- Учителю
- Авторская программа по пленэру в 5 классе ДХШ
Авторская программа по пленэру в 5 классе ДХШ
5 класс
Пояснительная записка
Программа 5 классов является программой для второй ступени обучения в детской художественной школе - это следующий уровень обучения. Данная программа рассчитана на учеников в возрасте 15-18 лет, которые выбрали или возможно выберут специальности художественного направления для дальнейшего обучения в высших и средних образовательных учреждениях.
Цели и задачи данной программы:
-
Создать условия для культурного и творческого развития личности на основе лучших образцов мировой и отечественной художественной культуры.
-
Углублять знания и умения и совершенствовать навыки различных техник передачи видимых образов графическими и живописными средствами.
-
Создание условий для профессионального самоопределения.
-
Готовить учеников ку поступлению в средне-специальные и высшие учебные заведения.
Актуальность данной программы в том, что входящие в нее задания построены таким образом, что позволяют учащимся в полной мере подготовиться к вступительным экзаменам по живописи и рисунку в высшие учебные заведения художественного направления. Учитывается специфика требований к абитуриентам, поступающие в ближайшие высшие учебные заведения: УлГУ г.Ульяновск, филиал УлГУ г.Димитровград, ТГУ г.Тольятти, где продолжают свое обучение многие выпускники школы.
На уроках применяются различные формы работы. Чаще это индивидуальная работа ученика над заданием. Каждая большая новая тема начинается работой в форме лекции или беседы. В процессе длительных творческих заданий включается работа в форме индивидуальных консультаций.
При выполнении работ большое значение отводится роли композиции в работе с натуры. Задача ставится таким образом, что требует при выполнении творческого подхода, исключая фотографическое списывание с натуры. В работе большое внимание уделяется колориту, гармоническому сочетанию красок и тональным отношениям.
В предлагаемых заданиях должны быть решены задачи: - тональной и цветовой гармонии; - теплохолодность (в живописи); - четкое декоративное звучание; - ясность отношений цветовых и тональных пятен; - изменение тона или цвета предмета в зависимости от окружающей среды (рефлексы); - световоздушная перспектива; - материальность предметов.
Учет успеваемости на уроках пленэра и контроль качества знаний осуществляется путем выставления оценок, как за выполненное задание. Так и за работу на уроке, проведения внутри классных тематических просмотров для общего анализа работ всего класса по пройденной теме, выполнения итоговой работы. Общешкольные итоговые просмотры с участием всех педагогов школы, являются наглядным и лучшим способом определения результативности работы. Просмотры позволяют проследить как успехи учеников внутри класса, так и успехи преподавателей, работающих в одной параллели, и рост знаний, умений и навыков учеников вместе с ростом педагогического мастерства учителя. Вовремя выявить недочеты и наметить пути их ликвидации.
Требования к уровню подготовки учащихся 5 классов,
обучающихся по данной программе
-
Владеть знаниями о различных живописных (акварель, гуашь) и графических (карандаш, уголь, гелиевая ручка, тушь, перо) материалах и различных видах бумаги, знать, какие используют инструменты художники: карандаши различной мягкости, мягкие материалы, различные кисти, мастихин и уметь теоритически рассказывать о методах работы ими.
-
Владеть практическими умениями и различными техническими навыками работы акварелью, гуашью, карандашом, углем и др.
-
Уметь уверенно и правильно закомпоновать изображение в предложенный формат, найти интересное художественное композиционное решение.
-
Грамотно строить тоновое и колористическое решение; осознанно пользоваться при необходимости теорией цветоведения.
-
Выявить в постановке доминанту и подчинить ей графическими и живописными приемами второстепенные детали.
-
Передавать пространство двух-трех планов графическими и живописными средствами.
-
Выполнять самостоятельно работу.
-
Укладываться в заданные сроки выполнения работы.
5 класс
Учебно-тематический план
Программа рассчитана на 48 часов
№
Тема
Количество
заданий
Часы
1
Зарисовки несложного сельского пейзажа
2
4
2
Этюд пейзажа с отражением в воде
1
8
3
Рисунок архитектуры
1
4
4
Этюд аллеи
1
4
5
Городской пейзаж с перспективой улицы
1
4
6
Наброски цветом фигуры человека
10
4
7
Этюд фигуры человека в пейзаже
1
4
8
Этюд с глубоким пространством
1
4
9
Зарисовка или этюд индустриального пейзажа
1
4
10
Создание композиции на тему «Индустриальный город»
1
8
Итого
20
48
5 класс
Содержание курса
Для развития навыков работы на пленэре в 5 классе следует уделять большое внимание композиции листа, выявлению пространства в этюдах и зарисовках пейзажей. Большое значение следует придавать четкости линейно-конструктивного построения и изображения, понятию тональности, колористическому изображению и учиться последовательно вести работу.
От учащихся 5 класса следует требовать точной передачи глубины пространства, плановости. При этом они должны пользоваться различными техническими приемами работы акварельными красками и другими художественными материалами.
На пленэре учащиеся работают над итоговой композицией. Уже на первом занятии педагог должен определить ее тему и все дальнейшее обучение посвятить сбору материала для нее. На итоговую композицию отводится 8 часов, которые, по своему усмотрению, преподаватель может распределить на всем время пленэра.
На всех этапах работы нужно обращать внимание на выразительность композиции листа.
Задание 1
Зарисовки несложного сельского пейзажа - 4 часа.
Цель - собрать материал для итоговой композиции на тему «Индустриальный город».
Задача - используя навыки линейной перспективы, выполнить построение рисунка, передать освещенность, связь построек с окружающим пространством, выявить тоновые характеристики натуры.
Материалы - бумага, карандаш, уголь.
Задание 2
Этюд пейзажа с отражением в воде - 8 часов.
Цель - углубить изучение линейной и воздушной перспективы.
Задача - совершенствовать целостное видение тоновых и цветовых отношений в природе; закрепить профессиональные знания и практические навыки работы на пленэре.
Материалы - бумага, акварель, гуашь.
Задание 3
Рисунок архитектуры - 4 часа.
Цель - собрать иллюстративной материал для итоговой композиции «Индустриальный город».
Задача - достичь удачной компоновки, прочного конструктивного построения; навык работы с натуры в максимально малом тональном интервале по светлоте, тону и насыщенности.
Материалы - бумага, карандаш.
Задание 4
Этюд аллеи - 4 часа.
Цель - глубже изучить взаимосвязь линейной и воздушной перспективы при изображении уходящей вдаль аллеи.
Задача - передать характерные тоновые и цветовые контрасты при изображении уходящего в глубину пространства; проследить изменения цвета натуры в зависимости от ее удаленности от зрителя.
Материалы - бумага акварельная, акварель.
Задание 5
Городской пейзаж с перспективой улицы - 4 часа.
Цель - научить самостоятельно выбирать художественные материалы при работе по заданной теме.
Задача - закрепить навыки перспективного построения пейзажа; выявить характерные тонально-цветовые отношения при изображении городского пейзажа; передать соотношение его деталей.
Материалы - по выбору учащегося.
Задание 6
Наброски цветом фигуры человека - 4 часа.
Цель - выполнить наброски для создания итоговой композиции «Индустриальной город».
Задача - выявить характерные живописно пластические особенности фигуры человека в движении.
Материалы - бумага, гуашь, акварель.
Задание 7
Этюд фигуры человека в пейзаже - 4 часа.
Цель - выполнить этюд фигуры человека для создания эскиза к итоговой работе на тему «Индустриальный город».
Задача - выявить характерные черты фигуры человека; приобрести навыки живописи фигуры человека в условиях пленэра; изучить изменения локального цвета в свето-воздушной среде, связь фигуры с пейзажем.
Материалы - бумага, гуашь, акварель.
Задание 8
Этюд с глубоким пространством - 4 часа.
Цель - создать этюд с глубоким пространством для итоговой работы по пленэру на тему «Индустриальный город».
Задача - передать в этюде основные элементы линейной и воздушной перспективы; найти наиболее выразительные сочетания объемов, больших пятен света и тени в пейзаже.
Материалы - бумага, гуашь, акварель.
Задание 9
Зарисовка или этюд индустриального пейзажа - 4 часа.
Цель - создать зарисовки или этюд индустриального пейзажа для итоговой композиции на тему «Индустриальный город».
Задача - закрепить навыки линейно-конструктивного рисунка в живописи с натуры; передать большое пространство, сочетание природы и объектов современной техники.
Материалы - бумага акварельная, акварель, карандаш, уголь.
Задание 10
Создание композиции на тему «Индустриальный город» - 8 часа.
Цель - создать качественную итоговую работу - композиция «Индустриальный город».
Задача - на основе избранной темы и собранного по ней на пленэре материала составить эскиз; дать возможность учащимся самостоятельно выбрать сюжет; научиться выделять из общей массы впечатлений наиболее интересные и типичные; использовать знания всех законов и средств композиции приемов раскрытия идейного содержания; применять контрасты в цвете, тоне, ритме, движении.
Материалы - по выбору учащегося.
Перечень учебно-методического обеспечения
-
Методические пособия к теоритическим знаниям.
-
Работы выпускников, наглядные пособия.
-
Таблицы со схемой пропорций человеческой фигуры (Г.Баммес).
-
Таблицы со схемой пропорций взрослого человека и ребенка.
-
Работы из методического фонда.
-
Таблица: цветовой круг.
Оборудование и материалы
-
Этюдник.
-
Складной стул.
-
Бумага.
-
Акварель.
-
Гуашь.
-
Палитра.
-
Карандаш.
-
Угольный карандаш.
-
Гелиевая ручка.
-
Тушь, перо.
-
Ластик.
-
Нож канцелярский.
-
Видоискатель.
Список литературы
-
Аксенов Ю.Г. Цвет и линия / Ю.Г. Аксенов, М.М. Левидова. - М.: Советский художник, 1976. - 304 с.: ил.
-
Беда Г.В. Тоновые и цветовые отношения в живописи. - М.: Советский художник, 1964.
-
Волков Н.Н. Цвет в живописи. - М.: Искусство, 1984.
-
Киплик Д.И. Техника живописи. - М.: Искусство, 1950.
-
Кирцер Ю.М. Рисунок и живопись: Практ. Пособие. - М.: Высшая школа, 1992. - 270с.: ил.
-
Кузин В.С. Наброски и зарисовки. М., 2001.
-
Кузин В.С. Психология. - М.: Высшая школа, 1981.
-
Маслов Н.Я. Пленэр: Практика по изобразительному искусству: Учеб. пособие. - М.: Просвещение, 1984. - 112 с.
-
Непомнящий В.М., Смирнов Г.Б. Практическое применение перспективы в станковой картине. М., 1996.
-
Ревякин П.П. Техника акварельной живописи. - М.: Советский художник, 1957
-
Рисунок / Под ред. А.М. Серова. М., 1995.
-
Ростовцев Н.Н. История методов обучения рисованию. Зарубежная школа рисунка. М., 1991.
-
Терентьев А.В. Изображение животных и птиц средствами рисунка и живописи. М., 2000.
-
Хрестоматия. Рисунок, живопись и композиция. Учебное пособие. - М.: Искусство, 1989.