7


  • Учителю
  • III Всероссийская конференция 'Эрудит- 2015' ученица 11 класс Алексеева Н.

III Всероссийская конференция 'Эрудит- 2015' ученица 11 класс Алексеева Н.

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание: Региональные традиции песенного творчества бурят, в том числе и аларских, относятся к числу малоразработанных тем фольклористики. Значимость темы обусловлена своеобразием музыкально-песенного творчества бурят, которое занимает значительное место в их духовной культу
предварительный просмотр материала

III Всероссийская заочная научно-практическая

конференция «THE ERUDITE 2015»

(с международным участием)


Секция "Искусство и культура"


Тема:

Народные песни Аларских бурят

Алайрай аймагай арадай дуунууд




Автор: Алексеева Наталья Александровна

ученица 11 класса

Муниципального бюджетного

общеобразовательного учреждения

Аларская средняя общеобразовательная школа

Руководитель: Марактаева

Светлана Николаевна

учитель бурятского языка и литературы






2015 г.

с. Аларь


Содержание:

  1. Введение

  • Практическая значимость

    • Цель и задачи

    • Актуальность темы

    • Степень изученности

    • Апробация работы

  1. Основная часть

  • Классификация стиля бурятских песен

  • Песни западных бурят

  • Аларь - родина ёхора

  • Главная особенность песен - нааданов

  • Темы песен ёхора

  • Шоно Баатар

  1. Заключение

  2. Библиографический список

  3. Информаторы

  4. Глоссарий - словарь

  5. Приложения

  1. Введение.

Песенные жанры фольклора, характеризующиеся широким охватом самых различных явлений мира, отражением всего многообразия жизни человека и социума, неизменно развиваются в самых различных социально-исторических условиях. Исследование песенной культуры бурятского народа выявляет особенности традиционного миропонимания и ставит важную задачу сохранения его национального своеобразия в современности.

В данной работе представлен комплексный анализ песен аларских бурят в единстве с обрядом и инструментальной традицией. Географическое положение Аларского района, его удаленность от центра, определенного рода изолированность в развитии традиций, компактное проживание населения, сложившиеся устойчивые связи и отношения - все это определило особенности самого материала исследования. В исследовании проанализирован материал двух фольклорных экспедиций в Аларский район, который включает в себя 263 песни и 25 инструментальных наигрышей. Всего нами учтено порядка 50 образцов песенного творчества именно муниципального образования «Аларь». Представленный материал позволил проследить процесс сохранения и развития песенного фольклора аларских бурят в современный период.

Актуальность исследования. Непреходящая ценность народного творчества особенно ясно выявляется в современных условиях интеграции различных культур. Изучение песенного творчества аларских бурят как части традиционного наследия народа является своевременным в условиях возрождения национальной культуры, в песнях, как ни в каких других жанрах, отражаются особенности национального мировидения в едином сплаве словесного и музыкального выражения.

Региональные традиции песенного творчества бурят, в том числе и аларских, относятся к числу малоразработанных тем фольклористики. Значимость темы обусловлена своеобразием музыкально-песенного творчества бурят, которое занимает значительное место в их духовной культуре. Назрела необходимость исследования песенного творчества отдельных бурятских районов в широком историческом и социокультурном контексте.

Актуальность определяется как познавательным значением народной песенной культуры, так и ее значимостью, глубиной этического и эстетического потенциала, который направлен на сохранение и передачу фольклорных традиций подрастающему поколению.

Степень изученности. Изучение песенного творчества бурят имеет свою определенную историю. Песни издавна были объектом научного внимания этнографов, историков, искусствоведов, фольклористов. История изучения народных песен начинается с XVIII века, со времени, когда была сделана первая нотная запись бурятской народной песни.

В трудах бурятских фольклористов систематизированы тексты народных песен, сделан их тщательный филологический анализ, рассмотрены особенности языка, лексики, стиля, формы стихосложения песенного фольклора. Следует отметить работы С.П. Балдаева «Бурятские народные песни», Н.О. Шаракшиновой «Лирические песни бурят», М.И. Тулохонова «Исторические песни бурят», Т.М. Болдоновой «Лирико-бытовые песни осинских бурят».

Исследованию музыкальной стороны бурятских народных песен посвящены работы Д.С. Дугарова, Л.А.Халтаевой, Л.Д. Дашиевой.

На сегодняшний день свыше ста песен, записанных в селах Аларского района, опубликованы в сборнике «Родные напевы. Ёхор». Составители: К.А.Макаров, Н.Н.Ильина; «Народные песни западных бурят» - альбом С. и Э. Жамбаловы, однако они не стали еще предметом специального изучения.

Объектом исследования является традиционная культура аларских бурят.

Предмет исследования - песенное творчество аларских бурят.

Цель работы - определение локальных особенностей песенного фольклора аларских бурят.

В соответствии с сформулированной целью определены следующие задачи:

  1. выявить особенности традиционного уклада жизни аларских бурят, его значение в формировании песенной культуры, социокультурные факторы развития песенного творчества;

  2. изучить особенности процесса развития музыкально-песенной культуры Аларского района;

  3. определить содержательную специфику песенного творчества аларских бурят на примере кругового хороводного танца ехор.

Практическая значимость. Материалы данного исследования могут быть использованы в практике преподавания бурятского фольклора в средних общеобразовательных учреждениях, дошкольных учреждениях. Научные выводы и материалы проекта могут быть востребованы в исследованиях по проблемам истории, этнографии бурят. Основные положения проекта могут способствовать решению проблем региональной специфики бурятского фольклора. Фольклорно-этнографический материал, собранный и систематизированный в процессе работы над проектом, может быть использован учителями, которые ведут кружковую работу с фольклорными коллективами. А нотные расшифровки песен могут быть использованы руководителями фольклорных ансамблей и народных хоровых коллективов.

Апробация работы. Результаты научных исследований отражены в 4 публикациях. Основные положения исследования были представлены на межрегиональной НПК ученических работ по фольклору «Фольклор моего села» - Марактаев Андрей (Улан-Удэ, 2010); межрегиональной НПК «Семья как центр сохранения национальной самобытности» по теме «Воспитание детей средствами фольклора»- Марактаева С.Н.(п. Бохан, 2013); «Аларские народные песни» - сборник (Усть-Ордынский Национальный центр народного творчества, 2014); региональная краеведческая конференция школьников "Байкальское кольцо 2014" - "Алайрай аймагай арадай дуунууд"(Алексеева Наталья - диплом лауреата II степени).

  1. Основная часть.

Из глубины веков дошли до нас народные игры, танцы, которые непосредственно связаны с различными сторонами быта и трудовой деятельности бурятского народа. Среди большого количества игр, танцев и развлечений до недавних пор имели широкое распространение игры и пантомимические сценки, которые относятся к древнейшим по своему происхождению.

В исследовании стиля бурятских песен большое значение имеет проблема жанровой классификации. В первых сборниках бурятских народных песен сделаны попытки классификации, основанные на делении по тематическому содержанию: эпические, лирические, бытовые, танцевальные, свадебные, шаманские песнопения.

В сборниках Д.С. Дугарова весь материал распределен по трем регионам - песни хори-бурят, селенгинских и западных бурят. Третий том «Песни западных бурят» состоит из трех разделов: первый посвящен крайним западным (нижнеудинским, тулунским и зиминским) бурятам; второй - хонгодорам Аларского района. Жанровая классификация третьего тома включает наиболее популярные жанры песенного фольклора западных бурят: исторические песни (түүхын дуунууд), застольные песни (архиин дуунууд), хороводные песни (хатар нааданай дуунууд), кумысные песни (сэгээ зугаа), лирические песни (гуниг дуунууд). Особое место занимают такие жанры традиционной музыки западных бурят, как улигеры (үльгэрнүүд) и шаманские призывания.

Я хочу немного остановиться на одном из групп игрового фольклора бурят - Гүүгэл. Эта игра бытовала только у западных бурят в Иркутской области и названа в честь главного героя Гүүгэла - веселого, умного, находчивого и смелого человека. По мнению И.Е.Тугутова, этот образ вполне реалистический и собирательный.(Тугутов, 1089, с.8).


Эрхүүһээ нааша

Эльтидэһэн Гүүгэл.

Эржэн мүнгэн хазаараа

Яларгаһан Гүүгэл.

С иркутской стороны

Прилетел Гүүгэл.

Уздой с серебряной насечкой

Сверкал ты, Гүүгэл.


Эта песня - мелодия была записана у известного бурятского улигершина, прекрасного знатока эпических традиций Апполона Андреевича Тороева (1893-1981),




 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал