- Учителю
- Исследовательская работа по краеведению на тему 'История образования в Мордовии в дореволюционный период'
Исследовательская работа по краеведению на тему 'История образования в Мордовии в дореволюционный период'
Министерство образования Республики Мордовия
Региональный учебный округ
Лямбирский муниципальный район
МОУ «Пензятская СОШ»
ПОИСКОВО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА
«История образования в Мордовии»
на тему:
«История образования в Мордовии
в дореволюционный период»
Выполнил: Щукин Андрей, ученик 11 класса
МОУ « Пензятская СОШ»
Руководитель работы: Щукина Ольга Идрисовна,
учитель ИКМК
МОУ « Пензятская СОШ»
с. Пензятка
2010 год
Содержание
Введение…………………………………………………………………..4
1 У истоков образования………………………………………………..6
2 Развитие образования в мордовском крае в XVIII веке………………..7
3 Образование в XIX веке......................................................................13
4 Образование начала XX века…………………………………….19
Заключение……………………………………………………………….21
Библиографический список ……………………………………………22
Введение
Мы живём в Республике Мордовия, которая входит в Российскую Федерацию. Столица республики - Саранск. По последней переписи населения (1989) число жителей в РМ составляло 963,5 тыс. чел. в т. ч. мордва (мокша и эрзя) -32,5%, русские-60,8%, татары - 4,9%.
В 1989 на 1000 чел. населения в возрасте 15 лет и старше приходилось 755 чел. с высшим и средним (полным и неполным) образованием (в 1979 - 640 чел.). В отраслях экономики занято св. 117 тыс. специалистов, в т. ч. 51,3 тыс. с высшим и 66 тыс. со средним специальным образованием [6].
В школах занято около 12,6 тыс. учителей, в т. ч. свыше 80% с высшим образованием. Среди них около 230 заслуженных учителей школы РСФСР и Мордовии. Повышение квалификации педагогов ведёт республиканский ИУУ (основан в 1934) и соответствующий факультет в университете. В республике свыше 20 средних специальных учебных заведений, в т. ч. 2 педагогических, культурно-просветительских, музыкальных, художественных училищ. В них - 15 тыс. учащихся, свыше 1,1 тыс. преподавателей, в т. ч. около 90% с высшим образованием. Подготовка квалифицированных рабочих ведётся в 42-х ПТУ (свыше 14 тыс. учащихся). Действуют 3 вуза: университет имени Н.П.Огарёва (в 1992 - 16 факультетов, около 17 тыс. студентов), педагогический Институт им. Евсевьева, филиал (с 1962) Московского кооперативного института. Всего в вузах обучаются свыше 20 тыс. студентов, обучение проводят 1,5 тыс. преподавателей, в т. ч. св. 60 докторов и свыше 760 канд. наук. Исследования в области образования и психолого-педагогических наук ведутся в НИИ при СМ Мордовии (основан в 1932 как Институт мордовской культуры), филиале московского НИИ национальных проблем образования (основан в 1990), в университете, педагогическом институте и республиканском ИУУ.
Конечно, такое положение с народным образованием было не всегда.
Цель данной исследовательской работы: Проследить развитие образования в Мордовском крае.
Для выполнения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
-
Познакомиться с видами образовательных учреждений, которые действовали в нашем крае.
-
Узнать о людях, которые занимались вопросами просвещения в Мордовии.
Методы исследования: литературные.
1 У истоков образования
Система народного воспитания и образования мордвы складывалась веками и отразилась в устном народном творчестве, традициях и обычаях. В древности у мордовских племен школы как места обучения детей не было. Ее заменяли обряды, с помощью которых подростков посвящали в дела племени. Позже появились обрядовые дома (по-мокшански кштиме куд, по-эрзянски киштинъ кудо). В эти дома молодежь собиралась по вечерам, особенно осенью, зимой и ранней весной на посиделки. Юноши и девушки веселились, играли, пели и плясали, разгадывали загадки [5, с. 62]. По мере заселения края славянами и другими племенами ускорился процесс развития и взаимообогащения этнопедагогической культуры народов.
Начало школьного образования связано с проникновением православия и крещением мордвы, чувашей и других народов края. С конца 16 -начала 17 вв. при Свияжском, Саровском, Чебоксарском, казанских Спасо-Преображенском и Зилантовом монастырях действовали монастырские школы для обучения и христианского просвещения детей-инородцев, в т. ч. мордвы [4, с. 48].
Когда на территории края были возведены Пурдошанский, Санаксарский, Троицкий, Дивеевский, Пайгармский монастыри и много других, то при каждом из них открылась монастырская школа. Старые монахи учили здесь детей русской грамоте, богослужению, чтению Псалтыря и Апостола, греческому языку, а наиболее способных - письму. В школу принимались мальчики и девочки с семи лет. Обучение длилось три года, затем учащиеся сдавали экзамен. Монастырская школа приучала детей трудиться. Мальчикам преподавали сапожное, гончарное и плотницкое дело. Девочек учили вышивать, вязать, плести, огородничать [5, с. 62].
Образование татарского населения связано с традициями ислама, возникновением мектебе и медресе.
Во второй половине XVII и первой XVIII столетий в Саранске не было государственных учебных заведений. Грамотных людей в городе насчитывалось немного: подьячие, копиисты, священники, дьяконы и кое-кто из торговых людей. Знатные дворяне обучали своих детей дома, приглашая преимущественно иностранцев - немцев, французов. Но были и такие помещики, которые не умели «рукоприкладство учинить», встречались даже воеводы, которые с трудом подписывали свои фамилии. По повелению Петра I саранские власти должны были собрать для обучения латинской науке детей дворян 302 человека. Из них не явилось 118-«ухоронились или сбежали». Отцов за это жестоко наказывали, отбирали имения. Но и такие меры не всегда оказывали воздействие.
Бывали случаи остановки делопроизводства в государственных учреждениях из-за неумения канцеляристов вести «письменные дела». В местных архивах часто встречаются документы, в которых за купца или мещанина расписывался сын или племянник.
В конце 17 века на территории мордовского края появились ремесленные школы, в которых дети богатых горожан обучались грамоте, письму и церковному пению. Ремесленное обучение для выходцев из мещанских, купеческих семей, детей кустарей проходило в частных мастерских. Однако подобные случаи были редки. И духовенство, и приказные, и купецкие дети обучались начальной грамоте в домашних школах, которые возникли в городе еще в XVII столетии. Домашние, или приватные (частные), школы имели по одному учителю [1, с. 87- 88].
2 Развитие образования в мордовском крае в XVIII веке
В 1721 году в Нижнем Новгороде была открыта семинария, благодаря которой просвещение стало проникать в Саранск. Влияние Нижнего Новгорода обусловливалось связью через большой гужевой тракт и тем, что Саранск длительное время находился в нижегородской епархии. Некоторые лица саранской синодальной команды получали образование в Нижнем Новгороде. В Нижегородскую духовную семинарию принимали и детей мордвы (по 3 человека в год).
После образования в 1731 в Казани «Новокрещенской конторы» возникли новокрещенские школы для детей нерусского населения, принявшего крещение. Школы были призваны укреплять христианскую веру среди нерусских народов и готовить проповедников христианства[4, с.48].
Их организацией в Вятской, Казанской, Нижегородской, Самарской и Симбирской губерниях занималась Новокрещенская комиссия, открытая также в 1731 в г. Свияжске. В 1735 Св. Синодом и Сенатом был принят указ, предписывавший «для обучения как некрещёных вотяков, мордвы, чуваш, так и разных народов новокрещёных детей славяно-российского языка, в Казанской губерний учредить школы, первую в Казани в Фёдоровском монастыре, вторую - в Казанском уезде... в селе Елабуге, третью - в Свияжском уезде в г. Цивильске, четвёртую - в Казанском уезде в Царёвококшайску и в тех школах ученикам быть в каждой по 30 человек и обучать в Казанской некрещёных детей каждого народа по 10 человек от 10 до 15 лет, а в уездных трёх школах, разных же народов... от 7 до 15 лет...» [4, с. 459]. С открытием в 1739 Конторы новокрещенских дел интерес к новокрещенским школам возрос. Известны Казанские (при Зилантовом и Фёдоровском монастырях), Цивильская, Свияжская, Елабужская, Царёвококшайская, Нижегородская новокрещенские школы. По данным исследователя И. И. Гмелина, в Зилантовом монастыре обучались мордовские дети. По 10 мест, в т. ч. и мордве, отводилось в Свияжской новокрещенской школе. Учащиеся жили в казарменных условиях под наблюдением специального штата (ректор, старший учитель, младший учитель, лекарь, надзиратель, прачки и пр.). В этих школах учили письму, чтению, пению, рисованию, основам христианской религии, философии, латыни, старославянскому языку, истории, географии, риторике. Предписывалось не забывать родной язык. Длительный срок обучения (12- 13 лет), суровые условия жизни и учения вели к высокой заболеваемости, отсеву и смертности детей. Во 2-й пол. 18 века были проведены преобразования новокрещенских школ: уменьшилось их число, сократились сроки обучения до 5-9 лет, расширилась программа за счёт введения основ медицины и церковной живописи, совершенствовалась методика преподавания. Для мордовского края опорной была Нижегородская нококрещенская школа, в которую на 50 мест принимали 30 мордовских, чувашских, и марийских детей из Алатырского, Курмышского, Петровского, Саранского и Ядрихинского уездов. Она находилась в ведении Нижегородской духовной семинарии. Посетившие её путешественники П.С. Паллас, И.И. Лепёхин, И.П. Фальк и др. находили работу «похвальной». К концу 18 века новокрещенские школы прекратили своё существование, сыграв определённую роль в распространении просвещения и русской культуры среди народов Среднего Поволжья, в т. ч. и мордвы [4, с. 459] .
Во второй половины XVIII столетия продолжало существовать домашнее образование, которое имело резко выраженный сословный характер. Дворянин не признавал образования без иностранных языков, особенно французского; многие купцы, наоборот, считали обучение иностранным языкам изменой старине, грехом и предпочитали псалтырь или часослов, церковное пение и простейшую арифметику; приказные считали высшей образованностью познание «тайн» канцелярского дела. При таких убеждениях крайне трудно было создать бессословную государственную школу, да к тому и мало стремилось тогдашнее
правительство.
Существовали также и частные школы, в последней четверти XVIII их было в Саранске пятнадцать. По данным 1791 года, учителями в Саранске были: диакон Соборной церкви, диакон Покровской церкви, диакон Казанской церкви, поп Богословской церкви, дьячок той же церкви, два дьячка Рождественской церкви, урядник инвалидной команды (учил солдатских детей) и человек с прозвищем «Курятник». Школы размещались преимущественно в домах духовенства. Разумеется, учителя, большая часть которых сама имела лишь домашнее образование, не могли дать больших знаний купеческим, мещанским и солдатским детям. Обучение чаще всего ограничивалось чтением часослова или псалтыря и письмом [1, с. 88].
В дворянских имениях и вотчинах создавались домашние и вотчинные школы, нередко для детей крепостных. Одной из таких была «школа для малолетних» в имении графа П. А. Румянцева-Задунайского в селе Чеберчине. В неё принимались дворовые мальчики с пяти лет сроком на три года. Сам барин написал школьный устав. Занятия проводились ежедневно, кроме воскресных дней. Учителем был назначен слуга Григорий Нестеров, которому полагалась за это плата 6 рублей в год. Для занятий была построена большая изба, детям выдавались бумага и чернила. Каждому ученику Румянцев дарил кафтан и шубу на три года. Школа просуществовала более 50 лет, за это время через нее прошли многие десятки крестьянских детей. Позднее на ее базе была создана одна из первых церковно-приходских школ в мордовском крае [5, с. 63].
В 80-е годы XVIII столетия в России обнаружилось стремление к упразднению домашних школ и замене их государственными народными училищами с тем, чтобы поднять уровень просвещения, ввести единую систему начального обучения, взять под контроль деятельность школы, пресечь самовольство невежественных людей, объявлявших себя учителями.
Это стремление в 90-е годы того же столетия выявилось в официальных правительственных предписаниях о закрытии домашних школ. Правительство Екатерины II усиливало эти стремления еще и потому, что опасалось влияния французской революции, имея в виду, что в среде домашних учителей нередко встречались лица французской национальности.
В 1790-91 годах саранские власти подвергли преследованию приватных учителей и потребовали закрытия домашних школ, которые в официальной переписке местных канцелярий именовались «недозволенными детскими сходбищами», а домашние учителя - «неискусными в деле обучения». Частные учителя сопротивлялись, доказывая полезность своей деятельности, а саранские торговые люди предпочитали учить детей домашним способом и в народное училище переводили их неохотно, руководствуясь своими профессионально-сословными интересами.
Так и не удалось местным властям закрыть домашние школы. Некоторые из них существовали и в XIX столетии [1, с. 89].
Первая школа, действовавшая по государственному уставу, была открыта в Саранске в 1778 году. Школа именовалась духовной гимназией. Открыта она была по инициативе нижегородского архиерея Антония в здании упраздненного Петровского монастыря.
Этой школе впоследствии оказывал деятельную помощь известный академик, составитель пятиязычного словаря народов Поволжья нижегородский архиерей Дамаскин. По его распоряжению гимназия в 1787 году была переведена из пришедшего в ветхость здания в более удобное, находившееся при бывшем Ильинском монастыре, переименованном к тому времени в Петропавловский.
В гимназии было три класса: 1-синтаксический, 2 - грамматический, 3-информаторский. Возглавлял гимназию префект, при нем было два учителя. Первоначально учителя содержались за счет родителей учеников, впоследствии им было назначено государственное жалованье. Основное внимание уделялось постижению закона Божьего и церковного учения. Давались неплохие знания по арифметике, русской грамматике, основам латыни [2, с. 336].
Саранская духовная гимназия была первым и единственным государственным учебным заведением на большой территории Среднего Поволжья до 1786 года, когда открылись первые казенные школы в Пензе
и Симбирске.
В 1787 году в помещении гимназии была открыта вторая государственная школа - Саранское народное училище.Оно было открыто по распоряжению правительства от 1786 года. Согласно этому распоряжению в Пензенском наместничестве было впервые учреждено два светских учебных заведения. Большое (трехклассное) народное училище в Пензе и малое (двухклассное) училище в Саранске. В других городах Пензенского наместничества подобных училищ еще не было.
Саранская духовная гимназия действовала 25 лет и оказала большое влияние на распространение просвещения в крае. Разумеется, в гимназии много внимания уделялось церковным учениям, но в ней давались и хорошие светские знания по русской грамматике, арифметике и основам латинского языка. В связи с открытием духовной семинарии в Пензе и учреждением пензенской епархии Саранская духовная гимназия в 1803 году была закрыта.
В 1787 было положено начало государственному светскому образованию: в Саранске открылось малое народное училище, работавшее по Уставу 1786.
Для обучения нерусских народов Поволжья в Нижегородской, Казанской и Тамбовской духовных семинариях в конце 18 -начале 19 вв. обучали мордовским языкам П. П. Орнатов, А. И. Тюменев.
3 Образование в XIX веке
Социально-экономическое развитие России в начале XIX в. порождало потребность в наличии значительного количества грамотных людей. Для этого в 1802 г. Министерство народного просвещения начало проведение реформы школьного дела. В соответствии с ней расширился доступ во все виды учебных заведений представителям различных сословий и вероисповеданий, причем 10 % мест отводилось для учеников способных, но не имевших средств. Они обучались за счет государства.
В 1804 г. был принят Устав, согласно которому в стране была создана система образовательных учреждений. Низшее звено в системе народного образования представляли церковно-приходские училища, содержавшиеся за счет общин, затем шли уездные народные училища, гимназии и высшие учебные заведения [3, с. 90].
В это время была сделана попытка создания национальной начальной школы. Так, в одном из документов Священного синода от 12 сентября 1804 г. подчеркивалось, что следует «в селениях, обратившихся в православную веру... как-то корел, черемис, мордвы, вотяков, татар, чуваш и прочих, коих дети по-русски не разумеют, учить... на их природном языке». Но из-за нехватки подготовленных учителей, а также учебной литературы на мордовских и татарском языках в большинстве «инородческих» школ мордовского края преподавание велось на русском языке. Однако даже таких школ было крайне мало [3, с. 91]. Появились переводы вероучительных книг на основе русской графики.
Под руководством нижегородского епископа И. Дамаскина был составлен пятиязычный словарь нерусских народов Поволжья (1787). Русские просветители выступали с проектами просвещения мордвы «книжным учением» (И. Т. Посошков, Дамаскин, В. Н. Симанов и др.). Первыми духовными учебными заведениями мордовского края были семинарии в Саранске и Алатыре (1778 - 1803).
В 1808 году в здании бывшей Саранской духовной гимназии открылась русская школа, в которой обучались дети духовных лиц Саранского, Инсарского и Городищенского уездов. Эта школа просуществовала до 1818 года. В первой половине XIX в. начальные духовные училища имелись также в Инсаре и Краснослободске. Образование, получаемое в духовных учебных заведениях, давало учащимся преимущество при распределении на церковную службу [2, с. 336].
Также в 1808-18 при Петропавловском монастыре в Саранске функционировали духовное училище, русская школа для детей духовенства.
В 1807 Саранское малое народное училище было преобразовано в уездное. Народное училище развивалось медленно из-за недостатка финансовых средств и упорного нежелании торгового люда и ремесленников отдавать своих детей на учебу. В 1814 году в нем было 8 учеников: 6 в первом и 2 во втором классах [2, с. 336].
В начале XIX столетия в Саранске существовало и уездное училище, которое, как и народное, имело крайне небольшой контингент учащихся. Эти
училища получили некоторое развитие позднее.
Так мучительно шло усовершенствование школьного обучения в Саранске в конце XVIII и начале XIX веков. Им пользовались лишь немногие обыватели города того времени, преимущественно из торгового сословия, духовенства и приказных; работные же люди и городские крестьяне сплошь были неграмотными.
Просвещение крепостных крестьян осуществлялось преимущественно в помещичьих имениях и зависело от воли и желания их владельцев. Далеко не все дворяне ратовали за распространение грамотности среди крестьян. Тем не менее, на территории мордовского края жили многие известные деятели общественного движения, писатели и поэты, которые наблюдали и описывали жизнь крестьянства, заботились о его просвещении. Они создавали в своих имениях школы для крестьянских детей. В с. Яхонтово Инсарского уезда декабрист А. А. Тучков открыл школу и библиотеку. В 1830-е гг. активную просветительскую деятельность в с. Старое Акшино развернул известный деятель общественного движения России Н. П. Огарев, дело которого в 1849 г. продолжил писатель-демократ Н. М. Сатин. Но подобная деятельность не выходила за рамки благотворительности, не стала общим правилом и охватывала слишком узкий круг крестьянства [3, с. 91- 92].
Важную роль в развитии просвещения на территории мордовского края, который входил в Казанский учебный округ, сыграло открытие в 1804 г. Казанского университета. По статистическим данным, в нем в 1860 г. обучалось до 70 % лиц недворянского происхождения.
Одним из направлений деятельности университета стало исследование языка и культуры нерусских народов. В типографии университета издавались книги, учебники и словари на языках народов Поволжья, Урала и Сибири.
В 30 -40-х гг. 19 века открывались удельные (приказные) училища
для религиозно-нравственного воспитания детей удельных крестьян (Лобаски, Шугурово, 1835; Атяшево, 1842 и др.), волостные училища для обучения детей казённых крестьян писарскому делу (Ардатов, 1841; Козловка, 1842 и др.). Практиковались методы принудительного привлечения в эти школы. Одногодичные приходские училища по Уставу 1828 были созданы в Селищах (1834), Атяшеве (1836), Шишкееве (1839) и других населённых пунктах. Были открыты частные школы живописи А. В. Ступина (г. Арзамас, 1802-61) и К. К.Макарова (Саранск, 1828-52), домашние школы грамоты (с. Сиалеевская Пятина ныне Инсарского р-на, 1825 и др.).
Во второй половине XIX века на территории Мордовии было несколько духовных училищ. Дети духовенства в течение трех лет изучали Закон Божий, арифметику, грамматику и латынь. Их готовили к роли священнослужителей, но многие из них стали учителями начальных школ для крестьян [5, с. 64].
Также во 2-й половине XIX века отмечено становление сети государственных научных учебных заведений. В Пензенской губернии в 1853 насчитывалось более 80 школ, среди которых преобладали приходские училища. В 7 губерниях Поволжья действовали 110 мордовских училищ. В школах, подведомственных Святому Синоду, обучались 18 248 мордовских детей. Школы открывались в русских и инородческих селениях. Но количество учащихся начальных школ не соответствовало возраставшим запросам в грамотных людях. По отчёту обер-прокурора Святого Синода (1859) на 1 тыс. мужчин в Пензенской епархии приходилось 9 учащихся, Нижегородской - 8, Симбирской - 6, Казанской - 5, Уфимской и Оренбургской - 5 учеников.
К 1861 г. на территории мордовского края работали 74 школы, из них 58 - в сельской местности и 16 - в городах. Сельские школы, как правило, размещались в церковных сторожках, крестьянских избах и даже хозяйственных помещениях. Они часто не имели достаточного количества учебников и других школьных принадлежностей, не хватало и учителей. Но, несмотря на эти трудности, интерес крестьян к просвещению возрастал. В школы стали отдавать не только мальчиков, но и девочек, чего ранее не наблюдалось. Мордовских школ зафиксировано только в 10 сёлах [2, с. 90- 91].
В конце XIX века на территории мордовского края стало развиваться женское образование. Девочки получали образование в городских и сельских начальных школах. Допускалось совместное обучение детей обоего пола. Средними учебными заведениями для девочек были гимназии и прогимназии, духовные женские училища (епархиальные и мариинские). Открывались училища для девиц духовного звания. До 1870 приходские училища для девочек были не во всех уездных городах Пензенской губернии: в 1865 в Саранском и Инсарском уездах были только смешанные, тогда как в Краснослободском уезде - 2 женских и 4 смешанных училища. Соотношение учащихся-девочек с общим числом населения было ещё меньше: на 10 тыс. чел. Симбирской епархии - 42 ученицы, Самарской - 16, Казанской - 9, Нижегородской - 7, Пензенской - 5, Уфимской и Оренбургской - 20 учениц. В образовании девочек преобладали религиозно-нравственное воспитание и подготовка будущих жён и матерей семейства.
При появлении женских школ возникла необходимость в преподава-
тельских кадрах. Появились также средние женские учебные заведения - прогимназии. Важным событием стало открытие женских 3-летних прогимназий в Саранске (1875) (в 1910 преобразована в 8-классную) и Ардатове (90-е гг.), мужской 4-годичной в Краснослободске (1877 - 94). По данным 1897, лица со средним образованием составляли 0,33% населения края. Благодаря активности земских и городских управ увеличилось число женских прогимназий (Темников, Инсар, Спасск, Кадом). Уровень образования в крае оставался невысоким: отсутствовало высшее, было слабо развито среднее общее и профессиональное образование. Единственным научно-образовательным центром Поволжья был Казанский университет. Среднее образование дети привилегированных сословий получали в основном за пределами края.
Наряду с министерскими, земскими, церковно-приходскими училищами возникли 2-классные училища повышенного типа (Б. Сыреси, Троицк), городские 4-годичные (Саранск, Краснослободск, Темников). В 1894 на территории современной. Мордовии насчитывалась 391 начальная школа (20,5 тыс. уч-ся; 11,5% детей школьного возраста), в среднем одна школа на 4 - 6 тыс. жителей. В 70 -90-е гг. 19 в. после принятия «Правил о мерах к образованию инородцев» (1870) новые формы приобрела миссионерская деятельность среди мордвы. Братство святителя Гурия открыло братскую мордовскую школу (32 уч-ся) в с. Базарный Юрткуль Спасского уезда Самарской губернии свыше 30 детей обучалось в других братских школах по системе Н. И. Ильминского. Учителей, знающих мордовские языки, готовили в Казанской учительской инородческой семинарии. В 1872 - 1917 было выпущено около 160 учителей. Большинство училищ края были смешанными по составу (рус.-мордов., рус.-чуваш.-мордов. и т. п.) [4, с. 50]. С конца 19 века начали открывать низшие профессиональные учебные заведения - Сабур-Мачкасское ремесленное училище (1884), Большеберезниковская учебно-показательная мастерская (1859).
Родной язык использовали как средство более полного усвоения русской лексики. Специально мордовские языки изучали в ряде учительских и духовных семинарий с целью подготовки учителей и священнослужителей школ в мордовских сёлах и приходах. В татарских сёлах образовательные функции выполняли мектебе и медресе. В 1895 отмечен высокий уровень грамотности татар на арабском языке и слабое развитие светской образованности.
Однако к началу XX века большинство народа оставалось неграмот-ным. В 1897 году среди мордвы Пензенской губернии грамотных мужчин было 11 %, женщин - 1,5 %, среди русских эти цифры составляли 24 и 6 %. Одной из причин такого положения были незнание мордвой русского языка и соответственно непонимание объяснения учителя [5, с. 64].
4 Образование начала XX века
В начале XX века шло преобразование женских прогимназий в гимназии (1908-14). В 1907 было открыто Саранское мужское 7-классное реальное училище, 1910 - мужские частные учебные заведения 1-го разряда в Краснослободске и Темникове (в 1914 преобразованы в гимназии).
В этот период продолжали открываться низшие профессиональные учебные заведения, например, Темниковская кружевная школа (1907), Саранская ремесленная школа (1910), ремесленные отделения, классы ручного труда и рукоделия при сельских и городских училищах, при начальных народных училищах - вечерние и воскресные повторительные курсы для взрослых (Сиалеевская Пятина, Шишкеево, Кочелаево и др.).
Учителей готовили в Порецкой, Саранской, Инсарской, Вольской учительских семинариях, второклассных учительских школах (Сивинь, Исса, Ст. Михайловка и др.), педагогических классах при женских гимназиях, епархии, женских училищах; знающих мордовские языки - Казанской и Пензенской учительских семинариях, Симбирской чувашской учительской школе. Многие учителя не имели педагогического образования. Для повышения их квалификации проводили учительские съезды (Ульянов, И. М. Петяев, Ишерский, Хохряков и др.), летние курсы. Были открыты учительские библиотеки (Инсар, Саранск, Краснослободск, Наровчат).
По статистическим данным, в 1913/14 учебных годах в нач. пар. училищах различного типа Темниковского уезда обучались 1972 девочки, в Инсарском уезде -- 1538, Саранском -1618, Краснослободском - 1339 девочек.
К 1915 в крае действовало 786 учебных заведений (58 тыс. учащихся), в т. ч. 11 гимназий, реальных училищ, учительских семинарий; 10 прогимназий, высших начальных училищ; свыше 30 ремесленных и сельскохозяйственных школ[4, с. 50].
К 1917 насчитывалось около 850 различных учебных заведений (всего около 60 тыс. уч-ся), в т. ч. свыше 20 неполных средних и средних. Действовало около 80 мектебов. Охват мордовских детей обучением не превышал 12%; начальные школы посещало лишь около 5% мордовских девочек.
Заключение
В результате исследования установлено:
-
Развитие и становление образования в Мордовском крае насчитывает около 400 лет. Зачатки образования начали появляться в XVI веке в связи с расширением Руси, строительством засечных черт.
-
Дальнейшее развитие образования связано с христианизацией местного населения. Со строительством монастырей стали открываться монастырские школы, в которых обучали чтению псалтырей и других божественных книг.
-
В XVIII веке возникли новокрещенские школы для детей нерусского населения, принявшего крещение. Школы были призваны укреплять христианскую веру среди нерусских народов и готовить проповедников христианства.
-
Большое значение имело домашнее образование, особенно среди помещиков, купцов, которое до конца так и не могли искоренить.
-
Для крестьянских детишек открывались и вотчинные школы, в которых обучение было бесплатным.
-
В XIX веке стали развиваться такие образовательные учреждения, как прогимназии, гимназии, ремесленные училища.
-
Большую роль в развитии образования играли земства, однако грамотность населения была неодинаковой по уездам различных губерний. Согласно переписи 1897 года грамотность среди мужчин составляла около 15%, среди женщин - от 3 до 7%. Грамотность мордовского населения на русском языке: среди мужчин - от 3 до 11%, среди женщин - 1,5 - 2%.
-
Большой вклад в развитие образования Мордовского края внесли такие деятели как архиепископ Гурий, епископ Дамаскин, иеромонах Макарий, П. П. Орнатов, И. Т. Посошков, Г. Р. Державин, Ильминский, И. Н. Ульянов, А. Ф. Юртов, М. Е. Евсевьев, Н. П. Огарев и др.
Библиографический список
-
Воронин И.Д. Саранск// Историко- документальные очерки.- Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1961. 268 с.
-
История Мордовии: С древнейших времён до середины XIX века/ Под ред. Проф. Н.М. Арсентьева и проф. В.А. Юрченкова.- Саранск: Изд- во Мордов.ун- та, 2001 .- 344 с.
-
История и культура мордовского края. XIX век: учеб. для 8 кл. общеобразоват. учреждений/ В.М. Арсентьев, В.И.Захаров, Г.А.Корнишина и [и др.]; под ред. проф. Н.М. Арсентьева; Издат. Центр ИСИ МГУ им. Н.П. Огарёва.- Саранск, 20о7. -200 с.
-
Мордовия: Энцикл./ Гл. ред. П.Д.. Грузнов; Редкол.: Э.А. Боксимер, Н.В. Бурмистров, архиепископ Варсанофий и др. Художник В.И. Федюнин.- Саранск: Мордов. кн. изд-во, 2001. - 816 с.
-
Родиноведение. Вводный курс для изучения истории и культуры мордовского края : учеб, для 5 кл. общеобразоват. учреждений / С. В. Кистанов, О. В. Кошина, О. В. Лазарева ; под ред. чл.-кор. РАН Н. М. Арсентьева; Издат. центр ИСИ МГУ им. Н. П. Огарева. - Саранск, 2009. - 144 с.
-
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ [Электронный ресурс] / - Режим доступа: http://www.otrok.ru/teach/enc/index.php?n=13&f=108)