- Учителю
- Исследовательская работа учащейся по теме 'История Кооп-Соокского монастыря'
Исследовательская работа учащейся по теме 'История Кооп-Соокского монастыря'
МБОУ Тээлинская средняя общеобразовательная школа имени В.Б. Кара-Сала
История Кооп-Соокского монастыря
исследовательская работа
Выполнила: Кужугет Сайрана Айвазаевна
ученица 11 «б» класса
Руководитель исследовательской работы:
Септел Надежда Акимовна
Тээли 2015
Оглавление
Введение…………………………………………………………….....3
Глава I. Буддизм в Туве
1.1. БУДДИЗМ - первая по времени возникновения мировая религия ………………………………..….
1.2. ЛАМАИЗМ - региональная форма северного буддизма, основанная на сочетании черт махаянмы и ваджраяны. …………..
1.3. Буддизм в Туве по материалам музея
…………………………………...
1.4.
Глава II. Устуу-хурээ
2.1. УСТУУ ХУРЭЭ -духовный и образовательный центр буддизма в Туве.
………….
2.2. УСТУУ-ХУРЭЭ - краткая хронология функционирования.
…………………………………………
2.3. ВОССТАНОВЛЕНИЕ ПАМЯТНИКА. ПРОВЕДЕННЫЕ РАБОТЫ
Глава III. История Кооп-Соокского монастыря
Глава IV
Заключение……………………………………………………………………...
Список литературы …………………………………………..…......................
Приложение …………………………………………………………………….
Введение
Актуальность исследования исследовательской работы:
Деятельность учреждений культуры сегодня обретает особую актуальность и выдвигает их на ответственные рубежи организации досуга населения. Сегодня как никогда упал престиж учреждений культуры.
Создание и поддержание имиджа руководителя и имиджа учреждения социально-культурной сферы требует больших расходов, длительного времени, и поэтому возникает противоречие между необходимостью постоянно иметь высокую прибыль, так как многие учреждения социально-культурной сферы предоставляют платные услуги, для того чтобы выжить в наше время, и долгосрочными инвестициями в имидж, не дающими быстрой отдачи. Но руководителям учреждений социально-культурной сферы надо помнить, что вернуть положительный имидж крайне сложно.
Имидж это очень большое понятие, имидж может быть как у людей, так и у учреждения. Имидж учреждения - это выражение его индивидуальности. Он позволяет ему заявить о самом себе, дает возможность стать узнаваемым среди аналогичных учреждений культуры, использовать современные методы.
Цель исследования: изучение имиджа учреждения.
Задачи:
-исследовать историю возникновения Кооп-Соокского монастыря;
- проанализировать литературу по данной теме;
- раскрыть понятие буддизм и ламаизм;
-изучить этапы создания Кооп-Соокского монастыря;
- выявить значение монастыря
Объект исследования: Кооп-Соокский монастырь.
Предмет исследования: История монастыря.
Методы исследования: анализ литературы, собеседования с информаторами.
База исследования: Кооп-Соокский монастырь села Кызыл-Даг Бай-Тайгинского кожууна
Исследовательская работа состоит из введения, четырех глав, заключения, списка литературы, приложения.
БУДДИЗМ - первая по времени возникновения мировая религия. Другие мировые религии возникли значительно позднее: христианство возникло приблизительно через пятьсот лет после буддизма, а ислам - более чем через тысячу. Мировой религией буддизм считается на том же основании, что и две другие только что названные религии: подобно христианству и исламу буддизм в своем распространении по земному шару решительно переступил этно- конфессиональные и этно- государственные границы, став религией самых различных народов с совершенно разными культурными и религиозными традициями.
Буддизм возник на северо-востоке Индии в областях добрахманистской культуры. Возникновение буддизма связывается с жизнью и проповеднической деятельностью Сиддхартхи Гаутамы Будды, жившего в VI-V до н.э. Буддизм быстро распространился по всей Индии и достиг максимального расцвета в конце I тысячелетия до н.э. - начале I тысячелетия н.э. Буддизм оказал большое влияние на зарождавшийся из брахманизма индуизм, однако был вытеснен индуизмом и к XII веку н.э. практически исчез из Индии. Основной причиной этого стало противопоставление идей буддизма освященному брахманизмом кастовому строю. Одновременно, начиная с III века до н.э., он охватил Юго- восточную и Центральную Азию и частично Среднюю Азию и Сибирь.
В настоящее время буддистов на родине буддизма менее одного процента от всего населения. Буддизм переместился из Индии в другие страны Азии.
В России буддизм в форме ламаизма получил распространение главным образом в трёх регионах: в Туве, в Калмыкии и в Бурятии. В Туву буддизм (в форме махаяны) проник ещё в конце XI века. B XVII веке в Туве утвердился ламаизм.
Буддийский мир простерся от Ланки (Цейлона) до Тувы и Бурятии, от Калмыкии до Японии; продолжается начавшийся в конце XIX века процесс распространения буддизма в Европе и Америке.
ЛАМАИЗМ - региональная форма северного буддизма, основанная на сочетании черт махаянмы и ваджраяны. Формирование ламаизма началось с VII века - времени проникновения буддизма в Тибет. В Тибете учение Будды вообще называется "путь" или "закон", но каждая секта обозначает себя по-своему: кадампа, кагьюдпа, сакьяпа, ньингмапа, гелугпа. XX века европейская наука отказалась от термина «ламаизм» вообще. Причина в следующем: начиная с 1959 года, притеснения и репрессии против монастырей и монахов в Тибете китайские власти мотивировали тем, что тибетский ламаизм - не настоящий буддизм, а его извращенная деградировавшая форма, а потому не может претендовать на защиту и сохранность как явление культуры. В связи с этим Далай-лама XIV веке предложил своим последователям и ученым-буддологам отказаться от понятия ламаизма и отныне говорить отдельно о тибетской, монгольской, бурятской, калмыцкой, тувинской национальных разновидностях буддизма.
УСТУУ ХУРЭЭ - ДУХОВНЫЙ И ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЦЕНТР БУДДИЗМА В ТУВЕ
Фрагменты атласа Чжуд-Ши (тибетской медицины)
«Я до сих пор помню то радостное переживание, с которым было связано мое посещение Тувы. Я увидел явные знаки подлинного интереса к возрождению вашей традиционной веры - буддизма.»
Устуу-Хурээ
Находился в урочище Чайлаг-Алаак, в долине Хемчика, на правом берегу реки Чадан, в 7 км севернее Чадана, у дороги, ведущей в поселок Бажин-Алаак. Для его строительства была выбрана живописная долина в трех верстах от ставки Хемчикского нойона Хайдыпа.
Устуу-хурээ - буквально "верхний хурээ", один из двух крупнейших храмовых комплексов, находившихся на территории Даа-кожууна, который включал в себя больше половины территории Тувы и считается колыбелью государственности тувинцев. Монастырь был одним из самых богатых, но отнюдь не самым большим. Цокчин (главный храм) был построен в 1905-1907 гг. богатым, влиятельным и очень честолюбивым нойоном Хайдыпом. Строительство осуществлялось под руководством и по проекту специально приглашенного тибетского ламы Кунтана Римпоче и при участии китайских мастеров. Население кожу-уна, обложенное дополнительными денежной и натуральной повинностями (лес для строительства, тяговый скот), непосредственно участвовало и в самих строительных работах: каждый сумон в назначенный день выставлял определенное число людей, готовивших раствор, сооружавших опалубку, ставивших леса и т.д. Проект монастыря тибетского образца привез в 1905 г. Кун-тан Римпоче, однако некоторые утверждают, что это типичная монгольская постройка, соединившая в себе архитектурные приемы Тибета и Китая. Скошенный низ типичен для тибетских построек, а легкий деревянный павильон второго яруса - для китайских. Устуу-хурээ стал венцом буддийского строительства в Туве. Подобного ему не было не только в Туве, но и на территории всего бывшего Союза. В 1930 г. после принятия специального постановления Устуу-хурээ был закрыт, а в 1937 г. - разрушен. До 1956 г. работала молельная юрта. Последний лама привез буддийские атрибуты в Республиканский краеведческий музей в Кызыле, где они находятся до сих пор. От главного храма остались только мощные, полутораметровой толщины глинобитные стены первого этажа, которые и сейчас возвышаются посреди обширного луга. В 1999 г. правительство России, признавая историческую и архитектурную ценность уникального храма Устуу-хурээ, приняло решение о его восстановлении. Учитывалось и то, что здесь находилось родовое имение Буян-Бадыргы, разделившего участь поруганного храма - он был расстрелян и до сих пор не реабилитирован. Завершение работы планируется на 2004 г.
Идею восстановления хурээ поддержали музыканты. Они организовывают в Чадане ежегодный фестиваль живой музыки "Устуу-хурээ", привлекая тем самым внимание, а также и средства для восстановления храма и обучения лам. III фестиваль живой музыки "Устуу-хурээ" прошел с 5-го по 8 июля 2001 г. В фестивале приняли участие 25 музыкальных коллективов и исполнителей, обладатель Гран-при прошлого года группа "Чаргы-Хая", народный хоомейжи Конгар-оол Ондар, Аяс Данзырын, Андрей Монгуш, ансамбль "Саяны", группа "Интернат" и другие. Также были гости - музыканты из Японии и Америки, Москвы, Волгограда и Абакана. Японский лама, играя на гитаре на улице, собрал 400 долларов пожертвований для храма.
Краткая хронология
УСТУУ-ХУРЭЭ - КРАТКАЯ ХРОНОЛОГИЯ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ
Фрагменты сохранившихся глинобитных стен, 1984 г.
«Пламя лампады этого хурээ еще не погасло» - так сказал о храме Устуу-Хурээ Его Святейшество Далай-Лама XIV, посетивший его развалины в сентябре 1992 года во время визита в Туву.
ВОССТАНОВЛЕНИЕ ПАМЯТНИКА. ПРОВЕДЕННЫЕ РАБОТЫ.
Тувинские паломники с подношениями для Далай-лам
Паломники у стен Устуу-Хурээ
Стены Храма Верхне-Чаданское Хурээ
В настоящее время храм Устуу-Хурээ является священным местом для многих тувинцев. На территории памятника проводятся культовые обряды.
Макет главного храма Верхне-Чааданского Хурээ
С 80-х годов проводились исследовательские работы, и разработан проект реставрации и воссоздания храма. К 1992 году было завершено проектирование восстановления и реставрации храма в полном объеме. С 1992 года по настоящее время выполнено:
1) расчистка завалов внутри Храма;
2) устройство ленточного фундамента под деревянным каркасом здания;
3) изготовление деревянных деталей каркаса нижнего яруса храма (верхних и нижних балок, столбов), обработка художественной резьбой элементов каркаса
Кызыл-Даг
Кызыл-Даг находится 48 км от Ак-Довурака. Маленькое тувинское село, затерявшееся среди гор, но известное не только в Туве, но и далеко за Саянами. Судите сами: Кызыл-Даг дал Туве 18 камнерезов - членов Союза художников России. Среди них - 4 лауреата Государственной премии РФ им. Репина, один народный художник России и 3 заслуженных художника Тувы. Фигурки животных, созданные бай-тайгинскими мастерами из агальматолита, который тувинцы называют чонар-даш - "мягкий камень", побывали на выставках во многих странах мира.
Главной достопримечательностью Кызыл-Дага считается буддийский храм, первым возведенный в 1990 г. в ознаменование возрождения буддизма в Туве. Местные художники-камнерезы Саая Когел и Сергей Кочаа начали строить в Кызыл-Даге камнерезную мастерскую для школьников. Министерство просвещения Тувы выделило часть денег, а чтобы привлечь к строительству народ, было решено на втором этаже построить хурээ. Все работы были завершены за 7 месяцев. Обряд освящения совершил бывший лама Куулар Шамбай-оол, учившийся в свое время в Верхнечаданском хурээ. Доржу Салчак, сын местного ламы, рассказал землякам о тайнике в пещере и о завещании своего отца.
Лама, отец Сал Доржу Дамбыевича
Убранство монастыря из пещеры.
В результате новый хурээ обрел все необходимое для храма: книги, медные тарелки и чаши, бубен, хорошо сохранившиеся сутры, стрелу, символизирующую священный нож Бурбу, лампадку и даже масло к ней... Помещение храма украсили художники: член Союза художников Хеймер-оол Донгак создал скульптуру буддийского божества; заслуженный художник РСФСР Дондук Дойбухаа вырезал из агальматолита Сагаан Тарийеге - Белую Тару; всю роспись по дереву осуществил Саая Когел.
Саая Когел Мижитеевич.
Сегодня идут в храм люди, чтобы поклониться буддийскому божеству, успокоить свои растревоженные души. Большим уважением в селе пользуется народный умелец Сергей Кочаа, владеющий самыми разными ремеслами: он изготавливает седла (причем не только тувинские, но и русские, казачьи), делает великолепные ножи, металл для которых берет со списанной техники, используя, например, полуоси японского трактора.
Рядом с Кызыл-Дагом есть местечко Кооп-Соок ("много костей"). Здесь некогда был буддийский храм, в котором служили 300 монахов. До сих пор сохранилась легенда: некогда на местных мирных жителей напали завоеватели с намерением угнать скот, но с небес грянул каменный град, и чужеземцы погибли. Может быть, это не просто легенда, а сохранившиеся в народной памяти сведения о метеоритном дожде? Во всяком случае, в этих краях и сейчас можно отыскать в земле кости. Здесь была найдена могила древнего воина в доспехах. Сохранились здесь и огромные камни, заложенные в фундамент хурээ, который был сожжен в 1929 г.
А в настоящее время вместо старого храма построили новый храм. Строительство храма начато с 2011 года. И важную роль в этом деле играл Саая Когел Мижитеевич. Он внёс все свои силы на стройку нового храма. Спонсорами стали более ста человек. Главными спонсорами стали: Бичелдей Артем и Антонина Соктааевна, Сарыглар Петр Допчунович , Сарыглар Андрей Допчунович и Хорагай Николаевна, Сарыглар Допчунович,Сарыглпр Алексей Допчунович, Сарыглар Чечен-оол Допчунович, Салчак Арбай-оол и Айлан Маар-ооловна, Дагбы Тогус-оол и Алена Дуктуговна и более сотни человек. Строители под руководством Саая Когел Мижитеевича построили главный корпус монастыря, мани-хурту, дом для гостей, дом для пикника молящих. На территории в настоящее время посадили аллею из хвойных и лиственных деревьев. Кроме С.К.М. в монастыре есть молодые хуураки.
Новый Кооп-Соокский монастырь
Мани-хурту
Барабаны вокруг монастыря.
Во время освещения горы « Бай-Тайга» в храм приезжают из всех кожуунов Республики Тыва. Из слов информатора Саая К.М. есть такая легенда. « Во время сражениях в местечко «копту» Китая тувинцы победили. Монгольский камбы лама с удивлением посмотрел и думал «Какая-то невиданная сила оберегает тувинцев». Этот камбы лама вследом поехал за тувинцами и увидел, что «хозяин» горы Бай-Тайга оберегает всех тувинцев и предложил построить храм в подножии горы «Бай-Тайга». Сначала были юрты для молельни. Потом построили храм. Сожжен храм. Теперь в 1990 году возведен храм в селе «Кызыл-Даг» и в старом месте возведен новый храм в 2011 году в местечке « Тейлер».
Председатель правительства РТ Кара-оол Ш.В. приезжает в освещение горы « Бай-Тайга»
Вывод:
«Народ, не знающий или забывший своё прошлое, не имеет будущего»
(Платон)
Торел билбес тоорээр,
Тоогу билбес турээр.
Сегодня идут в храм люди, чтобы поклониться буддийскому божеству, успокоить свои растревоженные души