7


  • Учителю
  • Разработка урока по геогрфии на тему 'Народные промыслы Нижегородской области' (9 класс)

Разработка урока по геогрфии на тему 'Народные промыслы Нижегородской области' (9 класс)

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание:
предварительный просмотр материала

Государственное казённое специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Нижегородская областная специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат III-IV вида»











Разработка открытого урока

по географии на тему:

«Народные промыслы Нижегородской области»



Выполнила:

учитель географии

Белоусова Н. С.


Нижний Новгород

I. Цель урока:

Познакомить учащихся с географией народных промыслов Нижегородской области, историей их создания и художественной ценностью.

II. Задачи урока:

Образовательная: познакомить учащихся с географией, историей возникновения и современным развитием народных промыслов Нижегородской области.

Развивающая: продолжить формировать способности учащихся к самостоятельной деятельности и развивать умение работать с различными источниками географической информации.

Воспитательная: стимулировать развитие познавательного интереса к изучению профессиональных традиций населения Нижегородской области, воспитывать любовь к родному краю.

III. Тип урока:

Урок изучения нового материала с опережающими творческими заданиями. Проводится в школьном музее.


Оборудование:

  • Карта Нижегородской области.

  • Видеофильм «Народные промыслы».

  • Изделия народных умельцев.



ХОД УРОКА

  1. Организационный момент

  2. Вводный мотивационный этап

    Полюбить Россию можно лишь тогда, когда увидишь всю прелесть застенчивой русской природы, удивишься красоте архитектурных ансамблей, прикоснешься сердцем к прекрасным творениям русского народа.

    Для того чтобы любить, нужно все это видеть и знать. Мы не можем ценить и беречь то, что не знаем.

    Учитель демонстрирует классу фрагмент видеофильма Народные промыслы.

  3. Изучение нового материала.

Учитель просит класс обратить внимание на эпиграф урока.

«Не то дорого, что красно золото, а то дорого, что мастера доброго».

Как вы думаете, что означает это выражение? Да, именно, выполненные ручным способом вещи неординарны и привлекательны. Созданная своими руками вещь приносит в дом приятную атмосферу уюта и покоя. Немного парадоксально, но именно в наше стремительное время у всё большего числа девочек, девушек, женщин появляется желание заняться шитьём, вязание, вышиванием итак далее.

Учащиеся высказывают свою точку зрения.

Учитель, подводя итог, формулирует основную цель урока.

Таким образом, сегодня на уроке нам предстоит познакомиться с географией и историей возникновения народных промыслов в Нижегородской области, выявить, в каких отраслях промышленности они получили современное развитие.

Нижегородская область - родина многих художественных промыслов, чьи изделия известны не только в нашей стране, но и далеко за её пределами.

Художественные промыслы ведут свою историю из глубины веков. Как только человек взял в руки инструмент, он тут же стал придумывать, мастерить.

Народные художественные промыслы в нашей области разнообразны по своей продукции, используемому материалу, применяемой технике и технологии.

Много материалов для работы подарила человеку природа: дерево, камень, глина и др.

Что такое народный промысел?

Народный промысел - одна из форм народного художественного творчества, производство фольклорных художественных изделий.

Почему промыслы создаются народом? Народные промыслы - это искусство, искусство народное. Народ создает вещи, находит им нужную форму и выражение, сохраняет найденную в них красоту и все свой достижения передает нам в наследство. В этих произведениях мы видим мудрость народа, его характер, уклад жизни. В них вложена душа народа, его чувства, представления о лучшей жизни.

IV. Знакомство с народным творчеством.

Наступило время знакомства с народными промыслами Нижегородской области, истоками их зарождения.

Учитель напоминает о том, что учащимся класса заранее было дано индивидуальное задание, подготовить сообщение об одном из видов народных промыслов Нижегородской области.

Классу предлагается заслушать сообщения учащихся с демонстрацией образцов изделий:

  • хохломская роспись;

ЗОЛОТАЯ ХОХЛОМА - один из старинных Особенностью хохломского промысла является изготовление золоченой деревянной посуды без применения драгоценного металла и своеобразная растительно-травная роспись. Символом хохломской росписи стала огненная жар-птица, украшенная яркими цветами. Столицей золотой хохломы по праву считается город Семенов, расположенный недалеко от Нижнего Новгорода.

Хохломской промысел зародился в нижегородском Заволжье и пошел от иконописи. Деревянные иконы покрывали слоем серебра, после чего олифили, затем ставили в печь. После закалки икона приобретала новый золотистый цвет. Впоследствии, этот способ перешел и на посуду.

Нижегородской посудой торговали на Макарьевской ярмарке, позднее Нижегородской, в Москве и других уголках России.

В настоящее время крупнейшее в России предприятие народных художественных промыслов «Хохломская роспись» продолжает вековые традиции выпуска изделий с хохломской росписью. Это наборы для ухи, десерта, в том числе: наборы-сервизы, резные ковши, братины (ковши для вина), подсвечники, вазы, поставки, бочата, штофы, панно, музыкальные шкатулки. Из хохломской посуды можно пить и есть, не опасаясь за здоровье.

В производстве используется, в основном, липа. Древесину сначала выдерживают на открытом воздухе, затем ее распиливают на кряжи, изготавливают болванки, из которых вытачивают чашки, поставки, бочата, вазы, матрешку, вырезают ложки и ковши. Затем, некрашеные чашки покрывают специальным масляным грунтом красновато-коричневого цвета, отчего все они становятся похожими на глиняные. После грунтовки изделия сушат, далее - шлифуют, шпаклюют, олифят. Последняя подготовительная операция - лужение. Луженые чашки становятся матово блестящими, напоминая серебряные, и в таком виде поступают в цеха росписи. Расписанные изделия два-три раза покрывают лаком. Таким образом, серебро превращается в «золото», и расписанные деревянные чаши и вазы становятся похожими на драгоценную позолоченную посуду.

В современной хохломской росписи цветовая гамма расширена. Кроме черного, красного и золотого цвета, используются зеленый и желтый, оранжевый и коричневый цвета. В 1993 году на фабрике была создана иконописная мастерская и начато изготовление икон.

«Хохломская роспись» начали изготавливать новые изделия - панно с живописью. Это работы, совмещают в себе два вида искусства: живопись и хохломскую роспись. В 1992 году был открыт цех по изготовлению семёновской матрешки.

На предприятии выпускают и мебель с хохломской росписью. Детские столы, стулья и скамейки, столы. Также изготавливают и мебель столярную: стулья для дома, офиса или кафе, а также столы и кровати.

В настоящее время «Хохломская роспись» стабильно работает и развивается. Продукция вывозится в страны Европы, Азии, Америки. Для туристов на фабрике организованы увлекательные экскурсии. Здесь можно познакомиться с лучшими мастерами и принять участие в увлекательном мастер - классе по росписи матрешки. На фабрике есть ассортиментный кабинет, где с 1972 года хранятся образцы уникальных изделий, среди них огромная хохломская ложка - 2 метра 67 см и полутора - метровая чаша. Ещё одно достижение хохломичей - ежегодный всероссийский фестиваль «Золотая Хохлома», приехать на который в город Семёнов могут все желающие в июне.

  • полховско-майданская роспись;

Производство знаменитых игрушек-тарарушек яркой затейливой росписью берет свое начало в селе Полховский Майдан Вознесенского района. В конце XVIII века многие крестьяне переняли токарный промысел от монахов Саровского монастыря, производивших в собственных мастерских деревянную посуду. В начале ХХ века в Полховском Майдане начинают применять «выжигание» токарных изделий.

Впервые в село привез выжигательный аппарат крестьянин-кустарь Полин Павел Никитич. Выжигание, а позднее и крашение токарных изделий, нередко производились наемными работниками в мастерской хозяина. Тогда и сложился характерный майданский орнамент и пейзажный композиционный сюжет. До сих пор в селе помнят легенду о том, что в давние времена в войске Степана Разина была предводительница Алена - бывшая крестьянка из-под Арзамаса. В ее отряде воевали и непокорные предки полх-майданских кустарей. Под селом в Мордовии, Алену взяли в плен и по приказу князя Долгорукого сожгли на костре. А на том месте, где погибла крестьянка-атаманша, выросла и расцвела алая роза. Вот, якобы ту самую розу и перенесли на свои расписные игрушки мастера Полховского Майдана.

С применением масляных и клеевых красок расширился ассортимент крашенных изделий. Существовал этот вид художественной росписи с 1928 по 1934 годы. В 1969 году организована артель «Красная заря», которая в последствии стала производственным объединением «Полоховско-Майданская роспись». Сегодня традиции промысла продолжают частные предприниматели.

Сувениры и матрешки, которые здесь производят, отличаются от всех известных необыкновенной яркостью и оригинальностью. имеют и специфические названия - тарарушки. В росписи тарарушек и сувениров полховско-майданские мастера используют разнообразные приемы: «цветы», «травки», «пестрение», «домики». Все это придает неповторимость не только знаменитым тарарушкам и сувенирам, но и другим изделиям мастеров, которые выпускают еще и посуду, и разнообразные предметы быта, например, вазы, поставки, бочонки, полочки и многое другое.

  • городецкая роспись;

Городецкая роспись по дереву - один из самых знаменитых России.

Среди самых распространенных сюжетов росписи - гулянья, чаепития, знаменитый городецкий конь с всадником, народные праздники.

История «Городецкая роспись», как предприятия народных промыслов начинается с 1937 года. С 1960 года существует фабрика «Городецкая роспись».

Сегодня фабрика «Городецкая роспись» выпускает разнообразный ассортимент изделий: хлебницы, пирожные и разделочные доски, кухонные наборы, наборы для чая и специй, поставки, шкатулки, солонки, ларцы, декоративные настенные панно, детскаую мебель: столы, стулья, скамейки, кровати, шкафы, вешалки.

На фабрике рождаются изделия, выполненные в традициях Городецкой глухой резьбы по дереву. В основу городецкой резьбы положен растительный орнамент с включением в него различных надписей и дат, а также изображений львов и сказочных существ. На предприятии искусной резьбой украшают шкатулки, небольшие панно, оклады икон, пряничные доски (для печати пряников), мелкую скульптуру. За короткое время на «Городецкой росписи» была создана иконописная мастерская и начато писание икон.

На фабрике имеется музей, где можно познакомиться с историей промысла. Туристам непременно рекомендуем принять участие в мастер - классе городецкой росписи.

  • казаковская филигрань;

Один из древнейших видов -скань или, как еще называют эту разновидность ювелирной техники - филигрань.

На Руси скань была известна очень давно. В России одним из крупнейших центров сканного производства становится село Казаково Нижегородской области. Первая Казаковская артель по производству сканных изделий была образована в 1939 году. В годы Великой Отечественной войны артель не прекращала своей работы: плели офицерские погоны, делали для них звездочки, изготавливали портсигары. В послевоенное время - освоили ножевое и вилочное производство.

Приемником традиций и навыков Казаковской артели стало «Казаковское предприятие художественных изделий».

Казаковский завод выпускает самые разнообразные художественные изделия: декоративные вазы и чаши, шкатулки с музыкой, подстаканники, вазы, конфетницы, женские украшения, чайные ложки, кубки, медали, значки, ордена и знаки различия для Российской армии. В последние годы на предприятии стали изготавливать предметы церковного направления - настольные и подвесные лампады, оклады к иконам, кресты, панагии.

Кроме того, на предприятии изготавливаются филигранные изделия с геральдикой и символикой как государственных органов, так и частных компаний.

На предприятии есть прекрасный выставочный зал. Любуясь шедеврами высокохудожественного филигранного искусства, здесь можно на некоторое время побывать в волшебной зимней сказке. Для туристов проводятся ознакомительные экскурсии по предприятию, мастер-классы. В магазине, расположенном прямо на заводе - прекрасный выбор уникальных изделий, например, шкатулки в виде яблочек или сказочные ларцы. Филигрань изготавливается только вручную, поэтому каждое изделие уникально. Приобретая казаковские изделия, вы можете быть уверены, что второго такого нигде не встретите.

  • борнуковские камнерезы;

История искусства резьбы по камню связана с таинственной «мраморной» пещерой, расположенной на берегу реки Пьяны в селе Борнуково Бутурлинского района. Издавна эта пещера славилась своим поделочным камнем - ангидритом или как его называли «нижегородским мрамором». Он был самых разных оттенков: розового, белого, голубоватого, коричневого, серого и зеленоватого, с разнообразными рисунками и узорами. В 30-е годы 20 века в Борнуково была создана фабрика художественно-камнерезных изделий «Борнуковская пещера».

Мастера сохранили и технологию обработки камня, и традиции ассортиментного ряда изделий. При обработке камня используется токарная обработка в сочетании с объемной и рельефной резьбой, гравировкой. Образцы животных и птиц отличаются лаконичностью и в тоже время неповторимыми «характерами».

Помимо скульптур птиц и зверей, в большом ассортименте мастера предприятия изготавливают предметы быта: изящные подсвечники, вазы, шкатулки, письменные наборы. На фабрике работает музейно-выставочный зал, для желающих проводятся мастер - классы резьбы по камню, экскурсии по фабрике и к Борнуковской пещере.

  • жбанниковская глиняная свистулька;

Промысел Жбанниковской игрушки возник в начале 20 века в деревнях Жбанниково, Рыжухино и др. Городецкого района Нижегородской области, центром изготовления глиняных игрушек традиционно считается деревня Жбанниково. Местная глиняная свистулька «дудка» получила известность в 1930-е гг. Привлекает интересная роспись изделий. Они сочетают чёрный фон с бело-зелёным кропленьем, россыпью из точек, полосок, пятен. Иногда берётся бордовый, иногда желтоватый фон. Раскрашивание делалось «тычком» с помощью губки или мягкой тряпочки. Иногда расписывают эти игрушки «под Хохлому». Главная особенность Жбанниковских фигурок в том, что основательное туловище всех фигурок напоминает глиняную пирамиду на трех ногах-основах.

В Городце на Волге создавались лошадки, барыньки, петушки - свистушки, а также более сложные работы: копилки в виде домиков-башенок, веселых котов или рыб - русалок.

Часто жбанниковские игрушки создаются как обереги. Символика «рога изобилия» в игрушке-обереге выражает общую идею плодородия, благополучия, удачи.

Имеет свое значение и каждый цвет: белый - жизнь, красный - солнце, тепло и любовь, желтый - цвет хлеба и достатка в семье, зеленый - роста и исполнения желания, синий - неба, мечты, черный - плодородия, золотистый - денежного достатка.

  • строчевышивальный промысел;

1. В конце 19 века на территории современного Чкаловского района сложился особый вид вышивки «по выдергу», то есть по крупной сетке, образованной путем выдергивания продольных и поперечных нитей полотна, известная под названием «гипюр». Эта вышивка напоминает кружево. Главным элементом узора, характерным для «нижегородского гипюра», являются ромбы, «цветками». В 1960 году создана Чкаловская строчевышивальная фабрика, которая в 1998 году была преобразована в «Гипюр». Предприятие производит комплекты постельного и столового белья, дорожки, салфетки, а также юбки, блузы, халаты из экологически безопасных тканей льна и хлопка с художественной вышивкой.

  1. Одним из известных является художественная вышивка, которая получила развитие в Нижнем Новгороде в 1933 году с созданием строчевышивальной фабрики «Юнона». Сегодня фабрика специализируется на разработке и выпуске женской одежды с элементами художественной вышивки. Ассортимент фабрики достаточно разнообразен: ажурные блузки, изящные платья, сарафаны, деловые костюмы, элегантные вечерние наряды, шарфы и платки, золотошвейные шали и палантины. В числе художественных изделий фабрики - вышитые иконы, панно, гербы, постельное белье, полотенца, скатерти, салфетки из натуральных тканей.

3. Крупным промысловым центром золотой вышивки Нижегородской губернии являлся город Городец.

Традиционным в золотошвейном узоре были - два вазона с букетом из роз, причудливых цветов, виноградных гроздьев. Особым богатством и красотой отличался золотошвейный орнамент девичьих и женских головных уборов: платков, повязок, кокошников.

Продолжателем традиций древнерусского золотошвейного искусства стала Городецкая строчевышивальная фабрика, которая выпускает постельное бельё, сувениры с вышивкой, гербы городов и областей, панно с различными сюжетами и видами. Для выпуска одежды используются современные и экологически чистые ткани: хлопок, лен, шелк.

Познакомиться с историей знаменитого российского промысла можно в музее фабрики. Для туристов проводятся увлекательные экскурсии и мастер - классы.

4. Узорно-ремизное ткачество - старинный вид - было развито во многих деревнях Нижегородского края, особенно на северных его окраинах. Домоткаными узорами крестьянки украшали половики, одежду, покрывала, скатерти, столешницы, полотенца. Материалом для ткачества служили лен, шерсть и хлопок. Используемые цвета - белый, красный, синий.

Эти народные традиции возродились в 1971 году на севере Нижегородской области в городе Шахунья. В 1998 году создано предприятие «Тканые узоры». Современный ассортимент «Тканые узоры» - это скатерти, портьеры, салфетки, покрывала на диван и кресла, полотенца, фартуки из хлопковой и льняной пряжи, вискозы, полушерсти с использованием синтетической пряжи.

  • варнавинская резьба по кости.

В основе варнавинской резьбы по кости лежит своеобразный художественный стиль, сложившийся на основе выразительных орнаментов нижегородской домовой резьбы по дереву. Каждое изделие режется мастером от начала до конца без применения штампов и шаблонов, что способствует авторской индивидуальности и творческому подходу при изготовлении каждого изделия.

Предприятие, возродившее традиции народного косторезного промысла Нижегородской губернии «Варко» (Варнавинская резная кость). Первые работы по возрождению косторезного промысла были предприняты в 1969 году. В 1971 году в посёлке Варнавино был открыт участок с обучением молодежи профессии резчика по кости. В 1973 году участок был преобразован в филиал Казаковского производственного ювелирного объединения со специализацией резьбы по кости. В 1989 году филиал был преобразован в самостоятельное предприятие - Варнавинскую художественную фабрику. Сегодня предприятие «Варко» продолжает сложившиеся за 30 лет традиции промысла.

Предприятие специализируется на выпуске изделий из простой поделочной кости. Изделия выполнены в технике ажурной, плоскорельефной или объемной резьбы. Это женские украшения, шкатулки, ларцы, письменные приборы, шахматы, подсвечники, вазы, стаканы, а также вязальные крючки и игольницы. Кроме традиционных изделий, предприятие имеет успешный опыт разработки и производства продукции с фирменной символикой, выполненной, по желанию заказчика, как на существующих изделиях, так и по оригинальному заказу.

  1. Итог урока.

В закрепление урока школьникам демонстрируется компьютерная презентация по теме «Народные промыслы Нижегородской области».

- Какие мысли и чувства вызывают у вас изделия народных промыслов?

  • Нужны ли сейчас народные промыслы?

Красота всегда приносит людям радость. Народ веками отбирал в природе совершенные формы, радостные сочетания цветов, удивляя и радуя своей изобретательностью и вкусом. Народное искусство современно и любимо народом.

Великая святая Русь - навек моё Отечество
Я - россиянин, русский. Тем горжусь,
И не хочу другого я наследия!

Домашнее задание: подготовить кроссворд по теме.







 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал