- Учителю
- Статья 'Проектное обучение на уроках истории'
Статья 'Проектное обучение на уроках истории'
МЕТОД «ПРОЕКТНОГО ОБУЧЕНИЯ» НА УРОКАХ ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЫ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА.
ИСТОРИЯ ПЕТЕРГОФСКОЙ ДОРОГИ.
Предмет «История и культура Санкт-Петербурга» не просто знакомит ученика с новой информацией о городе, но и формирует его как личность. Я считаю, задача учителя по истории города - воспитать культурного человека, вдумчивого краеведа, умеющего мыслить неформально, смотреть на историю Санкт-Петербурга и его жителей не отвлеченно, а сквозь призму самого себя. Еще академик Дмитрий Сергеевич Лихачев отмечал, что с внимания и любви именно к своей семье, к своему району, к своему городу и начинается воспитание патриотизма, уважение к земле предков, а также уважение к аналогичным чувствам других людей.
Изучение родного края (истории района) необходимо на уроках истории города, даже если такие уроки не запланированы стандартной школьной программой. Ведь история окружающей местности приближает ребенка к прошлому, делает его участником событий минувших лет.
На своих уроках и внеклассных занятиях я знакомлю учащихся 7 - 9 классов с историей Петергофской дороги, с усадьбами, существовавшими вдоль нее в прошлом. Считаю, что эта историческая дорога должна ожить после многолетнего забвения. И пусть для начала она возродится в исследовательских работах учеников!
Несколько лет подряд я использую на своих занятиях, посвященных усадьбам Петергофской дороги, метод «проектного обучения» (основанный на принципах дидактической системы прагматической педагогики Дж. Дьюи). Создание «проекта» дает потрясающие результаты.
Моими учениками были созданы исследовательские работы («проекты» и «исторические реконструкции») о многих давно утраченных «приморских дачах» и усадьбах Петергофской дороги: «Воссоздание утраченной Орловской усадьбы в Стрельне», «Усадьба А. Кикина на Петергофской дороге - историческая реконструкция», « «Посольская дача» обер-шаталмейтсера А.Б. Куракина» и пр.
Проектное обучение позволяет учитывать интересы детей: каждый ребенок или группа учащихся могут выбрать тот объект, который вызывает интерес, который находится поблизости и т.п. А на Петергофской дороге существкет огромное количество до конца не исследованных объектов, о которых жители района не имеют никакого представления (усадьба «Маврино», дача Василия Олсуфьева и пр.).
Проектное обучение предполагает широкое творчество, без ограничений узкими предметными рамками, именно поэтому каждая исследовательская работа-«проект» отличается полипредметным содеражанием (ученики изучают не только краеведческие материалы, но и исторические документы, читают художественные произведения по теме, оформляют свою работу иллюстрациями, фотографиями, знакомясь с произведениями живописи, скульптуры и пр.).
Кроме того, «проект» сочетает в себе теоретические и практические методы исследования, так как имеет прагматическую направленность на результат. «Проект» - это обучение чероез деятельность. Мои ученики из 9 «А» класса в 2011-2012 учебном году самостоятельно обследовали более 10-ти забытых усадеб Петергофской дороги: изучали местность, фотографировали, знакомились с материалами сайтов, читали книги по краеведению, искали старинные карты. В результате, получилась интересная экскурсия, в которой девочки воссоздали и внешний облик, и внутреннее оформление, и парковое хозяйство незаслуженно забытых и утраченных объектов (усадьба Я. Брюса, усадьба С. Богомолова, дача И. Лестока и пр.).
Приятно было отметить, что каждый ребенок, вне зависимости от способностей, чувствовал себя нужным: учащиеся стремились не заработать хорошую отметку, а проявить себя, сделав важное дело. А трудная цель работы только усиливала мотивацию, подогревала желание достичь результата, возбуждала поисковую активность.
Так каждый ученик, принимающий участие в создании «проекта», чувствует себя успешным и может продемонстрировать другим свою компетентность: кто-то хорошо фотографирует, кто-то умеет создавать презентации, кто-то реализовался как исследователь, как докладчик.
Таким образом, на «проектных занятиях» по истории Санкт-Петербурга в центре творческой деятельности находится ученик, который проявляет свою активность. Ученики также осуществляют широкое взаимодейтствие с учителем и между собой в группе, также используют привлечение консультантов. В ходе создания работ по истории усадеб Петергофской дороги учащиеся общались с сотрудниками музея «Нарвская застава», с сотрудниками ЦРБ Красносельского района, консультировались у научных сотрудников Михайловского замка и пр.
Я считаю, что «проектный метод» обучения, популярный в последние годы, особенно эффективен на уроках истории и культуры Санкт-Петербурга. Данный предмет невозможно преподавать лишь по учебнику, не знакомя ребят очно с тем или иным городским объектом. А «проект» как раз и ориентирован не только на получение предметных знаний, но и на развитие мыслительных, творческих, коммуникативных, исследовательских способностей. В «проекте» учащиеся сами организуют свою поисковую деятельность, и она выводит за стены учебного кабинета в окружающий мир.
В процессе такой работы школьники хорошо усваивают материал, ведь он для них становится «выстраданным» детищем, а не сухо выполненным домашним заданием. Школьники понимают, что они решили ту или иную проблему в результате самостоятельных (индивидуальных) или коллективных действий. Публичная защита, презентация своей работы (после «экспертизы» проекта учителем) повышает самооценку учащихся, дает им возможность оценить свою работу, ее значимость, полезность, актуальность, а также проанализировать ее недостатки и начать работать над ее дальнейшим усовершенствованием.
Петергофская дорога, а также история нашего района в целом, дает широкий перспективы для исследований, а также формирования грамотного и пытливого ученика, любящего свой город, знающего его историю, принимающего участие в восстановлении утраченного. Такой человек, вырастая, обязательно объяснит своим детям, в каком замечательном месте они живут, как надо относиться к своему прошлому, ведь века могут соединиться, если каждый поймет: вечные вопросы прошлых столетий - это и наши проблемы, и наши невысказанные сомнения.