- Учителю
- Методические рекомендации по проведению интегрированного урока в 10 - 11 классах по теме 'Значение искусства и литературы в изучении вопросов истории'
Методические рекомендации по проведению интегрированного урока в 10 - 11 классах по теме 'Значение искусства и литературы в изучении вопросов истории'
Бычкова С.А., Безбородова Е.Е. Методические рекомендации по проведению интегрированного урока в 10-11 классах по теме: «Значение искусства и литературы в изучении вопросов истории»
Бычкова Светлана Анатольевна,
учитель истории и обществознания
АНО Частная Школа «Премьер»,
Безбородова Елена Евгеньевна,
педагог-библиотекарь
АНО Частная Школа «Премьер»,
Создание творческого урока - это «творчество в квадрате»,
поскольку учитель разрабатывает систему условий для предстоящего творчества учеников.
В. Хуторской
Актуальны ли сегодня интегрированные уроки, спросите Вы? Безусловно, да. На сегодняшний день интегрированные уроки незаменимы в учебной деятельности школы. Конечно, они привносят новизну, вызывают интерес у обучающихся, мотивацию к познанию предметных областей. Интегрированные уроки - это всегда творческий подход. Учебное занятие, на котором та или иная тема рассматривается с различных аспектов и с привлечением метапредметных связей, а так же при участии двух педагогов, подразумевает под собой активизацию учеников и при этом предполагает использование различных педагогических технологий. Креативное мышление дает возможность с разных сторон взглянуть на исторические ситуации, найти различные пути решения проблемы, развить творческие способности, повысить заинтересованность обучающихся в изучении различных областей школьного курса: истории, литературы, искусства.
На уроке активно применяются знания искусствоведческого цикла с привлечением объектов скульптуры и живописи, романа-эпопеи Л. Н. Толстого «Война и мир», славянской азбуки как источников для понимания исторических явлений, нахождения решения проблемных вопросов с использованием метода синквейна. Визуализация видеоряда помогает быстрому вхождению в проблему урока и освоению новых знаний, создавая комфортное восприятие теоретического материала, настраивая через игровую форму на решение практических заданий.
Ход урока
I. Организационный этап
II. Стимулирующее введение
Вступительное слово учителей:
- Давно отживший, древний прах
Покрыл раздоры, боль и страх.
Не стоит их будить.
- Ты прав, но стоит знать о них,
Чтобы ошибки дней былых
Уже не повторить.
- Но дней былых утерян след.
Скажи, где тайны прошлых лет,
Куда они ушли?
- Они ушли под синий свод
Прозрачных молчаливых вод
И в глубину земли.
Там бедна мудрости… И вот
Из древней книги перевод
Ты начала читать,
Словно смычок коснулся струн -
И вязь старинных, странных рун
Я начал понимать…
Прозрачен смысл, мысль жива…
Ко мне обращены слова
Древнейших мудрецов…
Язык их мертв? И город пуст?
Но ведь с живых слетает уст
Звук позабытых слов!
В трактатах, что звучат сейчас,
Свет ясной мысли не погас
От векового сна!
Учитель истории: Дорогие ребята, сегодня у нас необычный урок, потому что проводить его будут учитель истории и педагог-библиотекарь. Не забывайте про лист самооценивания. Желаем Вам успешной работы на уроке и продуктивного подведения итогов. (Приложение 1)
Предлагаю вам попробовать определить тему, цель и ключевой вопрос нашего сегодняшнего урока. Дело все в том, что обычно это удается нам сделать без всяких затруднений. Почему? Обычно в этом нам помогает учебник.
Сегодня же это будет сделать труднее. Давайте приступим.
Слайд 1. Внимание на экран. Перед вами высказывания великих людей. (Презентация: проектируются на экране.)
Внимательно прочтите эти высказывания и выделите три ключевых слова,которыепомогут нам сформулировать тему урока.
Обучающиеся формулируют:
Тема: «Значение искусства и литературы в изучении вопросов истории».
Слайд 2. Теперь предлагаю определить цель нашего урока и сформулировать ключевой вопрос урока.
Обучающиеся формулируют:
Цель: узнать, как искусство и литература помогают в изучении вопросов истории.
Ключевой вопрос: Какова роль взаимосвязи предметов школьного курса?
(Проецируется на экране по щелчку.)
Вопрос обучающимся: Какие методы и способы мы можем использовать в достижении поставленной цели? (Деятельность обучающихся: синтез, анализ, индукция, дедукци.я)
III. Актуализация знаний
Для начала предлагаю выполнить следующие задания.
Слайд 3. Вопросы обучающимся:
1. Что такое искусство?
2. В чем заключается специфика искусства как формы художественного познания?
3. Какие виды, жанры и стили искусства вы знаете?
(Деятельность обучающихся: искусство, способы и средства, виды, жанры, стили.)
Педагог-библиотекарь:
Слайд 4. Великий философ XVII века Рене Декарт утверждал: «Все науки настолько связаны между собою, что их легче изучать их все сразу, нежели какую - либо одну из них в отдельности от всех прочих».
IV. Приобретение обучающимися новых знаний и первичная проверка понимания обучающимися нового учебного материала.
Одним из символов Санкт-Петербурга XVIII столетия является знаменитый Медный всадник.
Слайд 5. (Видеоролик.)
Учитель истории: Петр, как историческая личность, представляет своеобразное явление не только в истории России, но и в истории всего человечества всех веков и народов. Великий Шекспир своим художественным гением создал в Гамлете неподражаемый тип человека, у которого размышление берет верх над волею и не допускает осуществляться на деле желаниям и намерениям. В Петре не гений художника, понимающий смысл человеческой натуры, а сама натура создала обратный тип - человека с неудержимою и неутомимою волею, у которого всякая мысль тотчас обращается в дело. «Я так хочу, потому что так считаю хорошим, а чего я не хочу, то непременно должно быть» - таков был девиз всей деятельности этого человека.
У нас у каждого сложилось свое представление о Петре I как исторической личности.
Вопрос обучающимся: Что включает в себя понятие историческая личность?(Деятельность обучающихся.)
Задание обучающимся: Заполнить таблицу ЗУХ. (Приложение 2)
Педагог-библиотекарь: Продолжаем нашу беседу. Напомните, пожалуйста, цель нашего урока. (Деятельность обучающихся.)
Слайд 6. Вопросы обучающимся:
Обращаю еще раз ваше внимание на скульптурный портрет «Медного всадника» и предлагаю ответить на следующие вопросы:
1. Чья была инициатива поставить памятник Петру I в Санкт-Петербурге?(Деятельность обучающихся.)
Уточнение педагога: в 1764 году на Сенатской площади предложили возвести памятник Екатерине II, но императрица решила поставить монумент основателю города Петру I к 100-летию его восшествия на престол. Кстати, вес Медного всадника - 8 тонн, высота составляет 5 метров.
2. Кто был автором памятника? (Деятельность обучающихся.)
Уточнение педагога: Действительно, по совету Дени Дидро, французского писателя, выбор пал на французского скульптора Этьена Мориса Фальконе.
Слайд 7. В 1766 г. Фальконе прибыл в Россию с помощницей Мари-Анной Колло. Ей было на тот момент 18 лет. Она вошла в историю как соавтор Фальконе по созданию великого монумента. Едва ли профессор Фальконе, приступая к работе над статуей, мог предположить, что однажды дойдет до полного отчаяния от сознания собственного бессилия при моделировании головы Петра. Трижды он лепил эту удивительную голову, трижды, как ему казалось, был близок к успеху, трижды императрица отвергала его модели, оставаясь неудовлетворенной отсутствием сходства с оригиналом. И в тот момент, когда ситуация грозила стать драматической, Мари-Анна Колло предложила вылепить эту голову самостоятельно, и в течение одной ночи шедевр был готов. Успех был полный. Работая над головой всадника, она использовала гипсовую маску, снятую еще при жизни Петра скульптором Растрелли.
А вы знаете, что, по утверждению коренных петербуржцев, Государь смотрит на всех с любовью в глазах?
Слайд 8. По легенде Мари-Анна Колло была влюблена в своего учителя, и когда она заканчивала лицо скульптуры, все свое трепетное отношение к Мастеру она вложила в глаза царя.
Учитель истории:
Слайд 6. (Возврат по гиперссылке.)
Вопросы обучающимся:
1. Определите вид и стиль искусства, которые мы упоминали выше.
2. Создавая то или иное произведение, автор зачастую воплощает в нем свой взгляд на модель. Каким же, на ваш взгляд, увидел русского императора Фальконе?
3. Что, по вашему мнению, необычного в этом памятнике?(Деятельность обучающихся.)
Уточнение учителя: у этого памятника необычная для того времени композиция - вставший на дыбы конь. «Мой царь не держит никакого жезла, он простирает свою благодетельную десницу над объезжаемую им страной. Он поднимается наверх скалы, служащей ему пьедесталом, - это эмблема побеждённых им трудностей» - вот что претворил в жизнь скульптор. Для устойчивости композиции двух опор, копыт коня, было недостаточно. Тогда Фальконе придумал третью опору - хвост коня, соприкасавшийся с извивающимся под копытом змеем.
4. Монумент воздвигнут на необычном постаменте. Что вы можете сказать о нем? (Деятельность обучающихся.)
Уточнение учителя: «Гром-камень»,так его назвали, для постамента был найден недалеко от Петербурга. Доставка заняла более 1,5 лет. Вес его 1600 тонн. Привезли его с помощью специально для этого придуманных приспособлений. По замыслу автора камень должен был символизировать «дикую Россию», которую, как скажет потом А. С. Пушкин «Петр поднял на дыбы».
5. Какая надпись высечена на «Гром-камне»? Кто автор этих слов? (Деятельность обучающихся.)
Уточнение учителя: по просьбе Екатерины II поэт Г. Р. Державин составил несколько вариантов надписи на постаменте. Россия в тот период стала поистине величайшей морской державой, обладала огромными запасами и была лидером среди самых крупных государств Старого Света. Императрица выбрала поистине лаконичную фразу: «Петру I Екатерина II Лета 1782», - это означает звание Великих императоров, ее и Петра I. Она, как идейная и духовная последовательница Петра Великого, подчеркивала, что «вторая» она после великого реформатора Петра I.
6. Какой вы можете сделать вывод о значении данного исторического памятника для российской истории? (Деятельность обучающихся.)
Уточнение учителя: действительно, памятник Петру I, установленный на Сенатской площади в Санкт-Петербурге, это знак благодарности Екатерины великому зачинателю «России славной, России сильной».
Педагог-библиотекарь:
Задание обучающимся:
7. Какие вы узнали для себя новые черты первого российского императора, благодаря анализу данного скульптурного произведения искусства? (Приложение 3)
8. Пожалуйста,если у вас возникли какие-либо вопросы, отразите их также в нашей таблице ЗУХ.
История - гуманитарная наука, но она не возможна без чисел и хронологических цепочек. (Переход по гиперссылке с 6 слайда.)
9. Назовите дату,когдасостоялось торжественное открытие Медного всадника? (Деятельность обучающихся.)
Учитель истории. А теперь значение чисел в истории.
Слайд 10. Вопросы обучающимся:
1. На экране написаны даты. Что вы можете сказать об этом перечне?
(Указаны даты правления российских императоров 18 века.)
2. На какие даты вы бы обратили особое внимание?
Уточнение учителя: среди них можно выделить две даты - периоды правления Петра I и Екатерины II, каждый из которых насчитывает более 30 лет, что возможно, также способствовало проведению этими правителями реформ. (Деятельность обучающихся.)
Педагог-библиотекарь:
Слайд 11. (Игровой момент.) Еще раз обратитевнимание на памятник Петру I и на слова, которые проецируются на экране.
Два года назад мы отмечали 400-летие дома Романовых: воцарение Михаила Фёдоровича Романова на московский престол 11 июня 1613 года. А в каком году праздновали 300-летие? (Деятельность обучающихся.)
Итак, в дни празднования 300-летия дома Романовых по Невскому проспекту проследовал кортеж.
Слайд 12. (Видеоролик.)
Все серебряные подковы лошадей держались лишь на одном гвозде.
Вопрос обучающимся: С какой целью животных так подковали?
(Деятельность обучающихся: подковы «на счастье» мог подбирать простой народ; первый правильно ответивший получает подкову на счастье.)
Учитель истории:
Вопрос обучающимся: Каковы были обстоятельства, при которых восходили на российский престол, представители императорской фамилии XVIII века, например Петр I? (Деятельность обучающихся.)
Слайд 13. Проецируется картина И. Е. Репина «Правительница Софья Алексеевна в монастыре».
Уточнение учителя: До совершеннолетия наследников престола правительницей была назначена их старшая сестра Софья. Софья, стремясь закрепить власть в своих руках, подготовила в 1698 г. переворот с участием стрельцов. Петр в составе Великого Посольства в 1697-1698 гг. находился за границей, чтобы найти союзников в войне против Турции за выход в Черное море. Он узнал о том, что стрельцы в сговоре с Софьей намереваются свергнуть его с престола. Срочно возвратившийся из - за границы Петр I возглавил следствие, и мятежников ждала жестокая расправа. Сотни стрельцов были казнены и сосланы, Софья - заточена в Новодевичий монастырь.
Педагог-библиотекарь:
Слайд 14. Перед вами картина Василия Сурикова «Утро стрелецкой казни».
Вопросы обучающимся:
1. Как называется представленный вид искусства?
2. Каков его жанр?
3. Опишите сюжет картины, предположите дату описанного события
Задание обучающимся:
Наверное, у вас уже возникли новые вопросы, касающиеся личности Петре I, сформулируйте их для себя в таблице ЗУХ. Обратите внимание на заполнение листов самооценивания. Не забывайте о цели нашего урока. (Приложения 1, 2,3) (Деятельность обучающихся.)
V. Закрепление новых знаний, повторение взаимосвязи всех изученных понятий.
Учитель истории:
Мы с вами говорили о российских императорах. Теперь попрошу внимания на экран. Вам будем представлен сюжет, содержание которого для вас знакомо.
Слайд 15. (Видеоролик: карта, показывающая путь продвижения Наполеона от Парижа до Москвы.)
Задание обучающимся по контурной карте «Вторжение наполеоновской армии в Россию»:
1. Покажите направления наступления войск Наполеона на Москву.
2. Отметьте место главного сражения русских войск с французскими.
3. Надпишите дату. Не забудьте про условные обозначения. (Деятельность обучающихся.)
Педагог-библиотекарь:
Слайд 16. Мы привыкли к тому, что Наполеон величайший полководец, создатель армии нового образца. Но не все знают, что Наполеон Бонапарт был довольно хорошим математиком, писал мемуары, любил музыку, обладал феноменальной памятью и работоспособностью, острым умом, даром дипломата, артиста. Он находил время для занятий различными науками для собственного удовольствия, чувствовал в них красоту и объект, достойный приложения остроумия и изобретательности.
Слайд 17. Завоевав большую часть Европы, Наполеон предпринимает поход в Россию, надеясь на свои силы, ум, расчеты. Правители России и Франции решают встретиться в генеральном сражении.
Вопрос обучающимся: Как называлось то место, где Наполеон и Кутузов наметили решающую встречу? (Деятельность обучающихся.)
Учитель истории:
Представляю вам метод исторического моделирования - это графическое представление динамики исторического события.
Работа в группах. Задание обучающимся:
Представьте графическую модель Бородинского сражения. На листе бумаги Вы должны будете показать:
- месторасположения войск Наполеона и Кутузова к утру 26 августа 1812 года;
- динамику переменных успехов французского и русского противников;
- итоги сражения.(Деятельность обучающихся.) (Приложение 4)
Слайд 18. Обратите внимание на слайд и сравните свою модель с представленной позицией.
Педагог-библиотекарь:
Слайд 19. Л. Н. Толстой сказал о стихотворении М. Ю. Лермонтова «Бородино» такие слова: «Бородино» Лермонтова было зерном, из которого вырос роман».
Вопрос обучающимся: Назовите этот роман. (Деятельность обучающихся.)
Кто то уже прочитал это великое произведение, кто то еще будет читать. Но, наверное, надо понимать, что в романе много противопоставлений.
(Представление видеороликапо щелчку.)
Слайд 20. Перед вами прижизненное издание «Войны и мира».
Вопрос обучающимся:Как вы считаете, почему в заглавии романа Л. Н. Толстого союз «и» пишется обычной буквой «и», а в слове «мiр» стоит «и» с точкой? (Деятельность обучающихся: версии.)
(Проецируется на слайде по щелчку.)
Во-первых, в славянской Буквице три варианта буквы «И»:
1. Иже - Союз, истина, единение, единство.
2. Ижеи - Вселенная, система мироздания, все существующие в природе миры.
3. Инить - Община, объединение людей, связанных общими интересами.
Во-вторых, в дореволюционных книгах употреблялась эта буква именно в двух написаниях. Слово «мир» имело два основных значения: «мир» в смысле «мирное время» и «мир» в значении «народ», «вселенная», «земля». Раньше это были два совершенно разных слова. И писались они по-разному.
Лев Николаевич Толстой написал роман не под названием «Война и мирное время». Он имел в виду философски более глубокое смысловое значение - «Война и народ», «Война и Вселенная». К сожалению, с отменой буквы «i» мы теряем понимание смысла названия этого великого литературного произведения.
Учитель истории:
Наполеон - выдающаяся личность в истории. Однако загадочные и мистические совпадения заставляют содрогнуться и задуматься о том, что мы живем в мире, где ничего не происходит случайно, а все события запланированы Высшими Силами… Внимательно приглядевшись к числам можно увидеть некоторые закономерности.
Педагог-библиотекарь:
В романе «Война и мир» говорится: «Пьеру было открыто одним из братьев-масонов следующее, выведенное из Апокалипсиса Иоанна Богослова, пророчество относительно Наполеона».
Задание обучающимся: работа с отрывком текста романа Л. Н. Толстого «Война и мир».
Слайд 21. Французские буквы подобно латинскому число-изображению, по которому первыми десятью буквами означаются единицы, прочими десятки, имеют следующее значение.
Слайд 22. Написав по этой азбуке цифрами слова Наполеона, выходит, что сумма этих чисел равна 666 и поэтому Наполеон тот зверь, о котором предсказано в Апокалипсисе. Также вторые два слова говорят о том, что предел власти Наполеона наступил в 1812 году, в котором французскому императору минуло 42 года.
Задание обучающимся: отразите свои новые впечатления о Наполеоне Бонапарте в таблице ЗУХ. (Приложение 2)
Слайды 23-24. Исследовательское задание: «Какое число соответствует вашему имени и фамилии».
А сейчас Вы попробуете написатьсвои имя и фамилию на латинском языке. Сложите полученные числа так, чтобы у вас получилась одна цифра. И вы узнаете число своего жизненного пути. (Деятельность обучающихся.)
VI. Оценка результативности урока. Рефлексия. Оценивание.
Учитель истории:
Давайте еще раз вспомним тему и цель нашего сегодняшнего урока. Как звучал наш ключевой вопрос? (Деятельность обучающихся.)
Слайд 25. Задание обучающимся:объединитесь в пары для работы и представьте ответ на ключевой вопрос в виде синквейна. (Деятельность обучающихся: презентации групп.) (Приложения 4, 5)
Вопрос обучающимся:
Что Вы узнали для себя новое на уроке? Как вы думаете, пригодится ли вам эта информация в будущем и почему? (Приложение 1)
Приложения к статье доступны для скачивания внизу страницы.
Список литературы:
1. Загладин Н.В., Симония Н.А. История России и мира с древнейших времён до конца XIX века: учебник для 10 класса. М.: Русское слово, 2012. 400 с.
2. Овезова Н. Разговор «Зачем нужна история?» [Электронный ресурс]: поэтическая соц. сеть «Поэмбук». URL: (дата обращения: 22.05.2015).
3. Поташник М.М., Левит М.В. Как подготовить и провести открытый урок (современная технология). М.: Пед. О-во России, 2014. 144 с.
4. Толстой Л.Н. Война и мир: роман-эпопея в 4 т. М.: ИД Синергия, 2002. (Т. 3, ч. I; гл. XIX). С. 77-78.
5. Хуторской А.В. Как разработать творческий урок [Электронный ресурс]. Версия 2.0. М.: ЦДО «Эйдос», 2006.
6. Ютуб [Электронный ресурс]: видеохостинг. URL: (дата обращения: 22.05.2015).
7. Яндекс. Поиск по картинке [Электронный ресурс]: поисковый сервис. URL: (да