- Учителю
- Проект 'Компьютерная графика'
Проект 'Компьютерная графика'
Номинация 4 - Учебный исследовательский проект по предмету как способ формирования опыта исследовательской деятельности
8-9 классы
Методическая разработка учебного проекта
«Компьютерная графика в деятельности человека»
Выполнила: Шулаева Елена Алексеевна, учитель информатики и ИКТ высшей квалификационной категории
МАОУ СОШ №53 р.п. Ильиногорск
г. Нижний Новгород, 2015 год
Обозначение предметного содержания проекта. Учащиеся расширяют знания о видах компьютерной графики. Определяют особенности интерфейса графических редакторов, планируют работу по конструированию сложных графических объектов из простых графических объектов. Объясняют различия между видами компьютерной графики, производят геометрические преобразования изображений. Анализируют полученные результаты выполненных изображений. Учащиеся создают и редактируют изображения с помощью инструментов растрового и векторного графических редакторов.
Используемый УМК. Методическая разработка составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта, программы основного общего образования по информатике и ИКТ, учебно-методического комплекса Л.Л. Босова «Информатика и ИКТ 5-9 классы». Данный концентрический курс соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования, одобрен РАО и РАН, имеет гриф «Рекомендовано» и включен в Федеральный перечень учебников.
Согласно действующему Базисному учебному плану, рабочая программа для 8-го класса предусматривает обучение информатики в объеме 1 час в неделю.
Раздел. Обработка графической информации. Тема. «Обобщение и систематизация основных понятий темы «Обработка графической информации». На данный раздел отводится 4 часа.
Проект проводится в ходе итогового повторения темы «Компьютерная графика» в 8 классе.
Обоснование актуальности предлагаемого проекта.
Освоенное предметное содержание позволяет учащимся сделать вывод о том, что знания, полученные при изучении данной темы позволили учащимся показать практическое применение компьютерной графики в жизни человека. Компьютерная графика сейчас стала основным средством связи между человеком и компьютером, постоянно расширяющим сферы своего применения, т.к. в графическом виде результаты становятся более наглядными и понятными.
Название проекта «Компьютерная графика в деятельности человека»
Гипотеза исследования:
Начальные знания в области компьютерной графики помогут работать во всех сферах человеческой деятельности
Использованные методы исследования
-Аналитический
-Сравнительный
-Практический
Определение проблемы, цели, задач проекта.
Проблема: «мы хотим много знать о применении компьютерной графики в жизни человека, но в данный момент о сферах ее применения сказать затрудняемся».
Для педагога:
Цель данного проекта: Создать условия для развития оновных ключевых компетентностей обучающихся средствами проектной деятельности на уроках информатики и ИКТ.
Задачи:
-
формирование у обучающихся основ культуры исследовательской деятельности,
-
формирование навыков разработки учебного проекта,
-
формирование навыков реализации и общественной презентации, обучающимися результатов учебного проекта,
-
решение личностно и социально значимой проблемы.
Для учащихся:
Цель проекта: создать сборник «Компьютерная графика в деятельности человека» в виде электронных презентаций.
Задачи проекта:
-
Сформировать проектные группы и распределить обязанности внутри групп по выполнению типовых заданий.
-
Проанализировать информацию по данной теме: установить взаимосвязь между строением и функциями элементов крови.
-
Преобразовать изученную информацию в виде схем, таблиц, рисунков и обобщить в виде электронной презентации.
-
Презентовать полученный продукт и оценить его в соответствии с критериями.
Описание формируемых проектных умений школьников в виде планируемых результатов.
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД:
- понимают и формулируют проблему,
-формулируют самостоятельно или под руководством учителя цель и задачи для решения поставленной проблемы;
- планируют собственную учебную деятельность как самостоятельно, так и под руководством учителя;
- самостоятельно оценивают правильность выполнения действий,
- вносят необходимые коррективы в исполнение, как в конце действия, так и по ходу его реализации;
- самостоятельно контролируют свое время и управляют им.
Коммуникативные УУД:
- работают в группах: распределяют спланированные действия в соответствии с поставленными задачами;
- выделяют главные и существенные признаки понятий, составляют описание изучаемого объекта;
- высказывают собственную точку зрения, ее доказывают или опровергают;
- слушают и слышат другое мнение, ведут дискуссию, оперируют фактами, как для доказательства, так и для опровержения существующего мнения;
Познавательные УУД:
- анализируют и оценивают информацию, преобразовывают информацию из одной формы в другую,
- строят логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
Личностные:
- понимание значения знаний о компьютерной графике, как для повседневной жизни, так и для дальнейшего осознанного выбора профессии.
Предметные результаты:
- знают основные виды компьютерной графики: растровая и векторная
- характеризуют возможности растрового и векторного графических редакторов
- выявляют, где используются растровые и векторные редакторы
- анализируют и оценивают плюсы и минусы растровой и векторной графики
- обобщают знания по теме "Компьютерная графика", через групповые исследования
- объясняют применение «Компьютерной графики» в жизни человека (в каких профессиях)
Описание проектного продукта/результата с критериями оценки.
Проектный продукт: сборник презентаций «Компьютерная графика в деятельности человека», каждая группа создает от 1 до 7 слайдов. Каждый продукт группы оценивается по следующим критериям.
1.Достоверность найденной информации.
2.Единство оформления
3.Структурность оформления материала.
4.Логичность оформления информации.
5.Наглядность представленной информации.
6.Умение работать в команде
7.Презентация проекта (четкость, понятность и доступность изложения материала).
8.Ответы на дополнительные вопросы
За каждый критерий от 0 до 3 баллов:
3 балла - критерий полностью представлен
2 балла - не достаточно представлен
1 балл - представлен частично
0 баллов - критерий отсутствует
24-21 баллов - «5»
20 -17 баллов - «4»
16-12 баллов - «3»
<12 баллов - «2».
Определение общего объема урочных часов, необходимых для реализации проекта, и его распределение по этапам проектной деятельности обучающихся с указанием действий педагога;
Проектный модуль включает 4 урока.
1-й урок (подготовительный и проектировочный этапы): актуализация - проблематизация - целеполагания - планирование действий - концептуализация
-
проводится социологический опрос учащихся,
-
ученики вместе с учителем формулируют проблему
-
класс делится на 4 группы,
-
Каждая группа получает первое задание, поиск информации о своей профессии в сети Интернет. Результаты каждого задания размещаются в презентациях
2-й урок и 3-й урок (этап реализации): решение конкретно-практических задач. Создание проектного продукта.
-
Учащиеся в соответствии с распределенными обязанностями определяют образ конкретно-практической задачи.
-
Учащиеся проводят исследование своих изображений в растровом и векторном редакторах.
4-й урок. Презентация полученного проектного продукта. Оценка качества продукта и рефлексия действий в проекте его создателей.
-
Презентуют созданные проектные продукты.
-
Проекты запускаются через презентацию "Компьютерная графика" (для соединения используются гиперссылки, каждый проект присоединятся так же через гиперссылки).
-
Подводят итоги по теме "Компьютерная графика" (данный итог готовит одна из групп Презентация «Выводы»).
Описание используемых заданий. Вначале проводится социологический опрос среди обучающихся класса (Приложение 1). Класс поделили на 4 группы. Каждой группе согласно выбранной профессии: художники, дизайнеры, архитекторы, мультипликаторы дается проектное задание. Выполнение проектного задания начинается:
-
Первое задание направлено на поиск информации о заданной профессии в сети Интернет. Результаты каждого задания размещаются в презентациях.
-
Далее выполняется второе задание по созданию графического изображения в растровом и векторном редакторах согласно домашней заготовке по названию группы.
-
Третье задание: проводится исследование полученных изображений в растровом и векторном редакторах. (Приложение 2 и 3).
-
Далее осуществляется демонстрация проекта (созданного в растровом и векторном редакторах).
-
Проекты запускаются через презентацию "Компьютерная графика" (для соединения используются гиперссылки, каждый проект присоединятся так же через гиперссылки).
-
Заполнение оценочных карт (Приложение №4).
-
Подведение итогов по теме "Компьютерная графика".
-
Рефлексия учебной деятельности по итогам создания и презентации проекта.
Также прилагается проектный продукт - электронная презентация-сборник «Компьютерная графика в деятельности человека»
Заключение
В проекте раскрыта проблема применения компьютерной графики в различных сферах деятельности человека.
Все области применения - будь то инженерная и научная, бизнес и искусство - являются сферой применения компьютерной графики. Мы вступаем в новую эпоху расширения полномочий графических систем при движении по информационной супер магистрали.
Если же заглянуть в будущее, то нетрудно предположить, как рисующий, проектирующий, моделирующий компьютер позволит ученым погрузиться в глубины космоса и микромир биосферы, такие реальные и одновременно такие иллюзорные. Художники, дизайнеры и другие профессии овладеют невиданным средством изображения реальности не на ограниченном пространстве холста, а на необъятной площади, составленной из миллионов изображений, фиксируемых на экране электронной машины.
Хотя компьютерная графика служит всего лишь инструментом, ее структура и методы основаны на передовых достижениях фундаментальных и прикладных наук: математики, физики, химии, биологии, статистики, программирования и множества других. Это замечание справедливо как для программных, так и для аппаратных средств создания и обработки изображений на компьютере. Поэтому компьютерная графика является одной из наиболее бурно развивающихся отраслей информатики и во многих случаях выступает "локомотивом", тянущим за собой всю компьютерную индустрию.
В начале проекта мы выдавали гипотезу «Начальные знания в области компьютерной графики помогут работать во всех сферах человеческой деятельности». Гипотеза наша подтвердилась полностью. Мы выполнили анализ программных продуктов, практически применили полученные в ходе исследования навыки и знания при выполнении заданий проекта.
Описание реализованного учебного проекта: поэтапное описание реализации проекта, действий обучающихся, действий педагога, промежуточных и итоговых проектных продуктов/результатов.
Этапы проектной деятельности
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Средства
Результат
1-й урок (подготовительный и проектировочный этапы): актуализация - проблематизация - целеполагания-действий-концептуализация.
Актуализация имеющейся системы: предметных знаний и способов деятельности, метапредметных способов деятельности, ценностей и смыслов, связанных с содержанием модуля и самим процессом познания.
Организует обсуждение по пройденной раннее теме, задает вопросы.
-
Дайте определение компьютерной графике
-
Назовите виды компьютерной графики
Предлагает провести социологический опрос по данной теме
Отвечают на вопросы, используя записи в тетради.
Отвечают на социологический вопрос, знакомятся с его результатами
Экспресс - опрос
Выявлена граница «знания-незнания»
Выявлена граница «умею - не умею»
(Приложение1)
Проблематизация - определение проблемы проекта и причин, приводящий к появлению проблемы.
Организует действия учащихся по выявлению и формулировке проблемы. Предлагает ответить на вопрос:
- В каких профессиях используется компьютерная графика?
Обсуждают и анализируют свои ответы, с помощью учителя находят правильные ответы
Формулируют с помощью учителя проблему: «мы хотим много знать о применении компьютерной графики в жизни человека, но в данный момент о сферах ее применения сказать затрудняемся»
Исследовательская установка
Мультимедийная установка
компьютер
Сформулирована проблема
Целеполагание - определение цели и задач проекта.
На основе сформулированной проблемы создает условия для формулировки цели и определения будущего проектного продукта
Формулируют цель проекта с помощью учителя: создать сборник «Компьютерная графика в деятельности человека» в виде электронных презентаций.
Сформулирована цель общего проектного продукта.
Планирование действий
Создает условия для формирования проектных групп.
Класс делится на 4 группы по 3 человека. Каждая группа выбирает руководителя.
Прием «Возьми билет»
Сформировано 4 группы
Организует действия учащихся для работы в группах. Предоставляет проектные задания. В каждой группе в проектном задании дается таблица для отчета по своему эксперименту, общая таблица для обмена информацией между группами и таблица в три колонки: «Было не понятно…, «Было сложно…», «Что нужно сделать, что бы было понятно и не сложно…»
-Необходимо внимательно прочитать текст.
-Отметить в таблице, что учащиеся
знают по данной теме,
в чем возникли затруднения (проблемы),
сформулировать вопрос, чтобы выйти из данных затруднений.
Каждая группа знакомится с проектным заданием:
Задание первой группе.
1група - «Архитекторы»
2 группа - «Дизайнеры»
3 группа - «Художники»
4 группа - «Мультипликаторы»
Каждая группа получает первое задание, поиск информации о своей профессии в сети Интернет. Результаты каждого задания размещаются в презентациях
Работают по проектным заданиям в Выявляют, что знают по данной теме, выявляют затруднения, возникшие при выполнении задания, что должны узнать. Формулируют цель и планируют действия по решению данной проблемы.
Проектные задания
Прием «знаю-не знаю-хочу узнать»
«Мозговой штурм»
Выявлены затруднения по данной теме
Сформулирована цель разрешения проблемы (затруднения)
Разработан план действий по реализации мини-проекта группы
Оказывает помощь в распределении обязанностей внутри группы
Распределяют обязанности внутри групп.
Пример.I группа.
1 ученик - находит информацию в Интернете о профессии
2 ученик - выполняет изображения в графических редакторах
3 ученик - сравнивает изображения в растровом и векторном редакторах
1 ученик - переносит наработанный материал в электронную презентацию.
(Презентации групп)
Распределены обязанности между членами групп.
Концептуализация и моделирование - создание образа объекта
проектирования.
Организует действия учащихся по созданию образа проектного продукта.
Консультирует учащихся по созданию проектного продукта.
Создают образ будущего: это презентация (рисунки, информация, выводы).
Приходят к общему решению о том, что должно быть:
-
единое количество слайдов:
- 1 слайд: Название группы (Архитекторы, мультипликаторы, дизайнеры, художники).
- 2 слайд. Информация о профессии .
- 3 слайд: Создание слайда о профессии (приведение примеров графических объектов).
- 4 слайд: Название проекта (плюс оформление).
- 5 слайд: Размещается результат работы в растровом редакторе.
- 6 слайд: Размещается результат работы в векторном редакторе.
- 7 слайд: Размещается результат исследования "Плюсы и минусы растровой и векторной графики для выбранной профессии". Выводы.
-
единый шрифт,
-
не перегруженность слайдов текстовой информацией
Интернет
Компьютеры, программа Microsoft Power Point
Создан образ (модель) проектного продукта
Организует работу по заполнению табеля учета работы над проектом
Оценивают свою собственную работу и работу одноклассников
Табель учета работы над проектом
Оценена работа за урок
Д/з: §3.2(стр.110-113) изучить. В соответствии с распределением обязанностей подготовить информацию по теме и структурировать ее виде слайдов в презентации
2-й урок и 3 урок (этап реализации): решение конкретно-практических задач. Создание проектного продукта.
Разработка критериальной базы
Организует работу по созданию критериев проекта
Предлагают варианты критериев оценки.
1.Достоверность найденной информации.
2.Единство оформления
3.Структурность оформления материала.
4.Логичность оформления информации.
5.Наглядность представленной информации.
6.Умение работать в команде
7.Презентация проекта (четкость, понятность и доступность изложения материала).
8.Ответы на дополнительные вопросы
За каждый критерий от 0 до 3 баллов:
3 балла - критерий полностью представлен
2 балла - не достаточно представлен
1 балл - представлен частично
0 баллов - критерий отсутствует
24-21 баллов - «5»
20 -17 баллов - «4»
16-12 баллов - «3»
<12 баллов - «2».
Прием «Дерево мнений»
Разработаны критерии оценки проекта
Решение конкретно-практических задач и создание образовательных продуктов (создание проектного продукта)
Создает условия для реализации проектного продукта. Осуществляет консультационную помощь в создании проектного продукта.
Организует работу по заполнению листов исследовательских работ
Учащиеся в соответствии с распределенными обязанностями определяют образ конкретно-практической задачи.
Это будет мини-презентация, где каждый слайд будет соответствовать решению обозначенной проблемы. В каждом слайде будет структурирован материал (отвечающий разрешению проблемы)
Учащиеся проводят исследование своих изображений в растровом и векторном редакторах. (Приложение 2и 3) Обсуждают, заполняют полученные листы с исследовательской работой..
Компьютеры с программами Microsoft Power Point
Листы с заданием
Промежуточный продукт: отдельные слайды по решению конкретных проектных заданий: на слайдах
Листы с выполненным заданием задания
Д/з:с. 113-115, §3.3 изучить,: подвести итоги исследования и сделать выводы (какая графика более приемлема для выбранной группой профессии
4-й урок «Презентация полученного проектного продукта.
Оценка качества продукта и рефлексия действий в проекте его создателей.
Презентация полученного проектного продукта.
Создает условия для презентации проектного продукта
Презентуют созданные проектные продукты. Проекты запускаются через презентацию "Компьютерная графика" (для соединения используются гиперссылки, каждый проект присоединятся так же через гиперссылки).
Подводят итоги по теме "Компьютерная графика" (данный итог готовит одна из групп Презентация «Выводы»).
Мультимедийный проектор, MS PowerPoint
Демонстрация единой электронной презентации-сборника презентаций «Компьютерная графика в деятельности человека»
Оценка качества проектного продукта и рефлексия действий в проекте его создателей.
Организует обобщение знаний и выполненных действий. Предлагает соотнести задачи и результаты создания проекта, оценить правильность выбора метода проекта.
Обобщает полученные знания, выполненные действия.
Использует критерии для оценки результатов.
Оценивает полученные знания и освоенные действия в соответствии с критериями.
Осуществляет контроль знаний по теме «Компьютерная графика».
Оценивают свою работу, работу одноклассников.
Оспаривают или соглашаются с оценкой своих работ. Анализируют допущенные недочеты.
Вносят предложения в алгоритм выполнения однотипных заданий.
Выполняют тестовое задание. Приложение 5
Лист оценки проектов. (Приложение 4)
Тестовое задание.
Выставлены оценки. Указаны ошибки.
Проведена рефлексия.
Контроль знаний.
Приложение 1
Социологический опрос
-
Что вы знаете о «Компьютерной графике»?
-
Работали в растровых и векторных редакторах?
-
Можно ли в графических редакторах выполнять чертежи?
-
Можно ли в графических редакторах выполнять коллаж?
-
Можно ли в графических редакторах рисовать картины?
В результате проделанных опросов мы еще раз убедились в актуальности и нужности нашей темы исследования.
Приложение 2
Исследовательская работа «Растровое изображение - какое оно?»
Цель работы: исследовать графическое изображение растрового типа.
Задачи работы: выявить характеристики растрового изображения.
Задание №1. Создайте растровое изображение, соответствующее выбранной вами профессии для исследования.
Задание №2. Изменяя размеры изображения заполни таблицу.
исходный
уменьшенный
увеличенный
Тип файла
Размер файла (Кбайт)
Как изменилось качество изображения при его масштабировании?
Задание №3. Сформулируйте вывод «Растровое изображение, - какое оно?»
Ход работы:
1. Внимательно проанализируйте данные таблицы Задания 1
2. Ответьте на вопросы:
- Каких размеров файлы с растровым изображением (большие, маленькие)?
________________________________________________________________
-Как изменяется качество растрового изображения при его преобразовании (изменении размера)?___________________________________________
- Каков один из форматов файла с растровым изображением?
__________________________________________________________________
- Каковы достоинства растровых изображений? ____________________
- Каковы недостатки растровых изображений?
__________________________________________________________________
- Какие основные операции с графическим изображением в практической работе выполняли?
__________________________________________________________________
-Что такое графический редактор? _______________________________
-Какая существует связь графического редактора с нашим исследованием?
__________________________________________________________________
- Какой графический редактор позволил работать с растровыми изображениями?
__________________________________________________________________
3. Сформулируйте вывод «Растровое изображение дает в выбранной мной профессии для исследования …», используя ответы предыдущего задания:
____________________________________________________________________________________________________________________________________
Приложение 3
Исследовательская работа «Векторное изображение, - какое оно?»
Цель работы: исследовать графическое изображение векторного типа.
Задачи работы: выявить характеристики векторного изображения.
Задание №1 Создайте векторное изображение, соответствующее выбранной вами профессии для исследования.
Задание №2. Изменяя размеры полученного изображения заполни таблицу
-
исходный
уменьшенный
увеличенный
Тип файла
Размер файла (Кбайт)
Как изменилось качество изображения при его масштабировании?
Задание №3 Сформулируйте вывод «Векторное изображение - какое оно?»
Ход работы:
1. Внимательно проанализируйте данные таблицы
2. Ответьте на вопросы:
-Каких размеров файлы с векторным изображением (большие, маленькие)? __________________________________________________________________
-Как изменяется качество векторного изображения при его преобразовании (изменении размера)?
_______________________________________________________________
-Каковы достоинства векторных изображений?_____________________
- Каковы недостатки векторных изображений?
__________________________________________________________________
-Какие основные операции с графическим изображением в практической работе выполняли?
__________________________________________________________________
-Что позволило выполнить это?____________________________
- Какая существует связь графического редактора с нашим исследованием?
__________________________________________________________
-Какой графический редактор позволил работать с векторными изображениями?_______________
- Для чего можно использовать векторные графические редакторы?
__________________________________________________________________
3. Сформулируйте вывод «Что дает использование векторного редактора в профессии _____________...» используя ответы предыдущего задания:
__________________________________________________________________________________
Приложение 4
Оценочная карта по проекту «Компьютерная графика в жизни человека»
-
Группа
Раскрытие темы
Качество выполнения практической части
Защита проекта
Обоснование выводов
Качество выполнения презентации
Итоговая оценка
Архитекторы
Дизайнеры
Художники
Мультипликаторы