- Учителю
- Методическая разработка урока по истории на тему 'память о Холокосте'
Методическая разработка урока по истории на тему 'память о Холокосте'
Методическая разработка урока по теме: Память о Холокосте - путь к толерантности.
Оснащение мероприятия: тексты исторических источников, видеосюжеты, презентации подготовленные студентами и преподавателем, мультимедийная система.
Форма урока - творческая мастерская.
Элементы технологии «Творческая мастерская» создают условия для восхождения каждого обучающегося к новому знанию и новому опыту путем самостоятельного или коллективного открытия. При этом важнейшим качеством процесса оказывается сотрудничество и сотворчество - явления самоценные.
Цель: Образовательная:
-
познакомить учащихся с темой Холокост как одним из примеров бесчеловечной политики нацистов;
-
умение находить причинно-следственные связи, делать выводы и анализ исторических документов;
-
повысить информационную грамотность учащихся;
-
продолжить формирование аналитических умений учащихся при работе с историческими источниками.
Развивающая:
-
развитие навыков социальной восприимчивости и доверия;
-
развитие навыков монологической речи;
-
умения выслушивать другого человека, способности к сочувствию, сопереживанию;
-
развить коммуникативные навыки, укрепляющие социальные связи;
Воспитательная:
-
научить защищать идеи гуманизма;
-
обучение межкультурному пониманию и толерантному поведению.
Мотивация:
Народ мой пролил море слёз,
где б ни был он рассеян…
Война всегда есть холокост -
не только для евреев…
В полях, и в ямах, и в лесах,
и в лагерях, и в гетто,
в нацистских газовых печах
терзали нас…
Не спета
была ни песнь из древних книг,
ни слово сказано, ни стих…
Но в шуме ветра и знамён,
где путь прошел армейский,
в могилах братских погребён
и мой народ еврейский…
И я мечтаю об одном:
чтоб люди веры разной
покончили с войны проказой.
Земля у всех - наш общий дом!
Века об этом говорим,
а всюду кровь, и смерть, и дым…
Вопрос:
1.Какая тема сегодняшнего урока?
2. Какие цели можно поставить сегодня на уроке?
Проблема урока: Имеет ли жизнь человека вообще смысл, и если да, то какой именно?
Учитель: попытаемся найти ответ на это вопрос.
Вопрос: Каково ваше отношение к проблеме урока?
Учитель:
Шесть миллионов евреев - расстрелянных, удушенных в газовках.
Шесть миллионов - и каждый в отдельности. Это - память, противящаяся забвению.
Это - зов людей к взаимной близости, недоступной без запрета на убийство.
Это - убеждение: НЕТ ГЕНОЦИДА ПРОТИВ "КОГО-ТО", ГЕНОЦИД ВСЕГДА ПРОТИВ
ВСЕХ. Вот, что означает ХОЛОКОСТ.
Вступительное слово учителя: Знание уроков Холокоста необходимо, прежде всего, для того, чтобы подобный геноцид не повторился против какого-либо народа на Земле. Это необходимо, чтобы мы и наши дети никогда не стали жертвами; никогда не стали палачами; никогда не стали равнодушными наблюдателями чужой трагедии.
На экране слова древнего еврейского изречения: "Спасший одну жизнь спасает весь мир".
Использование ИКТ (при наличии интернета)
Википедия что такое холокост?
Английское слово «holocaust» заимствовано из (где используется в латинизированной форме holocaustum, наряду с holocau(s)toma и holocaustosis), в которой оно, в свою очередь, происходит из греческих, также библейских форм ὁλόκαυ(σ)τος, ὁλόκαυ(σ)τον «сжигаемый целиком», «всесожжение, жертва всесожжения», ὁλοκαύτωμα «жертва всесожжения», ὁλοκαύτωσις «принесение жертвы всесожжения»; в русском языке употреблялось в формах «олокауст» и «олокаустум» («», ), в «Письмовнике» Курганова () употреблена форма голокость с толкованием «жертва, всесожжение».
Учитель:
Время стирает все, но память об ужасах фашизма будет жить в веках. 9 ноября 1938 года стало началом Холокоста. Во всех землях нацистской Германии прошли массовые еврейские погромы. Сотни домов и синагог были сожжены или разрушены. Улицы городов были усыпаны осколками разбитых витрин магазинов, принадлежавших евреям. Кровавая ночь, названная "хрустальной", или "Ночью разбитых витрин", стала предвестником геноцида еврейского народа - гибели около 6 миллионов евреев по всему миру.
Германия 30-е ... Жизнь людей (фоторяд или видеофрагмент) изменилась в одночасье. Семья, любовь, дружба , хорошая профессия, достаток, жизненные планы… Все рухнуло, так как в планы нацистов не входило защищать интересы ВСЕХ людей, более того, философией нацистов стала политика, выраженная словами (Рауля Хильберга , известного историографа Холокоста, чудом спасшегося от геноцида, покинул Австрию в 1938 году).
«Вы не имеете права жить среди нас как евреи.
Вы не имеете права жить среди нас.
Вы не имеете права жить.
Для миллионов жителей Европы и СССР была уготована судьба жертв массовых расстрелов, концлагерей, гетто.
Фрагмент (вступление к фильму «Дети из бездны»).
(Краткие сообщения учеников о жизни евреев в гетто)
На территории СССР существовало несколько сот гетто. Гетто- это часть города, окруженная колючей проволокой или стенами, где обязаны были проживать евреи из прилегающих районов. За жизнью в одном из таких гетто в небольшом украинском городе Кременец пристально следил 15-летний школьник Роман Кравченко. Он вел дневник, который позже был представлен советским обвинением на Нюрнбергском процессе. Там в гетто была «замурована» его одноклассница и близкая подруга Фейга. Девочка, которою он любил.
Из дневника Романа Кравченко от 31 января 1942 года: «Евреям отдан приказ очистить 10 улиц… А в течение следующих 6 недель в городе будут организовано закрытое гетто.
В город противно выйти. Картины, какие не повторяются. Люди оставляют свое добро. Для них выделены самые грязные, густо заселенные улицы. В городе 10 тысяч евреев. Если их упаковать в эти улочки, одно можно сказать точно - тиф».
Из дневника Романа Кравченко от 1 марта 1942 года: «Наша бывшая Широкая, потом Мазепы, а теперь Риттерштрассе, принимает необычный вид… Одна сторона улицы живая: рестораны, милиция пьяная шумит, другая - забитая, мертвая, отвратительная…»
Из воспоминаний Иосефа Зельковича (гетто в польском городе Лодзи):
«В шесть утра мать должна встать в очередь за хлебом. В 8 часов открываются пункты распределения молочных продуктов, и она должна занять место в очереди, чтобы получить четверть литра молока на маленького ребенка. После того она будет носиться по домам, и продавать молоко за 30 пфеннигов, чтобы выкупить талоны на суп в общественной кухне… Для этого ей нужно стоять в двух отдельных очередях … Потом, после того, как она проглотила обед в общественной кухне, она должна бежать к соседкам, для того чтобы приготовить горшок варева…у одной вазьмет таблетку сахарина, у другого спичку… и когда все будет приготовлено, ей нужно будет занять место у плиты на несколько часов и дуть на огонь, чтобы содержимое горшка сварилось. Тем временем на дворе уже ночь…»
Вопросы учащимся:
- Чего лишились эти люди в своей жизни? (всего)
- Что могло быть ценным для них в этих условиях? (Жизнь)
В своих воспоминаниях свидетели или жертвы Катастрофу отмечают то, что жизнь стала другой. То, что было важно раньше, теперь утратило смысл (Таблица) :
Было
Стало
Семья
Профессия
Положение в обществе
Материальное благополучие
Увлечения
Перспективы
- многие лишились семьи;
-не было вокруг ни одной семьи, где не потеряли бы кого-нибудь из близких;
- не стало привычного уютного дома, работы;
- положение в обществе, которое обеспечивало уважение, давало доход, теперь характеризовалось одним словом - гетто;
-увлечения, стали бессмысленны, да и невозможны;
-перспективы - вымирание.
-
Работа с видеосвидетельствами жертв, переживших Катастрофу (воспоминания Аси Трескуновой)
Вопросы учителя:
Чего лишились эта семья?
- Какие новые жизненные дилеммы стали для них более актуальными?
-Можно ли говорить о том, что прежний смысл жизни был потерян в этом аду?
-Виктор Франкл в своей работе вводит понятие «смыслоутрата». Не тот ли это случай? Люди, пережившие страдания, потерявшие все, что могло быть для каждого смыслом жизни узнали чувство смыслоутраты? (Ответы учащихся)
Обращение к тексту статьи «Человек в поисках смысла»,
-Существуют ли в жизни ситуации, которые были бы действительно лишены смысла?
- Какую роль в поисках смысла жизни играет страдание?
Сегодня хотелось бы поговорить о судьбах и жизни людей, чей человеческий подвиг стал ярким примером того, как должны жить люди в нашем непростом, противоречивом мире. Жить с любовью в сердце, с готовностью к самопожертвованию.
На экране появляется слайд с именами: Рауль Валленберг, Ирена Сендлер, Николай Кисилев, Тиунэ Сугихара, Янис Липке, Оскар Шиндлер, Карл Плагге, Алексей Глаголев.
Учитель предлагает озаглавить список имен на слайде. Обучающиеся вместе с преподавателем, путем обсуждения разных вариантов, приходят к названию заголовка столбца: «Праведники народов мира».
Учитель: Евреи, жившие без своей родины, конечно, мечтали о ее обретении, трепетно сохраняя свою религию и традиции. Что так раздражало нацистов в евреях? Зло, кульминацией которого стал Холокост, пришло в мир давно. Даже сейчас у многих есть черта души, которая проявляется в поиске виновного в своих бедах, проблемах страны кого-то.
Идет демонстрация кадров из анимационного фильма Г.Бардина «Адажио».
Учитель: Наш разговор о Холокосте - это рассказы свидетелей, которых мы услышим; это рассказ о мужестве непокорившихся, о моральном уровне человеческого сообщества, о мученическом терпении народов, о переживаниях.
Далее ученики выступают с краткими сообщениями о судьбах людей, переживших Холокост:
о Рауле Валленберге, Януше Корчаке, Анне Франк, Мани Файнгольц, Ани Вайнер, Шинталь Бенике, Михаиле Розенберге. На партах у учащихся также представлены краткие информационные карточки.
Остальные учащиеся, слушая выступления, заполняют таблицу:
Фамилия, имя Годы жизни Место рождения, место лагеря Профессия, деятельность Особый вклад в развитие культуры Судьба
Далее организуется самостоятельная работа в группах с мемуарами на основе следующих дневников:
1.дневника 16-летнего школьника Романа Кравченко (г. Кременец, 1942 г.),
2. дневника Анны Франк, воспоминаний Мани Файнгольц. 1944 г. (Приложение №1).
Ученики отвечают на следующие вопросы, используя мемуарную литературу:
1) Назовите самые запомнившиеся эпизоды из жизни этих людей?
2) Какие факты из биографии показались вам наиболее важными?
3)Ккакие чувства вы испытываете, читая данные и?
4) Как могла бы сложиться судьба каждого из них, если бы они миновали ужас Холокоста?
5) Что бы вы спросили у них, если бы встретились с ними сейчас?
6) О чем они думали, когда находились в фашистском концлагере? Как изменяется система ценностей у человека и образ его мышления и жизни в лагере?
7) Чем была для них жизнь в гетто?
Далее учитель организует работу с художественным произведением ремарка «Искра жизни» (с 1 по 11 главы, отрывки).
Фашистский концентрационный лагерь Меллерн… (на самом деле Ремарк описал Бухенвальд, изменив название лагеря), мрак повседневных будней. Это горестная, но мудрая книга о жизни и смерти, о Добре и Зле, о том, как легко и быстро добропорядочные, опрятные служащие, скромные чиновники, студенты и коммерсанты, мясники и булочники превращаются в профессиональных убийц, о том, как прекрасно это ремесло может сочетаться с любовью к музыке, хорошими манерами и образцовой семейной жизнью. Несмотря на тяжелые картины, предстающие перед нами, роман «Искра жизни» жизнеутверждающий. Мы должны найти в себе силы для того, чтобы правильно направить наши мысли и чувства в нужное русло и заставить перед лицом смерти по-новому взглянуть на жизнь.
Организуется работа по следующим вопросам:
1) Что относится к вечным ценностям?
2) От чьего лица ведется повествование? (выписать в тетрадь предложения и словосочетания, передающие душевное состояние героя-повествователя)?
3) Почему в обществе принято говорить об исторической вине отдельной личности и нации?
4) Как в романе совмещаются личная жизнь человека, историческое время и жизнь нации?
5) как можно применить к переживаниям героев высказывание Луи Арагона «Вспорот мир страхом»? Что можно «вспороть»? Что стоит за словом «мир»?
6) Запишите в тетрадь ассоциации, возникающие у вас со словом «страдание».
Далее учитель, напоминая о наличии у учащихся опережающего задания, задает вопросы по произведению В.Гроссмана «Треблинский ад»:
1) Как автор описывает местоположение лагеря и жизнь пленных в нем?
2) Удалось ли кому - нибудь спастись?
3) Чем отличалась жизнь в Треблинке от жизни в других лагерях?
4) Кто были люди, которых везли в эшелонах в Треблинку?
5) Было ли у вас ощущение тревоги на все протяжении чтения этого произведения?
6) Чем отличалась жизнь женщин от жизни мужчин?
7) Кто такой Гиммлер?
8) Как ведут себя свидетели происходящего?
9) Почему произведение Гроссмана послужило основным доказательством на Нюрнбергском процессе?
4. Закрепление материала. Стадия рефлексии.
Сама возможность постановки проблемной темы нашего сегодняшнего занятия можно считать знаком серьезности и весомости перемен, постепенно происходящих в нашем обществе. Человечное всегда входило в жизнь с трудом и кровью. Насилие, меняя маски, остается главной частью человеческих взаимоотношений. История проходит через Дом души человека, через его личность, сознание, семью, судьбу. Мы увидели пути, которыми шли люди, пережившие Холокост, спорили о красоте и подлости, о долге и страхе. Если мы будем чаще об этом задумываться, то есть надежда на то, что сохранится любовь, интерес к судьбе чужого человека, появится тяга к другим, к Свободе, к Миру.
Звучит песня «О, народ древний» в исполнении Тамары Гвардцетели.
На стадии рефлексии реализуется метод синквейна по формулировке темы урока «Память о Холокосте - путь к толерантности».
Учитель напоминает правила написания синквейна (В первой строчке тема называется одним словом (обычно существительным); вторая строчка - это описание темы в двух словах (двумя прилагательными); третья строчка - это описание действия в рамках этой темы тремя словами (глаголы); четвёртая строка - это фраза из четырёх слов, показывающая отношение к теме (чувства одной фразой)).
5. Информация о Д/З: Написать эссе по изученному материалу тему выбрать самостоятельно