7


  • Учителю
  • Лекция 'Стили в изобразительном искусстве. Эстетический идеал и художественный метод изобразительного искусства'

Лекция 'Стили в изобразительном искусстве. Эстетический идеал и художественный метод изобразительного искусства'

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание:
предварительный просмотр материала

СТИЛИ В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМ ИСКУССТВЕ. ЭСТЕТИЧЕСКИЙ ИДЕАЛ

И ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ МЕТОД ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА.

Многообразие типов красоты проявляется в истории искусств в форме многообразия стилей и вкусов. Предпочтение, отдаваемое художником или зрителем какому-нибудь одному типу красоты, практически выступает в форме предпочтения того или иного стиля и вкуса. Поскольку в основе определённого типа красоты лежит определённый эстетический идеал, то ясно, что проблема художественного стиля и вкуса может быть решена только на основе понятия эстетического идеала. Если существует множество идеалов, а идеал определяет соответствующий стиль и вкус, тогда многообразие идеалов должно закономерно привести к многообразию стилей. Итак красивой может оказаться любая содержательная, так и формальная характеристика образа (модели), если в общезначимый идеал включен соответствующий норматив (симметрия или ассиметрия, движение или покой, овальные или угловатые формы, яркие или блёклые тона и т.п.). Тог

1.Эпоха Ренессанса.

В основе Эстетического идеала Ренессанса лежит новый идеал человека, так называемый

«благородный» человек. В15 в. в Италии зародилась новая философия, в которой совпадает человек и его божественная сущность. Идеал- благородный человек.

СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ НОРМАТИВЫ РЕНЕСАНСКОГО ИДЕАЛА:

. «Что выражать?» Какие объекты эмоционального отношения .

  1. Изображаются античные и библейские сюжеты, которые подходят для деяний благородных людей.

  2. Из реалистических - только аристократические.

  3. Показ добродетели над пороком т.е. божественная сущность ч.д.

  4. Изображение «неблагородных» персонажей для благородных сюжетов.

  5. Крупномасштабное изображение значительных персонажей и мелкомасштабное - менее значительных.

  6. Культ человеческого тела. Платоническая любовь к телу. Джорджоне и Тициан.


ФОРМАЛЬНЫЕ НОРМАТИВЫ РЕНЕСАНСКОГО ИДЕАЛА

Отвечают на вопрос «Как выражать».

  1. Скульптурность элементов:

а. четкий рисунок и культ линий, проявляющейся в музыкальности.

б. линейная перспектива.

в. светотеневая моделировка и воздушная перспектива.

г. цветовая моделировка и развитый колорит ( переход от локальных цветов к смешению красок и полутонам).

2. Тектоничность композиции (т.е. стиль строгого порядка и ясной закономерности).

А. симметрия в расположении элементов на поскости

б. «слоистость» живописного пространства. (несколько слоёв изображений)

в. четкое отделение главного от второстепенного).

г. композиционная ясность.

Пример; картины Леонардо да Винчи «Тайная вечеря», Тициан «Любовь земная и небесная» , Джорджоне «Спящая Венера».

МАНЬЕРИСТИЧЕСКИЙ ИДЕАЛ И МЕТОД.

2 половина 16 века в Западной Европе наметился отход от эстетических принципов

Высокого Возрождения , в результате чего возник новый стиль -маньеризм. (манера)

Божество как будто покинуло этот мир , оставив человека один на один с дьяволом.

«Перевёрнутый» мир и, следовательно «потерянный» человек. «Потерянный» человек

не может не быть греховным и страдающим.

СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ НОРМАТИВЫ МАНЬЕРИСТИЧЕСКОГО ИДЕАЛА.

  1. Фантастические (мифологические) события, в которых проявляются иррациональные поступки людей и их страдания. Композиции Эль Греко.

  2. Реальные (будничные) события. П.Брейгель. «Фламандские пословицы»,

  3. Торжество порока над добродетелью и культ безумия и страдания. «Лаокоон» Эль Греко и «Безумная Грета» П.Брейгеля.

  4. Сочетание эротики с мистикой, такая черта получила развитие школы Фонтебло

(Франция).

  1. Сочетание фантазии с реальностью, связь реальных событий со сновидениями.

Босх «Сон Тондала».

ФОРМАЛЬНЫЕ НОРМАТИВЫ МАНЬЕРИСТИЧЕСКОГО ИДЕАЛА.

  1. Деформация элементов:

а. Нарушение совершенства пропорций человеческой фигуры, удлинение фигур

«неправильность» в рисунке. Бронзино, Пармиджанино,Эль Греко.

б. Использование необычной перспективы : птичьей, сферической, обратной.

Отказ от золотого сечения.

В. искажение светотени или полный отказ от неё.Бронзино.

Г. искажение колорита: блеклые краски Бронзино, Вазари, школа Фонтебло.

черные краски Фурини, Рении или неестественно мрачные Беккафуми ,

резкие контрасты Понтормо, Эль Греко.

Д. обобщение рисунка ,формы, цвета.

2. Сумбурность композиции:

А. усложнённость (перегруженность) композиции;

Б. хаотичность (кажущаяся неупорядоченность) композиции.

3. Маньеристическая гармония художественного образа как целого: сочетание контраста деформированных элементов и равновесия «сумбурной» композиции.

Эль Греко «Вид Толедо».Маньеристический идеал должен нести маньеристическую

красоту, т.е. породить новую отличную от предыдущего идеала красоту.

«Мы попадаем в мир разнообразных поворотов и вывертов, бесполезность которых вопиюща». Красота сатанинского человека.

БАРОЧНЫЙ ИДЕАЛ И МЕТОД.

В 17 веке на смену маньеризму приходит барокко..В основе нового стиля лежит новое

Мировоззренческий идеал. Творчество Рубенса. «Четыре философа». Высшей добро-

детелью ,дающему «вакханическую радость жизни» будет гармоническое сочетание

любви к жизни и отсутствие страха перед смертью т.е. (эпикурейская страсть к наслаждениям и стоическая стойкость в борьбе -культ героизма) породили барочный идеал гедонически-героического человека . На смену сатанински-извращенного и сатанински потерянного человека в 17 веке приходит идеал гедонически- героического человека, в результате происходит возврат от пессимизма к оптимизму, но уже не на христианской основе , а на эпикурейско-стоической.

СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ НОРМАТИВЫ БАРОЧНОГО ИДЕАЛА

  1. Античные и библейские сюжеты,сочетающие гедонизм с героикой.

  2. Сюжеты из аристократической жизни, для которых характерны «благородная сложность» и «беспокойное величие».( портреты Ван Дейка).

  3. Демократические сюжеты. Рембрант, «Лавки» Снейдерса.

  4. Культ движения и борьбы и связанная с этим патетическая героика.

  5. Куль богатства и роскоши и демонстрация социальное здоровье и силу.

  6. Культ здорового цветущего тела. Рубенс-«В здоровом теле -здоровый дух».

Или «Героический дух в цветущем теле».

ФОРМАЛЬНЫЕ НОРМАТИВЫ БАРОЧНОГО СТИЛЯ.

  1. Динамизм элементов.

а. Буйство линий и форм.

Б. буйство света и тени.

В. буйство красок.

С стереоскопичность и нормальная перспектива.

2. Атектоничность композиции.

(Ренесанский идеал -устойчивая композиция, то барочный - неустойчивого равновесия.Т.е. а. Ассиметрия.


Б. Глубинность.(слитность пространственных планов).

В. Интегрированное единство ( подчинение деталей целому и приглушение некоторых из них).

Г. Относительная неясность (незаконченность).

3. Барочная гармония - сочетание контраста динамических элементов с неустойчивым равновесием атектонической композиции. Новое о красоте : это высказывание Хогарта относительно «красоты»S-образной кривой. «Величайшее очарование и жизнь, какие только может иметь картина ,- это передача Движения … Форма языка пламени наиболее пригодна для изображения движения…. Таким образом , композиция, которая имеет эту форму , будет наиболее красивой.

Рубенс, Ван Дейк и др.

КЛАССИЧЕСКИЙ ИДЕАЛ И МЕТОД.

Барочный идеал человека содержал в себе возможность расщепления на два новых новых идеала: чисто гедонический и чисто героический. Первый привел к формированию искусства рококо (Буше, Фрагонар, Натье и др.), а второй - классицизма (Пуссен, Давид, Энгр). Стиль рококо идеал абсолютно «безметежного» человека, изображение фривольного эротизма, имеющего характер изысканной чувственности, не опускающейся до вульгарности.

Теоретики классицизма показали , что эстетический идеал содержит четкую систему требований , без которых художественное произведение не может быть понятым.

СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ НОРМАТИВЫ КЛАССИЧЕСКОГО ИДЕАЛА.

  1. Античные реже библейские сюжеты, демонстрирующие значение героических действий.(мифологические или исторические сюжеты)

  2. Настойчивое изображение победы добродетели над пороком. Приоритет общественного перед личным.

  3. Культ порядка и покоя.

А) Спокойствие есть показатель «божественного превосходства»

Б) Культ покоя. « Только в состоянии покоя человеческий облик и человеческое лицо могут быть зеркалом идеи» -Шеллинг.

4. Предпочтение историческому жанру ,аллегорическому портрету и ню вызвало резкое падение интереса к бытовому жанру, пейзажу и натюрморту.

5. Культ человеческого тела. Современный костюм считался препятствием для достижения «пластической красоты», то изображали античный костюм или ню.

6. Строгая регламентация поведения героев, позы, жесты, движения , выражение глаз мимика. Изображение современников в образе античных героев.

ФОРМАЛЬНЫЕ НОРМАТИВЫ КЛАССИЧЕСКОГО ИДЕАЛА

1. «Скульптурность» элементов.

А приоритет линии над красками . Четкий, певучий контур.

Б Жесткие требования к рисунку: центральная перспектива , овальные формы. Исключить параллельные линии и одинаковые углы; среди правильных фигур предпочитать равносторонний треугольник; правильные пропорции (золотое сечение); обобщение формы. В качестве курьёза- регламент ,который установила Французская Академия: покойные персонажи должны изображаться в натуральную величину, а здравствующие -уменьшенном размере, подобно тому как в эпоху Ренессанса - святых - крупно ,а обычных людей мелко.

В обязательное наличие светотени.

Г. чистые цвета, избегать смешения красок

Д. исключение резких цветовых контрастов и полное подчинение цвета линии и форме.

2. Тектоничность композиции:

А размещение главных действующих лиц в центре .

Б симметрия и замкнутость с помощью кольцевой композиции.

В трёхплановость и обязательная кулисность.

Г простота и ясность как следствие разумного начала.

Д уподобление картины барельефу. «композиция картин должна соответствовать строгому античному стилю рельефов».

3. Классицистическая гармония художественного образа в целом: сочетание (как в Ренессансе), контраста «скульптурных» элементов с равновесием «тектонической» композиции. Пример «Источник» Энгра.


РОМАНТИЧЕСКИЙ ИДЕАЛ И МЕТОД.

Философия романтизма зародилась на рубеже 18-19 веков в Германии. На смену классическому мировоззрению «поэзии порядка» приходит «поэзия хаоса». Как классический разумного порядка рождает идеал героического человека , так романтический мир своевольного хаоса приводит к формированию идеала свободного человека - совершенно раскованного, не отягощенного ни какими нормами, отдающего предпочтение не разуму ,а разгулу фантазии.


СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ НОРМАТИВЫ РОМАНТИЧЕСКОГО ИДЕАЛА

  1. Вместо античных и библейских сюжетов концентрация внимания на географические (современные страны Юга и Востока) и исторические (европейское Средневековье) сюжеты.

  2. Отсутствие интереса к современности как и в классицизме, но с иной мотивацией:

Классицисты считали современников не достаточно героическими , а романтики- недостаточно экзотичными.

  1. Куль движения и борьбы, как уже было в эпоху барокко. Основоположник романтизма -французский художник Жерико

  2. Культ неопределенности , хаотичности, и бесконечности.

  3. Экстравагантность костюмов (живописность), снижение античного костюма и обнаженного тела - следствие либерализации человеческого облика. Любой костюм, кроме современного.

  4. Экстравагантность пейзажа (фона).


ФОРМАЛЬНЫЕ НОРМАТИВЫ РОМАНТИЧЕСКОГО ИДЕАЛА


  1. Либерализация элементов.

А. Приоритет краски перед линией - яркость и буйство красок, резкие цветовые контрасты. Колорит, скованный классическим культом линии и формы, вырывается как в барочные времена на свободу: «Романтики мечтали о ярких красках, о пурпуре, о крови. Романтизм Делакруа приводил в ярость Энгра.

Б. Сложная система цветовых полутонов и рефлексов - «ценность и очарование цвета зависят больше всего именно от его переходов; переливы цвета имеют точно

такое же значение, как изгибы линий.

В. Запрет на употребление чёрного и культ коричневого цвета как «патины времени» (Шпенглер). (Музейный колорит).

Г. Живописность рисунка (нечеткость и размытость).

Д. Центральная перспектива.

Е. Светотень и воздушная перспектива.

2. Либерализация структуры (композиции). Нормативы близкие к нормативам барокко.

3. Романтическая гармония художественного образа.


Делакруа, Фридрих, К.Карус, Кох и др.

РЕАЛИСТИЧЕСКИЙ ИДЕАЛ И МЕТОД.


Возник во Франции в середине 19 века. Художники: Мейссонье, Курбе, Милле и др.

Почва для их живописи подготовлена барочным реализмом, родина которого явилась Голландия 17 века. В основе философии лежал кальвинизм, -идеологическая база Нидерландской революции. (Судьба человека предопределена божественным провидением). Идеалом человека становится тот, кто добивается успеха в своей повседневной жизни - богоугодный человек. «Практичный» человек.

СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ НОРМАТИВЫ РЕАЛИСТИЧЕСКОГО ИДЕАЛА.

  1. Любые сюжеты из современной художнику жизни. Реализму в отличие от классицизма и романтизма подвластно всё общество «от салона до кабака» (Золя).

  2. Исключение античных и библейских сюжетов.

  3. Культ простоты и непосредственности. Внимание к простому человеку. Непритязательная простота и безыскусная непосредственность.

  4. Культ жизненности. Внимание не на покое, а на движении, везде трепет жизни.

  5. Особый интерес к жанровым сценам, связанным с повседневным бытом.

  6. Требование правдивости изображаемого.

ФОРМАЛЬНЫЕ НОРМАТИВЫ РЕАЛИСТИЧЕСКОГО ИДЕАЛА.

ТИПИЧНОСТЬ ЭЛЕМЕНТОВ.

  1. Единство рисунка и цвета.

  2. Объемность изображения и центральная перспектива.

  3. Светотень и воздушная перспектива.

  4. Богатство колорита - смешение красок и широкое использование полутонов и рефлексов.

  5. Тенденции к высветлению колорита; устранение популярного в романтизме коричневого тона.

ТИПИЧНОСТЬ КОМПОЗИЦИИ

1.Естественность расстановки и группировки фигур.

2. Глубинность (непрерывность перспективного построения).

3.Интегрированное единство.

4.Законченность (ясность). Симоне, Вермеер Дельфтский. Курбе, Веласкес, М. Болдини.

Р. Клас, Д. де Геем (натюрморты).

СИМВОЛИСТСКИЙ ИДЕАЛ И МЕТОД.

В последней четверти 19 века в европейской культуре сформировались 3 новых идеала. Символизма, декоративизма, импрессионизма . Имеют общий корень, поэтому удобно объединить общим термином - модерн. ( в отличие от модернизма, сформировавшемся на основе этих стилей в 20 веке).

Почва для зарождения символистского идеала была подготовлена, с одной стороны, живописными произведениями английского поэта и художника У.Блейка и философским романом Т.Карлейла «Заштопанный портной». На основе их идей возник английский символизм в лице прерафаэлитов (Россетти, Х.Хент, Миллес, и д.р.). Другим источником европейского символизма в живописи явилась немецкая философия Шопенгауэра и Ницше. Она оказала влияние на немецко- швейцарско-австрийский символизм.(Бёклин, Штук, Ходлер, Климт). Таинственный мир символизма приводит к новому идеалу таинственного человека (загадочного, мистического). Художники создают впечатление чего-то неземного, предчувствие иного неведомого мира.

СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ НОРМАТИВЫ СИМВОЛИСТСКОГО ИДЕАЛА

  1. Отказ от изображения современной жизни ( возврат к мифологическим и библейским сюжетам, тяга к средневековью).

  2. Приоритет фантазии над реальностью и неестественное сочетание реального с фантастическим.

  3. Проблема любви и смерти (эроса и танатоса).



 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал