная мельничиха».
Немецкая романтическая опера. Значение творчества писателя и композитора Э. Гофмана. Сказочно-бытовая опера К. Вебера «Волшебный стрелок».
Творчество Р. Шумана. Романтические циклы фортепианных пьес «Бабочки», «Карнавал», «Детские сцены».
Рождение программного романтического симфонизма в творчестве Г. Берлиоза. «Фантастическая симфония».
Творческий облик Ф. Шопена, жанровое своеобразие и национальные истоки его музыки. Сонаты, баллады, прелюдии, этюды Ф. Шопена.
Романтический симфонизм Ф. Листа. Роль виртуозного начала, круг тем и образов в его фортепианной музыке. Лист и венгерская народная музыка.
Немецкая и австрийская романтическая музыка второй половины. XIX в. Творческий облик Р. Вагнера. Философские идеи его опер. Теория «музыкальной драмы». Оперетты И. Штрауса, их танцевально-бытовая основа.
Французская романтическая музыка. Ее жанровое разнообразие. Лирическая опера (Ш. Гуно, Ж. Массне, Л. Делиб), оперетта (Ж. Оффенбах), инструментальная музыка (К. Сен-Санс, П. Дюка). Оперное творчество Ж. Визе, реалистическая концепция оперы «Кармен».
Итальянская романтическая опера. Творчество Дж. Россини («Севильский цирюльник»). Оперное наследие Дж. Верди. Эволюция его творчества от «номерной оперы» к реалистической опере-драме.
Оперы «Риголетто», «Травиата», «Аида». «Реквием» Дж. Верди. Итальянский оперный веризм. Творческий облик Дж. Пуччини. Его оперы «Богема», «Мадам Баттерфляй».
Самобытность норвежской музыкальной культуры, творчество Э. Грига. Сказочно-фантастические образы и поэтические картины природы в его музыке.
Воздействие романтизма на последующие течения в искусстве - импрессионизм, экспрессионизм.
ТЕМА 2
Реализм и его исторические судьбы
Становление реализма в литературе, живописи, театральном искусстве. Эстетические принципы критического реализма. Роман как основной жанр реалистической литературы (У. Теккерей, Ч. Диккенс, О. Бальзак, Г. Флобер, Э. Золя, В. Ирвинг, М. Твен). Художники-реалисты Г. Курбе, Ф. Милле во Франции. Станковая живопись, скульптура и гравюра. Реалистические тенденции в театральном искусстве.
Специфика реализма в музыкальном искусстве. Реалистические образы в оперном творчестве композиторов XIX в.
ТЕМА 3
Новые идеи в искусстве конца XIX - начала XX в.
Символизм как новое видение мира (живопись, графика, литература и др.). Новые направления в живописи. Импрессионизм и его открытия. Эстетические взгляды импрессионистов. Передача мимолетных впечатлений, от восприятия окружающего мира. Представители импрессионизма в живописи К. Моне, Э.Мане, О. Ренуар; Э. Дега, К. Писсарро, А. Сислей. Основные проявления импрессионизма - одухотворенная пейзажность, детализация, тонкость в передаче нюансов, музыкальность живописи.
Новое понимание красоты в постимпрессионистской живописи (П. Сезанн, А. Тулуз-Лотрек, П. Гоген, В. Ван Гог). Скульптуры О. Родена - новые пластические возможности. Язык символовво французской поэзии (Ш. Бодлер).
Эстетика экспрессионизма и с проявление в живописи (К. Кельвиц, О. Кокотка).
Влияние эстетики импрессионизма на творчество композиторов разных стран. Французский музыкальный импрессионизм. Творчество К. Дебюсси. Творчество М. Равеля. Воплощение идей импрессионизма в балете («Дафнис и Хлоя»). Фортепианная и симфоническая музыка М. Равеля («Болеро»).
Нововенская школа и развитие музыкального экспрессионизма. Творчество А. Шенберга и А. Берга
Симфоническое наследие Г. Малера.
РАЗДЕЛ VIII(8 часов)
Вершины художественной культуры России
Соотношение основных этапов развития русской и европейской художественных культур. Особенности формирования национального художественного мышления. Западники, славянофилы и философы Серебряного века об источниках русской самобытности. Проблема «русской европейскости» и евразийства. Взаимодействие художественного и духовного в русском искусстве, доминанты художественной культуры. Идеалы Соборности, Истины, Любви и Красоты в искусстве России, их место в системе общечеловеческих ценностей.
ТЕМА 1
Истоки древнерусской культуры
Восточные славяне, их нравы, традиции, обряды. Художественная культура языческой Руси. Русь и Византия. Значение принятия христианства для формирования эстетического идеала и художественного канона Древней Руси. Семантика православного храма, синтез искусств в храме. Русская иконопись и ее особенности. Своеобразие русского деревянного и каменного зодчества (Софийские соборы в Киеве, Новгороде и Полоцке, Дмитриевский и Успенский соборы древнего Владимира, Боголюбове и храм Покрова на Нерли).
Музыка в православном храмовом действе. Учение об ангелоподобном пении и его влияние на развитие древнерусского знаменного распева. Взаимодействие слова и звука в хоровом знаменном одноголасии.
Развитие «монументального историзма» (Д. Лихачев) в художественной культуре Древней Руси. Роль слова в развитии профессионального искусства.
Распространение письменности и формирование центров письменной культуры. Летописи. Традиции устного народного творчества, скоморошество. «Слово о полку Игореве» как памятник древнерусской литературы, его историческая судьба. Древняя Русь в художественной культуре последующих эпох (литература, живопись, музыка, устное народное творчество).
ТЕМА 2
Становление древнерусской культуры
От Киевской Руси к Московской. Развитие школ архитектуры и живописи в Новгороде, Пскове, Владимире, Суздале. Роль Новгорода в создании самобытных традиций русской художественной культуры. Развитие летописания, распространение грамотности, деловой и книжной письменности. Берестяные грамоты Новгорода. Новгородское зодчество.
Расцвет самобытности в русской иконописи. Иконы северного письма. Творчество Ф. Грека. Искусство колокольного звона.
ТЕМА 3
От Руси к России: искусство Предвозрождения
Формирование единой художественной, культуры. Подъем Московского княжества, формирование идеи «Москва - третий Рим». РусскоеПредвозрождение в зодчестве, иконописи, музыке и литературе. Усиление гуманистического начала.
Житийная литература Древней Руси. Осмысление Бога и человека в литературе. «Житие Сергия Радонежского» Епифания Премудрого («плетение словес»).
Вершины русской национальной школы иконописи (А. Рублев, Дионисий с сыновьями)
Московский Кремль - великий памятник нашего Отечества.
Развитие образования. Первые печатные книги.
Расцвет храмового певческого искусства. Явление многораспевности. Рождение кантилены. Творчество братьев В. и С. Роговых и Ф. Христианина.
ТЕМА 4
Искусство «бунташного века»
Особенности культурной ситуации в России XVII в. Борьба между церковной и светской властью. Церковные реформы Никона и раскол. Рождение художественной культуры «переходного периода». Начало обмирщения искусства и усиление индивидуального начала («Повесть о Горе-Злосчастии», «Повесть о Петре и Февронии»).
Барокко в зодчестве («восьмерик на четверике»). Рождение русского барочного стихосложения. Творчество С. Полоцкого. Многообразные школы иконописи; творчество мастеров Оружейной палаты. Теоретические идеи С. Ушакова, усиление светского начала в его иконописи. Рождение парсуны.
Народная художественная культура.
Открытие театра в Москве.
Возникновение многоголосного партесного пения. Партесный концерт как проявление барокко в русской музыке. Музыкальное творчество Н. Дилецкого и В. Титова.
ТЕМА 5
Век Просвещения
Петровские реформы и их значение для становления «русской европейскости» в художественной культуре. Просвещение и русское искусство. Развитие новых светских жанров во всех видах искусства. Освоение, классицизма, его трактовка в русском искусстве.
Развитие архитектуры от барокко (Б. Растрелли) к классицизму (В. Баженов, М. Казаков, Д...Кваренги, К. Росси, И. Старое). Петербург как памятник новой русской художественной культуры. Садово-парковое искусство.
Развитие просветительской литературы, крестьянская тема и творчество Н. Новикова. Гуманистические идеи А. Радищева. Расцвет поэзии. Творчество Г. Державина. Сентиментализм и творчество Н. Карамзина.
Театр в XVIII в. Творческий облик Ф. Волкова. Явление крепостного театра.
Классицизм в живописи. Парадный портрет (Ф. Рокотов, Д. Левицкий, В. Боровиковский).
Петербургская композиторская школа. Рождение национальной комической оперы (В. Пашкевич, Е. Фомин). Освоение европейской инструментальной музыки, «Русский Паганини» - И. Хандошкин. Вершины храмовой хоровой музыки (М. Березовский, Д. Бортняпский). Российская песня как прообраз русского классического poманса.
ТЕМА 6
Расцвет русской художественной культуры в XIX в.
Эволюция стилей в русской художественной культуре XIX в. Нравственно-философские искания, формирование различных направлений в исторической науке, философской мысли, литературной критике. Роль слова в русской культуре, развитие русского литературного языка. Диалог классицизма и романтизма в поэзии (В. Жуковский, А. Пушкин, Е. Баратынский, Ф. Тютчев, М. Лермонтов).
Расцвет русского театра, формирование национальной актерской школы. А. Островский и русский театр.
Рождение критического реализма. Творчество Н. Гоголя.
Становление русской музыкальной классики. М. Глинка - родоначальник классической национальной оперы. Искание «музыкальной правды» в творчестве А. Даргомыжского.
Поздний классицизм в архитектуре. Архитектура столиц и провинций. Переход от романтизма и классицизма к реализму в русской живописи (К. Брюллов, О. Кипренский). Критика несправедливости общественного устройства в творчестве П. Федотова, В. Перова, художников-передвижников, И. Крамского, В. Маковского, Н. Ярошенко, И. Репина и др. Осмысление русской истории в искусстве и литературе.
Возникновение славянофильства. Борьба направлений в художественной критике. Жизнь и творчество В. Белинского. Расцвет русского романа. Творчество И. Тургенева. Нравственные искания и философское осмысление действительности (Ф. Достоевский, Л. Толстой). «Горький смех» М. Салтыкова-Щедрина. Лиризм и психологизм в творчестве А. Чехова.
Творчество композиторов «Могучей кучки» (М. Мусоргский, А. Бородин, Н. Римский-Корсаков). Гений П. Чайковского. Оперы «Евгений Онегин» и «Пиковая дама». Симфоническое творчество. Балеты.
ТЕМА 7
Серебряный век
(Русская культура на рубеже веков)
Многообразие направлений в философии, эстетике, искусстве. Роль литературы в духовной жизни общества. Символизм в русской поэзии (К. Бальмонт, А. Белый, А. Блок, В. Брюсов). Футуризм в литературе. Символизм, кубизм и абстракционизм в изобразительном искусстве. «Мир искусства» и А. Бенуа.
Полифония стилей в музыкальном искусстве Серебряного века. Символизм, его воплощение в музыке А. Скрябина. Неоклассические идеи в музыке (С. Танеев, Н. Метнер). Поздний романтизм в музыке С. Рахманинова. Концерты С. Рахманинова для фортепьяносоркестром. Музыкальные открытия «Мира искусства». Рождение нового синтетического балета. «Петрушка» И. Стравинского.
Русское искусство в Европе. Значение русской художественной культуры этого времени для мировой культуры. Русский космизм и его роль в развитии гуманитарного мышления XX в.
РАЗДЕЛ IX (3 часа)
Художественная культура стран Америки
Особенности культурного развития стран Американского континента. Новый Свет и Европа. Искусство в различных лингвистических регионах.
ТЕМА 1
Художественная культура доколумбовой Америки
Культура и искусство ацтеков, инков, майя, мочико, чоко. Созидательный гений майя - письменность, календарь, архитектура, скульптура, декоративное искусство (маски, ткачество, сосуды, орнаменты и др.).
Облик древней культуры Мексики. Монументальное зодчество империи инков. Храмово-пирамидальное зодчество майя.
ТЕМА 2
Американская литература, живопись, скульптура, архитектура-традиции и новаторство.
У истоков американской литературы - Ф. Купер, Дж. Джефферсон.
Романтизм в американской литературе - Э. По. Кризис романтизма - Г. Мелвилл, У. Уитмен.
Новые открытия в литературе - М. Твен. Искусство и внутренняя жизнь- Г. Джеймс.
Мозаичная эпопея американской жизни в юмористических новеллах О. Генри, проникнутых любовью к «маленькому американцу».
Расцвет американской литературы XX в. - Т. Драйзер, Р. Фрост. М. Митчелл автор романа «Унесенные ветром».
Демократическая Америка в литературе - Э. Хэмингуэй, У. Фолкнер, С. Фицджеральд.
Демократическая Америка в изобразительном искусстве - Р. Кент, А Рефрежье, Р. Сойер. Р. Кент - художник и писатель.
Свет и тени образов истории Калифорнии А. Рефрежье.
Реализм в живописи Р. Сойера.
Статуя Свободы - символ Соединенных Штатов Америки. Памятник А. Линкольну в Вашингтоне.
Гора Рашмор - монументальные портреты четырех американских президентов: Дж. Вашингтона, Т. Джефферсона, Т. Рузвельта, А. Линкольна.
Небоскребы разных форм и стилей. Эмпайр-Стейт-Билдинг - символ блистательного Нью-Йорка. Джон-Хенкок-центр в Чикаго.
Комплекс высотных зданий в Центре Лос-Анджелеса.
ТЕМА 3
Музыка Америки - разнообразие и единство
Музыка стиля кантри как синтез музыкального фольклора коренных,народов (индейцев и др.) и переселенцев.
Америка и Европа; диалог культур^ А.. Дворжак- симфония № 9 «Из Нового Света».
Музыкальное искусство Америки XX в.
Э. Мак-Доуэлл-основоположник американской профессиональной музыки. Зарождение жанра «мюзикл». Д. Керн и его оперетта «Оклахома». Мюзикл Фр. Лоу «Моя прекрасная леди».
Творчество Д. Гершвйна. Новые тенденции в его музыке, симфонизация джаза. «Рапсодия в стиле блюз».
Искусство «черной Америки». Истоки джаза. Спиричуэле как основа современного джаза. Б. Лукас - певец блюза. Блюз сегодня. Творческий облик Л. Бернстайна. Мюзикл «Вестсайдская история».
Америка - родина новых видов массовой музыкальной культуры второй половины XX в. Рок-музыка, творчество Э. Пресли. Значение ансамбля «Битлз» для развития американской и европейской рок-музыки. Эстетика рока, его разновидности и роль в культуре.
ТЕМА 4
Своеобразие культурно-художественных процессов Латинской Америки
«Индеанизм» как возвеличение древних традиция в процессе художественно-культурного самоопределения народов Латинской Америки после освобождения от колониального ига.
«Европеизм» как орудие «американизма»: утверждение художественной самобытности, вырастающей из этнокультурного синтеза.
Литераторы и художники как общественные и государственные деятели, интеллектуалы и творцы художественных ценностей (аргентинцы Д. Ф. Сармьенто, Э. Эччевериа, кубинец X.Марти и др.).
Господство романтизма в литературе и искусстве Латинской Америки в XIX в. Рождение реалистического романа в последней трети XIX в. Праздники, карнавалы, танцевальные марафоны и фестивали самбы в Бразилии, танго в Аргентине, фламенко в Чили как явления массового народного творчества.
Романтическо-реалистическая, мифо-поэтическая литература народов Латинской Америки XX в. (Ж. Амаду, X.Л. Борхес, Н. Гильсн, Г. Маркес, П. Неруда).
«Монументальный реализм» в изобразительном искусстве Мексики (X.К. Ороско, Д. Рипсра, А. Сикейрос).
Архитектура городов Латинской Америки (Рио-де-Жанейро, Буэнос-Айрес, Вальпараисо, Мехико). Градостроительные идеи XX в. (О. Нимейер).
Э. Вила-Лобос - основатель бразильской классической музыки.
РАЗДЕЛ X(3 часа)
Художественная культура XX в. (Западная Европа и Россия)
Дилемма общества и личности в культуре современности. Кризис гуманистических идеалов. Теоретическое осмысление культурных процессов, различные концепции художественной культуры. Особенности современного искусства. Проблема незаконченности. Формы и символы в искусстве. Полистилистика.
Сближение европейской, афро-азиатской и американской традиций.
Новое отношение к фольклору и развитие фольклористики.
Полифония стилей как характерная черта художественной культуры XX в.
ТЕМА 1
Основные течения в развитии художественной культуры XX в.
Общая характеристика фовизма, кубизма, футуризма, абстракционизма (творчество А. Матисса, А. Дерена, М. Шагала, В. Кандинского, К. Малевича и др.). Мировое значение творчества П. Пикассо. Многоаспектность и стилевая многогранность его искусства.
Иррационализм в литературе и искусстве. Сюрреализм С. Дали.
Новые направления в музыке XX в. Французская «шестерка». Мировое значение музыкального наследия С. Прокофьева, И. Стравинского и Д. Шостаковича. Музыка А. Шнитке, Э. Денисова, Г. Свиридова.
Музыкальные открытия второй половины XX в. Авангард - мечты о будущем: направления, методы, стили.
Плюрализм культурной и художественной жизни второй половины XX в. Постмодернизм и его место в современной культуре. Диалог культур и борьба за сохранение национальной самобытности. Искусство дизайна (промышленный дизайн, графический дизайн, дизайн одежды, дизайн среды, фитодизайн и др.).
Роль средств, массовой информации в формировании художественного образа мира у человека XX в.
Роль музеев и библиотек в художественной жизни XX в. Крупнейшие зарубежные художественные музеи: Британский музей, Лувр (Париж), Дрезденская картинная галерея, Прадо (Мадрид), Галерея Уффици (Флоренция), музеи Ватикана и др.
Крупнейшие художественные музеи России: Государственная Третьяковская галерея, Государственный музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина, Эрмитаж, Русский музей и др.
ТЕМА 2
Массовая художественная культура: основные особенности и влияние на формирование современного менталитета
Идолы массовой художественной культуры. Массовая культура и молодежные субкультуры. Различные концепции двух культур - народной и элитарной - и массовой культуры.
Советский «масскульт» и советская массовая музыкальная культура. Китч как феномен художественной жизни.
Массовые виды и жанры искусства. Кино как явление массовой культуры и как искусство. Развитие кинематографа в различных культурных регионах. Мифы и имиджи кино.
Специфика телевидения как средства передачи художественных ценностей и как области массовой культуры. Компьютерное искусство и виртуальная реальность. Эстетика современного телевизионного и компьютерного искусства. Реклама и ее эстетические особенности.
ТЕМА 3
Судьбы реализма в XX в.
Социалистический реализм в России.
Неореализм в искусстве второй половины XX в. Монументальное искусство неореализма: новое моделирование городской среды. Социалистический реализм и гиперреализм. Советский кинематограф и неореализм итальянского кино (С. Эйзенштейн, В. Пудовкин, А. Довженко, М. Ромм, Л. Висконти, В. де Сика, Д. де Сантис, Р. Росселини, Н. Лой).
Новое понимание литературного героя. Развитие литературного процесса в различных регионах мира. Взаимовлияние литературы и искусства Запада и Востока.
Изменения в эстетических представлениях современного человека.
ПОВТОРЕНИЕ (1 час)
Требования к результатам обучения и освоения содержания курса
В результате изучения курса «Мировая художественная культура» ученик должен
знать:
-
основные этапы в художественном развитии человечества;
-
основные стили и направления в мировой художественной культуре;
-
эстетические идеалы различных эпох и народов;
-
роль и место классического наследия в художественной культуре;
-
выдающиеся памятники и произведения искусства различных эпох;
-
особенности художественной культуры современного человечества.
уметь:
-
отличать произведения искусства различных стилей;
-
самостоятельно оценивать произведения искусства, характерные для различных эпох и народов;
-
показать на конкретных примерах место и роль художественной культуры России в мировой художественной культуре;
-
пользоваться справочной и специальной литературой по искусству, анализировать ее;
-
сформировать свое оценочное суждение о жанрах современного искусства;
-
владеть умением работать с учебной и внешкольной информацией, использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях.
использовать знания и умения в практической деятельности для:
-
осмысления социально-нравственного опыта предшествующих поколений, определение своей позиции в обществе;
-
понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов.
Критерии и нормы оценки знаний, умений, навыков учащихся
Контроль успеваемости учащихся - это выявление, измерение и оценивание знаний, умений обучаемых.
Критерии оценки знаний учащихся таковы:
-
глубокий, с привлечением дополнительного материала и проявлением гибкости мышления ответ ученика оценивается пятью баллами;
-
твердое знание материала в пределах программных требований - четырьмя;
-
неуверенное знание, с несущественными ошибками и отсутствием самостоятельности суждений оценивается - тремя баллами;
-
наличие в ответе школьника грубых ошибок, проявление непонимания сути, не владение навыком оценивается отрицательно, отметкой «2»;
-
отсутствие знаний, умений, навыков и элементарного прилежания влечет за собой единицу (используется очень редко).
Оценка «5» ставится, если ученик:
1) полно излагает изученный материал, даёт правильное определение понятий;
2) обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести необходимые примеры не только по учебнику, но и самостоятельно составленные;
3) излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка.
Оценка «4» ставится, если ученик даёт ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для оценки «5», но допускает 1 - 2 ошибки, которые сам же и исправляет, и 1 - 2 недочёта в последовательности и языковом оформлении излагаемого.
Оценка «3» ставится, если ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но:
1) излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий;
2) не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести свои примеры;
3) излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого.
Оценка «2» ставится, если ученик:
1) обнаруживает незнание большей части излагаемого материала;
2) допускает ошибки в формулировке определений, искажающие их смысл
3) беспорядочно и неуверенно излагает материал.
Литература, рекомендуемая в процессе
реализации
рабочей программы
Культура Древней Индии. М., 1973. Культура Древнего Рима. Т.1-2. Мм 1985. Культура эпохи Возрождения. М 1986.
Лапшина НЛ. «Мир искусства». Очерки истории и творческой практики. М., 1977.
Ливанова Т.Н. Западноевропейская музыка XVII - XVIII веков в ряду искусств. М., 1977.
Лихачев Д.С. Поэтика древнерусской литературы. М., 1984.
Лотман Ю.М. Беседы о русской культуре. Быт и традиции русского дворянства (XVIII - начало XIX века). СПб. 1994.
Любимов Л Д. Искусство Древней Руси. М., 1981.
Любимов Л Д. Искусство древнего мира. М., 1980.
Любимов Л Д. Искусство Западной Европы. М., 1996.
Майкопар А.Е. Новый Завет в искусстве: Очерки иконографии западного искусства. М. 1998.
Матье М.Э. Во времена Нефертити. Л., 1985.
МенъА. Православное богослужение. Таинство. Слово и образ. М., 1991.
МеньА. История религии. В поисках Пути, Истины и Жизни. М., 1994. Мифология и верования народов Восточной и Южной Азии. 1973. Мифы народов мира: Энциклопедия. Т.1. М., 1980. Т.2, М., 1982.
Немировский А.И.Мифы и легенды Древнего Востока. М., 1994. Никулин НЛ. Золотой век нидерландской живописи. М., 1989.
РапацкаяЛ.А. Русская художественная культура. М., 1998.
РапацкаяЛ.А. Русское искусство XVTO века. М., 1995.
РапацкаяЛ.А. Искусство «серебряного века». М., 1996.
Рапацкая Л.А. История русской музыки» М., 2001.
Рогинская Ф.С. Товарищество передвижных художественных выставок. М. 1989.
Рутенберг В.И. Титаны Возрождения. Л., 1976.
Русская художественная культура конца XIX - начала XX века. Вып. 1-
3. Ред. колл: А.Д. Алексеев и др. М., 1968-1969,1977.
Рыбаков Б.А. Язычество Древней Руси. М., 1987.
Смирнова И. А. Монументальная живопись итальянского Возрождения. М., 1987.
Соколов А.С. Музыка вокруг нас. М 1996.
Соколов Г.И. Искусство Древнего Рима. М«, 1971.
Темкин Э.Н., Эрман ВТ. Мифы Древней Индии. М., 1982.
Трубецкой Е.Л. Три очерка о русской иконе. Новосибирск, 1991.
Успенский Л А. Богословие иконы Православной Церкви. М., 1989.
Философия русского религиозного искусства XVI-XX вв. Антология.
Сост., общ.ред. и пред. Н.К. Гаврюшина. М., 1993.
Филатов В.В. Краткий иконописный словарь. М., 1996.
История зарубежного искусства: Учебник. Под ред. М.Т.Кузьминой, Н.Л.Мальцевой. М., 1983.
Христианство. Энциклопедический словарь. Т.1-3. М., 1993-1995.
г. Алпатов М.В. Древнерусская иконопись. М.» 1974.
Алпатов M.B. Немеркнущее наследие. М., 1990.
Артамонов С Д. Литература эпохи Возрождения. М.» 1994.
Большой путеводитель по Библии. Пер. с нем. М., 1993.
Список рекомендуемых сайтов
www.mon.gov.ru/ - МО РФ
www.ug.ru - Учительская газета
www.standart.edu.ru - Новый стандарт общего образования
school-collection.edu.ru/ - единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
www.apkpro.ru/
www.edu.ru/ - каталог образовательных Интернет-ресурсов
www.humanities.edu.ru - портал социально - гуманитарное образование
www.rsl.ru/ - Российская государственная библиотека
www.newseducation.ru - Большая перемена - информационно - просветительское издание МО
www.vmoisto.narod.ru/index.html - Виртуальное методическое объединение преподавателей общественных дисциплин
www.academic.ru - словари и энциклопедии
www.history.ru - ресурсы www по истории
www.museum.ru - портал «Музеи России»
www.it-n.ru/ - Портал «Сеть творческих учителей»
sozvezdieoriona.ru/ - «Созвездие Ориона».
mmoum.ucoz.ru/ - ММОУМ. (Международное методическое объединение учителей музыки)
metodisty.ru/ - Профессиональное сообщество педагогов Методисты.ру
www.proshkolu.ru/ - ПроШколу.ру - бесплатный школьный портал.
www.intuit.ru/ - Национальный Открытый Университет «ИНТУИТ».
forum.numi.ru/index.php - Форум работников детского образования и культуры.
znv.ru/index.php - Международный фестиваль детского и юношеского творчества «Звезды нового века»
www.ipk.stavedu.ru/attestacziya-pedkadrov-moduli.html - Ставропольский краевой институт развития образования, повышения квалификации и переподготовки работников образования.
www.uchmet.ru/library/rules/ - Учебно-методический портал.
nsportal.ru</ Социальная сеть работников образования.
Календарно-тематическое планирование курса МХК в 9 классе.Дата
9
9
9
9
1.
Раздел I.Введение. Типология художественной культуры. 1 ч.
Изучение нового материала
с. 5-10
Раздел II.Художественная культура древнего мира:основные черты. 4 ч.
2.
Культура Двуречья.
Комбинированный
Фронтальный опрос. работа с документом
с. 89-100
3
Древний Египет - страна сфинксов и пирамид.
Комбинированный
Индивидуальный опрос
с. 37-45
4
Великое наследие эллинской цивилизации.
Комбинированный
Решение познавательных
задач
с. 95-121
5
Культура древнего Рима.
Комбинированный
Индивидуальный опрос
с. 385-390
Раздел III.Художественная культура стран Востока. 3 ч.
6
Открытие Индии.
Комбинированный
Групповые задания
с. 31-47
7
Художественная культура Китая: по пути Дао.
Комбинированный
. Проблемные задания
с.67-79
8
Художественная культура Японии.
Комбинированный
Фронтальный опрос. работа с документом
с. 47-67
Раздел IV.Культура средневековья. 3 ч.
9
Культура Византии и Западной Европы в ранее средневековье.
Комбинированный
Творческое задание
«с. 135163
10
Византия: место встречи Востока и Запада.
Комбинированный
Индивидуальный опрос творческое задание
с. 163-195
11
Художественная культура европейского средневековья.Рождение Европы.
Комбинированный
Фронтальный опрос. работа с документом
с. 195-217
Раздел V.Художественная культура эпохи Возрождения. 2 ч.
12
Возрождение в Италии.
Комбинированный
Индивидуальный опрос творческое задание
с. 217-241
13
Северное Возрождение.
Комбинированный
Фронтальный опрос. работа с документом
с. 241-257
Раздел VI.Западноевропейская культура XVII-XVIII вв. 3 ч.
14
Барокко.
Комбинированный
. Проблемные задания
«Искусство» т.2
с. 15-22
15
Классицизм.
Комбинированный
Работа со схемой
с. 31-35, 70-89
16
Художественная культура эпохи Просвещения.
Комбинированный
Индивидуальный опрос творческое задание
с.109-118
17
Повторение и проверка знаний по теме «Культура древнего мира и средневековья». 1 ч.
Проверка знаний
Самостоятельная работа, тест
Повт. с. 89-90, 37-45, 289-300
Раздел VII.Художественная культура XIX в. (Западная Европа). 3 ч.
18
Романтизм в различных видах художественного творчества.
Комбинированный
Индивидуальный опрос
с.141-153
19
Реализм и его исторические судьбы.
Комбинированный
Творческое задание
с. 154-165
20
Новые идеи в искусстве конца XIX-начала XXв.
Комбинированный
Индивидуальный опрос творческое задание
с. 203-210, 216-223
Раздел VIII. Вершины художественной культуры России. 8 ч.
Комбинированный
Фронтальный опрос. работа с документом
21
Истоки древнерусской культуры.
Комбинированный
Фронтальный опрос. работа с документом
Т.3 с.7-16
22
Становление древнерусской культуры.
Комбинированный
Групповые задания
с. 17-21
23
От Руси к России: искусство Предвозрождения.
Комбинированный
. Проблемные задания
с. 21-28
24
Искусство «бунташного» века.
Комбинированный
Работа со схемой
с. 43-45
25
Век Просвещения.
Комбинированный
Индивидуальный опрос творческое задание
с. 45-52
26
Расцвет русской художественной культуры XIXв.
Комбинированный
Фронтальный опрос. работа с документом
с. 90-96
27-28
Серебряный век. (Русская культура на рубеже веков).
Комбинированный
Групповые задания
с. 231-239
Раздел IX. Художественная культура стран Америки. 3ч.
29
Художественная культура доколумбовой Америки.
Комбинированный
Работа со схемой
Бонгард-Левин Г.М. «Древние цивилизации»,
с. 453-456
30
Американская литература, живопись, скульптура, архитектура- традиции и новаторство.
Комбинированный
Индивидуальный опрос творческое задание
с. 300-312
31
Музыка Америки - разнообразие и единство.
Комбинированный
Фронтальный опрос. работа с документом
с. 262-280
Раздел X. Художественная культура XX века (Западная Европа и Россия) 3 ч.
32
Своеобразие культурно-художественных процессов Латинской Америки
Комбинированный
Групповые задания
с. 313-315
33
Основные течения в развитии художественной культуры XX века
Комбинированный
Работа со схемой
с. 270-272
34
Массовая художественная культура
Комбинированный
Индивидуальный опрос творческое задание
с.318-322
35
Повторение и проверка знаний по теме «Художественная культура Европы и России в XIX и XX вв.» 1ч.
Проверка знаний
Тест
с. 279-281