- Учителю
- Урок+презентация по истории России для 10 класса по теме «Кто в Киеве начал первее княжить?»
Урок+презентация по истории России для 10 класса по теме «Кто в Киеве начал первее княжить?»
Учебный предмет: История России, 10 класс.
Название: Урок в 10 классе по теме: «Кто в Киеве нача первее княжити?»
Тип урока: повторительно-обобщающий.
Место урока в учебном плане: итоговый по теме: «Русь в IX - начале XII вв.».
Методы: словесный, наглядный, самостоятельная работа.
Цели урока: Дидактическая цель: создать условия для обобщения и осмысления изученного материала в соответствии с индивидуальными особенностями учащихся;
Цели по содержанию:
Образовательный аспект:
- ознакомление учащихся с различными версиями образования государственности на Руси;
- анализ исторических и исследовательских источников (норманнская, антинорманнская и центристская теории образования государственности на Руси), имеющих не только обобщенно-исторический, но и глубоко личностный смысл;
- выявление различных подходов к решению этих проблем.
Развивающий аспект: развитие коммуникативных навыков, умения работать с информацией;
Воспитательный аспект: создание условий для формирования чувства патриотизма, уважения к истории и традициям нашей Родины, и активной жизненной позиции учащихся.
Оборудование урока:
Учебное пособие: «История России с древнейших времен до конца XVIII в.» (под ред. А.Н. Сахарова);
Настенная карта «Древнерусское государство в IX - X вв.»;
Компьютер и мультимедийный проектор;
Мультимедийная презентация «Кто в Киеве нача первее княжити?»;
Раздаточный материал.
План урока:
1) Организационный момент (1 минута)
2) Закономерности складывания раннего государства. Государство Киевская Русь (20 минут)
3) Деятельность первых русских князей (20 минут)
4) Подведение итогов. Домашнее задание (4 минуты)
Ход урока.
При проведении повторительно-обобщающего урока важным является систематизация изученного материала, выделение ключевых моментов темы, выявление межпредметных связей и закрепление полученных знаний. Для достижения этих целей на уроке использованы мультимедийная презентация «Кто в Киеве нача первее княжити?» (автор - Четыров У.Б.), печатные тесты (автор - Кузнецова Е.А. )
1) Организационный момент. Постановка цели и задач урока.
2) Закономерности складывания раннего государства. Государство Киевская Русь.
Вопросы для обсуждения: Великое переселение народов и роль славян в этом процессе. Племенные союзы восточных славян в IX в. (слайды № 2-3).
Основные восточнославянские племена и места их расселения
Кривичи
Верховья рек Волги, Днепра, Западной Двины
Вятичи
Река Ока
Ильменские словене
Вокруг озера Ильмень и по реке Волхов
Радимичи
Река Сож
Древляне
Река Припять
Дреговичи
Между реками Припять и Березина
Поляне
По западному берегу реки Днепр
Уличи и Тиверцы
Юго-запад Восточно-Европейской равнины
Северяне
По среднему течению реки Днепр и по реке Десна
Задание № 1. Письменно расположить восточнославянские племена по оси север-юг и восток-запад вокруг полян.
Предпосылки возникновения государства у славян (слайд № 4):
политические (усиление роли военной знати - князь, дружина);
экономические (возникновение имущественного неравенства);
социальные (переход к соседской общине; участие в Великом переселение народов);
внешнеполитические (постоянное военное давление соседей - кочевники, варяги).
Особенности раннего государства: сочетание признаков государства и пережитков родового строя (слайд № 5).
Признаки раннего государства
Родовые пережитки
Наследственная власть князя
Сохраняется вече - собрание свободных
общинников
Постоянная дружина, лично преданная
князю
Народное ополчение в случае необходимости
Особый суд князя
Традиционное право (кровная месть и божий суд)
Появление категорий зависимого населения (холопы, закупы, рядовичи)
Зависимость общинников ограничивается сбором дани
Слайд № 6
Концепции происхождения государства
Классовая Договорная
Государство возникает в Государство возникает
период распада родовых вследствие договора между
отношений в результате людьми
появления имущественного
неравенства, социальной
дифференциации,
собственности на орудия
труда и землю и т.д.
Теории возникновения государства у восточных славян.
Суть спора норманнистов и антинорманнистов (слайд № 7).
Теории возникновения государства у восточных славян
Славянская Центристская Норманнская
(антинорманнская)
Отрицается роль варягов Древнерусское государство Древнерусское государство
в образовании древнерус- возникло как результат внут- создано норманнами (варя-ского государства и приз- реннего общественного раз- гами) с добровольного сог-
вание их на княжение вития славян, но и при учас- ласия славян
тии варягов
М.В. Ломоносов А.Л. Юрганов Г.З. Байер
Б.А. Рыбаков Л.А. Кацва А.Л. Шлецер XVIII в.
и большинство современных Г.Ф. Миллер
историков
Н.М. Карамзин
С.М. Соловьев XIX в.
Формирование государства Киевская Русь - киевоцентристская, биполярная и полицентрическая теории (слайд № 8).
Киевоценристская версия
(Б.А. Рыбаков:
«История делалась на Юге»)
Биполярная версия
(Все основные события IX-X вв. происходили вокруг оси
Киев-Новгород)
Полицентрическая версия
(Образование государства проходило вокруг племенных центров)
Киевская Русь - научный термин, появившийся гораздо позднее.
Время существования Киевской Руси: 882 г. (объединение Киева и Новгорода
Олегом Вещим) - 1132 г. (смерть Мстислава Великого)
Версии происхождения термина Русь (слайд № 9):
Трактовки происхождения термина «Русь)
Отечественная
Зарубежная
Концепции
Днепрово-Киевская
(М.Н. Тихомиров, Б.А. Рыбаков)-
От названия реки Рось, впадавшей
в Днепр южнее Киева
Скандинавская (норманнская)
(А.Л. Шлецер, Г.Ф. Миллер, Г.З. Байер, В.Томсен и др.) -
от финского ruotsi - Швеция;
от древнеисландского rohts - гребцы, мореходы
Русы = норманны = варяги
Южно-балтийская
(М.В. Ломоносов, М.П. Погодин, А.Н. Сахаров и другие) -
От названия реки Неман - Руса
Варяги - общее название народов, живущих на берегах Южной Балтии
Южно-германская
(А.В. Назаренко) - от древненемец-кого ruzzia - заимствовано из славянских языков
Азово-причерноморская
(Г.В. Вернадский, А.Г. Кузьмин и др.) - от аланских кланов (русхасам) - Причерноморская Русия
Варяги = норманны
(«северные люди») - собирательное обозначение скандинавов в древнерусских письменных источниках
От латинского varangos -телохранитель, воин
От древнескан-динавского var
верность, обет, порука
3) Деятельность первых русских князей.
Вопросы для обсуждения:
Кто такие Рюриковичи и каково родословное древо первых русских князей?
Задание № 2. Составить синквейн на одного из первых древнерусских князей. Синквейн - в переводе с французского означает «стихотворение, состоящее из пяти строк». Написание синквейна - это вариант рефлексивного осмысления учеником изученного материала. Ученик резюмирует информацию и свое отношение к ней, составив пять строчек по следующим правилам (слайд № 10):
1) Название темы - понятие, явление, процесс, имя и т.д.
2) Описание темы - два прилагательных, ассоциирующихся с основным понятием, характеризующих его.
3) Описание действия - три глагола, ассоциирующихся с основным понятием.
4) Оценка - фраза (можно - крылатое выражение), описывающая суть изучаемого понятия или процесса.
5) Одно слово - характеристика сущности, выражающее личное отношение.
Пример синквейна на князя Святослава (слайд № 11):
Святослав
Благородный, мужественный
Воевал, подчинял, расширял
Александр Македонский Древней Руси
Воитель
Вторая часть презентации - Рюриковичи (слайды № 12-19) представляет собой минимальную характеристику каждого исторического деятеля, сопровождается его предполагаемым изображением и служит для закрепления обсуждаемого материала.
Задание № 3. Выполнение теста «Деятельность первых русских князей». Его выполнение рассчитано на 5 минут. Тест позволяет организовать самостоятельную работу учащихся и закрепить полученные знания.
4) Подведение итогов. Домашнее задание.
Домашнее задание: Написать эссе об одном из первых древнерусских князей.
Приложение 1.
Текст 1. "Повесть временных лет" о призвании варягов
Спустя много времени сели славяне по Дунаю, где теперь земля Венгерская и Болгарская. И от этих славян разошлись славяне по земле и прозвались именами своими, где кто сел на каком месте. Так, например, одни, придя, сели на реке именем Морава и прозвались морава, а другие назвались чехи. А вот еще те же славяне: белые хорваты, и сербы, и хорутане. Когда волохи напали на славян на дунайских, и поселились среди них, и притесняли их, то славяне эти пришли и сели на Висле и прозвались ляхами, а от тех ляхов пошли поляки, другие ляхи - лутичи, иные - мазовшане, иные - поморяне.
Также и эти славяне пришли и сели по Днепру и назвались полянами, а другие - древлянами, потому что сели в лесах, а еще другие сели между Припятью и Двиною и назвались дреговичами, иные сели по Двине и назвались полочанами, по речке, которая впадает в Двину и носит название Полота. Те же славяне, которые сели около озера Ильменя, прозвались своим именем - славянами, и построили город, и назвали его Новгородом. А другие сели по Десне, и по Семи, и по Суле и назвались северянами. И так разошелся славянский народ, а по его имени и грамота назвалась "славянская".
Когда же поляне жили отдельно по горам этим1, тут был путь из Варяг в Греки и из Грек по Днепру, а в верховьях Днепра - волок до Ловоти, а по Ловоти входят в Ильмен, озеро великое; из этого же озера вытекает Волхов и впадает в озеро великое Нево2, и устье того озера впадает в море Варяжское3. И по тому морю можно плыть до Рима, а от Рима можно приплыть по тому же морю к Царьграду, а от Царьграда можно приплыть в Понт море4, в которое впадает Днепр река. Днепр же вытекает из Оковского леса5 и течет на юг, а Двина из того же леса течет, а направляется на север и впадает в море Варяжское. Из этого же леса течет Волга на восток и впадает семьюдесятью устьями в море Хвалисское. Так и из Руси можно плыть по Волге в Болгары и в Хвалисы и дальше на восток пройти в удел Сима, а по Двине - в землю Варягов, от Варяг до Рима; от Рима же и до племени Хама. А Днепр впадает устьем в Понтийское море; это море слывет Русским.
Поляне же жили в те времена отдельно и управлялись своими родами; ибо и до той братии о которой речь в дальнейшем были уже поляне, и жили они родами на своих местах, управляясь каждые своим родом. И были три брата: один по имени Кий, другой Щек и третий Хорив, а сестра их была Лыбедь. Сидел Кий на горе, где ныне подъем Боричев, а Щек сидел на горе, которая ныне называется Щековица, а Хорив на третьей горе, которая прозвалась по нему Хоривицей. И построили городок во имя старшего своего брата, и назвали его Киев. Был кругом города лес и бор велик, и ловили там зверей. И были те мужи мудры и смыслены, и назывались они полянами, от них поляне и до сегодня в Киеве.
Некоторые же, не зная, говорят, что Кий был перевозчиком; был-де тогда у Киева перевоз с той стороны Днепра, отчего и говорили: "На перевоз на Киев". Однако если бы Кий был перевозчиком, то не ходил бы к Царьграду. А между тем, Кий этот княжил в роде своем, и ходил он к царю, - не знаем только к какому царю, но только знаем, что великие почести воздал ему, как говорят, тот царь, при котором он приходил. Когда же он возвращался, пришел он на Дунай, и облюбовал, место, и срубил небольшой город, и хотел обосноваться в нем со своим родом, но не дали ему близживущие, Так и доныне называют придунайские жители городище Киевец. Кий же, вернувшись в свой город Киев, тут и умер; и братья его Щек и Хорив и сестра их Лыбедь тут же скончались.
И по смерти братьев этих потомство их стало держать княжение у полян, а у древлян было свое княжение, а у дреговичей свое, а у славян в Новгороде свое, а другое на реке Полоте, где полочане. От этих последних произошли кривичи, сидящие в верховьях Волги, и в верховьях Двины, и в верховьях Днепра, их же город -Смоленск. Именно там сидят кривичи, от них же происходят и северяне. А на Белоозере сидит весь, а на Ростовском озере меря, а на Клещине озере8 также меря. А по реке Оке - там, где она впадает в Волгу, - мурома, говорящая на своем языке, и черемисы, говорящие на своем языке, и мордва, говорящая на своем языке. Вот кто только говорит по-славянски на Руси: поляне, древляне, новгородцы, полочане, дреговичи, северяне, бужане, прозванные так потому, что сидели по Бугу, а затем ставшие называться волынянами. А вот другие народы, дающие дань Руси: чудь, меря, весь, мурома, черемисы, мордва, пермь, печера, ямь, литва, зимигола, корсь, нарова, ливонцы, - эти говорят на своих языках. В те времена существовали и обры, воевавшие против царя Ираклия и чуть было его не захватившие. Эти обры, воевали и против славян и примучили дулебов - также славян, и творили насилие женам дулебским: если поедет куда обрин, то не позволял запречь коня или вола, но приказывал впречь в телегу три, четыре или пять жен и вести его - обрина. И так мучили дулебов. Были же эти обры велики телом, а умом горды, и Бог истребил их, и'умерли все, и не осталось ни одного обрина. И есть поговорка на Руси и до сего дня: "Сгинули как обры", - их же нет ни племени, ни потомства.
Поляне же, жившие сами по себе, как мы уже говорили, были из славянского рода и только после назвались полянами, и древляне произошли от тех же славян и также не сразу назвались древляне; радимичи же и вятичи - от рода ляхов. Были ведь два брата у ляхов - Радам, а другой - Вятко; и пришли, и сели: Радам на Соже, и от него прозвались радимичи, а Вятко сел с родом своим по Оке, от него получили свое название вятичи. И жили между собою в мире поляне, древляне, северяне, радимичи, вятичи и хорваты. Дулебы же жили по Бугу, где ныне волыняне, а уличи и тиверцы сидели по Днестру и соседили с Дунаем. Было их множество: сидели они прежде по Днестру до самого моря, и сохранились города их и доныне.
Все они эти племена имели свои обычаи и законы своих отцов и предания, и каждые - свой нрав. Поляне имеют обычай отцов своих кроткий и тихий, стыдливы перед снохами своими и сестрами, матерями и родителями; перед свекровями и деверями великую стыдливость имеют; имеют и брачный обычай: не идет зять за невестой, но приводят ее накануне, а на следующий день приносят за нее - что дают. А древляне жили звериным обычаем, жили по-скотски, убивали друг друга, ели все нечистое, и браков у них не бывало, но умыкали девиц у воды. А радимичи, вятичи и северяне имели общий обычай; жили в лесу, как звери, ели все нечистое и срамословили при отцах и при снохах. И браков у них не бывало, но устраивались игрища между селами, и сходились на эти игрища, на пляски и на всякие бесовские песни и здесь умыкали себе жен по сговору с ними; имели же по две и по три жены. И если кто умирал, то устраивали по нем тризну, а затем делали большую колоду и возлагали на эту колоду мертвеца и сжигали, а после, собрав кости, вкладывали их в небольшой сосуд и ставили на столбах при дорогах, как делают и теперь еще вятичи. Этого же обычая держались и кривичи и прочие язычники, не знающие Закона Божьего, но сами себе устанавливающие закон.
Вслед за тем, по смерти братьев этих Кия, Щека и Хорива, поляне были притесняемы древлянами и иными окрестными людьми. И нашли их хазары сидящими на горах этих в лесах, и сказали: "Платите нам дань". Поляне, посовещавшись, дали от дыма по мечу. И отнесли их хазары к своему князю и к своим старейшинам, и сказали им: "Вот, новую дань захватили мы". Те же спросили у них: "Откуда?" Они же ответили: "В лесу на горах над рекою Днепром". Опять спросили те: "А что дали?" Они же показали меч. И сказали старцы хазарские: "Не добрая дань эта, княже: мы доискались ее оружием, острым только с одной стороны, то есть саблями, а у этих оружие обоюдоострое, то есть мечи: станут они когда-нибудь собирать дань и с нас, и с иных земель". И сбылось это все.
В год 6367". Варяги из заморья взимали дань с чуди, и со славян, и с мери, и с всех кривичей, а хозары брали с полян, и с северян, и с вятичей, - брали по серебряной монете и по белке от дыма12.
В год 6370. Изгнали варяг за море и не дали им дани, и начали сами собой владеть. И не было среди них правды, и встал род на род, и была у них усобица, и стали воевать сами с собой. И сказали они себе: "Поищем себе князя, который бы владел нами и судил по праву". И пошли за море к варягам, к руси. Те варяги назывались русью подобно тому, как другие называются свей13, а иные норманны и англы, а еще иные готландцы, - вот так и эти прозывались. Сказали руси чудь, славяне, кривичи и весь: "Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет. Приходите княжить и владеть нами". И избрались трое братьев со своими родами и взяли с собой всю русь, и пришли к славянам, и сел старший Рюрик в Новгороде, а другой - Синеус - на Белоозере, а третий - Трувор - в Изборске. И от тех варягов прозвалась Русская земля. Новгородцы же - те люди от варяжского рода, а прежде были славяне. Через два же года умерли Синеус и брат его Трувор. И овладел всею властью один Рюрик, и стал раздавать мужам своим города - тому Полоцк, этому Ростов, другому Белоозеро. Варяги в этих городах - находники, а коренное население в Новгороде - славяне, в Полотске - кривичи, в Ростове - меря, в Белоозере - весь, в Муроме - мурома, и над теми всеми властвовал Рюрик. И было у него два мужа, не родственники его, но бояре, и отпросились они в Царьград со своим родом. И отправились по Днепру, и когда плыли мимо, то увидели на горе небольшой город. И спросили: "Чей это городок?" Тамошние же жители ответили: "Были три брата Кий, Щек и Хорив, которые построили городок этот и сгинули, а мы тут сидим, их потомки, и платим дань хозарам". Аскольд же и Дир остались в этом городе, собрали у себя много варягов и стали владеть землею полян. Рюрик же в это время княжил в Новгороде.
В год 6387. Умер Рюрик и, передав княжение свое Олегу - родичу своему, - отдал ему на руки сына Игоря, ибо был тот еще очень мал.
В год 6390. Выступил в поход Олег, взяв в собою много воинов: варягов, чудь, славян, мерю, весь, кривичей, и пришел к Смоленску с кривичами, и принял власть в городе, и посадил в нем своих мужей. Оттуда отправился вниз и взял Любеч, и также посадил своих мужей. И пришли к горам Киевским, и узнал Олег, что княжат тут Аскольд и Дир. Спрятал он одних воинов в ладьях, а других оставил позади, а сам подошел к горам, неся ребенка Игоря. И подплыл к Угорской горе, спрятав своих воинов, и послал к Аскольду и Диру, говоря им, что-де "Мы купцы, идем к грекам от Олега и княжича Игоря. Придите к нам, к родичам своим". Когда же Аскольд и Дир пришли, все спрятанные воины выскочили из ладей, и сказал Олег Аскольду и Диру: "Не князья вы и не княжеского рода, но я княжеского рода", а когда вынесли Игоря, добавил: "Вот он сын Рюрика". И убили Аскольда и Дира, отнесли на гору и погребли: Аскольда - на горе, которая называется ныне Угорской, где теперь Ольмин двор; на той могиле Ольма поставил церковь святого Николы; а Дирова могила - за церковью святой Ирины. И сел Олег, княжа, в Киеве, и сказал Олег: "Да будет матерью городам русским". И были у него варяги, и славяне, и прочие, прозвавшиеся Русью. Тот Олег начал ставить города и установил дани славянам, и кривичам, и мери, положил и для варягов давать дань от Новгорода по 300 гривен ежегодно ради сохранения мира, что и давалось варягам до самой смерти Ярослава.
В год 6406. А славянский народ и русский един, от варягов ведь прозвались Русью, а прежде были славяне; хоть и полянами назывались, но речь была славянской. Полянами прозвались потому, что сидели в поле, а язык был им общий - славянский.
Текст 2. Н.М. Карамзин о призвании варягов
Николай Михайлович Карамзин (1766- 1826) - русский историк, автор многотомной и очень популярной "Истории государства Российского ". В его описании русской истории на первое место выходит патриотическая политико-назидательная задача, на второе - художественная позиция, суть которой - максимально возможная достоверность при описании исторических явлений, совмещенная с "живописностью", с описанием ярких героических образов, которыми столь богата история России.
Призвание варягов стало, по мнению ученого, центральным событием истории восточного славянства, покончившим с рассеянным состоянием славянских племен и положившим основание Древнерусского монархического государства. Варяги "дали России первых государей и самое имя". При этом Карамзин уточняет, что варяги не завоевали славянские и угро-финские племена, а были добровольно ими призваны, они "добровольно уничтожают свое древнее народное правление, и требуют государей от варягов".
Концепции Карамзина присуща трактовка исторического факта как элемента прагматического повествования. Текст сочетает и научное установление исторического факта, и его психологическое объяснение. Событие часто служит отправной точкой, поводом для разворачивания психологических характеристик и морализующих сентименталистских рассуждений. Психологизм является не только средством объяснения фактов, но и самостоятельной литературной темой.
Главный пункт историка-политической программы Карамзина - "Самодержавие основало и воскресило Россию". "Россия основалась победами и единоначалием, гибла от разновластия, а спаслась мудрым самодержавием", - утверждает историк. Было время, когда Россия, рожденная, возвеличенная единовластием, не у ступала в силе и в гражданском образовании передовым Европейским державам. Но вследствие между усобиц и развала единого государства "нашествие Батыево ниспровергло Россию". И только Иван III восстанавливает былое могущество, единовластие.
При написании своего труда Карамзин учел практически все введенные в научный оборот отечественные и зарубежные источники, содержащие сведения об истории Руси начального периода, критически их осмыслил, подробно прокомментировал. Многие из этих источников использованы Карамзиным впервые.
Считая варягов норманнами, скандинавами, Карамзин поддержал историографическую идею XVIII века о создании варягами Русского государства. Но эта идея соответствовала его концепции благотворной роли монархии, самодержавия для процветания страны: кто был инициатором этого государственного начала не имеет большого значения.
Вопрос об этнической принадлежности варягов решался Карамзиным осторожно. Отстаивая свою точку зрения об их скандинавском происхождении, историк не обходит вниманием и другие идеи. Он приводит мнения других историков: В.Н. Татищева и И.Н. Болтина о том, что варяги - это финны, М.В. Ломоносова о южно-прибалтийском, прусском происхождении варягов. Приводит Карамзин и мнение об их датском происхождении и о том, что они являются "единоплеменниками славян". Особенно подробно пишет историк о прибалтийских славянах.
В соответствии со своим пониманием исторического развития, историограф считает призвание варягов не только отправной точкой создания государства, но и началом феодализма на Руси, под которым понимается появление системы уделов. Удельная система постоянно противоборствовала с системой единовластия, пока, наконец, не сокрушила последнюю.
Начало Российской Истории представляет нам удивительный и едва ли не беспримерный в летописях случай: Славяне добровольно уничтожают свое древнее правление, и требуют Государей от Варягов, которые были их неприятелями. Везде меч сильных или хитрость честолюбивых вводили Самовластие (ибо народы хотели законов, но боялись неволи): в России оно утвердилось с общего согласия граждан: так повествует наш Летописец - и рассеянные племена Славянские основали Государство, которое граничит ныне с древнею Дакиею и с землями Северной Америки, с Швециею и с Китаем, соединяя в пределах своих три части мира. Великие народы, подобно великим мужам, имеют свое младенчество, и не должны его стыдиться: отечество наше, слабое, разделенное на малые области до 862 года, по летосчислению Нестора, обязано величием своим счастливому введению Монархической власти.
Желая некоторым образом изъяснить сие важное происшествие, мы думаем, что Варяги, овладевшие странами Чуди и Славян за несколько лет до того времени, правили ими без угнетения и насилия, брали дань легкую и наблюдали справедливость. Господствуя на морях, имея в IX веке сношение с Югом и Западом Европы, где на развалинах колосса Римского основались новые Государства, и где кровавые следы варварства, обузданного человеколюбивым духом Христианства, уже отчасти изгладились счастливыми трудами жизни гражданской - Варяги или Норманны долженствовали быть образованнее Славян и Финнов, заключенных в диких пределах Севера; могли сообщить им некоторые выгоды новой промышленности и торговли, благодетельные для народа. Бояре Славянские, недовольные властию завоевателей, которая уничтожала их собственную, возмутили, может быть, сей народ легкомысленный, обольстили его именем прежней независимости, вооружили против Норманнов и выгнали их; но распрями личными обратили свободу в несчастие, не умели восстановить древних законов и ввергнули отечество в бездну зол междоусобия. Призвание Князей Варяжских в Россию. Тогда граждане вспомнили, может быть, о выгодном и спокойном правлении Норманском: нужда в благоустройстве и тишине велела забыть народную гордость, и Славяне, убежденные - так говорит, древняя летопись не упоминает о сем благоразумном советнике; но ежели предание истинно, то Гостомысл достоин бессмертия и славы в нашей Истории.
Новогородцы и Кривичи были тогда, кажется, союзниками Финских племен, вместе с ними плативших дань Варягам: имев, несколько лет одну долю, и повинуясь законам одного народа, они тем скорее могли утвердить дружественную связь между собою. Нестор пишет, что Славяне Новогородские, Кривичи, Весь и Чудь отправили посольство за море, к Варягам-Руси, сказать им: Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет: идите княжить и владеть нами. Слова простые, краткие и сильные! Братья, именем Рюрик, Синеус и Трувор, знаменитые или родом или делами, согласились принять власть над людьми, которые, умев сражаться за вольность, не умели ею пользоваться. Окруженные многочисленною Скандинавскою дружиною, готовою утвердить мечем права избранных Государей, сии честолюбивые братья навсегда оставили отечество. Рюрик прибыл в Новгород, Синеус на Белоозеро в область Финского народа Веси, а Трувор в Изборск, город Кривичей. Смоленск, населенный также Кривичами, и самый Полоцк оставались еще независимыми и не имели участия в призвании Варягов. Следственно Держава трех Владетелей, соединенных узами родства и взаимной пользы, от Белоозера простиралась только до Эстонии и Ключей Славянских, где видим остатки древнего Изборска. Сия часть нынешней С. Петербургской, Эст-ляндской, Новогородской и Псковской Губерний была названа тогда Русью, по имени князей Варяго-Русских. - Более не знаем никаких достоверных подробностей; не знаем, благословил ли народ перемену своих гражданских уставов? насладился ли счастливою тишиною, редко известною в обществах народных? или пожалел о древней вольности? Хотя новейшие Летописцы говорят, что Славяне скоро вознегодовали на рабство, и какой-то Вадим, именуемый Храбрым, пал от руки сильного Рюрика вместе со многими из своих единомышленников в Новгороде - случай вероятный: люди, привыкшие к вольности, от ужасов безначалия могли пожелать Властителей, но могли и раскаяться, ежели Варяги, единоземцы и друзья Рюриковы, утесняли их - однако ж сие известие, не будучи основано на древних сказаниях Нестора, кажется одною вымыслом.
Через два года, по кончине Синеуса и Трувора, старший брат, присоединив области их к своему Княжеству, основал Монархию Российскую. Уже пределы ее достигали на Восток до нынешней Ярославской и Нижегородской Губернии, а на Юг до Западной Двины; уже Меря, Мурома и Полочане зависели от Рюрика: ибо он, приняв Единовластие, отдал в управление знаменитым единоземцам своим, кроме Белоозера, Полоцк, Ростов и Муром, им или братьями его завоеванные, как надобно думать. Таким образом вместе с верховною Княжескою властию утвердилась в России, кажется, и Система Феодальная, Поместная или Удельная, бывшая основанием новых гражданских обществ в Скандинавии и во всей Европе, где господствовали народы Германские. Монархи обыкновенно целыми областями награждали Вельмож и любимцев, которые оставались их подданными, но властвовали как Государи в своих Уделах: система сообразная с обстоятельствами и духом времени, когда еще не было ни удобного сношения между владениями одной Державы, ни уставов общих и твердых, ни порядка в гражданских степенях, и люди, упорные в своей независимости, слушались единственно того, кто держал меч над их головою. Признательность Государей к верности Вельмож участвовала также в сем обыкновении, и завоеватель делился областями с товарищами храбрыми, которые помогали ему приобретать оные.
Аскольд и Дир
К сему времени Летописец относит следующее важное происшествие. Двое из единоземцев Рюриковых, именем Аскольд и Дир, может быть недовольные сим Князем, отправились с товарищами из Новагорода в Константинополь искать счастия; увидели на высоком берегу Днепра маленькой городок, и спросили: чей он? Им ответствовали, что строители его, три брата, давно скончались, и что миролюбивые жители платят дань Козарам. Сей городок был Киев: Аскольд и Дир завладели им; присоединили к себе многих Варягов из Новагорода; начали под именем Россиян властвовать как Государи в Киеве и помышлять о важнейшем предприятии, достойном Норманской смелости. Прежде шли они в Константинополь, вероятно, для того, чтобы служить Императору: тогда, ободренные своим успехом и многочисленно-стию войска, дерзнули объявить себя врагами Греции. Первое нападение Россиян на Империю, Судоходный Днепр благоприятствовал их намерению: вооружив 200 судов, сии витязи Севера, издревле опытные в кораблеплавании, открыли себе путь в Черное море и в самый Воспор Фракийский, опустошили огнем и мечем берега его, и скоро осадили Константинополь с моря. Столица Восточной Империи в первый раз увидела сих грозных неприятелей; в первый раз с ужасом произнесла имя Россиян. Молва народная возвестила их Скифами, жителями баснословной горы Тавра, уже победителями многих народов окрестных. Михаил III, Нерон своего времени, царствовал тогда в Константинополе, но был в отсутствии, воюя на берегах Черной реки с Агарянами283. Узнав от Эпарха или Наместника Цареградского о новом неприятеле, он спешил в столицу, с великою опасностию пробрался сквозь суда Российские, и не смея отразить их силою, ожидал спасения от чуда. Оно совершилось, по сказанию Византийских Летописцев. В славной церкви Влахернской, построенной Императором Маркианом на берегу залива, между нынешнею Перою и Царемградом, хранилася так называемая риза Богоматери, к которой прибегал народ в случае бедствий284. Патриарх Фотий с торжественными обрядами вынес ее на берег и погрузил в море, тихое и спокойное. Вдруг сделалась буря; рассеяла, истребила флот неприятельский, и только слабые остатки его возвратились в Киев.
Нестор согласно с Византийскими Историками описывает сей случай; но некоторые из них прибавляют, что язычники Российские, устрашенные Небесным гневом, немедленно отправили Послов в Константинополь, и требовали святого крещения. Окружная грамота Патриарха Фотия, писанная в исходе 866 года к Восточным Епископам, служит достоверным подтверждением сего любопытного для нас известия285. "Россы, говорит он, славные жестокостию, победители народов соседственных, и в гордости своей дерзнувшие воевать с Империею Римскою, уже оставили суеверие, исповедуют Христа и суть друзья наши, быв еще недавно злейшими врагами. Они уже приняли от нас Епископа и Священника, имея живое усердие к богослужению Христианскому". Константин Багрянородный и другие Греческие Историки пишут, что Россы поселились во время Царя Василия Македонского и Патриарха Игнатия, то есть, не ранее 867 года286. "Император (говорят они), не имея возможности победить Россов, склонил их к миру богатыми дарами, состоявшими в золоте, серебре и шелковых одеждах. Он прислал к ним Епископа, посвященного Игнатием, который обратил их в Христианство". - Сии два известия не противоречат одно другому. <��������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������
���������������������������������������
���� Михайлович Соловьев (1820 - 1879) - выдающийся русский историк - в характеристике первого периода русской истории исходит из определяющего влияния родового начала. Поскольку власть принадлежала княжескому роду, каждая земля в обязательном порядке признавала власть представителя этого рода, но выбирать этого представителя могла по своему усмотрению.
С.М. Соловьев впервые в исторической науке выделил проблему синтеза славянских и норманнских общественных элементов, при этом главный вопрос для него состоит в том, как определились отношения между призванным "правительственным началом" и призвавшими его племенами.
Отношения родового строя, как явления общественного быта, постепенно вытесняют дружинное начало, занесенное на Русь князьями-варягами. "Родовым бытом" объясняет С.М. Соловьев и принцип "старейшинства "городов, и господствующее в них вечевое начало. Семейные славянские понятия, отразившиеся на отношениях князей, отразились также и на отношениях городов, вследствие чего города новопостроенные стали относиться к древним как младшие к старшим, т. е. должны были находиться в "воле".
Историк, отождествляя русь с варягами, не сомневаясь в скандинавском происхождении варягов-руси и родоначальника княжеской династии, полагал, что это вопросы второстепенные. Проблема национальной принадлежности варягов-руси, таким образом, потеряла свою важность. Государство, по мнению С.М. Соловьева, есть явление исторически возникшее и исторически обусловленное внутренним развитием общества. "Государственное начало" начинает вызревать лишь во второй половине XII в., а окончательно утверждается только в XVI столетии.
Вместе с тем, считая варягов "третьими судьями ", историк приходит к выводу о привнесении норманнами на Русь государственного начала. На Восточно-европейской равнине до Рюрика живет несколько "редко разбросанных народцев" славянских и финских. Они живут особыми замкнутыми самостоятельными родами. Призвание князей ведет к объединению племен. Вместо племен, при объединении, появляются волости, каждая со своим князем, но эти князья все члены одного "нераздельного" рода, и эта "нераздельность"поддерживает единство земли во время "государственного младенчества ". Потом волости объединяются в государство, местные князья исчезают, появляется единовластие.
По окончании медленного, вследствие огромных размеров страны, процесса государственного объединения русское государство получает возможность войти в систему европейских государств с "сильным влиянием".
Поскольку славянские родоначальники, старейшины и князья племен по ненаследственности этого звания утратили свое положение с распространением власти норманнского рода на всю Русь, из их среды не могло возникнуть правящее сословие. Оно возникает под прямым воздействием дружины норманнских князей. Эта княжеская дружина мощно воздействует на образование нового общества, внося в его среду новое начало, сословное, в противоположность прежнему, родовому.
Парадоксальным образом норманнские князья подчиняются славянскому родовому быту, торжествующему как принцип правления династии, а норманнская дружина подрывает этот родовой быт: "...темный безразличный мир был встревожен, начали обозначаться формы, отдельные образы, разграничительные линии".Исторический процесс имеет внутреннюю закономерность, развивается "естественно и необходимо ". Народы живут по "известным законам", проходят "известные возрасты", но "три условия имеют особенное влияние на жизнь народа: природа страны, где он живет; природа племени, к которому он принадлежит; ход внешних событий, влияния, идущие от народов, которые его окружают."
Мы видели, что в половине IX века область нынешней России
вследствие природного влияния разделялась главным образом на две части: племена, жившие на юго-востоке, находились в подчиненности от азиатского племени, стоявшего лагерем на Дону и Волге; племена, жившие на северо-западе, должны были подчиниться знаменитым морским королям, предводителям европейских дружин, вышедшим с берегов Скандинавии: "Брали дань Варяги из-за моря на Чуди, Славянах Новгородских, Мери, Веси и на Кривичах151, а Козары брали на Полянах, Северянах, Радимичах и Вятичах, брали по горностаю152 и белке от дыма153'/. Летописец говорит о варягах, что они просто брали дань,; а о козарах, что они брали по горностаю и белке, - знак, что о делах на юге летописец имел подробнейшие сведения, чем о событиях на севере. Далее, под 862 годом, летописец говорит, что племена, платившие дань варягам, изгнали последних за море, не дали им дани и начали сами у себя владеть. Из этих слов должно заключить, что варяги не брали только дань с северных племен, но владели у них; иначе летописец не мог сказать, что после их изгнания племена начали сами у себя владеть и владели дурно, не могли установить внутреннего порядка: не было между ними правды, продолжает летописец, встал род на род, начались усобицы. В таких обстоятельствах племена собрались и сказали: "Поищем себе князя, который бы владел нами и судил по праву". Порешивши так, пошли они за море к варягам, к руси, и сказали им: "Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет: приходите княжить и владеть нами". Собрались три брата с родичами своими, взяли с собой всю русь и пришли.
При изображении нравов и обычаев славян вообще замечено уже было, что родовой быт условливал между ними вражду, на которую так прямо указывают писатели иностранные, знавшие славян; наш летописец подтверждает их показания: как скоро, говорит он, племена начали владеть сами собою, то не стало у них правды, т.е. беспристрастного решения споров, не было у них устава, который бы все согласились исполнять, не было власти, которая бы принудила ослушников к исполнению принятого устава. При столкновениях между родами, при общих делах решителями споров долженствовали быть старшины родов. Но могли ли они решать споры беспристрастно? Каждый старшина был представителем своего рода, блюстителем его выгод; при враждебных столкновениях между членами родов каждый старшина обязан был не выдавать своего родича; кто будет посредником в распре между старшинами? Разумеется, для ее решения род должен встать на род, и сила должна утвердить право. История племени и города, которые имели такое важное значение в описываемых событиях, история славян ильменских, Новгорода Великого, представляет лучшее доказательство сказанному. С течением времени родовые отношения здесь исчезли, но концы с своими старостами напоминали о родах, из которых могло составиться первоначальное народонаселение154, и вражда между концами заступила место родовой вражды; как прежде восставал род на род, так после восставал конец на конец, остальные брали сторону того или другого, а иногда оставались спокойными зрителями борьбы. Роды, столкнувшиеся на одном месте и по тому самому стремившиеся к жизни гражданской, к определению отношений между собою, должны были искать силу, которая внесла бы к ним мир, наряд, должны были искать правительство, которое было бы чуждо родовых отношений, посредника в спорах беспристрастного, одним словом, третьего судью, а таким мог быть только князь из чужого рода155. Установление наряда, нарушенного усобицами родов, было главною, единственною целью призвания князей, на нее летописец прямо и ясно указывает, не упоминая ни о каких других побуждениях, и это указание летописца совершенно согласно со всеми обстоятельствами, так что мы не имеем никакого права делать свои предположения. , Но кроме прямого и ясного свидетельства летописца призвание князей как нельзя лучше объясняется рядом подобных явлений в последующей истории Новгорода. Летописец начальный говорит, что варяги были изгнаны и потом снова призваны; летописцы позднейшие говорят, что как скоро один князь был изгоняем или сам удалялся из Новгорода, то граждане последнего немедленно посылали за другим: они не терпели жить без князя, по выражению летописца156; есть известие, что один из великих князей хотел наказать новгородцев тем, что долго не посылал к ним князя157. У внука Рюрикова новгородцы просят князя и в случае отказа грозят найти другого. Вот что сказали они однажды сыну великого князя Ростислава Мстиславича: "Не хотим тебя, мы призвали твоего отца для установления наряда, а он вместо того усилил беспокойства"158. Сравним теперь это свидетельство с известием о призвании первых князей и увидим, что цель призвания одна и та же в обоих случаях: князь призывается для установления наряда внутреннего как судья-миротворец.
Обратим теперь внимание на некоторые другие обстоятельства, встречающиеся в летописи при рассказе о призвании князей. Первое обстоятельство - это соединение племен славянских и финских; что произвело этот союз? Без всякого сомнения, означенные племена были приведены в связь завоеванием варяжским, как впоследствии остальные разрозненные славянские племена были приведены в связь князьями из дома Рюрикова. Эта тесная связь между чудью, весью, славянами ильменскими и кривичами выразилась в дружном изгнании варягов и потом в призвании князей. Этому же завоеванию, этому столкновению с чуждым началом северные племена были обязаны, по всей вероятности, и относительно большей степенью общественного развития или по крайней мере стремления к нему: после изгнания варягов они не хотят возвратиться к разрозненному родовому быту и, не видя выхода из него при эгоизме родов, соглашаются призвать власть извне, призывают князя из чужого рода159. Эта большая степень общественного развития у северных племен ясно окажется впоследствии; мы увидим, что северные племена будут постоянно торжествовать над южными. Втрое обстоятельство в рассказе о призвании князей - это их расселение: старший брат, Рюрик, поселился у славян ильменских, второй, Синеус, - между чудью и весью на Белоозере, третий, Трувор, - у кривичей в Изборске. Но касательно города, в котором сел сначала Рюрик, чтения списков летописи разногласят: одни говорят - в Новгороде, другие - в Ладоге. По известному правилу, что труднейшее чтение предпочитается легчайшему, особенно если оно находится в большем числе лучших списков, мы должны принять известие о Ладоге160. Почему Рюрик избрал Ладогу, а не Новгород, объяснение найти нетрудно: положение Ладоги относительно начала великого водного пути, относительно близости моря важнее положения Новгорода; Ладога находится ближе к устью Волхова; Рюрику нужно было удержаться при непосредственном сообщении с заморьем в случае, если бы дело его пошло не так успешно в новой стране; недавнее изгнание варягов должно было научить его осторожности; в некоторых известиях сказано, что князья боялись сначала суровости призывавших племен; с другой стороны, Рюрику нужно было также обезопасить себя и свою область от нападения других варягов, и вот он, прежде всего, строит крепость в Ладоге, недалеко от устья Волхова, и селится здесь161. Наконец, остается последний вопрос: какое значение имеет призвание Рюрика в нашей истории? Призвание первых князей имеет великое значение в нашей истории, есть событие всероссийское, и с него справедливо начинают русскую историю. Главное, начальное явление в основании государства - это соединение разрозненных племен чрез появление среди них сосредоточивающего начала, власти. Северные племена, славянские и финские, соединились и призвали к себе это сосредоточивающее начало, эту власть. Здесь, в сосредоточении нескольких северных племен, положено начало сосредоточению и всех остальных племен, потому что призванное начало пользуется силою первых сосредоточившихся племен, чтоб посредством их сосредоточивать и другие162; соединенные впервые силы начинают действовать.
Таково было явление, имевшее место в Северо-Восточной Европе в половине IX века163.
Текст 4. В.О. Ключевский о призвании варягов
Василий Осипович Ключевский (1841 - 1911) -русский историк, стоящий, по мнению исследователей, на позициях позитивизма и экономизма.
К изучению исторических явлений идет, в отличие от государственной школы, не от закона, не от юридической нормы, а от материальных явлений исторической действительности, изучая, в первую очередь, не законодательные нормы, а реальные общественные отношения.
Он противопоставляет культурно-историческую и социологическую точки зрения на русскую историю. Сам себя Ключевский называет историком-социологом, исторические закономерности он видит в социологических общих законах "строения человеческих обществ, приложимых независимо от преходящих местных условий ".
Конкретная история - "тайна исторического процесса"-раскрывается при этом в тех многообразных и изменчивых "счастливых или неудачных" сочетаниях внешних и внутренних условий развития, какие складываются в "известных странах" для того или другого народа на более или менее продолжительное время.
В общей трактовке исторического процесса Ключевский на первый план выдвигает своеобразие русской истории, основанное на особенном сочетании действовавших в нашей истории условий народной жизни.
Историк разрабатывает теорию многофакторности, множественности условий, определяющих историческое развитие. Наряду с материалистическими факторами идеи становятся историческими факторами, подобно тому, как "делаются ими силы природы". "Умственный труд " и "нравственный подвиг " всегда останутся лучшими строителями общества, "самыми мощными двигателями " человеческого развития. Основные исторические силы, "которые строят людское общежитие " - это "человеческая личность, людское общество и природа страны."
Начало русской истории Ключевский связывает с призванием варягов и образованием государства. Однако в основании периодизации лежит географический фактор: первый период - это "Русь Днепровская, городовая, торговая" (VIII- XIIIвв.); второй - "Русь верхневолжская, удельнокняжеская, вольноземледелъческая" (XIII-XVвв.); третий - "Русь Великая, Московская, царско-боярская, военно-земледельческая"(XV-XVIIвв.); четвертый - "Всероссийский, императорско-дворянский, период крепостного хозяйства, земледельческого и фабрично-заводского" (XVII - XIXвв.).
Историк считает общественный строй славян в начале истории Киевской Руси примитивным. Варяги дают толчок к развитию городовой, торговой Руси с развитым торгом, промыслами и военно-промышленным классом. По мнению историка, варяжская дружина - наемная охрана торговых караванов; погостная организация - система внутренних торговых связей; договоры с греками - торговые трактаты; "Русская Правда " - кодекс торгового капитала.
Научный интерес истории того или другого народа определяется количеством своеобразных "местных сочетаний" и вскрываемых ими свойств тех или иных элементов "общежития ". История страны, повторяющая явления и процессы, уже имевшие место в других странах, не представляет научного интереса.
Ключевского по праву называют историком-художником. При этом его художественность - не внешнее литературно-риторическое украшение стиля, а художественность мышления, воссоздание живых образов прошлого.
СКАЗАНИЕ О ПРИЗВАНИИ КНЯЗЕЙ. Появлением этих варяжских княжеств вполне объясняется и занесенное в нашу Повесть о начале Руси сказание о призвании князей из-за моря. По этому сказанию, еще до Рюрика варяги как-то водворились среди новгородцев и соседних с ними племен славянских и финских, кривичей, чуда, мери, веси, и брали с них дань. Потом данники отказались ее платить и прогнали варягов назад за море. Оставшись без пришлых властителей, туземцы перессорились между собою; не было между ними правды, один род восстал на другой и пошли между ними усобицы. Утомленные этими ссорами, туземцы собрались и сказали: "Поищем себе князя, который бы владел нами и судил нас по праву"18. Порешив так, они отправили послов за море к знакомым варягам, к Руси, приглашая желающих из них прийти владеть пространной и обильной, но лишенной наряда землей. Три родных брата откликнулись на зов и пришли "с роды своими", т.е. с дружинами земляков. Если снять несколько идиллический покров, которым подернуто это сказание, то пред нами откроется очень простое, даже грубоватое явление, не раз повторявшееся у нас в те века. По разным редакциям начального летописного свода рассеяны черты предания, позволяющие восстановить дело в его действительном виде. Собрав их, узнаем, что пришельцы призваны были не для одного внутреннего наряда, т.е. устройства управления. Предание говорит, что князья-братья, как только уселись на своих местах, начали "города рубить и воевать всюду". Если призванные принялись прежде всего за стройку пограничных укреплений и всестороннюю войну, значит, они призваны были оборонять туземцев от каких-то внешних врагов, как защитники населения и охранители границ. Далее, князья-братья, по-видимому, не совсем охотно, не тотчас, а с раздумьем приняли предложение славяно-финских послов, "едва избрашась, - как записано в одном из летописных сводов, - боясь звериного их обычая и нрава". С этим согласно и уцелевшее известие, что Рюрик не прямо уселся в Новгороде, но сперва предпочел остановиться вдали от него, при самом входе в страну, в городе Ладоге, как будто с расчетом быть поближе к родине, куда можно было бы укрыться в случае нужды. В Ладоге же он поспешил "срубить город", построить крепость тоже на всякий случай, для защиты туземцев от земляков-пиратов или же для своей защиты от самих туземцев, если бы не удалось с ними поладить. Водворившись в Новгороде, Рюрик скоро возбудил против себя недовольство в туземцах: в том же летописном своде записано, что через два года по призвании новгородцы "оскорбились, говоря: быть нам рабами и много зла потерпеть от Рюрика и земляков его". Составился даже какой-то заговор: Рюрик убил вождя крамолы, "храброго Вадима", и перебил многих новгородцев, его соумышленников. Чрез несколько лет еще множество новгородских мужей бежало от Рюрика в Киев к Аскольду. Все эти черты говорят не о благодушном приглашении чужаков властвовать над безнарядными туземцами, а скорее о военном найме. Очевидно, заморские князья с дружиною призваны были новгородцами и союзными с ними племенами для защиты страны от каких-то внешних врагов и получали определенный корм за свои сторожевые услуги. Но наемные охранители, по-видимому, желали кормиться слишком сытно. Тогда поднялся ропот среди плательщиков корма, подавленный вооруженной рукою. Почувствовав свою силу, наемники превратились во властителей, а свое наемное жалованье превратили в обязательную дань с возвышением оклада. Вот простой прозаический факт, по-видимому, скрывающийся в поэтической легенде о призвании князей: область вольного Новгорода стала варяжским княжеством
Название "Русь" - древнее прозвище Киевской земли, страны полян, известное уже в первой половине IX в., задолго до завоевания Киева северными князьями.
Текст 5. Б.А. Рыбаков о Киевской Руси
Борис Александрович Рыбаков - современный отечественный историк, представитель материалистической, марксистской исторической школы, антинорманнист. Считает, что "норманнизм" на всех этапах своего "всплывания на поверхность" всегда служил той или иной политической цели.
С использованием значительного археологического материала Б.А. Рыбаков в своих работах показал процесс формирования феодальных производственных отношений, возникновение феодальной иерархии, развитие государственности у восточных славян в VII -VIII вв., процесс возникновения раннефеодального государства в XI в. На конкретном историческом материале раскрывается сложный и многогранный процесс возникновения Киевской Руси в результате перехода восточных славян от первобытнообщинного строя к классовому и формирования феодальных общественных отношений.
Исследования академика Б.А. Рыбакова характеризуются всесторонним и многогранным подходом к проблемам древней истории Руси. Изучение истории материальной культуры в творчестве историка органически сочетается с познанием эволюции социальных отношений, историей духовной жизни древнерусского общества, его культуры, политического развития. Ученый искусно использует самые разнообразные исторические источники, данные исторической географии, фольклора, народных традиций.
Предание о призвании Рюрика, по мнению историка, вполне исторично и не содержит ничего тенденциозного: скандинавские морские пираты (норманны, варяги) грабили население отдаленного участка славянского мира. Рюрик был приглашен славянами и чудью для княжения и защиты от внешних врагов.
В Киеве в это время правила (примерно с VI в.) русская династия Киевичей, потомков строителя города - князя Кия. Преемник Рюрика князь Олег захватил обманом Киев, убил князя Аскольда и сам стал княжить. Эти действия нельзя назвать созданием государства Руси, так как оно уже существовало и было описано еще до захвата Киева Олегом в 982 году восточными авторами.
Признав концепцию редакторов "Повести временных лет" искусственной и легковесной, мы должны ответить на вопрос - какова же действительная роль варягов в ранней истории Руси?
1. Варяжские отряды были привлечены в труднопроходимые русские земли сведениями об оживленной торговле Руси со странами Востока, что доказывается нумизматическими данными. Варяги во второй половине IX в. начали совершать набеги и брать дань с северных славянских и финских племен.
2. Киевские князья в 870-е годы предприняли ряд серьезных мер (походы на Кривичей и Поломан) для противодействия варягам. Вероятно, в это же время строятся на севере такие опорные пункты Руси, как Руса и Новгород.
3. Олег (швед? норвежец?) базировался в Ладоге, но на короткий срок овладел киевским столом. Его победоносный поход на Византию был совершен как поход многих племен; после похода (удостоверенного текстом договора 911 г.) Олег исчез с горизонта русских людей и умер неизвестно где. Легенды указывали его могилы в самых разных местах. К строительству русских городов варяги никакого отношения не имели.
4. Новгород долгое время уплачивал варягам дань-откуп, чтобы избежать новых набегов. Такую же дань Византия платила русским "мира деля".
5. Наличие сухопутных преград-волоков на речных путях Восточной Европы не позволяло варягам использовать свое преимущество мореходов (как это было в Западной Европе). Контрмеры киевских князей содействовали повороту основных варяжских путей в сторону Волги, а не на Днепр. Путь "из Варяг в Греки" - это путь вокруг Европейского континента. Путь же из Киева к Новгороду и в Балтику назывался путем "из Грек в Варяги".
6. Киевские князья (как и византийские императоры) широко использовали варяжские наемные отряды, специально посылая за ними в Северную Прибалтику, "за море". Уже Оскольд "совокуплял" варягов (если верить тексту "Повести временных лет"). Игорь, задумав повторный поход на Византию в 941 г., "послал по варяги за море, вабя я на Грькы". Одновременно с варягами нанимали и печенегов. Варяжские дружинники выполняли дипломатические поручения киевских князей и участвовали в заключение договоров. Варягов нанимали и для войны и для политических убийств: наемные варяги закололи князя Ярополка в 980 г. Варяги убили князя Глеба в 1015г.
7. Часть варяжской знати влилась в состав русского боярства. Некоторые варяги, вроде Свенельда, добивались высокого положения, но крайне жестоко относились к славянскому населению (Свенельд и "умучивание" уличей). Жестокость, нередко бессмысленная, часто проявлялась и у варяжских отрядов, воевавших под русским флагом и в силу этого отождествляемых с русами, с населением того государства (Руси), которому они служили. Так, торговля русов со странами Каспийского побережья долгое время была мирной, и местные писатели говорили о том, что русы выходят на любое побережье и торгуют там или на верблюдах едут в Багдад. Но в самом начале X в. (время Олега), когда можно предполагать бесконтрольное увеличение числа варягов в киевском войске, мы узнаем о чудовищных зверствах "русов" на том же самом побережье Каспия. Настоящие русы-славяне в походах этого десятилетия (903 - 913 гг.) оказались, очевидно, сильно разбавленными неуправляемыми отрядами варягов, принимаемых местным населением за русов. О жестокости норманнов рассказывает французский хронист из Нормандии Дудон Квинтинианский:
"Выполняя свои изгнания и выселения они (норманны) сначала совершали жертвоприношения в честь своего бога Тора. Ему жертвуют не скот или какое-нибудь животное, не дары отца Вакха или Цереры, но человеческую кровь... Поэтому жрец по жребию назначает людей для жертвы. Они (приносимые в жертву люди) оглушаются одним ударом бычьего ярма по голове. Особым приемом у каждого, на которого пал жребий, выбивают мозг, сваливают на землю и, перевернув его, отыскивают сердечную железу, т.е. вену. Извлекши из него всю кровь, они, согласно своему обычаю, смазывают ею свои головы и быстро развертывают паруса своих судов...".
Воины вещего Олега проявляли такую же жестокость в походе против греков:
"Много убийств сътвори грьком... а их же имаху пленники - овы посекаху другыя же мучаху... и ина много зла творяху".
8. К концу X - началу XI в. одной из важных задач русского государства стало противодействие буйным ватагам наемников. Их селили не в городах, а за пределами городских стен (например, Шестовицы под Черниговом). В 980 г., когда князь Владимир ездил за море для найма варягов и с их помощью отбил Киев у своего брата, варяги потребовали очень высокой оплаты своих услуг. Владимир выслал варягов в Византию, попросив императора не возращать их: «а семо не пущай ни единого»
Острые конфликты возникли в Новгороде в 1015 г., когда Ярослав нанял много варягов, предполагая начать войну против своего отца. Новгородцы с оружием в руках отстаивали честь своих жен и дочерей.
9. Второй этап развития Киевской Руси, обозначенный появлением варягов, не внес никаких существенных изменений в ход русского исторического процесса. Расширение территории Руси за счет северных племен было результатом консолидации этих племен в ходе борьбы с находниками и включения Киева в эту борьбу.
Текст 7. М.Н. Тихомиров о происхождении Руси
Михаил Николаевич Тихомиров (1893 - 1965,) - отечественный историк, представитель материалистической, марксистской исторической школы, "классик отечественной исторической науки " (С. О. Шмидт). Сам ученый в 1930году, арестованный по "Академическому делу", в "Анкете для арестованного и задержанного с зачислением за ОГПУ" на вопрос о партийной принадлежности довольно неосторожно ответил: "Беспартийный. Считаю себя сторонником власти, в научной работе пользуюсь марксистским методом исследования. Ясно выраженного марксистского метода не имею"
В основе его научного творчества - уважение к факту как основе познания, нацеленность на доказательство истины целой совокупностью фактов, а также исследование исторических источников на основе всестороннего рассмотрения истории их возникновения и функционирования, полидисциплинарный методологический подход. Фундаментальное исследование исторического источника привело ученого к трактовке специальных исторических дисциплин не как вспомогательных областей знания, играющих факультативную роль, а как отдельных специальных областей истории культуры.
Не отрицая фактов военной службы скандинавских конунгов в древнерусских землях, историк доказывал незначительность влияния варяжского элемента на развитие славянских племен. Норманны не превосходили славян по уровню социально-экономического и культурно-политического развития и, находясь на службе у формировавшегося класса славянских феодалов, быстро растворились в славянском обществе. М.Н. Тихомирову присущи высокая гражданственность и патриотизм.
Существование славянских княжеств на протяжении IV - VIII вв., и притом княжеств на территории восточных славян, может считаться доказанным. Недаром же среди русских городов нельзя указать ни одного со скандинавским названием. Новгород, Смоленск, Полоцк, Киев и другие древние города носят славянские названия. Следовательно, варяги явились позже основания древнейших русских городов. Город - носитель культуры. Значит, русская культура начала складываться среди восточных славян задолго и вне варяжского влияния.
Среди восточных славян в VIII - IX вв. стало выделяться племя, жившее по среднему течению Днепра, в области полян, в древней культурной области, где когда-то была распространена трипольская культура. Но где первоначально находились поселения полян, самое имя которых обозначает людей, сидевших в "полях", тогда как окрестности Киева были лесистыми и город был окружен "великим бором", о чем еще помнил летописец? Трудно сомневаться в том, что основная масса полян жила к югу от Киева до реки Роси и
по течению этой реки и ее притока Россавы. Здесь при впадении Роси в Днепр находился летописный город Родня, остатки которого видят в Княжой горе, богатой археологическими находками. Сюда в град Родню "на устьи Роси" бежит Ярополк из Киева, убегая от своего брата Владимира Святого. Рось, Россава, Родня соединены в одном месте. Река Рось - только небольшой приток Днепра, впадающий в него с правой стороны. Однако весь бассейн Роси обильно усеян городищами. <...> Быть может, первоначальное название Роси распространялось на все среднее течение Днепра, а корень Рось, возможно, уже заключен в геродотовском названии Днепра - Борисфен. В области полян, по которой протекала река Рось, находим в IX - XIII вв. Русь, как об этом согласно свидетельствуют летописи. Не варяги назвали страну полян Русью, а осевшие в Киеве "словени и варязи и прочий прозвашася Русью". Почему же в X в. иностранные источники начинают упорно говорить о варягах и путать их с Русью? Потому, что в X в. происходят новые события; в среднее Приднепровье вторгаются с севера варяги, уже осевшие в Новгороде. О завоевании Киева князем Олегом хорошо помнил летописец; он помнил и о том, что до Олега в Киеве сидели свои князья, как это отметил и Длугош на основании древних источников. Варяжская дружина сопровождает Олега в его походах и сама начинает называть себя Русью. Но древние предания о славянских князьях хорошо были известны еще в начале XI в., во время борьбы Святополка с Ярославом, и нашли свое отражение в "Повести временных лет". Русь - это поляне, жители Киева. Однако с этим представлением не мирилось представление о варяжском происхождении династии Рюриковичей, не мирилось сознание того, что верхушку дружины в X в. составляли варяги. В X и начале XI в. идет непрерывная борьба между Новгородом и Киевом. В этой борьбе победа остается за новгородскими князьями, опиравшимися на варягов. Отсюда домысел летописца, который столько лет мешал правильному пониманию исторического процесса в Восточной Европе. Исторической науке пора уже отказаться от домыслов XI в. и сделать единственный возможный вывод о происхождении слова "Русь". Название «Русь» - древнее прозвище Киевской земли, страны полян, известное уже в первой половине ΙX в., задолго до завоевания Киева северными князьями.
Приложение 2.
«Первые Русские князья».
I вариант.
1. Автор « Повести временных лет»
1) Прокопий Кессарийский; 2) Нестор;
3) Тацит; 4) Константин Багрянородный.
2. Погост - это
1) место сбора дани; 2) место торговли;
3) сбор дани.
3.В 945 году древляне восстали и убили:
1) Олега; 2) Игоря; в3 Владимира.
4. Правление какого князя ознаменовано крещением Руси: 1) Владимира; 2) Олега; 3) Святослава 4)Ольги
5. Кто говорил перед походом «Иду на вы»:
1)Святослав; 2) Олег; 3) Игорь.
6. К какому веку относится зарождение государственности у восточных славян?
1.X - XI вв. 2.IX - X вв.
3. XI - XII вв. 4. VI - VII вв.
7. К предпосылкам образования Древнерусского государства относится
1)крещение Руси 2)принятие Русской правды
3)великое переселение народов
4)необходимость организованного отпора внешним врагам
8. К какому веку относится правление Владимира Мономаха?
1) IX в. 2) X в. 3) XII в. 4) XIII в.
9. Прочтите отрывок из древнерусской летописи и укажите, о каком событии идет речь. «Зачем губим Русскую землю, сами на себя ссоры навлекая? А половцы нашу землю расхищают и радуются, что нас раздирают междоусобные войны. Да с этих пор объединимся чистосердечно и охранять Русскую землю и пусть каждый владеет отчиной своей». И на том целовали крест: «Если теперь кто на кого покусится, против того - крест честный и вся земля Русская».
1)съезде князей в Любече
2)о походе против половцев
3)о решении Стоглавого собора
4) о крещении Руси
10. Установите соответствие между событиями и датами:
1) смерть князя Игоря
А) 1024 г
2) избрание митрополита всея Руси Илариона
Б) 1111 г.
3) съезд князей в Любече
В) 1051 г.
4) поход Владимира Мономаха против половцев
Г) 1097 г.
Д) 945 г.
«Первые русские князья».
II вариант.
1.Древнейшая русская летопись называлась
1)«Задонщина» 2)«Слово о погибели Русской земли» 3)«Слово о полку Игореве»
4)«Повесть временных лет»
2. Вокняжение Олега в Киеве:
1) 862; 2) 882; 3) 912.
3. Поход Олега на Константинополь:
1) 880; 2) 907; 3) 941.
4. Какое событие произошло в 882 году?
1)призвание варягов на княжение
2)смерть князя Игоря
3)образование Древнерусского государства
4)поход Аскольда и Дира на Константинополь
5. В какие страны и земли совершил походы князь Святослав?
1)Польша, Швеция, Дания
2)Земли половцев, Венгрия, Валахия
3)Волжс. Булгария, Хазария, Дунайск. Болгария
4)Крым, Малая Азия, Греция
6) Кто был последним князем, при котором сохранялось единство Руси?
1)Владимир Мономах 2)Ярослав Мудрый
3)Мстислав Великий 4)Святополк Окаянный
7) К каким последствиям привело крещение Руси?
А) к попыткам византийского императора силой подчинить себе Русь
Б) к усилению соперничества русских князей за право назначать митрополита
В) к развитию культуры, образования
Г) к установлению власти норманнской династии Рюриковичей
Д) к укреплению международного положения Руси
Е) к укреплению власти древнерусских князей
1) АВЕ 2) БГД 3) ВДЕ 4) БВД
8. Когда была крещена Русь:
1) 980; 2) 988; 3) 990.
9.Что из перечисленного произошло в княжение Ольги
1) Русь приняла христианство
2) Была составлена «Повесть временных лет»
3) Установлены уроки и погосты
4) Была достигнута победа над печенегами
10.Установите хронологическую последовательность правления князей:
А) Ярослав Мудрый Б) Игорь
В) Владимир Красное Солнышко Г) Олег
1 - ; 2 - ; 3 - ; 4 - .
73
Список использованной литературы.
-
Головотенко А. История России: спорные проблемы - М.: Школа-Пресс,1994.
-
Горский А.А. Становление Руси. М.: Школа-Пресс, 2001.
-
Данилевский И.Н. Русские земли глазами современников и потомков. IX -XII в. - М.; 2001
-
История отечества: Энциклопедический словарь - М.;1999.
-
Кириллов В.В. Отечественная история в схемах и таблицах.- М.: Эксмо, 2007.
-
Орлов А.С. Хрестоматия по истории России. - М.;2009.
-
Повесть временных лет. М.; Л., 1950. Ч. 1. С. 207 - 219.
-
Павленко Н.И. История России с древнейших времён 10 кл. 2002 г. «Дрофа».
-
Сахаров А.Н., Буганов П.Н. История России с древнейших времен до конца XVIII в.- М.: Просвещение, 2005.
-
11. http://
12.
13.
14.
16.
17.
18. http://nsportal.ru/sites/default/files/2011/9/kievskaya_rus_test.doc