- Учителю
- Конспект урока изо в 5 классе по теме Значение одежды в выражении принадлежности человека к различным слоям общества.
Конспект урока изо в 5 классе по теме Значение одежды в выражении принадлежности человека к различным слоям общества.
Тема урока: Значение одежды в выражении принадлежности человека к различным слоям общества.
Цели урока: познакомить учащихся с особенностями средневековой одежды различных слоев общества, показать строгую регламентацию одежды людей разных сословий и профессий.
Задачи:
-
формирование умения выразительного использования в коллективной работе цвета, рисунка, пространства, композиции, умения согласовывать между собой детали для объединения их в целостный ансамбль; формирование умения передачи стилевого единства декора одежды, предметов интерьера;
-
развитие творческих способностей и коммуникативной компетентности через беседу, оценочные суждения и доброжелательное отношение к продукту деятельности других людей;
-
продолжение работы по формированию эстетического вкуса учащихся к выбору одежды, аксессуаров, нравственных качеств личности.
Средства (наглядный материал):
-
изображение дворцового интерьера (на ватмане);
-
изображение комнатки Золушки и комнаты дворца (по сказке Ш.Перро "Золушка") на слайдах.
-
музыка Вивальди;
-
изображение костюмов людей разных сословий. Презентация.
-
изображение костюмов придворных 17 века. Презентация.
-
иллюстрации к сказкам. Презентация.
-
Материал для работы учащихся:
-
Шаблоны с изображением фигуры человека
-
Ножницы, бусинки, кусочки тюля, парчи, бархата
-
Цветные карандаши, фломастеры, акварельные краски или гуашь
-
Клей
Ход урока
I. Организационный момент.
- Проверьте, все ли вы приготовились к уроку, настроились ли на работу.
-Возьмёмся в группах за руки. Посмотрим друг на друга и улыбнёмся.
-Сели на свои места
II. Сообщение темы урока.
Слайды: Золушка в каморке и Золушка во дворце.
- Посмотрите внимательно на эти рисунки, попробуйте угадать, о чем пойдет сегодня речь на нашем уроке.
- Правильно, тема урока будет звучать: "Выражение в одежде принадлежности человека к различным слоям общества".
III. Объяснение нового материала.
- В первой четверти вы узнали, как одевались русские женщины и мужчины, и создали образы праздничных костюмов, которые носили раньше.
- Но, оказывается, одежда, костюм не только служат практическим целям, они являются особым знаком - знаком положения человека в обществе и его деятельности, т. е. выявляет и подчеркивает определенные общности людей по классовому, сословному и профессиональному признакам.
Уже в самые отдаленные эпохи было различие в одежде. Древние вожди украшали себя перьями, ожерельями, татуировкой, чтобы выделиться среди одноплеменников.
- Но особенно четкое разграничение в одежде наблюдалось в странах Западной Европы. Сегодня на уроке мы поговорим о том, как одевались в 17 - 18 веках люди разных сословий во Франции, потому что Франция в то время считалась законодательницей моды. - Обратите внимание на стилевое единство декора одежды, предметов быта, зданий определенной страны и определенной социальной группы.
Сообщения учеников (сопровождаются слайдами).
Ира Васильева:Чиновники, ученые, доктора и другие должностные лица носили длинные широкие платья с широкими пышными рукавами. Их украшали белоснежные воротнички и манжеты.
Богатые фабриканты, промышленники шили одежду из добротных дорогих тканей яркой расцветки.
Алёша Фёдоров: Простых горожан можно было узнать сразу. Так как простым людям не разрешалось носить одежду ярких цветов, в их облике преобладали темные, коричневые, серые цвета. Женщины носили платья с широкой юбкой и фартуком, чепчик, белый отложной воротничок, косынку на плечах, на ногах туфли из грубой кожи. Крестьяне одевались еще проще: рубаха, куртка, широкие штаны, войлочная шляпа и обувь из толстой, грубой кожи.
- Есть типы одежд и для определенных групп людей - военных, священнослужителей.
- И подробнее поговорим о костюме придворных французских аристократов.
Рассказ учителя (сопровождается слайдами).
В 17 веке в странах Европы зародился стиль Барокко.
- Что же оно означает? А означает пышность, вычурность, насыщенность дороговизной отделочных материалов (позолота, дорогое дерево, мрамор, драгоценные каменья).
- Разумеется, такое богатство требовало соответствия в стиле придворного костюма.
- В эту эпоху одежда, прически, сама внешность человека стали больше, чем когда-либо, произведением искусства. Людей опознавали и ценили по платью. Насколько жалкой и убогой была одежда простых людей, настолько вычурными были туалеты знати.
Мужской придворный костюм. (Данил Терехов)
Костюм этого времени был необычно пышным, с огромным количеством украшений, что вполне соответствовало праздному образу жизни и вкусам аристократии. Французские короли стремились выставить напоказ чрезмерную роскошь и пышность своих нарядов. Костюм украшали бриллианты, золото, серебро.
Одежду из парчи, отделанную золотом, серебром, носили короли и члены его семьи. Обшивать позументом швы на рукавах, плечах имели право лишь члены королевской семьи. Только король мог находиться в помещении в шляпе, остальные мужчины ее снимали. Костюм короля был украшен манжетами, туфли - бантами, шелковые чулки - подвязками в виде банта. Когда король Людовик XIV начал лысеть, он ввел в моду обязательную деталь костюма - парик, и чем знатнее был человек, тем пышнее парик он мог носить. Считается, что мода на высокий каблук тоже связана с особенностями внешности короля - он был мал ростом.
. Мода того времени называлась жюстокор, что означает «точно по телу». Длинный, чуть выше колен, приталенный кафтан с широкими манжетами - обшлагами на рукавах и низкими карманами опоясывался по талии широким кушаком, который сбоку завязывался на бант. Под него надевался камзол. Все это шили из дорогой ткани, украшали вышивкой, лентами, пуговицами. Дополняла костюм широкая шляпа -треуголка, украшенная пышными перьями. Количество перьев на ней также зависело от знатности человека. Умение владеть шляпой считалось большим искусством и говорило о степени воспитанности дворянина. Важным аксессуаром мужского костюма была широкая перевязь с богатой отделкой, на которой носили шпагу и перчатки. Чем выше было социальное положение дворянина, тем больше на его одежде украшений и богаче вышивка.
Женский придворный костюм.
- Туалеты придворных дам отличались особенной изысканностью. Каждое платье было настоящим произведением искусства, выглядело настоящей драгоценностью и стоило больших денег. Тонкость талии доводилась до предела с помощью корсета, а пышность юбок усиливалась воланами и кринолинами, так что фигура приобретала силуэт, совершенно несвойственный реальному телу, и при этом окружалась мерцающими облаками кисеи, кружев, перьев и лент. Торжественные платья шились из тяжелых дорогих тканей: бархата, атласа, парчи, богато украшались отделкой. Чтобы сшить такое платье, требовалось высочайшее портновское искусство. Форма узкого лифа платья вытянутая и заостренная. Пышные рукава также украшались оборками, кружевами, бантами. Верхняя юбка разрезалась и поднималась на боках. Нижняя юбка шилась из ткани другого цвета. Верхняя юбка была съемной и переходила в шлейф. Длина шлейфа могла достигать нескольких метров и зависела от знатности дамы. Иногда светские дамы надевали на платье фартучек: эта деталь позволяла увеличить число оборок в костюме.
Настя Карпова - Голову украшали прически порой до 50 сантиметров, украшенные кружевами, цветами, драгоценностями и осыпанные светлой пудрой. Такие прически увеличивали рост, придавали нежность лицу; лицо покрывали слоем белил и румян; черные бархотки на шее и черные мушки (родинки) на белом личике придавали пикантность. Женщина, наряженная и причесанная, как игрушка, и обутая в узенькие башмачки на каблуках, должна была ступать очень осторожно, чтобы сохранить равновесие - это вырабатывало привычку к плывущей походке и плавным движениям менуэта.
Ира Буйнова- Аксессуарами считались мушки (приклеенные родинки), флаконы с духами, нюхательная соль, веера, зонтики, перчатки, косметические коробочки.
В аристократических костюмах взрослых и детей не было различия. Использовали тот же покрой платья, те же ткани.
И женщины, и мужчины пользовались косметикой. Мужчины румянили лицо, чернили брови и обильно пользовались духами.
Вывод
- Какой же была одежда знатных людей?
- Что хотели подчеркнуть аристократы своей одеждой? (Ответ должны сформулировать ученики: аристократы утверждали свое положение в обществе через костюм. Они всем своим видом подчеркивали свою обособленность от других слоев общества и непричастность к физическому труду).
Физминутка (презентация)
Этап закрепления и применения знаний. Практическая работа.
Ребята у вас на столах у каждой группы лежат конверты - портфели.
Сейчас мы их раскроем и достанем содержимое.
Внимательно рассмотрите содержимое пакетов-портфелей. (учащиеся рассматривают).
В ваших портфелях найдите вопросы. Это есть подсказка темы вашей творческой работы. Ответив на поставленные вопросы, вы должны сформулировать проблему, которую предстоит вам решить.
(учащиеся работают в группах отвечая на вопросы)
- Какие сказки рассказывают нам о том историческом периоде? («Золушка», «Щелкунчик», «Спящая красавица»).
- Вспомните сказку "Золушка"
-Какие аксессуары подбирали сестрицы для своих нарядов? (найдите в тексте)
-Найдите в тексте эпизод, когда фея - крестная предложила Золушке попасть на бал.
-Обрадовалась ли Золушка этому предложению? (Очень обрадовалась, а затем, взглянув на себя, огорчилась).
- Почему золушка в начале обрадовалась. Но затем огорчилась? (На ней было надето грязное, испачканное платье, в котором она работала). (подчеркните волнистой линией эпизоды, описывающие ее работу).
- Для чего же была предназначена ее одежда? (Для работы).
- Как она выглядела, когда отправилась на бал? (В красивом, нарядном платье).
- Правильно. Какой можно сделать вывод? (Каждая одежда имеет свое назначение).
- Давайте вспомним, как фея превратила старое платье Золушки в пышный наряд? (Зачитать отрывок из сказки)
Знакомство с иллюстрациями к сказкам. (Презентация).
- Подтвердите, что одежда героев сказки выражает принадлежность человека к различным слоям общества.
-И так какая же проблема встала перед вами? (ответы детей)
- Сегодня мы отправим наших героев из сказки на бал в королевский дворец.
- Вы не феи, но у вас умелые руки. Я предлагаю вам создать наряд для героев сказки, в котором они могли бы пойти на бал вот в этот красивый зал. Лучшие будут Золушкой и принцем. Подумайте, где вы поместите своего героя.
- Как лучше работать: одному или с другом? Почему? (Чтобы помогать друг другу, советоваться друг с другом).
- У вас есть шаблон фигуры человека, краски, фломастеры, лоскутки ткани, бусинки. С помощью данных предметов вы создадите костюм.
- Вспомним о технике безопасности при работе с ножницами, иголками.
(Учащиеся работают под музыку Вивальди).
Этап обобщения и систематизации знаний.
- Ребята, у нас на доске изображение интерьера зала для бала. Расположите своих героев в зале так, как вы считаете правильным.
(Выставка работ на доске). Выбор Золушки и принца.
Этап контроля и самоконтроля знаний и способов действий.
- Почему вы выполнили именно такие костюмы? (Мы считаем, что в этом платье герои могут попасть только во дворец. И в такой дворец нужно надевать только такую одежду).
- Почему вы Золушку и принца расположили в центре?
- Чем же закончилась сказка?
Этап рефлексии и подведения итогов.
- С какими чувствами вы выполняли эти костюмы?
- Итак, что же нового узнали сегодня? (Всякая одежда имеет свое назначение).
- Чему учились вы на уроке? (Учились сопоставлять стили в одежде и интерьере).
- Что вы взяли для себя? (Каждая одежда имеет свое назначение, не во всякой одежде можно прийти в спортзал, больницу, на праздник, на занятия в школе).
- Спасибо, друзья, за работу, вы были хорошими мастерами.
- А теперь наши герои начинают свой бал (Звучит песня «Золушка», дети, по желанию, подпевают).
Оценка знаний.