- Учителю
- Конспект по истории на тему: ИСКУССТВО ДРЕВНЕГО ЕГИПТА (5 класс)
Конспект по истории на тему: ИСКУССТВО ДРЕВНЕГО ЕГИПТА (5 класс)
Долинненская общеоразовательная школа I-III ступеней.
Поурочная разработка урока 5 класса.
Тема урока: ИСКУССТВО ДРЕВНЕГО ЕГИПТА.
Учитель истории
Сейтхасанова А.Р.
Тема урока: ИСКУССТВО ДРЕВНЕГО ЕГИПТА.
Цель:
-
познакомить обучающихся с культурой Древнего Египта, показать ее своеобразие;
-
продолжить формирование умений работы в группах;
-
способствовать воспитанию чувства прекрасного, бережного отношения к памятникам истории.
Тип урока: комбинированный.
ХОД УРОКА.
-
ОРГМОМЕНТ.
Поприветствовать класс и проверить посещаемость
II. Проверка Д/З ( повторение - 5 минут ) :
-
работа с датами (> 2млн.лет назад; ок.40 тыс. лет назад; ок.10 тыс. лет назад; ок. 5000 лет назад; ок.9000 лет назад; 3000 г. до н.э.; 1500 г. до н.э.);
-
работа с терминами и понятиями (религия; фараон; вельможа; государство; налоги; рельеф; папирус; храм; жрецы; жертвы;);
-
покажите на карте местоположение Древнего Египта.
III. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА ПО ПЛАНУ:
-
Скульптура.
-
Живопись.
-
Литература.
-
Музыка.
-
Архитектура.
А. РАССКАЗ УЧИТЕЛЯ ПО ПЛАНУ С ЭЛЕМЕНТАМИ БЕСЕДЫ. ( 10 минут)
Б. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА ОБУЧАЮЩИХСЯ В ГРУППАХ
(РКМЧП: «ЗИГЗАГ»). ( 14 минут )
А. РАССКАЗ УЧИТЕЛЯ ПО ПЛАНУ С ЭЛЕМЕНТАМИ БЕСЕДЫ.
1.СКУЛЬПТУРА.
Древний Египет по праву считают колыбелью человечества. Древний Египет также можно считать колыбелью культуры человечества. Искусство Древнего Египта представлено главным образом скульптурой, архитектурными сооружениями, фресковой росписью. Вспомните, что такое скульптура? ( искусство создавать из глины, воска, камня, металла, дерева, кости и других материалов изображение человека, животных) ( Слайды №2, №3, №4 - «СКУЛЬПТУРА» )
В гробницах и храмах, при раскопках древних городов Египта найдено множество прекрасных произведений искусства. Они собраны в разных музеях мира. Создавая каменные статуи, скульптор соблюдал особые правила: фараоны и вельможи могли изображаться либо стоя, где одна нога выступала вперед (как бы идет), либо сидя: ноги сомкнуты, руки или на коленях или одна на груди, другая на коленях, всегда совершенно неподвижны, они точно застыли в торжественной важности. Их помещали вплотную к стенам в залах храмов или в гробницах. Скульптор должен был подчеркнуть высокое положение этих людей, а усопших фараонов представляли со скрещенными на груди руками, где в одной был жезл, а в другой плеть символы власти. Фигуры богов всегда были огромного роста. Фигура фараона была меньше фигуры бога, но значительно больше вельмож и простых людей. Статуя должна была быть похожа на покойного, чтобы душа ее «узнала» и вселилась в нее. Поэтому египтяне придавали большое значение портретному сходству. Египетские статуи раскрашивались : мужские тела в красно-коричневый цвет, женские в желтовато-розовый, волосы черные, одежда белая, глаза инкрустированы драгоценными камнями.
Статуэтки же слуг и рабов, наоборот, полны движения, жизни. Они изображают работающих людей, и скульптор, передавая образ занятого трудом человека, подчеркивал позы и жесты, характерные для каждого вида работы.
Фигуры богов всегда были огромного роста. Фигура фараона была меньше фигуры бога, но значительно больше вельмож и простых людей. Статуя должна была быть похожа на покойного, чтобы душа ее «узнала» и вселилась в нее. Поэтому египтяне придавали большое значение портретному сходству.
2. ЖИВОПИСЬ.
В Древнем Египте также получил распространение такой вид искусства, как живопись. Мы уже знаем, что фараоны, вельможи приказывали расписывать свои гробницы.
Вспомните, почему расписывались гробницы? (египтяне верили, в жизнь после смерти, в то, что все нарисованное и высеченное из камня чудесным образом может ожить).
Какие сюжеты рисовали на стенах? -(сцены из военных походов, важные события, охоту, праздники, природу и т. д. )
( Слайды №4, №5 - «Живопись» ) Художники Египта тоже придерживались определенных правил, изображая фараона, вельможу или простых людей. Верхняя часть тела-плечи, руки выглядит так, будто мы смотрим на него спереди, а ноги будто мы смотрим сбоку. Голова тоже повернута к нам боком, но глаз нарисован так, словно мы глядим человеку прямо в лицо. Нарушать эти правила было запрещено.
3. ЛИТЕРАТУРА. ( Слайд №6 )
4.МУЗЫКА. (Слайд №7 )
5.АРХИТЕКТУРА.
Вспомните, что такое архитектура? (Архитектура - это искусство проектировать, строить здания и сооружения).Мы знакомы с жилищем египтян. Какой материал использовался при строительстве? (тростник, глину, камень)
Почему египтяне не строили деревянных домов? (в Египте не росли деревья, древесина дорого стоила)
Как вы думаете, какие архитектурные сооружения сохранились до наших дней? Почему? (храмы, пирамиды; они строились из камня)
Что такое храмы? (жилища богов)
(Слайды № 8 - №12 - «Архитектура» )
Б. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА ОБУЧАЮЩИХСЯ В ГРУППАХ
(РКМЧП: «ЗИГЗАГ»).
Обучающимся раздаются карточки с текстом (по партам, по очереди -1, 2, 3; -1, 2, 3; -1, 2, 3;) ( Приложение № 2). На каждой карточке указан номер (1, 2 или 3). Затем учитель предлагает всем детям, получившим карточку с №1, пересесть на 1 ряд для совместной работе в большой группе, с №2 - на второй ряд, с №3 - на третий ряд. Задания для всех трех групп: разделите страницу в тетради на три колонки, обозначив их соответственно - №1, №2, №3. Каждый ученик должен самостоятельно прочитать текст. Затем совместно определяют главную мысль текста, обсуждают и записывают в «свою» колонку ключевые слова.
Итогом работы в большой группе должно быть совместное составление 2 вопросов по тексту, причем вопросы должны быть короткие и емкие, записаны в тетради каждым ребенком. После этого школьники садятся на свои места, образуя малые группы (но теперь в каждой малой группе есть №1, №2, №3).
Организация работы в малых группах. Каждый обучающийся должен рассказать двум другим одноклассникам свой отрывок, выделяя главное. Затем задать 2 вопроса (составленных совместно в больших группах), чтобы проверить усвоенное. Работу начинают обучающиеся, у которых текст с №1, затем обучающиеся с текстом №2, и завершают обучающиеся с текстом №3.
Работа в больших (6 минут) и малых (8 минут) группах регламентирована. Четко обозначена продолжительность рабочего времени. После завершения работы в малых группах обучающиеся поворачиваются к учителю, который задает всему классу контрольные вопросы. Причем должно соблюдаться условие: можно отвечать только на те вопросы, которые не относятся к его карточке.
-
ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА И ПРОВЕРКА
Контрольные вопросы учителя:
-
Покажите на карте место нахождения пирамид, назовите самую высокую (На западном берегу Нила возвышаются величественные каменные пирамиды (рядом с современной столицей Египта Каиром), самая высокая - пирамида Хеопса ).
-
Каков приблизительный возраст пирамиды Хеопса? (около 4600 лет)
-
Как откалывали огромные каменные глыбы от скалы? ( Чтобы отколоть огромные каменные глыбы от скалы, в ней делали отверстия на одной линии. Потом в эти отверстия забивали деревянные колышки и поливали их водой. Колышки разбухали и камень давал прямую трещину. Трещину увеличивали с помощью медного резца и каменного молота до тех пор, пока от горной породы не отделялся блок правильной прямоугольной формы ).
-
Кто трудился на строительстве пирамид? (На строительстве пирамид постоянно трудилось множество земледельцев, ремесленников и рабов.)
-
Назовите особенности устройства египетского храма. (Храм состоял из святилища, центральной площади; к храму вела аллея сфинксов; храмы украшали величественными колоннами).
-
Какие чувства испытывали египтяне, попав в храм? Почему? ( Попав в храм, египтяне чувствовали себя маленькими и жалкими. Все вокруг поражало их воображение: величина храма, изображения богов и фараонов на колоннах и стенах. Так средствами искусства фараоны укрепляли свою власть.)
-
ИТОГИ УРОКА.
-
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ: § 11, по контурной карте - задание №5.