- Учителю
- Урок ИЗО для 7 класса по теме «Тематическая картина»
Урок ИЗО для 7 класса по теме «Тематическая картина»
Тема: Тематическая картина. Бытовой жанр в произведениях художников. 7 класс
Цель: Сформировать представление о тематической (сюжетной) картине, ее видах.
личностные УУД: способны откликаться на добрые чувства при восприятии работ художнико,, проявляют стремление к успешности в учебной деятельности;
метапредметные УУД: регулятивные - осуществляют первоначальный контроль своих действий; познавательные - работают с репродукцией, ориентируются в ней, формируют навык словесного иллюстрирования;
коммуникативные - уважают мнение собеседников;
предметные УУД: научатся использовать различные средства выразительности в устной речи,; получат возможность научиться находить интересующие иллюстрации, подходящие к теме.
Материал: презентация, школьные принадлежности
Урок. 1. Организационный момент
2. проверка домашнего задания
3. Объяснение нового материала
Бытовая живопись (жанровая живопись, жанр), жанр живописи, посвящённый изображению повседневной жизни человека, частной и общественной. Термин стал использоваться в России со второй пол 19 в, когда Петербургская академия художеств официально признала бытовую живопись, и для её обозначения заимствовали французское слово «жанр» (genre), принятое в западноевропейских академиях. Живописцев, создающих картины на бытовые сюжеты, стали называть жанристами. В старину на Руси произведения, изображавшие события повседневной жизни, называли «бытейскими письмами» Предмет исторической живописи - исключительные события, важные для целого народа или для всего человечества; бытовая живопись изображает то, что повторяется в жизни поколений людей из года в год, из века в век: труд и отдых, свадьбы и похороны, многолюдные праздничные шествия, жизнь людей. В лучших жанровых произведениях представлена не повседневность в её скучном однообразии, а быт, одухотворённый величием бытия. Персонажи жанристов, как правило, безымянны, это «люди из толпы», типичные представители своей эпохи, нации, сословия, профессии. В дни войн и революций история властно вторгается в жизнь человека, нарушая её привычное течение Произведения, посвящённые суровому быту переломных эпох, лежат на грани исторического и бытового жанров. Жизнь богатых и бедных, сытых и голодных, будни и праздники…
Слайд 2. Крестьянский обед 1774. Михаил Шибанов
«Крестьянский обед» Шибанова, написанный в самый разгар пугачевского восстания, правдиво и любовно передает сцену крестьянского быта, лица крестьян и народные костюмы. Крестьяне изображены здесь как люди нравственной силы и под игом крепостничества сохранившие ясный ум, сердечную доброту, душевную и физическую красоту. Пленяет фигура молодой матери, ее исполненное нежности лицо. Большая внутренняя теплота согревает всю картину. Шибанов отражал лишь торжественные, праздничные стороны быта крестьян, однако он был первым, кто поднял крестьянскую тему в живописи и создал произведения большой впечатляющей силы.
Слайд 3. Празднество свадебного договора. 1777. Михаил Шибанов
О сущности этого празднества мы узнаем из старинных описаний русского крестьянского быта: "Сговор состоит в обменивании колец и в небольших подарках. Жених приезжает смотреть невесту. Сговор сей бывает свят и нерушим".
Действие происходит в избе, принадлежащей родителям невесты.
Слайд 4. Виртуоз. Богданов-Бельский
В творчестве каждого знаменитого художника среди множества тем всегда можно выделить ту, которая более всего волновала, была самой близкой его душе. В его работах есть светлая любовь к крестьянским детям. Это главная тема в творчестве Николая Петровича - дети. Он рос без отца, воспитывался в семье дяди и был, по его словам, "лишним ртом". Он не понаслышке знал, что такое обделенность. Недолюбили, недоласкали. Бог не дал ему и своих детей. Переживания одинокой души ребенка наложились на переживания несостоявшегося отца и воплотились во множестве картин, в которых живут дети. Они сделали бессмертным художника в благодарность за его любовь.
Слайд 5. Кормилица навещает своего ребенка. 1860. Вениг Карл Богданович
В бытовой сценке «Кормилица навещает своего больного ребёнка» художник рассказывает трогательную историю. Кормилицами часто были бедные крестьянки, которые нанимались в богатые семьи воспитывать и кормить совсем маленьких детей (поэтому они и назывались кормилицы), а собственных детей приходилось оставлять дома. Вот и на картине Венига мы видим, как крестьянка одной рукой обнимает своего младенца, лежащего в плетёной колыбельке, а другой рукой придерживает ребёнка, которого она нянчит в чужой семье. Рядом стоит девочка в нарядном белом платьице и соломенной шляпке и с любопытством поглядывает на разноцветного петуха, расхаживающего по крестьянской избе. Кормилица взяла хозяйских детей на прогулку и на минутку зашла к себе в дом, чтобы увидеть и приласкать своего малыша. Художник даёт нам возможность рассмотреть бедную обстановку в доме: метлу, деревянную кадку, покосившиеся полки, глиняную крынку для молока, бельё, развешанное на верёвке. В этой картине - целый рассказ о крестьянской жизни.
Слайд 6. Семья. Иванов Сергей Васильевич
С конца 1890-х годов художник работал преимущественно над картинами из русского прошлого. В прошлом России художника влекли прежде всего острые драматические моменты, сила русских народных характеров («Поход москвитян. XVI век», 1903), красота старинного быта («Семья», 1910). Злой иронией были проникнуты работы Иванова из жизни царя, бояр, демонстрируя исторические корни таких явлений, как дремучее мещанство, сановнее чванство.
Слайд 7. Сватовство майора. П.А.Федотов.
Сюжеты своих картин он брал преимущественно из повседневной жизни, подмечая в ней достойное осмеяния и изображая все малейшие подробности обстановки с поразительной верностью. Карандаш П. Федотова в бесконечном множестве передавал типы мелких помещиков, сварливых помещиц, столичных мастеровых, ремесленников, русских и немецких хозяев. Он вводил в свои картины и особ прекрасного пола - горничных, чиновниц, мастериц, кухарок, создавая из этих лиц живые сцены жизни.
Слайд 8. Гроза. 1919. Борис Кустодиев
В произведениях Кустодиева, мы видим жизнь русской провинции со свойственной ей мешаниной архитектурных стилей, старого и нового в быту, одежде, с любовью к ярким звучным краскам, к безудержному веселью, к шумным базарам и ярмаркам, к гуляньям на масленице, к забавам балаганов - площадных театров. Это жизнь сытая, самодостаточная, увидена пытливыми глазами чуть ироничного и остроумного рассказчика.
Слайд 9. Деревня. 1869, холст, масло. Васильев Федор Александрович
В красоте природы Федор Александрович увидел глубокий нравственный смысл. Он считал, что красота способна отвратить человека от преступного замысла.
Ему удавалось исключительно точно передавать переходные состояния природы. В его пейзажах всегда присутствует живое волнение художника, влюбленного в природу и видящего в ней отражение дум и чувств человека. особенно занимала Васильева тема деревенского пейзажа. Повседневное, обыденное на его картинах не становится будничным, но предстает как поэтически воспринятое и пережитое. В этих пейзажах фигуры людей составляют одно целое с миром природы, в котором так естественно протекает их повседневная жизнь.
Слайд 10. Зимним вечером 1907 год (холст, масло) Иван Семенович КУЛИКОВ
На протяжении всего творческого пути основными сюжетами для произведений Куликова были сюжеты из жизни русской деревни, ее быта, традиционных укладов. В лучших своих произведениях он показывает глубокое знание крестьянского быта, психологию крестьян, их эстетические взгляды и устремления, раскрывает душевную красоту и характер простых людей из деревни. Особенностью его творчества является восхищение простыми людьми, их внутренней культурой и оптимизмом. В произведениях состояние грусти сопровождается надеждой на лучшее. Весь окружающий мир Куликов воспринимает как человек с оптимистическим мировоззрением.
Слайд11.Летом А.А. Пластов
Аркадий Александрович Пластов - знаменитый русский художник. Лето - одно из любимых художником времен года. Поэтому много произведений посвящено именно лету. К таким произведениям относится и картина «Летом».
На картине художник изобразил жаркий летний день. Двое грибников: похоже мама и дочка - отдыхают в тени под березами. На переднем плане Пластов нарисовал девочку. На ней белое платье и алая косынка. Девочка сидит на траве, ее ноги вытянуты. Видимо, она устала от долгой ходьбы по лесу. Но даже и на отдыхе девочка занята делом. Она перебирает ягоды, отрывая их с веточки и опуская в кружку, которая стоит у девочки на коленях.
Рядом с девочкой лежит собака. Она тоже отдыхает, как и ее хозяева. День слишком жаркий. Собака устало опустила голову на лапы. На втором плане Пластов нарисовал спящую женщину. На ней синее платье и такой же яркий синий платок, которым женщина прикрыла лицо от солнца и от надоедливых мух. Одна рука женщины поднята вверх. Пластов заостряет внимание на этой руке. Она сильная, покрытая темным загаром. То есть это рука труженицы, которая не знает покоя.
А вокруг раскинулась лесная поляна, залитая ярким солнечным светом. В жарких лучах солнца листва на деревьях сверкает. Изумрудного цвета трава кажется такой мягкой и шелковистой. Желтые и синие цветы дополняют картину летнего дня. А наполненные до краев грибами ведро и корзина, кувшин с ягодой говорят о щедрости летней природы.
Слайд 12.Две матери. Мать приемная и родная. 1905-1906 Маковский Владимир Егорович.
Сюжет картины "Две матери. Мать приемная и родная", по свидетельству самого автора, также был взят из жизни. Владимир Маковский рассказывал, что подобный случай произошел в семье его знакомого художника. Решается судьба двух женщин и ребенка. В семью, воспитавшую мальчика, к людям, окружившим его теплом и заботой, ворвалась чужая здесь женщина, чтобы предъявить свои родительские права. В одну минуту разрушается счастье целой семьи. Маковский обладал редким талантом проникновения во внутренний мир человека, от него не ускользали даже самые тонкие душевные движения.
Слайд 13. Художники пишут разные картины. На одних мы видим природу, на других - людей, третьи рассказывают о самых повседневных, обыденных вещах.
К бытовому жанру относятся картины, рисунки, скульптуры, рассказывающие о событиях повседневной жизни.
Об этом жанре мы подробнее поговорим на следующем уроке, на примере знакомства с творчеством русских художников Сурикова, Репина, Брюлова.
Творческое задание: А сейчас попробуйте выполнить зарисовки для будущей картины в бытовом жанре.
Дома доделайте работу и назовите ее.
Домашнее задание Подобрать материал о художниках в свободной форме Суриков, Репин, Брюлов.