- Учителю
- Условный оператор в среде Pascal
Условный оператор в среде Pascal
Тема: Условный оператор в среде Pascal.
Цели урока:
1. Способствовать осознанию и осмыслению новой учебной информации;
2. Сформировать навыки программирования в среде Turbo Pascal.
3. Развитие алгоритмического мышления.
4. Способствовать формированию партнерских отношений в классе.
Структура урока:
-
Организационный момент. (1 мин)
-
Мотивация. Сообщение темы урока и целей урока. (5 мин)
-
Теоретическая часть. Презентация.(15 мин)
-
Практическая часть. (18 мин)
-
Домашнее задание.(3 мин)
-
Итог урока. (3 мин)
Ход урока:
I. Орг. момент.
Приветствие, проверка присутствующих. Объяснение хода урока.
II. Проверка и актуализация знаний.
Изучение программирования и языков программирования, таких как Basic, Pascal, C++, Delphi и др. является неотъемлемой частью информатики. С помощью языков программирования можно создавать свои программы, решать нестандартные задачи, решить которые в стандартных пользовательских программах невозможно. Программирование вырабатывает у учащихся следующие развивающие функции: четкое логическое мышление, аккуратность и внимательность, и при этом развивает находчивость, изобретательность, фантазию и творческие способности. Недаром программирование, называют не только наукой, но и искусством.
До сегодняшнего урока мы решали задачи, которые имеют однозначный ответ. Но чаще всего встречаются задачи, в которых в зависимости от выполнения или невыполнения некоторого условия задача может иметь 2, 3 и более решений. Сегодня мы познакомимся с оператором, который в программировании называется условным оператором.
III. Теоретическая часть.
( 1 слайд) Тема урока: Условный оператор в среде Pascal.
(2 слайд) На этом уроке мы:
-
Познакомимся с понятием команды ветвления и построения условных схем алгоритмов.
-
Узнаем для чего и как применяется команда if - then
-
Научимся записывать команды ветвления при решении задач с практическим содержанием.
-
Научимся составлять блок-схемы для решения поставленных задач.
(3 слайд)
Вспомним графические знаки, которые мы уже знаем. (Рисуется ромбик). Графическим изображением ветвления является ромб, внутрь которого записан вопрос условие, имеющий 2 варианта ответа да или нет.
И 2-й знак, который мы будем использовать - прямоугольник, внутрь которого записывается команда, которая должна быть выполнена в данном случае.
(4 слайд) (Продиктовать определения)
Алгоритм разветвляющейся структуры - это алгоритм, в котором вычислительный процесс осуществляется либо по одной, либо по другой ветви, в зависимости от выполнения некоторого условия.
Оператор (команда), реализующая ветвление называется условным оператором
(
Условному оператору отвечают две структуры:
1 структура - неполная 5 слайд)
Условному оператору отвечают 2 структуры: 1 структура - неполная, которая начинается с вопроса условие, имеющая вариант ответа да, по которому выполняется некоторый оператор, а веточка нет отсутствует. Ещё существует 2-я структура неполная, которая начинается с вопроса условие. Если да, тогда необходимо выполнить целую последовательность операторов, а по нет ничего выполнять не надо. В условии мы должны отражать, что мы должны выполнить целую последовательность операторов. Такая последовательность операторов называется составным оператором и берётся в операторные скобки begin … end.
end
(6 слайд)
2 структура - полная
при выполнении условия выполняется один блок действий, а
при не выполнении - другой блок действий
.
begin
2 структура - полная. При выполнении условия выполняется один блок действий, а при не выполнении - другой блок действий. И аналогичная блок-схема. Условие, по варианту да выполнятся оператор 1, по варианту нет выполняется оператор 2.
(7 слайд)
да
нет
П
Сосед заразный?
beginример
Если твой сосед по парте
С
1. Обними его
2. В школу не пойдёшьтал источником заразы,
Обними его и в школу
Д
endве недели не придёшь…
Г
ригорий Остер «Вредные советы»
(8 слайд)
Общий вид условного оператора
Неполная форма условного оператора:
If <����������������������
����тор >;
да
нет
I
условие
beginf <�����������������������
�����������
������������
������
����������������
�������
����������������
�������
������
����������
����������������������������
���������������������������
��������������������������������
������������
�����������������
���������������������������������
������
���� команд 1>
end
else begin
<Серия команд 2>
end;
IV. Практическая часть.
Задача №1:
Составить блок-схему и программу вычисления значения функции:
Задача № 2:
Определить, является ли натуральное число х чётным?
Задача № 3:
Найти наибольшее число из двух. Если числа равны, то вывести любое из них.
v. Домашнее задание:
-
Составить блок-схему и программу вычисления .
-
Определить значение функции:
4